УДК 37.013.42 ББК 74.66
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПРОГРАММИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
THE MODEL OF FORMING THE SOCIAL COMPETENCE IN FUTURE PROGRAMMERS THROUGH COLLABORATIVE E-LEARNING
Гороховская Надежда Анатольевна
Старший преподаватель кафедры «Информатика и вычислительная техника» Бурятского института инфокоммуникаций СИБГУТИ (БИИК СИБГУТИ) E-mail: [email protected]
Рулиене Любовь Нимажаповна
Профессор кафедры общей педагогики Педагогического института Бурятского государственного университета, доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. Авторы анализируют проблемы гуманитаризации образования в условиях современного цифрового общества. В статье предложена модель формирования социальной компетентности в условиях коллаборативного электронного обучения, основанная на методологии Agile и технологии Scrum.
Ключевые слова: социальная компетентность, коллаборативное электронное обучение, Agile, технология Scrum.
Gorokhovsky Nadezhda A.
Senior lecturer at the Department of Computer Science and Technology, Buryat Institute of Infocommunication Sciences SIBSUTI (BIIK SIBSUTI)
E-mail: [email protected] Ruliene Lubov N.
Professor at the Department of General Pedagogy of Pedagogical Institute, Buryat State University, PhD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Abstract. The authors analyze the problems of humanization of education in the context of modern digital society. The article proposes a model of forming the social competence through the collaborative e-learning, based on the Agile methodology and Scrum technology.
Keywords: social competence, collaborative e-learning, Agile, Scrum technology.
Кардинальные изменения, охватившие все сферы жизнедеятельности современного человека, вызваны технологическими прорывами в области искусственного интеллекта, роботизации, Интернета вещей, нанотехнологии, биотехнологии, материаловедения, накопления и хранения энергии. Мир находится на пороге 4-й промышленной революции, совершенствуются системы производства, потребления, транспортировки и поставки продукции [1]. Современные люди учатся, работают, общаются в цифровом обществе.
Существует проблема гуманитарной культуры современных специалистов, взаимодействующих в условиях виртуально-реального пространства. Одним из способов гуманитарного взаимодействия в сфере разработки программного обеспечения является кол-лаборация.
Под коллаборацией понимают философию взаимодействия людей, работающих вместе для получения конкретного продукта или цели [2].
Коллаборативное обучение направлено на повышение индивидуального успеха участников при концентрации внимания на качестве межличностных отношений в предлагаемой деятельности. Этот метод способствует приобретению познавательных и социальных навыков, не являющихся врожденными [3]. В условиях коллаборативного обучения ответственность постоянно делится между всеми участниками и их действия влияют на конечные результаты.
Наше исследование направлено на обоснование и разработку модели формирования социальной компетентности как педагогической системы, системообразующим фактором которой является социальный заказ [4]. Исследование проводилось на базе Бурятского института инфокоммуникаций филиала Сибирского государственного университета информатики и коммуникаций. Для эксперимента были выбраны группы, обучающиеся по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», квалификация техник-программист ПОВТ-251, и группа по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника».
Формирование социальной компетентности у будущих программистов, на наш взгляд, успешно в условиях коллаборативного электронного обучения, рассматриваемого нами как сотрудничество обучающихся, объединенных одной целью, организованное в глобальной сети Интернет.
Функциональная модель формирования социальной компетентности у будущих программистов содержит блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельност-ный, результативно-критериальный (рис.).
Целевой блок учитывает запросы студентов, профессиональный стандарт, требования работодателя. Для выявления запросов студентов было проведено анкетирование и тестирование, позволившее определить коммуникативные и организаторские способности у студентов старших курсов. Было выявлено, что 90% студентов имеют низкий и средний уровень коммуникативных навыков, желают их развивать, так как данные навыки способствуют личностному росту и повышают шансы успешного трудоустройства.
