Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

Цель исследования - выявить пути повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19. В статье проанализированы подходы к пониманию социальной ответственности перед потребителями и на этой основе сформулирован перечень ее элементов применительно к торговым организациям. Обозначены приоритетные направления социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19 и в рамках указанных направлений выявлены пути повышения социальной ответственности. Статья предназначена для специалистов в сфере корпоративной социальной ответственности и торгового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Майорова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF TRADE ORGANIZATIONS TO CONSUMERS AMIDST THE COVID-19 PANDEMIC

The purpose of the study was to identify ways to increase the social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic. Approaches to understanding social responsibility to consumers were analyzed. On this basis a list of its elements in relation to trade organizations was formulated. The priority areas of social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic were identified; and within the framework of these areas, ways to increase social responsibility were particularized. The article is intended for specialists in the field of corporate social responsibility and trade management.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРЕД ПОТРЕБИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

>

Первое ■ экономическое издательство

социальная ответственность торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии C0VID-19

Майорова Е.А. 1

1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 11 • Номер 4 • Апрель 2021 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

АННОТАЦИЯ:_

Цель исследования - выявить пути повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии С0УЮ-19. В статье проанализированы подходы к пониманию социальной ответственности перед потребителями и на этой основе сформулирован перечень ее элементов применительно к торговым организациям. Обозначены приоритетные направления социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии С0УЮ-19 и в рамках указанных направлений выявлены пути повышения социальной ответственности. Статья предназначена для специалистов в сфере корпоративной социальной ответственности и торгового менеджмента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная ответственность, торговля, торговая организация, потребители, потребительский спрос, пандемия.

social responsibility of trade organizations to consumers amidst the CoVID-19 pandemic

Mayorova E.A. 1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Торговая деятельность по своей сути является социально значимой.

Соответствие потребностям общества - важный фактор коммерческого успеха торговых организаций. В этом контексте актуальны слова проф. Г.Г. Иванова и проф. С.Л. Орлова: «Важным условием эффективности торговых предприятий является ... неукоснительное требование времени следовать социальным ориентирам общества, насущным запросам различных категорий населения. Без соблюдения этого своеобразного равновесия между хозяйственными интересами и социальными приоритетами эффективность любой предпринимательской деятельности на потребительском рынке становится весьма призрачной» [9, с. 56] (¡уаноу, От1оу, 2013, р. 56).

С наступлением пандемии СОУШ-19 произошло изменение социальных приоритетов. Перед торговыми организациями появилась

задача адаптировать свою деятельность к новым вызовам и потребностям общества. Изменения затронули практически все сферы деятельности, в том числе управление корпоративной социальной ответственностью.

В статье поставлена цель - выявить пути повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19.

Несмотря на то, что сейчас пандемия идет на спад, ее последствия будут проявляться еще очень долго. Не исключается вероятность третьей волны. В этой связи поиск путей повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в новых условиях по-прежнему остается актуальным и практически значимым.

В соответствии с целью в статье:

1) проанализированы подходы к пониманию социальной ответственности перед потребителями и на этой основе сформулирован перечень ее элементов применительно к торговым организациям;

2) выявлены приоритетные направления социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19 и в рамках указанных направлений представлены пути повышения социальной ответственности.

Корпоративная социальная ответственность является объектом многочисленных исследований [2, 5, 6, 13, 14, 16, 17] (Bikeeva, 2017; Vavilina, Komarova, Velensi, Raykher, 2019; Vittenberg, 2017; Komissarova, Mayorova, 2017; Kurganova, Saprykina, 2020; Mayorova, 2017; Pavlov, 2019). В то же время отраслевые особенности торговли в научных работах по социальной ответственности рассматриваются относительно

ABSTRACT:_

The purpose of the study was to identify ways to increase the social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic. Approaches to understanding social responsibility to consumers were analyzed. On this basis a list of its elements in relation to trade organizations was formulated. The priority areas of social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic were identified; and within the framework of these areas, ways to increase social responsibility were particularized. The article is intended for specialists in the field of corporate social responsibility and trade management.

KEYWORDS: social responsibility trade, trade organization, consumers, consumer demand, pandemic JEL Classification: L26, M14, L81 Received: 04.04.2021 / published: 30.04.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Mayorova E.A. (mayorova.ea0rea.ru)

CITATION:_

Mayorova E.A. (2021) Sotsialnaya otvetstvennost torgovyh organizatsiy pered potrebitelyami v usloviyakh pandemii COVID-19 [Social responsibility of trade organizations to consumers amidst the COVID-19 pandemic]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 11. (4). - 1017-1034. doi: 10.18334/epp.1 1.4.1 12031

