Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СТАТИСТИКА / КРИМИНАЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОВЕРКА / СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чичерин Юрий Семенович, Федюкина Анна Юрьевна

В представленной статье, с научной точки зрения, проанализирована работа оперативных подразделений органов внутренних дел. Приведены данные статистики, выступления Президента Российской Федерации, мнения ученых по рассматриваемому вопросу. На основе показателей раскрываемости преступлений, авторы статьи постарались охватить комплекс проблем, с которыми сталкиваются оперативные службы органов дознания. Проведена параллель между состоянием преступности и эффективностью оперативно-розыскной деятельности. Поставлена проблема совмещения полномочий оперативного сотрудника с процессуальной деятельностью, осуществляемой в ходе проверки сообщений о преступлениях. Рассмотрен вопрос совершенствования взаимодействия оперативно-розыскных органов с населением, закрепление правового положения лиц, оказывающих на безвозмездной или возмездной основе содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. Предложены пути совершенствования деятельности оперативных подразделений при проверке сообщений о преступлениях, в связи с чем, намечена необходимость дальнейшего правового регулирования действий оперативных служб в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чичерин Юрий Семенович, Федюкина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-INVESTIGATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A LEGAL MEANS OF INFLUENCING CRIME

In the presented article, from a scientific point of view, the work of operational units of internal affairs bodies is analyzed. Statistical data, speeches of the President of the Russian Federation, opinions of scientists on the issue under consideration are given. Based on the indicators of crime detection, the authors of the article tried to cover the complex of problems faced by the operational services of the bodies of inquiry. A parallel is drawn between the state of crime and the effectiveness of operational investigative activities. The problem of combining the powers of an operational officer with the procedural activities carried out during the verification of reports of crimes is posed. The issue of improving the interaction of operational investigative bodies with the population, securing the legal status of persons providing assistance in the detection, prevention, suppression and disclosure of crimes on a gratuitous or reimbursable basis is considered. The ways of improving the activities of operational subraces are proposed.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕСТУПНОСТЬ»

Оперативно-розыскная и процессуальная деятельность органов внутренних дел как правовое средство воздействия на преступность

Чичерин Юрий Семенович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России E-mail: Chicherin_54@mail.ru

Федюкина Анна Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: Fedyukina.a@mail.ru

В представленной статье, с научной точки зрения, проанализирована работа оперативных подразделений органов внутренних дел. Приведены данные статистики, выступления Президента Российской Федерации, мнения ученых по рассматриваемому вопросу. На основе показателей раскрываемости преступлений, авторы статьи постарались охватить комплекс проблем, с которыми сталкиваются оперативные службы органов дознания. Проведена параллель между состоянием преступности и эффективностью оперативно-розыскной деятельности. Поставлена проблема совмещения полномочий оперативного сотрудника с процессуальной деятельностью, осуществляемой в ходе проверки сообщений о преступлениях. Рассмотрен вопрос совершенствования взаимодействия оперативно-розыскных органов с населением, закрепление правового положения лиц, оказывающих на безвозмездной или возмездной основе содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений. Предложены пути совершенствования деятельности оперативных подразделений при проверке сообщений о преступлениях, в связи с чем, намечена необходимость дальнейшего правового регулирования действий оперативных служб в борьбе с преступностью.

Ключевые слова: органы внутренних дел, оперативно-розыскная деятельность, процессуальная деятельность, преступность, статистика, криминальная обстановка, профилактика, проверка, сообщения о преступлении.

Роль оперативно-розыскной и процессуальной деятельности трудно переоценить. В настоящее время они занимают главную нишу в борьбе с преступностью. Вместе с тем, приоритет оперативной работы над процессуальной заключается в том, что в арсенале должностных лиц, ее осуществляющих, содержится значительное количество средств и методов гласного и негласного характера. Так, в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «об ОРД»)[1], оперативные подразделения созданы в шести правоохранительных органах, в числе которых - органы внутренних дел Российской Федерации.

