Научная статья на тему 'Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ДПС ГИБДД при осуществлении ими контрольно-надзорных функций'

Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ДПС ГИБДД при осуществлении ими контрольно-надзорных функций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1047
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СОТРУДНИКИ ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОБУЧЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СЛУЖЕБНАЯ ПРОВЕРКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / РОТАЦИЯ КАДРОВ / MEASURES OF PERSONAL SECURITY / EMPLOYEES OF TRAFFIC POLICE / DETERMINANTS / PROFESSIONALISM / TRAINING / RESPONSIBILITY / SERVICE CHECK / PROFESSIONAL DEFORMATION / ROTATION OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

В статье анализируются рискогенные для инспекторов ДПС ГИБДД ситуации. На основании проведенного анализа выработаны эффективные меры, направленные на повышение защищенности личного состава ДПС ГИБДД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Затолокин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Observance of measures of personal security of employees of traffic police during implementation of supervisory functions

The article analyzes situations causing risk for inspectors of traffic police. On the basis of the analysis developed effective measures aimed at improving the security of the personnel of traffic police.

Текст научной работы на тему «Соблюдение мер личной безопасности сотрудниками ДПС ГИБДД при осуществлении ими контрольно-надзорных функций»

Затолокин Александр Александрович

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583770)

Соблюдение мер личной безопасности

сотрудниками ДПС ГИБДД при осуществлении ими контрольно-надзорных функций

В статье анализируются рискогенные для инспекторов ДПС ГИБДД ситуации. На основании проведенного анализа выработаны эффективные меры, направленные на повышение защищенности личного состава ДПС ГИБДД.

Ключевые слова: меры личной безопасности, сотрудники дорожной полиции, детерминанты, профессионализм, обучение, ответственность, служебная проверка, профессиональная деформация, ротация кадров.

A.A. Zatolokin, Candidate of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583770.

Observance of measures of personal security of employees of traffic police during implementation of supervisory functions

The article analyzes situations causing risk for inspectors of traffic police. On the basis of the analysis developed effective measures aimed at improving the security of the personnel of traffic police.

Key words: measures of personal security, employees of traffic police, determinants, professionalism, training, responsibility, service check, professional deformation, rotation of personnel.

В современной геополитической обстановке возрастает актуальность вопросов повышения уровня защищенности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Реалии таковы, что сотрудники ДПС становятся объектами как преступных посягательств, так и дорожно-транспортных происшествий. Лишь поверхностный анализ новостных лент рисует ужасающую картину: водители сбивают инспекторов ДПС, совершают вооруженные нападения на них [1; 2]. Подобного рода инциденты, кроме невосполнимой утраты для каждой семьи погибшего или пострадавшего полицейского, подрывают авторитет правоохранительной системы России, демонстрируя беспомощность государства перед преступниками. Кроме репутационного удара по правоохранительной системе, такие происшествия наносят экономический ущерб: период временной нетрудоспособности инспектора ДПС сопряжен со значительными финансовыми затратами по страховым выплатам. Не стоит также забывать о том, что после произошедшего сокращения полиции практически отсутствует возможность для оперативного маневра силами ДПС и болезнь одного из инспекторов может

оставить «неприкрытым» одно из направлений деятельности целого строевого подразделения. Все вышеперечисленное негативно сказывается на безопасности дорожного движения, в конечном итоге снижая уровень национальной безопасности России. Таким образом, вопросы соблюдения мер личной безопасности сотрудниками ДПС приобретают крайне актуальное значение.

Однако при всей очевидной насущности проблемы безопасности инспекторов ДПС, ее экономической и политической значимости решение данной задачи в научном мире не находит должного отражения. Применительно к предмету исследования интерес вызывает работа К.О. Стороженко, посвященная административно-правовым и организационно-тактическим основам обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патруль-ной службы [3, с. 22]. На момент опубликования (2006 г.) названная работа имела научное значение, ряд положений были внедрены как в источники права, так и в тактику деятельности ДПС; вместе с тем, некоторые положения потеряли свою актуальность. С 2006 г., к сожалению, нет ни одного монографического исследования, посвященного поиску решения

151

проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников ДПС.

