УДК 159.9:37.015.3
Н.А. Киселева
РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1917 - 1936 ГОДОВ
В работе дан обзор развития экспериментальных исследований в педагогической психологии и в смежных научных направлениях по психолого-педагогическим проблемам периода 1917 - 1936 годов, когда происходила острая борьба за становление новой науки на основе марксистской идеологии и создание объективной методологии в противовес идеалистической психологии.
Ключевые слова: методология, эксперимент, педагогическая психология, педология, рефлексология, реактология.
N.A. Kiseleva
THE DEVELOPMENT OF EXPERIMENTAL RESEARCH IN RUSSIAN EDUCATIONAL
PSYCHOLOGY IN 1917 - 1936
The paper presents a review of experimental research in educational psychology and in related research fields of psychological and pedagogical problems during 1917 - 1936 when the struggle for establishing new science on the basis of Marxist ideology and creating an objective methodology in opposition to idealistic psychology took place.
Key words: methodology, experiment, educational psychology, pedology, reflexology, reactology.
Октябрьская революция 1917 года ознаменовала собой не только глобальные политические изменения в России, но и перестройку всей научно-методологической базы. Уже в первые годы советской власти была поставлена цель построения новой "системы марксистской психологии" [6], применяющей диалектический метод к решению психологических задач.
Т.Д. Марцинковская отмечает, что 20-30-е годы прошлого века были периодом максимального расцвета, взлета отечественной детской психологии [4], а вместе с ней педологии и педагогической психологии. Этот плодотворный период развития педагогической психологии в нашей стране, за которым последовали десятилетия жестких ограничений и критики, условно можно разбить на несколько этапов:
первый этап (1917 - 1922 гг.) - ревизия эмпирической дореволюционной науки, методологическая перестройка педагогической психологии и системы образования, поиск новых методов обучения и воспитания, связанных с зарождением новой советской школы;
второй этап (1923 - 1928 гг.) - выработка единой методологической основы на базе синтеза отдельных психолого-педагогических течений и плана развития советской научной педагогической психологии и педологии, первый Педологический съезд;
третий этап (1929 - 1936 гг.) - интенсивное развитие педагогической психологии, разработка и внедрение новых объективных методов исследования закономерностей психического развития, в том числе распространение психодиагностических методик для массового использования в педологической практике, но в то же время усиливающаяся критика и прекращение существования рефлексологии, реактологии и педологии.
К началу первого этапа в российской психологии существовало несколько школ, течений, направлений, отстаивающих свои идеи с разных философско-идеологических подходов: матери-
алисты и идеалисты, эксперименталисты и представители умозрительно-философского подхода, сторонники естественно-научного и мистического направления, педологи и рефлексологи и т.д.
После Октябрьской революции 1917 года в России началась перестройка всей психологической науки на основе марксистской идеологии, активный поиск новых методологических основ с единственно верных, с точки зрения марксизма, материалистических позиций. Все научные направления, которые не соответствовали новым требованиям, беспощадно уничтожались, поэтому в первые годы советской власти педагогическая психология переживала трудный период своего перерождения.
Новая советская школа призвана была воспитать гражданина социалистического общества, для чего потребовались новые психолого-педагогические методы исследования, обучения и воспитания подрастающего поколения. На этом этапе уделялось большое внимание разработке объективных методов исследования закономерностей психического развития: генетического метода, инструментального метода (Л.С. Выготский), рефлексологических методов (М.В. Бехтерев), естественного эксперимента (А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов), тестирования, анкетирования (Н.А. Рыбников, А. Болтунов) и многих других.
Развитие педологии как комплексной науке о детстве, начавшееся еще в конце XIX века и продолжающееся после революции в нашей стране, способствовало распространению психодиагностических методов и их широкому использованию в системе образования. Значительную роль в педологических исследованиях того времени сыграли Л.С. Выготский, Н.Н. Блонский, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, Н.Я. Румянцев, И.А. Арямов и другие ученые и педагоги.
В 1918 г М.В. Бехтерев организовал Институт по изучению мозга и психической деятельности, в котором на основе обширных экспериментальных исследований развивал идеи создания объективной психологии и рефлексологии. Центральная идея великого ученого заключалась в объединении различных разделов неврологии и психологии с целью комплексного изучения человеческой личности. Кроме того, Бехтерев и его сотрудники одни из первых в мировой науке начали экспериментальное исследование детских коллективов и впервые выявили такие феномены, как конформизм и групповое давление, которые в западной психологии начали изучать гораздо позже [4].
