УДК 378:316
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА «СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА» Е. Н. Борисенко
ESSENTIAL CHARACTERIZATION OF THE PHENOMENON “STUDENT SOCIAL COMPETENCE”
E. N. Borisenko
В статье анализируются теоретические основания, сущность, содержание и структура социальной компетентности студента вуза, даётся её определение, рассматриваются основные виды социальной компетентности студента.
The article deals with the analyses of the theoretical basis, essence, content and structure of the university student social competence, its definition is given, the main types of the university student social competence are considered.
Ключевые слова: определение социальной компетентности, структура и виды социальной компетентности студента.
Keywords: definition of social competence, structure and types of student social competence.
Социальная компетентность личности занимает особое место среди ключевых компетентностей современного молодого человека, поскольку именно она обеспечивает личностную комфортность, профессиональную востребованность, успешность во всех сферах жизнедеятельности. Осознавая это, высшие учебные заведения предпринимают попытки по созданию условий для формирования и развития социальной компетентности студентов.
Работодатели, выдвигая в качестве одного из требований к работнику обладание социальной компетентностью, руководствуются тем, что круг его должностных обязанностей не ограничивается предметом профессиональной деятельности, а включает в себя широкий организационный и социальный контексты. Мнение работодателей и профессионального сообщества нашло отражение в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, особенно в части определения состава общекультурных компетенций выпускника вуза.
Предлагаемые зарубежными и отечественными исследователями (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. М. Кондаков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. В. Хуторской, Г. Селевко, Дж. Равен, М. Стобарт, В. Хутмахер и др.) перечни и классификации компетентностей/компетенций могут отличаться с точки зрения терминологии, номенклатуры, количества и статусного положения компетентностей/компетенций, но практически все классификации включают социальную (если не по названию, то по сути) компетентность/компетенцию или социальные компетентности/компетенции.
Это естественно, поскольку человек, каким бы компетентным работником он ни был, за пределами своей профессии имеет и иные социальные статусы. Такие статусы важны для личности не менее профессии. Понятием, которое фиксирует соответствие ценностей и знаний, способностей и умений субъекта его реальному социальному статусу, согласно
должному уровню культуры, нравственности и права, является социальная компетентность [4].
Изучив различные аспекты социальной компетентности с точки зрения философа, С. З. Гончаров дает глубокое и развернутое определение социальной компетентности: «Социальная компетентность личности есть интегративное социальное качество личности, включающее в свой состав ясное ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию, субъектную способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству, умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права» [4, с. 7 -8].
Социальная компетентность как предмет исследования привлекает внимание зарубежных и отечественных психологов и педагогов, начиная с 80-х годов прошлого столетия.
Д. Майхенбаум связывает социальную компетентность с выполнением социальной роли, с восприятием самого себя и другого, с эффективным общением и поведением в социальных ситуациях [20].
М. Шурэ полагает, что социальная компетентность должна рассматриваться в свете того, как люди ведут себя, и в свете того, как люди думают, потому что в межличностном мире то, как люди думают, может решающим образом повлиять на то, как они себя ведут. Поскольку М. Шуре рассматривает социальную компетентность как умение решать проблемы, то социально более компетентными и лучше адаптированными он считает тех, кто хорошо решает проблемы [21].
В понимании Г. Э. Белицкой, социальная компетентность - это характеристика личности, достигшей высшего уровня осознания социальных проблем и способов взаимодействия с обществом, когда субъектная позиция каждой из сторон стано-
вится результатом проблематизации социального мышления личности. Социальная компетентность личности в исследованиях Г. Э. Белицкой - это «прежде всего, уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций на социальные явления» [3, с. 30].
В психологической литературе социальную компетентность связывают с коммуникативными способностями и умениями, с теми индивидуальными характеристиками и способами поведения, которые делают человека способным успешно строить социальные отношения Человек социально компетентен, если он может вести себя подобающим образом в той или иной ситуации. К социальной компетентности относят также умение человека быстро и гибко менять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации [19].
В педагогике, психологии, социальной психологии, психологии профессионализма рассматривается проблема взаимосвязи профессиональной и социальной компетентностей.
А. К. Маркова представляет социальную компетентность как разновидность профессиональной компетентности. По мысли автора, социальная компетентность - это «владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда» [13, с. 34].
Социальная компетентность должна включать такие способности и качества, как контактность, умение вести переговоры, достигать поставленных целей, способность к адаптации, обучению, личная инициатива, готовность принимать на себя ответственность [8].
