УДК 343.9.02 + 351.745.7 ББК 67.51
© 2021 г. Лугинец Эльвира Фаильевна,
доцент кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Тихонов Виктор Васильевич,
начальник кафедры уголовного процесса учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Лугинец Евгений Александрович,
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России. E-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ И СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗОВАННЫМ ГРУППАМ (ПРЕСТУПНЫМ СООБЩЕСТВАМ), ДЕЙСТВУЮЩИМ В СФЕРЕ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОБИЗНЕСА
В статье авторами рассмотрены некоторые направления деятельности органов внутренних дел по противодействию хищениям и угонам автотранспорта, совершаемым организованными группами (преступными сообществами). Освещаются актуальные вопросы нормативно-правового регулирования, организационно-тактического взаимодействия оперативных и следственных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию данных преступлений. Предлагаются пути решения выявленных проблем, в том числе меры, направленные на совершенствование ведомственного нормативного правового регулирования законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: организованная преступность, организованная группа, преступное сообщество, неправомерное завладение, хищение транспортного средства, криминальный автобизнес, взаимодействие оперативных и следственных подразделений, оперативно-розыскная деятельность.
Luginets Elvira Failievna - Associate Professor, the Department of Criminal Process of Educational and Scientific Complex on Preliminary Investigation in the Internal Affairs Agencies, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Tikhonov Victor Vasilievich - Head of the Department of Criminal Process of Educational And Scientific Complex on Preliminary Investigation in the Internal Affairs Agencies, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Luginets Eugeny Alexandrovich - Lecturer, the Department of Criminal Process of Educational And Scientific Complex on Preliminary Investigation in the Internal Affairs Agencies, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
ACTUAL ISSUES OF INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE UNITS IN COUNTERING ORGANIZED GROUPS (CRIMINAL COMMUNITIES) OPERATING IN THE FIELD OF CRIMINAL CAR BUSINESS
In the article the authors consider some areas of activity of the Internal Affairs bodies to counter theft and theft ofvehicles committed by organized groups (criminal communities). Topical issues of regulatory regulation, organizational and tactical interaction of operational and investigative units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the disclosure and investigation of these crimes are highlighted. The ways of solving the identified problems are proposed, including measures aimed at improving the departmental regulatory legal regulation of legislation in this area.
Keywords: organized crime, organized group, criminal community, illegal seizure, theft of a vehicle, criminal car business, interaction of operational and investigative units, operational and investigative activities.
В реальном уголовном судопроизводстве не бывает проблем уголовно-процессуальных или оперативно-розыскных. Бывают просто проблемы - жизненные проблемы раскрытия преступления и создания доказательственной базы для направления дела в суд.
В.Т. Томин [1, с. 5]
В соответствии с Планом реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности» на очередной финансовый 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту -МВД России) запланировано проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на выявление, а также пресечение деятельности преступных групп и лиц, занимающихся криминальным автобизнесом, выявление и задержание похищенных транспортных средств, установление мест хранения похищенного автотранспорта, изменения его идентификационных обозначений и разукомплектования, пресечение каналов сбыта похищенных транспортных средств за пределы нашего государства (установленный срок -до 31 декабря 2023 г.) [2].
В 2019 г. законодатель внес ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) [3] и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) [4], направленных на противодействие организованной преступности. Так, были скорректированы положения ст. 210 УК РФ, предусматривающие ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) и введена новая ст. 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии». Президент РФ в пояснительной записке обратил внимание на то, что организованными сообществами совершаются наиболее опасные и тяжкие преступления.
Однако тенденция усиления борьбы с организованной преступностью не нова для уголовно-правовой политики нашего государства. Она была задана задолго до указанных изменений в законодательстве и явилась предметом многочисленных научных дискуссий [5].
Рассматривая вопросы теории и практической деятельности оперативных и следственных подразделений МВД России в борьбе с неправомерным завладением, хищением транспортных средств, совершаемых организованными группами (преступными сообществами) (далее по тексту - ОГ (ПС),
в первую очередь необходимо провести анализ современного состояния организации оперативно-розыскной деятельности и внутриведомственного взаимодействия в данной сфере. На наш взгляд, это позволит определить наиболее эффективные пути решения существующих проблем.
Уголовная ответственность за «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» (угон) закреплена в ст. 166 УК РФ. Наряду с этим противоправные посягательства на транспортные средства могут быть квалифицированы и по другим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за хищения (например, по ст. 158 УК РФ - кража, ст. 161 УК РФ - грабеж, ст. 162 УК РФ - разбой) [3].
