Научная статья на тему 'Социальная обусловленность специального технического обеспечения раскрытия преступлений различной степени тяжести'

Социальная обусловленность специального технического обеспечения раскрытия преступлений различной степени тяжести Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / техническое обеспечение / раскрываемость / латентность / специальные технические средства / материально-техническое обеспечение / субъекты материально-технического обеспечения / operational and investigative activities / technical support / disclosure / latency / special technical means / material and technical support / subjects of material and technical support

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лев Львович Тузов, Алексей Юрьевич Молянов, Анна Александровна Завьялова

Проблема раскрытия преступлений была и остается одной из наиболее существенных для органов внутренних дел. В случае неустановления лица или лиц, совершивших преступление, не обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, пострадавших от преступного посягательства, и не обеспечивается неотвратимость наказания преступников. Анализ практической деятельности правоохранительных органов показывает, что наибольшей эффективности раскрытия преступлений можно добиться, используя весь арсенал возможностей, предоставленных органам внутренних дел законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. В первую очередь речь идет об оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, у оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении существует ряд неразрешенных вопросов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторами статьи проанализированы ведомственные нормативные правовые акты МВД России, определяющие порядок оценки деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел, в том числе по раскрытию преступлений, и статистические показатели деятельности органов внутренних дел за последние годы. В результате анализа выявлено смещение приоритетов в оценке в сторону раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений. При этом процент раскрываемости преступлений средней и небольшой тяжести существенно ниже. Кроме того, в результате исследования авторами выявлены проблемные аспекты нормативного регулирования технического обеспечения оперативных подразделений районного уровня. Таким образом, по мнению авторов, раскрытие преступлений зависит от их категории тяжести. В статье сделаны предложения по исправлению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лев Львович Тузов, Алексей Юрьевич Молянов, Анна Александровна Завьялова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social conditionality of the special technical support for the detection of crimes of various degrees of severity

The problem of solving crimes has been and remains one of the most significant for the internal affairs bodies. If the person or persons who have committed a crime are not stopped, the constitutional rights and freedoms of citizens who have suffered from criminal encroachment are not ensured, and the inevitability of punishment of criminals is not ensured. An analysis of the practical activities of law enforcement agencies shows that the greatest efficiency of crime detection can be achieved using the entire arsenal of opportunities provided to internal affairs bodies by legislation and departmental regulatory legal acts. First of all, we are talking about operational investigative activities. Unfortunately, the operational units of the internal affairs bodies in this direction have a number of unresolved issues affecting the effectiveness of their activities. The authors of the article analyzed departmental regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, which determine the procedure for evaluating the activities of territorial divisions of internal affairs bodies, including the disclosure of crimes, and statistical indicators of the activities of internal affairs bodies in recent years. The analysis revealed a shift in priorities in the assessment towards the disclosure of serious and especially serious crimes. At the same time, the percentage of detection of crimes of medium and minor severity is significantly lower. In addition, as a result of the study, the authors identified problematic aspects of regulatory regulation of technical support of operational units at the district level. Thus, according to the authors, the disclosure of crimes depends on their category of severity. The article makes suggestions for correcting the current situation.

Текст научной работы на тему «Социальная обусловленность специального технического обеспечения раскрытия преступлений различной степени тяжести»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 244—252. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):244 — 252.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343.73

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-244-252 NIION: 2007-0062-1/24-040

EDN: https://elibrary.ru/XGABNH MOSURED: 77/27-004-2024-01-240

Социальная обусловленность специального технического обеспечения раскрытия преступлений различной степени тяжести

Лев Львович Тузов1, Алексей Юрьевич Молянов2, Анна Александровна Завьялова3

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

3 Национальный исследовательский университет «МЭИ», Москва, Россия, aa.zavyalova@yandex.ru