В связи с этим считаем необходимым, насколько нам позволит формат настоящей работы, предпринять попытку анализа детерминантов, обусловливающих получение травм инспекторами, и наметить пути решения проблемы повышения личной безопасности сотрудников подразделений ДПС.

Вопросы безопасности инспекторов ДПС при осуществлении ими контрольно-надзорных функций зависят от реализации комплекса мер, в который должны входить: меры правового характера; меры обучающего и воспитательного характера; меры кадрового и организационного характера. К мерам правового характера относятся действия, направленные на внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части регламентации действий водителя при общении с сотрудником подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и ужесточения ответственности водителя за наезд на инспектора ДПС. Существующий административный регламент регулирует взаимодействие участников дорожного движения и полиции, однако его положения направлены на инспектора ДПС и не регламентируют действия водителя. Складывается парадоксальная ситуация, при которой инспектор «обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к участникам дорожного движения на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку» [4], а водитель может вести себя так, как ему заблагорассудится. Международный опыт свидетельствует, что такой подход неприемлем в цивилизованных странах. Так, например, в США при общении водителя с дорожным полицейским действует принцип «чем больше вы делаете для того, чтобы обеспечить безопасность офицера, тем больше вы обеспечиваете свою». Большинство интернет-сайтов туристических фирм содержат памятки водителям, указывающим, как вести себя в случае остановки транспортного средства дорожным полицейским. В перечень таких рекомендаций входят следующие действия:

достать ключи зажигания и положить на панель приборов;

полностью опустить стекло водителя и все стекла автомобиля, имеющие тонировку; положить руки на рулевое колесо;

на вопросы отвечать вежливо, обращаясь к полицейскому словом «офицер».

На наш взгляд, все эти рекомендации необходимо законодательно закрепить в обязанностях водителя в соответствующем разделе Правил дорожного движения.

Кроме того, следует ужесточить ответственность за наезд водителя на инспектора ДПС. Такой подход вполне оправдан, ведь законодательство не должно быть статичным, а должно постоянно изменяться в целях своевременного реагирования на стоящие перед обществом и государством вызовы, на необходимость чего мы уже указывали в предыдущих работах [5, с. 250]. Ответственность водителя за наезд на инспектора должна быть настолько серьезной, чтобы участник дорожного движения не просто боялся совершить подобного рода действие под страхом неотвратимой и суровой ответственности, но боялся даже мысленно допустить такое. Кроме того, санкция должна восполнять затраты государства по страховым выплатам сотрудникам полиции за полученный ими вред здоровью. Не секрет, что жизнь и здоровье сотрудника полиции в обязательном порядке подлежат государственному страхованию за счет федерального бюджета, с момента вступления в силу новейшего полицейского законодательства суммы страховки для полицейских увеличились и варьируются от 50000 рублей в случае легкой травмы до 1500000 и 2000000 рублей при наступлении инвалидности первой группы или смерти.

Предлагаем дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 264.2 следующего содержания:

«Наезд на регулировщика или на сотрудника полиции осуществляющего контрольно-надзорные функции на проезжей части, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет».

152

К мерам обучающего и воспитательного характера следует отнести осуществление качественной профессиональной подготовки в рамках первоначальной, обучения по образовательным программам, профессиональной служебной и физической подготовки [6]. Следует акцентировать внимание на том, что говорить о подготовленности сотрудника полиции к качественному выполнению стоящих перед органами внутренних дел задач можно лишь в том случае, если на каждой из перечисленных стадий профессиональной подготовки в него были вложены необходимые знания, умения, навыки и он обладает в полном объеме всеми предусмотренными компетенциями. Казалось бы, определенная доля ответственности за нарушение мер личной безопасности сотрудником ДПС должна лежать на субъектах обучения и воспитания (образовательные организации и должностные лица, ответственные за профессиональную служебную и физическую подготовку), однако ответственность образовательных организаций системы МВД России возможна лишь только тогда, когда они будут обладать монополией на подготовку кадров для подразделений полиции. При этом необходимо отметить, что опыт работы в академической среде системы МВД России позволяет с высокой долей вероятности утверждать, что учебный процесс в ведомственных вузах достигает своей цели, в том числе посредством проведения занятий в условиях, максимально приближенных к реальным [7, с. 77].

