Горбунов Алексей Николаевич
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Калюжный Константин Юрьевич
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Проблемы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспортных средств и пути их решения
В статье рассматриваются проблемы кражи угонов автотранспортных средств и пути их решения. Ключевые слова: автотранспортное средство, кража, Уголовный кодекс Российской Федерации, угон, организованная преступная группа.
A.N. Gorbunov, Senior Teacher of a Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
K.Yu. Kalyuzhniy, Senior Teacher of a Chair of Operative and Detective Activity in Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected] Problems of theft and hijacking and their solutions
In the article the problems of theft and hijacking and their solutions are considered.
Key words: carrier, theft, Criminal code of the Russian Federation, hijacking, organized criminal group.
Кражи и угоны автотранспорта на сегодня являются одной из наиболее острых проблем в противодействии имущественным преступлениям в Российской Федерации. В системе МВД России проводится комплексное исследование проблем, связанных с кражами и неправомерными завладениями (угонами) автотранспорта. Количество преступлений, связанных с преступными посягательствами на автотранспорт, ежегодно растет. Правоохранительными органами России ведется неуклонная работа по предупреждению, раскрытию и расследованию краж и угонов автотранспортных средств. Однако раскрываемость данных преступлений остается, мягко говоря, на недостаточном уровне.
В ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации [1] указано, что кража - тайное хищение чужого имущества. Одной из разновидностей незаконной деятельности являются кражи автотранспортных средств. Стоимость автотранспортных средств достаточно высока, поэтому их кражи наносят огромный материальный ущерб и моральный вред владельцам. Цель подобных преступлений - получение материальной выгоды посредством реализации похищенного автотранспорта. Согласно ст. 166 Уголовного
кодекса Российской Федерации, угон - неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения.
Сегодня в России раскрываемость данного вида преступлений находится на среднем уровне, в пределах 10-15%. Кражи автотранспортного средства стали (если данный термин здесь применим) экономически выгодными для преступников.
Иными словами, страх преступника перед возможным наказанием меньше, чем ожидаемая прибыль от совершения данных преступлений, т.е. заказчик ставит угонщику задачу угнать автомобиль конкретной марки и привезти его в определенное место. В зависимости от квалификации и навыков преступника для выполнения этой задачи ему потребуется от нескольких минут до пары часов [2].
Ответственность за совершение преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (т.е. за кражу - тайное хищение имущества, совершенное с причинением значительного ущерба гражданину), наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до четырехсот
164
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового [3].
В России преступления, связанные с незаконным завладением транспортными средствами, в большей степени становятся сферой деятельности организованных преступных группировок, причем доля их совершения организованными преступными группами доходит до 70% от общего числа краж. Характерной особенностью таких криминальных формирований является четкое распределение ролей между их членами: от изучения спроса и предложений на автомобильном рынке до непосредственной кражи и перегона похищенных автомашин, их сокрытия, изготовления поддельных регистрационных и иных документов, легализации похищенных транспортных средств и их сбыта или демонтажа и продажи в качестве запасных частей или отдельных узлов и агрегатов. Масштабы этой преступной деятельности весьма значительны.
Сотрудниками правоохранительных органов в целях более эффективного розыска украденных машин ежемесячно проводится анализ краж и угонов, модернизируются информационно-поисковые системы, применяются новейшие приборы для выявления транспортных средств с измененной маркировкой, осуществляется работа со страховыми и прочими организациями, заинтересованными в пресечении краж и угонов автомобилей.
В настоящий момент ситуация требует кардинального изменения, поскольку влияет коренным образом на доверие к государству со стороны граждан в целом и на уровень легитимности правоохранительных органов.
В средствах массовой информации, в сети Интернет есть достаточно много информации, направленной на предупреждение данных преступлений и принятие мер к сохранности движимого имущества.
В России обязанность сохранности своего движимого имущества возложена на автовладельцев, поскольку в большинстве цивилизованных стран действует система обязательного страхования транспортных средств от кражи и угона. В России данный вид страхования является добровольным. Думается, что предложение ввести обязательное государственное страхование транспортного средства от кражи и угона по примеру ОСАГО на данный момент ничего, кроме раздражения автовладельцев, не
вызовет. Опыт применения на практике того же Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» у многих автолюбителей весьма негативный в силу различных причин.
