Научная статья на тему 'Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов'

Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1122
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСОЛОГИЯ / РЕАКТОЛОГИЯ / METHODOLOGY / EXPERIMENT / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / PEDOLOGY / REFLEXOLOGY / REACTOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Надежда Анатольевна

В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление новой науки на основе марксистской идеологии и создание объективной методологии в противовес идеалистической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents a review of experimental research in educational psychology and in related research fields of psychological and pedagogical problems during 1917 1936 when the struggle for establishing new science on the basis of Marxist ideology and creating an objective methodology in opposition to idealistic psychology took place.

Текст научной работы на тему «Развитие экспериментальных исследований в советской педагогической психологии 1917 1936 годов»

УДК 159.9:37.015.3

Н.А. Киселева

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1917 - 1936 ГОДОВ

В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 - 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление новой науки на основе марксистской идеологии и создание объективной методологии в противовес идеалистической психологии.

Ключевые слова: методология, эксперимент, педагогическая психология, педология, рефлексология, реактология.

N.A. Kiseleva

THE DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL RESEARCH IN RUSSIAN EDUCATIONAL

PSYCHOLOGY IN 1917 - 1936

The paper presents a review of experimental research in educational psychology and in related research fields of psychological and pedagogical problems during 1917 - 1936 when the struggle for establishing new science on the basis of Marxist ideology and creating an objective methodology in opposition to idealistic psychology took place.

Key words: methodology, experiment, educational psychology, pedology, reflexology, reactology.

Октябрьская революция 1917 года ознаменовала собой не только глобальные политические изменения в России, но и перестройку всей научно-методологической базы. Уже в первые годы советской власти была поставлена цель построения новой "системы марксистской психологии" [6], применяющей диалектический метод к решению психологических задач.

Т.Д. Марцинковская отмечает, что 20-30-е годы прошлого века были периодом максимального расцвета, взлета отечественной детской психологии [4], а вместе с ней педологии и педагогической психологии. Этот плодотворный период развития педагогической психологии в нашей стране, за которым последовали десятилетия жестких ограничений и критики, условно можно разбить на несколько этапов:

первый этап (1917 - 1922 гг.) - ревизия эмпирической дореволюционной науки, методологическая перестройка педагогической психологии и системы образования, поиск новых методов обучения и воспитания, связанных с зарождением новой советской школы;

второй этап (1923 - 1928 гг.) - выработка единой методологической основы на базе синтеза отдельных психолого-педагогических течений и плана развития советской научной педагогической психологии и педологии, первый Педологический съезд;

третий этап (1929 - 1936 гг.) - интенсивное развитие педагогической психологии, разработка и внедрение новых объективных методов исследования закономерностей психического развития, в том числе распространение психодиагностических методик для массового использования в педологической практике, но в то же время усиливающаяся критика и прекращение существования рефлексологии, реактологии и педологии.

К началу первого этапа в российской психологии существовало несколько школ, течений, направлений, отстаивающих свои идеи с разных философско-идеологических подходов: матери-

алисты и идеалисты, эксперименталисты и представители умозрительно-философского подхода, сторонники естественно-научного и мистического направления, педологи и рефлексологи и т.д.

После Октябрьской революции 1917 года в России началась перестройка всей психологической науки на основе марксистской идеологии, активный поиск новых методологических основ с единственно верных, с точки зрения марксизма, материалистических позиций. Все научные направления, которые не соответствовали новым требованиям, беспощадно уничтожались, поэтому в первые годы советской власти педагогическая психология переживала трудный период своего перерождения.

Новая советская школа призвана была воспитать гражданина социалистического общества, для чего потребовались новые психолого-педагогические методы исследования, обучения и воспитания подрастающего поколения. На этом этапе уделялось большое внимание разработке объективных методов исследования закономерностей психического развития: генетического метода, инструментального метода (Л.С. Выготский), рефлексологических методов (М.В. Бехтерев), естественного эксперимента (А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов), тестирования, анкетирования (Н.А. Рыбников, А. Болтунов) и многих других.

