Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2 (51). С. 14-18.
УДК 340
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
™e FUNCTIONS OF THE STATE: SYSTEMS APPROACH В. А. РЫБАКОВ (V. A. RYBAKOV)
Статья посвящена изучению системы функций государства. В ней рассматривается два уровня системы - горизонтальный и вертикальный. Первый представлен в классификации функций государства, выделяемых по различным основаниям. Второй - в виде иерархического построения: общих, особенных, единичных функций.
Ключевые слова: функции государства; политическая функция; экономическая функция; социальная функция; общая функция; особенные функции; единичные функции.
The article is devoted to studying of the system of functions of the state. It considers the concept two levels horizontal and vertical - the first one is represented in a classification functions of the state allocated to on different grounds. The second one is represented in the form hierarchical: total, special, unit functions.
Key words: the functions of the state; political function; economic function; social function; special functions; single function.
Исследование функционального аспекта системности имеет принципиальное значение для современной юридической науки, поскольку способствует формированию целостного представления о гармонизирующей и преобразующей роли государства по отношению к обществу. Познание функций государства в отрыве от системного анализа оказывается неполным. Системность выступает дифференцирующим началом, обеспечивая анализ структуры и внутренних связей между элементами функций государства, а также целостность и устойчивость государства как системы более высокого порядка. Система функций государства - это их структурно упорядоченное единство, объективно обусловленное его социальным назначением.
Анализ функций государства как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ даёт приращение знаний, позволяет более глубоко и полно понять содержание каждой из них. Функции государства не существуют изолированно друг от друга, они тесно связаны между собой.
С развитием государства, с неуклонно возрастающим объёмом решаемых государством задач, взаимосвязи постоянно усложняются. Количество его функций увеличивается, их система усложняется. В настоящее время её можно рассматривать на двух уровнях - горизонтальном и вертикальном. И. А. Кузнецов отрицает множественность подходов к классификации функций государства. Он полагает, что система функций государства может быть только одна, поскольку сущность государства однотипна [1].
Данный тезис представляется не совсем точным. Не следует считать тот или иной перечень функций государства исчерпывающим и абсолютно полно отражающим их систему, поскольку применение различных критериев классификации будет давать разные результаты, каждый из которых отразит одну сторону объективно существующей системы функций государства. Лишь соединённые вместе результаты классификации функций по различным основаниям могут сформировать целостное представление о существующей или существовавшей системе функций государства.
© Рыбаков В. А., 2017
Горизонтальный уровень. Он имеет несколько системных образований, обусловленных различными классификациями функций государства.
По сфере общественной жизни функции делятся на политические - направления деятельности государства в политической сфере; экономические - деятельность в экономической сфере; социальные - деятельность по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и др. Каждая из названных функций выступает элементом системы функций государства и, будучи включённой в неё, находится в определённых связях и отношениях с иными функциями, обеспечивая функционирование государства.
Сфера общества предопределяет содержание соответствующей функции. Их совокупность представляет собой внешнюю среду существования и развития государства. Среда - это общественная жизнь, которая ставит перед государством текущие задачи, на решение которых и направлена его деятельность. Таким образом, среда является систематизирующим фактором, предопределяя связь и взаимодействие функций государства.
Социальная функция, например, связана с политической функцией, которая определяет объём и направления социальных мероприятий. В обществе, где отсутствуют условия для жизнедеятельности человека, не соблюдаются и не обеспечиваются его права, возникают политические и социальные противоречия, растёт недовольство государственной властью, что в итоге приводит к социальным конфликтам.
Связана она и с экономической функцией государства. От экономической политики в наибольшей степени зависит эффективность реализации социальной функции. Экономическая функция заключается в формировании и координации стратегических направлений государственной деятельности по развитию экономики страны. За счёт экономического роста страны происходит увеличение государственного бюджета, это способствует проведению социальных мероприятий в общественной жизни. Экономика создаёт условия для реализации социальной деятельности государства. В то же время рост благосостояния граждан влияет на их стремление к занятию экономической деятельностью.
Систематизирующей функцией при этой классификации является политическая функция. Именно она предопределяет содержание других функций государства, обеспечивает их реализацию.
По принципу разделения властей система функций государства горизонтального уровня проявляется в их делении на законодательные, исполнительные, судебные. Они закрепляют специфические направления деятельности государства: регулирование политических, экономических, социальных и других функций государства. Все они направлены на решение общих государственных задач, реализуются через законотворчество, организацию их исполнения, их гарантиро-ванность. Во многом это совпадает с государственно-правовыми формами реализации функций государства - правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной.
