Научная статья на тему 'Функциональный анализ инфраструктуры региона: методология и апробация'

Функциональный анализ инфраструктуры региона: методология и апробация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ФУНКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE FUNCTIONS / REGION INFRASTRUCTURE FUNCTIONAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ольга Александровна

В статье определено понятие «инфраструктура региона», разработан и проанализирован комплекс показателей, характеризующих производственную, рыночную и социальную инфраструктуру, выделены общие функции инфраструктуры региона и предложен авторский вариант функционального анализа инфраструктуры региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGION INFRASTRUCTURE FUNCTIONAL ANALYSIS: METHODOLOGY AND APPROBATION

In the article region infrastructure concept is given, complex of indicators characterizing industrial, market and social infrastructure is carried out and analyzed, region infrastructure general functions are marked out and also author’s version of region infrastructure functional analysis is offered.

Текст научной работы на тему «Функциональный анализ инфраструктуры региона: методология и апробация»

УДК 332.1:338.49

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА:

МЕТОДОЛОГИЯ И АПРОБАЦИЯ

О.А. Смирнова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье определено понятие «инфраструктура региона», разработан и проанализирован комплекс показателей, характеризующих производственную, рыночную и социальную инфраструктуру, выделены общие функции инфраструктуры региона и предложен авторский вариант функционального анализа инфраструктуры региона.

Ключевые слова: региональная экономика, инфраструктура, функции инфраструктуры, функциональный анализ инфраструктуры региона.

Инфраструктура реального сектора выступает важнейшим интегрирующим фактором регионального экономического роста. Чем более богата, разнообразна и хорошо организована инфраструктура реального сектора экономики региона, тем более он привлекателен для новых видов бизнеса, что обеспечивает новые рабочие места, приток налогов (в бюджет региона) и повлечет за собой устойчивое улучшение качества жизни - главного показателя экономического роста региона [1].

Анализ инфраструктуры необходим для составления программы развития инфраструктурного потенциала региона, которая должна быть частью региональной политики властей.

Под инфраструктурой региона будем понимать совокупность связанных между собой обслуживающих институтов, необходимых для обслуживания и нормального развития экономики территории.

Учитывая функциональные особенности инфраструктуры, для проведения анализа выделим:

- производственную инфраструктуру. В нее включаются: транспорт, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь.

- рыночную инфраструктуру. В ее состав входят: банки, биржи, страховые компании, консультационные фирмы.

- социальную инфраструктуру. В социальную инфраструктуру включают: здравоохранение, образование, пассажирский

транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу организации досуга, сферу общественного питания, службы быта, биржи труда и другие.

Для анализа производственной инфраструктуры используем показатели: стоимость основных фондов, степень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Основной проблемой в производственной сфере Ивановской области является высокий уровень износа основных фондов, на период до 2010 года износ составлял от 44 до 46 % (табл. 1).

Ситуация в инвестиционной сфере региона остается крайне неустойчивой, несмотря на заметное оживление инвестиционной активности в последние пять лет, темп роста капиталообразующих инвестиций пока не стабилен и не обеспечивает возможности проведения не только глубоких структурных преобразований в экономике региона, но и своевременной модернизации производственного потенциала (табл. 1).

Объем обрабатывающего производства за последние три года значительно увеличился (в 2009 г. составлял 27398 млн. руб., в 2011 г. составил 73821 млн. руб.).

Таблица 1

Комплекс показателей, характеризующих производственную инфраструктуру региона

Регионы 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Стоимость основных фондов (на конец года; по полной учетной стоимости; млн. руб.)

Ивановская 160051 207383 260005 300365 350925 564135

Владимирская 254161 290393 328569 369170 421136 506112

Костромская 209665 242020 263477 279921 295091 312406

Ярославская 535264 648365 717989 770917 821370 934472

Нижегородская 834981 1036892 1229632 1388587 1578659 1731930

Московская 2143837 2932730 3459831 3939219 4442527 5012245

Степень износа основных фондов (на конец года; в процентах)

Ивановская 44,2 44,6 45,2 46,0 46,0 39,1

Владимирская 40,7 39,8 40,5 41,5 41,7 42,4

Костромская 29,5 31,5 30,2 35,0 37,9 41,5

Ярославская 45,1 45,3 45,0 46,9 48,3 46,0

Нижегородская 48,2 48,6 49,5 48,9 49,2 50,1

Московская 40,1 37,1 36,6 38,6 37,7 39,2

Инвестиции Ивановская з основной к 14734 апитал (в фа 17416 ктически деі 26051 ствовавших 31956 ценах; млн. 29961 руб.) 31009

