УДК 33
Кабелкайте-Вайткене Юлия Альгимантовна Kabelkaite-Vaitkiene Julia Algimantovna
Старший преподаватель, аспирант Senior Lecturer, PhD student Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия Plekhanov Russian University of Economics
Moscow, Russia
ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
PROBLEMS AND OPPORTUNITIES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы функционирования гостиничных предприятий в условиях пандемии коронавирусной инфекции.
Abstract: The article discusses the problems of the hotel enterprises functioning in the context of the coronavirus pandemic.
Ключевые слова. отель, гостиница, гостиничное предприятие, туризм, гостеприимство, пандемия, коронавирус, ковид
Keywords: hotel, hospitality, tourism, pandemic, coronavirus, covid-19
В последний день 2019 г. появились сообщения о том, что в г. Ухань, расположенном на территории КНР, с пневмонией неизвестного происхождения госпитализированы по меньшей мере 27 человек, семь из которых находятся в критическом состоянии [1]. К 9 января 2020 г. китайскими эпидемиологами было установлено, что возбудителем вспышки стал новый вид коронавируса SARS-CoV-2. В связи с последующим ежедневным выявлением случаев заражения в разных странах по всему миру, 30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила эту вспышку «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение», а уже 11 марта - глобальной пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
Началась волна отмен множества спортивных, религиозных, политических и культурных мероприятий и закрытия национальных границ для выезда граждан за рубеж и въезда иностранцев на территорию разных государств.
Индустрия туризма, крупнейшая в мире отрасль сферы услуг, оказалась полностью парализована, что еще раз демонстрирует уязвимость данного сектора к различным типам чрезвычайных ситуаций, включая угрозу терроризма, стихийные бедствия, экономические или политические кризисы и эпидемии [2]. Пандемия коронавируса глобальным образом повлияла на туристический спрос и, как следствие, на индустрию гостеприимства, - одного из крупнейших работодателей в мире. Убытки понесли все классы отелей во всех странах, однако, отдельный акцент следует сделать на том, что наибольшему риску оказались подвержены малые средства размещения и несетевые гостиничные объекты, работающие на арендованных площадях.
В России сильнее всего пострадали гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга, традиционно принимавшие основные потоки постояльцев.
По данным исследования, проведенного компанией CBRE, в первом полугодии 2020 г. гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга показал падение доходности на 54% и 78% соответственно (рис. 1). На фоне пандемии и сокращения иностранного потока до нуля в Санкт-Петербурге по итогам первого полугодия 2020 г. средняя суточная цена за номер (ADR) снизилась на 45%, в Москве в среднем по рынку - на 5% [3].
В абсолютных величинах доход на доступный номер в сутки (RevPAR) на московском рынке в первом полугодии 2019 г. составлял 5,4 тыс. руб., а в 2020 г. - только 2,5 тыс. руб. При этом в первом квартале 2020 г. снижение доходности составило 15,5%, а во втором - минус 87%, что привело к снижению на 54% в целом за полугодие (рис. 2). Максимальное снижение на уровне 62% наблюдалось в сегменте люкс.
12 ООО
75,0% 70.0% 65,0% 60,0% 55,0% 50,0% 45,0% 40,0% 35,0% 30,0%
10 000
2 ООО
8 ООО
6 ООО
4 000
О
2018
2019
2020
— ADR
RevPAR
Загрузка
Рис.1. Показатели по гостиничному рынку г. Москвы, 2018-2020 Источник: CBRE, STR, 1 полугодие 2020
Во втором квартале 2020 г. падение показателя RevPAR, в зависимости от сегмента, составило 84-93%. Тем не менее, динамика в течение квартала была разнонаправленная. Апрель и май характеризовались отрицательным ростом: апрель стал анти-рекордсменом не только в рамках 2020 г., но всего периода развития российского гостиничного рынка России. Уже к концу месяца в Москве было закрыто 40% номерного фонда, в Санкт-Петербурге - более 20%. Однако в июне наметились первые признаки восстановления: как и прогнозировалось, быстрее всего восстанавливаются гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента (upper midscale) и среднего ценового сегмента (midscale). Уже в июне в соответствующих объектах размещения наблюдалась загрузка на уровне 23-26%. Отели более дорогих сегментов восстанавливаются медленнее в связи с отсутствием деловых путешественников, туристов и MICE-мероприятий.
