Научная статья на тему 'Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития'

Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦЫ УРОВНЯ ТРЕХ ЗВЕЗД / ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ / ДИНАМИКА / СРАВНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Л.А., Якимович Г.Б.

Проведено сравнение гостиничного сектора уровня трех звезд в Санкт-Петербурге с рядом европейскихстолиц по таким показателям, как количествономеров на 1 тыс. жителей города, загрузка, стоимость номера, эффективность гостиничного бизнеса.Отслежена динамика этих идругих показателей, их прогнозные величины. Анализвсех приведенныхпоказателей с помощью методики критериальногонорматива показал, что вгороде существуетзначительный потенциал развития этого гостиничного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития»

35 (386) - 2014

Анализ конкурентоспособности

УДК 338.48 (075)

ГОСТИНИЧНЫИ СЕКТОР УРОВНЯ ТРЕХ ЗВЕЗД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, ЕГО СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Л.А. ЧЕРНЫШЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Е-mail: laracher@mail.ru Институт телевидения, бизнеса и дизайна Г.Б. ЯКИМОВИЧ, кандидат технических наук, доцент кафедры рекреации и туризма

Е-mail: gal.bor.j@mail.ru Санкт-Петербургский экономический университет

Проведено сравнение гостиничного сектора уровня трех звезд в Санкт-Петербурге с рядом европейских столиц по таким показателям, как количество номеров на 1 тыс. жителей города, загрузка, стоимость номера, эффективность гостиничного бизнеса. Отслежена динамика этих и других показателей, их прогнозные величины. Анализ всех приведенных показателей с помощью методики критериального норматива показал, что в городе существует значительный потенциал развития этого гостиничного сектора.

Ключевые слова: гостиницы уровня трех звезд, заполняемость, динамика, сравнение

В настоящее время туризм превратился в мощную индустрию, занимающую заметное место в развитии экономики регионов. В современных условиях туризм оказывает влияние на жизнь общества, охватывает многие процессы в социально-экономических системах. Все это требует научно обоснованного, системного подхода к стратегии развития туристской отрасли в целом и гостиничного бизнеса в частности.

Одним из сдерживающих факторов развития туристской индустрии в России является отсутствие единой научной базы, проработанных научных подходов к изучению и развитию этой сферы. Теория и практика туризма часто не обладают единством. Необходимы объединенные усилия ученых и практиков разных уровней для успешного развития туристской индустрии.

В настоящее время развитие гостиничного бизнеса проходит в условиях интеграции мирового рынка. Поэтому существенно повышаются требования к уровню качества предоставляемых гостиничных услуг. Главной становится проблема обеспечения их конкурентоспособности1. В то же время сам гостиничный бизнес, как основа туристской индустрии, выступает важнейшим катализатором экономического роста региона, так как является своего рода каналом перераспределения

1 За первый квартал года в Питере не открыто ни одной гостиницы // RATA-news — ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://ratanews.ru/hotels/ hotels 30042013 4.stm.

валового национального продукта между странами. Учитывая тот факт, что Россия вступила во Всемирную торговую организацию, возрастает и значение эффективно функционирующих, конкурентоспособных предприятий гостиничного сектора.

Актуальными являются научные исследования, направленные на оценку потенциала туристской индустрии различных регионов России. Без подобной оценки сложно правильно выбрать стратегию развития этой отрасли, следовательно, и региона в целом. Методология подобного рода исследований в первую очередь включает в себя маркетинговые исследования. Составной их частью является анализ различных параметров, характеризующих эффективность деятельности гостиничного бизнеса в динамике не только исследуемого региона, но и в сравнении с возможными конкурирующими в данной области регионами. Именно эти параметры, характеризующие эффективность деятельности гостиничного бизнеса, ложатся в основу расчетной модели потенциала гостиничной индустрии как основы туристской индустрии региона [6, 7].

В 2011 г. Санкт-Петербург посетили 5,5 млн чел. (2,6 млн россиян и 2,9 млн иностранных туристов) [4], что дает 7-8% прироста туристического потока по сравнению с 2010 г. По итогам 2012 г. город принял 6 млн туристов, из них 3,1 млн — иностранные гости. Туристический сезон 2012 г. характеризовался появлением состоятельных туристов из Индии, гораздо чаще стали приезжать из Бразилии и других стран Латинской Америки, Израиля. Больший интерес к северной столице стали проявлять и японцы.

Количество чартерных авиарейсов в майские праздники 2013 г. увеличилось на 34% по сравнению с тем же периодом 2012 г. Туристический спрос на Москву увеличился на 30%, на Санкт-Петербург — на 100%.

