Научная статья на тему 'Социальная биография рефлексологии В. М. Бехтерева'

Социальная биография рефлексологии В. М. Бехтерева Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1283
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХОЛОГИИ / РЕФЛЕКСОЛОГИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА / HISTORY OF RUSSIAN PSYCHOLOGY / SOCIAL DETERMINATION OF SCIENCE / REFLEXOLOGY / COMPLEX APPROACH TO RESEARCH OF A MAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Ольга Аркадьевна

Статья посвящена социальным детерминантам становления и ликвидации рефлексологии в России. Делается вывод о различии судеб рефлексологии и комплексного подхода, идеологическом характере причин ликвидации рефлексологии. Анализ предметно-логических, личностных и социальных причин становления представляется в жанре социальной биографии научного направления: определяются время и место рождения, этапы, условия и результаты развития, персональный состав. Обосновывается ведущее значение личностного фактора в становлении учения и научной школы В. М. Бехтерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social biography of reflexology

The article is about social determination of reflexology's development in Russia. Social, personal, logical aspects of reflexology's social biography are compared. The conclusion about distinction of destinies of a reflexology and the complex approach, ideological character of the reasons of liquidation of a reflexology becomes. Time and a birthplace, stages, conditions and results of development are defined. Leading value of the personal factor in formation of the doctrine and V. M. Bekhterev's school of thought are proved.

Текст научной работы на тему «Социальная биография рефлексологии В. М. Бехтерева»

ПСИХОЛОГИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.01 ББК 88

О. А. Артемьева Социальная биография рефлексологии В. М. Бехтерева

Статья посвящена социальным детерминантам становления и ликвидации рефлексологии в России. Делается вывод о различии судеб рефлексологии и комплексного подхода, идеологическом характере причин ликвидации рефлексологии. Анализ предметно-логических, личностных и социальных причин становления представляется в жанре социальной биографии научного направления: определяются время и место рождения, этапы, условия и результаты развития, персональный состав. Обосновывается ведущее значение личностного фактора в становлении учения и научной школы В. М. Бехтерева.

Ключевые слова: история отечественной психологии, социальная детерминация психологии, рефлексология, комплексный подход к изучению человека.

O. A. Artemeva

Social biography of reflexology

The article is about social determination of reflexology's development in Russia. Social, personal, logical aspects of reflexology's social biography are compared. The conclusion about distinction of destinies of a reflexology and the complex approach, ideological character of the reasons of liquidation of a reflexology becomes. Time and a birthplace, stages, conditions and results of development are defined. Leading value of the personal factor in formation of the doctrine and V. M. Bekhterev's school of thought are proved.

Key words: history of Russian psychology,social determination of science, reflexology, complex approach to research of a man.

Изменения, произошедшие в российской науке в послеперестроечный период, расширили возможности осмысления истории отечественной психологии. За это время опубликован ряд монографий и статей по вопросам истории психологии в России, свободных от идеологических клише. Основное внимание в них уделяется периоду становления отечественной психологии в

1920-1930 гг. Речь идет об истории развития таких направлений психологии, как педология, психотехника, психоанализ, рефлексология, реактология. Несмотря на значительный объем публикаций и историографических материалов, наименее изученной является история рефлексологии. После обвинений в редукционизме, ставших традиционными для советских работ по истории психо-

логии, учение В. М. Бехтерева все еще не реабилитировано [18]. С целью восстановления истинного историко-научного значения направления в психологии А. Г. Асмолов ввел практику подготовки его «социальной биографии» [6]. Составление социальной биографии является реализацией метода психоло-го-исторической реконструкции психологического познания. Используем его для расширения представлений об особенностях и результатах социальной истории рефлексологии.

На основе сопоставления взглядов названных ученых и анализа научного наследия автора, Е. А. Левченко предлагает следующую схему периодизации истории концепции В. М. Бехтерева: 1879-1888 гг. - период анализа возможностей и ограничений субъективной психологии; 1888-1904 гг. - период общей психобиологии; 1904-1910 гг. - период объективной психологии; 19101917 гг. - период психорефлексологии; 1917-1927 гг. - период рефлексологии [13]. В предлагаемой периодизации интересующий нас социальный аспект учитывается лишь отчасти. Его влияние очевидно при определении границы 1917 г. Не учитывается в ней ни значимый для определения научного пути Бехтерева период заграничной стажировки 1884-1885 гг., ни время Мировой войны 1914-1918 гг., ни изменение политического курса страны в 1924 г.

