Затолокин Александр Александрович
кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Социальная функция в деятельности полиции как основной детерминант развития института государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения
Исследованы вопросы становления и развития института государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения. Продемонстрирована взаимосвязь социальной функции в деятельности полиции с созданием института государственных услуг.
Ключевые слова: государственные услуги, социальная функция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, оптимизация структуры, эффективность деятельности.
A.A. Zatolokin, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Social function in the police as the main determinant of the development of the institution of public services in the field of road safety
The questions of formation and development of the institute of state services in the field of road safety are investigated. The interrelation of the social function in the activity of the police with the establishment of the institution of public services is demonstrated.
Key words: state services, social function, State Road Safety Inspectorate, structure optimization, activity efficiency.
Проводимые в Российской Федерации реформы, направленные на оптимизацию взаимодействия общества и государства, детерминированы социальным запросом. Одной из таких реформ является административная реформа. Необходимость изменения устоявшегося десятилетиями порядка обращения граждан в государственные органы не вызывает разногласий в обществе. Не нужно быть специалистом в рассматриваемой области, чтобы констатировать факт наличия затянувшегося переходного периода от социалистической к капиталистической модели взаимоотношения гражданина и чиновника. Даже государственные органы как непосредственные представители власти осознают необходимость проведения подобного рода реформ. Десятилетие назад уже провозглашался лозунг: «Порядок во власти - порядок в стране» [1, с. 52]. Однако подобного рода идеи так и остались лозунгами, не получив должного развития. Большое влияние на претворение в жизнь благих намерений идейных вдохновителей административной реформы в Российской Федерации имеет ментальность русского народа. Так, С.Е. Нарышкин в одном из своих интервью заявлял, что «...надо изменить со-
знание государственного служащего и потребителя госуслуг» [2, с. 4]. Было крайне сложно (да и сейчас эта задача решена не в полном объеме) изменить сознание чиновника таким образом, чтобы он, выполняя свои должностные обязанности, понимал, что оказывает заявителям услугу и его работа будет оцениваться в зависимости от степени удовлетворенности граждан оказанием этой услуги. Еще труднее изменить сознание полицейского - сотрудника ГИБДД. Было практически невозможно решить накопившиеся проблемы в сфере технического осмотра, регистрации транспортных средств и осуществления экзаменационной деятельности ГИБДД. Государственному чиновнику - инспектору ГИБДД было очень трудно перестроиться с позиции «люди для нас» на позицию «мы для людей».
Представители административно-правовой науки с начала осуществления реформы, провели фундаментальные исследования, позволившие взглянуть на роль государственного «менеджмента» с позиций качества предоставления услуг гражданам. В числе подобного рода исследований можно назвать следующие: «Административно-правовое регулирование государственных услуг» (Л.В. Бесчастнова,
123
2008 г.) [3], «Совершенствование организации предоставления государственных услуг» (В.А. Шестаков, 2010 г.) [4], «Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации» (А.А. Зато-локин, 2013 г.) [5]. Данные работы позволили взглянуть на ряд функциональных полномочий государственных служащих как на государственные услуги. Так, в одной из наших предыдущих работ было дано принципиально новое определение деятельности ГИБДД: «Государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения - это урегулированная и охраняемая нормами федеральных нормативно-правовых актов деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая непосредственно или через подведомственные им структуры, безвозмездно или по устанавливаемым ценам, по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении; по допуску лиц в качестве водителей транспортных средств; по допуску транспортных средств к перевозке грузов (опасных, негабаритных, тяжеловесных), по информированию об административных правонарушениях» [6, с. 7]. Новый взгляд на деятельность ГИБДД в сфере исполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей как на деятельность по предоставлению государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения вызвал качественные преобразования порядка регистрации транспортных средств, приема экзаменов на право управления транспортными средствами, информирования о наличии или отсутствии административных правонарушений и др. Следует отметить, что подобного рода подход стал возможен лишь благодаря актуализации роли социальной функции правоохранительных органов в трудах доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного юриста РФ Юрия Ефремовича Аврутина. Он провел целый ряд исследований, благодаря которым ученое сообщество смогло обратить внимание на новые пути совершенствования деятельности органов внутренних дел. Нельзя не согласиться с Ю.Е. Аврутиным, который отмечает, что «правоохранительная деятельность в целом, в том числе и деятельность органов внутренних дел, органически вплетена в социальную жизнь общества, определяется ею и сама воздействует на нее. Поэтому ни правоохранительная деятельность, ни ее эффективность, ни используемые для ее оценки критерии и показатели не могут быть поняты вне связи с социальными реалиями,
рассмотренными в ретроспективном контексте истории человеческого общества» [7, с. 44]. Подобного рода «революционные» заявления в науке вызвали ппереключение внимания с полицейских функций на не менее значимые социальные функции правоохранительных органов. Акцент на социальную функцию правоохранительных органов, сделанный таким уважаемым ученым, как Ю.Е. Аврутин, вызвал «цепную реакцию» в трудах молодых ученых и позволил начать исследование оптимизации функций по предоставлению государственных услуг и перераспределения полномочий в данной сфере.
Так, М.Е. Молодых в 2005 г., рассматривая вопросы проведения государственного технического осмотра в Российской Федерации [8], практически выстраивает современную систему правоотношений в этой сфере, в которую вовлечены страховые компании, ГИБДД и граждане.
