Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОПЫТ США)'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОПЫТ США) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / КРИЗИС / ПАНДЕМИЯ / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дробот Елена Валерьевна, Макаров Иван Николаевич, Лесных Елена Владимировна, Татаринова Екатерина Сергеевна

Пандемия коронавируса COVID-19 характеризуется как массовая глобальная катастрофа в области здравоохранения, следствием которой стал экономический и социальный кризис. Глобальные медицинские, экономические и социальные последствия пандемии коронавируса COVID-19 растут день ото дня. Этот кризис затронул все страны и континенты. В течение уже более чем полутора лет сначала Китай, а затем и весь мир борется с последствиями пандемии COVID-19 для предприятий, сотрудников, клиентов, местных сообществ. Существенную роль в преодолении последствий коронавируса играют корпорации. Важное теоретическое и практическое значение для выполнения обязанностей бизнеса и государства перед обществом имеют инициативы в сфере корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность выступает сильным рычагом управления для борьбы с критическими последствиями пандемии COVID-19. В данной статье проведен анализ инициатив крупнейших американских корпораций в сфере корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS AND THE STATE AMID THE PANDEMIC (US EXPERIENCE)

The COVID-19 coronavirus pandemic is characterized as a massive global health disaster followed by an economic and social crisis. The global medical, economic and social consequences of the COVID-19 coronavirus pandemic are growing day by day. This crisis has affected all countries and continents. For more than a year and a half, first China, and then the whole world, has been struggling with the consequences of the COVID-19 pandemic for businesses, employees, customers, and communities. Corporations play a significant role in overcoming the consequences of the coronavirus. Corporate social responsibility initiatives play an important theoretical and practical significance for fulfilling the duties of business and the state to society. Corporate social responsibility acts as a strong control lever to combat the critical consequences of the COVID-19 pandemic. This article analyzes the initiatives of the best American corporations in the field of corporate social responsibility.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОПЫТ США)»

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 7 • Июль 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

социальная ответственность бизнеса и государства в период пандемии (опыт сшА)

Дробот Е.В. 12, Макаров И.Н. 3 4, Лесных Е.С. 3, Татаринова Е.С. 3

1 АНО «Развитие инноваций», Москва, Россия

2 Центр дополнительного профессионального образования, Выборг, Россия

3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Липецк, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Пандемия коронавируса COVID-19 характеризуется как массовая глобальная катастрофа в области здравоохранения, следствием которой стал экономический и социальный кризис. Глобальные медицинские, экономические и социальные последствия пандемии коронавируса COVID-19 растут день ото дня. Этот кризис затронул все страны и континенты. В течение уже более чем полутора лет сначала Китай, а затем и весь мир борется с последствиями пандемии COVID-19 для предприятий, сотрудников, клиентов, местных сообществ. Существенную роль в преодолении последствий коронавируса играют корпорации. Важное теоретическое и практическое значение для выполнения обязанностей бизнеса и государства перед обществом имеют инициативы в сфере корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность выступает сильным рычагом управления для борьбы с критическими последствиями пандемии COVID-19. В данной статье проведен анализ инициатив крупнейших американских корпораций в сфере корпоративной социальной ответственности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коронавирус, кризис, пандемия, корпорация, корпоративная социальная ответственность, бизнес.

social responsibility of business and the state amid the pandemic (us experience)

Drobot E.V. 12, Makarov I.N. 3 Lesnyh E.S. 3, Tatarinova E.S. 3

1 Development of Innovations, ANCO, Russia

2 Center of Additional Professional Education, Russia

3 Lipetsk branch of RANEPA, Russia

4 Financial University under the Government of the Russian Federation, Lipetsk Branch, Russia

введение

Пандемия коронавируса COVID-19 превратилась, по сути, в глобальную катастрофу в области здравоохранения, спровоцировав экономический и социальный кризис [4-6, 9, 10] (Kostin, Khomchenko, 2020; Mayorova, 2021; Makarov, Drobot, Avtsinova, 2020; Pechatkin, Malyshev, 1995; Chekmeneva, Mikhaylova, Fitsurina, Bzhennikova,

Lisitskaya, 2021). По состоянию на 29 июля 2021 г. в мире насчитывается 196 981 829 подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и 4 208 682 случая смертей1.

В этот непростой для мировой экономики период возрастает роль корпоративной социальной ответственности (КСО) [1-3, 7, 8] (Vavilina, Komarova, Velensi, Raykher, 2019; Zaytsev, 2017; Karimova, 2020; Makarov, Nazarenko, Drobot, 2021; Pavlov, 2019). Для бизнеса это возможность пересмотреть роль компаний в обществе с учетом опыта реагирования на предыдущие стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии и другие кризисы [32] (Monachino, Moreira, 2014).

В результате роста давления со стороны гражданского общества компании по всему миру реформируют и расширяют свои стратегии КСО. Многие компании уже имеют опыт реагирования на различные эпидемиологические и демографические изменения, такие как ВИЧ/СПИД, ближневосточный респираторный синдром (БВРС), тяжелый острый респираторный синдром (SARS), лихорадка Эбола и т.д., и с энтузиазмом стремятся поддержать социальное благополучие [22] (Droppert, Bennett, 2015).