Владимирская 22253 37775 45056 51546 50088 57987

Костромская 11821 13919 16848 11334 15100 15201

Ярославская 37143 44203 55174 57377 72291 69894

Нижегородская 89272 133189 207392 201692 192072 221686

Московская 236931 401143 481617 380061 391809 393043

Таблица 2

Комплекс показателей, характеризующих производственную инфраструктуру региона

Регионы 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Место, занимаемое в Рос-сий-ской Федерации 2011

Плотность железнодорожных путей общего пользования по данным ОАО «Р5 (на конец года; километров путей на 10000 квадратных километров территор] <д» ни)

Ивановская 161 161 161 161 161 161 35

Владимирская 317 317 317 317 317 317 6

Костромская 107 107 107 107 107 107 47

Ярославская 181 181 181 181 181 181 32

Нижегородская 158 158 158 158 158 158 36

Московская 575 574 575 577 577 577 1

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по данньв дора и Росстата (на конец года; километров дорог на 1000 квадратных километров тер 1 Росавто-ритории)

Ивановская 172 217 182 183 217 248 17

Владимирская 194 195 194 194 216 314 11

Костромская 92 92 92 92 92 92 48

Ярославская 172 173 177 195 193 196 28

Нижегородская 176 176 198 202 196 199 27

Московская 471 525 536 636 670 672 1

Основную долю в структуре обрабатывающего производства продолжает занимать текстильное и швейное производство. Но, не смотря на положительную динамику, Ивановская область по этому показателю отстает от соседних регионов. Такая же ситуация складывается и с производством и распределением, электроэнергии, газа и воды в 2011 г., которое составило 25071 млн. руб., что значительно ниже показателей соседей, и средних показателей регионов Центрального федерального округа

Немаловажное значение в развитии региона имеет такой показатель производственной инфраструктуры, как транспортное сообщение. Здесь необходимо рассмотреть всё возможное транспортное сообщение и его состояние, как внутреннее, так и внешнее. В качестве анализируемых показателей использовались: плотность

железнодорожных путей общего пользования, плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.

Железнодорожное сообщение в Ивановское области находится на среднем уровне, и, по сравнению с соседними регионами, уступает только Московской и Владимирской областям (табл. 2).

По плотности автомобильных дорог Ивановская область находится на семнадцатом месте среди регионов Российской Федерации, но качество автомобильных трасс неудовлетворительное. Недостаточная освоенность территории внутри региона (удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 70,8 %, а это по Российской Федерации 61 место, низкая пропускная способность автомобильных дорог (особенно направление Ярославль - Иваново - Нижний Новгород), недостаток финансовых ресурсов на строительство и содержание региональных автодорог.

Практически полная потеря речных портовых сооружений и, соответственно, речных путей сообщений.

Для анализа рыночной инфраструктуры рассмотрим показатели: оборот розничной торговли, объем платных услуг населению (млн. руб.).

Как оптовая, так и розничная торговля в Ивановской области широко развита лишь в самом областном центре. Хотя объемы розничной торговли в регионе непрерывно растут, так в 2006 году оборот от розничной торговли составлял 29381 млн. руб., а к 2011 году он достиг уровня 90945 млн. руб. (табл. 3). И все же этот показатель остается значительно ниже, чем у близлежащих областей, да и среднего показателя по Центральному федеральному округу.

По объему платных услуг населению регион также значительно отстает от соседних регионов, и от средних показателей по Центральному федеральному округу.

В регионе динамично развивается банковский сектор, его показатели не ниже средних по Центральному федеральному округу.

В анализе социальной инфраструктуры региона использовались показатели: число образовательных учреждений высшего профессионального образования, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, численность больничных коек на 10000 человек населения, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, благоустройство жилищного фонда.

В сфере образования в Ивановской области основными проблемами являются: сокращение численности дошкольных образовательных учреждений (по авторской оценке, по данным [3], в 2,6 раза), достаточно низкий уровень охвата детей дошкольным образованием, снижение количества образовательных учреждений и т.д.

