Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ЗАВЛАДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОМОТОТРАНСПОРТА'

К ПРОБЛЕМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ЗАВЛАДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОМОТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ / ПОХИЩЕННЫЙ И КОНТРАБАНДНЫЙ АВТОМОТОТРАНСПОРТ / КРИМИНАЛЬНЫЙ АВТОБИЗНЕС / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОТРАНСПОРТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МЕСТО / НЕОТЛОЖНЫЕ ПОИСКОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копыл Дмитрий Владимирович

Рассматриваются проблемы нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности, связанной с незаконным завладением автомототранспортными средствами и легализацией криминального транспорта. Выявляются проблемы правоприменения в данной сфере. Вносятся предложения по устранению возникших правовых пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Копыл Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEMS OF POLICE ACTIVITIES IN COUNTERING THE ILLEGAL SEIZURE OF VEHICLES AND LEGALIZATION OF CRIMINAL VEHICLES

The article deals with the problems of normative legal regulation of the activities of the internal affairs bodies in combating crime associated with the illegal seizure of motor vehicles and the legalization of criminal transport. The article reveals the problems of law enforcement in this area. The author makes proposals to eliminate the legal gaps that have arisen.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ЗАВЛАДЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ КРИМИНАЛЬНОГО АВТОМОТОТРАНСПОРТА»

Копыл Дмитрий Владимирович

К проблемам деятельности полиции по противодействию незаконному завладению транспортными средствами и легализации криминального автомототранспорта

Рассматриваются проблемы нормативного правового регулирования деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности, связанной с незаконным завладением авто-мототранспортными средствами и легализацией криминального транспорта. Выявляются проблемы правоприменения в данной сфере. Вносятся предложения по устранению возникших правовых пробелов.

Ключевые слова: незаконное завладение автомототранспортным средством, похищенный и контрабандный автомототранспорт, криминальный автобизнес, легализация криминального автотранспорта, общественное место, неотложные поисковые мероприятия.

To the problems of police activities in countering the illegal seizure of vehicles and legalization of criminal vehicles

The article deals with the problems of normative legal regulation of the activities of the internal affairs bodies in combating crime associated with the illegal seizure of motor vehicles and the legalization of criminal transport. The article reveals the problems of law enforcement in this area. The author makes proposals to eliminate the legal gaps that have arisen.

Keywords: illegal seizure of motor vehicles, stolen and smuggled motor vehicles, criminal auto business, legalization of criminal vehicles, public place, urgent search activities.

Преступная деятельность, связанная с незаконным завладением транспортными средствами, представляет серьезную проблему не только для автовладельцев, но и для общества в целом. Государство и страховые компании вынуждены затрачивать значительные усилия и средства на борьбу с этим видом преступлений. Ежедневно в стране регистрируются десятки незаконных завладений транспортом, такие преступления стали обыденным явлением в нашей жизни, приобретая признаки криминального бизнеса. С каждым годом такой бизнес проявляет все более организованные формы, перерастает в межрегиональные и международные преступные сети, осуществляющие хищение, легализацию и получение прибыли, измеряющейся на сегодняшний день десятками миллиардов долларов в год.

Под незаконными завладениями автомото-транспортом в данной статье следует понимать все виды противозаконного отчуждения и присвоения полученного преступным путем транспортного средства (неправомерное завладение, кража, мошенничество, грабеж и разбой с целью завладения).

Первая в истории кража автомобиля имела место в Париже в 1896 г., спустя всего 10 лет после выпуска первого в мире автомобиля в США. По одной из полицейских версий, кражу совершил механик владельца транспортного средства барона по фамилии Жульен и продал

влиятельным господам из США. Похищенный транспорт так и не был возвращен владельцу.

Таким образом, как показывает история, даже первое завладение транспортом было совершено с целью его дальнейшего сбыта и получения преступной прибыли. В современном мире, в том числе в России, цели преступников не изменились, они уходят своими корнями в период начала автомобилизации государства.

