УДК 332.1 DOI 10.46689/2218-5194-2021-4-1-610-620
ESG-ИНВЕСТИРОВАНИЕ - НОВЫЙ ПОДХОД К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Н.П. Иватанова, И.А. Стоянова
Представлен современный подход к устойчивому развитию регионов Арктики, основанный на экономической теории социально-эколого-экономического гомеостаза с учетом факторов ESG. Использование инструментов ответственного инвестирования в совокупности с ESG-стратегированием позволит гармонизировать национальные и региональные интересы и решить проблемы эффективного и устойчивого развития территории и населения арктических регионов.
Ключевые слова: региональные проблемы, факторы ESG (Environmental, Social, Governance), ответственное инвестирование, устойчивое развитие, социально-эколого-экономический гомеостаз.
Инвестиционная привлекательность и значимость реализации проектов в арктических, уникальных по запасам и разнообразию ресурсов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), обусловлена развитием Северного морского пути, который является в настоящий момент драйвером развития этой территории [15 или 16 Петров].
Материковые арктические территории располагают значительными ресурсами золота, алмазов, нефти, угля, олова, ртути, платиноидов, вольфрама, медно-никелевых руд, черных металлов, агрохимических руд, палладия, молибдена и др. [2, 6].
Российский сегмент территории Арктики содержит более 2/3 мировых углеводородных ресурсов, необходимых для экспорта и развития отечественной промышленности и удовлетворения общественных нужд [6].
Активизация добычи ископаемых в Арктическом регионе представляется неизбежной в связи с истощением инфраструктурно доступных месторождений. В настоящее время здесь добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 60 % меди, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти [2, 4, 6].
По предварительным оценкам специалистов, стоимость минерального сырья в недрах арктических регионов России превышает 30 трлн долл., причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей, а общая стоимость разведанных запасов - 1,5 - 2 трлн долл. [6].
Значительный интерес для инвесторов представляют арктические запасы пресной воды. Арктический лед - источник получения чистейшей питьевой воды. Около пятой части общемировых водных ресурсов сосре-
доточено в регионах АЗРФ. Высокую хозяйственную ценность имеют и биоресурсы Арктики.
Территория российской арктической зоны также представляет собой ценный стратегический ресурс для жизнедеятельности человека, а значит - для осуществления новых инвестиционных проектов [5].
Освоение арктического «богатства» требует развития соответствующей инфраструктуры, основным элементом которой на сегодня является Северный морской путь и его интеграция в единую транспортную систему России и мира.
Несмотря на то, что в регионах АЗРФ создается 12...15 % ВВП страны, обеспечивается около четверти экспорта России, многие специалисты утверждают, что добыча природных ресурсов в арктических регионах России развита недостаточно [2, 6].
Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 1 февраля 2021 года (№ 209-р) подписал распоряжение о поддержке государством шести крупных и инвестиционных проектов стратегически важных для развития регионов Арктики, к которым относятся:
- создание горно-металлургического комбината в Мурманской области;
- освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения на Таймыре;
- открытие предприятия по добыче и переработке свинцово-цинковых руд на архипелаге Новая Земля (остров Южный);
- создание специализированного глубоководного терминала для перевалки минеральных удобрений в порту Мурманска;
- строительство завода для разведения лосося и форели (Мурманская область);
- техническое перевооружение порта Витино и Беломорской нефтебазы.
Как видно, половина этих крупных инвестиционных проектов связана с развитием горно-промышленного комплекса арктических регионов. Общий объём инвестиций в эти проекты превысит 200 млрд руб., при этом компаниям, их реализующим, государством будет предложена безвозвратная субсидия в размере до 20 % своих вложений. Предполагается, что часть этих средств будет израсходована на осуществление социально-экологических мер и создание новой инфраструктуры для промышленных объектов в регионах АЗРФ [3].
Ясно, что наряду с крупными, будут осуществляться и другие региональные проекты и программы, которые обеспечат пространственную связанность и устойчивое развитие северных территорий России. Их реализация потребует детального анализа существующих региональных экологических, инфраструктурных и социальных проблем. Укрупненно, они сводятся к следующему [2].