Санкции нормы права, закрепленной в ст. 166 УК РФ, относительно сопоставимы с санкциями данных норм УК РФ, предусматривающих ответственность за хищения транспортных средств. Так, за угон автомобиля может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, за квалифицированный угон - до 7 лет, а за особо квалифицированный угон (совершенный организованной группой, причинивший особо крупный ущерб, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия) - до 10-12 лет [3].
Наказание за совершение кражи предусмотрено законом в виде лишения свободы на срок до 2 лет, за квалифицированную кражу - до 5 лет, за особо квалифицированную (в том числе, совершенную организованной группой) - до 1 0 лет. Грабеж наказывается лишением свободы до 4, 7 и 12 лет (в том числе, совершенный организованной группой). Разбой наказывается лишением свободы до 5, 10 лет и (в том числе, совершенный организованной группой) 15 лет, соответственно [3].
Криминальный автобизнес стал неотъемлемой частью организованной преступности, для которой в настоящее время характерна растущая активность ОГ (ПС), вооруженных и технически оснащенных, с четким распределением ролей, налаженными способами продажи угнанных (разукомплектованных) автомобилей в различные регионы России и за рубеж, а также
методика и тактика оказания противодействия правоохранительным органам.
Для организованной преступности имманентно присуща высокая общественная опасность совершаемых преступлений, а также латентность.
На это указал Верховный Суд Российской Федерации в судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации): «организованная преступность в ее различных проявлениях посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье граждан, собственность, нарушает нормальное функционирование государственных, коммерческих и иных организаций и общественных объединений» [6].
Совершенно справедливо отмечает профессор В.И. Третьяков, подчеркивая опасность данного вида преступности, что организованная преступность способствует снижению доходов государства, повышению расходов на уголовное преследование, а также значительно ускоряет построение замкнутой системы субкультуры с антиобщественными нормами и правилами поведения [7, с. 261].
Грабежи и разбойные нападения являются наиболее опасными видами посягательств в целях насильственного завладения транспортными средствами. Злоумышленники зачастую действуют грубо и нагло, совершают преступления дерзко, с особой жестокостью в отношении потерпевших и свидетелей, чем и обусловлен широкий общественный резонанс преступных деяний рассматриваемой категории.
Предупреждение и раскрытие преступлений корыстно-насильственной направленности продолжает оставаться одним из важных направлений деятельности всей правоохранительной системы нашего государства.
Однако меры, принимаемые органами внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию указанных преступлений, к большому сожалению, оказываются не достаточно эффективными.
Чтобы не быть голословными, обратимся к статистическим данным. По России в 2020 г. было совершено: 14 788 хищений транспортных средств (из них - разбой, грабеж, кража), раскрыто 32,9 %, по 10 544 преступлениям преступники остались безнаказанными; 17 287угонов транспортных средств, раскрыто 80,9 %, по 3 373 преступлениям преступники остались безнаказанными. В 2019 г. -20 284 хищений, раскрыто 26,9 %, по 15 231 преступлению преступники остались безнаказанными; 18 896угонов транспортных средств, раскрыто 76,6 %, по 4 295 преступлениям
преступники остались безнаказанными, соответственно. В 2018 г.: было совершено 23 712 хищений, раскрыто 25,6 %, по 18 228 преступлениям преступники остались безнаказанными; 19 460угонов транспортных средств, раскрыто 76,7 %, по 4 593 преступлениям преступники остались безнаказанными, соответственно. В 2017 г.: было совершено 29 331 хищение, по 22 337 преступлениям преступники остались безнаказанными; 22 442 угона, по 5 652 преступлениям преступники остались безнаказанными, соответственно. В 2016 году: было совершено 34 848 хищений, по 28 339 преступлениям преступники остались безнаказанными; 24169 угонов, по 6 762 преступлениям преступники остались безнаказанными, соответственно [8].
Ежегодный рост фактов неправомерных завладений транспортными средствами способствовал принятию органами внутренних дел ряда мер, направленных на их сокращение, а также совершенствование оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем, проблема противодействия указанным преступлениям остается острой как с социальной, так и с экономической точек зрения. В рассматриваемой сфере продолжает действовать множество организованных, а также этнических преступных групп.
Вместе с тем, за последние годы мы можем наблюдать снижение показателей организованной преступности в Российской Федерации в сфере криминального автобизнеса, что подтверждается следующими статистическими данными: в 2016 г. в составе ОГ (ПС) поставлено на учет 179 краж автотранспорта и 26 угонов, в 2017 г. - 158 краж и 14 угонов; в 2018 г. - 146 краж и 20 угонов; в 2019 г. - 141 краж и 10 угонов; в 2020 г. - 67 краж и 5 угонов соответственно [8].
