= РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО =
И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УДК 332.1 JEL P25, Q01, R58 DOI 10.26425/1816-4277-2022-3-59-67
Следование принципам ESG как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области
Баранова Алла Федоровна1
Канд. экон. наук, доц. каф. правового и организационного обеспечения бизнес-процедур ORCID: 0000-0001-9571-8258, e-mail: [email protected]
Кулакова Ольга Сергеевна1'2
Преподаватель1, юрист2, ORCID 0000-0002-7711-0203, e-mail: [email protected]
Игнатов Дмитрий Дмитриевич1
Студент, ORCID: 0000-0003-0736-4918, e-mail: [email protected] владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия 2Юридическая компания «Егоров Консалтинг», г. Владимир, Россия
Аннотация
Статья посвящена установлению корреляции между эффективностью внешнеэкономической деятельности региона России и следованием хозяйствующими субъектами ESG-принципу. Международное сообщество признает, что социально-экономическое развитие территорий при одновременной минимизации негативного антропогенного воздействия на окружающую среду является важнейшей целью. Важно, чтобы все виды экономической деятельности были направлены на совершенствования качества жизни. Поэтому происходит активное развитие и популяризация концепций деловой активности, направленной не только на достижение финансовых показателей, но и создание условий социальной справедливости, экологической безопасности и чистоты ведения бизнеса. В работе отмечена значимость следования принципам устойчивого развития в целях максимизации эффективности внешнеэкономической деятельности регионов России и привлечения иностранных инвестиций в отдельные территории страны.
Ключевые слова
Экономическое развитие региона, внешняя экономическая деятельность, имидж региона, ЕБО, устойчивое развитие
Для цитирования: Баранова А.Ф., Кулакова О.С., Игнатов Д.Д. Следование принципам ЕБО как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности Владимирской области//Вестник университета. 2022. № 3. С. 59—67.
© Баранова А.Ф., Кулакова О.С., Игнатов Д.Д., 2022.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
DEVELOPMENT OF INDUSTRY AND REGIONAL MANAGEMENT
Following the ESG principles as sustainable development factor of foreign economic activity of the Vladimir region
Alla F. Baranova1
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Legal and Organizational Support of Business Procedures ORCID: 0000-0001-9571-8258, e-mail: [email protected]
Olga S. Kulakova12
Lecturer1, Lawyer2, ORCID: 0000-0002-7711-0203, e-mail: [email protected]
Dmitry D. Ignatov1
Student, ORCID: 0000-0003-0736-4918, e-mail: [email protected] 1Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov, Vladimir, Russia 2Egorov Consulting Law Company, Vladimir, Russia
Keywords
Economic development of the region, foreign economic activity, regional image, ESG, sustainable development
Abstract
The work is devoted to establishing a correlation between the effectiveness of foreign economic activity of the Russian region and the adherence of economic entities to the ESG principle. The international community recognizes that the most important goal today is the socio-economic development of territories while minimizing the negative anthropogenic impact on the environment. Today it is important that all types of economic activity are aimed at improving the quality of life. Therefore, there is an active development and popularization of business activity concepts aimed not only at achieving financial indicators, but also creating conditions for social justice, environmental safety and cleanliness of doing business. The paper analyses the importance of following the principles of sustainable development to maximize the effectiveness of foreign economic activity of Russian regions and attract foreign investment to certain territories of the country.
For citation: Baranova A.F., Kulakova O.S., Ignatov D.D. (2022) Following the ESG principles as sustainable development factor of foreign economic activity of the Vladimir region. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 59—67.
© Baranova A.F., Kulakova O.S., Ignatov D.D., 2022.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Достижение устойчивого развития традиционно является актуальным вопросом экономики, права, политики, социологии и других сфер научного познания. Экономическая теория на протяжении множества веков доказывает корреляцию между экономическим показателями и качеством жизни людей. Еще в работах К. Маркса и Ф. Энгельса экономика рассматривалась в качестве «базиса» построения любых общественных отношений.