Развитие педологии как комплексной науке о детстве, начавшееся еще в конце XIX века и продолжающееся после революции в нашей стране, способствовало распространению психодиагностических методов и их широкому использованию в системе образования. Значительную роль в педологических исследованиях того времени сыграли Л.С. Выготский, Н.Н. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, Н.Я. Румянцев, И.А. Арямов и другие ученые и педагоги.

В 1918 г М.В. Бехтерев организовал Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором на основе обширных экспериментальных исследований развивал идеи создания объективной психологии и рефлексологии. Центральная идея великого ученого заключалась в объединении различных разделов неврологии и психологии с целью комплексного изучения человеческой личности. Кроме того, Бехтерев и его сотрудники одни из первых в мировой науке начали экспериментальное исследование детских коллективов и впервые выявили такие феномены, как конформизм и групповое давление, которые в западной психологии начали изучать гораздо позже [4].

Тщательно разработанные эксперименты, проводимые зачастую с помощью самостоятельно изобретенных и сконструированных приборов (рефлексометр, рефлексограф, пневмограф и др.) и полученные выводы и заключения давали важный научный материал не только для медицины, но и для детской, педагогической, социальной и других разделов психологии. Следует отметить, что многие работы М.В. Бехтерева таят в себе еще далеко не полностью раскрытый и реализованный потенциал в сфере педагогической психологии.

Второй этап развития педагогической психологии ознаменовался глубокими изменениями по выработке единой методологической основы, усилением связи психолого-педагогичес-кой теории и практики. Так, в своей статье, опубликованной в сборнике "Психология и марксизм", А.Р. Лурия призывал, к "коренной переделке изучения психологии с точки зрения научной методологии диалектического материализма" [6].

Начало второму этапу положил состоявшийся в 1923 г. в Москве Первый Всероссийский съезд по психоневрологии, на котором рассматривались важные для психологии вопросы. Так, был заслушан доклад ГИ. Челпанова "О предпосылках современной экспериментальной психологии", в котором он защищал положение о самостоятельности психологии как экспериментальной науки и о необходимости отграничить психологию от рассмотрения спорных философских вопросов; доклады В.М. Бехтерева "Субъективное и объективное изучение личности", К.Н. Корнилова "Психология и марксизм" [6] и другие.

К.Н. Корнилов представил на съезде разработанную им концепцию новой науки реактологии, которую в качестве марксистской психологии противопоставил, с одной стороны, рефлексологии Бехтерева, а с другой - "идеалистической эмпирической психологии" Челпанова. Задача реактологии, с опорой на диалектический материализм, заключалась в исследовании поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители. При этом подчеркивалось важное педагогическое значение реактологии.

Неоценимый вклад в развитии педагогической психологии и педологии принадлежит Л.С. Выготскому, который являлся бескомпромиссным сторонником естественно-научного подхода, ориентированного на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В статье "Сознание как проблема психологии поведения" [6] он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения. Трактуя знаки языка как психические орудия, ученый предложил экспериментальную программу изучения высших психических функций, которая успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского. На основе этого нового подхода несколько позже была разработана экспериментально обоснованная теория умственного развития ребенка, положение о "зоне ближайшего развития", тесно связанные с проблемами обучения и имеющими большое практическое значение [2].

В этот переломный период продолжали свои экспериментальные исследования в области педологии и педагогической психологии такие известные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, ГА. Фортунатов, ГИ. Челпанов и другие. В 1928 году выходит в свет научный журнал "Психология, педология и психотехника" под редакцией

А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилова и И.Н. Шпильрейн, в котором ставится задача координации сил марксистской психологии всего Советского Союза [3].

Ряд экспериментальных исследований проводились с целью изучения психических познавательных процессов, без которых немыслима учебная и педагогическая деятельность. Так, в работах Н.Ф. Добрынина и его учеников рассматривались вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Предметом специального экспериментального анализа Н.Ф. Добрынина становится феномен колебания внимания, а так же динамика и типы внимания, свойства внимания, которые оказывают влияние на продуктивность работы или учебы, на активность личности и познания [5].

