Научная статья на тему 'Социальная креативность в ситуациях риска'

Социальная креативность в ситуациях риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
300
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИИ РИСКА / ОБЩЕСТВО РИСКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / RISK / COMPANY RISK / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF RISK BEHAVIOUR / SOCIAL CREATIVITY / CREATIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованова Анна Анатольевна

В этой статье рассматриваются некоторые психологические факторы, способствующие рискованному поведению. Особое место среди них занимает социальная креативность и индивидуально-психологические качества креативной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Creativity in Risk Situations

This article discusses some psychological factors, that encourage risky behaviour. Notable among these is the social creativity and individual-psychological qualities of creative personality.

Текст научной работы на тему «Социальная креативность в ситуациях риска»

УДК 159.9

А. А. ГОЛОВАНОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета

E-mail: [email protected]

Социальная креативность в ситуациях риска

В статье рассматриваются некоторые психологические факторы, способствующие рискованному поведению. Особое место среди них занимает социальная креативность и индивидуально-психологические качества креативной личности.

Ключевые слова: ситуации риска, общество риска, психологические факторы рискованного поведения, социальная креативность, креативная личность.

A. A. GOLOVANOVA Social Creativity in Risk Situations

This article discusses some psychological factors, that encourage risky behaviour. Notable among these is the social creativity and individual-psychological qualities of creative personality.

Key words: risk, company risk, psychological factors of risk behaviour, social creativity, creative personality.

В ситуации изменений социально-экономических и социокультурных ориентиров общества, включения людей в новые формы социальных отношений, появления новых общественных потребностей и ценностей во многих сферах деятельности к человеку предъявляются особые требования. Встает вопрос о роли и качествах молодежи, которые проявятся в ближайшем будущем и более отдаленной перспективе. Современное общество, претерпевающее реформирование многих своих сторон, сфер и институтов, считается обществом риска, и молодежь, на которую всегда возлагаются надежды, - неотъемлемая часть этого общества: риски связаны со снижением уровня образования, трудоустройством, межличностными отношениями, с созданием семьи, высокой конкуренцией в сфере бизнеса и т.д. Этим обусловливаются предъявляемые современному человеку требования, касающиеся новых моделей поведения и деятельности, самостоятельности, инициативности, толерантности к риску, творческого подхода к делу. В соответствии с ними необходимо формировать и развивать определенные качества личности. На наш взгляд, личность, креативная в интеллектуальном и социальном планах, гораздо комфортнее и эффективнее существует в ситуациях риска и в обществе риска в целом.

Риск в психологической литературе чаще всего определяется как ситуативная характеристика деятельности, предполагающая неопределенность и необходимость или возможность выбора из двух вариантов поведения. В то же время существует феномен

«бескорыстного риска», когда человек отдает предпочтение опасным вариантам поведения, хотя с точки зрения задач, стоящих перед ним, такие поведенческие варианты выглядят бесполезными1. Что заставляет одних людей прикладывать массу усилий, дабы избежать подобных ситуаций, а других - воспроизводить их многократно, проявляя влечение к опасности, повышенную склонность к риску? Рассмотрим некоторые психологические факторы, способствующие или препятствующие рискованному поведению.

Во-первых, мотивация: ситуация риска связана с борьбой конкурирующих тенденций - надежды на успех и страха перед неудачей. Если в человеке с детства развита и подкреплена последующим опытом мотивация достижения успехов, в отличие от мотива избегания неудач, он активен, не тревожен, не боится экспериментировать, следовательно, более склонен к рискованному поведению. Кроме того, влечение к опасности у некоторых людей продиктовано стремлением переживать пугнические (по Б. И. До-донову) эмоции. Желание что-то доказать, бороться с самим собой, другими людьми, судьбой свойственны некоторым людям.

Человек, не склонный к риску, тяжелее переживает ситуацию неопределенности, как правило, тяготится ответственностью, а при необходимости отыскивает пути минимизации индивидуальных рисков. В этом случае чаще всего используют две возможности: кооперацию, которая предполагает субъект-субъектный уровень отношений и итоговое разделение ответственности между полно-

© Голованова А. А., 2011

правными участниками, и групповое принятие решений, при котором часто возникает феномен, хорошо известный в социальной психологии, - так называемый «сдвиг к риску»; группа усиливает деиндивидуализацию, размывает личную ответственность ее членов, в конечном счете после группового обсуждения мнения сближаются в точке, соответствующей меньшим шансам и большему риску2. Социальная креативность, творчество в общении также приводят к подобным результатам, так как нестандартность и новизна (как критерии креативности) связаны с рискованными решениями.