Совершенно справедливо считать важнейшей целью устойчивости достижение уровня стабильной системы хозяйствования региона [1]. Очевидно, что национальная экономика напрямую зависит от стабильности и доходности территорий. В рамках углубления глобализационных процессов развития международного разделения труда внешнеэкономическая деятельность становится не просто приоритетным направлением развития, но и вынужденным условием повышения доходности хозяйствующих субъектов.
Неоспоримой и справедливой позицией является тезис, согласно которому эффективность и жизнеспособность систем хозяйствования отдельных регионов напрямую влияет на состояние национальной экономики [2]. Сегодня субъекты Российской Федерации (далее — РФ) активно развивают свой производственно-сбыточный потенциал в целях повышения уровня доходности не только отдельных территорий, но и в связи с необходимостью достижения конкурентноспособного положения страны на международной арене.
Перед Владимирской областью, как и перед другими субъектами РФ, сегодня стоят задачи по развитию не только экономической активности участников хозяйственной деятельности, модернизации механизма регулирования, но и созданию привлекательного имиджа российских производств и страны на транснациональном уровне.
Видится необходимым рассмотреть вопрос повышения эффективности внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Владимирской области. В работе исследуется корреляция между конкурентоспособностью региона России на международной арене и следованием предприятиями принципов устойчивого развития.
Исследованию вопроса развития региона России в контексте благосостояния страны в целом уделяли свое внимание множество авторов, в частности, С. Н. Бобылёв, О. В. Кудрявцева, А. О. Вереникин, И. А. Гречухина, П. А. Кирюшин, К. С. Ситкина, В. С. Чернявский и др.
С точки зрения О. В. Ефимовой и др. [3], для достижения высоких показателей доходности активов, следование концепции устойчивого развития на сегодняшний день играет значительную роль.
ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года» [4] слабыми сторонами регионального хозяйствования традиционно является устаревание и износ производственных мощностей, способных нанести вред как населению, так и окружающей природной среде. Решение этой проблемы напрямую зависит от наличия в области свободного капитала в регионе, способного покрыть издержи переоснащения. Другой проблемой Владимирской области является недостаток бюджетных средств, необходимых для проведения модернизации производств региона.
С точки зрения представителей органов публичной власти, для удовлетворения потребностей Владимирской области на территорию региона важно привлекать внешние инвестиции [5]. В то же время тренды на следование целям устойчивого развития и концепции ESG (англ. environmental, social, corporate governance) выступают, по нашему мнению, сдерживающими факторами для вложений иностранными инвесторами своего капитала в предприятия Владимиркой области.
Последние исследования свидетельствуют о том, что инвестиционный рынок сегодня следует правилу достижения максимальной выгоды при минимальном негативном воздействии [6]. Бизнес-сообщество развитых стран преследует воплощение идей экономического благосостояния, в процессе которого учитываются не только индивидуальные интересы компаний, но и создаются условия разрешения значимых для общества проблем.
Борьба за качество жизни населения стала неизменной темой политических международных мероприятий. Так, 25 сентября 2015 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция 70/1, содержащая цели устойчивого развития [7]. Одной из важнейших целей является экономический рост,
который позволит искоренить нищету, голод, безграмотность, предотвратить истощение природных ресурсов. Страны обязуются бороться со всеми формами социальной несправедливости, решая вопросы в области образования, трудоустройства, здравоохранения, экологии. Согласно [7], достижение целей по повышению уровня экономики и подъему качества жизни населения планеты невозможно без снятия экологической напряженности. В связи с этим борьба с изменением климата, защита окружающей природной среды и решение других экологических проблем также становятся целями устойчивого развития [8].
Ответственное инвестирование, в рамках которого экологические, социальные и управленческие вопросы включаются в инвестиционный процесс, все более прочно закрепляется на основных финансовых рынках.
На основе показателей ESG формируются рейтинги, которые измеряют риск возникновения негативного воздействия. В международной практике учет ESG-факторов уже долгое время осуществляется как фондовыми организациями (Dow Jones Sustainability, Morgan Stanley Capital International World Index (MSCI World), Domini Social Index (DSI) 400, Nasdaq Social Index), так и сторонними аналитиками (The Social Index, Bloomberg).