редко [1, 8, 28] (Beletskiy, 2012; Ivanov, 2014; Kornilova, Karashchuk, 2017). Отдельные социальные аспекты торговой деятельности затрагивались, например, О.С. Каращук и А.О. Зверевой [11] (Karashchuk, Zvereva, 2016), В.А. Кишко и др. [12] (Kishko, Malinin, Mayorova, 2017), В.П. Куренковой [15] (Kurenkova, 2013), С.В. Панасенко и др. [18] (Panasenko, Krasilnikova, Bazhenov, Cheglov, 2018), Г.Н. Чернухиной и Е.А. Красильниковой [26] (Chernukhina, Krasilnikova, 2016). Социальная ответственность торговых организаций перед потребителями непосредственно связана с их обслуживанием, управлением торговым ассортиментом и ценообразованием, которые исследовались Л.А. Брагиным и др. [4] (Bragin, Pankina, Nikishin, 2018), А.В. Бойковой [2] (Bikeeva, 2017), С.Ю. Казанцевой [10] (Kazantseva, 2016), Т.И. Урясьевой и др. [24, 25] (Uryaseva, 2019; Uryaseva, Kalugina, Cheglov, 2018) и т.д. Влиянию на торговлю пандемии COVID-19 посвящены работы Е.Ю. Депутатовой [7] (Deputatova, 2020), С.В. Панасенко и С.Н. Черняк [19] (Panasenko, Chernyak, 2020), М.Э. Сейфуллаевой и др. [21] (Seyfullaeva, Cheglov, Panasenko, 2021).

Изучение работ указанных авторов, а также российских и международных стандартов помогло сформировать комплексное представление о содержании корпоративной социальной ответственности торговых организаций перед потребителями, необходимое для исследования ее трансформации и путей повышения в условиях пандемии COVID-19.

содержание социальной ответственности торговых организаций перед потребителями

В широком смысле корпоративная социальная ответственность - это «ответственность предприятий за их влияние на общество»1. В узком смысле корпоративная социальная ответственность является исключительно добровольной и означает «добровольный вклад бизнеса в благополучие общества»2 или «регулярную добровольную

1 A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility. Communication from the commission to the European Parliament, the Council, the European economic and social committee and the committee of the regions. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:52011DC0681 (дата обращения: 03.03.2021).

2 Архипов А. Как корпоративная социальная ответственность помогает развивать бизнес // Генеральный директор: персональный журнал руководителя. URL: https://www.gd.ru/articles/4125-red-korporativnaya-sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa (дата обращения: 03.03.2021).

ОБ АВТОРЕ:_

Майорова Елена Александровна, доцент базовой кафедры торговой политики, кандидат экономических наук (mayorova.ea0rea.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Майорова Е.А. Социальная ответственность торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 4. - С. 1017-1034. doi: 10.18334/epp.1 1.4.1 12031

деятельность, направленную одновременно на достижение коммерческих целей организации, повышение уровня жизни и защиту окружающей среды» [28] (Kornilova, Karashchuk, 2017). В условиях ужесточения конкуренции на рынке потребительских товаров добровольная интеграция социальной и экологической политики способствует коммерческому успеху субъекта хозяйствования [5] (Vavilina, Komarova., Velensi, Raykher, 2019).

Популярная в настоящее время в науке и практике концепция заинтересованных сторон (основатель Р.Э. Фримен) предполагает, что корпоративная социальная ответственность заключается в управлении интересами, потребностями и ожиданиями стейкхолдеров, то есть «любых индивидуумов, групп или организаций, существенно влияющих на принимаемые фирмой решения и/или оказывающихся под воздействием этих решений» [27, с. 25] (Freeman, 1984, р. 25).

Т.Д. Подсыпалина и Д.К. Попенкова [20] (Podsypanina, Popenkova, 2018) применительно к субъектам малого торгового бизнеса разделяют стейкхолдеров на внутренних (сотрудников, собственников) и внешних (инвесторов, покупателей, поставщиков и др.) (рис. 1). К покупателям относят конечных потребителей, интересы которых заключаются в бесперебойном получении продуктов и прочих товаров, а цели связаны с оптимальным соотношением цены и качества, удобным месторасположением магазина, минимальными рисками, а также сервисом. М.В. Курганова и О.А. Сапрыкина [14] (Kurganova, Saprykina, 2020) связывают интересы потребителей с качественными продуктами, приемлемыми ценами и разнообразием ассортимента.

Приоритетная социальная функция торговли как вида экономической деятельности состоит в формировании полноценного продовольственного обеспечения и доведении его до населения [22] (Bragin, Ivanov, Orlov, 2019). Представляется, с учетом сущности торговли базовой составляющей социальной ответственности перед потребителями и социальной ответственности вообще для торговых организаций является именно обеспечение населения потребительскими товарами (в том числе продуктами питания), то есть гарантия их физической и ценовой доступности.

Самые распространенные в мире стандарты в сфере нефинансовой отчетности GRI3 связывают социальную ответственность перед потребителями с их здоровьем и безопасностью, маркетингом и маркировкой, неприкосновенностью частной жизни.

ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» указывает на семь основных проблем в сфере социальной ответственности перед потребителями:

1) добросовестные практики маркетинга, заключение договоров и беспристрастная подача информации, основанной на фактах;

2) защита здоровья и безопасности потребителей;

3) устойчивое потребление;

4) обслуживание и поддержка потребителей, разрешение претензий и споров;

3 Global Reporting Initiative Standards. URL: www.globalreporting.org (дата обращения: 03.03.2021).

Внутренние

Сотрудники

Собственники

Внешние

Деловые партнеры

Инвесторы

Покупатели

Поставщики

Конечные потребители, в том числе местные жители

Посреднические организации

Конкуренты

Правительство и исполнительные органы власти

Местные органы власти и общественные организации

Профильные СМИ

Рисунок 1. Потребители в системе стейкхолдеров торговой организации Источник: составлено автором на основе [20] (Podsypanina, Popenkova, 2018).

5) защита данн ых и обеспечение конфиденциальности потребителей;

6) доступ куслугам первой необходим ости;

7) образование и осведомленность4.

Участники Социальной хартии российского бизнеса в сфере взаимодействия с потребителями принимают на себя обя зательства дорожить их доверием, стремиться производить только качественные товары и услуги, использовать в своей деятельности безопасные и надежные товары и услуги, обеспечивать в ысокий уровень обслуживания, гарантировать честтое отношение и уважение, исключать любую дискриминацию, обеспечивать своевременную обратную связь и в кратчайшие сроки регулировать жалобы и претензии5.

Обобщая подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности перед потребителями, представленные в стандартах и научных работах, можно выделить следующие ее составляющие:

4 ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. № 1611-ст). URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-26000-2012 (дата обращения: 03.03.2021).

5 Социальная хартия российского бизнеса / РСПП. URL: http://рспп.рф/12/6273.pdf (дата обращения 03.03.2021).

• обеспечение физической доступности товаров, в том числе первой необходимости;

• обеспечение ценовой доступности товаров, в том числе первой необходимости;

• гарантия качества товаров и их безопасности для потребителей;

• качественное обслуживание потребителей, в том числе направленное на сокращение времени совершения покупки;

• оптимизация ассортимента на основе предпочтений потребителей, включение в его состав продуктов здорового питания;

• информационная прозрачность во взаимодействии с потребителями, добросовестный маркетинг;

• недопущение дискриминации потребителей, гарантия конфиденциальности их личных данных;

• своевременное реагирование на жалобы и претензии потребителей;

• организация досуга потребителей, в том числе в торгово-развлекательных центрах;

• благотворительность и волонтерство, направленные на помощь нуждающимся потребителям;

• создание возможностей для делающих потребителей принимать участие в благотворительной и волонтерской работе, экологических мероприятиях;

• обучение потребителей в сфере устойчивого потребления и содействие его распространению.

Социальная ответственность перед потребителями, включающая идентификацию и удовлетворение их запросов, способствует повышению потребительской лояльности и экономически выгодна для торговой организации. В условиях пандемии СОУГО-19 значение социальной ответственности торговых организаций перед потребителями возросло - и с социальной, и с коммерческой точки зрения. В то же время способы ее повышения трансформировались.

повышение социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии 00УЮ-19

Во время пандемии СОУГО-19 приоритеты торговых организаций в сфере социальной ответственности перед потребителями изменились и, соответственно, изменились пути ее повышения.

Наиболее важными направлениями социальной ответственности торговых организаций перед потребителями стали следующие.

1. Обеспечение физической доступности товаров, в том числе первой необходимости.

В начале пандемии возникла социальная напряженность из-за отсутствия отдельных товаров на полках магазинов, что в совокупности с ожиданием всеобщей обязательной изоляции привело к резкому повышению спроса. Возросла популярность риса, гречки, сахара, мясных консервов, по ним рост достигал 300%. Спрос на супы

быстрого приготовления, замороженные продукты увеличился более чем на 40%, на макаронные изделия - более чем на 20%. Возрос спрос на отдельные непродовольственные товары, в том числе санитайзеры (более чем на 20 000% относительно 2019 года), влажные и сухие салфетки (более чем на 50%), мыло и средства для мытья пола (на 20%)6. Во время всеобщей изоляции и после нее увеличился спрос в онлайн-кана-лах продаж.

Перед продуктовой торговлей стояла важная социальная задача - удовлетворить возросший потребительский спрос и не допустить паники населения из-за возможного дефицита товаров. Торговым организациям пришлось быстро адаптировать свои торгово-технологические процессы к новым условиям, в том числе увеличивать объемы товарных запасов, нанимать дополнительный персонал, изменять логистические процессы.

Важным направлением обеспечения физической доступности товаров для населения стала организация их доставки. Многие потребители перешли на онлайн-заказы с целью снижения социальных контактов. Для лиц из группы повышенного риска, в том числе имеющих хронические заболевания, доставка товаров на дом стала особенно значимой. Чтобы удовлетворить спрос в онлайн-каналах продаж и обеспечить приемлемые сроки доставки, торговым организациям понадобились дополнительные сотрудники для сбора и доставки заказов, дополнительные автомобили. Отдельные торговые организации нашли выход в сотрудничестве со сторонними логистическими компаниями, специализирующимися на курьерской доставке.

