Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура региона: сущность, проблемы и перспективы развития'

Социальная инфраструктура региона: сущность, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2025
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMY / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SOCIAL INFRASTRUCTURE FUNCTIONS / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / SOCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смирнова Ольга Александровна

В статье рассмотрены вопросы развития социальной инфраструктуры региона. Предложена система индикаторов, которая позволяет оценить уровень развития социальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGION SOCIAL INFRASTRUCTURE: ESSENCE, PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

In the article the questions of region social infrastructure development are carried out. The system of indicators which allows evaluating social infrastructure development level is offered.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура региона: сущность, проблемы и перспективы развития»

УДК 332.1:338.49

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

О.А. Смирнова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассмотрены вопросы развития социальной инфраструктуры региона. Предложена система индикаторов, которая позволяет оценить уровень развития социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: региональная экономика, социальная инфраструктура, функции социальной инфраструктуры, индикаторы развития социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура региона - это совокупность единиц региональной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. В состав социальной инфраструктуры региона принято включать: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу организации досуга, сферу общественного питания, службы быта, биржи труда и т.д.

Уровень развития социальной инфраструктуры, несомненно, оказывает огромное влияние на экономические показатели и экономику региона в целом.

Развитие региональной социальной инфраструктуры должно учитывать основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это, прежде всего, решение жилищной проблемы, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объе-

мов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе, молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения. Влияние социальной инфраструктуры на региональную экономику заключается и в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов- основного ресурса экономики.

Исходя из перечисленных функций, в качестве результатов эффективного развития социальной инфраструктуры региона должно происходить: удовлетворение всесторонних потребностей населения, улучшение условий жизнедеятельности, расширение возможностей для развития человеческого потенциала.

Смещение направлений экономического роста региональной экономики в сторону повышения качества жизни населения приводит к увеличению объемов инвестиций в эту сферу.

Ниже автор предлагает следующую систему индикаторов, позволяющих оценить уровень развития социальной инфраструктуры региона (табл.1).

Приведем основные показатели развития социальной инфраструктуры Ивановской области в сравнении с близлежащими областями (табл. 2-3).

88 Экономические науки

Таблица 1 Индикаторы развития социальной инфраструктуры региона

Проблема социальной инфраструктуры Индикаторы развития социальной инфраструктуры

1. Улучшение демографической ситуации - темп роста населения в регионе; - ожидаемая продолжительность жизни населения в регионе; - смертность от всех причин в регионе

2. Решение проблем жилищной сферы - общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя; - доля жилья, нуждающаяся в капитальном ремонте; - введение в действие жилых домов для граждан, проживающих в регионе; - средняя рыночная цена 1 кв. метра жилья в регионе

3. Развитие инфраструктуры - удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, водо-отведением, отоплением, горячим водоснабжением, напольными электроплитами; - уровень газификации региона.

4. Рост благосостояния населения - средняя заработная плата в регионе; - реальные располагаемые доходы домашних хозяйств в регионе на одного члена домохозяйства; - уровень официальной безработицы в регионе.

5. Развитие здравоохранения и состояние здоровья - мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в регионе; - численность больничных коек на 10000 человек населения

6. Развитие сферы образования - обеспеченность детей дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования; - число учреждений высшего профессионального образования

7. Вовлечение населения в общественную деятельность - число приемных дней, часов органов исполнительной власти региона для населения; - возможность высказать свое мнение по важным вопросам; - активность голосования в регионе

Таблица 2

Комплекс показателей, характеризующих социальную инфраструктуру региона

Регионы 2006 2007 2008 2009 2010 2011

1 2 3 4 5 6 7

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года)

Ивановская 8 9 9 9 9 9

Владимирская 4 6 6 7 7 6

Костромская 3 3 3 3 3 3

Ярославская 9 9 9 9 9 9

Нижегородская 18 18 18 18 17 16

Московская 31 33 33 33 32 33

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (на конец года; тыс. посещений в смену)

