Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ESG-ФАКТОРОВ В НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ РЕГИОНОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ESG-ФАКТОРОВ В НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ / ESG-ФАКТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / FASTТRACK ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Довбий Ирина Павловна, Кобылякова Влада Валерьевна, Минкин Александр Александрович

Глобальный переход к новому технологическому укладу происходит на фоне беспрецедентного подрыва экономических правил как на уровне международных организаций, так и на уровне государств. Практически все сегменты глобальной экономики подчиняются новым стандартам - принципам ESG. В России намечен запуск нового инвестиционного цикла. Привлечение инвестиций обусловливает необходимость придерживаться ESG-принципов при разработке региональных стратегий и программ. В статье рассматриваются проблемы запуска нового инвестиционного цикла в российских регионах и выработки региональной инвестиционной политики в контексте учета происходящей в мире ESGтрансформации. Цель исследования - выявить возможность имплементации ESG-факторов в новый инвестиционный цикл регионов. Задачи исследования: определить текущие экономические условия и сформированность институционального механизма запуска нового инвестиционного цикла; сформулировать исходные положения и методологические принципы имплементации ESG-факторов в региональный инвестиционный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF ESG FACTORS IN THE NEW INVESTMENT CYCLE OF REGIONS

The global transition to a new technological order is taking place against the background of an unprecedented undermining of economic rules both at the level of international organizations and at the level of states. Almost all segments of the global economy are subject to new standards ESG principles. The article examines the problems of launching a new investment cycle in Russian regions and developing a regional investment policy in the context of taking into account the ESG transformation taking place in the world. The purpose of the study is to identify the possibility of implementing ESG factors in the new investment cycle of the regions. Research objectives: to determine the current economic conditions and the formation of the institutional mechanism for launching a new investment cycle; formulate the starting points and methodological principles for the implementation of ESG factors in the regional investment process.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ESG-ФАКТОРОВ В НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ РЕГИОНОВ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 10 (456). Экономические науки. Вып. 74. С. 77-86.

УДК 332.1+330.322 DOI 10.47475/1994-2796-2021-11008

ББК 65.04

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ESG-ФАКТОРОВ В НОВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ РЕГИОНОВ

И. П. Довбий, В. В. Кобылякова, А. А. Минкин

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия

Глобальный переход к новому технологическому укладу происходит на фоне беспрецедентного подрыва экономических правил как на уровне международных организаций, так и на уровне государств. Практически все сегменты глобальной экономики подчиняются новым стандартам — принципам ESG. В России намечен запуск нового инвестиционного цикла. Привлечение инвестиций обусловливает необходимость придерживаться Е8С-принципов при разработке региональных стратегий и программ. В статье рассматриваются проблемы запуска нового инвестиционного цикла в российских регионах и выработки региональной инвестиционной политики в контексте учета происходящей в мире Е8С-трансформации. Цель исследования — выявить возможность имплементации Е8С-факторов в новый инвестиционный цикл регионов. Задачи исследования: определить текущие экономические условия и сформированность институционального механизма запуска нового инвестиционного цикла; сформулировать исходные положения и методологические принципы имплементации Е8С-факторов в региональный инвестиционный процесс.

Ключевые слова: регион, инвестиционный цикл, ESG-факторы, региональный инвестиционный процесс, FastТrack для инвестиций в регионах.

С началом глобального системного кризиса 2020-х гг. для России открылась новая экономическая реальность: прежний идеологический базис, лежавший в основе национальной инвестиционной политики, устарел. Во-первых, не сбылись ожидания реформаторов 1990-х, считавших, что драйвером модернизации национальной экономики станут инвестиции, в том числе иностранные. Вместо этого «Россия за 30 лет после распада Советского Союза субсидировала мировую финансовую систему на $ 1 трлн. А если брать весь бывший Советский Союз, то объем вывезенного капитала составляет $ 2 трлн... Речь идет о том, к чему привело следование рекомендациям МВФ при проведении макроэкономической политики»1. Во-вторых, мировой кризис «не сыграл традиционной роли "санитара" отечественной экономики, более того, он обусловил противоречивые последствия для институтов, генерирующих инновационные процессы», в том числе для науки [9]. Таким образом, для России время «догонять» было упущено. Для быстрого перехода национальной экономики в шестой технологический уклад необходимы инвестиции, иначе вместо получения «ренты развития» придется платить «ренту отсталости».