Экологические региональные проблемы обусловлены «хрупкостью» экосистем арктических территорий и необходимостью развития весьма природоемких отраслей, а следовательно, неизбежным вовлечением в хозяйственный оборот всех уникальных экологических и биологических ресурсов регионов Арктики. Огромную опасность, а в ряде случаев необратимые последствия, для окружающей природной среды представляют разливы нефти, а качественные технологии по ее извлечению в районах вечной мерзлоты до настоящего времени отсутствуют.
Инфраструктурные проблемы регионов АЗРФ связаны со старением имеющихся и несоизмеримо высокой (по сравнению с аналогичными показателями других регионов) стоимостью новых объектов инфраструктуры (аэропортов, дорог, жилья, др.), расстояниями, сложной логистикой.
Социальные региональные проблемы требуют особой организации жизнедеятельности в сложных климатических условиях. Сегодня в арктических регионах наблюдается значительный отток населения, одни из самых низких в России показателей занятости и продолжительности жизни, недостаточно развитое здравоохранение. На Крайнем Севере работают в основном по вахтовому методу, что отрицательно влияет на производительность труда и общую эффективность инвестиций.
Реализация арктических инвестиционных проектов неизбежно столкнется с вышеуказанными проблемами и противоречиями между амбициозными, стратегически важными проектами и социально-эколого-экономическими и инфраструктурными региональными проблемами.
Социально-эколого-экономическая ситуация, которая сложилась к настоящему времени в инвестиционных процессах АЗРФ, относится к числу своеобразных конфликтов, когда все участники воспроизводственного процесса (государства, инвесторы, компании, менеджеры, рабочие и др.) при праве на собственные интересы (экономические доходы), связаны между собой одним общим интересом - сохранением человека как вида и сохранением среды обитания как первичного ресурса жизнеобеспечения.
Преодоление этих противоречий возможно с развитием ответственного инвестирования (ОИ) с учетом факторов ESG (Environmental, Social, Governance) при разработке и осуществлении проектов в регионах АЗРФ.
Ответственное инвестирование - один из новых подходов к инвестированию, который включает факторы окружающей среды, социальные факторы и факторы управления (ESG-факторы) в процесс принятия инвестиционных решений для лучшего управления рисками и устойчивым развитием [2, 8, 9, 10, 16-18].
Содержание ответственных инвестиций, при общей дискуссионно-сти многих вопросов ESG-стратегирования, в целом основано на теории общественных благ, хотя в последнее время все чаще ученые и эксперты указывают на связь между ответственным инвестированием и устойчивым социально-эколого-экономическим развитием [2, 8, 10, 18].
Устойчивое развитие, продекларированное на Саммите Земли в июне 2012 года через 20 лет после принятия «декларации Рио» (Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года), как программная цель человеческого развития на ближайшее будущее [7], трактуется в настоящее время по-разному. Правомерным остается тот факт, что в большей степени внимание уделяется экологическому фактору, ограничивающему общественное производство и потребление в целом и возможности вовлечения природных и экологических ресурсов в воспроизводственный процесс и расширенное воспроизводство, в частности.
Долгое время противостоящие и разнонаправленные отрасли прикладной экономики - социальная экономика, экономика производства и экономика природопользования - объединены одной целью - достижение максимально эффективного результата при минимальных затратах всех видов ресурсов, в том числе экологических, что в конечном итоге и обеспечивает устойчивость социально-эколого-экономического развития или гомеостаз.
Под гомеостазом (термин, широко применяемый в биологии, охране труда) понимают способность системы с использованием скоординированных внутренних действий сохранять некоторое постоянство внутреннего состояния для поддержания динамического равновесия.
Если рассматривать экономические системы различного уровня (государство, регион, предприятие) с использованием данного определения, то их устойчивое развитие означает способность этих систем сохранять и воспроизводить социально-эколого-экономический потенциал (внутреннее состояние) для постоянного или устойчивого развития (динамического равновесия) с необходимой разработкой и применением определенных инструментов управления (скоординированных действий).