Систематизирующую роль в этой классификации играет законодательная функция, поскольку именно в ней закреплена руководящая роль представительных органов. Право-исполнительная деятельность - деятельность подзаконная, на основе закона и для его исполнения. Она решает управленческие задачи. Судебная - обеспечивает их реализацию.
По закрепляемому интересу структура функций государства горизонтального уровня состоит из общесоциальных и классовых. Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые выражают интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, политической элиты, которые господствуют в данном обществе и осуществляют государственную власть.
Общесоциальные функции выражают интересы общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности: обеспечение национальной безопасности; ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф; реализация программ здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных; защита прав и свобод граждан и др. Даже в обществе, поделённом на классы, государство представляет общесоциальные интересы, выступая от имени всего общества. Чем больший удельный вес общесоциального в функциях государства, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий [2]. Таким образом,
общесоциальное содержание функции государства делает её системообразующей.
По сфере деятельности система функций государства складывается из внутренних и внешних функций. Внутренние - основные направления государственной деятельности, реализация которой ограничена юрисдикци-онной территорией государства: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая и др. Внешние -деятельность государства в сфере международных отношений (оборона страны, международное сотрудничество и др.). По содержанию они реализуются в политических, экономических, идеологических функциях.
Внутренние и внешние функции взаимно дополняют друг друга. Внешняя функция -оборона страны. Посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооружённые силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования. Социальная функция государства позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильём, предоставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии на общегосударственном уровне и др.).
Посредством взаимодействия функции обороны страны с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооружённых силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.
Благодаря тесному взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности страны, а с другой - обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех сферах внутренней жизни страны. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.
Итак, система функций государства горизонтального уровня - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы госу-
дарственных органов, направленная на гармоничное политическое, экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.
Вертикальный уровень. При вертикальной градации государственные функции размещаются в порядке иерархии, понимаемой как тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах. Реализуя своё социальное предназначение, государство выражает свою сущность и содержание через сложную и иерархически организованную систему государственных функций.
Иерархические отношения присутствуют практически во всех системах с характерной как структурной, так и функциональной дифференциацией. Уровневую градацию целесообразно проводить в соответствии с такими категориями диалектики, как «общее», «особенное», «единичное», выражающими объективные связи государства (государственного аппарата) и общества.
Совокупность выделенных общих черт позволяет говорить, с определённой долей условности, о некой общей функции государства. Общая функция государства не охватывает и не может охватить всего многообразия конкретных форм и путей деятельности государства. Она подразумевает дробление на функции более низкого порядка («особенные функции»), т. е. «детализируется» в деятельности других групп функций государства. По сути, эта функция выражает то основное, что проявляется во всех функциях государства.
Общую функцию государства можно назвать общеопределяющей. В юридической литературе указанная функция именуется «генеральной» или «главной» функцией государства. Она заключается в обеспечении целостности и сохранности общественного организма, которое государство объективно не может не ставить выше любых эгоистических интересов входящих в него групп. В противном случае ему грозит саморазрушение. Государство имеет две цели: организацию власти и организацию управления. Эти цели исчерпывают всё многообразие более конкретных целей; они выступают имманентными характеристиками государства как особенной социальной организации [3]. Общая функция - системообразующая функция
государства. Она обусловлена природой го -сударства и его сущностью.
Названую функцию можно определить как реализацию общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования.
Отсюда вытекает, что главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе [4].
В современных государствах это, как правило, закреплено в конституциях в виде целей и задач развития общества. Высшей целью Советского государства было построение бесклассового коммунистического общества. Главными задачами - создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны. В Конституции Российской Федерации декларируется стремление к процветанию и благополучию страны, построению правового государства.
Особенные функции. Общая функция го -сударства дифференцируется на особенные применительно к сферам общественной жизни - на экономическую, политическую, социальную, идеологическую функции. Она реализуется в его внутренних и внешних функциях, законодательной, исполнительной, судебной. Особенное в данном случае выступает как некое объединяющее начало единичного и общего в рамках целого. Таким образом, в системе государственных функций особенным являются «основные функции» государства (так они определяются в учебной и научной литературе), которые, с одной стороны, относятся к государственной деятельности в целом, с другой стороны, выполняются в разной степени всеми или многими государственными органам. Их объектами выступают наиболее важные социальные сферы (экономика, политика, идеология, безопасность и пр.).