О качестве и результатах совместной деятельности оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел свидетельствуют данные статистики. Так, по данным МВД России за девять месяцев 2022 года общее количество преступлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 1,5%, в том числе тяжких и особо тяжких - на 5,3% [2]. Вместе с тем, криминальная ситуация в России остается достаточно сложной и напряженной.

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в числе наиболее значимых задач, стоящих перед сотрудниками органов внутренних дел, обозначил активную наступательную борьбу с криминалом. Он напомнил об изменениях, произошедших в Федеральном законе «О полиции», благодаря которым, расширились полномочия сотрудников органов внутренних дел при получении сообщений о происшествиях и отметил, что это нужно эффективно использовать для оперативного раскрытия преступлений по горячим следам...[3].

Решение столь ответственной задачи, поставленной высшим должностным лицом государства перед органами внутренних дел, заставляет еще раз обратиться к теоретическим конструктам такого сложного социально-правового явления как преступность.

Во многом противодействие преступности происходит путем формирования уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, практики его применения, а также «путем реализации упреждающих государственных инициатив [4, с.15].

Как уже было отмечено, органы внутренних дел входят в уголовно-правовую систему, используя гласные и негласные формы и методы работы. Со-

гласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Роль ОРД в выявлении преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших трудно переоценить.

В современном мире нет государства, которое отказалось бы от скрытых форм и методов противодействия преступности, включая использование конфиденциального содействия, агентурной работы и др.

Закономерности преступной деятельности таковы, что абсолютное большинство преступлений, особенно тяжких носит замаскированный характер, готовятся тайно, при этом преступники применяют ухищрения и меры воспрепятствования правоохранительным органам. Как правило, это тяжкие и особо тяжкие деяния, совершаемые организованными преступными группами и лицами с устойчивой криминальной направленностью.

Необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий предопределяется также существованием значительного количества преступных деяний, информация о которых по официальным каналам в силу объективных и субъективных причин в правоохранительные органы не поступает и «когда применение других правовых средств малоэффективно или недостаточно» [5, с. 215].

В механизме противодействия преступности зачастую решающим условием выступает применение имеющегося в арсенале органов внутренних дел наиболее «острого» инструмента -оперативно-розыскная деятельности, с помощью которой, происходит предотвращение и пресечение действий субъектов противоположной стороны. «Вся суть в том, чтобы свести все более или менее преступные толчки к минимуму» [6, с. 283].

На сотрудников оперативных подразделений приходится значительная часть работы по выявлению неочевидных, хорошо замаскированных преступлений. Использование оперативно-розыскных возможностей в противодействии преступности прослеживается в показателях раскрываемости преступлений.

Так, в 2021 году в Московской области общее количество зарегистрированных преступлений сократилось на 0,2%. Уменьшилось количество совершенных преступлений против личности на 0,7%, в том числе фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - на 15,7 [7].

Не менее важна деятельность оперативных подразделений в осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания. В течение года в области всеми подразделениями органов внутренних дел было разыскано 1287 скрывающихся преступников. Из этого числа сотрудниками оперативных подразделений разыскано 731 или 56,8%.

Можно ли считать эти результаты приемлемыми и адекватными на современные криминальные вызовы и угрозы? Думается, что нет. Из общего количества преступлений в Московской области -56628, раскрыто всего 37488, что составляет 66,2% [8].

Одной из причин сложившегося положения является чрезмерно возросший на уголовный розыск документооборот, большая доля из которого приходится на оформление процессуальных процедур в ходе проверочных действий на этапе рассмотрения сообщений о преступлениях в порядке установленном приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [9].

Уравнивание оперативно-розыскных и процессуальных полномочий на стадии возбуждения уголовного дела, на наш взгляд недопустимо и может создавать предпосылки для нарушений в этой сфере, что подтверждается данными Генеральной прокуратуры.

Так, за 8 месяцев текущего года, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении прокурорами было выявлено 3589 362 нарушения, что на 1,4% превосходит показатели 2021 года [10].

По справедливому замечанию С.В. Супруна и С.А. Мирземетова: «Основания и процессуальный порядок вовлечения оперативного работника в производство следственного или иного процессуального действия при проверке сообщения и преступлении уголовно-процессуальным законом четко не определены» [11].