А. Ю. Петров рассматривает социальную компетентность как компонент профессиональной компетентности педагога, обеспечивающий реализацию индивидом различных социальных позиций, значимых для каждого современного человека [15].
В профессиональной и социальной педагогике Германии социальная компетентность понимается как ключевая квалификация, необходимая в любой профессии, при этом «социальная» указывает на направленность данной ключевой квалификации на межличностные отношения, а «компетентность» дает её качественную оценку. В профессиональной деятельности социальная компетентность проявляется как способность успешно взаимодействовать с руководителями и коллегами в социальных ситуациях. В личностном, профессиональном и общечеловеческом контексте социальная компетентность рассматривается как способность человека поступать самостоятельно, предусмотрительно и с пользой для дела. Способности и качества, которые связывают с понятием «социальная компетентность», включают коллегиальность, открытость, честность, эмпатию, контактность, инициативность, социальную ответственность, прилежание, коммуникабельность, уверенность в себе, дисциплинированность,
чувствительность, критичность, саморефлексию [22].
Социальную компетентность часто характеризуют как «зонтичную конструкцию», охватывающую такие составляющие, как мотивация, социальный интеллект, способность давать нравственную оценку, интеракция, коммуникация, социальные интересы, когнитивные процессы внедрения, уверенность в себе, сочувствие, социальное восприятие и т. д., объединяющиеся в новую комплексную «сверхкомпетентность» [22].
В. Мясников и Н. Найденова полагают, что социальная компетенция - это компетенция, «определяющая политическую корректность, деятельностную корректность в социальном поле, защиту собственных прав и интересов. Независимость в социальном аспекте определяется способностью человека к идентификации, оцениванию, защите источников жизни и прав, готовности к разумным ограничениям. Человек должен уметь работать индивидуально и в группах; уметь анализировать ситуации; быть готовым к кооперации и участию в разных руководящих и пассивных ролях в группе; формировать и участвовать в демократических организациях; разрешать конфликты; следовать правилам совместного функционирования; толерантно относиться к социальным и культурным различиям» [14, с. 150].
Пожалуй, самое лаконичное определение социальной компетентности дано Г. Селевко. Оно выглядит следующим образом: «уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде» [17, с. 141].
В 2000-е годы в нашей стране появились работы, посвященные психологическим и педагогическим проблемам формирования социальной компетентности старших школьников и студентов вузов, в которых уточнялось понятие социальной компетентности, выделялись её структурные компоненты, обосновывались психологические и педагогические условия развития и формирования социальной компетентности подростков и молодежи и т. д.
Н. В. Калинина, исследуя проблемы развития социальной компетентности школьников, приходит к определению социальной компетентности как интегративного личностного образования, которое «объединяет в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, и позволяет интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социальнозначимых целей и решения проблем» [9, с. 20].
Социальная компетентность личности, по мнению Т. И. Самсоновой, все чаще рассматривается сегодня как глобальная характеристика человека, выступающая средством социальной адаптации и самореализации личности в современных социальных условиях. Социальная компетентность - это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующееся в процессе социализации и позволяющее
человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Социальная компетентность включает в себя знания об устройстве и функционировании социальных институтов общества, социальных структурах и процессах; знания ролевых требований и ожиданий. Она предполагает наличие ролевого поведения и эффективного социального взаимодействия, а также знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта. Социальная компетентность также подразумевает знания общечеловеческих норм и ценностей, обычаев, традиций, нравов и законов в различных сферах и областях социальной жизни [16].
Решая проблемы развития социальной компетентности в юношеском возрасте, Г. И. Марасанов и Н. А. Рототаева рассматривают её на философско-психологическом уровне и на уровне психологии развития. В первом случае, социальная компетентность определяется в широком смысле как интегративная характеристика, отражающая способности проявлений адаптивного и неадаптивного видов активности субъекта деятельности в их диалектическом единстве. Во втором случае, в узком смысле слова, на уровне психологии развития, социальная компетентность - это интегративное понятие, которое отражает «возможности субъекта юношеского возраста осознавать взаимосвязанные процессы профессионализации, социальной адаптации и личностного самоопределения, в которые он оказывается погружен, и целесообразно управлять ими» [12, с. 67].
С. С. Бахтеева в контексте формирования социальной компетентности студентов вузов экономического профиля раскрывает понятие социальной компетентности как интегрального личностного образования, которое соединяет в себе «ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания, выступающие в качестве руководства к действию, субъектную способность к самоопределению и нормосо-зиданию, личностное умение осуществлять социальные технология в главных сферах деятельности человека» [2, с. 10].
