ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
2019. No. 2
УДК 101.1:316
DOI 10.23683/0321-3056-2019-2-23-29
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
© 2019 г. И.В. Печкуров a
а Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
DEMONSTRATIVE CONSUMER BEHAVIOR IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY: SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
I. V. Pechkurov a
а Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
Содержание демонстративного потребительского поведения в российском обществе обусловлено тем, что потребление, рассматриваемое как вид деятельности, имеет неоспоримую социальную направленность, которая проявляется на трёх процессуальных уровнях: где первый - взаимодействие с обществом через процесс потребления; второй - потребительская деятельность как один из инструментов социализации; третий - процесс самоопределения через потребительскую деятельность. Проблематика демонстративного потребительского поведения актуализируется через анализ характеристик, факторов и динамики в условиях транзитивного общества и социальной неопределенности, а демонстративно-показная ориентация потребительского поведения обусловлена влиянием трех факторов, к числу которых следует отнести самого человека, среду, в которой разворачиваются процессы восприятия, наконец, воспринимаемый объект. Именно в подобном контексте формируются и реализуются мотивы поведения потребителя в отношении приобретаемых товаров.
Ключевые слова: демонстративное потребление, демонстративное потребительское поведение, социальная реальность, мотивы потребления, демонстративная ориентация потребительского поведения.
The article shows that the content of demonstrative consumer behavior in Russian society is due to the fact that consumption, viewed as an activity, has an undeniable social orientation, which manifests itself in three procedural levels: where the first is interaction with society through the consumption process; second level - consumer activity as one of the tools of socialization; the third is the process of self-determination through consumer activity. The problematic of demonstrative consumer behavior is actualized through the analysis of characteristics, factors and dynamics in a transitive society and social uncertainty, and the demonstrative-ostentatious orientation of consumer behavior is due to the influence of three factors, including the person himself, the environment in which perception processes unfold, and finally perceived object. It is in this context that the motives of consumer behavior in relation to the goods being acquired are formed and implemented.
Keywords: demonstrative consumption, demonstrative consumer behavior, social reality, consumption motives, demonstrative orientation of consumer behavior.
Печкуров Илья Васильевич -кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория исследования и экспертизы социальных практик на Юге России, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия.
E-mail: urfranrostov@gmail.com
Ilya V. Pechkurov -Candidate of Sociology, Senior Researcher,
Laboratory for Research and Examination of Social Practices in the South of Russia, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006, Russia.
E-mail: urfranrostov@gmail.com
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
Одним из важных параметров социальной реальности является поведение потребительское, выступающее своеобразным индикатором социального статуса, а также культурного и образовательного уровней человека.
Потребительское поведение определяется также через социальное взаимодействие со структурой общества, поведенческими установками, культурными и духовно-ценностными параметрами.
В широком смысле поведение обычно определяют как систему взаимосвязанных реакций, которые осуществляются с целью приспособления к окружающей социальной и культурной среде.
Исследование структуры человеческого поведения, технологий управления им - комплексная проблема, которой уделяют внимание представители самых различных дисциплин [1-4].
Однако, несмотря на многомерность, в потребительском поведении, полагает В.И. Ильин, можно выделить две базовых составляющих: собственно ролевую социальную составляющую и форму экономического поведения [5]. Определение этих сущностных характеристик, с одной стороны, акцентировало внимание на его дуализме - относительно гармоничном сочетании социального и экономического, с другой -привело к применению при изучении данного вида поведения таких базовых подходов, как социологический и экономический.
В основе подобного поведения - потребительское сознание, т.е. совокупность представлений о том, что, где и как потреблять на основе принципов и заданных пределов потребительской активности.
Исследователи обращают внимание на то, что содержание потребительского поведения в российской социальной реальности обусловлено взаимоотношениями, возникающими в результате социального взаимодействия в системах индивид - индивид, индивид - группа, группа -группа, нацеленных на удовлетворение (разумное или избыточное) потребностей в процессах жизнедеятельности в зависимости от социального положения и уровня жизни, от господствующих культурных норм в обществе и состояния экономики.