Социально ответственные компании принимают и реализуют различные инициативы, нацеленные на оказание помощи и поддержки своим сотрудникам, клиентам и местным сообществам в кризисный период.

1 Worldometers 2020. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/ (дата обращения: 29.07.2021).

ABSTRACT:_

The COVID-19 coronavirus pandemic is characterized as a massive global health disaster followed by an economic and social crisis. The global medical, economic and social consequences of the COVID-19 coronavirus pandemic are growing day by day. This crisis has affected all countries and continents. For more than a year and a half, first China, and then the whole world, has been struggling with the consequences of the COVID-19 pandemic for businesses, employees, customers, and communities. Corporations play a significant role in overcoming the consequences of the coronavirus. Corporate social responsibility initiatives play an important theoretical and practical significance for fulfilling the duties of business and the state to society. Corporate social responsibility acts as a strong control lever to combat the critical consequences of the COVID-19 pandemic. This article analyzes the initiatives of the best American corporations in the field of corporate social responsibility.

KEYWORDS: coronavirus, crisis, pandemic, corporation, corporate social responsibility, business JEL Classification: F23, F63, M14 Received: 02.07.2021 / published: 31.07.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Drobot E.V. (elenadrobotBmail.ru)

CITATION:_

Drobot E.V., Makarov I.N., Lesnyh E.S., Tatarinova E.S. (2021) Sotsialnaya otvetstvennost bizne-sa i gosudarstva v period pandemii (opyt SShA) [Social responsibility of business and the state amid the pandemic (US experience)]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 1 1. (7). - 1777-1794. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12338

экономика, предпринимательство и право № 72021 (Июль)

1779

Следует отметить, что вклад КСО в поддержку социального благополучия был значительным, особенно в период различных стихийных бедствий, катастроф и террористических актов. А в начале XXI века недостатка в таких событиях не было!

Это, например, серия террористических актов в США 11 сентября 2001 г., землетрясение и цунами в Индийском океане в 2004 г., ураган «Катрина» в США в 2005 г., землетрясение и цунами у берегов западной и центральной части острова Ява в 2006 г., ураган Айк в США в 2008 г., землетрясение 2008 г. в провинции Сычуань в Китае, землетрясение на Гаити в 2010 г., землетрясение и цунами у восточного побережья острова Хонсю в Японии в 2011 г., обрушение восьмиэтажного здания Rana Plaza в Бангладеш в 2013 г. и т.д.

Первоочередной задачей государства, бизнеса и общества в настоящее время является обеспечение здоровья и безопасности населения, а также оказание поддержки людям, находящимся в уязвимом положении (инвалиды, безработные и т.д.). Именно поэтому КСО можно рассматривать как один из инструментов достижения целей устойчивого развития [30] (Mahmud, Ding, Kiani, Hasan, 2020).

Стратегия развития бизнеса с элементами КСО дает возможность компаниям повышать финансовые показатели и в то же время обеспечивать предоставление многочисленных социальных льгот, которые могут помочь людям выжить в период пандемии COVID-19 и преодолеть кризис [13, 27-29] (Bapuji, Patel, Ertug, Allen, 2020; Guan, et al., 2020; Guerriero, Haines, Pagano, 2020; Kucharska, Kowalczyk, 2019).

В данном исследовании с позиций теории заинтересованных сторон мы проанализируем инициативы в области КСО компаний-лидеров США, направленные на защиту сотрудников, клиентов и местных сообществ (т.е. стейкхолдеров) в период пандемии COVID-19.

В рамках нашего исследования мы попытаемся ответить на следующие вопросы: 1. Как компании могут поддержать общество в период такого опасного кризиса, как пандемия COVID-19?

ОБ АВТОРАХ:_

Дробот Елена Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент; руководитель направления «Международные экономические отношения», член научной школы «Промышленная управленческая элита развития»; преподаватель (e1enadrobot@mai1.ru)

Макаров Иван Николаевич, доктор экономических наук, доцент; профессор кафедры «Финансы и кредит», профессор кафедры «Гражданское право и процесс»; профессор кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» (exce11ennzz@gmai1.com)

Лесных Елена Владимировна, канд. филол. наук, доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент»

Татаринова Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Лесных Е.С., Татаринова Е.С. Социальная ответственность бизнеса и государства в период пандемии (опыт США) // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11.-№ 7. - С. 1777-1794. doi: 10.18334/epp.1 1.7.1 12338

2. Какие действия следует предпринять бизнесу для защиты сотрудников, заботы о клиентах и оказания помощи местным сообществам посредством корпоративных благотворительных инициатив в период пандемии COVID-19?

теория заинтересованных сторон и ксо

Теория заинтересованных сторон (англ. stakeholder theory) как управленческий механизм говорит о том, что компания должна защищать интересы всех заинтересованных сторон (т.е. стейкхолдеров), которые могут повлиять или быть затронуты деятельностью компании, для достижения ее организационных целей и мотивов в сфере социального обеспечения [23] (Freeman, 1984).

Фримен Р.Э. конкретизировал понятие «стейкхолдер», понимая под ним как отдельного человека, члена любой группы, так и организацию, обладающую властью и возможностью оказывать влияние на выживание и успех организации [24] (Freeman, 2004).

