Научная статья на тему 'ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ / ЗДАНИЙ / СООРУЖЕНИЙ / УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ПРИНУЖДЕНИЕ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступницкий А.Е., Никитин А.В.

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, связанные с предоставлением права органам, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность, на принудительное его проведение. Анализируются ведомственные нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие порядок осуществления указанного мероприятия. Раскрываются проблемы, возникающие в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, детерминируемые несовершенством федерального законодательства и ведомственной правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступницкий А.Е., Никитин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC INSPECTION OF PREMISES, BUILDINGS, STRUCTURES, TERRAIN AREAS AND VEHICLES: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND CONDUCT IN THE ACTIVITIES OF OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article deals with the problems of legal regulation of conducting a public examination of premises, buildings, structures, terrain and vehicles, related to the granting of the right to the bodies engaged in operational-search activities to forcibly conduct it. The departmental normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which regulate the procedure for the implementation of this measure, are analyzed. The problems arising in the activities of the operational units of the internal affairs bodies, determined by the imperfection of the federal legislation and the departmental legal framework, are revealed.

Текст научной работы на тему «ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_315 УДК 343.9

ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ PUBLIC INSPECTION OF PREMISES, BUILDINGS, STRUCTURES, TERRAIN AREAS AND VEHICLES: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND IMPLEMENTATION IN THE ACTIVITY OPERATIONAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

СТУПНИЦКИЙ Александр Евгеньевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Иркутский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). 664011, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Некрасова, 4. E-mail: czubary@rambler.ru;

НИКИТИН Александр Викторович,

Кандидат юридических наук, доцент,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Восточно-Сибирского института МВД России.

664074, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

Stupnitski Alexandr Evgenevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor

of the Department of State and Municipal Management and Business Law of the Irkutsk Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice. 664011, Irkutsk, str. Nekrasova, 4. E-mail: czubary@rambler.ru;

Nikitin Alexander Viktorovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Senior Lecturer of the Department

of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664074, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: aleksandr-nikitin .63@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования проведения гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, связанные с предоставлением права органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на принудительное его проведение. Анализируются ведомственные нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие порядок осуществления указанного мероприятия. Раскрываются проблемы, возникающие в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, детерминируемые несовершенством федерального законодательства и ведомственной правовой базы.

Abstract: the article deals with the problems of legal regulation of conducting a public examination of premises, buildings, structures, terrain and vehicles, related to the granting of the right to the bodies engaged in operational-search activities to forcibly conduct it. The departmental normative legal acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which regulate the procedure for the implementation of this measure, are analyzed. The problems arising in the activities of the operational units of the internal affairs bodies, determined by the imperfection of the federal legislation and the departmental legal framework, are revealed.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; принуждение; ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Keywords: operational-search activity; operational-search activities; public inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles; compulsion; restriction of the rights and freedoms of man and citizen.

Для цитирования: Ступницкий А.Е., Никитин А.В. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: проблемы правового регулирования и проведения в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел// Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 315-317. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_315.

For citation: Stupnitski A.E., Nikitin A.V. Public inspection of premises, buildings, structures, terrain areas and vehicles: problems of legal regulation and implementation in the activity operational divisions of internal affairs bodies // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 315-317. http://doi. org/10.47643/1815-1337_2023_5_315.

Статья поступила в редакцию: 18.04.2023

Проведение обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее - обследование) позволяет обнаруживать следы преступной деятельности, орудия совершения преступления, похищенное имущество и прочие объекты, представляющие интерес для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Особую значимость приобрело данное оперативно-розыскное мероприятие (далее -ОРМ) в деятельности по противодействию экономической преступности. Действия хозяйствующих субъектов согласно законодательству, правилам и обычаям делового оборота должны быть отражены документально. Соответствующие материальные носители нередко играют центральную роль в изобличении преступников.