Обозначим лишь несколько трендов шестого технологического уклада, которые необходимо

1 https://tass.ru/ekonomika/7037106

учитывать при формировании новой инвестиционной политики [1, 2, 5, 6]:

1) кардинальные технологические изменения породили новые принципы конкуренции, когда наряду вытеснением посредников из цепочек добавленной стоимости на государственном уровне принимаются решения, «замешанные» на протекционизме и санкциях;

2) исчерпание резервов роста неолиберальной модели мироустройства обусловило истощение так называемой «подушки безопасности» общества (среднего класса), углубление социальной дифференциации, как следствие — переход в режим самовоспроизводства таких явлений, как международный терроризм, киберпреступность и пр.;

3) затухающая динамика цивилизационного развития, основу которой многие столетия составляли ссудный процент и экстенсивное расширение рынков, поставила вопрос о переходе к новой цивилизационной парадигме;

4) трансформация структуры ресурсов, формирующих конкурентные преимущества государств, на первый план выдвинула такие ресурсы, как экологически чистые территории, пригодные для проживания и сельхозосвоения, питьевая вода, критические технологии, здоровье нации;

5) цифровая трансформация запустила процесс изменения бизнес-моделей развития различных

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ

ЦЕЛИ 1 УСТОЙЧИВОГО РАЗЕ !ИТИЯ

отраслей и экономических систем на всех уровнях управления, обозначив в качестве особых требований к инвестициям ESG-факторы.

Все перечисленное является исходными условиями, при которых на сентябрьском финансовом форуме в Москве в 2020 г было заявлено о запуске «нового инвестиционного цикла» в российских регионах. Инициатива правительства России направлена на поощрение бизнеса к капиталовложениям. Она должна реализоваться в формате четырех проектов и коснуться:

- регуляторных изменений в режиме соглашений о защите и поощрении капиталовложений;

- создания предпосылок для инвестиционных проектов в регионах,

- реинжиниринга правил промышленного строительства;

- генерации денежных потоков для финансового обеспечения капиталовложений1.

Новый инвестиционной цикл в России начинается в момент, когда в мире формируется парадигма развития, выражаемая понятиями, которые уже прочно вошли в корпоративную отчетность, ESG-рейтинги, в оценки аналитиков и инвесторов инвестиционной привлекательности компаний: «устойчивое развитие» (sustain-abledevelopment, SD), «ответственное ведение бизнеса» (responsiblebusinessconduct, RBC), ESG-finance.

Подписание Российской Федерацией в 2016 г. Парижского соглашения по климату определило поворот национальной экономики в сторону экологичности (Е), социальной ответственности и качественного корпоративно управления (О), дав определенный сигнал хозяйствующим субъектам: инвестирование должно отвечать долгосрочным общественным интересам и быть ответственным. Ответственное инвестирование (РЫ) означает, что принятие инвестиционных решений инвесторами обосновывается с учетом ЕБО-факторов и соответствует целям устойчивого развития (рис. 1).

В контексте сохранения и развития глобальных цепочек добавленной стоимости соответствие ESG-практикам является, с одной стороны, условием привлечения ответственных инвесторов, с другой — обязательным требованием для бизнеса всех отраслей, форм собственности и размеров. В противном случае:

1 https://www.rbc.ru/newspaper/2021/03/15/604232099a 79471cc6eb3997

Рис. 1 Устойчивое развитие и ESG-факторы

Источник: [16].

• предприятия, не желающие играть по «зеленым» правилам, будут терять свою стоимость;

• отказ от ESG-принципов со стороны кредиторов и инвесторов может иметь следствием появление системных рисков в экономике;

• концентрация кредитной активности в секторах реальной экономики с высокими выбросами СО2 будет усиливать риски в финансовом секторе.

По данным рейтингового агентства Expert, в РФ порядка 80 % компаний реального сектора серьезно не воспринимают ESG-практики [8]. Между тем продвижение ESG-принципов является уже неотъемлемой частью государственной политики многих государств.

Новый инвестиционный цикл в России потребует существенных инвестиций. И хотя на самом высоком государственном уровне принято решение в качестве инвестиций максимально использовать внутренние резервы государства [12], тем не менее привлечение иностранных инвесторов становится возможным только при условии соответствия признанным в мире ESG-принципам. Это предполагает формирование в национальной экономике соответствующей институциональной среды.