По нашему мнению, обычный гражданин не обязан знать, что у покупаемого автотранспортного средства поддельные документы. Более того, в некоторых случаях эксперты, обладающие специальными знаниями в этой области, имеющие в своем распоряжении технико-криминалистические средства для обнаружения признаков изменения маркировки двигателя (кузова), затрудняются ответить на вопросы подлинности первоначального маркировочного обозначения или подлинности документов. На наш взгляд, именно государство должно стоять на страже личных интересов своих граждан, в том числе и в вопросах легального приобретения собственности, к тому же не дешевой.
Возникает вопрос, может ли подделка документов на транспортное средство быть выявлена уже на этапе покупки, и если да, то кем. Обнаружение признаков подделки документов и внесенных изменений в номера агрегатов и кузова ТС может быть выполнено только специалистами, обладающими специальными знаниями в этих областях.
Для обнаружения признаков подделки в документах проводится технико-криминалистическая экспертиза документов, а для обнаружения признаков внесенных изменений в номера кузова (двигателя) - транспортно-трасологическая экспертиза, и все это осуществляется с применением сложных и дорогостоящих технико-криминалистических средств. Возникает вопрос, сможет ли это все сделать обычный покупатель на авторынке. Представляется, что ответ очевиден. Хотя существуют различные рекомендации о том, что нужно знать, покупая автомашину [4].
В прессе, интернет-изданиях достаточно много информации на тему, как не попасть в неприятную ситуацию, что нужно знать и на что обратить внимание при покупке автотранспортного средства.
Для борьбы с кражами и угонами автомобилей правоохранительными органами используются автоматизированные информационно-поисковые системы, широко применяются автоматизированные учеты угнанного и похищенного автотранспорта. Расширяется взаимодействие с правоохранительными органами европейских государств, страховыми и прочими организациями, заинтересованными в пресечении краж транспортных средств. Однако, к сожалению, наша страна превратилась в огромную черную
165
дыру для всего остального мира, куда везут ворованные в Европе (и не только) автотранспортные средства.
В нашей стране почти нет международно-правовых соглашений со странами Европы, СНГ, странами Балтии, в которых бы четко был прописан механизм взаимодействия подразделений и служб. Нет единых баз данных учета похищенных автотранспортных средств, не говоря уже о том, что в случае обнаружения в России похищенного, например в Германии, автомобиля он не истребуется из чужого незаконного владения, поскольку за техническое средство собственнику выплачена страховка. Как не парадоксально, это экономически не выгодно для страховой компании, но автотранспортное средство попросту «забывают» в России.
Отметим, что нового владельца суд признает в лучшем случае добросовестным покупателем, и он будет владеть своей собственностью, но не сможет его поставить на учет и использовать по прямому назначению в силу приказа МВД России «О порядке регистрации транспортных средств» от 24 ноября 2008 г. № 1001 (вместе с «Правилами регистрации автомототранспорт-ных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») [5].
Для решения правовой проблемы краж и угонов автотранспортных средств необходимы анализ и исследование в рассматриваемой области, кроме того, важно в полном объеме использовать все возможности при решении данной проблемы, а именно возможности логического осмысления, конкретизации и систематизации проблемных вопросов, возникающих в процессе уголовно-правовой регламентации ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством [6].
Возможные пути решения правовых проблем, связанных с преступным посягательством на автотранспорт, могут выглядеть следующим образом.
1. Необходимо обеспечить возможность быстрого и полного получения сведений по запросу граждан об интересующем автомобиле (предыдущие регистрации, данные прежних собственников, нахождение в залоге, аресте, номера узлов и агрегатов и т.п.), т.е. следует попытаться сделать историю этого транспортного средства максимально прозрачной для потенциального
покупателя. Как это сделано в учреждениях юстиции, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимостью, когда любой желающий может получить любые сведения о покупаемой недвижимости. Для этих целей могут быть использованы и электронные терминалы.