В исследовании С. Н. Краснокутской социальная компетентность студентов-будущих специалистов представлена как совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей. С. Н. Краснокутская связывает социальную компетентность с выполнением человеком основных социальных ролей: семьянина, профессионала и гражданина, отсюда «состав социальной компетентности имеет следующее содержание: готовность к профессионально-трудовой деятельности, готовность к созданию собственной семьи, готовность к выполнению гражданских функций» [10, с 20].
Н. В. Ляхова полагает, что социальная компетентность студентов педагогического вуза - это
«интегративное качество личности, обеспечивающее позитивное отношение их к себе и другому, основанное на признании субъективности другого и собственной субъектности», а сущность социальной компетентности студентов заключается «в осознанном, позитивном и адекватном отношении, основанном на реализации баланса (равновесия) между кооперацией (учетом ожиданий другого человека, его интересов и потребностей) и конфронтацией (отстаиванием собственных интересов и запросов)» [11, с. 22]. Содержание социальной компетентности включает: принятие себя, адекватное оценивание своей личности, самоконтроль поведения и деятельности, личностную рефлексию; принятие другого человека, признание его субъективности, уважительное отношение к другому, коммуникативную рефлексию [11].
А. А. Демчук рассматривает развитие социальной компетентности в вузе как важное направление совершенствования подготовки будущего специалиста, и обосновывает место социальной компетентности как ведущей в структуре ключевых компетенций личности, которые необходимы для социально продуктивной деятельности любого современного специалиста. В определении А. А. Демчук социальная компетентность - это «интегративная характеристика личности, включающая знания о социальных сетях, нормах реципрокности (взаимности), ценностно-смысловое понимание социальной действительности и умения социального взаимодействия в различных социальных ситуациях» [5, с. 11].
В исследовании А. В. Спирина, социальная компетентность студентов трактуется как многоуровневая категория, которая формируется на протяжении всей жизни человека, содержание которой меняется с учетом характера требований, предъявляемых к социальным ролям, особенностями вита-генного опыта личности, её возраста. Автор под социальной компетентностью понимает «сложную динамическую интегральную систему личностных качеств, обеспечивающую способность человека действовать в социуме с учетом позиций других людей. Она предполагает владение социальными знаниями и умениями, наличие опыта принятия решений в нестандартных ситуациях, готовность к взаимодействию с разными людьми» [18, с. 12].
Проанализировав вышеприведенные и другие работы отечественных и зарубежных исследователей, мы пришли к следующим выводам:
1) социальная компетентность рассматривается как способность; совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений; интегративное социальное качество личности; интегральная система личностных качеств; интегративное/интегральное личностное образование; интегративная характеристика личности; глобальная характеристика человека;
2) авторы единодушны в том, что социальная компетентность проявляется во всех главных сферах жизнедеятельности человека: в семье, учебном заведении, на предприятии; в личностном, общече-
ловеческом и профессиональном контекстах; в системе социальных институтов, норм и отношений и т. д.;
3) социальная компетентность трактуется исследователями как многоаспектное понятие, охватывающее успешную социальную адаптацию личности; интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей; адекватное функционирование человека в новых социальных ситуациях; общение в совокупности его трех сторон - коммуникации, интеракции и перцепции; эффективное взаимодействию человека с социальным окружением, позитивное отношению человека к социальному окружению и социального окружения к нему; продвижение по службе, успех в профессиональной деятельности; развитие духовных и материальных потребностей личности; творческое саморазвитие и самореализацию личности и т. д.
Если выделить главное, объединяющее взгляды ученых на социальную компетентность, то суть социальной компетентности сводится к следующему: социальная компетентность - это интегративное качество личности, которое дает человеку возможность жить и действовать в социуме с учетом позиций и интересов других людей и своих собственных позиций и интересов. Другими словами, социальная компетентность обеспечивает как собственное благополучие человека, так и благополучие общества.
В отечественных и зарубежных работах, посвященных социальной компетентности, значительное место отводится рассмотрению её структуры.
Д. Майхенбаум в структуру социальной компетентности включает систему смыслов и интересов индивида, когнитивные процессы и поведение человека, причем эти компоненты находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом и с социальным окружением. Важными компонентами социальной компетентности, по его мнению, также являются эмпатия, перцептивные и коммуникативные умения [20].
