Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (COVID-19)'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY (CSR) / CORONAVIRUS PANDEMIC (COVID-19) / BRANDS / SOCIALLY RESPONSIBLE REACTIONARY POLICY / THE 2020 CRISIS / SELF-ISOLATION / HYPE / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА (COVID-19) / БРЕНДЫ / СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННАЯ РЕАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КРИЗИС 2020 Г / САМОИЗОЛЯЦИЯ / "ХАЙП"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Анна Михайловна

Корпоративная социальная ответственность (КСО) достаточно актуальная тема на сегодняшний, так как в период пандемии коронавируса (COVID-19) взаимодействия бизнеса и общества играют важную роль для всей экономики в целом. Предметом изучения в данной работе является непосредственно КСО компаний, а своевременная социально-ответственная реакционная политика различных организаций в условиях пандемии коронавируса представлена как объект работы. Анализ проявления КСО организаций в тяжелых сложившихся условиях во время вспышки коронавирусной инфекции в мире являются целью работы. В статье рассмотрены проявления КСО со стороны различных компаний во время распространения коронавирусной инфекции, что показывает необходимую связь между организациями и обществом для поддержания всех сфер жизнедеятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (COVID-19)»

УДК 334

Экономические науки

Киселева Анна Михайловна, студентка Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭПОХУ КОРОНАВИРУСА (COVID-19)

Аннотация: Корпоративная социальная ответственность (КСО) достаточно актуальная тема на сегодняшний, так как в период пандемии коронавируса (COVID-19) взаимодействия бизнеса и общества играют важную роль для всей экономики в целом. Предметом изучения в данной работе является непосредственно КСО компаний, а своевременная социально-ответственная реакционная политика различных организаций в условиях пандемии коронавируса представлена как объект работы. Анализ проявления КСО организаций в тяжелых сложившихся условиях во время вспышки коронавирусной инфекции в мире являются целью работы. В статье рассмотрены проявления КСО со стороны различных компаний во время распространения коронавирусной инфекции, что показывает необходимую связь между организациями и обществом для поддержания всех сфер жизнедеятельности в целом.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), пандемия коронавируса (COVID-19), бренды, социально-ответственная реакционная политика, кризис 2020 г., самоизоляция, «хайп».

Abstract: Corporate social responsibility (CSR) is quite a topical issue nowadays, as the interaction of business and society take an important part for the whole economy since during the coronavirus pandemic (COVID-19). The subject of study in this article is directly companies' CSR, and socially responsible reactionary

policy of various organizations in the context of the coronavirus pandemic is presented as the object of this work. Analyzing the manifestation of organizations' CSR in difficult conditions during the outbreak of coronavirus infection in the world is the purpose of the work. The article examines the manifestations of CSR from various companies during the spread of coronavirus infection, which shows the necessary connection between organizations and society to maintain all important spheres of life.

Key words: corporate social responsibility (CSR), the coronavirus pandemic (COVID-19), brands, socially responsible reactionary policy, the 2020 crisis, self-isolation, hype.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) в настоящее время является привычным показателем того, насколько хорошо компания взаимодействует с заинтересованными сторонами и сообществами, как на местном, так и на мировом уровне. Данная тема достаточно актуальна в современном мире, так как поддержка общего социального блага стала столь же важной целью для организаций всех размеров наравне с обеспечением прибыльности. Своевременная и последовательная политика КСО стала краеугольным камнем идентичности многих брендов, клиентская база которых решительно идентифицирует себя с позицией, отстаиваемой бизнесом: от этического поиска до условий работы сотрудников, а также - урегулирования тысячи других вопросов между ними. КСО все больше приобретает деловой смысл как способ углубления взаимодействия с современными потребителями [4, с. 65].