1 lev-tuzov@mail.ru

2 o329st@mail.ru

Аннотация. Проблема раскрытия преступлений была и остается одной из наиболее существенных для органов внутренних дел. В случае неустановления лица или лиц, совершивших преступление, не обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, пострадавших от преступного посягательства, и не обеспечивается неотвратимость наказания преступников. Анализ практической деятельности правоохранительных органов показывает, что наибольшей эффективности раскрытия преступлений можно добиться, используя весь арсенал возможностей, предоставленных органам внутренних дел законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами. В первую очередь речь идет об оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, у оперативных подразделений органов внутренних дел в данном направлении существует ряд неразрешенных вопросов, влияющих на эффективность их деятельности. Авторами статьи проанализированы ведомственные нормативные правовые акты МВД России, определяющие порядок оценки деятельности территориальных подразделений органов внутренних дел, в том числе по раскрытию преступлений, и статистические показатели деятельности органов внутренних дел за последние годы. В результате анализа выявлено смещение приоритетов в оценке в сторону раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений. При этом процент раскрываемости преступлений средней и небольшой тяжести существенно ниже. Кроме того, в результате исследования авторами выявлены проблемные аспекты нормативного регулирования технического обеспечения оперативных подразделений районного уровня. Таким образом, по мнению авторов, раскрытие преступлений зависит от их категории тяжести. В статье сделаны предложения по исправлению сложившейся ситуации

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, техническое обеспечение, раскрываемость, латентность, специальные технические средства, материально-техническое обеспечение, субъекты материально-технического обеспечения

Для цитирования: Тузов Л.Л., Молянов А.Ю., Завьялова А.А. Социальная обусловленность специального технического обеспечения раскрытия преступлений различной степени тяжести // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 244 — 252. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-244-252. EDN: https://elibrary.ru/XGABNH.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Social conditionality of the special technical support for the detection of crimes of various degrees of severity

Lev L. Tuzov1, Alexey Yu. Molyanov2, Anna A. Zavyalova3

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Moscow, Russia

1 lev-tuzov@mail.ru

2 o329st@mail.ru

3 National Research University "MEI", Moscow, Russia, aa.zavyalova@yandex.ru

© Тузов Л.Л., Молянов А.Ю., Завьялова А.А., 2024

Abstract. The problem of solving crimes has been and remains one of the most significant for the internal affairs bodies. If the person or persons who have committed a crime are not stopped, the constitutional rights and freedoms of citizens who have suffered from criminal encroachment are not ensured, and the inevitability of punishment of criminals is not ensured. An analysis of the practical activities of law enforcement agencies shows that the greatest efficiency of crime detection can be achieved using the entire arsenal of opportunities provided to internal affairs bodies by legislation and departmental regulatory legal acts. First of all, we are talking about operational investigative activities. Unfortunately, the operational units of the internal affairs bodies in this direction have a number of unresolved issues affecting the effectiveness of their activities. The authors of the article analyzed departmental regulatory legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, which determine the procedure for evaluating the activities of territorial divisions of internal affairs bodies, including the disclosure of crimes, and statistical indicators of the activities of internal affairs bodies in recent years. The analysis revealed a shift in priorities in the assessment towards the disclosure of serious and especially serious crimes. At the same time, the percentage of detection of crimes of medium and minor severity is significantly lower. In addition, as a result of the study, the authors identified problematic aspects of regulatory regulation of technical support of operational units at the district level. Thus, according to the authors, the disclosure of crimes depends on their category of severity. The article makes suggestions for correcting the current situation

Keywords: operational and investigative activities, technical support, disclosure, latency, special technical means, material and technical support, subjects of material and technical support

For citation: Tuzov L.L., Molyanov A.Yu., Zavyalova A.A. Social conditionality of the special technical support for the detection of crimes of various degrees of severity // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):244-252. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-244-252. EDN: https://elibrary.ru/XGABNH.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [1] (далее — ФЗ «О полиции») в ст. 2 устанавливает основные направления деятельности полиции, которые в соответствии с Указом Президента РФ [2] реализуются подразделениями, организациями и службами полиции, выполняющими задачи по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, осуществлению оперативно-розыскной деятельности, розыску различных категорий лиц, противодействию коррупции, терроризму и экстремистской деятельности.

Результаты деятельности полиции есть не что иное как степень достижения поставленных целей по основным направлениям ее деятельности. Эффективность ее деятельности определяется по основным направлениям, оцениваемым по конечным результатам за календарный год [3].

Приказом МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации» [4] установлено, что оценка деятельности территориального органа МВД России складывается: из вневедомственной оценки его деятельности, основанной на использовании социологической и иной информации, отражающей мнение населения о деятельности территориального органа МВД России; ведомственной оценки, включающей в себя экспертную оценку и оценку результатов деятельности территориального органа МВД России по статистическим показателям.

