Научная статья на тему 'Социальная компетентность как цель образования личности'

Социальная компетентность как цель образования личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
612
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальность / социализация / профессиональная социализация / социальная компетентность / sociality / socialization / professional socialization / social competence

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гороховская Надежда Анатольевна, Рулиене Любовь Нимажаповна

В статье представлены результаты контент-анализа понятия «социальная компетентность». Сформулирована проблема формирования социальной компетентности будущих программистов. Социальная компетентность определяется как динамическая интегральная характеристика качеств личности, позволяющих гармонично выполнять социальные роли и развиваться при взаимодействии в социуме и профессиональной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гороховская Надежда Анатольевна, Рулиене Любовь Нимажаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL COMPETENCE AS PURPOSE OF EDUCATION OF THE PERSONALITY

Results of the content analysis of the concept "social competence" are presented in article. The problem of formation of social competence of future programmers is formulated. Social competence is defined as the dynamic integrated characteristics of the qualities of the personality allowing to carry out harmoniously social roles and to develop at interaction in society and the professional environment.

Текст научной работы на тему «Социальная компетентность как цель образования личности»

УДК 37.035

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© Гороховская Надежда Анатольевна

старший преподаватель кафедры «Информатика и вычислительная техника»,

Бурятский институт инфокоммуникаций СИБГУТИ (БИИК СИБГУТИ) E-mail: [email protected]

© Рулиене Любовь Нимажаповна

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты контент-анализа понятия «социальная компетентность». Сформулирована проблема формирования социальной компетентности будущих программистов. Социальная компетентность определяется как динамическая интегральная характеристика качеств личности, позволяющих гармонично выполнять социальные роли и развиваться при взаимодействии в социуме и профессиональной среде.

Ключевые слова: социальность, социализация, профессиональная социализация, социальная компетентность.

Образование как процесс образовательной деятельности следует рассматривать как личностную ценность, т. к. в процессе освоения и присвоения общественного опыта и знаний формируется образ, лик личности. Образование в современном самообучающемся обществе признается одной из важнейших сфер жизнедеятельности современного человека. В процессе образования личности решается актуальная гуманитарная проблема — проблема социальности человека, формирования навыков общественности, общежительности, гражданственности, построения правильных взаимоотношений и др.

В социальности продолжаются и пересекаются индивидуальные особенности человека и социальные аспекты жизнедеятельности [9]. Социальность отражает совместность жизнедеятельности людей и проявляется в ценностях, правилах взаимоотношений, выборе жизненного или профессионального опыта других людей, использовании банка корпоративных знаний.

Применительно к педагогической практике социальность является результатом социального воспитания, направленного на формирование знаний и умений социально-одобряемого поведения (макросоциальности) и способности быть субъектом социальных отношений, реализовать индивидуальность в реальных социальных условиях (микросоциальности).

Ключевой категорией социального воспитания является социализация [1], рассматриваемая усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспро-

изводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В контексте учения о деятельности [А.Н.Леонтьев], человек по мере взросления центрируется на определенном виде деятельности, усваивает новые социальные роли, соответственно меняется его социальность.

Б.Д. Парыгин описывает процесс социализации как вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций [5]. Таким образом, человек приобретает социальность на протяжении всей своей профессиональной и личной жизни. Фактором социализации является коммуникативность как способность общаться [7]. Основой коммуникативности является готовность действовать определенным образом по отношению к себе, к другим, к ситуации.

В современном обществе проблема социальности обрела новый смысл. Имеет место быть инновационный социально-педагогический феномен — киберсоциализация человека [6], характеризующаяся качественными изменениями структуры самосознания личности, происходящими под влиянием и в результате использования современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.

Таким образом, проблема социальности личности в современном информационном обществе становится объектом педагогической науки и практики. Учитывая актуальность социализации личности в киберпространстве, мы обращаем внимание на проблему формирования социальной компетентности будущих программистов — студентов, образовательная деятельность которых осуществляется в электронной информационно-образовательной среде.