2020 год раскрыл огромный потенциал КСО: симбиотические отношения в период пандемии коронавируса между компаниями и обществом создают новые возможности как для организаций, так и для общества в целом [5, с. 165]. Правда, некоторые компании «хайпуют» на фоне пандемии, что естественно не является проявлением КСО. Но стоит отметить, что большинство компаний не остаются индифферентными и стараются быть полезными. Например, в период

самоизоляции, так как спортзалы закрыты, стали актуальны домашние тренировки, которые запустили многие сервисы, в том числе онлайн-кинотеатр «Ivi». На платформе появились видео-тренировки фитнес-сетей «FitStars» и «Holi Yoga»: часть тренировок доступны совершенно бесплатно, а часть по подписке или покупке [2]. Еще одним примером может служить своевременная переквалификация компании L'oréal под современные реалии периода коронавируса - компания запустила производство санитайзеров (дезинфицирующих средств) на территории Российской Федерации. Следовательно, мы можем подтвердить наш тезис о том, что в период вспышки коронавирусной инфекции организации взаимодействуют с обществом посредством определенной политики КСО, что помогает выжить как производителям, так потребителям [2].

Кризис 2020 года не похож ни на что, что мы видели раньше. Нет буквально ни одного бизнеса, ни одного сектора и ни одной экономики вне досягаемости разрушительного влияния пандемии коронавируса. И хотя каждый бизнес сталкивается с необходимостью ориентироваться в новом экономическом ландшафте для своего долгосрочного выживания, существуют также краткосрочные проблемы и возможности, которые могут быть решены с использованием ценностей КСО [6]. Например, банк «Точка» внес в фонд поддержки бизнеса 10 миллион рублей, что хоть в минимальной степени поможет отдельным субъектам предпринимательства - так для ИП и организаций будет доступна единоразовая выплата в размере, не превышающем двухсот тысяч рублей [2]. Также можем обратиться к примеру проведённой политики сервиса MAPS.ME, которые предоставили возможность малому и среднему бизнесу, размещать рекламу на своей платформе за один рубль [2]. Тем самым, можно сказать, что ценности КСО имеют свое место в наше время неопределенности и беспокойства, помогая организациям поддерживать друг друга и получать взаимовыгоду в беспрецедентной для этого тысячелетия ситуации в мире.

В свою очередь, одним из основных компонентов КСО является создание бизнес-субъектов, имеющих человеческое лицо путем передачи эмпатии, понимания и поддержки, как моральной, так и финансовой, тем, кто в этом больше всего нуждается. Мы определенно находимся в трудной ситуации, и перенос идеалов КСО на дислокацию, вызванную СОУГО-19, может принести большую пользу всем нам: как компаниям, так и потребителям; а самое главное - людям, которые изо всех сил стараются пережить чрезвычайно сложное время [7]. В настоящее время коронавирус распространился почти во всех странах мира и унес тысячи жизней. Компании были одними из первых, кто сделал шаг к адаптации к новым условиям. Например, компания «Норникель» выделила 10,5 миллиардов рублей на поддержку больниц и закупку индивидуальных средств защиты и медикаментов, организовала различные лаборатории для проведения тестов, а также компания развернула дополнительные места для больных в инфекционных больницах [3]. Начиная с 31 марта, кредитные каникулы были предложены сорока тысячам клиентам банка ВТБ, были одобрены заявки малого бизнеса на общую сумму - сто шестьдесят миллиардов рублей. Итак, можно сказать, что у крупных российских компаний КСО маркируется на высоком уровне, и именно такая сложная ситуация смогла показать эффективность КСО, ведь компании не оставили ждать быстрого социального ответа на происходящее в мире [3].