Теория заинтересованных сторон проливает свет на фундаментальную тему взаимоотношений между компаниями и их сотрудниками, клиентами, местными сообществами и системой социального обеспечения в целом [21] (Donaldson, Preston, 1995).

В рамках теории заинтересованных сторон КСО используется в качестве инструмента стратегического управления. Здесь КСО представляет собой механизм, с помощью которого компании могут управлять различными заинтересованными сторонами, которые могут существенно влиять на ведение бизнеса, такими как акционеры, деловые партнеры, сотрудники, поставщики, клиенты, местные сообщества, неправительственные организации (НПО), государственные должностные лица и окружающая среда [19] (Cuesta-Valino, Rodriguez, Nunez-Barriopedro, 2019).

Среди всех заинтересованных сторон наиболее важными для компаний являются сотрудники (внутренняя группа заинтересованных сторон), потребители и местные сообщества (две отдельные внешние группы заинтересованных сторон) [15] (Brulhart, Gherra, Quelin, 2019).

классификация типов ксо

Рост КСО как развивающейся области исследований и более пристальное внимание к бизнесу в XXI в. свидетельствуют о том, что бизнес и общество взаимосвязаны таким образом, что эта взаимосвязь выходит за рамки критических отношений между сотрудниками компаний, клиентами, поставщиками и местными сообществами [31] (McLennan, Banks, 2019).

В данной статье мы не ставили целью подробно исследовать подходы к определению КСО. Но представляется необходимым привести одно определение.

Под КСО в современной экономической науке и практике принято понимать добровольное, самостоятельное (т.е. дискреционное) выделение корпоративных ресурсов на цели улучшения социального обеспечения общества, которое служит

экономика, предпринимательство и право № 72021 (Июль)

1781

средством укрепления отношений с ключевыми стейкхолдерами организации [14] (Barnett, 2007).

С учетом наличия различных походов к определению КСО интересно рассмотреть, какие типы КСО выделяются в современной науке и практике.

Во-первых, интерес представляет разделение КСО на два типа: внутреннюю и внешнюю [18, 20] (Costa, Menichini, 2013; Deng, Long, Schuler, Luo, Zhao, 2020). К внутренней КСО относятся формальные инициативы в области КСО, в рамках которых сотрудники могут участвовать и получать выгоды от развития и которые демонстрируют уважение работодателей к своим сотрудникам. Внешняя КСО включает практику, ориентированную на заботу о местном сообществе, природной среде и потребителях [18] (Deng, Long, Schuler, Luo, Zhao, 2020).

Во-вторых, ряд исследователей предлагают выделять четыре группы КСО, утверждая, что социальная ответственность компании охватывает дискреционные, этические, юридические и экономические ожидания, которые человечество возлагает на организации в определенный момент времени [16, 17] (Carroll, 1979; Carroll, 1999). Причем дискреционная, или филантропическая, деятельность является основным видом КСО, под которым понимается определенная «компенсация» обществу со стороны управляющих инвесторов компании за привилегии, которые государство предоставляет корпорациям [12] (Ararat, Colpan, Matten, 2018).

реакция лидеров ксо сША на пандемию covid-19

Во время пандемии и экономического кризиса многие исследователи уделяют повышенное внимание тому, как организации могут принести пользу обществу посредством своей благотворительной деятельности [26] (Gardberg, Zyglidopoulos, Symeou, Schepers, 2019).

Корпоративная благотворительность распространена в США уже более 50 лет. Она является старейшей формой социальной деятельности организаций, и компании считают ее выражением своей социальной ответственности [25] (Gao, 2011).

Соединенные Штаты оказались в числе наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 стран по числу заболевших и умерших. По данным на 29 июля 2021 г., в США насчитывается 35 492 860 подтвержденных случаев заболевания COVID-19 и 628 137 смертей2.

Пандемия COVID-19 также вызвала самую тяжелую глобальную рецессию за всю историю США со времен Великой депрессии (1929-1930). В США первый локдаун в ответ на распространение пандемии COVID-19 был введен в начале марта 2020 года. Уровень безработицы в США во втором квартале 2020 г. достиг рекордного уровня 32,1% [28] (Guerriero, Haines, Pagano, 2020). Многие работники подвергаются высокому риску сокращения заработной платы или потери работы.

2 Worldometers 2020. URL: https://www.worldometers.info/coronavirus/ (дата обращения: 29.07.2021).

Таблица 1

топ-25 рейтинга «лучший корпоративный гражданин» (100 Best Corporate Citizens), 2019 г.

Рейтинг Название корпорации Рейтинг Название корпорации

1 Owens Corning 14 Altria Group

2 Intel Corporation 15 Cbre Group

3 General Mills 16 Johnson & Johnson

4 Campbell Soup 17 AbbVie Inc.

5 Hewlett Packard (HP) Inc. 18 Xylem Inc.

6 Microsoft 19 Hewlett Packard Enterprise

7 Nielsen Holdings 20 Newmont Mining

8 Ecolab Inc. 21 Xerox Corporation

9 Gap Inc. 22 3M

10 Cisco Systems 23 Accenture Plc

11 Ford Motor 24 General Motors

12 Citigroup 25 Baxter International Inc.

13 Hasbro Inc.

Источник: составлено авторами по данным: [11, c. 1-17 (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md.

Morshadul Hasan, 2021, р. 1-17).

