Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 228 УК РФ'

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 228 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наркотические средства / незаконный оборот наркотических средств / проблемы контроля / narcotic drugs / illicit drug trafficking / control problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Кирилл Владимирович

В представленном исследовании рассматривается социальная обусловленность внедрения в Уголовный кодекс Российской Федерации состава преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social conditionality of the introduction into the Criminal Code of the Russian Federation of the corpus delicti provided for in Article 228 of the Criminal Code of the Russian Federation

The presented study examines the social conditionality of the introduction of the corpus delicti provided for in Article 228 of the Criminal Code of the Russian Federation into the Criminal Code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 228 УК РФ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_26 УДК 343.3

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 228 УК РФ Social conditionally of the introduction into the Criminal Code

of the Russian Federation of the corpus delicti provided for in Article 228 of the Criminal Code of the Russian Federation

ШЕВЧЕНКО Кирилл Владимирович,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149. E-mail: kirill_55@mail.ru;

SHEVCHENKO Kirill Vladimirovich,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: kirill_55@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматривается социальная обусловленность внедрения в Уголовный кодекс Российской Федерации состава преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ.

Abstract: The presented study examines the social conditionality of the introduction of the corpus delicti provided for in Article 228 of the Criminal Code of the Russian Federation into the Criminal Code of the Russian Federation.

Ключевые слова: наркотические средства, незаконный оборот наркотических средств, проблемы контроля.

Keywords: narcotic drugs, illicit drug trafficking, control problems.

Для цитирования: Шевченко К.В. Социальная обусловленность внедрения в Уголовный кодекс Российской Федерации состава преступления, предусмотренного статьей 228 УК РФ // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 26-29. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_26.

For citation: Shevchenko K.V. Social conditionality of the introduction into the Criminal Code of the Russian Federation of the corpus delicti provided for in Article 228 of the Criminal Code of the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 26-29. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_26.

Статья поступила в редакцию: 14.08.2023

Как известно, общественные отношения, связанные с реализацией наркотических средств, появились задолго до их законодательного закрепления. Определенные этапы становления данных отношений не носили пагубного влияния для общества, следовательно, и не требовали их официального закрепления, однако, в XX веке, когда потребление и оборот наркотиков приобрел масштабный характер, возникла необходимость осуществления контроля данной сферы.

История возникновения уголовной ответственности началась в 1903 году, когда Николай II своим указом утвердил Уголовное уложение Российской империи. Данное Уголовное уложение состояло из 37 глав, одной из которых была глава девятая «О нарушении постановлений, ограждающих народное здравие», содержащая в себе уголовную ответственность, предусмотренную статьей 203, за «хранение для продажи или продажу ядовитого или сильнодействующего вещества без надлежащего разрешения или с нарушением правил, установленных законом», а также, ответственность, предусмотренная статьей 204 «лицо, которому по роду его деятельности дозволяется иметь у себя или употреблять, производить токсические препараты, с нарушением правил о хранении или употреблении этих веществ»1.

Однако Уложение так и не было введено в действие - в последующие годы в силу вступили лишь отдельные его разделы: общая часть, некоторые главы из особенной части о преступлениях против веры, верховной власти, о государственной измене, о должностных преступлениях.

Тот факт, что проблема незаконного оборота наркотиков и их употребления не являлась масштабной, Российское государство обходилось лишь отдельными законодательными актами по борьбе с наркотиками. Но после войны России с Японией в 1905 году существенно вырос уровень употребления и оборота наркотиков, в связи, с чем в 1915 году Николай II ввел в действие Закон «О мерах по борьбе с опиокурением»2.

Во времена Советской власти началась жесткая борьба с потреблением и оборотом наркотических средств. Именно с 1920-х годов был разработан и внедрен ряд нормативно-правовых актов, которые определяли уголовную ответственность за сбыт «сильнодействующих веществ», к которым относили морфий, героин, кокаин и т.д.

Следующим шагом регулирования оборота наркотических средств был УК РСФСР 1922 года, содержащий в себе статью 215, которая

1 Шеншин В.М. Об исполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации осуществляемых Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 12. С. 108-113.

2 Бондуровский, В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - ЕЭЫ EMOWWT.

гласила следующее: «Приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права, карается штрафом до 300 рублей золотом или принудительными работами»1. На тот момент, наркотики не были распространены, в связи с этим не требовалось более серьезного регулирования данного аспекта2.