Последняя — оценка результатов деятельности территориального органа МВД России по ста-

тистическим показателям — наиболее важна для наших целей, позволит довольно объективно показать процент раскрываемости преступлений различной степени тяжести в общем числе зарегистрированных преступлений и динамику их регистрации.

Представим некоторые показатели ведомственной статистической оценки деятельности территориальных органов МВД России: количество предварительно расследованных тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности в расчете на 100 единиц штатной численности территориального органа МВД России; доля тяжких и особо тяжких преступлений против личности, уголовные дела по которым впервые приостановлены по п. 1—3 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [5] (далее — УПК РФ), от общего числа преступлений данной категории, по которым принято решение; число лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям экономической направленности (без учета преступлений коррупционной направленности), в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции; число лиц, уголовные дела в отношении которых направлены в суд по тяжким и особо тяжким преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, растений (либо их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в расчете на 100 единиц штатной численности подразделений полиции и следственных подразделений и др. [6].

Перечисленные показатели достаточно наглядно иллюстрируют ориентированность оценочных показателей на тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом сами статистические показатели преступности и раскрываемости преступлений достаточно объективно показывают результаты деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) по раскрытию преступлений всех категорий тяжести.

Оставим за рамками настоящего исследования дискуссию об определении понятия «раскрытие преступления» [7; 8], латентность некоторых видов преступлений, особенно характерную для преступлений в экономической сфере [9], факты «погони» за показателями некоторых недобросовестных сотрудников полиции, к сожалению, еще иногда имеющие место, и отметим, что раскрываемость преступлений, оставаясь одним из критериев эффективности работы правоохранительных органов, в последнее десятилетие колеблется между 45% и 55% [10].

Результаты анализа современной характеристики преступности в России за 2014—2023 гг. демонстрируют, что в числе зарегистрированных преступных деяний имеется интегральное соотношение степени тяжести преступлений и их удельного веса. Статистика показывает следующую картину преступлений:

■ особо тяжкие — 5—6%;

■ тяжкие — 15—21%;

■ средней тяжести — 33—35%;

■ небольшой тяжести — 42—45%.

Таким образом, суммарное соотношение тяжких и особо тяжких преступлений по сравнению с преступлениями небольшой и средней тяжести 20—27% и 75—80% соответственно. При этом раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений составляет 90—97%, а преступлений небольшой и средней тяжести — 30—35% и 40— 43% соответственно [10].

Данная ситуация вызывает обоснованную озабоченность и была подвергнута критике со стороны органов прокуратуры столицы [11]. В ходе координационного совещания, посвященного данной проблеме, отмечалось, что ОВД раскрываются только каждое третье из преступлений небольшой тяжести и каждое шестое — средней тяжести. Это объясняется сдвигом приоритетов в сторону раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений. Между тем раскрытие незначительных, казалось бы, преступлений имеет и профилактическое значение — предупреждает совершение более тяжких преступных деяний [11]. Кроме того, несмотря на то, что деяния небольшой тяжести представляют меньшую об-

щественную опасность, они посягают на защищенные законом общественные отношения. Наконец, тяжесть совершенного преступления может определяться не только суровостью наказания за него, но и рассматриваться в каждом конкретном случае индивидуально. Так, хищение инвалидной коляски причиняет более тяжкий вред потерпевшему, чем хищение «Бентли» у миллиардера.

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что оценка результативности функционирования территориального органа МВД России должна производиться на основе анализа количества зарегистрированных и расследованных преступлений всех категорий тяжести, она не должна сводиться к оценочным показателям только по линии тяжких и особо тяжких преступлений.

Принимая во внимание мнение Э.В. Маркиной, Ю.Н Сосновской. и С.В. Бубнова о необходимости учета всех обстоятельств, оказывающих влияние на состояние регистрации и раскрываемости преступлений [12], рассмотрим создавшуюся ситуацию с точки зрения существующего технического обеспечения раскрытия преступлений в зависимости от категории.