Институциализаця ESG-принципов началась в 2004 г., когда генеральный секретарь ООН Кофи Анан в докладе «WhoCaresWins» (WCW — «Неравнодушный побеждает») к Chief Executive Officer (главным исполнительным директорам) крупнейших компаний мира призвал пересмотреть стратегические приоритеты и начать ESG-трансформацию, когда не создание акционерной стоимости должно стать смыслом существования компании, а инициативы по снижению воздействия на климат [18]. Институциональные ин-

весторы поддержали инициативы WCW: они согласились на отказ от краткосрочного подхода к инвестициям, отдав предпочтение долгосрочному экономическому процветанию. Было положено начало совместной с ООН разработке «Принципов ответственного инвестирования» (PRI), в соответствии с которыми институциональные инвесторы и управляющие активами должны надлежащим образом учитывать, как ЕБО-проблемы могут повлиять на эффективность инвестиционных портфелей.

Пандемия COVID-19 создала условия, когда «не только институциональные инвесторы, но и политики стран с развитыми рынками четко и ясно дали понять, что намерены следовать принципам ЕБО — с фокусом на борьбу с изменением климата» [14]. Ответственное инвестирование и ведение бизнеса на принципах ЕБО постепенно становится глобальной нормой. Таким образом, запуск нового инвестиционного цикла в национальной экономике должен опираться на прочный институциональный фундамент, в который должны быть имплементированы ЕБО-принципы.

Обозначим основные законодательные и нор-мотворческие инициативы, наиболее значимые из которых определили параметры запуска «нового инвестиционного цикла».

1. Принятие в апреле 2020 г. Федерального закона № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» позволило ввести в правовое поле новую форму инвестиционного сотрудничества государства и бизнеса — соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которое должно обеспечить, с одной стороны, стабилизацию законодательства, с другой — возмещение расходов на создание и / или модернизацию инфраструктуры, потребности в которой возникают в процессе реализации проектов.

2. Постановлением Совета Федерации РФ от 8 июля 2020 г. № 274-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» определена необходимость «стимулировать применение субъектами Российской Федерации инвестиционного налогового вычета на своих территориях, в том числе обеспечив признание указанного вычета эффективной налоговой льготой». С этой целью предусмотрены «ежегодно начиная с 2021 года бюджетные ассигнования на

частичную компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».

3. Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» определена необходимость в течение предстоящих десяти лет обеспечить реальный рост инвестиций в основной капитал на 70 %.

4. Распоряжением Правительства РФ от 9 сентября 2020 г. № 2286-р создано Агентство инвестиционного развития (АИР), призванное формировать дополнительные условия для инвестиций и капиталовложений на территории России. Здесь следует сделать акцент на том факте, что в качестве целевых приоритетов определены РЯ- и GR-сопровождение инвестиционных проектов; осуществление сделок с промышленной недвижимостью; инвестиционный девелопмент и консалтинг и т. д. В качестве целевой аудитории, с которой придется работать АИР, рассматриваются потенциальные инвесторы из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В данном контексте важно учитывать, что теория и практика зарубежного и отечественного инвестиционного анализа динамично прогрессирует в направлении развития ESG-критериев.

5. Поручение Президента РФ от 26 июня 2021 г. № Пр-1096 «Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума» содержит положения, призванные:

• Пр-1096, п. 2 г) — «создать систему поддержки новых инвестиционных проектов (исходя, в том числе, из приоритетных направлений развития территорий субъектов Российской Федерации) и обеспечить ее внедрение к 2024 году во всех субъектах Российской Федерации, в первую очередь в субъектах Российской Федерации, в которых привлечение инвестиций находится на низком уровне»;

• Пр-1096, п. 1 и) — «обеспечить возможность реализации начиная с 1 июля 2022 г. на территории Российской Федерации климатических проектов по сокращению (предотвращению) выбросов парниковых газов и (или) увеличению поглощения парниковых газов, предусмотрев принятие необходимых нормативных правовых актов. Именно в этом пункте нашли отражение заявленные Президентом РФ на Саммите лидеров по вопросам климата положения».

6. Распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2021 г. № 2471-р на общественное обсужде-

ние представлен проект Соглашения о намерениях между Правительством Российской Федерации и публичным акционерным обществом «Газпром» в целях развития в Российской Федерации высокотехнологичной области «Развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа», что фактически означает «дорожную карту» развития высокотехнологичных отраслей.

