Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
859
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF THE STATE / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / SOCIAL FUNCTION OF THE STATE / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL RIGHTS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Олейникова С.С.

в статье произведен историко-правовой анализ социальной функции государства. Исследованы этапы и тенденции изучения социальной функции государства в отечественной юридической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE: PAST AND PRESENT

the article carried the historical and legal analysis of the social function of the state. Investigated by studying the stages and tendencies of the social function of the state in domestic jurisprudence.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

С.С. Олейникова,

преподаватель Волгоградской академии государственной службы svetlana_oleynik@mail.ru

Социальная функция государства: история и современность

Аннотация: в статье произведен историко-правовой анализ социальной функции государства. Исследованы этапы и тенденции изучения социальной функции государства в отечественной юридической науке.

Ключевые слова: функции государства, социальная функция государства, социальная политика государства, социальные права человека, качество жизни населения.

Summary: the article carried the historical and legal analysis of the social function of the state. Investigated by studying the stages and tendencies of the social function of the state in domestic jurisprudence.

Keywords: functions of the state, the social function of the state, social policy, social rights, quality of life.

Изучение тенденций и закономерностей развития функций гот сударства является актуальной проблемой на современном этапе развития ^ общества. Нельзя не согласиться с мнением отечественных ученых о том, к что всесторонний анализ категории «функции государства» будет актуален т и через несколько десятков (и даже сотен) лет, пока существует такой ин-ш ститут, как государство1.

с Исследования социальной функции государства составляют относительно ^ самостоятельное направление в теории функций государства. Это вполне закономерно, т. к. сама социальная функция занимает особое место в системе н государственных функций. Именно она в наибольшей мере обеспечивает с гармонизацию интересов гражданского общества и государства, реализацию с социальных прав человека и гражданина.

Интерес к исследованию социальной функции государства возник в о отечественной историко-правовой науке во второй половине XIX в. В эти <с годы в России происходили глобальные социально-экономические транс-с формации, что и обусловило возрастание внимания к социальной проблематике. Для обозначения государственной социальной функции в тот период 18 использовались термины «государственное призрение», «государственное попечение», «государственное благоустройство». ^ В. Власьев под государственным благоустройством понимал попечение го-

ф сударственной власти об общественном благе, т. е. о развитии общественных <м интересов, как материальных, так и нравственных. Им был сделан важный ^ вывод об этапности развития государственной попечительской деятельности, обусловленной в первую очередь развитием законодательства. Автор подчеркивал, что попечение может состоять только из государственного содействия обществу в развитии его интересов, но может простираться и до того, что государство берет под свою опеку и эти интересы, и само общество. Последнего рода

1 См.: Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2003. № 5. С. 10.

деятельность, по мнению В. Власьева, началась в России не раньше правления Петра I. Допетровский период представляет только «слабые зачатки этой деятельности», т. к. «в памятниках законодательства этого времени можно найти очень немного отрывочных мер, имевших в виду эту цель непосредственно»1.

В дореволюционный период высказывались и другие суждения по поводу начала осуществления Российским государством своей социальной деятельности. Д.И. Бережков и H.A. Штофф в качестве исторически первого ее проявления называли заботу о пострадавших на военной службе и их семьях. Возникновение этой деятельности они относили к середине XVII в., когда в законодательстве появились «...первые указания на действительное участие правительства к участи пострадавших на войне и их семейств»2.

Некоторые авторы основными направлениями социальной деятельности государства называли «призрение» обездоленных членов общества и благотворительность. К примеру, A. Тулубьев в фундаментальном сборнике о «Благотворительность в России» признавал за государством лидирующую роль в организации «общественного призрения и благотворительности». Им были выделены конкретные направления, по которым должна была осуществляться государственная помощь «обездоленным всех возрастов и всех состояний». ф В детском возрасте она ориентирована на предоставление возможности «вырастить физически и нравственно здоровых юношей и девушек, лишенных родительской заботы, дать им достаточный запас знаний для удовлетворения своих нужд посредством заработка в будущем». В среднем, работоспособном возрасте она нужна, чтобы «дать такую нравственную и материальную С поддержку, которая дала бы обездоленному в самый короткий срок стать в такое положение, чтобы он мог самостоятельно добывать необходимые для него средства к существованию». В старческом, немощном возрасте — дать спокойный приют. Автором особо подчеркивалась проблема доступности государственной заботы: «При этом необходимо, чтобы каждый нуждающийся s знал, где и при каких условиях может искать необходимую ему помощь»3. §

Многие исследователи, признавая российскую специфику решения е проблем благосостояния населения, приходили к выводу, что в условиях е неограниченной монархии, слабости развития гражданских негосударствен- § ных институтов приоритет в решении этих проблем должен принадлежать Ь государству. Как отмечал П.И. Лыкошин, «...сиротливая бедность, убогая старость, оставленная без присмотра, без помощи плодилась и умножалась и ^д умирала». Необходимо было покончить с бедствиями, отделить неимущих и — беспомощных от толпы тунеядцев. Эту задачу «...должно было взять на себя государство, потому что при отсутствии всякой сплоченности в обществе... ^ этого сделать было некому»4. Q

Таким образом, в дореволюционный период был научно обоснован вывод е

0 том, что государство должно осуществлять заботу о слабозащищенных,

1 Власьев В. Очерки государственного благоустройства России в XVII веке. М., 1869. С. 1—2. §

2 Столетие военного министерства. 1802—1902. Александровский Комитет о раненых. Исто- а рический очерк / Д.И. Бережков, H.A. Штофф. СПб., 1902. С. 2.