Вдумчивый анализ статистических данных, анкетирование и интервьюирование сотрудников оперативных и следственных подразделений показали, что дело вовсе не в снижении уровня организованной преступности, а в снижении уровня профессионализма правоприменителей (оперативных сотрудников, следователей), которые не могут надлежащим образом установить, задокументировать и доказать особо квалифицированный признак преступлений «организованная группа», либо составы преступлений, предусмотренные ст. 210 и 210.1 УК РФ. Больше чем в половине случаев преступления, возбужденные по ст. 210 УК РФ, не доходят до суда. Не всегда правоприменители могут отличить организованную группу от преступного сообщества (преступной организации),
характеризующейся более сложной внутренней структурой и зачастую объединением нескольких организованных групп (либо являющейся структурированной организованной группой) с целью совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения материальной выгоды.
Изучение правоприменительной практики позволило сделать выводы, что ОГ (ПС), действующие в сфере криминального автобизнеса, в большинстве случаев имеют межрегиональный характер противоправной деятельности.
При совершении преступных деяний злоумышленники активно и достаточно успешно используют скоростные автомобили, специальные приспособления (инструменты), группы наблюдения и прикрытия, специальную форменную и камуфлированную одежду.
Следует отметить, что часто в такие группы входят лица, состоящие в близких отношениях, родстве или знакомых друг с другом благодаря совместной деятельности, в том числе криминальной.
Объективная необходимость повышения уровня противодействия данным видам преступлений определяется рядом конкретных обстоятельств. К таковым относятся: устойчивые тенденции роста, их обширный ареал распространенности в различных регионах страны, а также самое важное обстоятельство - это высокая степень организованности при подготовке и непосредственном совершении преступлений. Как отметили более половины интервьюированных респондентов, зачастую низкий уровень раскрываемости рассматриваемых преступлений является итогом недостатков и упущений в оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел [9].
Обобщение опыта борьбы с организованной преступностью показывает, что умение сотрудника оперативного подразделения находить источники получения оперативной информации, тактически и психологически продуманная работа с ними и грамотная оценка полученных от них сведений играют важную роль в документировании преступных действий участников организованных групп. Именно эта информация, дополненная данными, полученными в результате проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, позволяет «проникнуть» во многие процессы, происходящие в разрабатываемых криминальных структурах, в среде их организаторов и активных участников.
Присущие организованным группам закрытость, клановость, иерархия и строгая
дисциплина существенно осложняют оперативную работу в их среде. Поэтому оперативные сотрудники при сборе оперативно значимой информации должны иметь в виду, что большая часть их усилий будет направлена на доказывание виновности организатора. Для этого необходимо учитывать и фиксировать те ключевые моменты, которые в последующем будут использоваться в уголовном судопроизводстве. К таковым относятся: распределение ролей; распределение средств между участниками преступной группы; построение и поддержание дисциплины, а также «системы безопасности» внутри формирования; конкретные указания организатора по совершению преступлений.
Безусловно, требуются последовательные, наступательные действия со стороны оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений рассматриваемой категории. Следует отметить, что оперативные сотрудники вместе с решением задач оперативно-розыскной деятельности постоянно «загружены» составлением большого количества постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел в рамках материалов проводимых ими доследственных проверок, а также заключений по результатам рассмотрения обращений граждан, осуществлением всевозможных переписок и т. п.
Подобная «бумажная» работа, которой с каждым годом становится все больше, безусловно, крайне негативно влияет на конечные результаты работы сотрудников органов внутренних дел при решении задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Основная задача оперативной разработки -документирование, т. е. непрерывный процесс выявления, закрепления и фиксации преступных действий лиц, причастных к преступлениям, осуществляемый сотрудниками подразделений уголовного розыска в соответствии с оперативно-розыскным законодательством посредством разработки и проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий с привлечением (в случае необходимости) других подразделений МВД России, а также иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях сбора фактических данных об обстоятельствах совершения преступлений для дальнейшего использования в процессе доказывания по уголовным делам.
Профессор М.П. Поляков замечает: «Сегодня уже никто не сомневается в том, что без средств и методов оперативно-розыскной деятельности современному уголовному судопроизводству не под силу подобраться к большинству серьезных преступлений и, в первую очередь, к организованной преступности» [1, с. 7]. Мы бы добавили к этому: не только «подобраться», но и доказать в последующем наличие ОГ (ПС).