Стратегическая цель устойчивого развития в теории и на практике -обеспечить эффективный социальный и экологичный воспроизводственный механизм, способный быстрыми темпами с наименьшими затратами труда и средств достичь экологического равновесия в процессах производства и потребления, то есть добиться определенного социально-эколого-экономического компромиссного гомеостаза для желаемого sustainable development («устойчивого развития»).
Кроме того, инвестиционное решение будет являться устойчивым и способствовать устойчивому социально-эколого-экономическому ESG-развитию, если оно обладает следующим свойством: выбор устойчив (коллективный компромисс, договоренность), если партнер, который не выполняет своих обязательств перед обществом, проигрывает.
Это уже задача экономистов: разработать новую экономическую теорию и механизм ответственного инвестирования, при котором участник воспроизводственного процесса, нарушающий коллективную договоренность, проигрывает. Только в таком случае устойчивость является важ-
нейшим аргументом при формировании инвестиционного компромисса. Она является автоматической защитой против недобросовестного выполнения общественного договора, в который вступают все участники инвестиционного процесса - от государства до рядового работника или жителя территории, на которой осуществляется данный инвестиционный проект.
Сегодня экономисты разного уровня признают, что научно обоснованное включение факторов ESG в системный инвестиционный анализ (в дополнение к традиционным финансовым показателям), дает инвесторам и управленцам более целостный взгляд и ведет к более ответственным инвестициям в процессе управления, снижает непредсказуемость социально-эколого-экономического развития [2, 8, 16, 17].
Так, институциональные инвесторы склонны рассматривать ESG через призму долгосрочного создания стоимости и призывают компании включать управление факторами ESG в свою стратегию для обеспечения устойчивости и снижения рисков, что, в свою очередь, будет положительно влиять на увеличение стоимости компаний или предприятий.
Владельцы капитала - государства, правительства, пенсионные фонды, страховые компании, эндаументы - включают факторы ESG в стратегию ОИ, в процесс выбора и контроля работы генеральных партнеров, при заключении соглашения с ними.
Управляющие капиталом - управляющие компании, инвестиционные фонды, инвестиционные менеджеры - включают факторы ESG в анализ рисков портфельных инвестиций до инвестирования, во время и после выхода из управления активом, включают эти факторы в соглашения с владельцами капитала, ставят задачи менеджерам и аналитикам относительно портфелей ОИ.
ОИ предполагает, что финансовое поведение во многом определяется экологическими, социальными и организационными составляющими в управлении проектами [1]. Однако, ESG-принципы до настоящего времени четко не определены. Еще в 2006 году, при поддержке ООН, несколькими крупными институциональными инвесторами из 12 стран была создана Ассоциация ответственного инвестирования PRI (Principles for Responsible Investment, PRI) и разработаны базовые принципы ОИ достаточно общего характера. К ним отнесли:
- включение факторов ESG в процессы инвестиционного анализа и принятия решений;
- использование факторов ESG в политике и практике владения -для собственников;
- требование о раскрытии информации к компаниям и предприятиям по вопросам ESG при инвестировании и др. [10].
Поддерживая эти принципы компании, рассматривают ESG в рамках процесса принятия инвестиционных решений с целью сближения эко-
номических приоритетов компаний с общественными ожиданиями для решения стратегических и тактических задач.
Регионы (отрасли, компании), с четко сформулированными ESG-целями, должны иметь приоритетные возможности для доступа к капиталу, поскольку все больше инвесторов стремятся к вложению средств именно в такие проекты.
Некоторым компаниям, ведущим свою деятельность на международном уровне, уже знакомы предъявляемые регулирующими органами других стран требования к раскрытию информации, и такие компании сделали некоторые элементы ESG частью обязательной нефинансовой отчетности (НО).
В настоящее время более 150 финансовых компаний (с совокупным капиталом более 30 трлн долларов) обязуются включать факторы ESG в инвестиционный анализ, инвестиционное стратегирование и процессы реализации проектов с обязательным информированием компаний-эмитентов и общество о факторах ESG и ОИ [18].