Основным направлением развития туризма в Санкт-Петербурге являются конгрессные и выставочные мероприятия, значит, нужно активизировать научно-практическую деятельность соответствующих организаций.

В планах Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле правительства Санкт-Петербурга увеличить к 2015 г. количество туристов до 7 млн чел. Этому должно способствовать развитие гостиничной инфраструктуры, функционирование морского пассажирского порта, а также строительство нового терминала

аэропорта Пулково. Туроператоры оценивают рост объемов в 7-10%.

По оценкам специалистов, среднее время пребывания туристов в Санкт-Петербурге следующее: 3-5 дней — для 58% туристов; 1-2 дня — для 24% приезжих, на неделю прибывает 12%, на две недели — 6%. По средней стоимости одного дня нахождения в северной столице иностранцы платят около 100 долл. Доход от въездного туризма в Санкт-Петербурге составляет 1,5 млрд долл. без учета туристов из других регионов России. Таким образом, на одного жителя города ежегодно приходится по 330 долл. дохода от въездного иностранного туризма. Большинство приезжающих в Санкт-Петербург (60%) — это бизнес-туристы. Познавательная цель посещения приходится в большей степени на высокий сезон и сезон белых ночей [3].

В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано 563 компании, основной деятельностью которых является предоставление услуг в сфере гостиничного хозяйства, из них 33 — петербургские отели с иностранным капиталом2. В России уровень сервиса иностранных операторов на высоте, именно поэтому клиентами таких гостиниц являются не только зарубежные гости, но и состоятельные россияне, ценящие комфорт и престиж3.

На 2012 г. состав гостиниц по категориям распределяется следующим образом: трехзвездочные — 34%, четырехзвездочные — 52%, пятизвездочные — 14%.

В текущем году в Санкт-Петербурге планируется открыть семь отелей общим номерным фондом в 592 комнаты.

Анализ состояния гостиничного сектора уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, расположение этих гостиниц по районам и их принадлежность к той или иной сети проведен в работе [5].

Большинство трехзвездочных гостиниц работает с 2000 г. Многие гостиницы устарели и нуждаются в реконструкции, а новые отели этой категории появляются не так часто [2]. Разброс цен ADR значителен: от 2 100 до 4 600 руб., т.е. цена отличается более чем на 90%.

2 Динамика цен на европейские отели // RATA-news — ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://ratanews.ru/hotels/hotels_30042013_3.stm.

3 Кому в Санкт-Петербурге жить хорошо // Российский союз туристской индустрии. URL: http://www.rstnw.ru/komu-v-sankt-peterburge-zhit-xorosho-rata-news-hotelandresort-publikuet-dan-nyie-o-gostinichnom-ryinke-peterburga.html.

Источник: Обзор рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга, первое полугодие 2012 г. URL: http://www.becar. ru/get_file. php?doc=2800.

Рис. 1. Основные гостиничные сети уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, %

Поскольку для постояльцев немаловажным является набор предоставляемых услуг, их расширенный спектр позволяет конкурировать трехзвездочному сектору гостиничного бизнеса с более высокой категорией [1].

В гостиницах уровня трех звезд имеется трансфер до или из аэропорта, организация экскурсий, культурно-досуговой деятельности и др. В Санкт-Петербурге 95 гостиниц имеют конференц-залы и комнаты для переговоров. Гостиничный сектор этой категории чаще всего предлагает хорошие площади для размещения, при этом размер стандартного номера полностью соответствует европейским нормам. Отели начали осваивать новые способы продвижения на рынке туризма. Так, многие гостиницы стали анонсировать свои услуги в социальных сетях, ввели возможность онлайн-бронирования.

С учетом всех гостиниц, включая гостиницы эконом-класса, на 1 тыс. жителей Санкт-Петербурга приходится около 6,8 номера. В Европе средний показатель составляет 7 номеров, но относительно комфортным уровнем считается 10-12 номеров на 1 тыс. жителей. Таким образом, Петербургу до полного насыщения рынка не хватает около 6 тыс. номеров, отмечают эксперты компании Maris | Part of the CBRE Affiliate Network. Все же средний показатель — не предел для города, обладающего таким туристическим потенциалом, как Петербург. «Учитывая данные мировой статистики по таким городам, как Прага, Лондон, Париж, по количеству номеров на душу населения, нам есть к чему стремиться. На пике сезона, который традиционно приходится на последнюю декаду июня, мест в оте-

лях все же не хватает», — отмечает Лидия Вишневская, генеральный менеджер гостиницы Park Inn by Radisson Прибалтийская4.