В свое время в Советском Союзе произошло существенное сужение демонстративной функции потребления, связанной с маркировкой социального статуса и материального достатка как индивида, так и социальной общности в струк-
2019. т. 2
туре, способствующей доступу к товарам и услугам [6].
Р. Барнс полагает, что в СССР существовало общество потребления, однако присутствовал серьезный дефицит потребительских товаров. То время запомнилось многочасовыми очередями, записями на покупку телевизора или обоев с ежедневными перекличками, торговлей из-под прилавка, «колбасными электричками» [7].
Поэтому известный философ Г.Л. Тульчин-ский считает, что массовое общество тоталитарно-мобилизационного типа, сформировавшееся в советский период, вызвало к жизни и определённый тип массовой культуры. Она характеризовалась, во-первых, ориентацией на потребности «низшего» класса, в отличие от западной, искавшей опору в среднем классе; во-вторых, доминированием потребностей доиндустриаль-ного общества в виде жертвенного аскетизма, трудовой взаимовыручки, уравнительного распределения, коллективизма. В-третьих, данные ценности демонстративно противопоставлялись ценностям западного общества, отвергая их как низшие, «недоразвитые», искажающие высокую природу человеческой души (индивидуализм, успех, стремление к комфорту). Изменения в ценностной системе советского общества были инициированы в 60-е гг. ХХ в. и к 70-м гг. переход к ценностной системе потребительского общества был фактически завершён, что во многом поспособствовало развалу Советского Союза в 1991 г. [8].
Однако на Юге России ценностная система, особенно в молодёжной среде, имеет свои отличительные черты: «Обобщение результатов региональных социологических исследований позволяет построить теоретическую модель молодежного патриотизма на Юге России, в которой сочетаются как российская, так и этнокультурная идентичности. Основу ценностной структуры такой модели патриотизма молодежи составляют порядок и безопасность, достоинство, защита и целостность России. При этом в теоретическом дискурсе подчеркивается, что в силу геополитического положения региона его жители испытывают повышенную потребность в стабильности, а в условиях модернизации российского общества не склонны к некритическому восприятию либеральных ценностей» [9, с. 179].
Содержательное наполнение демонстративного потребительского поведения в современном российском обществе определяется не-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
сформированностью среднего класса, экономической сферой, отличающейся низкими объемами внутреннего валового дохода на душу населения, социальной структурой, где экономически бедные являются базовым слоем. Однако в ходе рыночных реформ, открытости и увеличения масштабов рекламной коммуникации в обществе начинает формироваться численно небольшой, но влиятельный слой экономической элиты, имеющий достаточные социально-экономические ресурсы для практической реализации демонстративного потребления [10].
Индивидуальное потребительское поведение, тем более демонстративное потребление, тесно взаимосвязано с социальной структурой общества, поскольку принадлежность к конкретной страте определяет доступ человека к жизненно важным ресурсам (престиж, власть, образование), что в свою очередь выступает определяющим фактором различий по уровню дохода и, как следствие, по уровню жизни. Соответственно то, какое место занимает личность в социальной структуре общества, играет важную роль в объёме и содержании её потребительской деятельности.
Д.Г. Цыбикова предлагает следующую типологию потребительских установок индивидов на современном этапе: традиционализм, гиперпотребительство, постпотребительство. Традиционалисты отличаются установкой на совершение рациональных покупок, обусловленных насущными потребностями. Соответственно главное требование, которое предъявляется к приобретаемым товарам, можно обозначить как идеальное соотношение цены и качества. Кроме того, характерологическими чертами данного типа являются: низкая ориентация на бренды и «этичное» потребление и высокая - на необходимость товара. Поскольку принадлежащие к данной категории потребители ограничены в средствах, то покупку товаров длительного пользования (например, холодильник) осуществляют либо в кредит, либо долго планируют, копя средства.
