Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагарина С.Н., Еськова Е.С.

На современном этапе экономического развития корпоративное управление представляет собой управление организацией как открытой социо-эколого-экономической системой. Развитие корпоративной социальной ответственности в России осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями, но характеризуется отстающими темпами и практически не охватывает субъекты малого и среднего бизнеса, которые позиционируют благотворительность как основную форму социальной ответственности. В статье с учетом специфики современного этапа экономического развития дано определение корпоративной социальной ответственности, представлены результаты исследования корпоративной социальной ответственности предприятия фармацевтического кластера Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

At the present stage of economic development, corporate governance is the management of an organization as an open socio-ecological and economic system. The development of corporate social responsibility in Russia is carried out in accordance with global trends, but is characterized by lagging rates and practically does not cover small and medium-sized businesses that position charity as the main form of social responsibility. In the article, taking into account the specifics of the current stage of economic development, the definition of corporate social responsibility is given, the results of the study of corporate social responsibility of the enterprise of the pharmaceutical cluster of the Kaluga region are presented.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

С.Н. Гагарина, канд. экон. наук Е.С. Еськова, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-1-32-35

Аннотация. На современном этапе экономического развития корпоративное управление представляет собой управление организацией как открытой социо-эколого-экономической системой.

Развитие корпоративной социальной ответственности в России осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями, но характеризуется отстающими темпами и практически не охватывает субъекты малого и среднего бизнеса, которые позиционируют благотворительность как основную форму социальной ответственности.

В статье с учетом специфики современного этапа экономического развития дано определение корпоративной социальной ответственности, представлены результаты исследования корпоративной социальной ответственности предприятия фармацевтического кластера Калужской области.

Ключевые слова: корпоративное управление, социальная ответственность, деловая репутация, устойчивое развитие, бизнес

На современном этапе экономического развития корпоративное управление представляет собой управление организацией как открытой, сложной социо-эколого-экономической системой, что обусловливает необходимость учета интересов всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров).

Как отмечено в Отчете о глобальных рисках Всемирного экономического форума 2019 г., главными рисками по их вероятности и влиянию являются экологические и социальные риски [1]. Ведущее место в решении глобальных проблем занимает бизнес, что и актуализирует проблему роли и ответственности бизнеса за будущее общественного развития. При этом в западной литературе социальная ответственность бизнеса достаточно давно является предметом дискуссии. Так, Д. Ри-кардо - английский экономист эпохи промышленной революции, классик политической экономии - обратил внимание на то, что предпринимательская деятельность не должна ограничиваться только получением прибыли и приносить пользу отдельной личности, а быть общественно полезной.

В современном обществе содержанием предпринимательской деятельности явля-

ется не только хозяйственная деятельность, но и принятие ответственности за текущее состояние и перспективы развития социальной среды на макро-, мезо- и микроуровнях. Следует отметить, что развитие корпоративной социальной ответственности (КСО) - сложный, непрерывный и ресурсоемкий процесс, напрямую оказывающий влияние на повышение деловой репутации.

С экономической точки зрения деловая репутация представляет собой нематериальное благо, которое подлежит оценке, являясь объектом бухгалтерского учета, и защите [2]. Нормативное закрепление защиты деловой репутации подчеркивает особую значимость данного нематериального актива в функционировании и развитии экономических субъектов. Деловая репутация является важнейшим компонентом, который зачастую определяет устойчивость организации, ее рейтинг на рынке.

Прошло почти шесть лет (сентябрь 2015 г.) с тех пор, как были ратифицированы семнадцать Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР), интегрирующие три аспекта устойчивого развития -экономический, социальный и экологический. Современные исследователи наряду

с экономическими, социальными, экологическими факторами устойчивого развития выделяют четвертый фактор - институциональный (управленческий). Несмотря на то, что ЦУР ООН можно структурировать по трем приоритетам (экономическим, социальным, экологическим), по сути, ЦУР 16 и ЦУР 17 направлены на решение институциональных проблем [3].