7. Распоряжением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 3024-р государственная корпорация «ВЭБ.РФ» была наделена функционалом методического обеспечения «инвестиционной деятельности в сфере устойчивого развития и привлечения внебюджетных средств, актуализации критериев, требований к верификации проектов, подходов к оценке воздействия на окружающую среду и климат, информационного сопровождения и взаимодействия с международными финансовыми организациями» [13].

Важными институтами, которые напрямую относятся к запуску инвестиционного цикла, являются национальные проекты, федеральные и ведомственные программы. Согласно данным электронного бюджета, за 2019-2024 гг. в РФ предполагается реализовать 3692 региональных проекта на сумму 9 875 454,63 млн руб., в том числе возвести 7180 объектов капитального стро-ительства1.

Особую роль в институциональном обеспечении ЕБО-трансформации играет Банк России. В 2019 г. в ЦБ РФ была создана рабочая группа для разработки концепции организации методологической системы по развитию «зеленых» финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. №706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» определило возможности для финансирования проектов устойчивого развития. Целый ряд нормативных правовых актов ЦБ РФ предшествующих лет направлен на стимулирование выпуска и обращения «зеленых» финансовых инструментов в части стандартов эмиссии ценных бумаг и раскрытия эмитентами соответствующей информации2, оценки влияния климатических рисков на финансовый сектор [3],

1 http://budget.gov.ru/epbs/faces/oracle/webcenter/ portalapp/pagehierarchy/Page585jspx?territory=P&_adf. ctrl-state=4rti91uig_151&regionId=75

2 Положение Банка России от 27 марта 2020 г. № 714-П «О раскрытии информации эмитентами

эмиссионных ценных бумаг».

рекомендаций по внедрению принципов ответственного инвестирования институциональными инвесторами3 и др. Важными нормотворчески-ми инициативами 2021 г. стали: рекомендации по регулированию деятельности коммерческих банков4, раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации5; проект «Основных направлений развития финансового рынка России на 2022, 2023 и 2024 годы», проект «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года».

Таким образом, можно сделать вывод, что в России на федеральном уровне заложена не просто правовая основа для запуска нового инвестиционного цикла, но и предпосылки для импле-ментации ЕБО-принципов в реальном и финансовом секторах национальной экономики.

В контексте запуска нового инвестиционного цикла в регионах следует назвать инициативы Минэкономразвития России, в частности проект «FastТrack для инвестиций в регионах (система поддержки средних инвестиционных проектов)» РГ0ЮС06- ПР02 [11].

FastTrack должен содержать правила формирования и внедрения стандартов запуска и сопровождения инвестиционных проектов, предусматривающих оптимальные «клиентские пути» инвестора (от идеи реализации проекта до его завершения). Для ответственных и зарубежных инвесторов решающим аргументом при принятии инвестиционного решения могут стать ЕБО-критерии.

Здесь следует вспомнить опыт крупных советских предприятий, несущих значительную социальную нагрузку в регионах по содержанию объектов социальной инфраструктуры, особенно в моногородах. Экономические реформы 1990-х гг., акционирование и приватизация проводились в условиях господства доктрины примата акционерной стоимости, и социальная нагрузка существенно снижала инвестиционную привлека-

3 Информационное письмо Банка России от 15 июля 2020 г. № ИН-06-28/111 «О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования».

4 Приказ Банка России от 5 апреля 2021 г. № 03-40-4/2915 «Об ответах на вопросы к встрече «Регулирование Банком России деятельности коммерческих банков».

5 Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».

ESG-критерии в FastTrack для инвестиций в регионах

FastTrac-позиция Раскрытие FastTrack-позиции ESG-критерии (авторские предложения)

Инвестиционная декларация субъекта РФ Раскрывает персональные обязательства главы региона перед инвесторами о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса, учитывает специфику каждого региона, а также содержит конкурентную / систематизированную информацию о приоритетных направлениях, инвестиционном потенциале и другую информацию, необходимую инвесторам для принятия решений об инвестициях в проекты Целесообразно дополнительно включить: - декларацию о приверженности ESG-принципам, поддержке и содействии «ответственному», «зеленому» и «устойчивому» инвестированию; - перечень экономических субъектов из списка «трехсот» Минприроды РФ, действующих на территории субъекта Федерации, которые должны начать проводить политику ESG-трансформации