Ивановская 23,2 23,4 23,1 23,0 29,3 22,6

Владимирская 47,1 46,9 46,5 45,6 45,4 46,5

Костромская 15,3 15,5 16,0 15,2 15,6 16,4

Ярославская 34,1 34,6 34,4 34,3 34,7 34,9

Нижегородская 85,6 85,2 83,8 84,5 84,6 86,3

Московская 176,7 166,7 160,2 165,5 156,2 162,9

Таблица 3

Благоустройство жилищного фонда 2011 г. (в процентах)

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7

Численность больничных коек на 10000 человек населения (на конец года)

Ивановская 113,6 109,7 106,2 103,9 104,0 101,4

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

(на конец года; квадратных метров)

Ивановская 22,7 23,0 23,3 23,6 23,9 24,2

Удельный вес общей площади, оборудованной

Водо- Водоот- Отопле- Ван- Газом Горячим Наполь-

прово- ведением нием нами (сетевым, водо- ными

дом (кана-лиза-цией) (душем) сжиженным) снабжением электроплитами

Ивановская область 66,6 66,5 81,1 58,5 88,1 58,5 2,1

Владимирская область 79,6 74,7 80,7 66,9 91,8 58,5 2,0

Костромская область 71,0 62,4 65,3 51,3 87,4 46,3 3,8

Московская область 81,4 78,9 85,8 73,1 66,7 73,7 16,8

Ярославская область 78,9 75,3 83,3 69,9 89,0 67,7 3,4

Анализ индикаторов развития социальной инфраструктуры Ивановской области позволил сделать следующие выводы:

- демографическая ситуация такова, что Ивановская область относится к группе регионов, доля которых в общей численности населения России постоянно сокращается. Число умерших превысило число родившихся на 2013 год в 1,7 раза [3]. Таким образом, на общероссийском фоне Ивановская область выделяется, прежде всего, устойчивой тенденцией убыли населения.

- низкий уровень доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц в Ивановской области имеют самый низкий уровень в Центральном Федеральном Округе. Высокий уровень безработицы в регионе.

- низкая обеспеченность населения жильем в Ивановской области составляет в среднем на одного жителя в 2011 г. 24,2 квадратных метра (табл. 2). По благоустройству жилищного фонда Ивановская область отстает практически по всем показателям (табл. 3).

- снижение доступности медицинского обслуживания (так, численность больничных коек на 10000 человек сократилась с 113,6 в 2006 г. до 101,4 в 2011 г.).

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений самая низкая по Центральному федеральному округу и составляет 22,6 тыс. посещений в смену (табл.3).

- сокращение численности дошкольных образовательных учреждений (по авторской оценке, по данным [3], в 2,6 раза), достаточно низкий уровень охвата детей дошкольным образованием, снижение количества образовательных учреждений и т.д. Количество высших образовательных учреждений удовлетворяет образовательные потребности региона и обеспечивает широкий спектр образовательных услуг.

Установлено, что, чем выше уровень развития социальной инфраструктуры, тем быстрее и охотнее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается качество жизни населения региона. И, наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже качество жизни населения региона. Таким образом, возникает необходимость первоочередного развития социальной инфраструктуры региона, что особенно актуально в условиях депрессив-

ного региона, каким и является Ивановская область.

В качестве основных направлений развития социальной инфраструктуры региона можно предложить:

1. Демография:

- совершенствование профилактических мероприятий и лечебно-диагностической помощи;

- повышение качества оказания акушерско-гинекологической и перинатальной помощи;

- обеспечение молодых семей достойными жилищными условиями за счет предоставления им безвозмездных субсидий и понижения кредитной ставки в зависимости от числа детей в семье;

- усиление контроля за качеством и реализацией алкогольной и табачной продукции;

- повышение безопасности дорожного движения;

- совершенствование профилактики травматизма, отравления, курения и алкоголизма;

- пропаганду семейных ценностей и семейных форм воспитания.