Таким образом, в условиях пандемии COVID-19 социальная ответственность торговых организаций перед потребителями в части обеспечения физического доступа к товарам проявилась в наличии товаров на полках магазинов и организации доставки товаров. Для этого торговым организациям потребовалось трансформировать свои торгово-технологические процессы, в том числе в контексте управления товарными запасами, персоналом, логистикой.

2. Обеспечение ценовой доступности товаров, в том числе первой необходимости.

Во время пандемии COVID-19 ценовая доступность товаров стала особенно актуальной в связи с падением доходов населения. За второй квартал 2020 года реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 7,9% относительно того же периода 2019 года, в целом за 2020 год снижение составило 3,5% (рис. 2).

Одновременно с сокращением доходов произошел рост цен на продукты питания, отчасти вызванный объективными факторами (ростом цен на мировом рынке, девальвацией рубля), отчасти - действиями торговых сетей7. По другим данным торговля

6 Баляков С. Ретейл в эпоху пандемии: новая приостановка торговли будет губительной для бизнеса / ТАСС. URL: https://tass.ru/opinions/9018519 (дата обращения: 03.03.2021).

7 См.: Неумеренный аппетит: как ретейлеры зарабатывают на покупателях / News.ru. URL: https:// news.ru/economics/neumerennyj-appetit-kak-ritejlery-zarabatyvayut-na-pokupatelyah/ (дата обращения: 03.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. реальные ¡располагаемые денежные доходы населения РФ (в% к соответствующему периоду предыдущего года) Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=l (дата обращения 03.03.2021).

смогла удержать прежний уровень це н, а крупнейшие торговые сети даже заявили, что отказываюгся от нацонки на отдельные социально еначимые товары, реализуя их по цене прои зводи теля8.

Вцелом социальная ответственность то рговых организаций в части обеспечения ценовой доступности новаров для потребителей в условиях пандемиипроявля-ется в следующем. Во-первых, в отсутствии нообоснованного чрезмерного роста цен на фоте неопределенности. При этом возможен роет цен, вызванный объективными причинами и необходимый для выживания торговой организации в сложившейся ситуации. Во-вторых, в ограничении торговых надбавок на социально значимые товары. В-третьих, в предоставлении скидок нуждающимся слоям населения, испытывающим финансовые трудности во время пандемеи. В этом контексте интерисен опыт торговой аевы «Лента», которая ередоставила скидку. 10% медицинским работникам9. В-четвертых, в рамках управления ассортиментом возможно увеличение предложения товаров по более низким ценам, в том числе товаров по промоакциям и под собственными то рговыми марками.

8 Как пандемия повлияла на российских продуктовых / Рамблер. URL: https://finance.rambler.ru/ realty/44321292-kak-pandemaye-povliyala-naxrossiyskih-produktovyh-reteylerov/ (дата обращения 03.03.2021).

9 «ЛЕНТА» окажет поддержку всем медицинским работникам в городах присутствия компании / Лента. URL: https://lenta.com/goods-actions/med-program/ (дата обращения: 03.03.2021).

3. Обеспечение безопасности потребителей в процессе обслуживания.

В условиях пандемии проблема безопасности стала первостепенной во всех сферах жизни общества, а ее главным аспектом явилось социальное дистанцирование.

Часть мероприятий, направленных на повышение безопасности потребителей в магазинах (обеспечение медицинскими масками сотрудников магазинов, предоставление покупателям санитайзеров, регулярная дезинфекция помещений, разметка для соблюдения социальной дистанции), была введена по требованию государства.

Дополнительно у торговых организаций стала популярна практика разграничения покупательских потоков. Например, торговая сеть «Пятерочка» выделила приоритетные часы для посещения магазинов пожилыми людьми и рекомендовала другим категориям граждан по возможности не посещать магазины в это время10.

Снизить социальные контакты, а значит и повысить безопасность потребителей позволило распространение услуги доставки. Если обычно доставка товаров ассоциируется с онлайн-торговлей, то во время пандемии стало необходимо обеспечить возможность заказа товаров пожилыми людьми, которые находятся в группе особого риска и, как правило, не готовы использовать информационные технологии. В этой связи важна возможность заказа товаров и их доставки по телефону.

Одновременно пандемия стимулировала развитие и распространение торговых технологий, способствующих социальному дистанцированию. К таким технологиям относятся кассы самообслуживания, торговые автоматы, магазины без продавцов и т.п.

Таким образом, для обеспечения безопасности потребителей торговые организации как выполняли обязательные требования со стороны государства, так и принимали дополнительные меры, направленные на сокращение социальных контактов.

4. Оптимизация ассортимента с учетом новых потребностей населения.