Инвестиционная карта субъектов РФ Содержит информацию о перспективных планах пространственного развития каждого региона (включая информацию о ресурсной базе и об обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктур, строительных площадках), о мерах поддержки, а также о полезных ископаемых и подрядных организациях Должна содержать информацию: о предприятиях-загрязнителях из списка «трехсот» Минприроды РФ, которым требуются инвестиции для внедрения наилучших доступных технологий; о проблемах эколого-экономической безопасности региона и перспективных планах решения этих проблем посредством реализации инвестиционных проектов на территории региона

Свод инве стиционных правил Определяет оптимальный пошаговый алгоритм действий («клиентский путь») инвестора (в ключевых ситуациях, например, получение разрешений, присоединение к сетям и т. д.), планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории субъекта Российской Федерации Наряду с определением оптимального алгоритма действий инвестора («клиентский путь») должен содержать требования ESG-критериев по конкретным отраслям и сферам

Инве стиционный комитет региона Агентство инвестиционного развития субъекта Федерации Консультационный механизм коммуникаций инвесторов и региональных властей (консультационные и координирующие органы) в части фиксации проблем, возникающих у инвесторов на региональном уровне, осуществляющих функции операционных центров сопровождения инвестиционных проектов в субъектах РФ Целесообразно: - в нормативных документах, регулирующих деятельность (соответственно в положении об инвестиционном комитете или агентстве развития), следует указать на обязательное участие данных структур в организации, обеспечении разработки и финансировании крупных проектов, направленных на развитие экономик территорий в соответствии с ESG-критериями, в том числе на принципах государственно-частного партнерства; - в составе членов данных структур на постоянной или ассоциированной основе должны присутствовать лица, способные дать квалифицированную оценку региональным инвестиционным проектам на предмет их соответствия ESG-критериям

Источник: разработано авторами в соответствии с [11].

тельность. Следствием этого стало демонстратив- ;

ное сокращение социальных расходов. В настоя- I

щее время мировой тенденцией стала социальная ]

ответственность бизнеса в регионах присутствия. ч

Для инвесторов (частных и институциональных) < компании — объекты инвестиций оцениваются

с позиции ESG-принципов. Наличие у российских (

компаний собственных КР1 в области ESG по- ]

зволит успешно взаимодействовать с инвесторами, в том числе на глобальном рынке капиталов. Пропаганда и расширение действия принципов устойчивого развития на национальном уровне актуализируются еще и потому, что российский финансовый сектор в первую очередь должен быть представлен «внутренним», российским институциональным инвестором. Следовательно,

методика FastTrack для инвестиций в регионах в обязательном порядке должна содержать ЕБО-критерии (см. таблицу).

В проекте FastТrack для инвестиций в регионах отдельно следует указать на такой формальный институт, как «инвестиционная декларация региона». В контексте запуска нового инвестиционного цикла в регионах России «инвестиционная декларация должна стать обязательством региона перед инвестором» и «гарантией губернатора как представителя субъекта России инвестору о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса» [10]. Декларация призвана формировать имидж региона в лице региональной власти как надежного партнера и защитника прав и интересов инвесторов на национальном и международном уровне. В декларации установлены принципы взаимодействия властных структур, предпринимательского и инвестиционного сообщества: равенство, вовлеченность, прозрачность и лучшие практики [15].

Декларация, содержащая восемь блоков, должна, во-первых, отражать инвестиционные приоритеты в части территорий, отраслей, технологий опережающего развития, осваиваемых видов продукции (работ, услуг), планируемых к реализации проектов; во-вторых, включать комплекс мер (целевых программ, проектов, мероприятий), взаимоувязанных по целям и задачам, срокам и ресурсам. Особое место должно быть уделено политико-экономической ситуации, эффективности «использования региональными и муниципальными властями своих полномочий, в том числе по обеспечению солидарности представителей различных общественных и политических групп в развитии экономики региона» [4]. В первой части, описывающей регион, определены его конкурентные преимущества, раскрываемые в контексте инвестиционной привлекательности; во второй — отражен региональный опыт реализации инвестиционных проектов.