При этом, необходимо помнить, что согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ - невозможно проведение дознания тем лицом, которое проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В связи с этим, видится необходимость установления запрета по совмещению оперативными сотрудниками процессуальной проверки сообщений о преступлении и оперативно-розыскных мероприятий, что должно быть отражено в ст. 144 УПК РФ.

Принимаемые решения по противодействию преступности, разрабатываемые программы, вносимые изменения и дополнения в действующее законодательство, поиск наиболее эффективных мер наказания за совершенные преступления, ликвидация социально-экономического неравенства, как главного криминогенного фактора причин преступности являются традиционными в воздействии на преступность.

В последнее время перестали делаться прогнозы развития преступности, особенно долгосрочные и среднесрочные.

Анализы состояния преступности и прогнозы ее развития в регионах зачастую не имеют тесной привязки к социальным процессам, происходящим

5 -о

сз

<

сейчас в обществе, составляются без надлежащего научного (в первую очередь математического) обоснования.

Совершенствование правового регулирования выступает другим важным условием противодействия преступности. Накоплен огромный массив кодификационного материала в сфере оперативно-розыскной деятельности. Для оперативно-розыскного регулирования общественных отношений, представляется необходимым обратить внимание законодателей, ученых и практиков на авторский проект оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации, предложенный В.Ф. Луговиком [12, с. 96].

Интересны также и другие предложения по кодификации нормативного материала в «Оперативно-сыскной кодекс», «Кодекс РФ о деятельности специальных служб», «Оперативно-розыскной Устав», «Полицейский кодекс» и др.

Заслуживают внимания и предложения некоторых авторов о подготовке ведомственного, либо межведомственного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы осуществления противодействия преступности путем их предупреждения, в котором нашли бы отражение задачи и компетенции оперативных подразделений и лиц осуществляющих ОРД в этих вопросах, предложены алгоритмы оперативно-розыскного предупреждения преступлений,организационно-методического обеспечения предупредительной работы.

Нельзя не отметить, что действующая правоприменительная практика не нацелена на приоритетное применение предупредительных мер. В правоохранительных органах сейчас отсутствуют специализированные подразделения и специально выделенные сотрудники, в обязанности которых входят вопросы исключительно оперативно-розыскной профилактики.

Невозможно обойти стороной, в связи с этим, и вопрос совершенствования взаимодействия оперативно-розыскных органов с населением, закрепление правового положения лиц, оказывающих на безвозмездной или возмездной основе содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений в соответствии со ст. ст. 17, 18 ФЗ «Об ОРД».

Оперативная осведомленность и вклад граждан в оперативно-розыскное противодействие преступности, несмотря на реформаторские усилия последних лет, остается невысоким.

Возьмем на себя смелость предложить по всему спектру существующих сейчас проблем обозначенных и необозначенных в настоящей статье создать рабочую группу экспертов из числа ученых и практических работников для подготовки «дорожной карты» нормативно-правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности и разра-5= ботки концептуальных основ предупредительной ^ работы.

^ Только таким образом, по нашему мнению, с большей эффективностью можно решать се-Ц годняшние задачи противодействия преступности

и обеспечить безопасности граждан Российской

Федерации на долгосрочную перспективу.

Литература

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 Ж44-ФЗ (последняя редакция). Доступ из СПС «Консультант плюс».

2. Состояние преступности в России за январь-сентябрь 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/ (дата обращения 12.11.2022).

3. Вступительное слово Президента на расширенном заседании коллегии МВД 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/51515 (дата обращения: 12.11.2022).

4. Кувалдин В.П., Мартынюк В.М. Оперативно-разыскные меры органов внутренних дел по предупреждению организованной преступности: учебное пособие. - М.: Московский университет МВД России, 2013. С. 15.

5. Харитонов А.А. Государственный контроль над преступностью:(теоретические и правовые проблемы): монография. - Омск: Юридический институт МВД России, 1997. С. 215.

6. Фэрри Э. Уголовная социология. М., 1908. С. 283.