Рассмотрим более подробно предложения ключевых сетевых операторов на трехзвездочном сегменте гостиничного рынка Санкт-Петербурга (рис. 1). Из представленных операторов зарубежными являются Ibis и Azimut. Все остальные сети относятся к российским операторам.

Согласно исследованиям5, средние цены на отели уровня от двух до пяти звезд в Европе в 2012 г. снизились почти на 0,5% по сравнению с 2011 г., в то время как цены в других регионах выросли6. В 2011 г. средняя стоимость стандартного номера в гостиницах от двух до пяти звезд по всему миру увеличилась на 4%7.

По данным London RealInvest [3], наиболее востребованы в Санкт-Петербурге гостиницы уровня трех звезд и средства размещения эконом-класса. Стоимость номера в трехзвездочной гостинице по итогам 2012 г. увеличилась на 15%. За 2013 г., по предварительным данным, году цена за стандартный номер гостиницы снизилась на 200 руб.

Сравнение туристических центров Европы по основным показателям эффективности [6], характеризующим гостиничный сектор уровня трех звезд в европейских столицах в 2012 г., представлено в табл. 1.

По обеспеченности номерами в гостиницах уровня трех звезд Санкт-Петербург значительно уступает всем городам. Зато по показателю RevPar он показывает наивысший рост. Среднее значение ÄDR по сравнению с другими городами небольшое, но

4 Рост и падение гостиничных цен: выбор практичного туриста // Российский союз туристской индустрии. URL: http://www. rstnw.ru/rost-i-padenie-gostinichnyix-czen-vyibor-praktichnogo-turista.html.

5 Динамика цен на европейские отели // RATA-news — ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://ratanews.ru/hotels/hotels_30042013_3.stm.

6 Аналитика: Строительство гостиниц: выводы по десятилетнему периоду // Российский союз туристской индустрии. URL: http://www.rstnw.ru/analitika-ctroitelstvo-gostinicz-vyivodyi-po-desyatiletnemu-periodu.html.

7 Гостиничный рынок Петербурга: итоги 2012 года // Агентство строительных новостей. URL: http://asninfo.ru/ asn/55/57249.

Таблица 1

Основные показатели эффективности, характеризующие гостиничный сектор уровня трех звезд в Москве, Санкт-Петербурге и в некоторых европейских столицах в 2012 г.

Показатель Лондон Париж Берлин Вена Прага Рим Москва Санкт-Петербург

Численность населения, млн чел. 8,2 2,3 3,9 1,7 1,3 2,8 12,0 5,1

Общее количество гостиниц 1 428 1823 928 600 814 1 997 475 563

Количество гостиниц уровня 394 597 240 119 311 277 107 255

трех звезд

Общее количество номеров 106 791 114 809 56 226 43 224 28 312 53 284 61 200 33 700

Количество номеров в гостини- 21 238 38 329 21 904 7 280 6 854 11 851 30 735 4 235

цах уровня трех звезд

Средняя цена за номер ADR, руб. 5 950 5 725 3 263 3 400 2 713 4 100 5 124 2 230

Общая обеспеченность номера- 13,02 49,9 14,4 25,0 21,8 19,0 5,0 6,0

ми, мест/1 000 чел. населения

Обеспеченность номерами в 2,6 16,7 5,6 4,3 5,23 4,2 2,6 0,8

гостиницах уровня трех звезд,

мест/1 000 чел. населения

Загрузка гостиниц Q, % 83 79 73 72 66 68 66 57

RevPar*, евро 4 960 4 500 2 382 2 450 1 790 2 790 3 380 1 260

RevPar (2012 к 2011), % 101,7 109,0 109,6 99,0 113,1 80,0 112,9 114,1

* RevPAR — один из основных показателей, характеризующих эффективность гостиничного бизнеса, зависит от средней стоимости номеров гостиницы и их средней заполняемости (загрузки) за расчетный период, является одним из основных при оценке инвесторами целесообразности покупки конкретного отеля.