С. З. Гончаров в структуре социальной компетентности выделяет такие компоненты:
1) аксиологический (иерархия главных жизненных ценностей);
2) гносеологический (верные социальные знания, необходимые для взаимодействия человека с самим собой (самовоспитание, саморазвитие), с другими людьми для оптимального решения социально значимых задач; такие знания предполагают методологическое, категориальное, рефлексивное и проективное мышление; такое мышление оперирует системными связями целого, что позволяет субъекту решать социальные задачи принципиально, в общем виде и многообразно варьировать общее решение применительно к меняющимся частным ситуациям);
3) субъектный (готовность к самоопределению и самоуправлению, самодеятельности и нормотворчеству, умение порождать самостоятельно новые причинные ряды в социальной реальности и нести ответственность за принятое и сделанное);
4) праксиологический/технологический (умение осуществлять гуманитарно-социальные технологии и коммуникации в системе социальных норм, институтов и отношений) [4].
Структура социальной компетентности в исследовании С. С. Бахтеевой объединяет следующие компоненты: индивидуально-личностный, социологический, жизненно-футурологический [2].
С. Н. Краснокутская называет два структурных компонента социальной компетентности: содержательно-деятельностный и личностный. Содержательно-деятельностный компонент компетентности представлен сбалансированным сочетанием социальных знаний, умений и навыков, а в качестве личностной составляющей выступает сформированная позиция человека, осознание им необходимости приобретения социальных знаний для будущей самостоятельной жизнедеятельности [10].
В структуре социальной компетентности
Н. В. Калинина выделяет две образующие: когнитивно-поведенческую и мотивационно-личностную. Когнитивно-поведенческая образующая включает в себя: социальный интеллект (социальные знания, их структурированность, адекватность), социальные умения, навыки социального поведения, включающие продуктивные приемы выполнения социальнозначимой деятельности, умения эффективного взаимодействия и навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях. Мотивационно-личностная образующая представлена мотивами и ценностями самореализации в обществе (мотивы достижения, самореализации в социально-значимой деятельности, осмысленность жизни), а также личностными свойствами, обеспечивающими самореализацию личности [9].
Т. И. Самсонова в структуру социальной компетентности кроме ценностного и исполнительнодеятельностного компонентов включает рефлексивный компонент. Автор мотивирует это тем, что принятие решений по преодолению социальных проблем требует от человека постоянной самореф-лексии, способствующей адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий. Необходимо также восприятие и понимание людьми друг друга, то есть коммуникативная рефлексия. Требуется и видение перспективы, прогнозирования развития социальной ситуации и анализа уже свершившихся событий. Поэтому в качестве одного из важнейших компонентов в структуре социальной компетентности выступает рефлексивный компонент [16].
Социальная компетентность, по мнению А. А. Демчук, обладает следующей структурой: когнитивный компонент (знаниевый): знания о социальных сетях, нормах реципрокности (взаимности); аксиологический (ценностно-смысловой) компонент: ценностно-смысловое понимание социальной действительности; конативный (поведенческий) компонент: умения социального взаимодействия в различных социальных ситуациях [5].
Сравнивая изложенные авторами точки зрения на то, какой должна быть структура социальной
компетентности, мы не могли не отметить их полное или частичное совпадение, при этом количество структурных компонентов может отличаться в силу укрупнения единиц, а терминология может быть синонимичной.
В основе предлагаемой нами структуры социальной компетентности лежит обобщеннособирательная структура компетентности, полученная в результате анализа работ Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. Ю. Петрова, Дж. Равенна, Ю. Г. Татура, А. В. Хуторского и др. Таким образом, структура социальной компетентности должна включать:
1) когнитивный компонент;
2) аксиологический компонент;
3) мотивационный компонент;
4) поведенческий компонент;
5) эмоционально-волевой компонент;
6) персональный компонент (качества личности, входящие в состав компетентности).
Часто в программных документах, научных и методических публикациях речь идет не об одной социальной компетенции или компетентности, а о социальных компетенциях/компетентностях и их видах. Совет Европы, например, к ключевым компетенциям относит политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.
И. А. Зимняя выделяет компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровень воздействия на реципиента [7].
Позже в составе социально-профессиональной компетентности И. А. Зимняя выделяет социальный блок, который обеспечивает жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми. Он представлен пятью ключевыми социальными компетентностями: здоровьесбереже-ния, гражданственности, социального взаимодействия, общения и информационных технологий [6].