В настоящее время, в условиях высокой степени неопределенности перспектив развития, руководители организаций наряду со стейкхолдерами рассматривают реализацию целей устойчивого развития в качестве фактора роста. Не вызывает сомнения, что основная ответственность за достижение поставленных целей находится в зоне ответственности органов власти и управления, но их реализация возможна на основе механизмов общественно-государственно-частного партнерства. Интеграционный подход к реализации ЦУР предполагает активное участие бизнеса. Как показывают результаты исследования, проведенного крупнейшей аудиторско-консалтинговой группой в России (PwC), почти три четверти компаний (72 %) в мировом масштабе и 55 % российских компаний, принимавших участие в исследовании, в своих публичных отчетах открыто упоминали ЦУР [4]. В этой связи можно сделать вывод о том, что корпоративная социальная ответственность представляет собой частный случай реализации целей и задач устойчивого развития в рамках функционирования экономического субъекта. При принятии корпоративной социальной ответственности организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние деятельности организации на различные стороны общественной жизни. Это обязательство носит неформальный, добровольный характер.

Интегрируя в свои стратегии развития адаптированные ЦУР ООН, с учетом ключевых проблем функционирования и развития организации, на основе комплексного подхода, можно выделить следующие направления программных мероприятий в рамках КСО: корпоративная культура; соблюдение прав человека; безопасность, охрана труда и рабочее место; мероприя-

тия по снижению влияния деятельности организации на изменение климата; охрана природы и окружающей среды; содействие в развитии локального сообщества и бизнеса; взаимодействие с обществом.

Распространение концепции устойчивого развития стало причиной разработки и утверждения стандартов в области КСО на мировом и национальном уровнях: SA8000 (Social Accountability 8000); AA1000SES (Stakeholders Engagement Standard); GRI (Global Reporting Initiative); ТПП РФ «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в РФ»; Базовые индикаторы результативности РСПП; ICCSR-08260008000 или CSR; ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. «Руководство по социальной ответственности».

Таким образом, обобщив особенности современного этапа экономического развития, можно дать следующее определение корпоративной социальной ответственности: КСО представляет собой систему ценностей и этических норм, экономических, социальных и экологических мероприятий, реализация которых осуществляется на комплексной, интеграционной основе, с учетом интересов стейк-холдеров, и нацелена на снижение рисков, долгосрочное улучшение имиджа и повышение деловой репутации, и, как следствие, обеспечивающих рост прибыльности, капитализации, конкурентоспособности и устойчивое развитие организации.

На международном уровне экологичный и социально ориентированный подход, основанный на принципах ответственного инвестирования (UNPRI), разработанных по инициативе ООН, используется при принятии инвестиционных решений с середины 2000-х годов. Шесть принципов предлагают перечень возможных действий для включения вопросов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) в инвестиционную практику [5]. Ряд зарубежных инвесторов вкладывают свои средства только в компании, соблюдающие принципы ESG. За пятнадцатилетний период (20062021 гг.) количество компаний, подписавших принципы ответственного инвестирования составило около 3 тысяч (прирост по

сравнению с 2020 г. составил более тысячи новых подписантов). Объем активов, находящихся в их управлении - 100 триллионов долларов США [6].

С ростом интереса инвесторов к принципам устойчивого развития появилась необходимость формирования конкретных критериев оценки. Инструментом оценки деятельности организации, наряду с кредитным рейтингом, является рейтинг ESG, определяющий в какой степени деятельность компании и ее ключевые бизнес-

Для большинства российских компаний тема ответственного инвестирования на сегодняшний день пока еще не является приоритетом развития. Но со стороны государства, в лице институтов развития и Банка России, наблюдается позитивная динамика в этом направлении. В декабре 2019 г. Общество с ограниченной ответственностью «Национальное Рейтинговое Агентство» (НРА) утвердило методологию присвоения рейтингов ESG и предлагает клиентам определять соответствие внутренней политики и деятельности компаний принципам устойчивого развития на основе объективной оценки. В апреле 2021 г. НРА актуализировало Методологию присвоения ЕБО-рейтингов. В новой версии Методологии наборы показателей для оценки дифференцированы в зависимости от сектора, в котором компания осуществляет свою деятельность [7].