Впервые, упоминание конкретных наркотических средств и установление ответственности за их незаконный оборот появилось в 1924 году. К Уголовному Кодексу РСФСР 1922 года Директивой ВЦИК, СНК РСФСР была добавлена статья 140-д3, предусматривающая ответственность за «Изготовление и хранение с целью сбыта, сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ, без надлежащего разрешения».

В 1926 году Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР «О государственной монополии на опий» была введена монополия на опий, которая заключалась в том, что законодатель установил ответственность за нелегальные сделки с наркотиками.

В 1928 году в силу вступило новое постановление ЦИК и СНК СССР, которое контролировало вопрос торговли наркотических средств. Анализируя данный документ, следует сказать, что в СССР был запрещен свободный оборот таких веществ, как гашиш, кокаин, соли и т.д. Следует отметить, что данный документ частично регулировал указанные общественные отношения. Связано это с тем, что развитие технологий и процессов изготовления наркотических средств повлекло за собой появление новых видов наркотиков и законодатель чисто физически не успевал устанавливать ответственность за оборот этих веществ.

Несомненно, УК РСФСР менялся, законодатель закреплял новые статьи, такие как, например, статья 179, которая предусматривала ответственность за изготовление, хранение, приобретение токсичных веществ лицами, не имеющими специального разрешения. Также, глава о народном здравии и общественной безопасности данного Уголовного кодекса видоизменялась, появилась ответственность за посев мака и конопли, в нарушение правил производства, хранения и учета, склонение к потреблению наркотиков и другие. В 1950-1960 годы появилась ответственность за оборот наркотиков, но данные меры не смогли пресечь распространение наркотических средств и привели к масштабной наркомании и процветанию наркобизнеса. Данные феномены требовали более агрессивных мер со стороны государств, в связи с этим УК РСФСР претерпевал изменения.

Если анализировать статьи УК РСФСР 1926 года и УК РСФСР 1960 года, то следует обратить внимание на следующее существенное различие - предмет данных преступлений. Предметом первого являлись одурманивающие вещества, а последних - наркотические вещества и

4

наркотики .

Тем временем на международном уровне появляются Единая Конвенция ООН о наркотических веществах 1961 года, а спустя 10 лет Конвенция ООН о психотропных веществах, обе они были приняты СССР.

Последующий этап антинаркотической политики государства уже имеет выработанную систему борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и отражает приобретенный опыт нормативного закрепления уголовной ответственности за исследуемое деяние. Нельзя не отметить, что развитие и правовое закрепление норм, непосредственно связанных с уголовной ответственностью за употребление, производство, хранение и продажу наркотиков, напрямую зависело от сложившейся обстановки в обществе, а именно, последствий оборота наркотиков, который стал определенным социально-опасным феноменом в обществе и приобрел масштабный, критический характер проблемы.

В политике государства по борьбе с указанным феноменом, были выделены два основных направления. Первое направление включало в себя деяния, которые имели малозначительность общественной опасности, последствий и тяжести совершенных преступлений. В связи с этим, некоторые нормы не нашли своего применения в жизни и были декриминализованы, а другие - перенесены в административное законодательство. Изучив административное законодательство, а именно КоАП РСФСР статью 44, стоит отметить, что впервые была установлена ответственность за употребление наркотиков без назначения врача.

Второе направление заключалось в ужесточении применяемых мер в отношении лиц, которые повторно нарушили законодательство, в данном случае административное, а также совершение указанных деяний группой.

Следующий этап с 1992 года по настоящее время считается наиболее успешным в области противодействия преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и их потреблением. Стоит отметить, что в 1996 году был принят УК РФ, который действует по настоящий день. Помимо этого, в России, впервые был разработан и принят Федеральный закон № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Указанный документ стал определенным новшеством в истории борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

Однако, существенной недоработкой в антинаркотическом законодательстве явилось отсутствие четкого критерия, в области размера наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте, на небольшой, крупный и особо крупный. Вопрос об определении размера наркотических средств и психотропных веществ, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 27 мая 1998 года № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми

1 Агеев, А. А. О некоторых проблемах совершенствования модельного законодательства СНГ об оперативно- розыскной деятельности1 в аспектах государственной и общественной безопасности (на примере Российского права) / А. А. Агеев, В. Р. Будулуца, Г. В. Уваркин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 21-31. - EDN EYZQHA.

2 Кайнов В.И., Шеншин В.М. Реализация государственной антинаркотической политики в сфере уголовного и административного права // Наркоконтроль. 2022. № 1. С. 2428.

3 Трофимов, В. В. Правотворческий уровень антикоррупционной активности государства как фактора безопасного развития правовой жизни общества: к вопросу о культуре организации / В. В. Трофимов, В. Ю. Самородов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 4(53). - С. 57-64. - EDN AGRCIL..