Множество различных названий и определений, таких как «зеленое инвестирование», «ответственное финансирование», «социально ответственное инвестирование», «ответственное инвестирование», «устойчивое инвестирование» обусловлено отсутствием единого, принятого во всем мире термина. В широком смысле эта деятельность описывается как расширение целей инвестиционного процесса за пределы финансовых соображений, отражая ценности и убеждения инвесторов в борьбе за экологию [8].
Зарождение концепции устойчивого инвестирования произошло еще во второй половине XX в. параллельно в наиболее развитых странах Европы и Северной Америки. Так, основанный в 1971 г. инвестиционный фон Pax Would, с самого начала своего существования активно занимается защитой окружающей среды. Сегодня этот фонд один из передовых в вопросах устойчивого инвестирования, основанного на экологических, социальных и управленческих принципах [9].
Возникновение потребности в решении проблем социального и экологического характера обусловило развитие модели инвестирования, отрицающей исключительное извлечения прибыли. Данная концепция — результат осознания бизнес-сообществом своей роли в улучшении качества жизни общества и сохранении окружающей природной среды в пригодном состоянии для будущих поколений.
Такой вид инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии факторами ESG, которые позволяют учесть влияние инвестиций на общество и экологию, оценить социальную и экологическую ориентированность корпоративного управления компаний, получающих финансовые средства. Экологический критерий (англ. environmental) позволяет проанализировать влияние хозяйствующего субъекта в изменение климата и истощение природных ресурсов, характеризует ее участие в загрязнение окружающей природной среды, выбросе парниковых газов. Социальный фактор (англ. social) отражают влияние участников экономической деятельности на местное сообщество, ее участие в решение проблем здравоохранения, безработицы, инфраструктуры и др. Управленческие показатели (англ. corporate governance) позволяют проанализировать возможность возникновения рисков, вызванных поведением руководящего состава как отдельных организаций, так и региона в целом.
Таким образом, для измерения устойчивости инвестиций был разработан общепризнанный набор показателей, известный в отечественной науке и практике как экологические, социальные и управленческие факторы (ESG). В дополнение к традиционной цели получения финансовой прибыли, ESG-инвестирование позволяет вкладчикам формировать инвестиционные портфели в соответствии с общественными, этическими, экологическими ценностями, отражающими потребности экономического роста.
Как отмечено выше, перед Владимирской областью — как одним из перспективных регионов России, с точки зрения географического положения, кооперационной активности власти и бизнеса, культурно-исторического потенциала — стоит задача по развитию внешнеэкономической деятельности. Привлечение иностранных инвесторов на данную территорию позволит обеспечить ускорение технологического переоснащения действующих производств, создание благоприятной инфраструктуру административно-территориальной единицы, входящей в состав Центрального федерального округа, увеличить число хозяйствующих субъектов, обеспечив тем самым открытие новых рабочих мест.
По данным рейтинга РБК в 2021 г. Владимирская область занимает 28 место по качеству жизни, то есть, на основе анализа экономической активности хозяйствующих субъектов, располагающихся на данной территории, рассматриваемый регион можно отнести к развивающимся. Так, согласно статистике по экспортно-импортным операциям участников внешнеэкономической деятельност, за период с января по сентябрь 2021 г. внешнеторговый оборот региона составил 2 132 434,5 тыс. долл., в то время как за аналогичный период 2020 г. — 1 453 248,7 тыс. долл. [10]. Об экономическом росте Владимирской области свидетельствует и увеличение числа иностранных партнеров, проявляющих интерес к региональным производствам в качестве инвесторов, покупателей продукции, получателей услуг. Так, например, со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот с января по сентябрь 2021 г. составил 1 560,2 млн долл., что является значительным приростом (42,8 %) по отношению к аналогичному периоду 2020 г. Торговля предприятий региона со странами дальнего зарубежья в 2,7 раза превышает оборот со странами Содружества независимых государств [10]. По данным 2020 г. в рейтинге инвестиционной привлекательности Владимирской области присвоен средний уровень Группы IC5 [11]. Очевидно, что такое положение нельзя назвать высоким, в то же время отмечается планомерное наращивание производственных процессов, увеличения числа хозяйствующих субъектов на территории региона.