Вторым фактором является интеллект. Необходимость выбора предполагает довольно сложные интеллектуальные действия: прогностические способности, оценку вероятности успеха/неуспеха и др. Так, ребенок часто совершает рискованные с точки зрения взрослых поступки, не испытывая при этом ощущения риска, именно в силу несформи-рованности мыслительных механизмов. В зрелом возрасте, на наш взгляд, имеет значение не столько интеллектуальный уровень, сколько излюбленная мыслительная стратегия, которую преимущественно использует субъект при решении жизненных задач. Носителей прагматического, синтетического и реалистического стилей мышления можно отнести к категории «созидателей», «деятелей»: либо они жаждут перемен, тяготясь рутиной и стабильностью, либо пробуют разные подходы для быстрого получения результата, либо, постоянно корректируя ошибки, стремятся отыскать наилучший подход - в любом случае они изменяют мир, ставя во главу угла конкретное действие или программу действий. Готовность к риску у них гораздо выше, чем у представителей аналитического и идеалистического стилей мышления, которых можно отнести к категории «созерцателей» - они наблюдают мир, интерпретируют, анализируют и объясняют возможное бездействие. Они стремятся отыскать, просчитать безошибочный вариант, минимизировать риск.

Третьим фактором выступает интегральная личностная способность - креативность. Она как личностное свойство, приводящее к поведению, основанному на многовариантности решений, на наш взгляд, предопределяет готовность человека к рискованному поведению. Творческий характер мышления и поведения связан с повышенной чувстви-

тельностью и большей толерантностью к риску, ведь вероятность выбора ошибочного варианта гораздо выше, если выдается целый «веер» решений. Особую роль играет социальная креативность, поскольку подавляющее большинство рисков связано с другими людьми, общением и социальными отношениями. Под социально креативной личностью мы понимаем личность, отличающуюся высоким творческим потенциалом в процессах межличностного взаимодействия, обладающую определенным уровнем развития социально-перцептивных и коммуникативных способностей, очевидно, творческие люди рискуют чаще и охотнее, чем низкокреативные. Это предположение согласуется с результатами проводимых исследований, направленных на создание психологического портрета креативной личности3.

В интеллектуальном плане креативная личность отличается высоким уровнем абстрактности мышления, сообразительностью и быстрой обучаемостью. Такие люди предпочитают собственные решения, независимы, следуют выбранному ими пути, сами принимают решения и действуют. Креативных испытуемых отличает внутренний локус контроля, высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Низкокреативные характеризуются внешним локу-сом контроля (менее 22 баллов), что говорит о плохой саморегуляции и недостаточно четких внутренних позициях. Высокой социальной креативности соответствует внутренний локус контроля. Креативы считают себя ответственными за свои достижения и неудачи, за то, как складывается их жизнь. Они активны и деятельны, им не свойственна страдательная позиция и по отношению к другим людям, и к внешним обстоятельствам. В межличностных отношениях они чаще выступают как «субъекты» деятельности, не склонны подчиняться давлению других, популярны в группе, благожелательны, проявляют терпимость, их отличает большая согласованность образов реального и идеального «Я».

Эти данные хорошо согласуются с результатами, отражающими структурные компоненты самоотношения. Из девяти шкал значимые различия между группами высоко-и низкокреативных испытуемых наблюдаются по трем шкалам: 2 - самоуверенность, 3 - саморуководство, 8 - конфликтность. Так, творческую личность характеризуют уверенность в себе, вера в свои способности, в

возможности реализации собственных мотивов и целей, высокий уровень притязаний. Этот фактор выражает отношение к себе как к самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что себя уважать, он связан с социальной смелостью и отсутствием внутренней напряженности: отсюда свобода в поведении, склонность к риску, широта восприятия и легкость переключения, изменчивость тактик поведения. Высокий показатель саморуководства отражает отчетливое осо знание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего личность, деятельность и общение. Эти качества связаны со способностью управлять своими эмоциями и переживаниями, снижением внутренней конфликтности, согласованностью внутренних состояний и внешне выраженных поведенческих реакций. Свойственная креативным личностям уверенность в себе сопряжена с оптимистичными прогнозами отношений к себе других людей. Достаточно свободно ориентируясь в межличностном взаимодействии, креативная личность не обязательно руководствуется групповой этикой, она малодогматична и более раскованна, и ее представления о жизни, об окружающих, о смысле собственных поступков весьма неоднозначны. Ей также свойственна легкость перехода от одного стиля поведения к другому, хорошая интеграция в обществе, интерес ко всему новому, свобода от предрассудков и предвзятости в общении, открытость опыту.