Более того, составление единой периодизации научного творчества Бехтерева не позволяет проследить развитие различных реализованных им подходов, отличающихся как областью применения, так и значением для становления отечественной психологии. Вместе с тем, для отечественной истории психологии стала традиционной практика независимого анализа истории становления рефлексологического и комплек-

сно-психологического подходов Бехтерева. Так еще в 1947 г. Ананьев говорил о неправомерности отождествления рефлексологии с экспериментальным психофизиологическим направлением В. М. Бехтерева в нормальной и клинической психологии, игравшим важную роль в формировании научной психологии [3]. Такое противопоставление требует разделения и биографий данных направлений. Изучение социальной биографии рефлексологии будет заведомо ограниченным без учета особенностей социальной биографии комплексного подхода к человеку.

Комплексный подход к изучению человека был одной из основных методологических установок В. М. Бехтерева. В современных историко-психологических публикациях он рассматривается как конструктивный вклад Бехтерева в развитие отечественной методологии психологии [2; 5; 15]. Рассмотрим факторы его становления. К концу XIX - началу XX вв. проведение комплексных исследований человека стало насущной необходимостью. Их распространение было подготовлено открытиями в таких областях естествознания, как физика, химия, анатомия. События общественной жизни Европы и России обусловили возрастание интереса как к личности человека, так и к законам объединениям людей в толпе и в народных движениях. Среди идейно-исторических детерминант подхода В. М. Бехтерева Н. И. Гращенков называет мелкопоместную среду становления личности ученого, близкую к крестьянству и отражавшую нужды и чаяния русского народа, Вятскую губернию - место ссылки Герцена и других революционных демократов, их деятельность среди местной интеллигенции [8]. В годы профессионального становления Бехтерев впитал революционный настрой петербургской моло-

дежи и передовые идеи отечественного естествознания. Его жизненный путь отмечен встречами и работой с ведущими психиатрами и врачами того времени [8]. Невозможно обойти вниманием влияние идей И. М. Сеченова. Утверждать это позволяют не только его первенство во введении термина «рефлекс», анализ работ Бехтерева, предлагаемые автором ссылки на его публикации, но книги Сеченова из архивов ученого с пометками на полях.

Анализ творческого пути В. М. Бехтерева позволяет проследить реализацию комплексного подхода к человекоз-нанию на протяжении всех основных этапов. По завершении профессорского института (аспирантуры) Военномедицинской академии Петербурга в 1884-1885 гг. он стажировался в ряде ведущих научных лабораторий: по нервным и душевным болезням - у лучших профессоров того времени Вестфа-ля и Менделя, по экспериментальной психологии - у Вундта, по физиологии - у Дюбуа-Раймонда, по анатомии мозга - у Флексига и др. По возвращении в Казань В. М. Бехтерев стал работать по двум центральным направлениям - нервным и душевным болезням. Открытие первой в России психофизиологической лаборатории позволило продолжить исследования также по анатомии и физиологии. В 1907 году ученый создал Психоневрологический институт, где все факультеты, независимо от профиля, включали антропологию и психоневрологию человека [2]. Таким образом, В. М. Бехтерев использовал комплексный подход как при разработке чело-векознания в целом, так и конкретных психологических явлений. Комплексный подход к человеку он применял как в ходе исследовательской деятельности, так и при оказании психотерапевтической помощи [9].

Предметно-логические, социальные и личностные предпосылки способствовали основанию научной школы В. М. Бехтерева. Созданный им Психоневрологический институт стал базой ряда научно-клинических и научноисследовательских институтов, в том числе и Педологического института. Здесь были предоставлены возможности обучения более широким слоям населения, нежели в правительственных университетах и института, в частности, крестьянскому сыну, участнику революционных волнений М. Я. Басову. Еще в годы учебы Басов начал работу в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского [16]. Лазур-ский был научным руководителем и В. Н. Мясищева, еще студентом медицинского факультета Психоневрологического института начавшего исследования по проблеме личности. Институт по изучению мозга стал школой для следующего поколения организаторов комплексного изучения человека. Уже с сентября 1927 г. здесь, сперва в качестве сверхштатного сотрудника, начал проводить исследования Б. Г. Ананьев. Позже, во время послевоенной реабилитации психологических и исследований, именно Ананьевым были реализованы его идеи о комплексном подходе в чело-векознании [14]. Таким образом, среди виднейших представителей комплексного подхода, основанного В. М. Бехтеревым, необходимо назвать представителей Петербургской и Ленинградской школы психологии М. Я. Басова, А. Ф. Лазур-ского, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева. Рассматривая соотношение предметнологического, социального и личностного аспектов детерминации становления комплексного подхода к человеку в России, заметим следующее. Очевидно, что первые шаги по реализации такого подхода могли быть сделаны лишь лич-

ностью большого масштаба, силы воли и целеустремленности. На огромное значение личной встречи с В. М. Бехтеревым в свои юношеские годы неоднократно указывали классики советской психологии, в частности К. К. Платонов [17] и Б. Г. Ананьев [4].