В соответствии с нормой ч. 10 ст. 12 ФЗ «О полиции» [1] на полицию возлагается обязанность осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Для выполнения возложенной обязанности полиции предоставлено право, в соответствии с ч. 10 ст. 13 указанного Закона и ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [13] (далее — ФЗ Об ОРД), проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Учитывая, что ОРД осуществляется посредством проведения именно оперативно-розыскных мероприятий, используемые при их проведении технические средства стали неотъемлемой частью оперативно-розыскного процесса.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ Об ОРД, используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

При этом использование оперативными подразделениями технических средств — не самоцель, а необходимое условие обеспечения эффективности оперативно-розыскной деятельности. Технические возможности сотрудников оперативных подразделений в конкретных случаях по-

зволяют значительно глубже изучать обстоятельства совершения преступления и фиксировать информацию, которая может использоваться как доказательство в уголовных делах.

Таким образом, рассматриваемая деятельность представляет исключительные возможности для изучения скрытых процессов, которые познаются «главным образом с помощью негласных источников информации» [14]. Задачи выявления, предупреждения, раскрытия преступлений специальными силами, средствами и методами ОРД стоят исключительно перед субъектами этой деятельности. При этом взаимосвязь ОРМ и их технического сопровождения органична, поэтому использование технических средств в деятельности оперативных подразделений может быть выделено как одно из приоритетных направлений, обеспечивающее «поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защиту граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества» [15].

Для достижения целей нашего исследования необходимо определить, какие оперативно-розыскные мероприятия чаще всего проводятся при раскрытии преступлений и какие технические средства при этом применяются. Здесь следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 2, 4 и ч. 9 ст. 8 ФЗ Об ОРД [13] при наличии признаков преступлений, по которым в соответствии с ч. 2 ст. 150 УПК РФ [5] предварительное следствие обязательно, допускается проведение ОРМ, обозначенных в ч. 1 ст. 6 ФЗ Об ОРД. Этот перечень составляют ОРМ (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, проводимые на основании судебного решения.

Однако к перечню преступлений, по которым требуется предварительное следствие, относятся также и преступления средней и небольшой тяжести, например, ст. 106, 107, 109 и другие статьи Уголовного кодекса РФ [15]. В соответствии с нормами ч. 4 и ч. 9 ст. 8 ФЗ Об ОРД [13] допускается прослушивание телефонных и иных переговоров и проведение оперативного эксперимента только в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяж-

кие. Это не только снижает эффективность применение оперативно-розыскных средств, но и фактически лишает субъекты ОРД действенного механизма борьбы с преступностью [17]. В связи с этим А.Е. Чечетин предполагает возможным рассмотреть вопрос о проведении всех ОРМ по преступлениям средней тяжести [18]. Возможность проведения прослушивания телефонных переговоров (далее — ПТП) по преступлениям небольшой и средней тяжести, а также оперативного эксперимента в своих работах рассматривают С.И. Захарцев и Ю.Ю. Игнащенков [19], Н.А. Бояркина [20], А.В. Красовский [17].

Что касается преступлений небольшой и средней тяжести, по которым проведение предварительного следствия не обязательно, то в ст. 8 ФЗ Об ОРД [13] установлен запрет на проведение указанных ОРМ.

Процесс раскрытия преступлений заключается в осуществлении оперативными подразделениями ОВД в пределах их компетенций ОРМ. Рассматривая возможность и целесообразность использования технических средств при проведении ОРМ оперативными подразделениями, следует обратить внимание на некоторые вопросы их применения в зависимости от вида ОРМ. Проведенное анкетирование сотрудников оперативных подразделений позволило определить наиболее часто проводимые ОРМ по раскрытию преступлений рассматриваемой категории:

■ опрос — 100%;

■ наведение справок — 63%:

■ отождествление личности — 40%;

■ сбор образцов для сравнительного исследования — 19%;

■ наблюдение — 44%;

■ исследование предметов и документов — 5%.

Проведенные исследования показали, что основными техническими средствами при проведении указанных ОРМ у сотрудников оперативных подразделений являются средства аудио-и видеофиксации.

При этом анализ современного состояния оснащенности оперативных подразделений техническими средствами выявил следующую неблагополучную ситуацию.

Проведенное анкетирование сотрудников уголовного розыска объясняет сложившееся положение практикой использования специальной техники при проведении ОРМ исключительно подразделениями специальных технических мероприятий (далее — ПСТМ) (т.е. формально оперативные подразделения в специальной технике не нуждаются) (отметили 83% опрошенных рес-

пондентов) и недостатками в организации системы материально-технического обеспечения (далее — МТО) ОВД (79% опрошенных).