9000 8000
11В11 i Й
янв фев мар апр май июнь
■ ADR2019 ■ ADR 2020 •RevPAR2019 RevPAR2020
Рис. 2. Средняя суточная цена за номер и доход на доступный номер в сутки по отелям г. Москвы, 2019-2020
Источник: CBRE, STR, 1 полугодие 2020
В целом загрузка столичных отелей по итогам первых 6 месяцев 2020 г. составила 35%, что на 38 п.п. (или на 52%) ниже аналогичного периода 2019 г. (рис. 3), и если гостиничные рынки США и Китая уже сталкивались с подобными обвалами после соответственно теракта 9 сентября 2011 г. (когда загрузка снизилась на 45%) и эпидемии SARS (атипичной пневмонии) в 2003 г. (заполняемость отелей сократилась на 85%), то в России такое резкое падение рынка произошло впервые. И тогда как в приведенных примерах восстановление загрузки составило 3-6 месяцев, в ситуации с COVID-19 CBRE прогнозирует гораздо более длительный период.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис. 3. Загрузка отелей г. Москвы, 2019-2020
Источник: CBRE, STR, 1 полугодие 2020
На протяжении всей истории человечества чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия играли важную роль в развитии общества [4]. Так, в частности, болезни и пандемии способствовали становлению систем здравоохранения, войны и территориальные конфликты ускоряли технический прогресс, а глобальные финансовые кризисы помогали продвижению инновационных компаний. Текущая ситуация, вызванная распространением СОУГО-19, также дает возможность внести коррективы в современные глобальные экономические модели, в том числе переосмыслить, как будет выглядеть туризм на десятилетия вперед.
Перспективы возможно попытаться предсказать путем анализа текущих тенденций. Уже сейчас совершенно очевидно, что ситуация, связанная с пандемией коронавируса, ускорила развитие и внедрение цифровых технологий почти во все сферы человеческой деятельности. Получила всеобщее распространение модель удаленной работы, а также виртуальных встреч с
друзьями, родственниками, посещения музеев и театров, дистанционного обучения и т.д.
Владельцы и менеджеры компаний, в том числе отельеры, которые ранее, возможно, и не задумывались об управлении своими объектами на расстоянии, во время пандемии осознали, что технологические решения, благодаря которым сотрудники могут получить удаленный доступ к ресурсам, необходимым для работы, имеют решающее значение для поддержания функционирования в условиях социального дистанцирования [5]. Уже сегодня опросы собственников отельного бизнеса свидетельствуют о том, что пандемия способствовала активному использованию передовых информационно-коммуникационных технологий. Так, облачные PMS-системы позволяют управлять бизнес-процессами, находясь на изоляции, в отличие от старых локальных систем, доступ к которым сотрудники могут получить только непосредственно на стационарных компьютерах, размещенных в гостинице [6].
Следующий технологический скачок произойдет, вероятнее всего, в области инструментов создания виртуальной реальности, которая также развивается с головокружительной скоростью. Такие виды деятельности, как деловые встречи и проведение досуга будут все больше перемещаться в виртуальный мир. И при таком сценарии инструменты, создающие и поддерживающие виртуальную реальность, могут быть очень полезны для стратегий продвижения туристических направлений и отдельных средств размещения после снятия ограничений на поездки.
Пока же по мере того, как пандемия коронавируса распространялась по всему миру, обусловливая режим самоизоляции для жителей многих стран, отели начали искать новые возможности получения дохода, в том числе предлагая гостям специальные «карантинные» пакеты.
Так, таиландская A-One Hotels Group применила новую тактику для привлечения бронирований, предложив пакеты с полным пансионом по цене, на 20% ниже стандартной за проживание с завтраком, в отелях Бангкока и Паттайи.