Наблюдаются различия высоко- и низкокреативных в общении индивидов и в отношении приоритетной стратегии поведения в конфликтной ситуации. В отличие от низкокреативных испытуемых, которым свойственно идти на компромисс при возникновении конфликтной ситуации, социально креативные субъекты прежде всего стремятся к сотрудничеству, т. е. для них в равной мере характерны и напористость, и кооперация; они нацелены на поиск альтернативы, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, а это наиболее продуктивное поведение в конфликте. Креативную личность отличает независимость, склонность рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Несмотря на то, что такие люди отличаются склонностью к соперничеству, они выбирают сотрудничество как более близкий им тип поведения в конфликтных ситуациях, им свойственна защита собственных интересов

и вместе с тем способность к кооперации и компромиссам.

Некоторые особенности можно усмотреть и в иерархической представленности типов общей эмоциональной направленности (по Б. И. Додонову) социально креативных личностей. Наиболее ценными являются переживания, относящиеся к коммуникативному типу общей эмоциональной направленности. Это, прежде всего, контакт с себе подобными, дающий положительный эмоциональный заряд. Приятными и ценными являются переживания, связанные с удовлетворением потребностей в физическом или духовном комфорте. Они характеризуются как личности, принимающие себя, склонные осознавать себя как носителей позитивных, социально желательных характеристик: в целом они удовлетворены собой. Не менее важными для них являются переживания, связанные с деятельностью, - стремление к цели, «захва-ченность» продвижением к ней: эта деятельность - источник ценных и положительных эмоций, связанных с совершением полезного и нужного, с большим напряжением воли.

Интересные данные получены в исследовании взаимосвязи социальной креативности с уровнем развития адекватности рефлексии: высокорефлексивные субъекты - это, в основном, низкокреативные в общении люди. Эти данные могут быть интерпретированы с точки зрения анализа психологических механизмов и закономерностей межличностного взаимодействия. Проблемные ситуации общения ставят перед человеком сложную задачу принятия решения, побуждают к активизации психической деятельности, продуцированию идей; решив проблему, он должен найти наиболее благоприятный для себя выход. В подобной ситуации большинство креативных личностей меняют коммуникативную тактику и встают на позиции субъект-объектного взаимодействия, считая, что наиболее эффективен путь манипулирования.

Кроме описанных индивидуально-личностных особенностей креативные личности характеризуются высокой активностью, быстротой реакций, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, го-мономностью (ориентацией в основном на собственное мнение) и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов. Для них характерны выраженная тенденция

Прикладные исследования

к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение и высокая поисковая активность, сочетающаяся с рассудочностью. Наряду с этим креативные личности также характеризуются впечатлительностью, высоким уровнем тревожности, повышенной сензитивностью к средовым воздействиям, стремлением к сотрудничеству, поиску общности с другими, энтузиазмом, восприимчивостью к эмоциональному настрою группы, художественным типом восприятия и переработки информации.

Для творческой личности характерна удовлетворенность общением. В установлении контакта с людьми они не испытывают затруднений, у них редко возникают ссоры и конфликты с близкими людьми; их в основном устраивают сложившиеся отношения с людьми, и эти отношения соответствуют их потребностям и стремлениям в общении. Иногда такие люди испытывают чувство одиночества и не всегда склонны доверять другим. Им свойственно поступаться своими интересами только в очень редких случаях, однако они терпимы к недостаткам других людей. Разногласия и конфликтные ситуации, как считают креативные личности, случаются по вине обоих партнеров. Они легко вживаются в разные социальные роли, гибки в контактах, коммуникабельны, доброжелательны, артистичны, ощущают потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим, их самооценка зависит от мнения значимых людей. Несмотря на то, что стили межличностного взаимодействия, демонстрируемые креативными личностями, разные, обе линии поведения ведут к эффективному разрешению интерперсональных конфликтов.

Кроме того, на основании анализа исследовательских результатов мы можем утверждать, что целенаправленное включение в состав малых групп, находящихся в условиях проблемной ситуации и необходимости принятия совместного решения, коммуникативно креативных индивидов способствует более высокой результативности совместной деятельности. Данные наблюдений и экспериментов показывают, что в таких группах формируется специфическая атмосфера: с явной установкой на общение, на пользу интенсивного информационного обмена, активное выдвижение идей на всеобщее рассмотрение, энергичное обсуждение вариантов, поиски как можно большего ко-

личества отличающихся друг от друга подходов, т. е. нацеленность на расширение спектра возможностей для последующего выбора из них оптимальной; существуют хорошая обратная связь, определенная внутригруппо-вая свобода для инноваций, толерантность к нестандартному, оригинальному в мыслях и поведении, что влечет за собой открытость членов группы для изъявления своего мнения и для взаимного познания. Значительная часть участников коллективного обсуждения не демонстрирует авторитарного подхода, оказавшись ситуативно в лидерской позиции. Можно считать, что проявление коммуникативной креативности является демонстративным с целью приобщения других. Все это в целом характеризует более высокий уровень коллективной деятельности, основывающийся на творческом общении.