Рост советского личного автопарка страны в начале 80-х гг. прошлого века, относительно суровые условия эксплуатации автомобилей, недостаточная технологичность при производстве запасных частей и их дефицит привели к огромному спросу на комплектующие и расходные материалы. Преступный мир, всеми способами враставший в поднимающуюся после войны страну, сразу же заполнил эту нишу. Появилось новое направление - незаконные завладения автомобилями с целью разборки на узлы, агрегаты, отдельные запчасти для последующей их продажи. Дефицит запчастей позволял с успехом легализовать бывшие в употреблении стекла автомобилей, резину, элементы кузова, узлы и агрегаты. Ради наживы преступники даже шли на убийство. На Юге страны в 1979-1980 гг. активно действовала банда «черного капитана» (братьев Самойлен-ко), которая, используя форму сотрудника ГАИ, убивала автовладельцев с целью присвоения и легализации автомобилей.

107

С распадом СССР и последовавшим открытием границ в начале 1990-х гг. положение дел с криминальным автобизнесом резко изменилось в худшую сторону. Международные преступные группировки, специализирующиеся на хищениях автотранспорта, начали активно поставлять и легализовывать криминальный транспорт в странах СНГ.

В сложившейся оперативной обстановке на основе анализа предпринимавшихся МВД России мер противодействия криминалу 17 февраля 1994 г. министром внутренних дел РФ В. Ериным был подписан приказ № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» (далее - приказ МВД России № 58) [1].

Данным приказом работа по противодействию незаконным завладениям автомото-транспортом и его легализации возлагалась практически на все подразделения милиции от федерального до районного уровня (уголовный розыск, Госавтоинспекция, НЦБ Интерпола в России, следственные, экспертные, тыловые, информационные, научные, кадровые подразделения и другие службы милиции).

Была создана межрегиональная оперативно-поисковая заградительная система по розыску автомототранспортных средств, заградительная система контрольных постов милиции, в подразделениях Госавтоинспекции введены должности инспекторов по розыску автомото-транспортных средств, в уголовном розыске на различных уровнях - специализированные отделы, отделения, группы.

Приняты меры к созданию федеральной системы учета автомототранспортных средств, сопряженной с автоматизированными системами регистрации и розыска автомототранспорта на федеральном и региональном уровнях. В комитет по стандартизации, метрологии и сертификации внесен проект ГОСТа по маркировке автомототранспорта. Организован обмен информацией с НЦБ Интерпола в России о международных преступных группировках, специализирующихся на хищениях автомототранспортных средств. Внедрена новейшая на тот момент практика использования автомобилей-ловушек. Для информирования автовладельцев о фактах незаконных завладений автомототранспортом активно использовались СМИ.

На подразделения уголовного розыска возложены сбор информации о преступниках и организованных группах, совершающих серии незаконных завладений транспортом, в том числе затрагивающих интересы различных регионов страны или других государств, ведение литерных дел о состоянии борьбы с угонами, кражами, разбоями на транспорте.

Предусматривалось даже привлечение страховых компаний и различных учреждений для выделения средств на премирование лиц, оказывающих помощь в раскрытии угонов, краж и

иных преступлений, связанных с завладением транспортом.

Приказом МВД была утверждена «Инструкция по розыску автомототранспортных средств» (далее - Инструкция) [1], которая подробнейшим образом расписывала обязанности в данном направлении всех заинтересованных подразделений системы МВД на федеральном, региональном и районном уровнях.

Через два года приказом МВД России от 26 марта 1996 г. № 152 [2] в Инструкцию были внесены дополнения в части разработки, организации и проведения плана неотложных оперативно-поисковых мероприятий «Перехват» для задержания угнанного, похищенного и скрывшегося с мест ДТП автомототранспорта.

Приказ МВД России № 58 определил направления работы центрального аппарата и территориальных органов Министерства внутренних дел по противодействию преступности на транспорте на десятилетия, просуществовав с изменениями в общей сложности более 26 лет. Естественно, за данный период кардинально поменялась оперативная обстановка, серьезные изменения претерпели структура МВД России, формы и методы его работы, значительный вклад в противодействие преступности внесли внедрение новейших информационных технологий, совмещение баз данных в единую федеральную информационную систему. Превысило 50 млн количество зарегистрированного транспорта, расширился модельный ряд автомобилей, шагнули вперед противоугонные технологии, кардинально изменился рынок запасных частей. В свою очередь, преступники тоже меняют методы и приоритеты работы, применяют новые, порой изощренные способы незаконного завладения и легализации транспорта.