Инфраструктура МТО ОВД центральных и территориальных органов МВД России в настоящее время функционирует в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [1], указами Президента РФ [21—24], распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 199-р «О создании федеральных казенных учреждений хозяйственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях» [25], приказами МВД России [26— 32]. Анализ нормативных правовых актов показывает, что субъектами МТО оперативных подразделений специальной техникой являются как юридические, так и физические лица, которые являются непосредственными участниками поставки технических средств. Наряду с указанными субъектами в системе материально-технического снабжения ОВД, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, имеются и органы управления данным процессом, которые выполняют обеспечивающие и контролирующие функции [33].

МТО органов внутренних дел Российской Федерации, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организуется в соответствии с положениями инструкции по организации МТО (далее — Инструкция) в системе МВД России [29] двумя способами: централизованным — через снабжающие подразделения и децентрализованным — при решении внезапно возникающих задач или при резких осложнениях оперативной обстановки — на основании заявок подразделений МВД России.

Типовые положения о территориальном органе МВД России по субъекту РФ и об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа МВД России на районном уровне определяют, что у оперативных подразделений районного уровня нет ни централизованного поступления новых образцов оперативной техники, ни бюджетного финансирования для самостоятельного ее приобретения.

Таким образом, оперативные сотрудники низового звена, которые в первую очередь должны были бы решать вопросы раскрытия преступлений категорий небольшой и средней тяжести, фактически лишены возможности использовать технические средства из-за их фактического отсутствия. Получается, что в раскрытии 80% со-

вершаемых преступлений применение технических средств невозможно ввиду их отсутствия.

Согласимся с мнением Е.М. Букатова и В.С. Пенкина, что раскрытие преступлений — это труд со всеми свойственными ему составляющими: предметом, орудиями (средствами) труда и объектом, на который он направлен [34]. Технические средства в этом процессе являются ни чем иным, как одним из видов орудий этого труда [35], которых сотрудники полиции лишены.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в ОРД оперативных подразделений ОВД по раскрытию преступлений различной степени тяжести существует ряд неразрешенных вопросов, влияющих на ее эффективность. Авторы акцентируют внимание на некоторых из них. Во-первых, оценка деятельности территориального органа МВД России, которая должна строиться на основе анализа количества зарегистрированных и расследованных преступлений всех категорий тяжести, а не сводиться к оценочным показателям только по линии тяжких и особо тяжких преступлений. Во-вторых, это оснащенность оперативных подразделений на всех уровнях, в первую очередь, самого низшего — районного, специальными техническими средствами. Это, с нашей точки зрения, может повысить эффективность деятельности территориальных органов МВД России.

Список источников

1. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЭ (ред. от 6 февраля 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (ред. от 30 сентября 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

3. Амельчаков И.Ф., Ильичев И.Е. Полиция современной России: функции и миссия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С. 4.

4. Приказ МВД России № 1040 от 31 декабря 2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации» // База «Гарант».

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

6. Приложение № 5 к Приказу МВД России № 1040 от 31 декабря 2013 г. «Вопросы оценки деятельности территориальных органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации» // База «Гарант».

7. Либозаев Д.П. К вопросу о понятии раскрытия преступлений / / Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2015. № 4. С. 59—65.

8. Клюкова М.Е., Рахматуллин P.P., Ве-рин А.Ю. Раскрытие преступлений — миф или реальность? / / Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 133—138.

9. Крупина МА. Исторические аспекты становления понятия латентной преступности // Криминология. 2011. № 1 (20). С. 40.

10. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики / / URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 13.12.2023).

11. Прокуратура выразила недовольство раскрываемостью краж и грабежей / / URL: https:// www.interfax.ru/moscow/556886 (дата обращения: 13.12.2023).

12. Маркина Э.В., Сосновская ЮН., Бубнов СВ. Проблемные вопросы по осуществлению оценки деятельности территориальных органов МВД РФ / / Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 208.

13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СПС «Консультант-Плюс».

14. Оперативно-розыскная информация / под ред. А.С. Овчинского, В.С. Овчинского. М.: Инфра-М, 2000.

15. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-03 (ред. от 13 июня 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

17. Красовскии А.В. Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ, совершенных должностными лицами органов внутренних дел: оперативно-розыскной аспект / / Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1 (37). С. 122.