2. Здравоохраниение:

- совершенствование профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний (диабет, злокачественные новообразования, туберкулез);

- совершенствование медицинской помощи населению, проживающему в регионе;

- оснащение лечебных учреждений современным медицинским оборудованием;

- создание специализированных высокотехнологичных медицинских центров на основе частно-государственного партнерства;

- развитие системы общей врачебной семейной практики;

- создание эффективного механизма государственного регулирования лекарственного обеспечения и развитие рознич-

ных фармацевтических предприятий в форме аптечных сетей;

- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;

- развитие физической культуры, спорта и др.

3. Дошкольное образование:

- привлечь средства инвесторов в сферу дошкольного образования, и, соответственно, уменьшить расходы областного бюджета;

- на законодательном уровне изыскать возможности стимулирования бизнеса (крупные предприятия региона) к строительству ведомственных дошкольных учреждений;

- стимулировать женщин, имеющих детей дошкольного возраста, самостоятельно воспитывать детей до поступления в школу; вернуть региону здания детских садов, переданных ранее в аренду различным организациям, для профильного использования.

4. Социальное обеспечение:

- привести структуру и качество услуг по социальному обслуживанию населения в соответствие с национальными и региональными стандартами качества;

- развивать сеть и укреплять материально-техническую базу учреждений социального обслуживания за счет средств целевого программного финансирования;

- внедрить эффективные современные технологии по предоставлению социальных услуг;

- создать постоянно действующую систему повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания;

- модернизировать систему информационного обеспечения учреждений социального обслуживания путем создания локальных сетей и подключения их к сети Интернет;

- привлекать частные инвестиции для создания учреждений социального об-

служивания, предоставляющих платные услуги.

5. Занятость населения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение ежегодного мониторинга состояния рынка труда;

- разработку регионального заказа на подготовку кадров на среднесрочную перспективу;

- расширение целевой контрактной подготовки и переподготовки специалистов по партнерским договорам с работодателем;

- проведение регулярного мониторинга положения на рынке труда выпускников начальных, средних специальных и высших учебных заведений;

- развитие малого предпринимательства и стимулирование самозанятости населения путем предоставления льготных кредитов на развитие бизнеса, выделения средств из регионального бюджета, оказания консультационных услуг по разработке и реализации бизнес-планов.

6. Жилищно-коммунальное хозяйство:

- разработка нормативно-правовых актов, регулирующих систему ипотечного жилищного кредитования;

- привлечение кредитных ресурсов банков для инвестирования строительства жилья в рамках региональных целевых программ;

- предоставление малоимущим многодетным семьям жилья из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; полная ликвидация ветхого и аварийного фонда;

- осуществление перехода жилищно-коммунального хозяйства на систему частно-государственного партнерства;

- улучшение технического и экологического состояния объектов ЖКХ и др.

8. Привлечение малого и среднего бизнеса в социальную сферу региона, который, в свою очередь, мог бы:

- снизить региональную безработицу;

- участвовать в финансировании инвестиций в автотранспортную сферу региона;

- участвовать в финансировании инвестиций в медицинские, спортивные, культурные объекты;

- содержать объекты жилищно-коммунального хозяйства;

- поддерживать деятельность и обновление материальной базы медицинских, образовательных, культурных учреждений;

- оказывать помощь в организации культурно-досуговой деятельности (праздников, фестивалей, "Дней города" и др.);

- проводить образовательные проекты для населения и чиновников администраций разного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Посткризисное развитие социально-экономической инфраструктуры малых городов. - Иваново: ИГХТУ, 2012. - 240 с.

2. Смирнова О.А. Функциональный анализ инфраструктуры региона: методология и апробация // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2013. - №3. - С.79-84.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Стат. сб. - М.: Росстат, 2012. - 990 с.

Рукопись поступила в редакцию 16.05.2014.

REGION SOCIAL INFRASTRUCTURE: ESSENCE, PROBLEMS AND PERSPECTIVES

OF DEVELOPMENT

O. Smirnova

In the article the questions of region social infrastructure development are carried out. The system of indicators which allows evaluating social infrastructure development level is offered.

Key words: regional economy, social infrastructure, social infrastructure functions, social infrastructure development indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.