Стандарт специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» содержит общие компетенции ОК-6 «Работа в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», ОК-7 «Брать на себя ответственность за работу
Целевой блок
Стандарт по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»: ОК 6, ОК 7
Требования работодателя
Применение инноваций; сокращение издержек; оптимизация деятельности на основе сотрудничества
Цель - формирование социальной компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения
Содержательный блок
Структурные компоненты социальной компетентности: когнитивный, персональный,
поведенческий, мотивационный, эмоционально-волевой
О
Подходы: личностно-деятельностный, системный, компетентностный Принципы: коммуникативный; личностно-ориентированный; контекстный
Организационно-деятельностный блок
Средства: веб-сервис для управления сложными проектами; веб-сервис для хостинга 1Т-проектов и их совместной разработки
Принципы и ценности Agile
Технология Scrum
Результативно-критериальный блок
Структурные компоненты социальной компетентности Когнитивный Персональный Поведенческий Мотивационный Эмоционально-волевой
Критерии оценки Сформиро-ванность знаний о психологических основах социального взаимодействия Сформирован-ность личностных качеств Сформирован-ность социальных навыков Сформирован-ность мотивации на взаимодействие Сформированность навыков саморегуляции
ЗЕ
Уровни формирования социальной компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения
ЗЕ
Результат - положительная динамика роста уровня социальной компетентности
Рис. Модель формирования социальной компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения
членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий»; навыки, указанные в общих компетенциях, входят в состав социальной компетентности и подчеркивают актуальность ее формирования. Беседа с работодателями (ООО «Байкалсофт», БФ ПАО «Ростелеком», ООО «РБ-Софт») показала, что работодатели заинтересованы в работниках, владеющих социальной компетентностью. Современный рынок предъявляет к организациям, разрабатывающим программные продукты, требования, связанные с инновациями, сокращением издержек, оптимизацией деятельности на основе сотрудничества, а одним из путей достижения данных показателей является применение коллаборативного взаимодействия [5].
Содержательный блок содержит структурные компоненты модели: когнитивный, персональный, поведенческий, мотивационный, эмоционально-волевой. Под данными компонентами мы понимаем: когнитивный - сформированность знаний о психологических основах социального взаимодействия в условиях реально-виртуального общения; персональный - сформированность личностных качеств; поведенческий - сформирован-ность социальных навыков; мотивационный - сформированность мотивации на взаимодействие; эмоционально-волевой - сформированность навыков саморегуляции.
В основу модели заложены личностно-деятельностный, системный, компетентност-ный подходы.
Формирование социальной компетентности проходит в процессе социализации личности. Личностный подход реализуется через выполнение индивидуального задания студентом в групповой работе. В процессе коллаборативного электронного взаимодействия происходит личностный и профессиональный рост студента.
Формирование компетенций невозможно без деятельностного подхода, так как только в процессе деятельности происходит развитие и социализация личности. В процессе коллаборативного электронного обучения студенты выполняют командную работу, тем самым происходит активное формирование социальных навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих программистов.
Профессиональное обучение будущих программистов основывается на Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Стандарт предполагает, что техник-программист владеет общими и профессиональными компетенциями, в связи с этим компетентностный подход был выбран нами как один из основных для данной модели.
В построении модели формирования социальной компетентности в условиях кол-лаборативного электронного обучения нами были избраны принципы:
• формирования социальных навыков в процессе выполнения профессиональных задач;
• научной подготовки специалистов в области информационных технологий и технологий программирования;
• сознательности и активности обучающихся.
Организационно-деятельностный блок представлен средствами и методами обучения, обеспечивающими коллаборативное электронное взаимодействие студентов.
При разработке организационно-деятельностного блока мы учитывали мнение 0'№й и ОДиа^ (2008), рассматривающих коллаборативное обучение в команде через
компоненты: адаптивность - определение цели и определение задач; координация - организация групповых мероприятий для выполнения вовремя поставленных задач; принятие решений - использование доступной информации для принятия решения; межличностное взаимодействие - взаимодействие с другими членами группы; лидерство - обеспечение организации группы; общение - четкий и точный обмен информацией. Достижение цели также подразделяется на компоненты: понимание содержания - это владение знаниями для достижения цели; стратегия решения проблемы, разработанная участниками; саморегулирование - мотивация (прилагаемые усилия и эффективность) и метапознание (самоконтроль и планирование) [6].
Все эти компоненты поддерживает стратегия гибкой методологии разработки - Agile. Данная методология характеризуется совместной работой, частым общением, адаптацией к изменениям и принятие решений в текущих проектах. Методология Agile представляет коллаборационное взаимодействие, основанное на ключевых ценностях: люди и их коммуникации важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее комплексной документации, сотрудничество с клиентом важнее обсуждений условий контракта; реагирование на изменения важнее максимально четкого следования плану. Совместная работа, частое общение, адаптация к изменениям и принятие решений в текущих проектах позволяют обеспечивать высокий уровень сотрудничества, основанного на ключевых гуманитарных ценностях: люди и их коммуникации важнее процессов и инструментов; работающий продукт важнее комплексной документации, сотрудничество с клиентом важнее обсуждений условий контракта; реагирование на изменения важнее максимально четкого следования плану [7].
Необходимо выделить педагогически целесообразные принципы Agile: «используйте живое общение для взаимодействия как наиболее эффективный способ передачи информации в проекте»; «гибкие процессы способствуют устойчивому развитию проекта, все участники проекта должны быть готовы поддерживать постоянный темп работы на неопределенный срок», «самые лучшие требования, архитектурные и технические решения появляются у самоорганизующихся команд», «команда должна систематически анализировать возможности повышения эффективности командной работы и соответственно корректировать свою работу» [8].