Нами был проведен контент-анализ понятия «социальная компетентность», используемого в авторефератах кандидатских диссертаций по педагогике.

Таблица 1

Варианты определения понятия «социальная компетентность»

№ п/п Автор Определение понятия «социальная компетентность» Краткая интерпретация

1. Леднева И.В. состояние равновесия между предъявляемыми к человеку требованиям со стороны общества и среды, в которых он живет, и его возможностями, между социальными ожиданиями и овладение человеком социальными ролями Состояние равновесия между общественными требованиями и социальными качествами

2. Кранокутская С.Н. совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей. Социальные качества, способности, знания, умения, навыки для интеграции в общество

3. Авдюкова А.Е. интегральная характеристика социальных качеств, позволяющих человеку проявлять активность в социуме и субъектном опыте личности Социальные качества личности для обретения субъектного опыта

4. Нурутдинова Ж.В. базисная, интегративная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами Базисная и инте-гративная характеристика личности для овладения социальной реальностью

5. Рачева С.С. интегративное качество личности, соединяющее ценностное понимание социальной действительности, конкретные качества личности, способности, умения и социальные знания как руководство к действию, субъектную готовность к самоопределению, применение социальных умений в главных сферах деятельности человека Интегративное качество личности для применения социальных умений

6. Борисенко Е.Н. интегративное качество личности, которое дает человеку возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично сочетая свои собственные позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества Интегративное качество личности для выполнения социальной роли

7. интегративная характеристика, отражающая способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, другого и не противоречащих нормам, ценностям общества, в котором он находится. Интегративная характеристика способности взаимодействовать в обществе

8. Почебут Д.А. способность к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков для успешного создания системы формальных и неформальных социальных связей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию в системе социальных взаимоотношений. Способность к конструктивному использованию социальных знаний

9. Спирин А.В. сложная динамическая интегральная система личностных качеств, обеспечивающая их способность действовать в социуме с учетом позиций других людей. Динамическая интегральная система личностных качеств личности

Как видим, для характеристики исследуемого понятия используются слова-определения «гармоничное взаимодействие», «интегральная характеристика», «качества личности», «социальные знания, умения, навыки», «социальные роли», «способность», «взаимодействие в социуме», «субъективный опыт», «динамическая», «конструктивное использование», «мотивация», «овладение социальной реальность», «эффективное выстраивание поведения».

Таблица 2

Рейтинг используемых слов-определений понятия «социальная компетентность»

Понятие Баллы

гармоничное взаимодействие 6

интегральная характеристика 6

качества личности 5

социальные знания, умения, навыки 3

социальные роли 3

способность 3

взаимодействие в социуме 2

субъективный опыт 2

динамическая 1

конструктивное использование 1

мотивация 1

овладение социальной реальностью 1

эффективное выстраивание поведения 1

Как мы видим, авторы обращают внимание на интегральность качества и его влияние на гармоничное взаимодействие в социуме.

Мы придерживаемся мнения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева Г. М. Андреевой, А. В. Спирин и других, и считаем, что мотивация и субъективный опыт имеют огромное значение в формировании данной компетентности у конкретной личности. При этом данная компетентность не является статичной, а напротив, меняется на протяжении всей жизни человека.

Таким образом, социальная компетентность — это динамическая интегральная характеристика качеств личности, включающая социальные знания, умения, навыки, мотивацию и субъективный опыт, позволяющие гармонично выполнять социальные роли при взаимодействии в социуме.

В образовательном процессе, направленном на подготовку будущих профессионалов следует обратить внимание на формирование навыков успешной социализации в профессиональной деятельности [Н.А. Перинская, Ми-тин Л.М., Кричевский Р.Л.]. Профессиональная социализация включает в себя следующие сферы: деятельность, общение, самосознание [Г.М. Андреев, Н.В. Андреенков, Я.И. Гилинский, Я.Л. Коломинский и др.]. Показателями профессиональной социализации могут выступать критерии удовлетворенности трудом, собой, жизнью [В. П. Захаров, Ю. П. Поваренков, Р.М. Шамио-нов и др.].