Шеншин, В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6; Шеншин В.М. Нормативно-правовое регулирование административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии требует совершенства: вопросы стратегического планирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2022. № 4. С. 152-157.

веществами», решался судом, с учетом всех обстоятельств рассматриваемых уголовных дел1.

Данный пробел в антинаркотическом законодательстве был заполнен в 2003 году, когда в УК РФ установили значительный, крупный и особо крупный размер наркотических средств и психотропных веществ2. Позднее Федеральным законом № 11-ФЗ были внесены корректировки, согласно которым крупный и особо крупный размер утверждался Постановлением Правительства от 7 февраля 2006 года № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».

На сегодняшний день, действует Постановление Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, для целей статей 228, 226.1, 229 и 229.1 УК РФ»3.

К 2012 году нормативная база по борьбе с указанными преступлениями укрепилась, установили ответственность за незаконный оборот растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Перечень данных растений был ратифицирован постановлением Правительства РФ № 934 от 27 ноября 2010 года «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»4.

УК РФ устанавливает ответственность за совершаемые запрещённые деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, их прекурсорами, а также и с растениями и их частями, содержащими наркотические средства, а именно: статья 228 «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей», статья 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей».

На данный момент актуально Постановление Правительства РФ от 01 октября 2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, для целей статей 228, 226.1, 229 и 229.1 УК РФ», которое регламентирует размер наркотических средств и т.д.5

Стоит отметить Постановление Правительства от 30.06.1998 года № 681, регламентирующее перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а также Постановление Правительства от 27.11.2010 года № 934, утверждающее перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования данных растений.

Таким образом, изучив нормативные документы, стоит отметить, что с 1920 годов возникла необходимость регулировать и контролировать оборот наркотиков до настоящего времени. Вопрос борьбы с нелегальным оборотом наркотиков постоянно находился на контроле у законодателя. Особенно, это отмечалось 70-80-х годах, когда проблема приобрела массовый и социально-опасный характеры для общества и государства.

Нельзя не сказать, что наиболее активная работа законодателя по контролю незаконного оборота наркотиков отмечается после распада СССР и по сей день. Именно в этот период был принят новый УК РФ 1996 года, характеризующийся наиболее полным перечнем деяний, влекущих уголовную ответственность в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, характеристикой уголовной ответственности за преступные деяния, также был существенно расширен предмет данных преступлений, появились новые квалифицирующие составы. На основе данного Уголовного кодекса Российской Федерации был принят ряд иных нормативных актов, который действует по сей день и позволяет наиболее эффективно осуществлять контроль за оборотом наркотических средств и т.д., а также правильно определять и квалифицировать деяния граждан, нарушивших рассматриваемые нормы Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сожалению, в современной России, в условиях развития науки и общества, появления новых технологий, уровень контроля за незаконным оборотом наркотических средств, находится на низком уровне и является одним из актуальных направлений обеспечения безопасности страны.

1 Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 978-5-6042565-2-7. - EDN WODYTL.

2 Глухов, Е. А. Специфика военного управления: правовой аспект // Военное право. - 2020. - № 2(60). - С. 35-42.

3 Шевченко К.В., Ромасева Е.С. Борьба с незаконным приобретением, хранением, перевозкой наркотиков требует новых решений наднационального уровня // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - № 1. - С. 123-127.

4 Ирошников, Д. В. Становление отрасли законодательства о безопасности в России / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 17-27. - EDN IENSKM.

5 Vinokurov V., Gavrilenko V., Shenshin V. Administrative offenseproceedingsandpre-trialdispute resolutioninthe BRICScountries // "BRICS LawJoumal". - 2022. - № 1. - С. 35-61.

Библиография:

1. Vinokurov V., Gavrilenko V., Shenshin V. Administrative offenseproceedingsandpre-trialdispute resolutioninthe BRICScountries // "BRICS LawJournal". -2022. - № 1. - С. 35-61.

2. Агеев А. А. О некоторых проблемах совершенствования модельного законодательства СНГ об оперативно- розыскной деятельности1 в аспектах государственной и общественной безопасности (на примере Российского права) / А. А. Агеев, В. Р. Будулуца, Г. В. Уваркин // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 21-31. - EDN EYZQHA.

3. Бондуровский В. В. Задачи, решаемые Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности в условиях трансформации вызовов и угроз безопасности / В. В. Бондуровский, С. В. Поспелов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 29-36. - EDN EMOWWT.