Источник: Гостиничный рынок Петербурга: итоги 2012 года // Агентство строительных новостей. URL: http://asninfo. ru/asn/55/57249; Семь гостиниц появится в северной столице в этом году // RATA-news. URL: http://ratanews.ru/hotels/hotels_ 12022013_11.stm; Прага // BeHome. URL: http://www.be-home.ru/countries/czech/goroda/praga; К концу года в Петербурге станет на десять гостиниц больше // Погостите. URL: http://www.pogostite.ru/novosti/252; Искусство гостеприимства. URL: http://www. hotelexecutive.ru/article.php?numn=7573; Рынок гостиничной недвижимости. Москва. Декабрь 2012 г. Итоги года // KnightFrank. URL: http://www.knightfrank.ru/research/page1/issue1442/.

разброс этого значения от гостиницы к гостинице значителен. По обеспеченности гостиничными номерами в секторе трех звезд Санкт-Петербург значительно отстает от всех европейских туристских центров.

7,3

5,2

3,5

Санкт-Петербург

Москва

Париж

Франкфурт

Источник: Рост и падение гостиничных цен: выбор практичного туриста // Российский союз туристской индустрии. URL:http://wwwrstawru/rost-i-pademe-gostiшchnyix-czen-vyibor-praktichnogo-turista.html.

Рис. 2. Прогноз увеличения RevPAR на 2013 г., %

В целом по Европе среднее значение показателя заполняемости отелей в 2012 г. держалось на уровне предыдущего года. Однако показатель RevPar в некоторых городах показал снижение.

Ожидается, что рост RevPAR в некоторых городах замедлится, а в некоторых будет наблюдаться снижение (рис. 2, 3).

Секрет успеха гостиничного бизнеса во многом кроется в точном понимании поведения гостя, его ожиданий и предпочтений при выборе отеля, роли тех или иных каналов информации, влияющих на принятие решения.

Развитие интернет-технологий является одним из факторов, влияющих как на поиск информации и выбор отеля, так и на поведение туриста в поездке. Системы онлайн-бро-

3,2

Берлин

5

Лондон Мадрид Амстердам Цюрих Брюссель Рим Женева

-1,3

-1,2 "1,1

-0,3

"3,2

-5,8

"7,9

Источник: Рост и падение гостиничных цен: выбор практичного туриста// Российский союз туристской индустрии. URL:http://www.rstnw.ru/rost-i-padeшe-gostiшchnyix-czen-vyibor-praktichnogo-turista.html.

Рис. 3. Прогноз снижения RevPar на 2013 г.,%

70

23

20

19

П

Бесплатный WI- Бесплатный Бесплатная Наличие Наличие мини- Наличие СПА Fl в номере завтрак парковка бизнес-центра бара в номере центра

Источник: Семь гостиниц появится в северной столице в этом году // RATA-news. URL: http://ratanews.ru/hotels/hotels_12022013_11.stm/

Рис. 4. Распределение предпочтений туристов по видам услуг

нирования и сайты отзывов регулярно проводят исследования, позволяющие выявить последние изменения в поведении туриста (рис. 4). Также большое внимание уделяется наличию Wi- Fi.

По мнению экспертов, постояльцы все ниже оценивают сервис гостиниц во всех странах. Подобная оценка проведена по десятибалльной шкале (рис. 5).

Все крупные города мира по уровню гостиничного сервиса не поднялись выше 8 баллов, при этом Санкт-Петербург находится на средней отметке, с преимуществом в 0,52% по сравнению с Лондоном. Для повышения конкурентоспособности гостиничного сектора Санкт-Петербурга на европейском рынке необходимо повышать уровень сервиса, расширять спектр и качество услуг, ориентироваться на туристов разного уровня доходов и широкого круга интересов, что позволит снизить фактор сезонности в потреблении гостиничных услуг в Санкт-Петербурге.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для Санкт-Петербурга при имеющихся прогнозах туристических потоков крайне необходи-

7,1

6,73

6,58

6,92

7,67

7,65

7,54

7,52

7,47

Источник: Итоги гостиничного и туристического бизнеса 2012 года по версии портала ProHotel.ru. URL: http://prohotel. ru/reviews-204788/0/

Рис. 5. Балльная оценка уровня сервиса в гостиницах в различных городах Европы за 2012 г

экономический анализ: туш 14 яртт

мо увеличивать трехзвездочный гостиничный сектор. Это будет способствовать увеличению туристического потока и, как следствие, показателя RevPar.

Возможность и необходимость развития трехзвездочного гостиничного сектора в Санкт-Петербурге предлагается оценить с помощью определения потенциала этого сектора гостиничного бизнеса. Для количественной оценки этого сектора используем методику, представленную в работе [7]. В ней отобраны и сгруппированы необходимые показатели; методика дает возможность оценить потенциал развития гостиничного сектора в регионе.