Исследуя проблемы борьбы с преступлениями в сфере криминального автобизнеса, следует также учесть, что оперативные и следственные подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне решают оперативно-служебные задачи по борьбе с организованной преступностью по общему правилу, на территории своего региона (субъекта) Российской Федерации. При этом они руководствуются принципом территориальности и оперативной заинтересованности применительно к закрепленной территории своего оперативного обслуживания. В свою очередь, организованные группы, планируя совершение данных преступлений, тщательно изучают обстановку в районе предполагаемого нападения (разрабатывают план совершения преступления, предварительно наблюдая за объектом преступления, осуществляют подготовку автотранспортных средств, орудий нападения и т. п.). Учет данных обстоятельств при раскрытии преступления может помочь расширить круг лиц, подозреваемых в их совершении, а также возможных свидетелей. Преступники, совершающие грабежи и разбои в отношении водителей автотранспортных средств, используют маскировку и обладают высокой степенью мобильности, что позволяет им совершать преступления, находясь на значительном удалении от места проживания [10].
Следует также отметить недостаточно организованное взаимодействие следственных и оперативных подразделений в процессе противодействия ОГ (ПС), осуществляющих свою преступную деятельность на территории двух и более субъектов России. Данный факт отметили более 80 % опрошенных респондентов. Следствием подобного положения дел является не только негативное влияние на конечные результаты работы правоприменителей, но и создание предпосылок возникновения угрозы для жизни и здоровья лиц, оказывающих содействие оперативными подразделениями. На этот факт обратили внимание более 45 % респондентов [9].
В настоящее время основными нормативными правовыми актами, регламентирующи-
ми вопросы взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в составе ОГ (ПС), являются «Положение об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами» [11], а также «Инструкция по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел» [12].
Анализ указанных нормативно-правовых актов показал, что они в значительной мере носят декларативный характер. Поэтому для совершенствования нормативно-правовых основ противодействия ОГ (ПС) необходимо изменение ведомственной нормативной базы, регламентирующей аспекты взаимодействия оперативных и следственных подразделений в части подготовки и непосредственного проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на противодействие преступной деятельности активных участников ОГ (ПС) [13].
Для оптимизации взаимодействия сотрудников оперативных и следственных подразделений территориальных органов МВД России на региональном уровне необходимо проработать вопрос о создании межрегиональных следственных подразделений по расследованию организованной преступной деятельности на базе подразделений в составе Следственных управлений (СУ) либо Главных следственных управлений (ГСУ) территориальных органов МВД России на региональном уровне. Данную инициативу поддержали более 80 % опрошенных респондентов.
Это приобретает особую актуальность в условиях отсутствия подразделений правоохранительных органов, специализирующихся на борьбе с организованной преступностью.
Современное состояние, а также анализируемая динамика организованной преступности в Российской Федерации, в том числе и регулярное изменение организационно-правовых и функциональных основ обеспечения противодействия преступной деятельности ОГ (ПС), вне всяких сомнений, требует нормативно-правового закрепления уголовно-процессуальных институтов, используемых в оперативно-служебной деятельности при противодействии криминальному автобизнесу.
Решение перечисленных проблем возможно только путем научно обоснованного применения с учетом общетеоретических, правовых,
организационных и тактических основ всего инструментария, имеющегося в распоряжении сотрудников оперативных и следственных подразделений. Неслучайно исследование вопросов противодействия организованной преступности приказом МВД России от 01.04.2016 № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» отнесено к числу основных направлений научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации [14].
Литература
1. Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: монография. Н. Новгород, 2001.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
5. См., например: Иванцов С.В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка): дис. ... д-ра юрид. наук. М. 2009; Виденькина Ж.В. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012; Попов В.А. Преступное сообщество (преступная организация): вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2016; Якушева Т.В. Законодательная регламентация и практика привлечения к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2016.
6. О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 № 12 // СПС «КонсультантПлюс».
7. Третьяков В.И. Организованная преступность и легализация криминальных доходов: криминологические взаимосвязи и проблемы предупреждения: монография. Волгоград, 2009.
В заключение отметим, что предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с криминальным автобизнесом, является одной из основных задач органов внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, разработка и принятие соответствующих управленческих решений руководством МВД России по рассмотренным направлениям будет способствовать повышению эффективности достижения конечных целей и желаемых результатов в сфере противодействия ОГ (ПС).
Bibliography
1. Polyakov M.P. Criminal procedural interpretation of the results of operational investigative activities: мonograph. N. Novgorod, 2001.