Таким образом, появления комплексного подход к исследованиям человека требовала логика развития науки. Вместе с тем, успех его реализации в России ХХ в. имел, прежде всего, личностные предпосылки. Личность Бехтерева во многом определяет условия социальной биографии комплексного подхода: 1) освоение передовых методов объективного исследования организма и психики в ходе заграничной командировки В. М. Бехтерева 1884-1885 гг.; 2) создание Психоневрологического института и его клиник при поддержке со стороны благодарных больных; 3) становление под руководством В.М. Бехтерева научной школы ученых-практиков, разрабатывавших различные аспекты человекознания; 4) сплочение вокруг Бехтерева - руководителя крупных научно-исследовательских центров - исследователей различных систем человека. В качестве механизмов реализации социальной детерминации становления комплексного подхода В. М. Бехтерева выступили социализация и социализация в науке.

Несмотря на наличие внутренней предметно-научной связи комплексного подхода и рефлексологии, их судьба в России была различна. Бехтерев противопоставлял рефлексологию, имеющую материалистические предпосылки, старой субъективной психологии, опирающейся на идеалистическую философию [7]. Таким образом, рефлексологию можно определить как комплексное учение о человеке и его поведении, а также обществе, использующее объективные, естественнонаучные методы исследования.

Становление нового государства, идеологии и науки, способствовало осмыслению всех психологических теорий в контексте марксистко-ленинских идей. Не избежала этой судьбы и рефлексология. Уже в 1924 г. появились публикации по проблеме «рефлексология и марксизм». В 1926 г. сам Бехтерев считал необходимым «солидаризоваться в своих построениях с марксистским учением» [7, с. 70]. Оценка рефлексологического учения через призму марксизма проведена в ряде работ Ю. Франкфурта и К. Н. Корнилова 1924-1929 гг. В итоге, авторы пришли к выводу, что единственно возможной марксистской оценкой является лишь частичное признание учения Бехтерева [12]. Дискуссия по рефлексологии проходила по инициативе методологической секции Общества рефлексологии, неврологии, гипнотизма и биофизики 4 мая - 10 июня

1929 г. Рефлексологи ставили перед собой задачу критического анализа накопленного ими материала и определения перспектив дальнейшего развития науки [19]. Дискуссия продолжилась на конференции в сентябре того же года в Государственном рефлексологическом институте по изучению мозга им. Бехтерева в г. Ленинграде. В ходе дискуссий ученые-рефлексологи подтвердили свою приверженность программе, обозначенной в работах Бехтерева. Вместе с тем, была озвучена необходимость определения новых методологических оснований развития рефлексологии, а именно материалистической диалектики. Таким образом, идеологические условия развития рефлексологии, как и других психологических наук, предполагали выстраивание связей с положениями диалектического материализма.

В ходе последовавшей в 1930 г. реактологической дискуссии рефлексология уже осуждалась как «грубо-био-

логизаторское» направление, основой которого являются механистические воззрения [12]. Ее, как и реактологию, постигли обвинения в осуществлении «классово-враждебного» влияния в области психологии, протаскивании в нее «под флагом марксизма идеалистических идей», отрыве теории от практики, «воинствующем эклектизме», «агностицизме», «кантианских извращениях марксистско-ленинской теории отражения» и т. д. [11]. Борьба за идеологически выверенную науку требовала жертв. Без мирового авторитета своего основателя рефлексологи не смогли отстоять права на дальнейшую научную деятельность. Результаты рефлексологической и реактологической дискуссий демонстрируют бесспорное влияние идеологического фактора в социальной биографии рефлексологии.

Таким образом, появление и развитие рефлексологии имело, прежде всего, предметно-логические предпосылки в мировой и отечественной науке: низкую степень разработанности проблемы поведения, объективных методов его изучения, наличие традиции объективного психофизиологического исследования, идущей от Сеченова, развитие методов экспериментальной психологии в Европе. Социальным фактором развития рефлексологии выступила новая идеология, поддерживавшая материалистические учения в науке. Однако, главным фактором столь широкой известности учения В. М. Бехтерева была личность ее создателя, его знания, способности, мотивация, направленность. В социальной биографии рефлексологии можно выделить следующие этапы: 1879-1885 - период становления научных взглядов Бехтерева в ходе обучения в России и стажировки в Европе; 1885-1904 - период организационно-практической деятельности, начала педагогической

деятельности и становления научной школы-коллектива Бехтерева; 19041924 - период реализации комплексного подхода и становления объективнопсихологического (позднее-рефлексо-логического) учения Бехтерева; 1924-