18. Гусев ВА. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: проблемы правового регулирования и пути их решения // Оперативник (сыщик). 2014. № 2 (39). С. 40.

19. Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю. К вопросу о допустимости проведения прослушивания телефонных переговоров по преступлениям небольшой и средней тя-жести // Изв. вузов. Правоведение. 2006. № 3. С. 135—140.

20. Бояркина Н.А. О некоторых вопросах, возникающих при проведении прослушивания телефонных переговоров и контроля и записи пе-

реговоров // Сибирский юридический вестник. 2010. № 2 (49). С. 157—163.

21. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 30 сентября 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

22. Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об ут-верждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» (ред. от 11 февраля 2023 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

23. Указ Президента РФ от 25 декабря 2019 г. № 619 «О внесении изменений в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699» // СПС «КонсультантПлюс».

24. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» (ред. от 30 сентября 2022 г.) / / СПС «КонсультантПлюс».

25. Распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 199-р «О создании федеральных казенных учреждений хозяй-ственного и сервисного обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях» (ред. от 14 апреля 2020 г.) / / СПС «Кон-сультантПлюс».

26. Приказ МВД России от 24 июня 2011 г. № 722 «Об утверждении Положения о Департаменте по материально--техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Рос-сийской Федерации» (ред. от 6 июня 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

27. Приказ МВД России от 13 февраля 2012 г. № 93 «О реорганизации окружных управлений материально-технического снабжения МВД России, баз и складов хранения ресурсов МВД России» (ред. от 25 марта 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых орга-низационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (ред. от 11 августа 2017 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

29. Приказ МВД России от 5 марта 2014 г. № 135 «Об организации материально--техничес-кого обеспечения в системе Министерства внутренних дел Россий-ской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

30. Приказ МВД России от 5 июня 2017 г. № 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» (ред. от 10 января 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

31. Приказ МВД России от 1 сентября 2017 г. № 690 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации на районном уровне» (ред. от 26 июня 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

32. Приказ МВД России от 19 января 2018 г. № 25 «Об утверждении Типового положения о подразделении уголовного розыска территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне» // СПС «КонсультантПлюс».

33. Приказ МВД России от 24 июня 2011 г. № 722 «Об утверждении положения о Департаменте по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 6 июня 2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

34. Букатов Е.М., Пенкин B.C. Социальная необходимость использования достижений науки и техники в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / / Актуальные проблемы теории оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. тр. Омск, 1986. С. 155.

35. Салтевский М.В. Современные проблемы собирания доказательственной информации техническими средствами // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии: сб. науч. тр. Киев, 1980. С. 5.

References

1. Federal Law "On Police" dated February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on February 6, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 250 dated March 1, 2011 "Issues of the organization of police" (ed. dated September 30, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

3. Amelchakov I.F., Ilyichev I.E. The police of modern Russia: functions and mission // Problems of law enforcement. 2013. No. 2. p. 4.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1040 dated December 31, 2013. "Issues of assessing the activities of territorial bodies of internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // Base "Garant".

5. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ dated December 18, 2001 (as amended on June 13, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

6. Appendix No. 5 to the Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1040 dated December 31, 2013 "Issues of evaluating the activities of territorial internal Affairs bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // Base "Garant".

7. Libozaev D.P. On the question of the concept of crime detection // Vestnik TvGU. The series "Law". 2015. No. 4. pp. 59—65.

8. Klyukova M.E., Rakhmatullin R.R., Verin A.Y. Is crime detection a myth or reality? / / Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2016. No. 1. pp. 133—138.

9. Krupina MA. Historical aspects of the formation of the concept of latent crime // Criminology. 2011. No. 1 (20). p. 40.

10. Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Portal of legal statistics // URL: http:// crimestat.ru (date of appeal: 12/13/2023).

11. The Prosecutor's Office expressed dissatisfaction with the detection of thefts and robberies // URL: https: //www.interfax.ru/moscow/556886 (date of appeal: 12/13/2023).

12. Markina E.V., Sosnovskaya Yu.N., Bub-nov S.V. Problematic issues in assessing the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 5. p. 208.