2. Resolution of the government of the Russian Federation of 15.04.2014 № 345 (ed. of 03.02.2021) «On the approval of the State program of the Russian Federation «Ensuring public order and combating crime «Ensuring public order and countering crime» // LRS «ConsultantPlus».
3. Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FL (ed. of 01.07.2021) // LRS «ConsultantPlus».
4. Criminal procedure code of the Russian Federation of18.12.2001 № 174-FL (ed. of01.07.2021, with ed. From 23.09.2021) // LRS «ConsultantPlus».
5. See, for example: Ivantsov S.V. Organized crime: systemic properties and connections (criminological assessment): dis. ... Dr. legal sciences. M. 2009; Videnkina Zh.V. Criminal responsibility for the organization of a criminal community or participation in: dis. of the cand. of legal sciences. M., 2012; Popov V.A. Criminal community (criminal organization): questions of theory and practice: dis. of the cand. of legal sciences. Ekaterinburg, 2016; Yakusheva T.V. Legislative regulation and practice of bringing to criminal responsibility for the organization of a criminal community (criminal organization): dis. of the cand. of legal sciences. Krasnodar, 2016.
6. About judicial practice of consideration of criminal cases on the organization of a criminal community (criminal organization) or participation in it (her): Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation 10.06.2010 № 12 // LRS «ConsultantPlus».
7. Tretyakov V.I. Organized crime and legalization of criminal proceeds: criminological interrelations and problems of prevention: monograph. Volgograd, 2009.
8. Statistical reporting form «Operational statistical information on the state of crime and the results of detection and disclosure of crimes» -Form «1-A» (code 451), approved by the Order
8. Форма статистической отчетности «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах выявления и раскрытия преступлений» - Форма «1-А» (код 451), утвержденная приказом МВД России от 28.02.2012 № 134 за январь-декабрь 2020, 2019, 2018, 2017, 2016 гг. / АИС «Портал ГИАЦ».
9. Результаты анкетирования и интервьюирования руководителей и сотрудников оперативных и следственных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской и Нижегородской областям. Анкетирование проводилась в период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г., в нем приняли участие 107 сотрудников.
10. Волошин П.В. Особенности личности преступника, совершающего хищения с применением насилия // Российский следователь. 2010. № 1.
11. Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ России, СКР России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России от 14.05.2013 № 192/420/279/15/229/1071/293 // СТРАС «Юрист-Регион».
12. Об утверждении Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел: приказ МВД России от 29.04.2015 № 495 дсп.
13. Эзрохин П.В. Совершенствование результативности оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска по противодействию организованной преступности // Оперативник (сыщик). 2018. № 1 (54).
14. Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Руководством по осуществлению научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации», «Основными направлениями научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», «Положением о Совете МВД России по научно-гуманитарному обеспечению и положительному опыту в органах внутренних дел Российской Федерации»): приказ МВД России от 01.04.2016 № 155 (ред. от 05.08.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 28.02.2012 № 134 for January-December 2020, 2019, 2018, 2017, 2016 / AIS «GIAC Portal».
9. The results of the survey and interviewing of managers and employees of operational and investigative units of the MD of the MIA of Russia in the Volgograd and Nizhny Novgorod regions. The survey was conducted in the period from September 2019 to September 2020, 107 employees took part in it.
10. Voloshin P.V. Personality features of a criminal committing embezzlement with the use of violence // Russian investigator. 2010. № 1.
11. On approval of the Regulations on the Organization of interdepartmental cooperation on countering crimes committed by organized groups and criminal communities (criminal organizations): order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, FSB of Russia, TFR of Russia, Federal Drug Control Service of Russia, FCS of Russia, FSIN of Russia ot 14.05.2013 № 192/420/279/ 15/229/1071/293 // STRAS «Lawyer-Region».
12. About the approval of the Instruction on the organization of joint operational and service activities of divisions of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the detection of crimes and investigation of criminal cases: order of the MIA of Russia dated 29.04.2015 № 495 dsp.
13. Ezrokhin P.V. Improving the effectiveness of operational investigative activities of criminal investigation units to counter organized crime // Operative (detective). 2018. № 1 (54).
14. On the implementation of scientific (research) activities in the internal affairs bodies of the Russian Federation (together with the «Guidelines for the implementation of scientific (research) activities in the internal Affairs bodies of the Russian Federation», «The main directions of scientific support for the activities of the internal Affairs bodies of the Russian Federation», «Regulations on the Council of the Ministry of Internal Affairs of Russia on Scientific and Humanitarian support and positive experience in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation»): order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.04.2016 № 155 (ed. from 05.08.2021) // LRS «ConsultantPlus».