Научная статья на тему 'Социальная детерминанта индивидуального потребления в Украине'

Социальная детерминанта индивидуального потребления в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ТРАНЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ / CONSUMPTION / PRIVATE CONSUMPTION / TRANSITIVE ECONOMY / FACTORS OF TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириленко В. И., Погорила Л. М.

Раскрыта сущность, этапы и причины трансформации индивидуального потребления вообще и в Украине, частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DETERMINANTS OF INDIVIDUAL CONSUMPTION IN UKRAINE

The essence, stages and causes transformation of individual consumption in General and in Ukraine in particular.

Текст научной работы на тему «Социальная детерминанта индивидуального потребления в Украине»

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В УКРАИНЕ

Кириленко В. И., доктор экономических наук, профессор; Погорила Л. М., соискатель.

Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана

Аннотация. Раскрыта сущность, этапы и причины трансформации индивидуального потребления вообще и в Украине, частности.

Ключевые слова: потребление, индивидуальное потребление, транзитивная экономика, факторы трансформации.

SOCIAL DETERMINANTS OF INDIVIDUAL CONSUMPTION IN

UKRAINE

Kirilenko V.I., doctor of Economics, professor;

Pogorile L.M., job seeker.

Kyiv National Economic University of Vadym Hetman

Abstract. The essence, stages and causes transformation of individual consumption in General and in Ukraine in particular.

Key words: consumption, private consumption, transitive economy, the factors of transformation

Процессы трансформаций затрагивают демонтаж, замещение и реформирование экономических систем, которые основаны на административно командных методах ведения хозяйства в сторону их последовательного замещения преимущественно рыночными начальными этапами ведения хозяйства и управления. Существенные отличия в целях и заданиях каждого транзитивного периода накладываются на все сферы общественного воспроизводства, где и протекают эти процессы, включая сферу потребления и связанную с ней систему социально-экономических отношений.

За последнее столетие индивидуальное потребление испытало значительную трансформацию. В сущности, мы имеем дело с принципиально иным феноменом, который отличается от индивидуального потребления эпохи Античности, Средневековья и Нового времени. Основными векторами такого движения, на наш взгляд, являются появление и расширение со-

циальных детерминант индивидуального потребления, а также формирование системы его социально-экономической регуляции, повышения роли индивидуального потребления в процессах социализации индивида, активное использование социально-экономических факторов в сфере индивидуального потребления, трансформация моделей индивидуального потребления.

Выделяют наиболее распространенные модели индивидуального потребления, а именно: 1) незначительную часть населения с высокими доходами; 2) основную массу населения с невысокими доходами; 3) маргинальную группу, которая характеризуется маргинально-виртуальным потреблением; 4) средний класс, потребление которого отличается наибольшим оптимумом в удовлетворении материальных и духовных потребностей [2].

В транзитивный период для потребителей характерна слабая дифференциация их потребительских предпочтений. Независимо от дохода, материального положения семей и их общественного статуса потребительские ориентации оставались практически неизменными. Все прослойки общества действовали на потребительский рынок односторонне, что лишь усиливало остроту дефицита на нем. Идентичность потребительского стандарта для всех социальных групп общества, которая была основана на идее равенства условий жизни для всех, была заложена всей предыдущей историей развития социалистического общества, для которого была присуща дефицитная модель потребления. В центре этой модели находится дефицит потребительских благ, как с точки зрения количества, так и качества, что соответствующим образом сформировало поведение потребителя.

Следствием реформ становится то, что значительная часть относительно благополучных потребителей испытала ощутимые материальные трудности. В эту группу попадает часть интеллигенции, рабочих и служащих. Эта прослойка общества через низкие доходы вынуждена удовлетворяться относительно дешевыми и часто некачественными товарами и услугами. Таким образом, можно утверждать, что дефицитная модель потребления, которая была присуща советской экономике, трансформируется в модель выживания.

При этой модели в сфере индивидуального потребления не должным образом осуществляются инвестиции в человеческий капитал, которые связаны с образованием, медицинским обслуживанием и т.п. При условиях недостатка жизненных ресурсов человек направляет, концентрирует имеющийся у него потенциал на удовлетворение непосредственных, базовых потребностей — в еде, одежде, содержании жилья и отказывается от всех других.