Количество высших образовательных учреждений удовлетворяет образовательные потребности региона и обеспечивает широкий спектр образовательных услуг.

Таблица 3

Комплекс показателей, характеризующих рыночную инфраструктуру региона

Регионы 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)

Ивановская 29381 37976 57855 59159 71001 90945

Владимирская 44019 62526 83270 88193 101593 122487

Костромская 23401 29328 38142 40343 49162 59579

Ярославская 52671 68314 91730 93207 105411 128071

Нижегородская 177636 232306 314054 310267 350748 421499

Московская 495548 660751 887417 893868 1016780 1207783

Объем платных услуг населению (млн. руб.

Ивановская 11742 14350 16815 19681 23032 26236

Владимирская 17835 22617 27066 33495 38780 43514

Костромская 6987 8930 10067 11102 14584 16524

Ярославская 23348 28489 27359 31184 32219 35406

Нижегородская 43905 53393 67500 78817 88733 100010

Московская 136295 167028 201491 223657 258156 285879

В сфере здравоохранения наблюдается снижение доступности медицинского обслуживания (так, численность больничных коек на 10000 человек сократилось с 113,6 в 2006 г. до 101,4 в 2011 г.). Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений самая низкая по Центральному федеральному округу и составляет 22,6 тыс. посещений в смену (табл.4).

В сфере жилищно-коммунального хозяйства показатель обеспеченности населения жильем в Ивановской области составляет в среднем на одного жителя в 2011 г. 24,2 квадратных метра. Среди субъектов Центрального федерального округа это один из низших показателей. По благо-

устройству жилищного фонда Ивановская область отстает практически по всем показателям (табл. 5).

На основе проведенного анализа инфраструктуры регионов Центрального федерального округа, можно сделать вывод, что видовой состав инфраструктуры и полнота его представления в условиях рынка становится ключевым фактором развития любого региона, поскольку создает благоприятные условия для производства и проживания в нем. В депрессивных, мало развитых регионах инфраструктура представлена весьма ограниченно, что нередко делает их малопривлекательными.

Таблица 4

Комплекс показателей, характеризующих социальную инфраструктуру региона

Регионы 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Число образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года)

Ивановская 8 9 9 9 9 9

Владимирская 4 6 6 7 7 6

Костромская 3 3 3 3 3 3

Ярославская 9 9 9 9 9 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нижегородская 18 18 18 18 17 16

Московская 31 33 33 33 32 33

Ивановская 23,2 23,4 23,1 23,0 29,3 22,6

Владимирская 47,1 46,9 46,5 45,6 45,4 46,5

Костромская 15,3 15,5 16,0 15,2 15,6 16,4

Ярославская 34,1 34,6 34,4 34,3 34,7 34,9

Нижегородская 85,6 85,2 83,8 84,5 84,6 86,3

Московская 176,7 166,7 160,2 165,5 156,2 162,9

Таблица 5

Благоустройство жилищного фонда 2011 г. (в %)_____________________

Удельный вес общей площади, оборудованной

Водо- проводом Водоот- ведением (канализа- цией) Ото- пле- нием Ван- нами (душем) Газом (сетевым, сжиженным) Г орячим водоснабжением Наполь- ными электро- плитами

Ивановская область 66,6 66,5 81Д 58,5 88,1 58,5 2Д

Владимирская область 79,6 74,7 80,7 66,9 91,8 58,5 2,0

Костромская область 71,0 62,4 65,3 51,3 87,4 46,3 3,8

Московская область 81,4 78,9 85,8 73,1 66,7 73,7 16,8

Ярославская область 78,9 75,3 83,3 69,9 89,0 67,7 3,4

Таблица 6

Функции инфраструктуры в развитии региона_____________________

Функции Теоретическое описание функций инфраструктуры

Обеспечивающая функция инфраструктуры Посредством инфраструктуры удовлетворяется все многообразие производственных, финансовых, социальных, экологических, культурных потребностей региона. Развитая инфраструктура, как внешняя, так и внутренняя, позволяет не только осуществлять воспроизводство на достигнутом уровне, но и создает предпосылки для расширенного воспроизводства, повышения инвестиционного потенциала и прогресса региона. При этом обеспечивающая функция внешней инфраструктуры создает необходимые предпосылки для его взаимодействия с соседними регионами. Обеспечивающая функция внутренней инфраструктуры в регионе в первую очередь касается социальных аспектов его развития.