Однако перед хозяйствующими субъектами — представителями власти, бизнеса и общественности стоят задачи по преодолению проблем, оказывающих негативное воздействие на доходность региона [11]. Современное состояние российской экономики, уровень конкурентоспособности на внешнем рынке обусловливает необходимость поиска наиболее эффективных путей интеграции в международное хозяйствование. Одним из барьеров наращивания партнерских отношений с иностранными партнерами, по нашему мнению, являются невысокие показатели отечественных хозяйствующих субъектов с точки зрения их устойчивости [4].
Рассматривая экологическое состояние Владимирской области, можно сделать вывод о значительном отставании региона и существования ряда проблем, снижающих имидж территории в глазах потенциальных инвесторов.
Согласно Rating-Agentur Expert RA — международному рейтингу устойчивости, Владимирская область находится на 36 месте по совокупным показателям ESG [4]. В то же время, если рассматривать показатели по отдельности, то можно заметить, что в регионе первостепенной проблемой устойчивости является экологический аспект. Так, согласно указанному рейтингу, область находиться на 63 месте, что свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере охраны окружающей природной среды и пользования ресурсами [13].
В регионе функционирует довольно много промышленных предприятий, оставляющих свой след в окружающей природной среде. На территории области функционирует компания Biotum, занимающаяся производством композиционных строительных материалов на основе битума, позиционирующая себя в качестве инновационной экологической организации. Однако, в результате проведенной общественной экспертизы было выявлено многократное превышение допустимых пределов выбросов вредоносных веществ в атмосферном воздухе [14].
Проблема обращения с отходами в регионе так же выступает негативным фактором, влияющим на положение региона в рейтинги ESG. Так, согласно [14] общий объем отходов составил 1 626,24 тыс. тонн, что на 40,82 % превышает показатели 2020 г..
Региональная экологическая ситуация не единственный фактор риска для потенциальных инвесторов, следующих концепции устойчивости. Владимирская область находится на 55 месте в рейтинге по фактору S, то есть на территории региона отмечаются проблемы в секторе социальных услуг и гарантий.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
На наш взгляд, изменение экологической и социальной ситуации в регионе позволит изменить позиции Владимирской области не только в рейтинге ESG, но повысив ее имидж, привлечь интерес иностранных инвесторов.
Очевидно, что такие глубинные изменения невозможно осуществить без взаимного участия государства и бизнеса. По нашему мнению, стимулирование частных лиц к внедрению инновационных технологий в свое производство, строительству социальной инфраструктур — путь, который должны избирать публичные органы власти в процессе формирования региональной устойчивости. С нашей точки
зрения, властные субъекты Владимирской области сегодня способны создать механизмы, побуждающие к ответственному потреблению природных ресурсов, модернизации производств, развитию территорий. Видится разумным внесение изменений в налоговую политику в отношении налогов на прибыль и имущество организаций.
Проведенный анализ региональной налоговая политика на предмет возможности внедрения стимулирующих механизмов для частных организаций, показал, что требуется разработка более эффективных инструментов. Согласно ст. 2 Закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» основная налоговая ставка налога на имущество организации составляет 2,2 % [15].
На наш взгляд, сокращение налоговой ставки для компаний, внедряющих зеленые инновации, позволит стимулировать процесс модернизации. Таким образом, частные деловые субъекты будут развивать устойчивую среду, за счет снижения налогового бремени, масштабировать своей бизнес, привлекая большее число инвесторов.
В этой связи необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты региона, устанавливая более эффективные механизмы защиты и сохранения окружающей природной среды. На наш взгляд, программа Владимирской области от 2013 г. требует положений о технологическом переоснащении хозяйствующих субъектов на территории региона, о внедрении инноваций в производственную деятельность, о стимулирование государственно-частного партнерства по вопросам цифровой экологизации производственного сектора и осуществление эколого-правового просвещения. Кроме того, необходимо пересмотреть налого-вою политику области, предусмотрев механизм поощрения экологических инициатив частными субъектами.