Доставка питания осуществляется в каждый номер отдельно, а специальная команда обеспечивает ежедневную уборку и дезинфекцию всех помещений. При этом гости должны проверять температуру дважды в день, чтобы узнать, не проявляются ли у них симптомы коронавируса, в том числе лихорадка. По словам директора компании, если кто-то из гостей заболеет или у них появятся какие-либо симптомы во время пребывания в отеле, они будут немедленно доставлены в одну из больниц, расположенных поблизости.
Подобная рискованная стратегия стала реакцией на вызов, с которым столкнулась мировая индустрия гостеприимства. Аналогичные пакеты одними из первых начали предлагать и некоторые элитные отели Гонконга и Сингапура (в частности, Park Lane Hong Kong и Fairmont Singapore). В Австралии Novotel Sydney Brighton Beach, отель курортного типа, принадлежащий Accor Hotels Group, предлагает скидку на длительное пребывание в размере 40% от лучшей доступной цены при бронировании на 14 ночей и более. Акция имеет несколько преимуществ, включая бесплатное повышение категории номера, комплексное обслуживание в номерах, бесплатные Wi-Fi и парковку [7].
В Швейцарии «Bijou Hotel & Resort», состоящий из роскошных апартаментов, начал рекламировать их как «идеальное место для самоизоляции», включив в пакетную цену на 14 или 28 ночей сдачу анализа на COVID-19. Помимо теста, можно также оплатить два визита врача в день и круглосуточное дежурство медсестры. При этом отмечается, что регистрация заезда проходит без участия персонала. На сайте сети также подчеркивается, что все карантинные отели находятся недалеко от больниц, благодаря чему гости могут чувствовать себя в безопасности. Можно также воспользоваться услугами личного шеф-повара: еду доставляют с соблюдением максимальной гигиены и под медицинским контролем. Кроме того, этот отель приглашает всех медицинских работников, борющихся с коронавирусом и нуждающихся в отдыхе, остановиться в Le Bijou бесплатно. Подобная стратегия может принести компании большие выгоды в будущем, поскольку практика показывает, что
именно маркетинг, основанный на взаимоотношениях, может стать главным инструментом для развития предприятий индустрии гостеприимства.
В Греции также, несмотря на решение правительства о временном закрытии отелей страны, те объекты, которые могут предлагать размещение медицинскому персоналу, официальным лицам ЕС, иностранным студентам, учителям, бездомным, были исключены из данного запрета. По итогам поданных заявок Гостиничная палата Греции выбрала 50 гостиниц, получивших государственную поддержку [8].
Черногория — одна из стран, практически не пострадавших от пандемии. Но несмотря на это, курорт Dukley Hotel & Resort, расположенный на полуострове Завала рядом с Будвой, занялся поддержкой местных производителей. Компания внесла полную предоплату за летний сезон поставщикам холодного копченого мяса, сыров и молочных продуктов, дикой адриатической рыбы, овощей, оливок и масла, а также варенья (гости отеля очень любят знаменитый местный яблочно-айвовый джем).
Испанская отельная сеть Palladium Hotel Group в разгар пандемии запустила англоязычный канал о путешествиях. Здесь можно найти интересные прогулки по городам и странам, в которых находятся гостиницы этой группы.
Отельная группа Mandarin Oriental запустила онлайн-продажу подарочных карт, которыми можно будет воспользоваться в любом из 33 отелей по всему миру в любое время после открытия границ. Вообще сетевые отели сейчас широко используют ваучеры: так, Marriott продает электронные подарочные карты со скидкой 20%, а многие отели этой сети в Индонезии даже предлагают приобрести две ночи по цене одной.
Кроме того, почти все мировые сети продлили статусные уровни для всех участников, вне зависимости от страны регистрации аккаунта. После открытия границ клиентов планируют привлекать бонусами и спецпредложениями «для своих». Так, Marriott продлевает срок действия статуса, заработанного в 2019 г., до февраля 2022 г., а накопленные баллы не «сгорят» до февраля 2021 г.