В инвестиционной декларации, адресованной бизнесу и инвесторам, должны быть, во-первых, четко сформулированы перспективы и потенциал развития региона, инвестиционная стратегия, конкурентные преимущества, ключевые характеристики; во-вторых — меры поддержки со стороны государства, условия их применения и сроки действия; должна быть сформирована матрица преференций, позволяющая сравнивать проекты по таким критериям, как минимальный размер вложений, требования к участникам и обязатель-

ствам. Данные декларации должны основываться на показателях, представленных Росстатом, Минстроем и прочими структурами и имеющих прозрачные методики расчета.

Инвестиционная стратегия региона, входящая составной частью в инвестиционную декларацию, как правило, имеет рамки: институциональные (совершенствование нормативной базы и ее правоприменение) и временные, ограничивающие горизонт стратегического планирования. В ней должны быть отражены: оценка качественных и количественных характеристик воспроизводственного процесса региона, включая имеющиеся ресурсы; прогнозные сценарии развития экономики на мезо-, макро- и глобальном уровнях, определяющие наиболее значимые факторы, способные повлиять на процесс реализации региональной стратегии. Традиционными пунктами инвестиционной стратегии являются: принципы сотрудничества территориальных органов власти и местного самоуправления со стейкхолдерами в части формирования инвестиционного климата; план мероприятий (программы, проекты, законодательные инициативы и пр.); графики и регламенты контроля исполнения и пересмотра стратегии; конкретные лица, ответственные за реализацию конкретных мероприятий; требования к реализации и публикации отчетов и пр.

Институт «инвестиционной декларации региона» призван обеспечить доверие инвестора к государству. Учитывая различие правовых норм на региональном уровне, инвестиционная декларация должна в точности соответствовать региональным законам и нормативным правовым актам.

В данном контексте следует учитывать, что для инвестиций характерна чрезвычайная чувствительность «к условиям инвестирования: стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, степени изменения национальных стандартов с международными, процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций и т. д.» [17]. Это значит, что инвестиционная декларация должна соответствовать принципам «ответственного инвестирования», подхода к инвестированию, который «стремится включить факторы окружающей среды, социальные факторы и факторы управления (ЕБО-факторы) в процесс принятия инвестиционных решений для лучшего управления рисками и устойчивого и долгосрочного возврата от инвестиций» [7].

Поэтому в деятельности инвестиционных комитетов в субъектах РФ необходимо определить баланс, чтобы сочетать рыночные механизмы и государственное регулирование, в одной стороны, продвижение и развитие сферы ESG — с другой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Запуск «нового инвестиционного цикла» в регионах России имеет достаточную правовую и институциональную базу. Однако в контексте присоединения России к климатической повестке и в связи с необходимостью привлечения зарубежных инвестиций особое внимание должно быть уделено ESF-трансформации. ESG-принципы должны найти отражение во всех региональных нормативных правовых актах, стратегических документах региональных властных и общественных структур, предприятий и пр.

Формирование методологии нового инвестиционного цикла применительно к региональному уровню целесообразно начинать с определения исходных методологических положений.

1. Методологическую функцию исследования «нового инвестиционного цикла» могут выполнять научные теории, связанные с общественным воспроизводством, устойчивым развитием, инвестициями, экономическими циклами, ресурсным обеспечением, пространственным развитием и пр.

2. Признание ESG-приоритетов для нового инвестиционного цикла предполагает выработку комплекса непротиворечивых базовых понятий и моделей, обоснование принципов, условий запуска и успешного прохождения основных этапов, отбор и обоснование статических и динамических критериев анализа и оценки влияния

ESG-факторов на региональные инвестиционные процессы по всему комплексу экономических отношений.

3. Новый инвестиционный цикл, направленный на переход к шестому технологическому укладу имеет внутреннее диалектическое противоречие: практически все стратегии, принятые в РФ, основываются на огромном приросте добычи нефтегазовых ресурсов (как следствие — приросте выбросов парниковых газов), а региональные стратегии не включают в себя достаточных положений, что противоречит ESG-принципам; совершенствование технологий будет способствовать расширению возможностей имплементации ESG-факторов в инвестиционный процесс на всех уровнях национальной экономики.

4. Новый инвестиционный цикл затрагивает интересы экономических систем различного уровня — от мега- до наноуровня. Задача гармонизации интересов на основе ESG-критериев достигается посредством совокупности административных, экономических и рыночных механизмов.