Стоит отметить, что на территории региона функционирует более 200 предприятий, производящие около 40 % валового регионального продукта [16]. В то же время очевидно, что этого недостаточно для поддержания стремительного социально-экономического роста Владимирской области и развития внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов.
В декабре 2021 г. на Владимирском инвестиционном конгрессе временно исполняющий обязанности губернатора Владимирской области Александр Авдеев и представитель ПАО «СберБанк» подписали «Зеленый меморандум». Цель заключения данного соглашения — передача опыта СберКорпорации по выстраиванию системы ответственного хозяйствования, создание ESG-политик, способных обеспечитесь эффективный переход к устойчивою развитию [2]. С точки зрения администрации Владимирской области, применение этого опыта позволит привлечь к процессу переоснащения большее число представителей регионального бизнеса и обеспечит трансформацию экономики усилиями не только органов власти, но и деловым сообществом.
В связи с тем, что официальное решение о создании мер поддержки субъектам, следующим ESG-повестки было принято и оформлено документально администрацией Владимирской области только в конце 2021 г., провести расчеты, отражающие взаимосвязь между принципами устойчивости и доходностью региональной экономики, не представляется возможным.
Сегодня на территории региона крайне мало коммерческих организаций следует ценностям ESG-по-вестки. К инициативным и ответственным компаниям могут быть отнесены такие крупные предприятия, как Группа компаний «Аскона» [17], «Ферреро Руссия» [18], «ВсеИнструменты» [19] и некоторые другие. На примере Группы компаний «Аскона», можно увидеть, что следование ESG-повестке оказывает влияние на развитие предприятия на рынке. Указанная компания разделяет принципы ответственного отношения к экологии, создает условия для экологизации процесса производства и реализации продукции. В 2021 г. «Аскона» отказалась от бумажных чеков, в целях снижения расходов бумаги. Стоит отметить, что совокупная выручка данной компании за 2021 г. составила 49 млрд 932 млн руб., рост выручки составил 32 % по отношению к 2020 г. Полученные показатели «Аскона» так же связывает с тем, что следует ESG-повестке [17].
В то же время становится очевидным что усилий этих компаний и представителей властных структур не хватит для дальнейшей популяризации ESG-повестки во Владимирской области. На наш взгляд, осознание субъектами бизнеса ценности данной концепции как инструмента повышения конкурентоспособности и привлекательности на внешнем рынке, позволит ускорить развитие благосостояния региона, увеличить рост внешних инвестиций.
Для региона сегодня вопрос усиления позиций на внешнем рынке — важное направление деятельности. В то же время проблема превышения ввоза товаров и услуг над вывозом остается неизменной, даже в условиях наращивания регионально экономики.
Развитие региона требует не только увеличения уровня товарооборота с международными партнёрами, но и привлечение иностранных инвесторов, способных обеспечить Владимирскую область необходимым капиталом [19]. Инвестиционная деятельность в структуре внешней экономической деятельности региона — важнейшее направление развития системы хозяйствования. Однако региональные предприятия сталкиваются с трудностями различного характера, в том числе названным несоответствием принципам устойчивости.
В систему целей устойчивого развития входит принципы зеленного инвестирования. Данные принципы представляют собой нормативы концепции ESG, нацеленность которой состоит в рациональное и безопасное хозяйствование. Международное бизнес-сообщество стремиться инвестировать свой капитал в предприятия и территории, отвечающие стандартам ESG.
Для Владимирской области сегодня модернизация мощностей в целях достижения соответствия ESG-принципов является вызовом, требующим, с нашей точки зрения, скорейшего решения.
Поиск оптимальных инструментов развития регионального внешнеэкономической деятельности — стратегическая задача как государства, бизнеса, так и научного сообщества. В начале 2017 г. Глобальный альянс по устойчивому инвестированию (GSIA) опубликовал всемирный обзор результатов деятельности за 2016 г., в котором были обобщены исследования рынка региональных форумов по устойчивому инвестированию для Европы, Соединенные Штаты, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия [21]. За период, прошедший с момента опубликования доклада, глобальный рынок устойчивых инвестиций продолжает расти, и в большинстве стран, охваченных организациями-членами GSIA, и его доля профессионально управляемых активов также выросла. В этой связи все большее число хозяйствующих субъектов, в особенности зарубежные коммерческие организации следуют принципам устойчивости, оказывая поддержку единомышленникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, как регионам России, так и отдельным участникам внешнеэкономической деятельности, важно разделять ESG-повестку, модернизировать систему управления и производства.