Профессиональная социализация основана на усвоении и воспроизводстве профессиональной культуры, отражающей достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства, который формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

По мнению В.В. Звягинцевой [4] на профессиональную социализацию влияют макросреда, микросреда и индивидуальные особенности личности.

Профессиональная социализация тесно связана с понятием «социальная компетентность» в профессии. Рассмотрим определения социальной компетентности в контексте профессиональной деятельности.

И.Г.Захарова [3] определяет социальную компетенцию будущего инженера как свойство личности, возникающее в результате профессиональной подготовки выпускника технического вуза, при котором уровень его подготовленности к жизни и деятельности в обществе, знания, умения, навыки освоения социальных норм и ценностных ориентиров позволяют прогнозировать и продуктивно взаимодействовать с профессиональной и социальной средой, обеспечивать комфортную и эффективную организацию производственного процесса и решение профессиональных задач, быть ответственным за свое и социальное благополучие.

Е.Н. Григорьева [2] считает, что социальная компетенция инженера включает стремление и способность продуктивно взаимодействовать с другими людьми, участвовать в принятии групповых решений, избегая конфликтов и регулируя их ненасильственно, а также осознание профессиональной ответственности инженера за свою профессиональную деятельность перед обществом, коллегами и работодателем в изменяющихся социальных и политических условиях.

Профессиональная социализация рассматривается как широкое понятие предполагающее усвоение профессиональных знаний, умении, опыта и адаптация в профессиональной среде.

Понятие «социальная компетентность» будущих специалистов имеет более узкую направленность и предполагает усвоение норм, ценностей профессионального сообщества, умение нести ответственность за результаты своей деятельности перед обществом, умение взаимодействовать в профессиональной и социальной среде.

Очевидно, профессиональную компетентность следует рассматривать в качестве компонента понятия «профессиональная социализация».

Профессиональная социализация протекает параллельно с общей социализацией, и акцентируем на необходимость мотивации и саморазвития студентов как основу их социализации.

Таким образом, социальная компетентность будущего программиста — это динамическая интегральная характеристика качеств личности, включающая в себя социальные знания, умения, навыки, профессиональную культуру, мотивацию, саморазвитие и субъективный опыт, позволяющие гармонично выполнять социальные роли и развиваться при взаимодействии в киберсо-циуме и информационной профессиональной среде.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 366 с.

2. Григорьева Е.Н. Формирование социальной компетенции у будущих инженеров в процессе обучения иностранным языкам в техническом вузе: автореф. дис. ... пед. наук: 13.00.08.- Чебоксары, 2008.-21 с.

3. Захарова И.Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : автореф. дис. ... пед. наук: 13.00.08.- Саратов, 2010.-24 с.

4. Звягинцева В.В. Подходы к профессиональной социализации студентов (по материалам иностранных источников) // Власть. — 2013, №03.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.

6. Плешаков В.А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2010, №2. — С.15-18.

7. Ремезова И.И. Современная философская антропология: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Отд. философии / Отв. ред. Панченко А.И. — М., 2005. — 88 с.

8. Ромм Т.А. Социальное воспитание ресурс развития социальности в человеке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2010, №2. — С. 11-15.

SOCIAL COMPETENCE

AS PURPOSE OF EDUCATION OF THE PERSONALITY

Gorokhovskaya Nadezhda A.

senior teacher of "Informatics and Computer

Facilities" department, Buryat institute infokommunikatsy SIBGUTI

E-mail: [email protected]

Ruliene Lyubov N.

doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of department of general pedagogics of Teacher training college Buryat State University E-mail: [email protected]

Results of the content analysis of the concept "social competence" are presented in article. The problem of formation of social competence of future programmers is formulated. Social competence is defined as the dynamic integrated characteristics of the qualities of the personality allowing to carry out harmoniously social roles and to develop at interaction in society and the professional environment. Keywords: sociality, socialization, professional socialization, social competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.