Консолидирующая функция инфраструктуры Проявляется в ее способности сплотить в единую взаимозависимую и взаимодополняющую систему все многообразие видов деятельности, порождаемое регионом. Консолидирующая функция инфраструктуры выполняет значительную социальную нагрузку. На базе этой функции инфраструктура способствует созданию дополнительных рабочих мест, ликвидации структурной безработицы, обеспечении занятости вторых членов семьи и, в конечном итоге, способствует росту благосостояния.

Функция повышения эффективности инфраструктуры Благодаря инфраструктуре воспроизводственные процессы обретают непрерывный характер, существенно сокращаются временные промежутки между авансированием и отдачей от вложений. Это способствует ускорению оборота капитала, что рассматривается в качестве показателя эффективности любой экономики. Кроме того, спектр услуг, представляемых инфраструктурой, обладает значительной экономией от масштаба, эффективность которой достигается благодаря концентрации. Наиболее полно эта функция представлена в крупных регионах, где созданы все условия, как для развития бизнеса, так и для населения. Неслучайно они выступают полюсами притяжения деловой активности и миграционных потоков, являясь при этом очагами прогресса общества. Здесь концентрируются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, учреждения культуры и т.д.

Функция развития человеческого потенциала инфраструктуры Спектр образовательных, медицинских, культурных, жизнеобеспечивающих услуг, представляемых инфраструктурой, а также широкие возможности трудоустройства - все это позитивно влияет на формирование квалифицированного человеческого капитала, что выступает исходной предпосылкой всех прогрессивных изменений в регионе.

Но, кроме частных функций, выделенных в каждом отдельном виде инфраструктуры, следует выделить общие функции региональной инфраструктуры.

Автор считает, что к числу общих функций региональной инфраструктуры можно отнести следующие (табл. 6).

Возникает необходимость анализа взаимодействия частных и общих функций региональной инфраструктуры, а

также их роли в региональном развитии. Проведенный выше количественный анализ состояния инфраструктуры террито-риально-смежных регионов Центрального федерального округа РФ не дает интегральной оценки в целом каждого субъекта, поэтому не представляется возмож-

ным ранжировать субъекты по уровню развития инфраструктуры. Для этого автор использовал функциональный анализ.

Результаты функционального анализа по каждому региону сведены в общую сводную таблицу для ранжирования регионов (табл. 7).

Таблица 7

Рейтинг развития инфраструктуры регионов

Баллы Регионы с >ункции Сумма баллов Рейтинг

Обеспечивающая функция инфраструктуры Консолидирующая функция инфраструктуры Функция повышения эффективности инфраструктуры Функция развития человеческого потенциала инфраструктуры

Ивановская 5 5 5 5 20 5

Владимирская 4 3 3 4 14 4

Костромская 5 6 5 5 21 6

Ярославская 3 4 3 3 13 3

Нижегородская 2 2 2 2 8 2

Московская 1 1 1 1 4 1

2. Егорова Н.Е., Митрофанова И.Н., Коростелева Д.В. «Совершенствование государственного регулирования предприятий коммунальной инфраструктуры как фактор комплексного развития малого города» // Аудит и финансовый анализ. 2008. - № 1. - http:// auditfin.com>fin/2008/l/ Egorova.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. // Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

4. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А Оценка инфраструктурного потенциала //Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. -2010. - №2. - С.28-35.

240 с.

Рукопись поступила в редакцию 14.04.13.

REGION INFRASTRUCTURE FUNCTIONAL ANALYSIS: METHODOLOGY AND APPROBATION

O. Smirnova

In the article region infrastructure concept is given, complex of indicators characterizing industrial, market and social infrastructure is carried out and analyzed, region infrastructure general functions are marked out and also author’s version of region infrastructure functional analysis is offered.

Key words: regional economy, infrastructure, infrastructure functions, region infrastructure functional

analysis.

Таким образом, можно определить рейтинг территории по эффективности функционального развития инфраструктуры территории за период 3-5 лет. Полученные выводы могут служить ориентиром (поддержкой) при формировании региональной инфраструктурной политики на среднесрочную перспективу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Посткризисное развитие социально-экономической инфраструктуры малых городов. - ИГХТУ, Иваново, 2012. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.