Пандемия вызвала изменения в потребительском поведении. Как уже отмечалось,

снижение реальных располагаемых денежных доходов населения привело к повышению спроса на товары нижнего ценового сегмента, в связи с чем стало актуально увеличение их доли в ассортименте, в том числе за счет собственных торговых марок и промоакций.

Во время пандемии также потребовалось введение в ассортимент средств индивидуальной защиты (медицинских масок, перчаток) и антисептических средств. В сегменте продовольственных товаров увеличился спрос на продукты питания, способствующие укреплению иммунитета, в том числе на чеснок, имбирь, лимоны. В начале пандемии наблюдался повышенный спрос на продукты долгого хранения, такие как макароны, крупы, консервы и т.п., однако он довольно быстро прошел.

10 «Пятерочка» выделяет утренние часы для обслуживания пенсионеров / Retail.ru. URL: https:// www.retail.ru/news/pyatyerochka-vydelyaet-utrennie-chasy-dlya-obsluzhivaniya-pensionerov-25-marta-2020-192624/ (дата обращения: 03.03.2021).

Рисунок 3. Пути повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии СОУГО-19 Источник: составлено автором.

Другими словами, социально ответственные торговые организации стремятся наиболее полно удовлетворить спрос населения. Во время пандемии потребительский спрос изменился, что потребовало от торговых организаций оптимизации ассортимента с учетом новых потребностей населения, в том числе в части увеличения доли дешевых товаров, средств индивидуальной защиты и антисептиков, продуктов длительного хранения и укрепляющих иммунитет.

5. Благотворительность и волонтерство.

Благотворительность и волонтерство - высший уровень корпоративной социальной ответственности, реализуемый многими крупными торговыми организациями, которые стремятся внести максимальный вклад в улучшение жизни общества и обладают на это достаточными ресурсами. Во время пандемии направленность благотворительной и волонтерской работы изменилась - в центре внимания оказались лица из групп повышенного риска (пожилые, имеющие хронические заболевания), а также медицинские учреждения и работники.

В рамках социальной ответственности перед потребителями благотворительная и волонтерская деятельность торговых организаций во время пандемии имеет два направления. Первое - помощь нуждающимся потребителям (сбор продуктовых наборов, бесплатная доставка продуктов лицам из группы риска, морально-психологическая поддержка сотрудниками-волонтерами и др.). Второе - предоставление возможностей желающим потребителям принять участие в благотворительности и волонтерстве и тем самым внести свой вклад в борьбу с пандемией.

Подводя итог, можно выделить пять основных направлений повышения социальной ответственности торговых организаций перед потребителями в условиях пандемии СОУГО-19 (рис. 3). При этом необходимо учитывать, что конкретные инструменты реализации социальной ответственности перед потребителями не могут быть универсальными для всех торговых организаций, даже функционирующих в одной подотрасли. Разработка стратегии и планирование торговой деятельности зависят от многих факторов, в том числе позиции торговой организации на рынке, поведения ее конкурентов, динамики развития и др. [23] (Tyunik, Ш^Ып, 2015). В этой связи каждый хозяйствующий субъект определяет для себя те инструменты повышения социальной ответственности перед потребителями, которые обоснованы и целесообразны в рамках его непосредственной деятельности.

Одновременно стоит отметить, что в условиях пандемии снизилась значимость отдельных составляющих социальной ответственности торговых организаций перед потребителями. Неактуальной стала организация досуга потребителей, в том числе в торгово-развлекательных центрах, посещение которых даже после открытия остается опасным, так как предполагает большое количество социальных контактов. На фоне вопроса физической и ценовой доступности товаров на второй план отошло сокращение времени совершения покупки. Также временно снизилась актуальность обучения потребителей в сфере устойчивого потребления и содействия его распространению.

Заключение

Во время пандемии СОУГО-19 приоритетными составляющими социальной ответственности торговых организаций стали обеспечение физической и ценовой доступности товаров, обеспечение безопасности потребителей, оптимизация ассортимента с учетом изменившихся потребностей населения, благотворительность и волонтер-ство. В рамках указанных направлений были выявлены конкретные пути повышения социальной ответственности торговых организаций. Если проблема повышенного спроса (в основном на продукты питания длительного хранения) остро стояла в начале пандемии и постепенно утратила свою актуальность, то остальные задачи повышения социальной ответственности перед потребителями и пути их решения по-прежнему остаются практически значимыми.

Изменение социальной ответственности торговых организаций перед потребителями и, соответственно, трансформация путей ее повышения необходимы для того, чтобы общество справилось с вызовами пандемии. Адаптация к новым условиям в рамках управления корпоративной социальной ответственностью имеет существенный социальный эффект. С другой стороны, речь идет о выживаемости и экономической эффективности торговых организаций. Без приведения своей деятельности в соответствие с изменившимися потребностями населения торговая организация едва ли сможет обеспечить себе коммерческий успех и даже сам факт дальнейшего существования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Белецкий М.Д. Повышение уровня социальной ответственности как стратегическое направление развития современных предприятий розничной торговли // Вопросы экономических наук. - 2012. - № 4(56). - с. 6-7.