13. Federal Law of August 12, 1995 "On operational investigative activities" (ed. of December 29, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

14. Operational search information / edited by A.S. Ovchinsky, V.S. Ovchinsky. M.: Infra-M, 2000.

15. Decree of the President of the Russian Federation dated July 2, 2021 No. 400 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

16. The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 (as amended on June 13, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

17. Krasovsky A.V. Detection and disclosure of crimes provided for in Article 291.2 of the Criminal Code of the Russian Federation committed by officials of internal affairs bodies: operational investigative aspect / / Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 1 (37). p. 122.

18. Gusev VA. Grounds and conditions for conducting operational investigative measures:

problems of legal regulation and ways to solve them // The operativer (detective). 2014. No. 2 (39). p. 40.

19. Zakhartsev S.I., Ignashchenkov Yu.Yu. On the issue of the admissibility of wiretapping of telephone conversations for crimes of small and medium gravity // Izv. vuzov. Law studies. 2006. No. 3. pp. 135—140.

20. Boyarkina NA. On some issues that arise during wiretapping and monitoring and recording of negotiations // Siberian Legal Bulletin. 2010. No. 2 (49). pp. 157—163.

21. Decree of the President of the Russian Federation dated March 1, 2011 No. 248 "Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (ed. dated September 30, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

22. Decree of the President of the Russian Federation No. 699 dated December 21, 2016 "On approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulation on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation" (ed. dated February 11, 2023) // SPS "ConsultantPlus".

23. Decree of the President of the Russian Federation dated December 25, 2019 No. 619 "On Amendments to the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Standard Regulation on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated December 21, 2016 No. 699".

24. Decree of the President of the Russian Federation No. 250 dated March 1, 2011 "Issues of the organization of migration" (ed. dated September 30, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

25. Decree of the Government of the Russian Federation dated February 14, 2012 No. 199-r "On the establishment of federal state institutions for economic and service support of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional and district levels" (ed. dated April 14, 2020) // SPS "ConsultantPlus".

26. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 722 dated June 24, 2011 "On approval of the Regulation on the Department of Material, Technical and Medical Support of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (ed. dated June 6, 2018) // SPS "ConsultantPlus".

27. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated February 13, 2012 No. 93 "On the reorganization of the district departments of logistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia, bases and warehouses for storing resources of the Ministry of Internal Affairs of Russia" (ed. dated March 25, 2022) // SPS "ConsultantPlus".

28. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 30, 2011 No. 333 "On some organizational issues and the structural structure of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia" (ed. dated August 11, 2017) // SPS "ConsultantPlus".

29. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated March 5, 2014 No. 135 "On the organization of material and technical support in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".

30. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 5, 2017 No. 355 "On approval of the Standard Regulations on the territorial body of the Ministry Internal Affairs of the Russian Federation at the district level" (ed. from January 10, 2020) // SPS "ConsultantPlus".

31. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 690 dated September 1, 2017 "On approval of the Regulations on the Department (department, point) of the police of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level" (ed. dated June 26, 2020) // SPS "ConsultantPlus".

32. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 25 dated January 19, 2018 "On approval of the Standard Regulation on the Criminal Investigation Unit of the territorial Department of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the regional level" // SPS "ConsultantPlus".

33. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 722 dated June 24, 2011 "On approval of the Regulation on the Department of Material, Technical and Medical Support of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (ed. dated June 6, 2018) // SPS "ConsultantPlus".

34. Bukatov E.M., Penkin V.S. The social necessity of using the achievements of science and technology in the operational investigative activities of internal affairs bodies // Actual problems of the theory of operational investigative activity: collection of scientific tr. Omsk, 1986. p. 155.

35. Saltevsky M.V. Modern problems of collecting evidentiary information by technical means //

Theory and practice of collecting investigative investigation: collection of scientific tr. Kiev, 1980. information by technical means at the preliminary p. 5.

Информация об авторах

Л.Л. Тузов — профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат технических наук, доцент;

А.Ю. Молянов — доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат технических наук, доцент;

А.А. Завьялова — доцент кафедры инженерной экологии и охраны труда Национального исследовательского университета «МЭИ», кандидат технических наук.

Information about the authors

L.L. Tuzov — Professor of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

A.Yu. Molyanov — Associate Professor of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

A.A. Zavyalova — Associate Professor of the Department of Environmental Engineering and Occupational Safety of the National Research University "MEI", Candidate of Technical Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.12.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 27.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.