Именно поэтому в сложившихся условиях инициативы в сфере КСО приобретают еще большее значение. Большинство компаний сосредоточены на поддержке здоровья и доходов своих сотрудников, заботясь при этом о своих клиентах и местных сообществах.

Рассмотрим действия, предпринятые американскими корпорациями для обеспечения безопасности общества во время чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, спровоцированной пандемией COVID-19.

В рамках данного исследования были проанализированы инициативы в сфере КСО 25 лучших американских корпораций, которые входят в рейтинг 100 лучших компаний в категории «Лучший корпоративный гражданин» (100 Best Corporate Citizens), составляемый в США журналом «Корпоративная ответственность» (Corporate Responsibility Magazine) на основе общедоступной публичной информации3 (табл. 1).

ксо и сотрудники

В условиях пандемии COVID-19 компании стараются четко соблюдать стандарты безопасности в области охраны здоровья сотрудников, а также следовать правилам и предписаниям правительств.

3 CR Magazine Announces Finalists for 2019 Responsible CEO of Year Award and Lifetime Achievement Award. URL: https://www.3blmedia.com/News/CR-Magazine-Announces-Finalists-2019-Responsible-CEO-Year-Award-and-Lifetime-Achievement-Award (дата обращения: 29.07.2021).

На рисунке 1 показаны механизмы защиты и поддержки сотрудников, адаптированные лучшими американскими компаниями к условиям пандемии СОУГО-19.

Компании внедряют различные механизмы, такие как удаленная занятость (60% компаний используют этот механизм), установление требований к уборке помещений и гигиеническим процедурам (56%), использование средств индивидуальной защиты (40%), оценка состояния здоровья работников и карантин (24%), практика социального дистанцирования и ограничения поездок (36%), оплачиваемые отпуска и больничные с пособиями на медицинское обслуживание (48%), премии и бонусы работникам, занятым на «передовой» линии (16%), дополнительные выплаты работникам-волонтерам (36%), финансирование программ помощи сотрудникам (20%).

Рассмотрим некоторые примеры инициатив в сфере КСО, реализуемых американскими корпорациями в условиях пандемии (табл. 2).

ксо и клиенты

В условиях пандемии СОУШ-19 клиенты корпораций, включая местных розничных торговцев и потребителей, зависят от производителей и поставщиков, в том числе жизненно важных товаров: продуктов питания, лекарств и т.д. В этих условиях большинство компаний постарались организовать свою работу дистанционно, используя онлайн-сер-висы, реализуя при этом инициативы в сфере КСО, направленные на помощь своим клиентам в условиях пандемии, включая организацию поставок продуктов питания, медикаментов, средств защиты, предоставление информации и оказание других услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1. Механизмы защиты/поддержки сотрудников во время пандемии COVID-19 Источник: [11, c. 1—17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

1784 JOURNAL OF ECONOMiCS, ENTREPRENEURSHiP AND LAW #7'2021 (July)

Таблица 2 Инициативы в сфере КСО, реализуемые американскими корпорациями в условиях пандемии

Компания Инициатив в сфере КСО

Campbell Soup Ежедневные медицинские осмотры всех сотрудников Премиальные выплаты в размере 2 долл. в час для сотрудников, работающих на условиях почасовой оплаты, и премиальные выплаты в размере 100 долл. в неделю для руководителей

General Mills Предоставление сотрудникам дополнительного двухнедельного оплачиваемого отпуска Ежедневные бонусы и льготы для сотрудников завода и должностных лиц, которые могут добровольно работать на производстве во время пандемии

Ecolab Owens Corning Выплата больничных и льготное медицинское обслуживание, включая оплату тестов на COVID-19 для сотрудников Программа страхования заработной платы сотрудников в условиях снижения спроса клиентов на продукты и услуги компании

Intel Пожертвование в размере 2 млн долл. на оказание помощи каждому штатному сотруднику, работающему полный и неполный рабочий день, и пенсионерам

Источник: составлено авторами по данным: [11, c. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Например, General Mills заверила своих клиентов в постоянном и надежном обеспечении людей и домашних животных продуктами питания. Для тех, кому требуется транспортное средство для перевозки продуктов питания, медикаментов, материалов для оказания чрезвычайной помощи и других товаров, General Mills предлагает беспроцентное финансирование на 84 месяца [11, c. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Поскольку десятки миллионов людей во всем мире вынуждены оставаться дома из-за пандемии COVID-19, мировой лидер индустрии развлечений, компания Hasbro объявила о запуске инициативы "Bring Home the Fun". В рамках этой инициативы родителям предоставляются ресурсы, которые помогут детям оставаться занятыми в течение длительного времени, которое они вынуждены поводить дома.

Компания Gap Inc. продолжает оказывать услуги по доставке десятков миллионов необходимых медицинских принадлежностей, включая средства индивидуальной защиты, такие как маски, защитные халаты и специальные защитные очки для медицинских работников и персонала больниц.

Специалисты компании Ford разрабатывают и производят аппараты искусственной вентиляции легких, маски, респираторы, другое необходимое медицинское обо-

рудование и расходные материалы для специалистов, занятых а сфере общественного здравоохранения, сотрудников скорой помощи и пациентов, борющихся с COVID-19.