В целом можно говорить о разнице в поведенческом облике низко- и высококреативных в общении субъектов. Тактический арсенал первых ограничивается малым числом линий поведения: они ригидны, как правило, пассивны, жестко привязаны к стимулу, т.е. находятся строго в рамках заданной ситуации. Их реакции не выходят за пределы нормативных, общепринятых в данной культуре форм поведения. Творческие натуры не только легко генерируют идеи, но и легче идут на смену тактик, стремятся с различных сторон подойти к решению коммуникативной задачи - более вариативны в поведении. Если низкокреативные, как правило, реагируют на конфликтные ситуации, фиксируясь на самозащите или обвиняя окружающих, то для высококреативных характерен конструктивный подход, направленность на разрешение конфликта. В ситуациях межличностного взаимодействия они легко выходят за рамки заданной ситуации, их отличают динамизм, нетривиальность реакций по форме и содержанию и активная жизненная позиция.

Четвертым психологическим фактором склонности к риску являются статус и возраст. Как уже говорилось, ситуация риска предполагает выбор из двух вариантов поведения - рискованного, сопряженного с опасностью, угрозой неуспеха, потерь, и надежного, гарантирующего сохранение достигнутого. Чем больше достигнуто, тем меньше хочется этим жертвовать. В соответствии с этой логикой понятно, почему молодые люди рискуют чаще, чем зрелые; вторые накопили значительные статусы (профессиональные,

А. Р. Вагапова. Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов

37

социальные, интеллектуальные и т. п.), которые желают сохранить. Например, из истории науки известно, что к открытию специальной теории относительности параллельно и успешно шли трое европейских ученых: Г. А. Лоренц, А. Пуанкаре и А. Эйнштейн. Однако мы приписываем авторство этой теории исключительно Эйнштейну. Почему? Возможно, все дело в том, что в 1905 г. именно А. Эйнштейном, в то время мало кому извес-

тным 26-летним исследователем, была опубликована работа на эту тему. А маститые, уважаемые, всемирно известные - 52-летний Лоренц и 51-летний Пуанкаре - не сделали последнего шага - побоялись придать статус универсальности этому закону. Ошибка опытного, много знающего и умеющего, доказавшего свое превосходство человека гораздо весомее ошибки дилетанта, что также сказывается на отношении к риску.

Примечания

1 См.: Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. С. 329.

2 См.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 2000. С. 375.

3 См.: Стрелкова И. Э., Голованова А. А. Психологический портрет социально креативной личности // Материалы Тринадцатых страховских чтений : сб. науч. тр. Саратов, 2004. С. 153-162.

УДК316

А. Р. ВАГАПОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета

E-mail: [email protected]

Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза

В статье рассмотрена проблема адаптации студентов к образовательной среде вуза с точки зрения экопсихоло-гического подхода.

Ключевые слова: экопсихологический подход, образовательная среда, адаптация, профессиональное самоопределение.

A. R. VAGAPOVA

Ecopsychological Characteristics of the First-Year Students Adaptation Process to the Educational Environment of University

The article considers the problem of students adaptation to the educational environment of university in terms of ecopsychological approach.

Key words: ecopsychological approach, educational environment, adaptation, professional self-determination.

Современные школьники стремятся поступить в вуз для получения высококачественных знаний, чтобы быть успешными в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. К качеству высшего профессионального образования в настоящее время предъявляются высокие требования, однако необходимо отметить, что существует проблема, связанная с недостаточной готовностью абитуриентов к обучению в новых условиях взаимодействия с образовательной средой вуза. Процесс адаптации студентов первого курса происходит в особой среде - образовательной среде вуза, которая отличается от школьной по многим параметрам.

Т. П. Браун отмечает, что возникает потребность в корректировке и научном обосновании условий оптимизации образовательных моделей, в частности - образовательной среды вуза, способствующей успешной адаптации студентов к обучению в начальный период их образования в высшей школе1. Проблема психологического сопровождения профессионального становления представлена в монографии Э. Ф. Зеера специальной главой, в которой отдельный параграф посвящен психологическому сопровождению профессионального образования. Технология психологического сопровождения на стадии профессионального образования, например, с помощью психологической службы в вузе будет различной

© Вагапова А. Р., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.