Библиографический список
1. Божко Ю.Н. Усиление роли региона в социально-экономическом развитии национальной экономики как вектор совершенствования региональной политики. Социально-экономические явления и процессы. 2012;10(44):29—33.
2. Администрация Владимирской области и Сбербанк подписали «Зеленый меморандум». https://avo.ru/novosti/-/ asset_publisher/E2PryKmsVruz/content/id/5436692 (дата обращения: 26.12.2021);
3. Ефимова О.В. Волков М.А., Королёва Д.А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование. Финансы: теория и практика. 2021;25(4):82—97. https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-4-82-97
4. Указ Губернатора Владимирской области «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года» от 02.06.2009 № 10. Справочно-правовая система КонсультатПлюс. http://www. consultant.ru/regbase (дата обращения: 25.12.2021).
5. Планы привлечения инвестиций во Владимирскую область до 2024 года представлены в Минэкономразвития России. https://avo.ru/novosti/-/asset_publisher/E2PryKmsVruz/content/plany-privlecenia-investicij-vo-vladimirskuu-oblast-do-2024-goda-predstavleny-v-minekonomrazvitia-rossii (дата обращения: 25.12.2021);
6. Чернышова М.В. ESG и ответственное институциональное инвестировании. Научные труды Вольного экономического общества России. 2021;3:98-120.
7. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25.09.2015 «70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
8. UNEPFI. Demystifying responsible investment performance. A review of key academic and broker research on ESG factors. Mercer; 2007. https://www.unepfi.org/psi/wp-content/uploads/2007/06/Demystifying_Responsible_Investment_Performance_01. pdf (дата обращения: 29.12.2021).
9. Pax World Funds. https://paxworld.com (дата обращения: 29.12.2021).
10. Внешняя торговля (оборот), в том числе экспорт и импорт. https://dcr.avo.ru/web/guest/vnesnaa (дата обращения: 25.12.2021).
11. Инвестиционный портал регионов России. https://www.investinregions.ru/ (дата обращения: 26.12.2021).
12. Новоселова И.А., Смирнова М.В. Стратегия перехода к устойчивому социально-экономическому развитию Владимирской области. Актуальные вопросы экономических наук. 2010;14:181-185.
13. ESG Ranking of Russian regions 2021. Rating-AgenturExpert RA GmbH. https://raexpert.eu/esg_ (дата обращения:
25.12.2021).
14. Ежегодный доклад «О состоянии окружающей среды и здоровья населения в 2020 году». https://dpp.avo.ru/ ezegodnyj-doklad.-monitoring-sostoania-okruzausej-sredy (дата обращения: 26.12.2021).
15. Закон Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-0З. Владимирские ведомости. 2003;25:2. https://base.garant.ru/19311403/ (дата обращения: 26.12.2021).
16. Представители иностранных компаний и бизнес-эксперты высоко оценили инвестиционные возможности Владимирской области. https://avo.ru/-/predstaviteli-inostrannyh-kompanij-i-biznes-eksperty-vysoko-ocenili-investicionnye-vozmoznosti-vladimirskoj-oblasti (дата обращения: 26.12.2021).
17. Социальная политика. https://www.askona.ru/kompaniya/ (дата обращения: 26.12.2021).
18. Ответственность на каждом этапе. https://www.ferrero.ru/ (дата обращения: 26.12.2021).
19. Социальная активность ВсеИнструменты.ру. https://www.vseinstrumenti.ru (дата обращения: 26.12.2021).
20. Захарова Ж.А., Сакин Ю.В. Актуальные вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности региона (на материалах владимирской области). Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021;2(66):1-13. https://doi.org/10.24412/1999-2645-2021-266-5
21. Global sustainable investment review 2016. The Global Sustainable Investment Alliance (GSIA). http://www.gsi-alliance.org/ (дата обращения: 26.12.2021).