3 Тулубьев А. Благотворительность в России. СПб., 1902. Т. I. С. 3—4.

4 Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 1: Благотворительность государственная. С. 21.

о j=

д

о

"U

социально уязвимых гражданах. При этом подчеркивалась необходимость развитой нормативно-правовой базы для осуществления защитных мер. Социальная деятельность государства рассматривалась как важное самостоятельное направление государственной политики.

В советский период социальная функция исследовалась в тесной связи с природой социалистического государства и правами человека в социалистическом обществе. В рамках этого подхода авторы исследовали отдельно социальные функции буржуазного, эксплуататорского государства и социалистического государства. Социалистическая идеология ставила во главу угла неуклонное повышение благосостояния советских граждан, причем лидирующая роль в осуществлении этой цели отводилась государству.

Важное место в трактовке социальной функции государства занимала теория социальной справедливости. «...Высшим критерием социальной справедливости были и остаются интересы общественного прогресса, коренные интересы трудящихся масс»1. Исследователями формулировались основные принципы социальной справедливости, среди которых — максимально возможная степень социального равенства людей — равенство всех граждан как ассоциированных производителей, сохозяев обобществленного производства; х равный для всех критерий участия в распределении благ — величина личного ^ и коллективного трудового вклада в удовлетворение потребностей общества. ^ Не менее важным принципом признавалось постоянное расширение возможностей развития каждого члена общества, создание равных «стартовых § условий» для молодежи; равные политические права и личные свободы, единство для всех прав и обязанностей, отсутствие неоправданных и неза-^ служенных льгот и привилегий. Выражением социальной справедливости

< считались социальные гарантии — «гарантированное обществом право на ^ труд и на его оплату в соответствии с количеством, качеством и результатами ^ труда, гарантированное удовлетворение потребностей в медицинском обслу-° живании и образовании, в жилье, в материальном обеспечении в старости

к и в случае потери трудоспособности, помощь семьям с детьми, особенно

< 2

т многодетным, содействие культурному росту и отдыху»2. ш Советские ученые не всегда обозначали социальную функцию как самостоятельную в системе внутренних функций государства. К примеру, Л.И. Загайнов выделял экономическую, идеологическую, охранительную 20 функции3, каждая из которых воспринималась как наполненная глубоким - социальным содержанием, ориентированная в конечном итоге на улучшение условий жизни народа. Н.В. Черноголовкин также не называл социальную функцию в числе функций государства. В то же время выделенные им хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная функции и функция регулирования мер труда и потребления предполагали обязательное государственное воздействие в социальной и социально-трудовой сферах4.

1 Социальная политика КПСС на современном этапе / Б.В. Архипов, З.А. Бербешкина, В.И. Голубев. М., 1988. С. 136.

2 Микульский К.И., Роговин В.З, Шаталин С.С. Социальная политика КПСС. М., 1987. С. 8—9.

3 См.: Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968. С. 27.

4 См.: Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 117.

О

сч

В конце XX — начале XXI в. в российском обществе происходили глобальные трансформации — создание основ демократии, переход к рыночной экономике, начало формирования социального государства, образование которого закреплено Конституцией Российской Федерации 1993 г. Все это обусловило возрастание интереса исследователей к социальной составляющей политики Российского государства, к проблемам развития его социальной функции. Современные ученые-правоведы пришли к важному выводу о том, что эволюция правового положения человека в России имеет богатую историю и прослеживается на протяжении всех этапов ее государственно-правового строительства. При этом всегда происходила борьба двух сил — стремящихся к свободе и реакционно настроенных1.

В отечественной юридической науке до сих пор не существует общепринятой трактовки сущности социальной функции государства и единой периодизации ее становления в России. Некоторыми авторами формулируется о определение социальной функции государства применительно к современ- и ному этапу развития. К примеру, О.В. Родионова полагает, что социальная Ь функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию Я различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обе- ф спечения стабильности (самосохранения) социума. В соответствии с этим К определением к структурным элементам социальной функции современного Я государства автор относит образование, здравоохранение, художественную § культуру, пенсионное обеспечение2. Согласно определению С.Е. Коробова, g социальная функция государства — одно из основных направлений (сторон) С в его деятельности, осуществляемое в социальной сфере общественных ношений, по обеспечению гражданам достойного уровня жизни, разрешению и социальных противоречий и реализации согласованных интересов граждан § на основе признаваемых в данном обществе и законодательно закрепленных Я социальных стандартов3. s

Можно предположить, что признание зависимости содержания социаль- § ной функции от сложившихся в данном обществе и законодательно закре- е пленных социальных стандартов соответствует обобщенному определению | социальной функции. В то же время нельзя согласиться с утверждением, § согласно которому социальная функция неизменно является одним из основ- Ь ных направлений деятельности государства.