В течение короткого отрезка времени в Украине появились немногочисленные социальные группы, которые, сравнивая с предыдущим периодом, существенно улучшили свое положение. Это, в первую очередь, связанные с зонами высокой прибыли (предприниматели, биржевики, кооператоры и т.п.), а также новая номенклатура и прослойка «теневых» потребителей, для которых экономические нововведения открыли возможность легализо-

вать капиталы. Эта прослойка людей, которые принадлежат к данной группе, за короткое время разбогатела и достигла высокого уровня потребления и именно эта прослойка потребителей постепенно становиться элитарной и формирует соответствующую модель потребления, то есть элитную модель потребления.

Высокий уровень расслоения совмещается в Украине с отсутствием существенной прослойки среднего класса, который является гарантом социальной стабильности и прогресса, становления институтов гражданского общества. Представители ряда профессиональных групп (врачи, педагоги, научные работники, инженеры), которые еще в начале трансформационного периода имели средний (за отечественными стандартами) доход и играли стабилизирующую роль в обществе, сегодня в большинстве очутились среди «новых бедных». Переход значительной части людей с высоким образовательным уровнем и высокими социальными ориентирами к группе, которая получает минимальные доходы, имеет крайне негативные последствия стратегического характера. Что касается нового среднего класса, который был сформирован в процессе реформ, в частности в результате приватизации, то его прослойка еще слишком небольшая и не оказывает надлежащего влияния на развитие общества.

Следующий этап трансформации моделей индивидуального потребления состоялся под воздействием глобализации. Так, характерной особенностью современного этапа стало широкое привлечение украинских потребителей в международный потребительский процесс, который находится под контролем ТНК. Эти компании являются проводниками западной модели общества потребления, которая является несбалансированной по своей сути и зависит от экономического роста, свободной торговли, глобализации и именно эту модель навязывают Украине. Западная модель общества потребления базируется на идеологии консюмеризма, которая формирует целостную картину мира (потребительское сознание), стимулирует потребительское поведение, обусловливает разные потребительские превращения в обществе, экономике. Для этой модели потребления присуща такая субмодель как экстенсивная, которая базируется на искусственно сформированных потребностях и реализуется через их количественный рост. Потребители в результате действия на них социально-культурной среды, рекламы, моды и привлеченным кредитным средствам ищут товары, активно заменяют старые на новые [1].

Следовательно, большинство трансформаций моделей индивидуального потребления связано не только с кризисными явлениями, но и с переходом к рыночным отношениям в начале 1990-х годов, а также с развитием общества в национальном и глобальном понимании (в первую очередь, модернизация потребительских характеристик, изменение системы ценностей, традиций и жизненных стандартов, переосмысление мировоззренческих ориентиров).

Литература:

1. Есть ли будущее у общества потребления? Лекция Петра Мостового [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//gtmarketm/!aboratory^

2. Сальтевська Т.Г. Особисте споживання в умовах формування сощального ринкового господарства: автореф. дис. канд. екон. наук: 08.00.01 / Т.Г. Сальтевська; Харк. нац. ун-т ím. В.Н. Каразша. - Х., 2009. - 19 с.

Literatura:

1. Is there a future consumer society? Lecture Peter Mostovoy [electronic resource]. - Mode of access: http: //gtmarket.ru/laboratory/publicdoc / 2006/433 2. Saltevska TG NKVD in the minds spozhivannya formuvannya sotsialnogo rinko-vogo Gospodarstwa: Author. dis. cand. EKON. Sciences: 08.00.01 / TG Saltevska; Hark. nat. Univ IM. VN Karazina. - H., 2009. - 19 p.

РОЛЬ ЛИЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Кудинова А.В. кандидат экономических наук, доцент. Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана

Аннотация. Исследована роль личного потребления в процессах обеспечения позитивной экономической динамики и общественного развития. Анализирована динамика личного потребления населения. Раскрыты объективные причины расширения личного потребления населения начала ХХ1 в.

Ключевые слова: личное потребление, воспроизводство работоспособности, потребительский выбор, покупательная способность, перепотребление.

ROLE OF CONSUMER IN THE PROCESS OF POSITIVE ECONOMIC

DYNAMICS

Kudinova A.V. candidat economic, professor Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman

Abstract: The role of private consumption in the process of positive economic dynamics and social development. Analyze the dynamics of personal consumption. Revealed objective reasons expansion of personal consumption of the population in the beginning of XXI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.