Представители второго типа - гиперпотребители обладают следующими характерологическими чертами: высокая ориентация на принадлежность товара или услуги определённому бренду (марке), слепое следование моде, незначимость долговечности приобретаемого, подверженность воздействию рекламы при выборе товара, положительное отношение к покупке товаров и услуг в кредит, «этичные» потреби-
тельские установки практически отсутствуют. Постпотребителей отличают: важность оптимального соотношения «цена - качество» с доминированием качественной составляющей, «этичное» потребление, совершение покупок, в том числе и через интернет, положительная установка по отношению к потребительскому кредиту.
В разных социальных группах количество людей, принадлежащих к тому или иному из выделенных типов потребительских установок, будет различаться.
Так, по мнению Д.Г. Цыбиковой, к традиционализму принадлежит большая часть населения современной России. Группы, имеющие наибольший доступ к ресурсам - обеспеченные жители крупных городов, молодые люди обеспеченных родителей, относятся к гиперпотребительскому типу. Постпотребительство могут себе позволить только стоящие на вершине социальной пирамиды и «золотая молодёжь» [11]. Данные тенденции, по мнению О.В. Бабак и Е.А. Милейко [12], являются результатом американизации культуры и внедрения практик потребительского поведения, которые могут рассматриваться в контексте наследия традиционной культуры, доминировавшей в советский период, как чужеродные, закономерно приводят к трансформации норм и ценностей. В данном контексте закономерной тенденцией стало восприятие таких потребительских практик прежде всего в молодёжной среде.
Таким образом, поскольку потребительское поведение играет роль одного из индикаторов статусного положения в обществе, то оно приобретает важную социальную способность -маркировку социального статуса того или иного типа потребления индивида. Так актуализируется проблематика демонстративного потребительского поведения через анализ характеристик, факторов и динамики в условиях транзитивного общества и социальной неопределенности. Содержание демонстративного потребительского поведения в российском обществе обусловлено рядом факторов. Прежде всего это социальный характер потребления как вида деятельности. Ко второму фактору можно отнести одну из ипостасей демонстративного потребления - инструментальность в контексте самоопределения и социализации личности, к третьему - возможность определения индивидом через демонстративное потребительское потребление личной и социальной идентичности.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
Содержательное наполнение демонстративного потребительского поведения тесно связано с актуализированным в последнее десятилетие в массовом сознании понятием «успешность», включающим в себя стремление к максимальному поднятию престижа как в ближайшем, так и удалённом социумах. Именно это выступает главным мотивом демонстративного потребления, в процессе которого стоимость товара служит символическим эквивалентом статуса потребителя. При этом сам товар начинает играть не практическую, а символическую роль, так и его основное назначение уже определяется не его свойствами как продукта, а свойствами мифическими в искусственно созданном пространстве общественного мнения.
С. Храпов исходит из наличия в современном обществе двух равнозначных по своей важности тенденций: «семиотизации» денег и переоценивания «новизны» [13, с. 57]. Первая уничтожает связи человечества с традиционными ценностями и социальными институтами (традиционная культура, традиционные религии, патриархальный тип семьи), вторая - постоянно инициируемые СМИ изменения в массовом сознании, направленные на переоценивание нового. Следствием становится утрата человеком экзистенции бытия и подмена на уровне макросознания доминировавшей в ХХ в. идеологии гуманизма на идеологию потребления, ставшей в современном мире «цементом», скрепляющим слои в обществе в некое подобие целого.
Далее С. Храпов, размышляя об интерпретации концепта «рыночное сознание», приходит к выводу, что если рассматривать данный концепт в качестве одной из характеристик российского общественного сознания постсоветского периода, то она не будет выступать в качестве индикатора состояния экономической культуры, тем более культуры, в основе которой лежат либеральные ценности как при анализе западноевропейского общества. Это объясняется тем, что в основе идеологии нового вызревающего куль-турно-цивилизационного типа (общество потребления) рациональность в мировоззренческой системе занимает главное место, что во многом и предопределило лидирующие позиции потребления в ценностном ядре массового сознания и его универсализацию в мировоззренческом и социетальном смыслах.