Другими привлекательными (для педагогики) особенностями Agile являются: визуальный контроль с помощью цветных карточек, сигнализирующих о текущем состоянии процесса; совместная работа участников проекта; постоянная работа над ошибками; ежедневные встречи и организация работы с помощью спринта - отрезка времени (две недели), в период которого необходимо выполнить определенные задачи [9; 10].
В нашем исследовании применяется Scrum - технология реализации принципов и ценностей Agile [11; 12; 13], которую применяют международные компании (Google, Siemens и Ericsson).
В модели формирования социальной компетентности в условиях коллаборативного электронного обучения технология Scrum предусматривает следующий алгоритм:
1) преподаватель выполняет роль заказчика проекта;
2) обучающиеся разбиваются на группы;
3) скрам-мастер регистрирует участников на сервисе, добавляет участников в группу, распределяет задания между участниками, представляет отчет о работе группы;
4) создается список требований к проекту и ранжирование их по приоритету; в ранжировании участвуют все задействованные роли;
5) определяется время и необходимые ресурсы для выполнения каждого требования;
6) формируется бэклог (список требований, подлежащих реализации в спринте (в течение двух недель);
7) планируются задачи спринта на основе требований;
8) выполнение задач отражается на доске, где представлены три столбца «Разработка», «Тестирование», «Релиз»; в столбцах размещают задачи, что позволяет увидеть текущее состояние спринта;
9) на протяжении всего спринта проводятся ежедневные встречи (15 мин);
10) по завершении спринта демонстрируется готовый проект;
11) вносятся изменения в список требований к проекту, формируется новый бэклог и спринт повторяется снова.
Использование метода проектов при групповой работе в образовательном процессе в настоящие время имеет ряд недостатков: проект не выполняется в отведенные сроки, некоторые участники «отсиживаются» за счет других, сложно отследить вклад каждого участника.
В то же время применение технологии Scrum позволяет повысить эффективность разрабатываемого проекта, способствует инновациям, позволяет корректировать действия участников в соответствии с ситуацией, проект разрабатывается в более сжатые сроки, возможность выбора приоритетных задач, возможность отслеживать работу каждого участника, заказчик знакомится с проектом на более ранних этапах, более тесное взаимодействие заказчика и разработчиков.
Для организации электронного коллаборативного взаимодействия по технологии Scrum нами использовались облачный сервис поддерживающий принципы и ценности Agile - Devprom ALM; веб-сервис для хостинга проектов и их совместной разработки -GitHub.
Devprom ALM предоставляет возможность управления вехами, спринтами, бэкло-гом, оценку состояния проекта, оценку загруженности участников, диаграмму сгорания задач. Данный сервис может быть использован при подготовке специалистов в отраслях: государственные учреждения, финансовые услуги, авиастроение, разработка программного обеспечения, промышленное производство; ИТ-консалтинг и другие.
Веб-сервис GitHub обеспечивает хостинг проектов и их командную разработку. Данный сервис основан на системе контроля версий Git. Использование данного хостинга в процессе формирования социальной компетентности обеспечивает коллаборативное взаимодействие студентов в процессе разработки программного обеспечения.
Одним из условий эффективного коллаборативного взаимодействия является наличие начальных социальных навыков у студентов.
Процесс коллаборативного электронного взаимодействия студентов должен содержать крупную и объединяющую цель [5]. Взаимодействие в процессе коллабративного
электронного обучения должно основываться на условиях: взаимозависимости студентов - позволяет обеспечивать мотивацию во взаимодействии; индивидуальной ответственности - обеспечивает результативность выполнения задания; отсутствия соперничества внутри группы - позволяет устранить барьеры для коллаборативного взаимодействия; осознания ценности коллаборативного взаимодействия студентами - повышает мотивацию студентов в коллаборативном обучении; оценивания эффективности коллаборатив-ного взаимодействия в группе - повышает мотивированность студентов и эффективность в коллаборативном взаимодействии.
Результативно-критериальный блок позволяет выявить уровень формирования социальной компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения. Определение уровня сформированности основывается на определенных нами компонентах социальной компетентности у будущих программистов и их ключевых признаков (таблица).
Таблица
Критерии и ключевые признаки «социальной компетентности»
Стру ктурные компоненты социальной компетентности Критерий Ключевые признаки
Когнитивный Сформированность знаний о психологических основах социального взаимодействия в условиях реально-виртуального общения Знание психологических основ коммуникации в условиях реально-виртуального общения
Персональный Сформированность личностных качеств Ответственность, адекватная самооценка, коммуникабельность,
Поведенческий Сформированность социальных навыков Активное участие в команде, навыки конструктивного взаимодействия, организаторские умения и навыки, владение навыками реально-виртуального общения
Мотивационный Сформированность мотивации на взаимодействие Мотивация на взаимодействие
Эмоционально-волевой Сформированность навыков саморегуляции Навыки саморегуляции, самоконтроля
В модели предусмотрено три уровня формирования социальной компетентности у будущих программистов в условиях коллаборативного электронного обучения - низкий, средний, высокий.