В работе [7] приведено обоснование отбора и упорядочения показателей для динамического критерия. Значения показателей, отражающих региональные процессы, скорректированы на долю гостиниц уровня трех звезд в общем количестве гостиниц в Санкт-Петербурге.

В соответствии с разработанной моделью на первом этапе формализуется динамический критерий. Отражением этого критерия является сам критериальный порядок движения показателей, отобранных для характеристики регионального экономического пространства. Критериальный порядок представляет собой ранговый ряд, в котором показатели, включенные в список, упорядочены в соответствии с принятым критерием. Для оценки близости фактического и нормативного порядков

используются коэффициенты ранговой корреляции Спирмена (по отклонениям) и Кенделла (по инверсиям) по следующим формулам:

К_ = 1 --

г =1

N (N2 -1):

где Y — квадрат отклонений; N — количество критериев;

К_ = 1 --

4! 5

г=1

N (N -1):

где — инверсия.

В качестве результирующей оценки близости фактической динамики показателей с критериальной используется функция R, основанная на двух коэффициентах ранговой корреляции данного периода времени. Ее можно рассчитать по формуле

R = (1 + ^откл) (1 + Кнв)

4 '

Упорядоченные показатели для оценки потенциала развития гостиничного сектора уровня трех звезд в регионе и их значения представлены в табл. 2.

Использование потенциала гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге в 2009-2012 гг. представлено на рис. 6.

Можно сделать вывод, что Санкт-Петербург имеет значительный потенциал для развития гос-

Таблица 2

Показатели, характеризующие развитие трехзвездочных гостиниц в Санкт-Петербурге в 2009-2012 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012

Доля трехзвездочных гостиниц в общем количестве гостиниц,% 39,5 38,4 37,1 37,3

Поток туристов (количество туристов, выбравших размещение в 1,91 1,96 2,03 2,20

трехзвездочных гостиницах), млн чел.

Заполняемость (усредненный показатель по высокому и низкому сезонам),% 50,5 55,4 56,5 56,5

RevPar, тыс. руб. 1 298 1 042 1 284 1 260

Количество номеров 6 500 6 750 6 850 6 850

Группа показателей вспомогательных экономических процессов

Транспортная доступность (пассажиропотоки по всем видам городского транспорта: маршрутные автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен), млн чел. 764 747 760 802

Число посетителей театров, млн чел. 1,07 1,04 1,08 1,16

Число посетителей музеев, млн чел. 6,64 6.80 7,07 7,76

Объем услуг связи, млн чел. 36,5 39,05 39,92 41,11

Группа показателей жизнеобеспечения

Число пассажиров (автобусного транспорта междугороднего сообщения, авто- 1 767 1 682 1 745 1 911

мобильного, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного, морского транспорта), млн чел.

Количество врачей, тыс. чел. 15,9 16,0 16,0 16,0

Оборот общественного питания, млн руб. 15,6 17,6 18,8 24,0

Количество обучающихся в образовательных учреждениях, тыс. чел. 306,5 294 284 278

Количество защищенных кандидатских диссертаций 982 724 796 846

Окончание табл.2

Показатель 2009 2010 2011 2012

Группа показателей, препятствующих развитию

Средняя заработная плата, руб./мес. 20 768 23 522 27 618 32 600

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного 5,2 4,8 4,6 4,5

минимума от общей численности населения, %

Загрязнение сточных вод, млн м3 437 495 520 562

Число дорожно-транспортных происшествий 3 133 2 892 2 801 2 616

Число зарегистрированных преступлений 30 473 24 718 22 007 21 052

Численность безработных, тыс. чел. 11,30 6,47 4,97 4,00

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тыс. т 20,0 21,7 22,7 13,1

Источник: Обзор рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за первое полугодие 2012 г. URL: http://www.becar. ru/get_file. php?doc=2800; Обзор рынка гостиничной недвижимости. 2012. URL: http://wwwxolliers.spb.ru/images/analitika/pdf/St; Численность незанятого населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/4f34a8004eb4f2d79bfedf7f35f820d0/02brab_g.pdf.