Тщательно разработанные эксперименты, проводимые зачастую с помощью самостоятельно изобретенных и сконструированных приборов (рефлексометр, рефлексограф, пневмограф и др.) и полученные выводы и заключения давали важный научный материал не только для медицины, но и для детской, педагогической, социальной и других разделов психологии. Следует отметить, что многие работы М.В. Бехтерева таят в себе еще далеко не полностью раскрытый и реализованный потенциал в сфере педагогической психологии.
Второй этап развития педагогической психологии ознаменовался глубокими изменениями по выработке единой методологической основы, усилением связи психолого-педагогичес-кой теории и практики. Так, в своей статье, опубликованной в сборнике "Психология и марксизм", А.Р. Лурия призывал, к "коренной переделке изучения психологии с точки зрения научной методологии диалектического материализма" [6].
Начало второму этапу положил состоявшийся в 1923 г. в Москве Первый Всероссийский съезд по психоневрологии, на котором рассматривались важные для психологии вопросы. Так, был заслушан доклад ГИ. Челпанова "О предпосылках современной экспериментальной психологии", в котором он защищал положение о самостоятельности психологии как экспериментальной науки и о необходимости отграничить психологию от рассмотрения спорных философских вопросов; доклады В.М. Бехтерева "Субъективное и объективное изучение личности", К.Н. Корнилова "Психология и марксизм" [6] и другие.
К.Н. Корнилов представил на съезде разработанную им концепцию новой науки реактологии, которую в качестве марксистской психологии противопоставил, с одной стороны, рефлексологии Бехтерева, а с другой - "идеалистической эмпирической психологии" Челпанова. Задача реактологии, с опорой на диалектический материализм, заключалась в исследовании поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители. При этом подчеркивалось важное педагогическое значение реактологии.
Неоценимый вклад в развитии педагогической психологии и педологии принадлежит Л.С. Выготскому, который являлся бескомпромиссным сторонником естественно-научного подхода, ориентированного на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова. В статье "Сознание как проблема психологии поведения" [6] он наметил план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения. Трактуя знаки языка как психические орудия, ученый предложил экспериментальную программу изучения высших психических функций, которая успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского. На основе этого нового подхода несколько позже была разработана экспериментально обоснованная теория умственного развития ребенка, положение о "зоне ближайшего развития", тесно связанные с проблемами обучения и имеющими большое практическое значение [2].
В этот переломный период продолжали свои экспериментальные исследования в области педологии и педагогической психологии такие известные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, ГА. Фортунатов, ГИ. Челпанов и другие. В 1928 году выходит в свет научный журнал "Психология, педология и психотехника" под редакцией
А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилова и И.Н. Шпильрейн, в котором ставится задача координации сил марксистской психологии всего Советского Союза [3].
Ряд экспериментальных исследований проводились с целью изучения психических познавательных процессов, без которых немыслима учебная и педагогическая деятельность. Так, в работах Н.Ф. Добрынина и его учеников рассматривались вопросы воспитания внимания, памяти, развития интересов и формирования личности ребенка. Предметом специального экспериментального анализа Н.Ф. Добрынина становится феномен колебания внимания, а так же динамика и типы внимания, свойства внимания, которые оказывают влияние на продуктивность работы или учебы, на активность личности и познания [5].
В этот период интенсивно разрабатывались и совершенствовались психологические методы и методики. Развивая идеи своего учителя А.Ф. Лазурского о роли естественного эксперимента при исследовании детей, М.Я. Басов пропагандировал введение в педагогическую практику метода научного наблюдения, разрабатывал схемы наблюдения и анализа эмпирических данных, полученных с помощью наблюдения в естественном эксперименте. В своих работах ученый доказывал, что научная психология должна опираться на объективное внешнее наблюдение, которое может быть применено ко всем формам развития психических функций [4].