В этот период интенсивно разрабатывались и совершенствовались психологические методы и методики. Развивая идеи своего учителя А.Ф. Лазурского о роли естественного эксперимента при исследовании детей, М.Я. Басов пропагандировал введение в педагогическую практику метода научного наблюдения, разрабатывал схемы наблюдения и анализа эмпирических данных, полученных с помощью наблюдения в естественном эксперименте. В своих работах ученый доказывал, что научная психология должна опираться на объективное внешнее наблюдение, которое может быть применено ко всем формам развития психических функций [4].

Итогом многолетних методологических дискуссий и обсуждений стал первый Педологический съезд, состоявшийся в конце 1928 - начале 1929 года, на котором была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии и тесно взаимосвязанных с ней педологии и педагогической психологии. Это была важная веха в научной жизни того времени, которая послужила началом третьего этапа развития педагогической психологии в нашей стране.

Значительное место среди экспериментальных работ третьего этапа занимали исследования психических познавательных процессов, умений и навыков не только с целью выявления общих закономерностей, но и с целью изучения их развития и формирования в процессе обучения и воспитания, что являлось одной из задач педагогической психологии. Цикл экспериментальных исследований проводился под руководством А.Р. Лурии, создавшем новую методику двойной стимуляции для изучения психических процессов, которая получила широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Специальные исследования А.Р. Лурии посвящены речи и ее роли в психическом развитии ребенка и его поведении, анализу процесса инте-риоризации и перехода от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним. А.Р. Лурия положил начало генетической психологии в отечественной науке, изучая роль наследственности и среды в развитии психических процессов с помощью "близнецового метода" [5]. Эти исследования внесли значительный вклад в разрешение многих проблем педагогической психологии.

Среди работ, посвященных изучению ощущений и восприятий, играющих важную роль в учебно-воспитательном процессе, следует отметить труды Г.И. Челпанова, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, Б.Г Ананьева, С.Л. Рубинштейна и других. Широкий круг экспериментальных иссле-

дований в эти годы был посвящен проблемам памяти: работы Н.А. Рыбникова, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского; а также проблемам соотношения памяти и мышления: работы А.Г. Комм, Д.И. Красильщикова, П.П. Блонского [7] и других.

С точки зрения практической педагогической психологии большое значение принадлежит работам, связанным с исследованием проблем одаренных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.П. Блонский, Б.А. Артемов, В.И. Лубовский, ГЯ. Кучер) и "трудных" детей (В.Н. Мясищев,

В.Н. Осипова, П.Г. Бельский и др.). Экспериментальным исследованием психологии детского коллектива, в том числе изучением его динамики, этапов развития, внутригрупповой дифференциации и лидерства, адаптации личности в коллективе и вопросами социализации занимались А.С. Залужный, С.С. Моложавый, П.И. Люблинский [7], что имело важное значение для развития такого раздела педагогической психологии как психология воспитания.

Таким образом, в 20-е - 30-е годы в нашей стране были поставлены многие проблемы педологии и педагогической психологии, а также намечались пути их разрешения, разрабатывались новые методы экспериментальных исследований. Вместе с тем, в этот период обострились массовые критические замечания и публикации как на отдельные теоретические положения, так и на практику использования экспериментальных методов, особенно в сфере педологии.

Итогом развернувшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии стало прекращение существования науки рефлексологи, созданной В.М. Бехтеревым, в связи с исключением из исследования психики и сознания, а также обвинениями в биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения.

В 1931 году в Московском государственном институте педагогической психологии и педологии состоялась дискуссия по проблемам реактологии К.Н. Корнилова, которая критиковалась за отрыв теории от практики и "вредные для социалистического строительства положения" [3]. В результате К.Н. Корнилов отказался от реактологии.

И еще один сокрушительный удар по науке последовал в виде Постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСа" 1936 года [5], что привело к объявлению педологии лженаукой и к долгосрочному директивному ограничению научных экспериментальных исследований в сфере педагогической психологии.

Как отмечает А.Н. Ждан, поведенческие направления в советской психологии того времени не справились с задачей создания новой марксистско-ленинской психологии [3]. Задача преодоления этих затруднений осознавалась как методологическое, а затем и экспериментальнометодическое марксистско-ленинское перевооружение психологии [1]. Ее решение требовало новых теоретических концепций и новых методических подходов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1941. Том IV. Вып. 3-4.

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.

3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.

4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.

6. Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. Л., 1925.

7. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.