С. Храпов указывает и на психологические основания поведенческих потребительских практик, анализ которых должен, по его мне-
нию, включать исследование мотивов, когнитивных и личностных особенностей потребителей, обусловливающее выбор товара или услуги. Практически в унисон с ним размышляют исследователи Толмачёвы, высказывая идею, что одной из ипостасей, в которых проявляется влияние моды на индивида - следование модным тенденциям и, как следствие, потребление как средство самовыражения с целью расположить к себе других участников социального взаимодействия, ориентировав их на длительное общение с собой [14].
Демонстративная ориентация потребительского поведения обусловлена тремя главными факторами, под воздействием которых человек совершает выбор в пользу того или иного товара. Во-первых, структура личности, система ценностей и убеждений, во-вторых, контекст ситуации, в которой происходит процесс выбора, в-третьих, специфика воспринимаемого объекта - его товарный вид, качества, особенности, выделяющие из ряда аналогичных объектов. Именно в подобном контексте формируются и реализуются мотивы поведения потребителя в отношении приобретаемых товаров.
Демонстративное потребительское поведение тесно связано с концептом богатства. Так, отечественный социальный философ Н.Н. Зарубина [15] исходит из того, что богатство всегда связано с изобилием и излишками, дающими возможность индивидам и социальным группам выходить за пределы доминирующего стиля жизнеобеспечения, оно позволяет говорить о его важнейшей социальной функции, связанной с действиями, приносящими и демонстрирующими избыточность вплоть до превышения пределов необходимого.
Когда касаются демонстративного потребительского поведения, нередко обращают внимание на фактор моды, выступающей в качестве социокультурного феномена, присутствующего в разнообразных сферах человеческой деятельности и культуры. Согласно А.А. Попсуевой, в современном мире с распространением статусного потребления в разряд моды стали входить не только одежда и обувь, но и образы в целом, и стратегии потребления, и образцы праздного времяпрепровождения. Таким образом, делает вывод автор, демонстративное поведение необходимо рассматривать на фоне моды и задаваемых ею модных тенденций, так как именно она определяет, что станет статусными объектами в сезоне, и тем самым фиксирует объекты статус-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
ного потребления неотдалённого будущего, переориентируя сознание потребителей [16].
Фактически подтверждая и продолжая мысль А.А. Попсуевой, О.М. Клименко высказывает мысль, что мода проявляет себя в качестве навигатора потребительского поведения, а потребителей модных вещей можно классифицировать по целям, исходя из которых они стремятся к обладанию тем или иным товаром и качеством получаемого удовольствия.
К первой группе - «законодатели моды» -она относит тех, кто получает удовольствие от обладания модным товаром как индикатором отличия от других, выделения из общей массы. Это предчувствующие и апробирующие ее. Представители второй группы получают удовольствие от приобщения к сообществу, которое квалифицируют как «модное». И сам процесс приобретения, и факт покупки оказывают на них почти гипнотически успокаивающее воздействие, поскольку дают возможность, с одной стороны, идентифицировать себя с модным идеалом, испытывая удовольствие от того, что похожи на «законодателей мод», с другой - осознавать себя «идущими в ногу со временем» [17].
Фактор моды в демонстративном потребительском поведении напрямую связан с механизмами распространения моды. Наиболее значимыми из них, по мнению исследователей, являются два механизма - психологический и социокультурный. При этом в каждом из них разные авторы делали свой акцент. В психологическом: Г. Лебон - на подражании; З. Фрейд - на стремлении к самовозвеличиванию; Д. Дьюи -на обретении значимости. В социокультурном механизме влияния на демонстративное потребительское поведение Г. Зиммель акцентировал внимание на стремлении к обретению точки опоры в социуме; М. Вебер - на принадлежности к желаемой статусной группе; Г. Тард - на подражании высшим социальным слоям [16, 18].