Проблемы в противодействии легализации криминального транспорта путем изменения или уничтожения первоначальной заводской идентификационной маркировки ранее уже поднимались в статье А.А. Затолокина «Деятельность подразделений ГИБДД по пресечению попыток легализации транспортных средств с измененной маркировкой» [3].

Приказом МВД России от 28 января 2020 г. № 36 «О совершенствовании работы территориальных органов МВД России по розыску угнанных и похищенных автомототранспорт-ных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий» [4] приказ МВД России № 58 признан утратившим силу с 1 июля 2020 г. Руководителям МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов Российской Федерации поручено организовать разработку и утверждение до 30 июня 2020 г. правовых актов по вопросам организации деятельности подчиненных территориальных органов МВД России, связанной с проведением

108

неотложных розыскных мероприятий при получении сообщения о неправомерном завладении транспортным средством, об использовании транспортного средства в противоправных целях, о транспортном средстве, водитель которого в нарушение Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, с учетом географических и инфраструктурных особенностей обслуживаемых территорий, имеющейся материально-технической базы, а также эксплуатируемых региональных информационных систем, обеспечивающих сбор и обработку фотовидеоинформации.

Из указанного можно сделать вывод об отмене единого в системе МВД России подхода к разработке, организации и проведению неотложных мероприятий по плану «Перехват». Разработка и организация таких мероприятий переходят на региональный уровень.

Многолетний опыт работы показывает, что такое положение дел может отрицательно повлиять на эффективность неотложных розыскных мероприятий на местах. По сути, руководство территориальных органов МВД России будет самостоятельно определять приоритеты в работе по раскрытию преступлений по горячим следам. И это можно понять: если, например, на территории оперативного обслуживания органа внутренних дел угнан старый автомобиль «Жигули» стоимостью 30 тыс. рублей, а одновременно совершена серия квартирных краж с ущербом в несколько миллионов, то любой руководитель направит все силы на раскрытие хищений, а не на проведение мероприятий по розыску автомобиля. С другой стороны, при незаконном завладении автомобилем стоимостью в несколько миллионов, основываясь на анализе угонов и краж, тот же руководитель сделает вывод о том, что транспортное средство через несколько минут оставлено в заранее подготовленном скрытом отстойнике и задействование значительного количества сил и средств нецелесообразно, лучше с их использованием провести профилактику уличных грабежей или иных преступлений. Такую позицию руководителей можно будет понять, тем более что документа, определяющего приоритет в раскрытии угонов и краж, нет.

При этом, если право разработки неотложных мероприятий отдано на региональный уровень, то остальные направления работы служб и подразделений МВД России, определявшиеся Инструкцией, просто отменены по умолчанию. Да, некоторые из них утратили актуальность, некоторые, видоизменившись, частично легли в основу новых ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления деятельности служб полиции, но вместе с тем значительная часть необходимых направлений в работе полиции все-таки теряется.

Не определено, на каком уровне и на какие подразделения возлагаются: организация и проведение работы по розыску транспортных средств; контроль за работой по розыску транспортных средств, анализ ее эффективности; анализ методов совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, способов и мест хищения, путей перегона, укрытия, разукомплектования, дальнейшей легализации транспорта и многое другое.

Также исключена работа по анализу информации о нераскрытых преступлениях, дорожно-транспортных происшествиях, с места которых транспорт и водитель скрылись; по подготовке и проведению специальных комплексных операций по пресечению хищений автомототранспорта, выявлению мест отстоя, разукомплектования, подготовки к легализации похищенных транспортных средств; по организации учета и хранения бесхозяйных автомототранспортных средств; по организации и координации деятельности оперативных подразделений, исправительно-трудовых учреждений при получении оперативной информации на лиц, причастных к криминальному автобизнесу; по проведению оперативных мероприятий по пресечению преступлений, носящих межрегиональный и межгосударственный характер, совершаемых организованными преступными группами.