Инвесторы, реализующие проекты ОИ, должны получать отчетность ESG непосредственно от компаний, участвующих в осуществлении региональных программ, которая известна под многими названиями, включая целевую отчетность, отчетность об устойчивом развитии, отчетность о социальной ответственности и отчетность о рисках и возможностях ESG. Отчетность ESG - это раскрытие существенных рисков и возможностей, как с качественной, так и с количественной точки зрения [8]
Все больше компаний в мире приводят свою отчетность к унифицированным стандартам. В дополнение к ежегодной отчетности компании и инвесторы фиксируют вопросы предоставления ESG-информации в соглашениях, поскольку сопоставимость данных о компании и их доступность критически важна для ОИ.
В России доля компаний, заверяющих нефинансовую информацию, ниже, чем в среднем в мире (рисунок). При этом ожидается, что проект ФЗ «О публичной нефинансовой отчетности» существенно повлияет на количество и качество отчетности.
Инвестиционное сообщество в России признает, что ключевым фактором для учета ESG в инвестировании является управление рисками (таблица). Факторы, влияющие на включение ESG в процесс инвестирования в России, приведены в таблице.
Следует особо отметить, что определенное ужесточение требований инвесторов не должно «тормозить» реализацию проектов в регионах АЗРФ, следовательно, потребуются новые отечественные технологии и техника, цифровая трансформация и новая информационная независимая среда, способствующие устойчивому развитию в новом организационном и социально-экологическом существе. Стимулирование ускоренного перехода к новому укладу - также задача экономики.
UN PRI (Принципы отвественного.. Интегрированная отчетность Рекомендации ОЭСР Протокол об эмиссии парниковых газов CDR (Рекомендации по раскрытию..
Глобальный договор ООН ISO (Рекомендации международной. GRI (Глобальная инициатива по.
Прочее
22% 15% 23%
37%
44% 50%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% в Мире ■ в России
Стандарты, используемые компаниями (Источник PWC pwc-responsible-investment.pdf) [18]
Факторы, влияющие на включение ESG в процесс инвестирования в России (Источник PWC pwc-responsible-investment.pdf) [18]
Драйверы Барьеры
Управление рисками 56 % Неразвита внутренняя культура 52 %
Требования клиентов 41 % Нехватка сопоставимых данных за прошлые годы 37 %
Требования закона 41 % Отсутствие запросов со стороны клиентов 37 %
Поддержка топ-менеджмента 15 % Недостаточное понимание факторов ББО и механизмов включения в процессы ОИ 26 %
В приложении к ситуации развития регионов АЗРФ переход к ответственному инвестированию обеспечивает достижение глобальной цели устойчивого ESG-развития на основе экономической оценки социальных, инфраструктурных, экологических и организационно-управленческих рисков. Именно эта стоимостная оценка является базой для объективного установления, социализации и экологизации системы цен, рентных налогов, систем платежей и других рычагов для эффективного и устойчивого развития территории и населения арктических регионов.
Такой подход (на базе новой экономической теории социально-эколого-экономического гомеостаза с учетом факторов ББО) позволит
объединить стратегические ИП освоения Арктики в единый проект ответственного инвестирования с учетом иерархической триады национальных, региональных и научно-производственных интересов организаций (предприятий), являющихся единственным источником производства реальной новой по технико-технологическому и социально-экологическому содержанию стоимости.
Таким образом, ESG-инвестирование в регионы АЗРФ обеспечивает гармонизацию интересов и решаемых национальных (Северный морской путь, связность территории России, экспорт-импорт, рост ВВП и НД и пр.), региональных (решение стратегических инфраструктурных, социальных и экологических задач, рост ВРП и др.) проблем и проблем развития научно-производственных единиц (инновационные, природосберегающие технологии, прибыль и пр.).
Список литературы
1. Львова Н.А. Ответственные инвестиции: теория, практика, перспективы для Российской федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. «Экономика и экологический менеджмент». 2019. №3.
2. Митина Н. Н. Развитие Арктики: предложения и проекты // Журнал «Neftegaz.RU». 2020. №5.
3. government.ru>41438.
4. Волков А.В. Минеральное богатство Арктики. https://goarctic.ru/ work/ mineralnoe-bogatstvo-arktiki/.