100

90'

80'

70'

60'

50'

40'

30'

20'

10'

2009

2010

2011

2012

Рис. 6. Использование потенциала гостиничной индустрии в Санкт-Петербурге в 2009-2012 гг., %: Я, -все категории гостиниц; Я2 — гостиницы уровня трех звезд

тиничного сектора уровня трех звезд. По среднеевропейским показателям количества номеров на душу населения Санкт-Петербург отстает от других европейских столиц, это является основанием для увеличения номерного фонда гостиничного сектора уровня трех звезд. На рынке трехзвездочных отелей прослеживается явный дефицит европейских сетевых операторов, источником инвестиций для развития гостиничного сектора уровня трех звезд являются региональные ресурсы. Значение оценки потенциала трехзвездочных гостиниц выше, чем всей совокупности гостиниц, динамика использования потенциала гостиниц этого сегмента за анализируемые три года выше, чем для совокупности всех гостиниц на территории города. Такое развитие дел подтверждается фактами.

В одном из обзоров гостиничной недвижимости Москвы отмечалось, что инвесторы проявляют интерес к гостиницам уровня трех и четырех звезд. За исключительные объекты покупатели готовы платить более высокую цену8. В равной мере это относится и к Санкт-Петербургу.

Список литературы

1. К концу года в Петербурге станет на десять гостиниц больше // Погостите.ру. URL: http://www.pogostite.ru/novosti/252.

2. Отельный шквал позади // Коммерсанта. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2153877.

3. Критерии выбора отеля: чего хотят гости? // Искусство гостеприимства. URL: http:// www.hotelexecutive.ru/article.php?numn=7573.

4. Петербург в этом году примет 5,7 млн туристов // В отпуск.ру. URL: http://www.votpusk.

ru/news.asp?msg=435136#ixzz2TNx9suNL.

5. ЯкимовичГ.Б. Гостиничный сектор «три звезды» Санкт-Петербурга // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 34. С. 58-64.

6. Якимович Г.Б. Параметры эффективности гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 26. С. 29-35.

7. Якимович Г.Б., Пантюхова Т. С. Подход к оценке инновационного потенциала туристической индустрии региона // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 22. С. 18-27.

8 За первый квартал года в Питере не открыто ни одной гостиницы // RATA-news — ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. URL: http://ratanews.ru/hotels/ hotels 30042013 4.stm.

0

Anaxw KontypenmocnocoFHocmu

35 (386) - 2014

Economic analysis: theory and practice Analysis of competitive ability

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

A THREE-STAR HOTEL SECTOR IN ST. PETERSBURG: THE STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Larisa A. CHERNYSHEVA, Galina B. YAKIMOVICH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article provides a comparison of the three-star hotel sector of St. Petersburg with a number of European capitals by such indicators as number of rooms per one thousand city residents, occupancy, room rates, hotel business efficiency. The authors have traced the dynamics of the indicators and their forecast values. The analysis of all indicators under the criterion-based standard technique showed that there is a considerable potential for development of this hotel type.

Keywords: hotel, occupancy rate, three-star, dynamics, comparison

References

1. K kontsu goda v Peterburge stanet na desyat' gostinits bol 'she [By the end of the year the number of hotels in St. Petersburg will increase by ten]. Available at: http://www.pogostite.ru/novosti/252. (In Russ.)

2. Otel'nyi shkval pozadi [The hotel tornado is over]. Available at: http://www.kommersant.ru/ doc/2153877. (In Russ.)

3. Kriterii vybora otelya: chego khotyat gosti? [Hotel selection criteria: what do guests want?]. Available at: http://www.hotelexecutive.ru/article. php?numn=7573. (In Russ.)

4. Peterburg v etom godu primet 5,7 mln turis-tov [This year St. Petersburg will host 5.7 million

tourists]. Available at: http://www.votpusk.ru/news. asp?msg=435136 # ixzz2TNx9suNL. (In Russ.)

5. Yakimovich G.B. Gostinichnyi sektor "tri zvezdy" Sankt-Peterburga [The three-star hotel sector of Saint-Petersburg]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 34, pp. 58-64.

6. Yakimovich G.B. Parametry effektivnosti gostinichnogo biznesa v Sankt-Peterburge [The hotel business effectiveness parameters of St. Petersburg]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2012, no. 26, pp. 29-35.

7. Yakimovich G.B., Pantyukhova T.S. Podkhod k otsenke innovatsionnogo potentsiala turisticheskoi industrii regiona [An approach to assessing the innovation potential of tourism industry of a region]. Ekonom-icheskii analiz: teoriya ipraktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 22, pp.18-27.

Larisa A. CHERNYSHEVA

Institute of Television, Business and Design,

St. Petersburg, Russian Federation

laracher@mail.ru

Galina B. YAKIMOVICH

Saint Petersburg State University of Economics,

St. Petersburg, Russian Federation

gal.bor.j@mail.ru

3K0H0MMHECKHft aha/1113: myw u n/mrm

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.