Меры кадрового и организационного характера подразумевают под собой широкое применение в деятельности подразделений полиции всех достижений в области современной науки управления персоналом. Изначально хороший специалист, полностью готовый к выполнению своих профессиональных обязанностей, при ежедневном выполнении однотипных, рутинных, монотонных административных функций подвержен профессиональной деформации. Работа инспектора ДПС сопряжена с постоянным нахождением на проезжей части (регулирование дорожного движения, оформление ДТП, осуществление контрольно-надзорных функций), что приводит к определенному привыканию к дороге, нивелированию возможной опасности от транспортных средств, потере чувства страха перед источниками повышенной опасности. В такой ситуации речь необходимо вести о виктимности инспекторов ДПС, т.е. о возможности «превращения лица в реальную жертву или конечный результат такого

процесса» [8, с. 70]. Виктимность инспекторов ДПС как один из элементов профессиональной деформации с чисто психологической точки зрения вполне объяснима: регулируя транспортные потоки взмахом жезла, инспектор считает, что Он главный на дороге, что Он может не просто произвести остановку любого транспортного средства, но и полностью запретить движение на проезжей части всем участникам дорожного движения. Подобного рода убеждения в науке обозначаются термином «акцентуация», т.е. появление сверхкачеств. Пути преодоления проблемы виктимности инспекторов ДПС заключаются в совместных мероприятиях командного состава подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и кадровых подразделений системы МВД России, направленных на выявление вик-тимных инспекторов. Определять виктимность инспектора ДПС можно по количеству попадания им в ДТП при исполнении обязанностей. Сотрудников с повышенной виктимностью (по результатам служебных проверок и заключению психологической службы), несущих до-рожно-патрульную службу, следует переводить на работу с административными материалами, исключив тем самым возможный контакт с транспортными средствами.

В заключение считаем необходимым заметить, что обеспечение личной безопасности инспекторов ДПС зависит от реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня защищенности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. К числу наиболее эффективных мер, на наш взгляд, относятся:

законодательное закрепление обязанностей водителей по мерам поведения при общении с инспектором ДПС;

ужесточение ответственности водителя за наезд на инспектора ДПС;

введение ответственности образовательной организации за качество подготовки сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

проведение периодической ротации сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с работы, связанной с административными материалами, на работу, связанную с несением дорожно-патрульной службы.

Реализация данных мер повысит защищенность сотрудников ДПС, поднимет престиж службы ГИБДД и в итоге качественно отразится на уровне безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

153

1. URL: http://mosday.ru/news (дата обращения: 22.03.2017).

2. URL: http://nsn.fm/incident/v-astrakhani-rasstrelyali-dvoikh-inspektorov-dps.html (дата обращения: 07.04.2017).

3. Стороженко К. О. Административно-правовые и организационно-тактические основы обеспечения личной безопасности сотрудников дорожно-патрульной службы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

4. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (с изм. и доп.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

5. Затолокин А.А. Дорожно-транспортная ситуация как фактор трансформации законодательства // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2015.

6. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

7. Затолокин А.А. Учебный полигон МРЭО: история возникновения, тенденции развития // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2014. № 1(23).

8. Франк Л. В. Виктимология и виктим-ность. М., 1975.

1. URL: http://mosday.ru/news (date of access: 22.03.2017).

2. URL: http://nsn.fm/incident/v-astrakhani-rasstrelyali-dvoikh-inspektorov-dps.html (date of access: 07.04.2017).

3. Storozhenko K.O. Administrative-legal, organizational and tactical framework for ensuring the personal safety of inspectors of traffic police: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2006.

4. About approval of Administrative regulations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of execution of the state function on control and supervision of observance by participants of traffic of requirements in the field of ensuring road traffic safety: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. March 2, 2009 № 185 (with changes and additions). Access from legal reference system «Garant».

5. Zatolokin A.A. Road traffic situation as a factor of transformation of law // Actual problems of administrative activity of the police: proc. of All-Russian sci. and practical conf. Krasnodar, 2015.

6. About approval of Procedure for organization of training staff to fill positions in the Agencies of Internal Affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of the Interior of Russia d.d. July 3, 2012 № 663. Access from legal reference system «Garant».

7. Zatolokin A.A. Training ground vehicle registration and examinations of driving: history, development trends // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2014. № 1(23).

8. Frank L.V. Victimology and victimization. Moscow, 1975.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.