5. ГРР в Арктике: ресурсный потенциал и перспективные направления / П.Г. Мельников [и др.] // Журнал «Neftegaz.RU». 2020. №1.
6. https://arctic-russia.ru/.
7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Декларация Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 года. [Элетронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 11.12.2020).
8. Высоков В.В. ESG-БАНКИНГ: MADE IN RUSSIA: науч.-практич. пособие. Ростов на Дону: издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ). 2020. 44 с.
9. ESG факторы в инвестировании / официальный сайт PwC https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf.
10. Зелёная экономика и цели устойчивого развития для России: Коллективная монография / под науч. ред. С. Н. Бобылёва, П. А. Кирю-шина, О. В. Кудрявцевой. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. 284 с.
11. Наше общее будущее. Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию: пер. с англ. / под ред. и с посл. Евтеева С. А. и Перелета Р. А. М.: Прогресс, 1989.
12. Навстречу «зеленой» экономике : пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур. ЮНЕП, 2011. URL: http://unep.org/greeneconomy (дата обращения: 17.01.2021).
13. Будущее, которого мы хотим / РИО+20: конф. Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. Рио-де-Жанейро, Бразилия. 20-22 июня 2012 года. URL: http://iblfrussia.org/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (дата обращения: 18.01.2021).
14. Новоселова И.Ю., Петров И.В., Новоселов А.Л. Арктический уголь: методические вопросы комплексной оценки рисков // Уголь. 2020. №8 (1133). С. 88-91.
15. The Northern sea route in the system of international transport corridors as a logistic basis for the development of arctic resources / I.V. Petrov [and others] // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International Scientific and Research Conference on Knowledge-Based Technologies in Development and Utilization of Mineral Resources 2019, KTDUMR 2019. 2019. С. 012063.
16. Fekete A. Safety and security target levels: Opportunities and challenges for risk management and risk communication // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2012. V. 2. N 1. P. 67-76. DOI: 10.1016/j.ijdrr. 2012.09.001.
17. Knowledge-Based Risk Management framework for Information Technology project / S. Alhawari, L. Karadsheh, A. Nehari Talet, E. Mansour // International Journal of Information Management. 2012. V. 32. Iss. 1. P. 50-65. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt. 2011.07.002.
18. ESG факторы в инвестировании / официальный сайт PwC https://www.pwc.ru/ru/ sustainability/ assets/ pwc-responsible-investment.pdf.
Иватанова Наталья Петровна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Стоянова Инна Анатольевна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ISO-INVESTING - A NEW APPROACH TO THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA
N. P. Ivanova, I. A. Stoyanova
The article describes an approach to the sustainable development of the Arctic regions based on the economic theory of socio-ecological and economic homeostasis, taking
into account ESG factors. The use of responsible investment tools in conjunction with the ISG strategy will allow us to harmonize the national and regional problems of effective and sustainable development of the territory and the population of the Arctic regions.
Key words: regional problems, ESG factors (Environmental, Social, Governance), responsible investment, sustainable development, socio-ecological and economic homeosta-sis.
Ivatanova Natalya Petrovna, doctor of economics, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Stoyanova Inna Anatolievna, doctor of economics, professor, [email protected], Russia, Moscow, National research technological University «MISIS»
Reference
1. Lvova N.A. Responsible investments: theory, practice, prospects for the Russian Federation // Scientific Journal of the ITMO Research Institute. Ser. "Economics and Environmental management". 2019. №3.
2. Mitina N. N. Development of the Arctic: proposals and projects. Magazine "Neftegaz.RU ". 2020. No. 5.
3. government.ru "41438.
4. Volkov A.V. Mineral wealth of the Arctic. https://goarctic.ru/ work/ mineralnoe-bogatstvo-arktiki/.
5. Exploration in the Arctic: resource potential and promising directions / P.G. Melnikov [et al.] // Journal "Neftegaz.RU ", 2020. No. 1.
6. https://arctic-russia.ru/.
7. Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development. Declaration of the UN General Assembly of September 25, 2015. [Electronic resource]. Access mode: URL: http://docs.cntd.ru/document/420355765 (date of application: 11.12.2020).
