Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ'

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кремнев Роман Николаевич

В статье исследуется правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции. Как указывает автор, правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции регулируется рядом нормативных правовых актов, как международного, так и внутристранового уровня. При этом, нормативные акты второго, третьего и нижеследующих порядков не должны противоречить вышестоящим, поскольку это влияет не только на снижение их законной силы, но и в целом на законность осуществления оперативно-розыскной деятельности в области противодействия незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кремнев Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL BASIS OF THE OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COUNTER ILLEGAL MIGRATION

The article examines the legal basis of the operational investigative activities of the internal affairs bodies to counter illegal migration. As the author points out, the legal basis of the operational investigative activities of the internal affairs bodies to counter illegal migration is regulated by a number of regulatory legal acts, both international and domestic. At the same time, the regulations of the second, third and following orders should not contradict the higher ones, since this affects not only the reduction of their legal force, but also, in general, the legality of the implementation of operational investigative activities in the field of countering illegal migration.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ»

JjL

^^A^^BBI Столыпинский вестник

Научная статья Original article УДК 34

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

THE LEGAL BASIS OF THE OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES TO COUNTER ILLEGAL

MIGRATION

Роман Николаевич Кремнев, Адьюнкт кафедра организации оперативно -розыскной деятельности, Академия управления МВД России

Roman Nikolaevich Kremnev, Adjunct of the Department of Organization of Operational and Investigative Activities, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация: В статье исследуется правовая основа оперативно -розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции. Как указывает автор, правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции регулируется рядом нормативных правовых актов, как международного, так и внутристранового уровня. При этом, нормативные акты второго, третьего и нижеследующих порядков не должны противоречить вышестоящим, поскольку это влияет не только на снижение их законной силы,

3621

но и в целом на законность осуществления оперативно -розыскной деятельности в области противодействия незаконной миграции. Abstract: The article examines the legal basis of the operational investigative activities of the internal affairs bodies to counter illegal migration. As the author points out, the legal basis of the operational investigative activities of the internal affairs bodies to counter illegal migration is regulated by a number of regulatory legal acts, both international and domestic. At the same time, the regulations of the second, third and following orders should not contradict the higher ones, since this affects not only the reduction of their legal force, but also, in general, the legality of the implementation of operational investigative activities in the field of countering illegal migration.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовая основа, органы внутренних дел, незаконная миграция, противодействие Keywords: operational search activity, legal basis, internal affairs bodies, illegal migration, counteraction

В своей деятельности, направленной на пресечение незаконной миграции в РФ сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие оперативно -розыскные мероприятия, опираются на достаточно обширную правовую базу, которая включает нормативно-правовые акты различного уровня[4].

Основной закон государства - Конституция РФ, определяет основные принципы осуществления деятельности сотрудников МВД, осуществляющих борьбу с незаконной миграцией. В частности, наряду с закреплением прав и свобод граждан, Конституция РФ включает нормы возможных ограничений прав граждан, связанные с проведением оперативно-розыскных мероприятий. Так, ст. 23 и 25 Основного закона содержат требования к обязательному получению решения суда в случае, если в процессе проведение оперативно -розыскных мероприятий, связанных с пресечением преступлений в сфере незаконной миграции, необходимо ограничить право граждан на тайну

3622

переписки, телефонных разговоров и пр. Описанные нормы также включены в закон об ОРД (ст. 8).

Международные правовые акты также формируют правовую основу осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции. Данная норма регулируется и законом об ОРД: согласно ст. 7 данного закона, у сотрудников оперативных подразделений МВД есть право на запрос необходимой для проведения оперативных мероприятий информации у международных

правоохранительных организаций, а ст. 14, в свою очередь, обязывает указанных сотрудников предоставлять подобную информацию в ответ на запрос коллег из других стран [2].

Среди основных международных документов составляющих правовую основу деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД в рамках противодействия незаконной миграции следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19.12.1966 года, Европейская правовая конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20.04.1959 года и т.д. Кроме того, к данной группе правовых актов следует отнести и таковые, которые были приняты государствами СНГ. Это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22.01.1993 года, а также в Кишиневе 07.10. 2002 года. Согласно этим документам, страны, их ратифицировавшие, обязуются оказывать друг другу правовую помощь, связанную с предоставлением информации, предметов и документов, оказанием процессуальной помощи и пр. Также в данном правовом акте закреплены формы осуществления отдельных процессуальных действий, правила выдачи предметов, которые могут иметь доказательственное значение и пр [1].

3623

На законодательном уровне РФ одним из основных документов, регулирующих деятельность оперативных подразделений МВД, осуществляющих противодействие нелегальной миграции, выступает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ. Указанный закон был первым в истории российского права актом, который выступил основным документом, регламентирующим деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. До момента принятия данного закона ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами, направленными на правовое обеспечение отдельных аспектов ОРД [1].