Зачастую, документы, представляющие оперативный интерес, в том числе хранящиеся на электронных носителях информации, находятся в офисах хозяйствующих субъектов, задействованных в криминальных схемах. Получение доступа к указанным документам негласно позволяет оперативным сотрудникам избежать противодействия со стороны их держателей. Но возможности по использованию конфиденциальных сил и средств для этого у оперативных сотрудников ограничены совокупностью объективных и субъективных факторов. Среди них выделим:

- нежелание со стороны работников соответствующих хозяйствующих субъектов содействовать сотрудникам оперативных подразделений;

- использование для обеспечения безопасности офисных помещений услуг охранных агентств, систем видеонаблюдения, сигнализации;

- тактические аспекты, ограничивающие возможность получения подлинников документов, вынуждающие получать их копии;

- сложности в использовании документов, полученных оперативным путем, в доказывании по уголовным делам, в связи с возникающей опасно-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

стью расшифровки негласных сил, средств и методов ОРД.

Указанные факторы детерминировали распространение практики проведения гласных обследований офисных помещений, направленных на изъятие документов, позволяющих получить основания для возбуждения уголовного дела.

Сложность, подчас невозможность выявления и противодействия преступлениям экономической направленности негласными силами, средствами и методами предопределила формирование соответствующей ведомственной правовой базы. В развитие положений пп. 25 и 35 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции»1 были приняты приказы МВД России от 16 марта 2004 г. № 177 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»2 и от 2 августа 2005 г. № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности»3. Указанные нормативные правовые акты предоставляли возможность принудительного проведения обследования в помещениях, используемых субъектами предпринимательской деятельности.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности»4 указанные положения закона «О милиции» утратили силу. В результате были отменены и отмеченные приказы МВД России. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»5 прав на проведение аналогичных проверок сотрудникам полиции не предоставил.

Утраченные возможности стали восполняться путем распространения практики проведения гласного обследования в соответствии с положениями Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»6 (далее - ФЗ «Об ОРД»). Как отметил В. Н. Комлев, секрет популярности гласных ОРМ лежит на поверхности и заключается в законодательно закрепленной возможности во внепроцессуальном порядке не просто заходить на территорию и в помещения организаций, но и производить при этом изъятие документов, предметов, материалов и сообщений [1, с. 209210].

Формирование и развитие практики осуществления гласных обследований явилось, на наш взгляд, причиной принятия в органах внутренних дел ряда ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение данного ОРМ. В 2014 году была утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств7 (далее - Инструкция).

Вместе с тем обхождение одних правовых, правоприменительных сложностей породило целый ряд иных проблем. Ключевой из них видится неопределенность правового регулирования возможности принудительного проведения гласного обследования.

Несовершенство правовых норм, регламентирующих проведение рассматриваемого ОРМ, как на уровне законов, так и на уровне подзаконных нормативных актов создает условия для нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности и физических лиц. Об имеющих место нарушениях свидетельствовало еще в 2013 году указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 49/69, обязывающее прокуроров принять целый комплекс мер, направленных на обеспечение качественного надзора за законностью осуществления гласного обследования. В тексте данного указания отмечено: «Изучение практики прокурорского надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности показало, что при проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» продолжаются грубые нарушения прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательской деятельности».

На наш взгляд, подобные обстоятельства являются следствием не только сознательного нарушения законности со стороны отдельных сотрудников оперативных подразделений. Обхождение молчанием в законодательства ключевых аспектов проведения обследования позволяют трактовать заинтересованным лицам соответствующие правовые нормы в свою пользу. Причем это касается не только сотрудников правоохранительных органов.

Используя сложившуюся ситуацию, работники юридических служб субъектов предпринимательской деятельности нередко оказывают ощутимое противодействие сотрудникам оперативных подразделений [2, с. 99].

Одним из ключевых аспектов проведения гласных обследований помещений, занимаемых хозяйствующими субъектами, порождающих наиболее активную дискуссию в научном мире, противоречивость судебной и оперативной практики является возможность применения принуждения со стороны оперативных сотрудников при проведении гласного обследования.

В отношении возможности применения мер принуждения, их содержания, условий и пределов высказываются диаметрально противоположные точки зрения.