Думается, с позиций историко-правовой науки социальную функцию 21 государства применительно к различным государственным типам можно — определить как направление его организационно-правовой и практической деятельности, регулирующее уровень жизни и процессы реализации ^ социально-экономических прав личности в объеме, адекватном конкретному Q этапу развития общества и государства. С развитием государства трансфор- S

мируется его социальное назначение, представления о стандартах уровня - *

1 См.: Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами вну- g тренних дел. Волгоград, 1997. С. 30. а

2 См.: Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства // История государства и права. 2007. № 3. С. 9.

3 См.: Коробов С.Е. Социальная функция государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

жизни, объеме и структуре социально-экономических прав населения, а также о пределах вмешательства государства в социально-экономическую сферу в целом и социально-экономическое положение отдельных групп населения в частности.

Одним из первых шагов на пути построения основ социального государства стало подписание Россией Европейской социальной хартии 14 сентября 2000 г. и ее последующая ратификация в июне 2009 г. Принятие Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» явилось подтверждением приверженности нашей страны принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере1.

Европейская социальная хартия является одним из ключевых документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. Для современной России ратификация Хартии не только констатирует достигнутый уровень социального развития, но и конкретизирует проблемы, которые предстоит решить. В 2009 г. Российской Федерацией было ратифицировано шесть из девяти «основополагающих» статей Хартии. При этом отложена ратификация ст. 12 «Право на социальное обеспечение», ст. 13 «Право на социальную и медицин-^ скую помощь», ст. 19 «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и ^ помощь»2. Причиной этому служат сложившиеся социально-экономические к реалии. Чтобы добиться реализации всего комплекса социальных прав и гарантий, предусмотренных Хартией, необходимо значительное расширение m социальной функции Российского государства.

Принципиально новый взгляд на социальную деятельность государства s содержит Концепция долгосрочного социально-экономического развития < Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением s Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р3. Цель разработки Концепции — g «определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе ^ (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граж-к дан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепле-g ния позиций России в мировом сообществе». Таким образом, сама постановка ш проблемы, очевидная приоритетность «человеческого фактора» определяют с необходимость оптимизации государственной социальной политики.

Формирование качественно нового образа будущей России, согласно 22 Концепции, предусматривает достижение высоких (на уровне стран с раз— витой экономикой) показателей роста благосостояния человека. Это означает доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, не-£ обходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам ° и обеспечение экологической безопасности.

it Процесс становления в нашей стране основ социального государства,

начавшийся в 1990-е гг. и продолжающийся до настоящего времени, пред-

1 См.: О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года // Российская газета. Федеральный выпуск. 2009. 5 июня.

2 См.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 г. URL: http://www.kadis.ru/ texts/index.phtml?id=37484 (дата обращения: 21.06.11).

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

полагает глобальную трансформацию социальной функции государства, превращение ее в приоритетное направление государственной деятельности. В рамках этого процесса необходимы качественные изменения социального законодательства, его распространение на все без исключения слои населения; признание государством своей доминирующей роли в обеспечении социально-экономических прав личности и в то же время — отказ от всеобъемлющего государственного патернализма в социальной сфере.

Д.А. Авдеев,

кандидат юридических наук, доцент Института права, экономики и управления Тюменского государственного университета ronner@mail.ru

Демократическая иллюзия участия народа в формировании органов публичной власти в России

Аннотация: в статье анализируются особенности порядка формирования органов публичной власти в Российской Федерации. Рассматриваются возможности избирателей выражать свою политическую волю посредством институтов прямой (непосредственной) демократии. Делается вывод о соответствии российского законодательства представлениям демократического устройства общества.

Ключевые слова: демократия, избирательное законодательство, конституция, выборы, органы публичной власти.

Summary: in this article is analyzed peculiarities in forming bodies of public power in Russian Federation. The Author consider the problem of electorate's possibility to express it's political will by institutes of straight (immediate) democracy. According of this matters the Author makes a conclusion of conformity the Russian legislation with conception of democratic society system.

Key words: democracy, electoral law, constitution, elections, bodies of public power.

Провозглашение государства демократическим предполагает не только формально-юридическое закрепление в конституционном законодательстве институтов выборов и референдума как высшей формы народовластия, но и установление действенных механизмов, соответствующих современному уровню развития демократии, что в конечном итоге позволит единственному источнику власти — народу принимать участие в управлении делами государства как непосредственно, так и опосредованно.

Политическая грамотность и активность народа, являясь показателями эффективности функционирования механизма непосредственного участия народа в управлении делами государства, позволяют говорить о степени демократичности законодательства, соответствии его критериям правового государства. В свое время известный русский правовед Ф.Ф. Кокошкин подчеркивал, что «только развитие самодеятельности народа может служить прочным фундаментом благополучия и национального прогресса»1.

1 Кокошкин Ф.Ф. Об основаниях желательной организации народного представительства в России. М., 1906. С. 49-50.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.