В законе об ОРД определяется система организации оперативно -розыскной деятельности на территории РФ, а также закреплена система гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Применение данного закона невозможно, если в результате его применения планируется достичь целей или решить задачи, которые идут в разрез с соответствующим отраслевым законодательством. Кроме того, сотрудники оперативно -розыскных подразделений, осуществляющие деятельности по противодействию незаконной миграции, обязаны, в соответствии с данным нормативным актом, осуществлять соблюдение прав и законных интересов граждан.

Также данным нормативным актом закреплены основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий. При этом, в законе отмечено, что ни гражданство, ни пол, ни вероисповедание и прочие аналогичные факторы и характеристики и не могут выступать препятствием для проведения в отношении гражданина оперативно-розыскных мероприятий. Однако, если в интересах оперативной работы необходимо ограничить права граждан на свободу переписки, телефонных переговоров и

3624

пр., в этом случае необходимо соответствующее решение суда, без вердикта которого все проводимые аналогичные действия будут вне закона.

Также закон отмечает, что вся информация полученная в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, может стать основой для возбуждения уголовного дела, привлечения гражданина в качестве обвиняемого, на основе полученных материалов также проводятся судебные следственные действия, соответственно, данные, полученные в процессе проведения ОРМ, имею высокое доказательственное значение, по этой причине, соблюдение закона при получении таких данных необходимо в полном объеме. В противном случае, такие данные утрачивают необходимое доказательственное значение, а факт совершения того или иного преступления может быть не доказан [4].

Также данный закон закрепляет круг прав и обязанностей лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в том числе и в сфере противодействия незаконной миграции, а также определяет меры социальной и правовой защиты, которые гарантированы для них законом.

Одним из документов, который также составляет правовую основу деятельности оперативных подразделений МВД, осуществляющих противодействие нелегальной миграции, выступает Уголовный кодекс РФ, в котором закреплены основные материальные признаки преставления, выявить и раскрыть которые обязаны сотрудники в процессе осуществления ОРМ.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ определен также статус органов дознаний, которым, в соответствии с законом, нельзя проводить ОРМ (ч. 2 ст. 41). Также данный нормативный акт закрепляет правовые основы взаимодействия следователя и сотрудника, осуществляющего оперативно -розыскную деятельность, в процессе расследования преступления, в том числе - и связанного с осуществлением незаконной миграции. Также здесь установлен перечень преступлений, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, что является обязательным условием

3625

проведения ОРМ которые ограничивают права граждан. Кроме того, данным нормативным актом регулируется порядок получения доказательств, их применения в процессе доказывания обстоятельств по делу и пр [2].

В рамках противодействия незаконной миграции и осуществлении в этой связи сотрудниками МВД оперативно-розыскной деятельности следует также назвать Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ. Указанный нормативный акт наделяет сотрудников ФСБЮ правом проводить ОРМ в целях противодействия совершению преступлений в сфере незаконной миграции или связанных с ней преступлений, посягающих на общественную безопасность.

В эту же группу законов по вышеописанным причинам включен Федеральный закон «О внешней разведке» от 10.01.1996 N 5-ФЗ, предполагающий осуществление оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной безопасности.

Решение частных задач подразделений МВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в части противодействия незаконной миграции, регулируется такими нормативными актами, как Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1, Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 N 119-ФЗ и пр.

На подзаконном уровне деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в рамках противодействия незаконной миграции, регулируется издаваемыми ведомством подзаконными актами и отраслевыми документами, которые не противоречат вышестоящим законодательным актам и регулируют отдельные частные направления деятельности сотрудников оперативных подразделений [2].

Таким образом, можно заключить, что правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции регулируется рядом нормативных правовых актов, как

3626

международного, так и внутристранового уровня. При этом, нормативные акты второго, третьего и нижеследующих порядков не должны противоречить вышестоящим, поскольку это влияет не только на снижение их законной силы, но и в целом на законность осуществления оперативно -розыскной деятельности в области противодействия незаконной миграции.

Литература

1. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №2.

2. Морозов С.Н., Анохина Е.С. Профилактика незаконной миграции территориальными органами МВД России на транспорте: практический аспект // Вестник БелЮИ МВД России. 2019. №1.

3. Лялякин Ю.А. К вопросу о сущности и содержании взаимодействия подразделений МВД России в сфере реализации государственной миграционной политики и обеспечения миграционной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. №3 (39).

4. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Венидиктов М.И. Оперативно-розыскные меры противодействия преступлениям, связанным с незаконной миграцией иностранных граждан // Криминологический журнал. 2021. №2.

References

1. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Operational-investigative activities to counter organized crime in the field of illegal migration in Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No.2.

2. Morozov S.N., Anokhina E.S. Prevention of illegal migration by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport: a practical aspect // Bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. №1.

3627

3. Lyalyakin Yu.A. On the issue of the essence and content of the interaction of the departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of state migration policy and ensuring migration security // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. №3 (39).

4. Khazov E.N., Bogdanov A.V., Venediktov M.I. Operational-search measures to counteract crimes related to illegal migration of foreign citizens // Criminological Journal. 2021. №2.

© Кремнев Р.Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

Для цитирования: Кремнев Р.Н. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

3628

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.