2. Надо предоставить возможность по месту приобретения автомобиля (например, рядом с территорией организованного авторынка) использовать на возмездной основе услуги специалистов-криминалистов для проведения специальных исследований для определения признаков внесения изменений в узлы и агрегаты, а также в документы (справка-счет, паспорт транспортного средства).
3. Международное сотрудничество в борьбе с кражами автотранспортных средств, совершаемых организованными преступными группами, имеет большое значение и требует проведения следующих мероприятий:
дополнительной правовой регламентации (международных договоров и соглашений);
налаживания международных контактов для обмена информацией о похищенных автомобилях, организованных преступных группах и т.д.;
обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации международной информационной базой о похищенных автомобилях.
4. Все транспортные средства, ввозимые через государственную границу Российской Федерации для постановки на учет, должны быть осмотрены не только с целью проверки соответствия фактических данных об автомобилях с документами, но и осмотрены экспертами с целью установления признаков изменения в маркировочных данных транспортного средства и для выявления признаков подделки документов. Для этого при таможнях должны быть созданы специальные экспертные подразделения, которые будут заниматься только транспортными средствами. Граница в данном случае, действительно, окажется на замке, и если преступники будут знать, что провезти в Россию транспортное средство с измененными маркировками и поддельными документами нельзя, то и проблема решится сама собой.
5. Необходимо исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 166, предусматривающую уголовную ответственность за неправомерное завладение транспортным средством (угон), а все посягательства, связанные с тайным хищением автотранспортного средства, квалифицировать как кражу, т.е. по ст. 158 УК РФ.
Приходится констатировать, что на современном этапе одним из приоритетных направлений в сфере краж и угонов автомобилей является, на
166
наш взгляд, ликвидация экономической составляющей, присущей большинству преступлений корыстной направленности.
Полагаем необходимым проанализировать действующее законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права, уголовное законодательство зарубежных стран, материалы судебно-следственной практики, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения неприкосновенности права владения, пользования и распоряжения автомобильными и иными транспортными средствами, а также в сфере обеспечения прав и свобод личности.
С нашей точки зрения, анализ и освещение проблем правового регулирования краж и угонов автотранспортных средств внесет определенный вклад в развитие уголовно-правовых средств противодействия данному виду преступлений, а следовательно, и в развитие российской уголовно-правовой науки в целом.
Результаты подобного рода исследований позволят выявить недостатки правовой регламентации ответственности и уголовной наказуемости за кражу и угон автотранспортного средства, а также сформулировать и обосновать предложения по их устранению.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Собр. законодательства РФ.1996. № 25. Ст. 2954.
2. Шурухнов Н.Г. Расследование краж: практ. пособие. М., 2012.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агу-заров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. испр., доп., перераб. М., 2013.
4. Корма В.Д. Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств // Транспортное право. 2010. № 1.
5. О порядке регистрации транспортных средств: приказ МВД России от 24 нояб. 2008 г. № 1001 (ред. от 29.08.2011) (вместе с «Правилами регистрации автомототранс-портных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним») // Рос. газ. 2009. № 5.
6. Жулев В.И., Баяхчев В.Г. Расследование дел об угонах и кражах автотранспорта. М., 2012.
1. Criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996. № 63-FL (ed. of 23.07.2013) (with amended additional of 1.09.2013) //Coll. of legislation of the Russian Federation.1996. № 25. Art. 2954.
2. Shuruhov N.G. Investigation of thefts: practical guide. M., 2012.
3. Commentary to the Criminal code of the Russian Federation (article by article) / T.K. Aguzarov, A.A. Ashin, P.V. Golovnenkov and others; ed. by A.I. Chuchaeva. corr., add, rev. M., 2013.
4. Korma V.D. Problematic issues of criminal law and criminological characteristics of theft and hijacking // Transport. 2010. № 1.
5. About the procedure of registration of transport vehicles: order of the Ministry of the Interior of Russia of Nov. 24, 2008 № 1001 (amended on 29.08.2011) (together with «Rules of registration of motor vehicles and trailers in the State traffic safety Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», «Administrative regulation of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation execution of state functions on registration of motor vehicles and their trailers») // Rus. newsp. 2009. № 5.
6. Zhulev V.I., Bayahchev V.G. Investigation of the cases of theft and hijacking. M., 2012.
167