2. Бикеева М.В. Опыт компаний Европейского Союза в реализации корпоративной социальной ответственности // Экономические исследования и разработки. -2017. - № 6. - с. 70-76.

3. Бойкова А.В. Формирование ценовой политики торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 3(92). - с. 636-638.

4. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. - 2018. -№ 11. - с. 3493-3502. - аок 10.18334/гр.19.11.39575 .

5. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И.Р., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 4. - с. 425-436. - аок 10.18334/Нш.6.4.41313.

6. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность российского бизнеса в условиях кризиса // Вестник Института социологии. - 2017. - № 1(20). - с. 76-115. - аок 10.19181/ vis.2017.20.L440.

7. Депутатова Е.Ю. Розничная торговля в эпоху пандемии и изменения в покупательском поведении // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 10(123). - с. 1056-1058. - doi: 10.34925/EIP.2020.123.10.208 .

8. Иванов А.И. Этика бизнеса, его социальная ответственность и деятельность торговой организации. / Потребительский рынок в системе социально-экономических отношений: монография. - Пермь: МиГ, 2014. - 85-98 с.

9. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Социальные аспекты предпринимательства в торговле // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 1. - с. 56-61.

10. Казанцева С.Ю. Ценовая дискриминация как инструмент ценовой конкуренции // Заметки ученого. - 2016. - № 1(7). - с. 28-30.

11. Каращук О.С., Зверева А.О. Социальные инвестиции и их развитие в современной торговле России // Вестник Академии. - 2016. - № 4. - с. 26-31.

12. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-2(89). - с. 159-163.

13. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. - 2017. -№ 8-1(85). - с. 903-906.

14. Курганова М.В., Сапрыкина О.А. Корпоративная социальная ответственность: понятие, сущность, эволюция теорий // Сибирская финансовая школа. - 2020. -№ 1(137). - с. 18-26.

15. Куренкова В.П. О социальной роли розничных предприятий на потребительском рынке // Развитие предпринимательства в торговле и услугах: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции «V Найденовские чтения». Москва, 2013. - с. 33-36.

16. Майорова А.Н. Средства раскрытия информации о корпоративной социальной ответственности // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. -№ 4(21). - с. 175-178.

17. Павлов Э.Л. Корпоративная социальная ответственность как перспективный инструмент расширения деятельности международного бизнеса // Экономические отношения. - 2019. - № 4. - с. 2611-2620. - doi: 10.18334/eo.9.4.40853.

18. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. - 2018. - № 1. - с. 11. - doi: 10.21686/strtu/1(1).2018 .

19. Панасенко С.В., Черняк С.Н. Инновационное развитие торговли в условиях кризиса // Современные аспекты коммерческой деятельности на потребительском рынке: сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. - с. 118-124.

20. Подсыпанина Т.Д., Попенкова Д.К. Определение некоторых направлений развития малых форматов торговли на основе анализа интересов стейкхолдеров // Вестник

Томского государственного университета. Экономика. - 2018. - № 43. - c. 256-278. -doi: 10.17223/19988648/43/18 .

21. Сейфуллаева М.Э., Чеглов В.П., Панасенко С.В. Проблемы и перспективы розничной торговли в России: первые итоги влияния пандемии и что нас ждет в обозримом будущем // Маркетинг в России и за рубежом. - 2021. - № 1. - с. 75-84.

22. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Современная торговля: вопросы конкурентоспособности и социальной политики. / Монография. - Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. - 192 с.

23. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций // Проблемы социально-экономического развития регионов: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. - с. 35-37.

24. Урясьева Т.И. Модели оценки качества торгового обслуживания в контексте изучения покупателя // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2019. - с. 261-264.

25. Урясьева Т.И., Калугина С.А., Чеглов В.П. Дифференциация подходов к оценке удовлетворенности потребителя качеством торгового обслуживания и механизмы его поддержания // Российское предпринимательство. - 2018. - № 3. - с. 643-656. -doi: 10.18334/rp.19.3.38822 .

26. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Роль торгового предпринимательства в социально-экономическом развитии страны // Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России: Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2016. - с. 67-69.

27. Freeman R.E. Strategk management: A stakeholder арргоасЬ. - Marshfield, MA: Pitman Publishing, 1984. - 276 p.

28. Kornilova O., Karastahuk O. Sorially responsible business in trade: further development in Ukraine and Russia // Problems and Persperiives in Management. - 2017. - № 3. - p. 445-452. - doi: 10.21511/ppm.15(3-2).2017.12.