А.Н. Андреева и Е.В. Марми также обращают внимание на то, что в России, как и в других странах мира, в демонстративном поведении мода занимает одну из лидирующих позиций, что позволяет представителям марок класса «люкс» рассматривать российский рынок как наиболее перспективный для экспансии. Это во многом обусловлено тем, что Москва прочно заняла пятое место в рейтинге столиц-потребителей роскоши и моды, в котором пер-
вое место по-прежнему удерживает Париж, второе - Милан, третье и четвёртое - Лондон и Нью-Йорк [19, с. 109].
С позиции данных авторов портрет демонстративного потребителя постсоветского пространства имеет ярко выраженные отличительные характеристики, выделяющие его из портретной галереи иных мировых потребителей моды, в частности европейского. Эти отличия в основном касаются сценариев демонстративного потребления: отсутствие культуры потребления моды и роскоши; яркая показная демонстрация в процессе приобретения; выраженное подражательство; импульсивность при свершении покупок. Фактически, делают вывод А.Н. Андреева и Е.В. Марми, постсоветский потребитель, позаимствовав западный сценарий, адаптировал его под себя. Однако в процессе адаптации такие существенные черты международного стиля потребления, как элегантность, спокойствие, нарочитая неброскость, в постсоветском потребительском стиле безнадёжно утеряны. «Очевидно, эта проблема возникла по причине того, что страна более семидесяти лет
была закрыта для роскоши.....Иностранцев это
забавляет и, одновременно, беспокоит, ибо подобные поведенческие сценарии резко отличаются от традиционно принятых в мире роскоши» [19, с. 110-111].
Таким образом, потребительское поведение в российском современном обществе обусловлено социальными отношениями и действиями индивидов и групп, направленными на разумное или избыточное удовлетворение потребностей в процессах жизнедеятельности в зависимости от социального положения и уровня жизни, господствующих культурных норм в обществе и состояния экономики. Соответственно содержание демонстративного потребительского поведения в современном российском обществе связано с определением социальных различий, выполнением функций коммуникации и идентификации. Оно обусловлено тем, что процесс потребления с позиции деятельностного подхода имеет социальный характер. Социальность потребительской поведенческой деятельности проявляется через процесс взаимодействия с обществом посредством потребления, через потребление как один из видов социализации и процесс самоопределения. В совокупности эти три процессуальных уровнях реализации потребительского поведения позволяют индивиду обрести социальную и личностную идентичность.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
Проблематика демонстративного потребительского поведения актуализируется через анализ характеристик, факторов и динамики в условиях транзитивного общества и социальной неопределенности, а демонстративно-показная ориентация потребительского поведения обусловлена влиянием трех факторов, к числу которых следует отнести самого человека, среду, в которой разворачиваются процессы восприятия, наконец, воспринимаемый объект. Именно в подобном контексте формируются и реализуются мотивы поведения потребителя в отношении приобретаемых товаров.
Литература
1. Цимерман Ю.А. Демонстративное потребление в современном обществе (институциональный анализ) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2007. 24 с.
2. Занько А.Н., Орехова Л.Л. Демонстративное поведение как современный социальный институт // Экономика и управление: современные тенденции : материалы IV Междунар. студ. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ростов н/Д. : Донской гос. техн. ун-т, 2017. С. 94-98.
3. Рассохина Т.И., Мартынова Е.А. В погоне за брендом «демонстративное потребление» в информационном обществе // Материалы XXXI Международных Плехановских чтений : в 3 т. Москва, 1922 апреля 2018 г. М. : РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. С. 67-71.
4. Берёзкина К.Н. Городская среда как фактор потребительского поведения студенческой молодёжи // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Чита, 25-26 апреля 2018 г. Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2018. С. 143-149.
5. Ильин В.И. Поведение потребителей : краткий курс. СПб. : Питер, 2000. 224 с.
6. Шевченко Д.Н. Функции потребления в социокультурной динамике российского общества : авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2009.
7. Барнс Р. Культура потребления в СССР и США. Место вещизма в тоталитарном обществе. URL: http://www.flashpoint.ru/ (дата обращения: 10.05.2018).