Единичные функции. Они выражают специфические, неповторимые особенности явлений, составляющие их уникальную каче-
ственную и количественную определённость. В качестве единичного в функциональной системе государства выступают функции, не подлежащие дальнейшему дроблению. Различными авторами они именуются «неосновными», «вспомогательными», «производными» и т. п. В рамках рассматриваемой классификации эти функции, по всей видимости, точнее было бы обозначить термином «конкретные». К таким функциям относятся, например, функция налогообложения, финансового контроля, развития промышленности.
Конечно, более конкретные направления действия государства продиктованы социально-исторической или социально-экономической ситуацией в стране и в действительности не имеют ограничений. Но если мы говорим о направлениях действия государства сообразно с самой его природой, тогда мы имеем чёткие границы его действия в рамках определённой системы функций. За этими пределами возникает осознание неадекватности действий государства.
Иерархичность системы функций государства можно проследить в широко распространённом делении их на основные и неосновные. Деление весьма условно, так как критерии такого разграничения чётко не определены. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности равно важны, но это не исключает, конечно, возможно сти определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.
В противоположность основным функциям, неосновные представляют собой направления деятельности государства, которые имеют локальный характер, касаются конкретной стороны общественной жизни, конкретной социальной группы, охватывают какую-либо одну сторону общественной жизни, а потому выполняются не всей системой государственного механизма, а лишь отдельными её звеньями. Последние, будучи составными (структурными) частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной и в этом смысле более узкой сфере общественной жизни.
К примеру, содержание политической функции государства складывается из таких направлений деятельности, как обеспечение государственной и общественной безопасности; обеспечение социального и национального согласия; подавление сопротивления противоборствующих социальных сил; охрана суверенитета государства от внешних посягательств.
Экономическая функция включает такие виды деятельности, как формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); создание правовых основ экономики (например, формирование системы рыночного законодательства); обеспечение равноправия всех форм собственности или приоритета государственной собственности; государственно-правовая охрана собственности, прав и интересов потребителей и др.
Содержание экологической политики государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования; по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности; по созданию производств по утилизации отходов и т. д.
Проблему основных и неосновных функций следует рассматривать не как классификационную, а как структурную часть основных функций [5], как структурный элемент основной функции. Такой позиции придерживались М. И. Байтин [6], Л. И. Загай-нов [7], А. И. Лепёшкин [8], М. И. Пискотин [9], Н. В. Черноголовкин [10] и др.
Системность можно увидеть и в историческом развитии функций государства, беря за основу общественно-экономическую формацию. В этом случае можно говорить о функциях межтиповых, типовых и внутри-типовых.
Любое государство исторически постоянно меняется, эволюционирует, независимо от культуры и эпохи, но природа его неизменна. Природа государства как социального феномена определяется сущностью социальной организации вообще. Все государства выполняют политические, экономические
и социальные функции, но каждый тип государства решает их по-своему. Каждый тип государства проходит в своём становлении и развитии ряд этапов, на которых решаются специфические задачи и, следовательно, реализуются свои функции. Например, Советское государство на этапах диктатуры пролетариата, построения социализма, построения коммунизма или в период НЭПа, коллективизации, индустриализации и т. д.
Таковы основные черты системы функций государства. Предлагаемые положения имеют дискуссионный характер и требуют дальнейшего обсуждения.
1. См.: Кузнецов И. А. Некоторые методологические вопросы классификации внутренних функций социалистического государства // Вопросы теории государства и права : меж-вуз. науч. сб. - Саратов, 1986. - С. 29-30.
2. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 100.
3. Палазян А. С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. - 2007. - № 14. -С. 12.
4. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. - М., 2004. - С. 56.
5. Черноголовкин Н. В. Вопросы теории функций социалистического государства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1971. - С. 1415.
6. Байтин М. И. К вопросу об основных функциях Советского государства // Научная конференция по итогам научно-исследовательской работы за 1958 г. - Саратов, 1959. -С. 21; Его же. Сущность и основные функции социалистического государства. - Саратов : СГУ, 1979. - С. 206-209.
7. Загайнов Л. И. Экономические функции Советского государства. - М., 1968. - С. 21-22.
8. Лепёшкин А. И. Фазы развития и функции Советского государства. - М., 1969. - С. 19.
9. Пискотин М. И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право. - 1958. -№ 1. - С. 91.
10. Черноголовкин Н. В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. -С. 134; Его же. Вопросы теории функций социалистического государства. - С. 14-15.