В рамках данного исследования проведен анализ развития КСО на предприятии Калужского фармацевтического кластера -завода «Берлин-Фарма Менарини». Анали-

решения ориентированы на устойчивое развитие в экологической, социальной и экономической сферах. На сегодняшний день единой системы оценки пока не существует вследствие сложности учета качественных характеристик. При этом ряд рейтинговых агентств разработали собственную методологию присвоения ESG-рейтинга. В таблице представлены ключевые факторы оценки при присвоении рейтинга ЕБО.

зируемое фармацевтическое предприятие в основе своей деятельности ориентируется на улучшение качества лекарственной продукции, оптимизацию финансовых показателей [8], использует современные достижения науки и техники, выступает инициатором проведения научных исследований.

По результатам анализа сделан вывод о значимом прямом влиянии принятой корпоративной социальной ответственности на формирование деловой репутации. Оценка деловой репутации на основе качественных (социологический опрос) и количественных методов оценки, позволяющих получить количественные показатели нематериальных активов, которые формируют деловую репутацию (число постоянных клиентов; рентабельность, объем продаж; привлеченные инвестиции и др.) свидетельствует о положительной деловой репутации «Берлин-Фарма Менарини» в разработке инновационных фармацевтических препаратов и готовых лекарственных средств.

Таблица. Ключевые факторы оценки при присвоении рейтинга ЕБО [6]

Е-факторы Б-факторы О-факторы

Экологическая политика Политика в области корпоративной социальной ответственности Деловая репутация

Влияние на атмосферу Оплата труда сотрудников Стратегия развития

Влияние на водную среду Социальная защищенность и профессиональное развитие сотрудников Эффективность Совета директоров

Влияние на землю Текучесть кадров Деятельность исполнительных органов

Обращение с отходами Охрана труда и производственная безопасность Система управления рисками

Учет показателей, влияющих на окружающую среду Работа с клиентами Степень транспарентности информации

План по снижению негативного влияния на окружающую среду План по улучшению социально значимых показателей Защита прав собственников

«Зеленые» проекты в кредитном портфеле (только для банков)

Таким образом, корпоративная соци- достижении целей устойчивого развития, альная ответственность является ключе- вероятнее всего, получат поддержку всех вым фактором устойчивого развития орга- заинтересованных сторон - инвесторов, низации в долгосрочной перспективе. Ор- регуляторов, потребителей, сотрудников и ганизации, демонстрирующие лидерство в общества в целом.

Библиографический список

1. Введение в стратегическое управление активным долголетием: теория, методология, практика: монография / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Н.Н. Чаусов; под ред. Н.Ю. Чау-сова. - Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского., 2020. - 178 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 05.06.2021)

3. Цели в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения 29.04.2021)

4. Задачи в области ЦУР, 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.com/sdgchallenge (дата обращения 29.04.2021)

5. About the PRI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unpri.org/pri/about-the-pri (дата обращения 01.06.2021)

6. Принципы ответственного инвестирования подписали около 3 тысяч компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20210603/investirovanie-1735510869.html (дата обращения 05.06.2021)

7. Национальное рейтинговое агентство утвердило новую версию методологии присвоения ESG-рейтингов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infragreen.ru/news/naczionalnoe-rejtingovoe-agentstvo-utverdilo-novuyu-versiyu-metodologii-prisvoeniya-esg-rejtingov.html (дата обращения 05.06.2021)

8. Кондрашова Н.Г. Теоретические и практические аспекты анализа налоговой нагрузки коммерческой организации // Аудит и финансовый анализ. 2019. №4. С. 24-29.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

S.N. Gagarina, Candidate of Economics, Associate Professor E.S. Eskova, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. At the present stage of economic development, corporate governance is the management of an organization as an open socio-ecological and economic system.

The development of corporate social responsibility in Russia is carried out in accordance with global trends, but is characterized by lagging rates and practically does not cover small and medium-sized businesses that position charity as the main form of social responsibility.

In the article, taking into account the specifics of the current stage of economic development, the definition of corporate social responsibility is given, the results of the study of corporate social responsibility of the enterprise of the pharmaceutical cluster of the Kaluga region are presented.

Keywords: corporate governance, social responsibility, business reputation, sustainable development, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.