Компания 3M увеличила до максимального объема производство респираторов N95, удвоив свой мировой объем производства до 100 млн в месяц [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Корпорация General Motor организовала производство до 50 000 масок, или 1,5 миллиона в месяц [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Наконец, услуги и продукты компании Microsoft оказались чрезвычайно востребованными университетами, перешедшими на онлайн-обучение, и предприятиями, организующими совещания онлайн.

ксо и общественность

В период пандемии COVID-19 правительства, бизнес-лидеры и некоммерческие организации прилагают все усилия по удовлетворению основных экономических потребностей населения. Региональные, национальные и международные компании сотрудничают с крупнейшими глобальными и местными фондами, а также с некоммерческими организациями в целях укрепления сети здравоохранения и обеспечения безопасности общества.

Поддержка местных сообществ со стороны американских корпораций включает оказание помощи в денежной и натуральной форме (72% корпораций реализуют эту инициативу), создание специальных фондов для поддержки местных сообществ (40%) и дотации некоммерческим организациям (36%) (рис. 2). 80% 70% 60°% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Денежные пожертвования и Создание фондов для Дотации на поддержку

помощь в натуральной форме поддержки местных сообществ некоммерческих организаций

Рисунок 2. Инициативы американских компаний по поддержке местных сообществ во время пандемии COVID-19

Источник: [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

В период пандемии американские компании выделили беспрецедентные суммы на оказание помощи в период пандемии (табл. 3).

Таблица 3

Денежные пожертвования в период пандемии ООУЮ-19

Компания Сумма пожертвований, млн долл. Компания Сумма пожертвований, млн долл.

Intel 60 Citigroup 65

General Mills 5 Altria Group 1

Campbell Soup 4,8 Johnson & Johnson 50

HP 1 AbbVie 35

Microsoft 1,1 Xylem 3

Ecolab 1,25 Hewlett Packard Enterprise 50

Gap 30 3M 20

Cisco Systems 225 General Motors 2,6

Ford Motor 1,5

Источник: [11, c. 1-17] {Appel Mahmud, DonghongDing, Md. Morshadul Hasan, 202l, p. l-l7).

Например, компания Intel выделила 4 млн долл. на оказание помощи в связи с COVID-19 в тех регионах, где Intel ведет активную деятельность. Эти средства были распределены среди организаций и общественных фондов, ориентированных на поставку медицинского оборудования, обеспечение продовольственной безопасности, поддержку малого и среднего бизнеса. Регионы, которым Intel оказывает помощь, -это не только отдельные штаты США, но и зарубежные территории, включая Коста-Рику, Индию, Ирландию, Израиль, Малайзию, Мексику и Вьетнам [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Фонд General Mills выделил 5 млн долл. на финансирование благотворительных проектов обеспечения продуктами питания детей во всем мире в условиях закрытия общественных и школьных программ во время пандемии COVID-19 [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Фонд Johnson & Johnson выделил 100 млн долл. для поддержки медицинских работников, занятых лечением пациентов по всему миру во время пандемии COVID-19 [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Компания AbbVie пожертвовала 35 млн долл. на оказание помощи пациентам с COVID-19, системам здравоохранения и местным сообществам [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

А компании Johnson & Johnson и BARDA вместе выделили более 1 млрд долл. на исследования и разработки вакцины против COVID-19 [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Примерно 40% американских корпораций создали различные фонды и активно сотрудничают с международными и региональными фондами. Около 36% корпораций

Таблица 4

помощь в натуральной форме в период пандемии CoVID-19

компания вид помощи

Owens Corning Передача в дар больницам наборов для тестирования COVID-19, пробирок и хирургических масок

Intel Быстрый доступ к технологиям в местах оказания помощи пациентам Быстро продвигающиеся научные исследования Обеспечение ускоренного доступа студентов к онлайн-обучению

General Mills Субсидии для обеспечения питания для наиболее уязвимых детей в условиях закрытия школ

Campbell Soup Пожертвования продуктов американским продовольственным банкам Дополнительные гранты местным некоммерческим организациям

HP Использование технологий 3D-печати для получения необходимого оборудования

Microsoft Использование медицинского бот-сервиса, работающего на базе Microsoft Azure для выявления пациентов с инфекцией и оказания медицинской помощи

Ecolab Пожертвование более 205 000 фунтов дезинфицирующих и чистящих средств для оказания чрезвычайной помощи во всем мире

Gap Распространение товаров нуждающимся семьям через некоммерческих партнеров, включая Baby2Baby и Good360

Cisco Systems Бесплатные веб-приложения и предложения по безопасности Cisco

Johnson & Johnson Пожертвование масок для лица и бахил в больницы Куала-Лумпура, а также хирургических масок, термометров, респираторов, защитных очков и защитных костюмов в Китай

Xerox Запуск нового мобильного приложения в отдельных регионах, которое позволяет клиентам общаться в видеочате и обмениваться текстовыми сообщениями с экспертом по цифровой поддержке

Источник: составлено авторами по данным: [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

пожертвовали средства некоммерческим организациям, таким как Международный Красный Крест, Всемирная организация здравоохранения, Save the Children («Спасем детей»), No Kid Hungry Project («Нет детскому голоду») [11, с. 1-17] (Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan, 2021, p. 1-17).