С прекращением действия приказа МВД России № 58 по умолчанию уходит из оперативно-розыскной работы полиции ведение литерных и оперативных дел; обучение сотрудников полиции методам выявления и задержания транспортных средств, находящихся в розыске; разработка предложений в органы исполнительной власти по реализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства, устранению способствующих их совершению причин; привлечению к розыску транспортных средств представителей других ведомств, предприятий, учреждений и организаций; взаимодействие со средствами массовой информации по предупреждению угонов и краж транспортных средств, оперативному оповещению в необходимых случаях населения о разыскиваемом транспорте.

Значительное количество обязанностей территориальных органов МВД России утрачивает статус: ведение анализа незаконных завладений, учета разыскиваемого транспорта, обучение личного состава формам и методам выявления разыскиваемого транспорта, оперативная отработка лиц, занимающихся ремонтом транспорта, скупкой и продажей запасных частей, магазинов, автомобильных разборок, авторынков, осуществляющих реализацию узлов и агрегатов транспорта.

Еще одним серьезным, на наш взгляд, последствием отмены приказа МВД России № 58

109

является автоматическое исключение из работы правоохранительных органов обязательных действий по противодействию легализации криминального автотранспорта под восстановленный после ДТП со значительными механическими повреждениями. В настоящее время данный способ наиболее популярен у преступников, позволяет при минимальных временных и материальных затратах придавать похищенному или контрабандному транспорту статус «чистого автомобиля» путем установки номерных деталей с автомобилей, не подлежащих восстановлению.

По нашему мнению, новый ведомственный нормативный документ, определяющий работу по противодействию незаконным завладениям и легализации криминального транспорта, должен содержать обязанности и полномочия всех заинтересованных служб МВД России на федеральном, региональном и районном уровнях. Должны

быть определены: порядок работы, внутриведомственного, межведомственного и межгосударственного взаимодействия в этом направлении оперативно-служебной деятельности; контроля, проведения аналитической, профилактической работы, оперативно-розыскной деятельности. На основе глубокого анализа оперативной обстановки, связанной с криминальным автобизнесом, и имеющегося многолетнего опыта работы в данном направлении должны быть сформированы приоритетные и перспективные направления противодействия преступности, формы и методы их реализации, при необходимости с детализацией порядка проведения тех или иных мероприятий. При разработке проекта документа в обязательном порядке должны быть учтены предложения региональных органов МВД России с учетом особенностей борьбы с таким видом преступности в регионах.

1. О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототран-спортные средства [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 17 февр. 1994 г. № 58. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

2. О внесении изменений и дополнений в Инструкцию, утвержденную приказом МВД России от 17 февраля 1994 г. № 58 [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 26 марта 1996 г. № 152. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

3. Затолокин А. А. Деятельность подразделений ГИБДД по пресечению попыток легализации транспортных средств с измененной маркировкой // Научный портал МВД России. 2016. № 4(36). С. 80-84.

4. О совершенствовании работы территориальных органов МВД России по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 28 янв. 2020 г. № 36. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

1. On measures to strengthen the fight against criminal encroachments on motor vehicles [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Febr. 17, 1994 No. 58. Access from the legal reference system "Garant".

2. On amendments and additions to the Instruction approved by the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. February 17, 1994 No. 58 [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. March 26, 1996 No. 152. Access from the legal reference system "Garant".

3. Zatolokin A. A. The activity of divisions of traffic police for suppression of attempts of legalization of means of transport with a modified labeling // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 4(36). P. 80-84.

4. On improving the work of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the search for hijacked and stolen motor vehicles, as well as motor vehicles of road users who fled from the scene of road accidents [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia d.d. Jan. 28, 2020 No. 36. Access from the legal reference system "Garant".

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Копыл Дмитрий Владимирович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Краснодарского университета МВД России; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR

D.V. Kopyl, Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Agencies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.