8. Vysokov V.V. ESG - BANKING: MADE IN RUSSIA: scientific and practical. stipend. Rostov-on-Don, publishing and printing complex of RSEU (RINH). 2020. 44 p.
9. ESG factors in investing / PwC official website https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf .
10. Green economy and Sustainable Development Goals for Russia: A collective monograph / edited by S. N. Bobyleva, P. A. Kiryushina, O. V. Kudryavtseva. M.: Faculty of Economics of Lomonosov Moscow State University, 2019. 284 p.
11. Our common future. Report of the International Commission on Environment and Development: translated from English / ed. and with the post. Evteeva S. A. and Flight R. A. M.: Progress, 1989.
12. Towards a "green" economy: ways to sustainable development and poverty eradication - a summary report for representatives of government structures. UNEP, 2011. URL: http://unep.org/greeneconomy (accessed: 17.01.2021).
13. The future we want / RI0+20: conf. United Nations Organization for Sustainable Development. Rio de Janeiro, Brazil. June 20-22, 2012. URL: http://iblfrussia.org/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf (accessed: 18.01.2021).
14. Novoselova I.Yu., Petrov I.V., Novoselov A.L. Arctic coal: methodological issues of integrated risk assessment // Coal. 2020. No. 8 (1133). S. 88-91.
15. Petrov V. I., Kharchilava, K. P., M. M. Pukhova, Bashkov D. U., K. A. Shtanova The Northern sea route in the system of international transport corridors as a logistic basis for the development of arctic resources / IOP Conference Series: Earth and Environmental Sci-
ence. International Scientific and Research Conference on Knowledge-Based Technologies in Development and Utilization of Mineral Resources 2019, KTDUMR 2019. 2019. p. 0120б3.
16. Fekete A. Safety and security target levels: Opportunities and challeng-es for risk management and risk communication // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2012. V. 2. N 1. P. б7-7б. DOI: 10.101б/|.уЛт.2012.09.001.
17. Knowledge-Based Risk Management framework for Information Technology project / S. Alhawari, L. Karadsheh, A. Nehari Talet, E. Mansour // International Journal of Information Management. 2012. V. 32. Iss. 1. P. 50-б5. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt. 2011.07.002.
1S. ESG factors in investing / PwC official website https://www.pwc.ru/ru / sustain-ability/ assets/ pwc-responsible-investment.pdf.
УДК 304.064.2.47 DOI 10.46689/2218-5194-2021-4-1-620-634
ФОРМИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАМКНУТЫХ ЦИКЛОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЕГО ЦИФРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И.В. Сычева, А.Л. Сабинина, С.А. Измалкова, Н.А. Сычева
Обосновано, что в целях экологически устойчивого развития территорий и актуализации приверженности политике углеродной нейтральности на уровне субъектов Федерации целесообразно использовать явные преимущества экономики замкнутых циклов, построенных на технологиях ресурсосбережения и успешно применяемых в мировой практике в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе и пищевыми. В этой связи разработан методический инструментарий формирования на уровне региона замкнутых циклов в сфере обращения с пищевыми отходами. Замкнутые циклы обеспечивают трансформацию логистики пищевых отходов от мусорных полигонов и несанкционированных свалок к потенциально возможным потребителям. Это позволяет предотвращать чрезмерное образование пищевых отходов в организациях розничной торговли, общественного питания и домохозяйствах и, тем самым, снижать объемы захоронения отходов, а значит и неблагоприятное воздействие на окружающую среду, природу и человека. Предложено в качестве инфраструктурного обеспечения организации замкнутых циклов в сфере обращения с пищевыми отходами создать региональную цифровую платформу, которая в формате пилотного инфраструктурного проекта реализуется в Тульской области. Проект имеет высокую социально-экономическую значимость.
Ключевые слова: экономика замкнутых циклов, отходы производства и потребления, в том числе пищевые, инфраструктурное обеспечение, региональная цифровая платформа.
Введение. Движущей силой формирования и функционирования национальных, отраслевых и региональных социально-экономических систем на протяжении всего развития человечества было и остается взаимодействие сферы производства и сферы потребления, при котором, в свою