Подчеркивая многогранность социальной компетентности, А. С. Петров указывает на то, что социальная компетентность содержит несколько составляющих, каждая из которых может рассматриваться как самостоятельная компетентность (социально-гражданская, социально-коммуникативная,
информационная и социально-индивидуальная компетентности) [15].
Выделение видов социальной компетентности/компетенции позволяет авторам говорить о социально-трудовой компетенции/компетентности (А. В. Хуторской), социально-личностных компетенциях (Э.Ф. Зеер, А. Сенашенко, В. Халин), социально-коммуникативной компетентности (И. Г. Захарова, О. Ларионова, А. Ю. Петров, М. Розенова), социально-перцептивной компетентности
(Е. А. Климов, А. К. Маркова, А. Фатыхова). Упоминаются также социально-правовая и социальноэкономическая компетентности (Э. Ф. Зеер), социально-психологическая компетентность (Ю. М. Жуков, А. Панфилова), социально-репродуктивная компетентность (А. М. Кондаков).
Как показывает анализ, большинство авторов связывают необходимость формирования социальной компетентности и её видов с их важностью для будущей или осуществляемой профессиональной деятельности.
Признавая важность профессиональной деятельности в жизни человека, мы считаем, что нельзя приуменьшать важность периода обучения в вузе, рассматривать его как некий промежуточный период, ценность которого заключается лишь в том, что это период подготовки к профессиональной жизни и к жизни в целом. Студенческие годы - не подготовка к жизни, а сама жизнь. Обучение в вузе длится 4 - 5 лет. Для молодого человека - это значительный отрезок времени, наполненный интересными, важными событиями, часто не связанными непосредственно с будущей трудовой деятельностью. Неслучайно по прошествии лет люди вспоминают студенческие годы как самые счастливые и интересные годы своей жизни.
Однако немало тех, у кого студенческие времена вызывают негативные воспоминания. Это может быть связано, как с неправильным выбором профиля вуза, неудачами в личной жизни, так и с неумением вписаться в студенческую и вузовскую среду, неумением общаться со сверстниками и преподавателями, неумением участвовать в общественной жизни и продуктивно использовать свободное время и т. д. Что свидетельствует об отсутствии или низком уровне сформированности социальной компетентности студента или её отдельных видов.
Говоря о важности формирования социальной компетентности в период обучения в вузе, С. С. Бахтеева подчеркивает, что, «во-первых, в этот период личность получает профессию и гуманитарные знания, профессиональную, личностную и общекультурную подготовку, при этом создается возможность их органического синтеза; во-вторых, в этот период осуществляется процесс интенсивного мировоззренческого поиска главных жизненных ценностей, своего «Я», личного образа жизни» [2, с. 11].
Ставя перед собой задачу - определить номенклатуру социальных компетентностей студента высшего учебного заведения, мы опирались на анализ рассмотренных выше работ, учитывали сферы жиз-
недеятельности студента, основные виды его деятельности (учебная, общественно-полезная, досуговая и др.), проблемы, возникающие перед студентом в ходе осуществления разнообразной деятельности и общения с окружающими, а также социальные компетентности, необходимые выпускнику вуза в его будущей профессиональной деятельности и за её пределами, которые будут развиваться на базе сформированных в вузе социальных компетентностей. Немаловажным фактором в определении номенклатуры социальных компетентностей студента оказались возможности вуза по созданию условий для их формирования.
Исходя из этого, мы считаем, что социальная компетентность студента вуза должна объединять следующие составляющие (парциальные компетентности): компетентность в общении, гражданскую, культурно-досуговую и социальноличностную компетентности. Следовательно, социальную компетентность студента можно представить как единство парциальных компетентностей, которые неразрывно связаны, взаимодополняют, взаимовлияют и частично перекрывают друг друга.
Согласно принятой нами структуре, каждая парциальная компетентность включает:
1) когнитивный компонент,
2) аксиологический компонент,
3) мотивационный компонент,
4) поведенческий компонент,
5) эмоционально-волевой компонент,
6) персональный компонент.
Последний из перечисленных компонентов объединяет социально-психологические качества личности, проявляющиеся в социальной компетентности. Поскольку в современной социальнопсихологической науке проблема перечня социально-психологических качеств личности остается открытой, ориентиром при выборе социальнопсихологических качеств может служить определение, предложенное Г. М. Андреевой: «Социальнопсихологические качества личности - это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними» [1, с. 301]. Из этого определения следует, что спектр социально-психологических качеств довольно широк, и исследователю предоставлена определенная степень свободы при их выборе.