Результатом применения данной модели является формирование социальной компетентности. Данная модель может быть использована для организации самостоятельной работы будущих программистов. Преимуществом данной модели является использование в ней современных электронных сервисов, позволяющих организовать коллаборативное
взаимодействие, соответствующее современным требованиям разработки программного обеспечения.
Возможно применение разработанной модели без применения сервера GitHub для подготовки обучающих на других специальностях, использующих в своей деятельности коллаборативное взаимодействие.
Список литературы
1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Эксмо, 2017. - 207 с.
2. Panitz T. Collaborative versus cooperative learning - a comparison of the two concepts which will help us understand the underlying nature of interactive learning. - URL: http://home.capecod.net/~tpanitz/tedsarticles/coopdefinition.htm (дата обращения: 26.11.2016).
3. Фрайссин Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллабора-тивное обучение и педагогические инновации // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4. - С. 119-135.
4. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
5. Хансен М. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 288 с.
6. Assessment of problem solving using simulations / E. L. Baker, J. Dickieson, W. Wulfeck, H. F. O'Neil. - New York: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. - 346 с.
7. The Agile Classroom: Embracing an Agile Mindset In Education? - URL: https:// medium.com/laboratoria/the-agile-classroom-embracing-an-agile-mindset-in-edu-cation-ae0f19e801f3 (дата обращения: 26.11.2017).
8. Стеллман Э., Грин Д. Постигая Agile. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 446 с.
9. Бакунин М. Что такое Agile? - URL: https://bakunin.com/agile-is/ (дата обращения: 30.05.2018).
10. AGILE - гибкая система управления проектами. - URL: https://4brain.ru/blog/ agile/ (дата обращения: 30.05.2018).
11. Уразбаев А. Путеводитель по Scrum. - URL: https://store.internetdevels.com/f/836dd 937d3/urazbaev._kratkiy_obzor_metodologii_scrum.pdf (дата обращения: 20.09.2016).
12. Scrum: революционный метод управления проектами. - URL: https://proektoved. com/metody/scrum.html (дата обращения: 12.09.2016).
13. Методология разработки Scrum. - URL: http://java-online.ru/project-scrum.xhtml (дата обращения: 25.09.2016).
References
1. Schwab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. Moscow: Eksmo, 2017. 207 p. (in Russian)
2. Panitz T. Collaborative versus cooperative learning - a comparison of the two concepts which will help us understand the underlying nature of interactive learning. Available at: http://home.capecod.net/~tpanitz/tedsarticles/coopdefinition.htm (accessed: 26.11.2016).
3. Frayssinhes J. Obuchenie v tsifrovykh setyakh: kooperativnoe obuchenie, kollabora-tivnoe obuchenie i pedagogicheskie innovatsii. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2016, No. 4, pp. 119-135. (in Russian)
4. Slastenin V. A. Pedagogika. Moscow: MAGISTR-PRESS, 2000. 488 p.
5. Hansen M. Kollaboratsiya. Kak pereyti ot sopernichestva k sotrudnichestvu. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. 288 p. (in Russian)
6. Baker E. L., Dickieson J., Wulfeck W., O'Neil H. F. Assessment of problem solving using simulations. NewYork: Lawrence Erlbaum Associates, 2008. 346 p.
7. The Agile Classroom: Embracing an Agile Mindset In Education? Available at: https:// medium.com/laboratoria/the-agile-classroom-embracing-an-agile-mindset-in-edu-cation-ae0f19e801f3 (accessed: 26.11.2017).
8. Stellman A., Greene D. Postigaya Agile. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2015. 446 p. (in Russian)
9. Bakunin M. Chto takoe Agile? Available at: https://bakunin.com/agile-is/ (accessed: 30.05.2018).
10. AGILE - gibkaya sistema upravleniya proektami. Available at: https://4brain.ru/blog/ agile/ (accessed: 30.05.2018).
11. Urazbaev A. Putevoditel po Scrum. Available at: https://store.internetdevels. com/ f/836dd937d3/ urazbaev._kratkiy_obzor_metodologii_scrum.pdf (accessed: 20.09.2016).
12. Scrum: revolyutsionnyy metod upravleniya proektami. Available at: https://proek-toved.com/metody/scrum.html (accessed: 12.09.2016).
13. Metodologiya razrabotki Scrum. Available at: http://java-online.ru/project-scrum. xhtml (accessed: 25.09.2016).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 5