8. Тульчинский Г.Л. Культура в шопе // Нева. 2007. № 2. С. 138-139.
9. Лубский А.В., Колесникова Е.Ю. Патриотизм и гражданственность в молодёжной среде на Юге России: парадигмы социологических исследований //
Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 5. С. 174— 183.
10. Аванесян К.А. Социальное воздействие рекламы на поведение потребителей: институциональный анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2011. 22 с.
11. Цыбикова Д.Г.Потребительские установки населения современной России: социальная гетерогенность : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2010. 23 с.
12. Бабак О.В., Милейко Е.А. Американизация культуры потребления в среде как фактор демонстративного потребления // Актуальные аспекты лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2018. С. 5-9.
13.Храпов С. Трансформация сознания постсоветского российского общества в контексте социально-экономической динамики потребления // Власть. 2010. № 2.
14. Толмачёва П.А., Толмачёва Г.В. Мода и психология. Поведение участника моды в обществе // Междунар. студ. науч. вестн. 2018. № 5. С. 237.
15. Зарубина Н.Н. Динамика культуры богатства в условиях экономической глобализации // Вестн. МГИМО-Университета. 2008. № 1. С. 60.
16. Попсуева А.А. Мода как социальный фактор демонстративного потребления в процессе общественного развития // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 72.
17. Клименко О.М. Мода как стратегия получения удовольствия // Феномен удовольствия в культуре : материалы Междунар. науч. форума. Санкт-Петербург, 6-9 апреля 2004 г. СПб. : Центр изучения культуры, 2004. С. 351-352.
18. Чуприна Н.В. Принципы формирования и реализации модных тенденций в индустрии моды // Изв. вузов. Текстильная промышленность. 2018. № 1 (373). С. 123-127.
19. Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и демонстративное потребление в России // Бренд-менеджмент. 2012. № 2 (63). С. 109-111.
References
1. Tsimerman Yu.A. Demonstrativnoe potreblenie v sovremennom obshchestve (institutsional'nyi analiz): avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Demonstrative Consumption in Modern Society (Institutional Analysis)]. Moscow: Mosk. gos. un-t im. M.V. Lomonosova, 2007, 24 p.
2. Zan'ko A.N., Orekhova L.L. [Demonstrative Behavior as a Modern Social Institution]. Ekonomika i uprav-lenie: sovremennye tendentsii [Economics and Manage-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2019. No. 2
ment: Current Trends], Proceedings of 4th Intern. Stud. Scientific-Practical Conf. In 2 ch. Rostov-on-Don: Donskoi gos. tekhn. un-t, 2017, pp. 94-98.
3. Rassokhina T.I., Martynova E.A. [In Pursuit of the Brand "Demonstrative Consumption" in the Information Society]. Materialy XXXI Mezhdunarodnykh Plek-hanovskikh chtenii [Proceedings of the 31th International Plekhanov Readings]. In 3 vol. Moscow, April 19-22, 2018. Moscow: REU imeni G.V. Plekhanova, 2018, pp. 67-71.
4. Berezkina K.N. [Urban Environment as a Factor in Consumer Behavior of Student Youth]. Effektivnost' reali-zatsii gosudarstvennoi molodezhnoi politiki: opyt regionov i perspektivy razvitiya [Effectiveness of the Implementation of State Youth Policy: the Experience of Regions and Development Prospects]. Proceedings of the 6th International Scientific-Practical Conf. Chita, April 25-26, 2018. Chita: Zabaikal'skii gos. un-t, 2018, pp. 143-149.
5. Il'in V.I. Povedenie potrebitelei [Consumer Behavior]. Brief Course. Saint Petersburg: Piter, 2000, 224 p.
6. Shevchenko D.N. Funktsii potrebleniya v sotsiokul'turnoi dinamike rossiiskogo obshchestva: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Functions of Consumption in the Sociocultural Dynamics of Russian Society]. Rostov-on-Don, 2009.