4. Военное право / А. В. Кудашкин, В. К. Аулов, В. В. Бараненков [и др.]. Том II. - Москва : Центр правовых коммуникаций, 2021. - 888 с. - ISBN 9785-6042565-2-7. - EDN WODYTL.

5. Глухов Е. А. Специфика военного управления: правовой аспект / Е. А. Глухов // Военное право. - 2020. - № 2(60). - С. 35-42.

6. Ирошников Д. В. Становление отрасли законодательства о безопасности в России / Д. В. Ирошников // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 17-27. - EDN IENSKM.

7. Кайнов В.И., Шеншин В.М. Реализация государственной антинаркотической политики в сфере уголовного и административного права // Наркоконтроль. 2022. № 1. С. 24-28.

8. Трофимов В. В. Правотворческий уровень антикоррупционной активности государства как фактора безопасного развития правовой жизни общества: к вопросу о культуре организации / В. В. Трофимов, В. Ю. Самородов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 4(53). - С. 57-64. - EDN AGRCIL..

9. Шеншин В.М. Нормативно-правовое регулирование административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии требует совершенства: вопросы стратегического планирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2022. № 4. С. 152-157.

10. Шеншин В.М. Об исполнении обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации осуществляемых Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука: история и современность. 2022. № 12. С. 108-113.

11. Шеншин В. М. Росгвардия как субъект обеспечения государственной и общественной безопасности в сфере осуществления административно-юрисдикционной деятельности / В. М. Шеншин. - Белгород : Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2022. - 202 с. - ISBN 978-5-6048482-9-6.

12. Шевченко К.В., Ромасева Е.С. Борьба с незаконным приобретением, хранением, перевозкой наркотиков требует новых решений наднационального уровня // Образование. Наука. Научные кадры. - 2023. - № 1. - С. 123-127

References:

1. Vinokurov V., Gavrilenko V., Shenshin V. Administrative offenseproceedingsandpre-trialdispute resolutioninthe BRICScountries // "BRICS LawJournal". - 2022. - No. 1. - pp. 35-61.

2. Ageev A. A. On some problems of improving the CIS model legislation on operational investigative activity1 in aspects of State and public security (on the example of Russian law) / A. A. Ageev, V. R. Budulutsa, G. V. Uvarkin // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 21-31. - EDN EYZQHA.

3. Bondurovsky V. V. Tasks solved by the Parliamentary Assembly of the Collective Security Treaty Organization in the context of the transformation of security challenges and threats / V. V. Bondurovsky, S. V. Pospelov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 2(55). - Pp. 29-36. - EDN EMOWWT.

4. Military law / A.V. Kudashkin, V. K. Aulov, V. V. Baranenkov [et al.]. Volume II. - Moscow : Center for Legal Communications, 2021. - 888 p. - ISBN 978-5-60425652-7. - EDN WODYTL.

5. Glukhov E. A. Specifics of military management: legal aspect / E. A. Glukhov // Military law. - 2020. - № 2(60). - Pp. 35-42.

6. Iroshnikov D. V. Formation of the branch of security legislation in Russia / D. V. Iroshnikov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 17-27. -EDN IENSKM.

7. Kainov V.I., Shenshin V.M. Implementation of the state anti-drug policy in the field of criminal and administrative law // Narco-control. 2022. No. 1. pp. 24-28.

8. Trofimov V. V. The law-making level of the anti-corruption activity of the state as a factor of the safe development of the legal life of society: on the question of the culture of the organization / V. V. Trofimov, V. Yu. Samorodov // Law. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 4(53). - Pp. 57-64. - EDN AGRCIL..

9. Shenshin V.M. Regulatory and legal regulation of administrative and jurisdictional activities of Rosgvardiya requires perfection: issues of strategic planning // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2022. No. 4. pp. 152-157.

10. Shenshin V.M. On the fulfillment of mandatory requirements, the assessment of compliance with which is carried out within the framework of state control (supervision), bringing to administrative responsibility, granting licenses, other permits, accreditation carried out by the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation // Legal Science: History and Modernity. 2022. No. 12. pp. 108-113.

11. Shenshin V. M. Rosgvardiya as a subject of ensuring state and public security in the field of administrative and jurisdictional activities / V. M. Shenshin. - Belgorod : Epicenter Limited Liability Company, 2022. - 202 p. - ISBN 978-5-6048482-9-6.

12. Shevchenko K.V., Romaseva E.S. The fight against illegal acquisition, storage, transportation of drugs requires new solutions at the supranational level // Education. The science. Scientific personnel. - 2023. - No. 1. - pp. 123-127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.