В социально-психологических качествах, входящих в персональный компонент, можно выделить группу качеств, проявляющихся во всех социальных компетентностях. Анализ публикаций по проблемам формирования и развития социальной компетентности и её видов показал, что данная группа включает такие качества, как социальная активность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, инициативность, коммуникабельность, рефлексивность, эмпатийность, толерантность,
адаптивность, креативность.
Отсутствие или слабая выраженность у студента каких-либо из перечисленных качеств не говорят о социальной некомпетентности студента или не-
возможности формирования социальной компетентности, а указывают на трудности, которые придется преодолевать в процессе формирования и развития социальной компетентности.
Социальная компетентность является интегративным качеством личности студента, которое дает ему возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственных позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества.
Социальная компетентность студента проявляется в его взаимоотношениях с окружающими, в быстрой социальной адаптации, осуществлении социального сотрудничества, здоровом образе жизни, успешности в основных видах деятельности, ответственности за своё настоящее и будущее. В будущем, после окончания высшего учебного заведения, обладание социальной компетентностью будет способствовать успешной профессиональной деятельности и карьерному росту выпускника вуза.
Литература
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
2. Бахтеева, С. С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля [Текст] / С. С. Бахтеева: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань : Ин-т сред. проф. образования РАО, 2001. - 20 с.
3. Белицкая, Г. Э. Социальная компетентность
личности [Текст] / Г. Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности: под ред.
А. В. Брушлинского. - М.: Институт психологии РАН, 1995. - С. 24 - 108.
4. Гончаров, С. З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение [Текст] / С. З. Гончаров // Образование и наука.
- 2004. - №2 (26). - С. 3 - 18.
5. Демчук, А. А. Развитие социальной компетентности студентов в поликультурной образовательной среде вуза [Текст] / А. А. Демчук: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ: СевероОсетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2010. - 24 с.
6. Зимняя, И. А. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов [Текст] / И. А. Зимняя, Е. В. Земцова // Высшее образование сегодня. -2008. - №5. - С. 14 - 19.
7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая
парадигма результата образования [Текст] /
И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003. - № 5. - С. 34 - 42.
8. Зникина, Л. С. Межкультурная компетенция в профессиональной подготовке менеджеров [Текст] / Л. С. Зникина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. -175 с.
9. Калинина, Н. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников [Текст] / Н. В. Калинина: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2006. - 42 с.
10. Краснокутская, С. Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза [Текст] /
С. Н. Краснокутская: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь: Ставропольская правда. - 23 с.
11. Ляхова, Н. В. Педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности студентов педагогического вуза [Текст] / Н. В. Ляхова: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск: Красноярский гос. пед. университет, 2008. - 24 с.
12. Марасанов, Г. И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте [Текст] / Г. И. Марасанов, Н. А. Рото-таева. - М.: Когито-Центр, 2003. - 172 с.
13. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Знание, 1996. -309 с.
14. Мясников, В. Компетенции и педагогические измерения [Текст] / В. Мясников, Н. Найденова // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 147 -151.
15. Петров, А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерных педагогических кадров [Текст] / А. Ю. Петров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Киров: ВятГ-ГУ, 2005. - 40 с.
16. Самсонова, Т. И. Социальная компетентность подростков: технологии её формирования [Текст] / Т. И. Самсонова. - СПб. : Изд-во СПбГУ-СЭ, 2007. - 183 с.
17. Селевко, Г. Компетентности и их классификация [Текст] / Г. Селевко // Народное образование.
- 2004. - № 4. - С. 138 - 142.
18. Спирин, А. В. Формирование социальной компетентности студентов в межвузовском образовательном центре [Текст] / А. В. Спирин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома: Костромской госуниверситет им. Н. А. Некрасова, 2010. - 24 с.
19. Хинш, Р. Социальная компетенция; пер. с нем. [Текст] / Р. Хинш, С. Виттманн. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2005. - 192 с.
20. Meichenbaum, D. Components of the Model /
D. Meichenbaum, L. Butler, L. Gruson // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye.
- New York, London : The Guilford Press, 1981. -Р. 37 - 60.
21. Shure, M. B. Social Competence as a Problemsolving Skill / М. В. Shure // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye. - New York, London : The Guilford Press, 1981. - P. 158 -185.
22. Wellhofer, P. R. Schlusselqualifikation Sozialkompetenz / P. R. Wellhofer. - Stuttgart: Lucius & Lucius, 2004. - 222 S.