REFERENCES:

Beletskiy M.D. (2012). Povyshenie urovnya sotsialnoy otvetstvennosti kak strategicheskoe napravlenie razvitiya sovremennyh predpriyatiy roznichnoy torgovli [Increasing the level of sorial responsibility as a strategk direction for the development of modern retail enterprises]. Voprosy ekonomicheskikh nauk. (4(56)). 6-7. (in Russian). Bikeeva M.V. (2017). Opyt kompaniy Evropeyskogo Soyuza v realizatsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [The experie^e of rampanies in the European Union in the implementation of rarporate sorial responsibility]. Ekonomicheskie issledovani-ya i razrabotki. (6). 70-76. (in Russian).

Boykova A.V. (2018). Formirovanie tsenovoy politiki torgovli v sovremennyh uslovi-yakh [Price policy conditions formation of digital economy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3(92)). 636-638. (in Russian).

Bragin L.A., Ivanov G.G., Orlov S.L. (2019). Sovremennaya torgovlya: voprosy konkuren-tosposobnosti i sotsialnoy politiki [Modern trade: issues of competitiveness and social policy] Moscow: FORUM: INFRA-M. (in Russian).

Bragin L.A., Pankina T.V., Nikishin A.F. (2018). Konkurentosposobnost organizatsiy malogo biznesa v sfere torgovli [The competitiveness of small business in retail sphere]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (11). 3493-3502. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.11.39575 .

Chernukhina G.N., Krasilnikova E.A. (2016). Rol torgovogo predprinimatelstva v sot-sialno-ekonomicheskom razvitii strany [The role of trade and entrepreneurship in socio-economic development of the country] Socio-economic development of entre-preneurship and its role in the Russian economy. 67-69. (in Russian).

Deputatova E.Yu. (2020). Roznichnaya torgovlya v epokhu pandemii i izmeneniya v pokupatelskom povedenii [Retail in the age of the pandemic and changes in consumer behavior]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(123)). 1056-1058. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2020.123.10.208 .

Freeman R.E. (1984). Strategic management: A stakeholder approach Marshfield, MA: Pitman Publishing.

Ivanov A.I. (2014). Etika biznesa, ego sotsialnaya otvetstvennost i deyatelnost torgovoy organizatsii [Business ethics, its social responsibility and the activities of a trade organization] Perm: MiG. (in Russian).

Ivanov G.G., Orlov S.L. (2013). Sotsialnye aspekty predprinimatelstva v torgovle [Social aspects of entrepreneurship in trade]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (1). 56-61. (in Russian).

Karaschuk O.S., Zvereva A.O. (2016). Sotsialnye investitsii i ikh razvitie v sovremen-noy torgovle Rossii [Social investments and their development in modern trade Russia]. Academy's Herald. (4). 26-31. (in Russian).

Kazantseva S.Yu. (2016). Tsenovaya diskriminatsiya kak instrument tsenovoy konkuren-tsii [Price discrimination as a tool of price competition]. Notes of a scientist. (1(7)). 28-30. (in Russian).

Kishko V.A., Malinin S.A., Mayorova A.N. (2017). Strategicheskie aspekty razvitiya tor-govli v Rossiyskoy Federatsii [Strategic aspects of trade development in the Russian Federation]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-2(89)). 159-163. (in Russian).

Komissarova I.P., Mayorova A.N. (2017). Problemy i perspektivy razvitiya korpora-tivnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Problems and prospects of development of corporate social responsibility]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (8-1(85)). 903-906. (in Russian).

Kornilova O., Karashchuk O. (2017). Socially responsible business in trade: further development in Ukraine and Russia Problems and Perspectives in Management. 15 (3). 445-452. doi: 10.21511/ppm.15(3-2).2017.12.

Kurenkova V.P. (2013). O sotsialnoy roli roznichnyh predpriyatiy na potrebitelskom ryn-ke [On the social role of retail enterprises in the consumer market] Development of entrepreneurship in trade and services: problems and prospects. 33-36. (in Russian).

Kurganova M.V., Saprykina O.A. (2020). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost: ponyatie, sushchnost, evolyutsiya teoriy [Corporate social responsibility: concept, essence, evolution of theories]. Siberian Financial School. (1(137)). 18-26. (in Russian).

Mayorova A.N. (2017). Sredstva raskrytiya informatsii o korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [Means of corporate social responsibility disclosure]. ASR: Economics and Management. 6 (4(21)). 175-178. (in Russian).

Panasenko S.V., Chernyak S.N. (2020). Innovatsionnoe razvitie torgovli v usloviyakh krizisa [Innovative development of trade in the context of the crisis] Modern aspects of commercial activity in the consumer market. 118-124. (in Russian).

Panasenko S.V., Krasilnikova E.A., Bazhenov G.A., Cheglov V.P. (2018). Sovremennye trendy razvitiya rynkov tovarov i uslug [Current trends in the development of markets for goods and services]. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet im. G.V. Plekhanova. (1). 11. (in Russian). doi: 10.21686/strtu/1(1).2018 .

Pavlov E.L. (2019). Korporativnaya sotsialnaya otvetstvennost kakperspektivnyy instrument rasshireniya deyatelnosti mezhdunarodnogo biznesa [Corporate social responsibility as a promising tool to expand the activities of international business]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2611-2620. (in Russian). doi: 10.18334/ eo.9.4.40853.