Итогом многолетних методологических дискуссий и обсуждений стал первый Педологический съезд, состоявшийся в конце 1928 - начале 1929 года, на котором была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии и тесно взаимосвязанных с ней педологии и педагогической психологии. Это была важная веха в научной жизни того времени, которая послужила началом третьего этапа развития педагогической психологии в нашей стране.
Значительное место среди экспериментальных работ третьего этапа занимали исследования психических познавательных процессов, умений и навыков не только с целью выявления общих закономерностей, но и с целью изучения их развития и формирования в процессе обучения и воспитания, что являлось одной из задач педагогической психологии. Цикл экспериментальных исследований проводился под руководством А.Р. Лурии, создавшем новую методику двойной стимуляции для изучения психических процессов, которая получила широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Специальные исследования А.Р. Лурии посвящены речи и ее роли в психическом развитии ребенка и его поведении, анализу процесса инте-риоризации и перехода от внешних способов опосредствования психических процессов к внутренним. А.Р. Лурия положил начало генетической психологии в отечественной науке, изучая роль наследственности и среды в развитии психических процессов с помощью "близнецового метода" [5]. Эти исследования внесли значительный вклад в разрешение многих проблем педагогической психологии.
Среди работ, посвященных изучению ощущений и восприятий, играющих важную роль в учебно-воспитательном процессе, следует отметить труды Г.И. Челпанова, Б.М. Теплова, А.А. Смирнова, Б.Г Ананьева, С.Л. Рубинштейна и других. Широкий круг экспериментальных иссле-
дований в эти годы был посвящен проблемам памяти: работы Н.А. Рыбникова, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, П.П. Блонского; а также проблемам соотношения памяти и мышления: работы А.Г. Комм, Д.И. Красильщикова, П.П. Блонского [7] и других.
С точки зрения практической педагогической психологии большое значение принадлежит работам, связанным с исследованием проблем одаренных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.П. Блонский, Б.А. Артемов, В.И. Лубовский, ГЯ. Кучер) и "трудных" детей (В.Н. Мясищев,
В.Н. Осипова, П.Г. Бельский и др.). Экспериментальным исследованием психологии детского коллектива, в том числе изучением его динамики, этапов развития, внутригрупповой дифференциации и лидерства, адаптации личности в коллективе и вопросами социализации занимались А.С. Залужный, С.С. Моложавый, П.И. Люблинский [7], что имело важное значение для развития такого раздела педагогической психологии как психология воспитания.
Таким образом, в 20-е - 30-е годы в нашей стране были поставлены многие проблемы педологии и педагогической психологии, а также намечались пути их разрешения, разрабатывались новые методы экспериментальных исследований. Вместе с тем, в этот период обострились массовые критические замечания и публикации как на отдельные теоретические положения, так и на практику использования экспериментальных методов, особенно в сфере педологии.
Итогом развернувшейся в 1929 году рефлексологической дискуссии стало прекращение существования науки рефлексологи, созданной В.М. Бехтеревым, в связи с исключением из исследования психики и сознания, а также обвинениями в биологизации и крайне механистической трактовке человека и поведения.
В 1931 году в Московском государственном институте педагогической психологии и педологии состоялась дискуссия по проблемам реактологии К.Н. Корнилова, которая критиковалась за отрыв теории от практики и "вредные для социалистического строительства положения" [3]. В результате К.Н. Корнилов отказался от реактологии.
И еще один сокрушительный удар по науке последовал в виде Постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСа" 1936 года [5], что привело к объявлению педологии лженаукой и к долгосрочному директивному ограничению научных экспериментальных исследований в сфере педагогической психологии.
Как отмечает А.Н. Ждан, поведенческие направления в советской психологии того времени не справились с задачей создания новой марксистско-ленинской психологии [3]. Задача преодоления этих затруднений осознавалась как методологическое, а затем и экспериментальнометодическое марксистско-ленинское перевооружение психологии [1]. Ее решение требовало новых теоретических концепций и новых методических подходов.
Литература
1. Ананьев Б.Г. О некоторых вопросах марксистско-ленинской реконструкции психологии // Психология. 1941. Том IV. Вып. 3-4.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности. М., 2002.
4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.
5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
6. Психология и марксизм / Под ред. К.Н. Корнилова. Л., 1925.
7. Экспериментальная психология / Под общ. ред. Е.С. Романовой. СПб., 2007.