Помощь в натуральной форме со стороны американских корпораций реализуется по следующим направлениям (табл. 4).

заключение

Пандемия COVID-19 нанесла ущерб всем аспектам нашей повседневной жизни. Но наиболее пострадавшими секторами оказались здравоохранение и экономика. В этих сложных условиях американские корпорации - лидеры в сфере КСО оказали активную поддержку своим стейкхолдерам, включая сотрудников, потребителей и общество в широком масштабе.

Компании продолжают работать над тем, чтобы внести свой вклад в обеспечение безопасности своих сотрудников, предоставляя ресурсы своим клиентам, а также стремясь обеспечить благополучие местных сообществ.

Проведенное исследование показывает, что большинство компаний немедленно отреагировали на пандемию, выделив большие объемы финансовых средств и оказывая помощь в натуральной форме в условиях пандемии COVID-19.

Американские корпорации проявляют уважение к своим сотрудникам, что может способствовать усилению приверженности организации, росту доверия, удовлетворенности работой и производительности.

Инициативы американских корпораций в сфере КСО, ориентированные на клиентов, - это возможность повлиять на лояльность клиентов, улучшить деловую репутацию и имидж бренда. А все это помогает фирмам увеличить свою долю рынка, сохраняя свои деловые и социальные обязательства перед клиентами в течение критического периода, такого как пандемия COVID-19.

Установление партнерских и в то же время дружественных отношений с различными заинтересованными сторонами в глобальных цепочках создания стоимости бизнеса является достойным способом формирования позитивного восприятия деятельности фирм.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 4. - с. 425-436. - doi: 10.18334/lim.6.4.41313.

2. Зайцев Ю.К. Влияние практик социальной ответственности международного бизнеса на экономическое развитие беднейших стран: постановка исследовательского вопроса // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - № 2. - с. 115-123. -doi: 10.18334/epp.7.2.38045.

3. Каримова С.А. Определение уровня корпоративной социальной ответственности// Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2020. - № 1. - с. 27-40. - doi: 10.18334/social.1.1.110947.

4. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировую экономику // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - с. 961-980. - doi: 10.18334/ eo.10.4.111372.

5. Майорова Е.А. Социальная ответственность торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 4. - с. 1017-1034. - doi: 10.18334/epp.11.4.112031.

6. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А. Пандемия и экономическая безопасность регионов: логистика в условиях ограничений // Экономические отношения. - 2020. - № 4. - с. 1387-1404. - doi: 10.18334/eo.10.4.111306.

7. Макаров И.Н., Назаренко В.С., Дробот Е.В. Корпоративная социальная ответственность как элемент взаимодействия компании со стейкхолдерами // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. - 2021. -№ 2. - с. 113-128. - doi: 10.18334/social.2.2.112183.

8. Павлов Э.Л. Корпоративная социальная ответственность как перспективный инструмент расширения деятельности международного бизнеса // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2611-2620. - doi: 10.18334/eo.9.4.40853.

9. Печаткин В.В., Малышев Т.А. Конкурентоспособность реального сектора экономики США, Китая и России в условиях пандемии // Экономические отношения.-1995. - № 2. - с. 319-334. - doi: 10.18334/eo.11.2.111995.

10. Чекменева Е.В., Михайлова В.М., Фицурина М.С., Бженникова Д.Г., Лисицкая М.Д. Повышение уровня корпоративной ответственности в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - № 1. - с. 159-178. - doi: 10.18334/epp.11.1.111523.

11. Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan Corporate Social Responsibility: Business Responses to Coronavirus (COVID-19) Pandemic // SAGE Open. - 2021. -№ 11(1). - p. 1-17. - doi: 10.1177/2158244020988710.

12. Ararat M., Colpan A. M., Matten D. Business groups and corporate responsibility for the public good // Journal of Business Ethics. - 2018. - № 153(4). - p. 911-929. - doi: 10.1007/ s10551-018-3920-4.

13. Bapuji H., Patel C., Ertug G., Allen D. G. Corona crisis and inequality: Why management research needs a societal turn // Journal of Management. - 2020. - № 46(7). - p. 1205-1222. - doi: 10.1177/0149206320925881.

14. Barnett M. L. Stakeholder influence capacity and the variability of financial returns to corporate social responsibility // Academy of Management Review. - 2007. - № 32(3). -p. 794-816.

15. Brulhart F., Gherra S., Quelin B. V. Do stakeholder orientation and environmental pro-activity impact firm profitability? // Journal of Business Ethics. - 2019. - № 155(1). -p. 25-46. - doi: 10.1007/s10551-017-3732-y.

16. Carroll A. B. A three-dimensional conceptual model of corporate governance // Academy of Management Review. - 1979. - № 4(4). - p. 497-505. - doi: 10.5465/ AMR.1979.4498296.

17. Carroll A. B. Corporate social: Responsibility evolution of a definitional construct // Business & Society. - 1999. - № 35(3). - p. 268-295.

18. Costa R., Menichini T. A multidimensional approach for CSR assessment: The importance of the stakeholder perception // Expert Systems with Applications. - 2013. -№ 40(1). - p. 150-161. - doi: 10.1016Zj.eswa.2012.07.028.