Данную тенденцию раскрыл А. Е. Чечетин. Ученый отметил, что, закрепленное в ст. 15 ФЗ «Об ОРД» полномочие органов, осуществляющих ОРД, на гласное и негласное проведение ОРМ стало пониматься правоприменителями как возможность их гласного осуществления не только без согласия, но и вопреки воле лиц, в отношении которых они осуществляются. Такое расширительное толкование положений ФЗ «Об ОРД» привело к распространению приемов принудительного гласного обследования нежилых помещений [3, с. 38].

Со своей стороны, отметим, что катализатором данного процесса в органах внутренних дел явилась отмена правовых норм закона «О милиции», ведомственных инструкций регламентировавших проведение проверок и ревизий хозяйствующих субъектов.

В целом наблюдается вполне предсказуемая тенденция. Субъекты предпринимательской деятельности, их представители являются сторонни-

1 О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026- I (утр. силу) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

2 Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: приказ МВД РФ от 16 марта 2004 г. № 177 (утр. силу) // Рос. газ. 2004. № 70.

Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности: приказ МВД РФ от 2 августа 2005 г. № 636 // Рос. газ. 2005. № 177.

4 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности: федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6248

5 О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ от 14 февраля 2011. № 7. Ст. 900.

6 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

7 Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 // Рос. газ. 2014. № 118.

ками недопустимости принуждения при проведении гласного обследования. По мнению А. Матюшенко - адвоката МКА «Князев и партнеры», гласные ОРМ должны проводиться только с согласия лица, в отношении которого они направлены [4].

Представители правоохранительных органов считают, что принуждение - неотъемлемая часть данного ОРМ. И. Н. Соловьев, являясь заместителем начальника Правового департамента МВД России, отметил, что с его точки зрения гласное обследование заключается не только в визуальном изучении помещений, зданий, сооружений и мест - допустимы также вскрытие как очевидных мест хранения имущества и документов, так и тайных, перемещение и нарушение целостности предметов и материалов, если имеются достаточные основания полагать, что в результате этого будут обнаружены предметы и документы, имеющие определяющее значение для принятия процессуального решения по результатам ОРМ [5].

В научном мире сформировавшиеся взгляды на проблему разнообразны. С определенной долей условности их можно разделить на две группы аналогичные вышеизложенным.

Одни ученые выступают за возможность применения мер принуждения в рамках гласного обследования.

Анализируя положения Инструкции, Л. А. Бакланов отметил, что указанный нормативный правовой акт, устанавливая дополнительные гарантии обеспечения прав граждан и юридических лиц при проведении гласного обследования, предусматривает его проведение в отсутствие согласия собственников обследуемых объектов, а также лиц в связи с противоправной деятельностью которых проводится мероприятие. Ученый пришел к выводу, что гласное обследование может проводиться без учета мнения лиц, права которых ограничиваются проводимым мероприятием [6].

Другие исследователи отрицают возможность принуждения при обследовании. Некоторые точки зрения позволяют провести аналогию со следственными действиями, сущность которых не содержит в себе столь ярко выраженного элемента принуждения как при обыске.

Однозначно высказываются по проблеме М. П. Поляков и В. В. Терехин, отмечая, что проведение гласного обследования допускается только при добровольном согласии владельца помещения [7, с. 242].

А. Матюшенко не допуская применения мер принуждения при обследовании представляет его аналогичным процессуальному осмотру. При проведении обследования сотрудники полиции осуществляют лишь визуальный осмотр помещения, а свои наблюдения заносят в акт обследования. Сотрудники полиции должны пользоваться только органами зрения, без рук [4].

Анализируя вышеизложенное, представляется возможным сделать следующие выводы. Нормы ФЗ «Об ОРД» не закрепляют право сотрудников органов, осуществляющих ОРД, позволяющее им принудительно проводить гласное обследование. Напрямую не содержит подобных положений и Инструкция. Более того, с нашей точки зрения, она и не может их содержать. Принудительное проведения гласного обследования, как правило, подразумевает необходимость преодоления противодействия со стороны лиц, в отношении которых соответствующее мероприятие направлено, в присутствии которых оно реализуется. В свою очередь преодоление указанного противодействия зачастую связывается с необходимостью применения физической силы, специальных средств, ограничением прав граждан на свободу и личную неприкосновенность. Но в данном случае следует учитывать положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ1, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, нормы, предусматривающие возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, могут быть закреплены федеральными законами, но не подзаконными нормативными правовыми актами.