5. Как должен учитываться международный опыт? Прежде всего должны быть приняты национальные стратегические документы, создающие базис для осуществления системной ESG-трансформации, принятые на высоком политическом уровне и скоординированные во взаимодействии всех заинтересованных сторон: федеральных органов власти, финансовых институтов, научных сообществ и образовательных институтов, бизнеса и некоммерческих организаций, регионов РФ, средств массовой информации и прочих заинтересованных лиц.

Список литературы

1. Альпидовская М. Л., Стомпелева Е. С. Институциональные особенности цифровизации российской экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22, № 1. С. 15-22.

2. Булочников П. А., Смирнов К. Б. Межрегиональная дифференциация пространственного развития регионов Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 68-75.

3. Влияние климатических рисков и устойчивого развития финансового сектора Российской Федерации, 2020 год. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/108263/Consultation_Paper_200608.pdf (дата обращения: 18.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Голиков В. К., Гянджиева Ю. С., Мраев М. В. Инвестиционное проектирование и особенности разработка инвестиционной политики на региональном и муниципальном уровнях // Информационные технологии в строительных, социальных и экономических системах. 2019. № 1 (15). С. 41-45.

5. Джармокова Ж. А. Социально-экономические аспекты и региональный терроризм: взаимосвязь и взаимообусловленность // KANT. 2011. № 3. С 154-156.

6. Довбий И. П., Кондратов М. В., Минкин А. А. Проблемы «новой индустриализации» старопромышленных регионов в условиях перехода к Индустрии 4.0 (финансовые аспекты) // Управление в современных системах. 2021. № 2 (30). С. 13-28.

7. ESG факторы в инвестировании. URL: https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf (дата обращения: 23.09.2021).

8. ESG-банкинг в РФ: текущее состояние и перспективы развития. URL: https://asros.ru/upload/ iblock/2fe/tlbn9av7j2bh04nt71slnnipvqjutff9/Ekspert-RA-_-Saraev.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

9. Манохина Н. В. Наука как зеркало российского общества // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).

10. Материалы второго заседания Госсовета по направлению «Инвестиции». URL: http://government. ru/news/42845/ (дата обращения: 12.08.2021).

11. Паспорта инициатив социально-экономического развития Российской Федерации. URL: http:// www.mar.ru/news_photo/124418/info.pdf (дата обращения: 12.08.2021).

12. Плотников И. Н. Запуск нового инвестиционного цикла в России: проблемы, мифы, реальность // Инновации и инвестиции. 2020. № 7. С. 39-42.

13. Практические рекомендации банковского сообщества по внедрению ESG-банкинга в России. URL: https://asros.ru/projects/esg/ (дата обращения: 15.09.2021).

14. Снесарь Д. ESG: всерьез, надолго, зелено. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2021/04/26/867742-esg-vserez (дата обращения: 15.09.2021)

15. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: STD-v3-RUS_f.pdf (asi.ru) (дата обращения: 12.09.2021).

16. Финансирование устойчивого развития. Банк России. URL: https://cbr.ru/Content/Document/ File/123919/press_02072021.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

17. Юзвович Л. И., Арутюнян А. Г. Инвестиционная политика в России: механизм государственного регулирования и региональная специфика реализации // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2012. № 5. С. 42-53.

18. Rethinking the value chain. URL: https://www.cgma.org/content/dam/cgma/resources/ downloadabledocuments/ethics-risk-and-governance.pdf (accessed 13.09.2021).

Сведения об авторах

Довбий Ирина Павловна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической безопасности Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. [email protected]

Кобылякова Влада Валерьевна — аспирант Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. [email protected]

Минкин Александр Александрович — аспирант Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2021. № 10 (456). Economic Sciences. Iss. 74. Pp. 77-86.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF ESG FACTORS IN THE NEW INVESTMENT CYCLE OF REGIONS

I. P. Dovby

South Ural State University (national research university), Russia, Chelyabinsk. [email protected]

V. V. Kobylyakova

South Ural State University (national research university), Russia, Chelyabinsk. [email protected]

A. A. Minkin

South Ural State University (national research university), Russia, Chelyabinsk. [email protected]

The global transition to a new technological order is taking place against the background of an unprecedented undermining of economic rules both at the level of international organizations and at the level of states. Almost all segments of the global economy are subject to new standards - ESG principles. The article examines the problems of launching a new investment cycle in Russian regions and developing a regional investment policy in the context of taking into account the ESG transformation taking place in the world. The purpose of the study is to identify the possibility of implementing ESG factors in the new investment cycle of the regions. Research objectives: to determine the current economic conditions and the formation of the institutional mechanism for launching a new investment cycle; formulate the starting points and methodological principles for the implementation of ESG factors in the regional investment process.