19. Cuesta-Valino P., Rodriguez P. G., Nunez-Barriopedro E. The impact of corporate social responsibility on customer loyalty in hypermarkets: A new socially responsible strate-

gy // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. - 2019. - № 26. -p. 761-769. - doi: 10.1002/csr.1718.

20. Deng X., Long X., Schuler D. A., Luo H., Zhao X. External corporate social responsibility and labor productivity: A S-curve relationship and the moderating role of internal CSR and government subsidy // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. - 2020. - № 27(1). - p. 393-408. - doi: 10.1002/csr.1877.

21. Donaldson T., Preston L. E. The stakeholder theory of the corporation: Concepts, evidence, and implications // Academy of Management Review. - 1995. - № 20(1). - p. 6591. - doi: 10.2307/258887.

22. Droppert H., Bennett S. Corporate social responsibility in global health: An exploratory study of multinational pharmaceutical firms // Globalization and Health. - 2015. -№ 11(15). - p. 1-8. - doi: 10.1186/s12992-015-0100-5.

23. Freeman R. E. Stakeholder theory. / In R. E. Freeman (Ed.), Strategic management: A stakeholder approach. - Pitman Publishing Inc., 1984. - 248 p.

24. Freeman R. E. A stakeholder theory of modern corporations. / In N. E. Bowie (Ed.), Ethical theory and business (7th ed.). - Prentice Hall, 2004. - 56-65 p.

25. Gao Y. Philanthropic disaster relief giving as a response to institutional pressure: Evidence from China // Journal of Business Research. - 2011. - № 64(12). - p. 1377-1382. - doi: 10.1016/j.jbusres.2010.12.003.

26. Gardberg N. A., Zyglidopoulos S. C., Symeou P. C., Schepers D. H. The impact of corporate philanthropy on reputation for corporate social performance // Business & Society. - 2019. - № 55. - p. 1177-1208. - doi: 10.1177/0007650317694856.

27. Guan D., et al. Global supply-chain effects of COVID-19 control measures // Nature Human Behaviour. - 2020. - № 4. - p. 577-5587. - doi: 10.1038/s41562-020-0896-8.

28. Guerriero C., Haines, A., Pagano M. Health and sus-tainability in post-pandemic economic policies // Nature Sustainability. - 2020. - № 3. - p. 494-496. - doi: 10.1038/ s41893-020-0563-0.

29. Kucharska W., Kowalczyk R. How to achieve sustainability? - Employee's point of view on company's culture and CSR practice // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. - 2019. - № 26(2). - p. 453-467. - doi: 10.1002/csr.1696.

30. Mahmud A., Ding D., Kiani A., Hasan M. Corporate social responsibility programs and community perceptions of societal progress in Bangladesh: A multimethod approach // SAGE Open. - 2020. - № 10(2). - p. 1-17. - doi: 10.1177/2158244020924046.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. McLennan S., Banks G. Reversing the lens: Why corporate social responsibility is not community development // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. - 2019. - № 26(1). - p. 117-126. - doi: 10.1002/csr.1664.

32. Monachino M. S., Moreira P. Corporate social responsibility and the health promotion debate: An international review on the potential role of corporations // International Journal of Healthcare Management. - 2014. - № 7(1). - p. 53-59. - doi: 10.1179/ 2047971913Y.0000000058.

экономика, предпринимательство и право № 72021 (Июль)

1791

REFERENCES:

Appel Mahmud, Donghong Ding, Md. Morshadul Hasan (2021). Corporate Social Responsibility: Business Responses to Coronavirus (COVID-19) Pandemic SAGE Open. (11(1)). 1-17. doi: 10.1177/2158244020988710.

Ararat M., Colpan A. M., Matten D. (2018). Business groups and corporate responsibility for the public good Journal of Business Ethics. (153(4)). 911-929. doi: 10.1007/ s10551-018-3920-4.

Bapuji H., Patel C., Ertug G., Allen D. G. (2020). Corona crisis and inequality: Why management research needs a societal turn Journal of Management. (46(7)). 12051222. doi: 10.1177/0149206320925881.

Barnett M. L. (2007). Stakeholder influence capacity and the variability of financial returns to corporate social responsibility Academy of Management Review. (32(3)). 794-816.

Brulhart F., Gherra S., Quelin B. V. (2019). Do stakeholder orientation and environmental proactivity impact firm profitability? Journal of Business Ethics. (155(1)). 25-46. doi: 10.1007/s10551-017-3732-y.

Carroll A. B. (1979). A three-dimensional conceptual model of corporate governance Academy of Management Review. (4(4)). 497-505. doi: 10.5465/AMR.1979.4498296.

Carroll A. B. (1999). Corporate social: Responsibility evolution of a definitional construct Business & Society. (35(3)). 268-295.

Chekmeneva E.V., Mikhaylova V.M., Fitsurina M.S., Bzhennikova D.G., Lisitskaya M.D. (2021). Povyshenie urovnya korporativnoy otvetstvennosti v usloviyakh pandemii [Increasing corporate responsibility in the face of a pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (1). 159-178. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.11.1.111523.

Costa R., Menichini T. (2013). A multidimensional approach for CSR assessment: The importance of the stakeholder perception Expert Systems with Applications. (40(1)). 150-161. doi: 10.1016Zj.eswa.2012.07.028.