References
1. Bozhko Yu.N. Strengthening of the role of the region in social and economic development of national economy as the vector of improvement of regional policy. Socio-economic phenomena and processes. 2012;10(44):29-33.
2. The Vladimir region's Administration and Sberbank have signed the "Green Memorandum". https://avo.ru/novosti/-/ asset_publisher/E2PryKmsVruz/content/id/5436692 (accessed 26.12.2021).
3. Efimova O.V, Volkov M.A., Koroleva D.A. The impact of ESG factors on asset returns: empirical research. Finance: theory and practice. 2021;4:82-97. (In Russ.). https://doi.org/10.26794/2587-5671-2021-25-4-82-97
4. Decree of the Vladimir region's Governor dated on June 2, 2009 to No. 10 "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Vladimir region until 2030". Legal reference system Consultatplus. http://www.consultant.ru/regbase (accessed 25.12.2021).
5. Plans to attract investments to the Vladimir region until 2024 have been submitted to the Russia's Economic Development Ministry. https://avo.ru/novosti/-/asset_publisher/E2PryKmsVruz/content/plany-privlecenia-investicij-vo-vladimir-skuu-oblast-do-2024-goda-predstavleny-v-minekonomrazvitia-rossii (accessed 25.12.2021).
6. Chernyshova M.V. ESG and responsible institutional investing. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2021;229(3):98-120. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2021-229-3-98-120
7. Resolution UN General Assembly adopted on Septemner 25, 2015 No. 70/1 "Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development". https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (accessed
01.02.2022).
8. UNEPFI. Demystifying responsible investment performance. A review of key academic and broker research on ESG factors. Mercer; 2007. https://www.unepfi.org/psi/wp-content/uploads/2007/06/Demystifying_Responsible_Investment_Per-formance_01.pdf (accessed 29.12.2021).
9. Pax World Funds. https://paxworld.com (accessed 29.12.2021).
10. Foreign trade (turnover), including export and import. https://dcr.avo.ru/web/guest/vnesnaa (accessed 25.12.2021).
11. Investment portal of the regions of Russia. https://www.investinregions.ru/ (accessed 26.12.2021).
12. Novoselova I.A., Smirnova M.V Strategy of transition to sustainable socio-economic development of the Vladimir region. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk.. 2010;14:181-185.
13. ESG Ranking of Russian regions 2021. Rating-Agentur Expert RA GmbH. https://raexpert.eu/esg_ (accessed 26.12.2021).
14. Annual report "On the state of the environment and public health in 2020". Available at: https://dpp.avo.ru/ezegod-nyj-doklad.-monitoring-sostoania-okruzausej-sredy (accessed 26.12.2021).
15. The Law of the Vladimir region dated on November 12, 2003 No. 110-0Z "On the property tax of organizations". Vlad-imirskie Vedomosti. 2003;25:2. https://base.garant.ru/19311403/ (accessed 26.12.2021).
16. Representatives of foreign companies and business experts highly appreciated the investment opportunities of the Vladimir region. https://avo.ru/-/predstaviteli-inostrannyh-kompanij-i-biznes-eksperty-vysoko-ocenili-investicionnye-vozmoznos-ti-vladimirskoj-oblasti (accessed 26.12.2021).
17. Socialpolicy. https://www.askona.ru/kompaniya/ (accessed 26.12.2021).
18. Responsibility at every stage. https://www.ferrero.ru/ (accessed 26.12.2021).
19. Social activity. https://www.vseinstrumenti.ru (accessed 26.12.2021).
20. Zakharova Zh.A., Sakin Yu.V. Topical issues of state regulation of investment activities in the region (based on the materials of the Vladimir region). Regional economy and management. 2021;2(66):1—13. https://doi.org/10.24412/1999-2645-2021-266-5
21. Global sustainable investment review 2016. The Global Sustainable Investment Alliance (GSIA). http://www.gsi-alliance.org/ http://www.gsi-alliance.org/ (accessed 26.12.2021).