Проведенное нами в 2013 г. исследование на тему «Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации» наметило контуры современной системы предоставления государственных услуг ГИБДД и явилось мощнейшим импульсом к разработке целого ряда административных регламентов предоставления государственных услуг, в том числе «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации авто-мототранспортных средств и прицепов к ним» (2013); «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (2015 г.).
Подразделения МРЭО, являясь составной частью полиции в целом и Государственной инспекции безопасности дорожного движения в частности, выполняют важнейшие социальные функции - предоставляют государственные услуги в сфере безопасности дорожного движения.
Значимым событием в административно-правовой науке и в отечественной полицеисти-ке явился выход в свет в 2003 г. работы профессора Ю.Е. Аврутина «Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы» [9, с. 77]. Еще в 2003 г., Ю.Е. Аврутин писал, что самый крупный правоохранительный
124
орган России будет преобразован в полицию, при этом вся правоохранительная система претерпит кардинальные изменения. Юрий Ефремович отметил, что он «попытался смоделировать будущее российской милиции, предложить и обосновать такую ее организационно-правовую модель, которая соответствовала бы процессам становления в России правового государства и формирования гражданского общества», и данные слова оказались пророческими. Что же нам говорит современность? Время подтверждает состоятельность и успешность предпринятой ученым попытки «смоделировать» структуру современной правоохранительной системы. В приложении к указанной работе был приведен проект Федерального закона «Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации». Ю.Е. Аврутин отметил, что «систему органов охраны общественного порядка в Российской Федерации составляют: федеральные органы охраны общественного порядка, включающие федеральную полицию, Федеральную службу расследования, Национальную гвардию». Спустя десятилетие законодатель поэтапно воплощает в жизнь идеи ученого:
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Жизнь не стоит на месте, задавая темп для проведения реформ, в том числе и административной реформы. В связи с этим интересна ста-
1. Хабриева Т.Я., Ноздранев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: науч.-практ. пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2005.
2. Лашкина Е. «<Пока я беспартийный...» // Рос. газ. Федер. вып. 4493.
3. Бесчастнова Л. В. Административно-правовое регулирование государственных услуг: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008.
4. Шестаков В.А. Совершенствование организации предоставления государственных услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
тья Ю.Е. Аврутина, в которой автор отмечает «необходимость теоретического обоснования и практической реорганизации такого организационно-правового режима функционирования исполнительной власти, который гарантировал бы, с одной стороны, максимальное ограничение административного произвола, неоправданного вмешательства в сферу частных интересов, в том числе в сферу индивидуальных и корпоративных интересов хозяйствующих субъектов, с другой стороны, - повышение эффективности государственного регулирования жизнедеятельности общества в интересах национальной безопасности, социальной справедливости, поддержания достойного уровня жизни населения Российской Федерации» [10, с. 41]. Сейчас, в момент продолжающегося реформирования как полиции, так и правоохранительной системы, довольно сложно говорить о конечной форме института государственных услуг в Российской Федерации и его субъектах [11, с. 177], однако не смотря ни на что следует осуществлять перманентный поиск путей оптимизации и повышения качества данной деятельности, ее ориентации в первую очередь на потребителя государственных услуг.
В заключение следует отметить, что вклад исследования социальной функции в деятельности полиции в процесс становления института государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения сложно переоценить. Говорить о подобном институте стало возможно лишь благодаря исследованию правоохранительной системы не только с позиций реализации ей полицейских функций, но в первую очередь с позиций реализации социально значимых функций.
1. Habrieva T.Ya., Nozdrachyov A.F., Tikhomirov Yu.A. Administrative reform: problems and solutions // Administrative reform in Russia: sci. and pract. manual / ed. by S.E. Naryshkin, T.Ya. Habrieva. Moscow, 2005.
2. Lashkina E. «While I was a non-partisan...» // Rus. newsp. Fed. iss. 4493.
3. Beschastnova L. Administrative and legal regulation of public services: auth. abstr. ... Candidate of Law. Saratov, 2008.
4. Shestakov V.A. Improving the organization of public services: auth. abstr. ... Candidate of Economy. Moscow, 2010.
5. Zatolokin A.A. Provision of public services in the field of Road Safety by the Ministry of
125
5. Затолокин А. А. Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
6. Затолокин А.А. Предоставление государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения. Краснодар, 2013.
7. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
8. Молодых М.Е. Государственный технический осмотр автомототранспортных средств в Российской Федерации: административно-правовое регулирование: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
9. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. СПб., 2003.
10. Аврутин Ю.Е. Перспективы развития административного права в контексте конституционной самоидентификации современной России // Журн. рос. права. 2008. № 5(137).
11. Затолокин А.А. Субъект государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения (историко-правовой аспект) // Общество и право. 2016. № 3(57).
Internal Affairs of the Russian Federation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2013.
6. Zatolokin A.A. Provision of public services in the field of road safety. Krasnodar, 2013.
7. Avrutin Yu.E. The effectiveness of the internal affairs bodies: state-legal, social and organizational aspects of the study, evaluation, design: auth. abstr. ... Dr of Law. St. Petersburg, 1998.
8. Molodykh M.E. State technical inspection of vehicles in the Russian Federation: administrative and legal regulation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Saratov, 2005.
9. Avrutin Yu.E. The police and militia in the mechanism of ensuring of the government in Russia: theory, history and prospects. St. Petersburg, 2003.
10. Avrutin Yu.E. Prospects for the development of administrative law in the context of the constitutional identity of modern Russia // Journal of Russian law. 2008. № 5(137).
11. Zatolokin A.A. The subject of the state system of ensuring safety of road traffic (historical and legal aspect) // Society and law. 2016. № 3(57).
126