Участники уровней Silver, Gold и Diamond сети Hilton, чей статус должен был закончиться 31 марта 2020 г., получили продление до 31 марта 2021 г. Статусы со сроком окончания до 31 марта 2021 г., соответственно, продлеваются до 31 марта 2022 г. «Сгорание» баллов, срок которых должен был истечь до 31 декабря 2020 г., приостанавливается.
IHG, ко всему прочему, сокращает «вступительные» требования на 25%. То есть, для получения/сохранения статуса на 2021 г. в этом году потребуется набрать на 25% меньше баллов, и они не сгорят до 31 декабря 2021 г.
Срок действия статуса для всех участников Discoverist, Explorist и Globalist отелей Hyatt продлевается до 28 февраля 2022 г.
В период самоизоляции московские отели также развиваются в нескольких направлениях. В приоритете максимальная защита гостей в номерах за счет персонализации услуг, доставка из ресторанов и спа-центров и онлайн-уроки кулинарии и йоги. The Ritz-Carlton Moscow запустил сервис доставки из ресторана O2 Lounge. Помимо блюд из основного меню и барбекю, выпечки и десертов можно заказать чайную церемонию.
Four Seasons Hotel сосредоточился на кулинарном направлении. Серию мастер-классов проводят как сотрудники отеля, так и партнеры бренда на своих страницах в социальных сетях. В дополнение к рецептам сотрудники раскрывают профессиональные лайфхаки: например, как взбить молочную пену с помощью френч-пресса или легко и быстро почистить перец.
Пошаговые видеорецепты выпустила и команда Lotte Hotel Moscow. Кроме того, в Instagram-аккаунте отеля проходят лекции. К примеру, 11 мая 2020 г. выступала куратор и преподаватель Британской высшей школы дизайна с рассказом о том, как дизайнеры вдохновляются античной культурой, классической живописью и современным искусством.
Сотрудники «Swissötel Красные Холмы» также делятся в соцсетях любимыми рецептами безалкогольных коктейлей и блюд и составляют нетривиальные списки, к примеру, книг о жизни в отелях. Гости «Swissötel
Красные Холмы» во время пандемии коронавируса находятся в превосходных условиях: постоянная дезинфекция, бесконтактная круглосуточная доставка завтраков, обедов и ужинов по меню ресторанов прямо в номер. Кроме того, продолжаются занятия спортом, так как оборудование для фитнеса разместили прямо в номерах.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что даже в очень трудные времена ограничений на поездки и почти полного отсутствия туристической деятельности некоторые гостиничные компании используют потенциал текущей ситуации, адаптируясь к изменяющейся деловой среде, создают и предоставляют новые пакеты для новых видов клиентов.
Библиографический список:
1. Комарова А. Коронавирус. Хроника распространения. Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavims-hronika-rasprostraneniia.html (дата обращения 20.10.2020)
2. Yozcu, O.K., & Cetin, G. (2019). A Strategic Approach to Managing Risk and Crisis at Tourist Destinations. In N. Kozak & M. Kozak (Eds.), Tourist Destination Management. РР. 273-287.
3. Marketview. Гостиничный рынок Москвы, I полугодие 2020 г. CBRE,
2020.
4. Mishkin, F.S. (1992). Anatomy of a Financial Crisis. Journal of Evolutionary Economics, 2, рр. 115-130.
5. Шумакова Е.В. Проблемы гостиничного бизнеса в условиях пандемии (коронавируса) // Экономика. Серия: Экономика и Право. №6, июнь 2020 г. С. 103-106.
6. Кабелкайте-Вайткене Ю.А. Мобильные устройства как инструмент взаимодействия поставщика и потребителя туристских услуг // ХХХП Международные Плехановские чтения. Сборник статей аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 230-235.
7. Walker, Victoria M. Need to self-isolate? These hotels are offering "quarantine packages". URL: https://thepointsguy.com/news/hotel-quarantine-packages-coronavirus/ (дата обращения 20.10.2020)
8. List of Hotels in Greece that Will Remain Open during the Coronavirus Pandemic. Greek City Times. (2020). URL: https://greekcitytimes.com/2020/03/24/list-of-hotels-in-greece-thatwill-remain-open-during-the-coronavirus-pandemic/ (дата обращения 20.10.2020)