Cuesta-Valino P., Rodriguez P. G., Nunez-Barriopedro E. (2019). The impact of corporate social responsibility on customer loyalty in hypermarkets: A new socially responsible strategy Corporate Social Responsibility and Environmental Management. (26). 761-769. doi: 10.1002/csr.1718.

Deng X., Long X., Schuler D. A., Luo H., Zhao X. (2020). External corporate social responsibility and labor productivity: A S-curve relationship and the moderating role of internal CSR and government subsidy Corporate Social Responsibility and Environmental Management. (27(1)). 393-408. doi: 10.1002/csr.1877.

Donaldson T., Preston L. E. (1995). The stakeholder theory of the corporation: Concepts, evidence, and implications Academy of Management Review. (20(1)). 65-91. doi: 10.2307/258887.

Droppert H., Bennett S. (2015). Corporate social responsibility in global health: An exploratory study of multinational pharmaceutical firms Globalization and Health. (11(15)). 1-8. doi: 10.1186/s12992-015-0100-5.

Freeman R. E. (1984). Stakeholder theory

Freeman R. E. (2004). A stakeholder theory of modern corporations

Gao Y. (2011). Philanthropic disaster relief giving as a response to institutional pressure: Evidence from China Journal of Business Research. (64(12)). 1377-1382. doi: 10.1016/j.jbusres.2010.12.003.

Gardberg N. A., Zyglidopoulos S. C., Symeou P. C., Schepers D. H. (2019). The impact of corporate philanthropy on reputation for corporate social performance Business & Society. (55). 1177-1208. doi: 10.1177/0007650317694856.

Guan D., et al. (2020). Global supply-chain effects of COVID-19 control measures Nature Human Behaviour. (4). 577-5587. doi: 10.1038/s41562-020-0896-8.

Guerriero C., Haines, A., Pagano M. (2020). Health and sus-tainability in post-pandemic economic policies Nature Sustainability. (3). 494-496. doi: 10.1038/s41893- 0200563-0.

Karimova S.A. (2020). Opredelenie urovnya korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Determining the level of corporate social responsibility]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. (1). 27-40. (in Russian). doi: 10.18334/social.1.1.110947.

Kostin K.B., Khomchenko E.A. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na mirovuyu ekonomiku [Impact of the COVID-19 pandemic on the global economy]. Journal of International Economic Affairs. (4). 961-980. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.10.4.111372.

Kucharska W., Kowalczyk R. (2019). How to achieve sustainability? - Employee's point of view on company's culture and CSR practice Corporate Social Responsibility and Environmental Management. (26(2)). 453-467. doi: 10.1002/csr.1696.

Mahmud A., Ding D., Kiani A., Hasan M. (2020). Corporate social responsibility programs and community perceptions of societal progress in Bangladesh: A multimethod approach SAGE Open. (10(2)). 1-17. doi: 10.1177/2158244020924046.

Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. (2020). Pandemiya i ekonomicheskaya bezopasnost regionov: logistika v usloviyakh ogranicheniy [Pandemic and economic security of the regions: logistics in terms of restrictions]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1387-1404. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111306.

Makarov I.N., Nazarenko V.S., Drobot E.V. (2021). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kak element vzaimodeystviya kompanii so steykkholderami [Corporate social responsibility as an element of the company's interaction with stakeholders]. Sotsialnoe predprinimatelstvo i korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost. (2). 113128. (in Russian). doi: 10.18334/social.2.2.112183.

экономика, предпринимательство и право № 72021 (Июль)

1793

Mayorova E.A. (2021). Sotsialnaya otvetstvennost torgovyh organizatsiy pered potrebitelyami v usloviyakh pandemii COVID-19 [Social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 1017-1034. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.11.4.112031.

McLennan S., Banks G. (2019). Reversing the lens: Why corporate social responsibility is not community development Corporate Social Responsibility and Environmental Management. (26(1)). 117-126. doi: 10.1002/csr.1664.

Monachino M. S., Moreira P. (2014). Corporate social responsibility and the health promotion debate: An international review on the potential role of corporations International Journal of Healthcare Management. (7(1)). 53-59. doi: 10.1179/ 2047971913Y.0000000058.

Pavlov E.L. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kak perspektivnyy instrument rasshireniya deyatelnosti mezhdunarodnogo biznesa [Corporate social responsibility as a promising tool to expand the activities of international business]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2611-2620. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.40853.

Pechatkin V.V., Malyshev T.A. (1995). Konkurentosposobnost realnogo sektora ekonomiki SShA, Kitaya i Rossii v usloviyakh pandemii [The competitiveness of the real sector of the US, China and Russia in the context of the pandemic]. Journal of International Economic Affairs. (2). 319-334. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.11.2.111995.

Vavilina A.V., Komarova T.V., Velensi I.R., Raykher R.S. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kak element biznes-strategii kompanii [Corporate social responsibility as an element of the business strategy of the company]. Leadership and management. (4). 425-436. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41313.

Zaytsev Yu.K. (2017). Vliyanie praktik sotsialnoy otvetstvennosti mezhdunarodnogo biznesa na ekonomicheskoe razvitie bedneyshikh stran: postanovka issledovatelskogo voprosa [Impact of social responsibility practices of international business on the economic development of the poorest countries: formulation of a research question]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (2). 115-123. (in Russian). doi: 10.18334/epp.7.2.38045.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.