Podsypanina T.D., Popenkova D.K. (2018). Opredelenie nekotoryh napravleniy razvitiya malyh formatov torgovli na osnove analiza interesov steykkholderov [Identification of some areas of development of small trade formats based on the analysis of stakeholders' interests]. Tomsk State University Journal of Economics. (43). 256-278. (in Russian). doi: 10.17223/19988648/43/18 .

Seyfullaeva M.E., Cheglov V.P., Panasenko S.V. (2021). Problemy iperspektivy roznich-noy torgovli v Rossii: pervye itogi vliyaniya pandemii i chto nas zhdet v obozrimom budushchem [Problems and prospects of retail trade in Russia: the first results of the pandemic and what awaits us in the foreseeable future]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (1). 75-84. (in Russian).

Tyunik O.R., Nikishin A.F. (2015). Regionalnyy aspekt v zadache povysheniya effek-tivnosti deyatelnosti torgovyh organizatsiy [Regional aspect in the task of improving the efficiency of trade organizations] Problems of socio-economic development of the regions. 35-37. (in Russian).

экономика, предпринимательство и право № 42021 (Апрель)

1033

Uryaseva T.I. (2019). Modeli otsenki kachestva torgovogo obsluzhivaniya v kontekste izucheniya pokupatelya [Models for evaluating the quality of sales service in the context of customer study] Service sector development: strategies, innovations, competencies. 261-264. (in Russian).

Uryaseva T.I., Kalugina S.A., Cheglov V.P. (2018). Differentsiatsiya podkhodov k ot-senke udovletvorennosti potrebitelya kachestvom torgovogo obsluzhivaniya i me-khanizmy ego podderzhaniya [Differentiation of approaches to the assessment of customer satisfaction with the quality of trade services and mechanisms for its maintenance]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (3). 643-656. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.3.38822 .

Vavilina A.V., Komarova T.V., Velensi I.R., Raykher R.S. (2019). Korporativnaya sot-sialnaya otvetstvennost kak element biznes-strategii kompanii [Corporate social responsibility as an element of the business strategy of the company]. Leadership and management. 6 (4). 425-436. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.4.41313.

Vittenberg E.Ya. (2017). Sotsialnaya otvetstvennost rossiyskogo biznesa v usloviyakh krizisa [Social responsibility of russian business during economic crisis]. Vestnik Instituta sotsiologii. (1(20)). 76-115. (in Russian). doi: 10.19181/vis.2017.20.1.440.

Наши журналы

Вопросы инновационной экономики

Индексируется РИНЦ, импакт-фактор 1,914, включен в Перечень ВАК

Электронный журеал, с 2011 года ежеквартально (4 выпуска в -од) Подписка: Ивис, eLIBRARY.ru

ISSN 2222 0372 (online)

Жил и щные стратегии

Индексируется РИНЦ, импакт-фактор 1,11 4,

включен ыПереаенсВАК

Печатная и электронная версия, с 2014 года

ежеквартально (4 выпуска н год)

Индекс Вресса РФ: 43408

Подписка: Урал-тресс, eLIBRARY.ru, И ВИС

ISSN 2410 1621 (print), 2412 9089 (online)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лидерство и меведжмент

Индексируется РИН/пУ, импакт-фактор 0,700,

включен в Перечень ВАК

Печаттар и электронная версия, с 201п года

ежеквартальво (4 выпуска н снд)

Индекс Пресса РФ: с340л

Подписка: Урал-тресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2410-1664 (print)

Экономька, предприссмательствоу право

Индекееруется РИНЦ, тмпакт-фактор 0,6586, включен в Перечень ВАК электрннный журнал, т 2011 -ода ежемесярно (12 выпусоов в тод)

Подвоота:Наоп-пресс, pBI^B^H^^Yhu, ИВОС

ISSN 2222-534X (online)

1

- Экономика труда

=1__

& '•==— —--„

==

|

Экономика тлуда

Индвооурунася РЫНЦ, импакт-фактор 1,164, включен в Перечень ВАК Печатааа и электронная верси я, с 2501 -4- года ежемесячно ^12 выпусков н год)

Индерр Преете РФ: с3070

Подписка: Урал-пресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2410-1613 (print), 2412-8929 (online)

Экрремические отношения

Индррсируется РИНЦ, импакт-фактор 1,905 , включен в Перечент ВАК электронный журнал, с 2011 гада ежеквартально (4 выпуска в год)

Подписка: eLIBRACYjy, ИВТС

ISSN 2587-8921 (online)

Экопакичрсеап безепссноксь

Индрксируется РИНЦ вкоючесвПе^неньВАК

Печатная и электронлая версия, с; 2018 года ежеквартально (4 выпуска в год)

Индекс Пресса РФ: 79098

Подписка;: Урал-пресс, eLIBRARY.ru, ИВИС

ISSN 2658-7548 (print)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.