В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость разрешения существующих правовой неопределенности и противоречий правоприменительной практики на законодательном уровне. Представляется, что с учетом особенностей современной преступности, потребностей наличия эффективных средств противодействия ей, целесообразно предусмотреть в ФЗ «Об ОРД» возможность принудительного проведения гласного обследования. Вместе с тем подобное право не должно предоставляться сотрудникам органов, осуществляющих ОРД, как безусловное. Наиболее эффективным механизмом его реализации, обеспечивающим сочетание потребностей борьбы с преступностью и недопустимости нарушения прав и свобод человека и гражданина, представляется механизм судебного санкционирования проведения гласного обследования при наличии оснований считать, что при его осуществлении будет оказано противодействие, а также законодательное закрепление оснований, условий и порядка его проведения.

Библиогра фия:

1. Комлев В. Н. О гласных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых полицией / В. Н. Комлев // Теория и практика общественного развития. - 2011.

- № 4. - С. 209-212.

2. Мусаев С. Г. Проверка хозяйствующих субъектов как важнейшее направление деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с экономическими преступлениями / С. Г. Мусаев // Власть. - 2012. - № 4. - С. 96-99.

3. Чечетин А. Е. Современная оперативно-розыскная деятельность и принуждение / А. Е. Чечетин // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 1. - С. 37-42.

4. Матюшенко А. «Полицию? Не вызывали!» / А. Матюшенко // Консультант. - 2014. - № 15. [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс».

5. Соловьев И. Н. Общедоступный регламент проведения ОРМ / И. Н. Соловьев // Налоговый вестник. - 2010. - № 9. [Электронный ресурс]: СПС «Гарант».

6. Бакланов Л. А. Соотношение терминов «оперативный осмотр» и «гласное обследование» в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел / Л. А. Бакланов // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. № 13. [Электронный ресурс]: //http://e-koncept.ru/2015/85793.htm.

7. Поляков М. П. Некоторые аспекты нарушения законности при реализации гласного оперативного обследования (как проявление методологической проблемы дифференциации ОРД на гласную и негласную) / М. П. Поляков, В. В. Терехин // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 17. - С. 240-244.

References:

1. Komlev V.N. On public operational-search measures carried out by the police / V.N. Komlev // Theory and practice of social development. - 2011. - No. 4. - pp. 209-212.

2. Musaev S. G. Verification of economic entities as the most important activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation in combating economic crimes / S. G. Musaev // Power. - 2012. - No. 4. - p. 96 99.

3. Chechetin A. E. Modern operational investigative activity and coercion / A. E. Chechetin // Operative (detective). - 2015. - No. 1. - p. 37D42.

4. Matyushenko A. "The police? Did not call!" / A. Matyushenko// Consultant. - 2014. - No. 15. I Electronic resource SPS "ConsultantPlus".

5. Solovyov I.N. Publicly available regulations for conducting ORM /I.N. Solovyov // Tax Bulletin. - 2010. - No. 9. I I Electronic resource : SPS "Garant".

6. Baklanov L. A. Correlation of the terms "operational inspection" and "public inspection" in the operational search activity of internal affairs bodies / L. A. Baklanov // Scientific and methodological electronic journal Concept. - 2015. - Vol. No. 13. □ Electronic resourced: //http://e-koncept.ru/2015/85793.htm .

7. Polyakov M. P. Some aspects of the violation of legality in the implementation of a vowel operative examination (as a manifestation of the methodological problem of the differentiation of hordes into vowel and unspoken) / M. P. Polyakov, V. V. Terekhin // Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012.

- No. 17. - p. 240-244.

1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №1-ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.