7. Обзор о результатах деятельности ГУ МВД России по Московской области по охране общественного порядка и обеспечению безопасности за 2021 год [Электронный ресурс] URL: https://50.мвд.рф/DEJATELNOST/ (дата обращений 12.11.2022).

8. Состояние преступности в Московской области за январь - сентябрь 2022 года [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/ui-os_202209.pdf (дата обращений 12.11.2022).

9. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 09.10.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 № 34570). Доступ из СПС Консультант Плюс.

10. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2022 г. [Электронный ресурс]. URL:. https://epp.genproc.gov. ru/web/gprf (дата обращений 12.11.2022).

11. Супрун С.В., Мирземетов С.А. Взаимодействие следователя органов внутренних дел с оперативными подразделениями МВД России при проверке сообщений о преступлениях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (63) 2014. С. 52-53.

12. Луговик В.Ф., Оперативно-розыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект /

В.Ф. Луговик. Омск: Омская юридическая академия, 2014. С. 96.

OPERATIONAL-INVESTIGATIVE AND PROCEDURAL ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A LEGAL MEANS OF INFLUENCING CRIME

Chicherin Yu.S., Fedyukina A. Yu.

Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot,

In the presented article, from a scientific point of view, the work of operational units of internal affairs bodies is analyzed. Statistical data, speeches of the President of the Russian Federation, opinions of scientists on the issue under consideration are given. Based on the indicators of crime detection, the authors of the article tried to cover the complex of problems faced by the operational services of the bodies of inquiry. A parallel is drawn between the state of crime and the effectiveness of operational investigative activities. The problem of combining the powers of an operational officer with the procedural activities carried out during the verification of reports of crimes is posed. The issue of improving the interaction of operational investigative bodies with the population, securing the legal status of persons providing assistance in the detection, prevention, suppression and disclosure of crimes on a gratuitous or reimbursable basis is considered. The ways of improving the activities of operational subraces are proposed.

Keywords: internal affairs bodies, operational investigative activities, procedural activities, crime, statistics, criminal situation, prevention, verification, reports of a crime.

References

1. Federal Law "On Operational Investigative activities" dated 12.08.1995 N144-FZ (latest edition). Access from the SPS "Consultant plus".

2. The state of crime in Russia for January-September 2022. [electronic resource]. URL: https://мвд.рф / (accessed 12.11.2022).

3. Opening speech of the President at the expanded meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs in 2022 // Official website of the President of the Russian Federation. [Electronic resource] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51515 (date of application: 12.11.2022).

4. Kuvaldin V.P., Martynyuk V.M. Operational investigative measures of the internal affairs bodies to prevent organized crime: textbook. - Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. p. 15.

5. Kharitonov A.A. State control over crime:(theoretical and legal problems): monograph. - Omsk: Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997. p. 215.

6. Farry E. Criminal Sociology. M., 1908. p. 283.

7. Review of the results of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Moscow region for the protection of public order and security in 2021 [Electronic resource] URL: https://50. MBfl.p^/DEJATELNOST / (date of appeals 12.11.2022).

8. The state of crime in the Moscow region for January - September 2022 [Electronic resource] URL: file:///C:/Users/User/Down-loads/uios_202209.pdf (date of requests 12.11.2022).

9. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 29.08.2014 No. 736 (ed. dated 09.10.2019) "On approval of Instructions on the Procedure for receiving, Registering and Resolving Applications and Reports on Crimes, Administrative Offenses, Incidents in the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" (Registered with the Ministry of Justice of Russia 06.11.2014 No. 34570). Access from SPS Consultant Plus.

10. Statistical data on the main indicators of the activity of the Prosecutor's Office of the Russian Federation for August 2022 [Electronic resource]. URL:. https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (date of appeals 12.11.2022).

11. Suprun S.V., Mirzemetov S.A. Interaction of the investigator of internal affairs bodies with operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia when checking reports of crimes // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 4 (63) 2014. pp. 52-53.

12. Lugovik V.F., Operational Search Code of the Russian Federation: author's project / V.F. Lugovik. Omsk: Omsk Law Academy, 2014. p. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.