Нахождение на самоизоляции в замкнутом пространстве без возможности вести привычный образ жизни резко сказывается на ментальном состоянии населения. Реакция системы КСО так же помогла и в сфере развлечений [7]. На онлайн-платформах в данный момент можно продуктивно скрасить досуг, а что самое главное, многие из этих опций доступны совершенно бесплатно, что действительно релевантно, так как доход многих физический лиц снизился с приходом пандемии. К примеру, видео хостинг YouTube совместно с Большим театром России безвозмездно покажет театральные представления из «Золотого фонда». «Лебединое озеро», «Борис Годунов», «Щелкунчик» и многие другие шедевры классики станут доступны всем [2]. Для ВУЗов страны и для людей

без постоянного заработка, онлайн-платформа Coursera предоставит доступ к 3,8 тысячам своих курсов. Помимо развлекательных опций, которые нам предлагает YouTube, Coursera поможет людям получить дополнительные знания, переквалификацию или даже новую профессию, то есть, предоставит бесплатную опцию для самореализации населения [2]. Эти поступки социально-ответственные, так как эмоциональное состояние человека, который находится в изоляции является немаловажным, а когда у него есть доступ к развлекательным и образовательным возможностям, это помогает не потерять духовные силы и настрой.

Особо острая помощь понадобилась в современных реалиях врачам, так как они оказались наиболее уязвимыми - они находятся «на передовой». Компании не остались в стороне и решили помочь медикам. Данные поступки являются непосредственным проявлением КСО в тяжелых современных реалиях. В качестве примера корпоративной социальной ответственности можно выделить действия компании «Атриа Россия» - она подключилась к списку организаций, которые поддержали благотворительную акцию #поддерживрача, организованную онлайн-пространством «MarketMedia» [2]. Они поддержали Городскую многопрофильную больницу №2 и Городскую больницу Святого Великомученика Георгия. Врачам данных медицинских учреждений были предоставлены продукты для приготовления обедов. В свою очередь, сеть ресторанов «Тануки» стала доставлять бесплатные обеды и ужины для медицинских сотрудников клинических больниц имени С. С. Юдина и городской клинической больницы №40, которые ведут приём больных с подозрением на коронавирус [2]. Следовательно, рестораны и компании не остались равнодушными не и показали себя социально-отвественными, так как оказали посильную помощь самым важным людям в стране на данный момент - врачам.

Современная ситуация с коронавирусной инфекцией отразилась на всех аспектах деятельности человека, поставив под угрозу не только здоровье всего человечества, но и функционирование всех институтов; в стороне не осталась и

экономическая сфера. В данных реалиях проявление корпоративной социальной ответственности со стороны организаций, во-первых, показало готовность или неготовность компаний адаптироваться под возникшие трудные условия, а во-вторых, эффективность и актуальность проводимой ими политики. Я считаю, что институт КСО в системе корпоративной культуры организаций играет важную роль в современной обстановке, так как именно эта система показала важную роль ответственности компаний, как перед стейкхолдерами, так и перед всем обществом в целом.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Департамента Корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Щербаченко П.С.

Библиографический список:

1. «Давайте уже после коронавируса»: как бренды используют хайп вокруг пандемии. 17.03.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/395209-davayte-uzhe-posle-koronavirusa-kak-brendy-ispolzuyut-hayp-vokrug (дата обращения: 21.04.2020).

2. Как бренды реагируют на коронавирус: хронология событий. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://adindex.ru/publication/reporting/2020/03 /16/280089.phtml (дата обращения: 21.04.2020).

3. Крупный бизнес включился в борьбу с вирусом. 14.04.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/04/14/krupnyj-biznes-vkliuchilsia-v-borbu-s-virusom.html (дата обращения: 21.04.2020).

4. Мельникова В.А., Павлюкевич А.С. Корпоративная социальная ответственность. практическая реализация в современном мире // Via scientiarum - дорога знаний. - 2018. - №2. - с. 64-69.

5. Семенихина А.А. Совершенствование стратегии корпоративной социальной ответственности организации // ВЕСТНИК НАУКИ. - 2020. - №1. -С. 163-167.

6. Corporate Social Responsibility in the Age of Coronavirus (COVID-19) [Электронный ресурс]. URL: https://prowly.com/magazine/corporate-social-responsibility-in-the-age-of-covid-19/ (дата обращения: 21.04.2020).

7. Seven ways to anchor your corporate coronavirus response in compassion. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalgiving.org/learn/corporate-coronavirus-response-tips (дата обращения: 21.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.