7. Barns R. Kul'tura potrebleniya v SSSR i SShA. Mesto veshchizma v totalitarnom obshchestve [Consumer Culture in the USSR and the USA. Place of Materialism in a Totalitarian Society]. Available at: http:// www.flashpoint.ru/ (accessed 10.05.2018).
8. Tul'chinskii G.L. Kul'tura v shope [Culture in a Shop]. Neva. 2007, No. 2, pp. 138-139.
9. Lubskii A.V., Kolesnikova E.Yu. Patriotizm i gra-zhdanstvennost' v molodezhnoi srede na Yuge Rossii: paradigmy sotsiologicheskikh issledovanii [Patriotism and Citizenship in the Youth Environment in the South of Russia: Paradigms of Sociological Research]. Gumanitarii YugaRossii. 2018, vol. 7, No. 5, pp. 174-183.
10. Avanesyan K.A. Sotsial'noe vozdeistvie reklamy na povedenie potrebitelei: institutsional'nyi analiz: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social Impact of Advertising on Consumer Behavior: Institutional Analysis]. Novocherkassk, 2011, 22 p.
11. Tsybikova D.G. Potrebitel'skie ustanovki naseleni-ya sovremennoi Rossii: sotsial'naya geterogennost':
avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Consumer Attitudes of the Population of Modern Russia: Social Heterogeneity]. Moscow, 2010, 23 p.
12. Babak O.V., Mileiko E.A. [Americanization of Consumption Culture in the Environment as a Factor of Demonstrative Consumption]. Aktual'nye aspekty lingvis-tiki, lingvodidaktiki i mezhkul'turnoi kommunikatsii [Actual Aspects of Linguistics, Linguodidactics and Intercultural Communication]. Proceedings of All-Russia Scientific-Practical Conf. Krasnodar, 2018, pp. 5-9.
13. Khrapov S. Transformatsiya soznaniya postso-vetskogo rossiiskogo obshchestva v kontekste sotsial'no-ekonomicheskoi dinamiki potrebleniya [Transformation of Consciousness of the Post-Soviet Russian Society in the Context of the Socio-economic Dynamics of Consumption]. Vlast'. 2010, No. 2.
14. Tolmacheva P.A., Tolmacheva G.V. Moda i psikhologiya. Povedenie uchastnika mody v obshchestve [Fashion and Psychology. Behavior of the Fashion Participant in Society]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestn. 2018, No. 5, p. 237.
15. Zarubina N.N. Dinamika kul'tury bogatstva v usloviyakh ekonomicheskoi globalizatsii [Dynamics of Culture of Wealth in the Context of Economic Globalization]. Vestn. MGIMO-Universiteta. 2008, No. 1, p. 60.
16. Popsueva A.A. Moda kak sotsial'nyi faktor demon-strativnogo potrebleniya v protsesse obshchestvennogo razvitiya [Fashion as a Social Factor of Demonstrative Consumption in the Process of Social Development]. Te-oriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013, No. 1, p. 72.
17. Klimenko O.M. [Fashion as a Strategy for Receiving Pleasure]. Fenomen udovol'stviya v kul'ture [Phenomenon of Pleasure in Culture]. Proceedings of the Intern. Scientific Forum. Saint Petersburg, April 6-9, 2004. Saint Petersburg: Tsentr izucheniya kul'tury, 2004, pp. 351-352.
18. Chuprina N.V. Printsipy formirovaniya i realizatsii modnykh tendentsii v industrii mody [Principles of Formation and Implementation of Fashion Trends in the Fashion Industry]. Izvestiya vuzov. Tekstil'naya promyshlen-nost'. 2018, No. 1 (373), pp. 123-127.
19. Andreeva A.N. Marmi E.V. Moda i demonstra-tivnoe potreblenie v Rossii [Fashion and Demonstrative Consumption in Russia]. Brend-menedzhment. 2012, № 2 (63), pp. 109-111.
Поступила в редакцию / Received 21 мая 2019 г. / May 21, 2019