Keywords: region, investment cycle, ESG factors, regional investment process, FastTrack for investments in the regions.

References

1. Alpidovskaya M. L., Stompeleva E. S. (2020) Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, vol. 22, no. 1, pp. 15-22 [in Russ.].

2. Bulochnikov P. A., Smirnov K. B. (2019) Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, no. 4, pp. 68-75 [in Russ.].

3. Vliyaniye klimaticheskikh riskov i ustoychivogo razvitiya finansovogo sektora Rossiyskoy Federatsii, 2020 god [Impact of Climate Risks and Sustainable Development of the Financial Sector of the Russian Federation, 2020]. Available at: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/108263/Consultation_Paper_200608.pdf, accessed 18.09.2021) [in Russ.].

4. Golikov V. K., Gandzhieva Yu. S., Mraev M. V. (2019) Informatsionnyye tekhnologii v stroitel'nykh, sotsial'nykh i ekonomicheskikh sistemakh. No. 1 (15). Pp. 41-45 [in Russ.].

5. Dzharmokova J. A. (2011) KANT, no. 3, pp 154-156 [in Russ.].

6. Dovbiy I. P. Kondratov M. V., Minkin A. A. (2021) Management in modern systems, no. 2 (30), pp. 13-28 [in Russ.].

7. ESG faktory v investirovanii. [ESG factors in investing]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/sustainabil-ity/assets/pwc-responsible-investment.pdf, accessed 23.09.2021 [in Russ.].

8. ESG-banking v RF: tekushcheye sostoyaniye i perspektivy razvitiya. [ESG banking in the Russian Federation: current state and development prospects]. Available at: https://asros.ru/upload/iblock/2fe/tlbn9av7j2b-h04nt71slnnipvqjutffWEkspert-RA-_-Saraev.pdf, accessed 13.09.2021 [in Russ.].

9. Manohina N. V. (2012) Vestnik SGSEU, no. 2 (41) [in Russ.].

10. Materialy vtorogo zasedaniya Gossoveta po napravleniyu "Investitsii" [Materials of the second meeting of the State Council in the direction of "Investments"]. Available at: http://government.ru/news/42845/, accessed 12.08.2021 [in Russ.].

11. Pasporta initsiativ sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Passports of initiatives of socio-economic development of the Russian Federation]. Available at: http://www.mar.ru/news_photo/124418/ info.pdf, accessed 12.08.2021 [in Russ.].

12. Plotnikov I. N. (2020) Innovatsiii i nvestitsii, no. 7, pp. 39-42 [in Russ.].

86

H. n. ffoB6uu, B. B. Ko6bmn.№Ba, A. A. MUHKUH

13. Prakticheskiye rekomendatsii bankovskogo soobshchestva po vnedreniyu ESG-bankinga v Rossii [Practical recommendations of the banking community on the implementation of ESG banking in Russia]. Available at: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/26/867742-esg-vserez, accessed 15.09.2021 [in Russ.].

14. Snesar' D. ESG: vser'yez, nadolgo, zeleno [ESG: seriously, for a long time, green]. Available at: https:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/26/867742-esg-vserez, accessed 15.09.2021 [in Russ.].

15. Standart deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti sub'yekta Rossiyskoy Federatsii po obespecheniyu blagopriyatnogo investitsionnogo klimata v regione [Standard for the activities of executive authorities of a constituent entity of the Russian Federation to ensure a favorable investment climate in the region]. Available at: STD-v3-RUS_f.pdf (asi.ru), accessed 12.09.2021 [in Russ.].

16. Finansirovaniye ustoychivogo razvitiya. Bank Rossii. [Financing sustainable development: new subsection on Bank of Russia website]. Available at: https://cbr.ru/Content/Document/File/123919/press_02072021. pdf, accessed 15.09.2021 [in Russ.].

17. Yuzvovich L. I., Arutyunyan A. G. (2012) Vestnik UrFU. Ser. Ekonomika i upravleniye, no. 5, pp. 42-53 [in Russ.].

18. Rethinking the value chain. Available at: https://www.cgma.org/content/dam/cgma/resources/download-abledocuments/ethics-risk-and-governance.pdf, accessed 13.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.