1930 - период распространения рефлексологии, соотнесения методологических основ рефлексологии и марксизма; 1929-1930 - период критики и ликвидации рефлексологии, рефлексологическая дискуссия; 1931-1947 прекращение рефлексологических исследований, латентное развитие школы Бехтерева в смежных психологических направлениях; с 1947 - частичная реабилитация рефлексологии как учения отечественного психофизиолога Бехтерева, развитие комплексного подхода в работах Ленинградской школы психологии, прежде всего, на базе Института мозга, в работах Б. Г. Ананьева. Специфическими условиями социальной биографии рефлексологии в России были: 1) востребованность в советской России подходов, противопоставляемых традиционной идеалистической и эмпирической психологии; 2) идеологически обусловленные методологические дискуссии по проблемам психологии и марксизма; 3) борьба за политическую власть в стране, возможно, ставшая причиной смерти основателя рефлексологии. Очевидно, что именно авторитет ученого стал причиной распространения рефлексологии при его жизни и ликвидации в ходе методологических дискуссий после кончины. Единство личностных и социально-идеологических предпосылок становления объективной психологии В. М. Бехтерева в дореволюционный и последовавший за ним период было разрушено в 1924 г. Укрепление «единственно-верной» научной идеологии марксизма требовало просеивания через ее «сито» и рефлексологических идей. И если при жизни Бех-

терева их критика со стороны реактоло-гов могла быть отражена в ходе научных дискуссий, то после смерти основателя, утраты идиосинкразического кредита, лишилась сдерживающего фактора. Ликвидация рефлексологии была лишь этапом в реализации репрессивных мер идеологической политики тоталитарного

государства. Востребованность принципов комплексного, рефлексологического, о бъективно-психологического исследования обусловила их дальнейшее развитие в психологии членами научной школы, работавших на научно-исследовательской базе, созданной В. М. Бехтеревым.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Социогенетический метод изучения поведения человека // Рефлексология и смежные направления. Л., 1930. С. 28-44.

2. Артемьева О. А. Реализация комплексного подхода к человеку в работах В. М. Бехтерева // Бех-теревские чтения в Елабуге : материалы междунар. науч. конф. Елабуга : Изд-во ЕПГу, 2008. С. 29-33.

3. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М. : Смысл, 2002. 480 с.

4. Бехтерев В. М., Дубровский. Диалектический материализм и рефлексология // Под знаменем марксизма. 1926. № 7-8. С. 69-94.

5. Гращенков Н. И. Роль В. М. Бехтерева в развитии отечественной науки // В. М. Бехтерев и современная психоневрология. Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф., посв. 100-летию со дня рождения В. М. Бехтерева (г. Ленинград, 29 янв. - 1 февр. 1957 г.). Л., 1957. С. 9-16.

6. Дмитриев В. Д. Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев / под общ. ред. В. Н. Мясищева. Чебоксары, 1960.

7. Иогансен Лев. Почему Сталин убил Бехтерева // Совершенно секретно. 1991. № 2. С. 12.

8. Итоги дискуссии по реактологической психологии // Психология. 1931. Т. 4.

9. Корнилов К. Н., Франкфурт Ю. В. Объективное или марксистское направление в психологии / / Вестник коммунистической академии. 1929. Книга 35-36. С. 181-204.

10 .Левченко Е. В. Психологическая концепция В. М. Бехтерева : диахронический анализ // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 22-31.

11. Логинова Н. А. Опыт человекознания : История комплексного подхода в психологических школах В. М. Бехтерева и Б. Г. Ананьева. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 285 с.

12. Мунипов В. М. В. М. Бехтерев - родоначальник комплексного изучения человека // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 110-126.

13. Мясищев В. Н. М. Я. Басов (К 80-летию со дня рождения) / / Вопросы психологии. 1972. № 6. С. 159-163.

14. Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни (Воспоминания старого психолога) / под ред. А. Д. Глоточкина, А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой, В. Н. Лоскутова. М. : Институт псхологии РАН, 2005. 310 с.

15. Психология : Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 494 с.

16. Рефлексология или психология / / Материалы дискуссии, проведенной методологической секцией Общества рефлексологии, неврологии, гипнотизма и биофизики с 4 мая по 10 июня 1929. Сб. 1. Л., 1929.

17. Степанова Е. И. Владимир Михайлович Бехтерев и человекознание // В. М. Бехтерев Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999. Т. 2. С. 261-273.

18. Яковлев Г. М., Шостак В. И. Военно-медицинская академия как один из этапов творческой биографии В. М. Бехтерева// Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности. Т. 2. СПб., 1999. С. 274-281.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.