История образования и педагогической мысли
В.Г. Степанов
К.Н. Корнилов - основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог)
В статье характеризуется научная, организационная и общественная деятельность выдающегося отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова, дважды директора Психологического института, в стенах которого при нем развернулись таланты Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурии, а также А.А. Смирнова, Б.И. Теплова и многих других. К.Н. Корнилов - академик и вице-президент Академии педагогических наук, инициатор создания Московского педагогического института, главный редактор журнала «Семья и школа». Развернуто анализируется научная дискуссия 1920-х гг. между сторонниками рефлектологии (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и реактологии (К.Н. Корнилов). По мнению автора, благодаря трудам К.Н. Корнилова в нашей стране удалось сохранить связи психологической науки с классической, ей предшествовавшей, а также обогатить психологию научным аппаратом диалектики.
Ключевые слова: рефлексология, реактология, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, эмпирическая психология, психологический эксперимент, метод самонаблюдения, категории диалектики в психологии, Психологический институт, Академия педагогических наук.
Константин Николаевич Корнилов родился 24 февраля (8 марта) 1879 г. в семье бухгалтера казначейства. Окончив Тюменское городское училище, поступает в Омскую учительскую семинарию. Она тогда представляла, по воспоминаниям К.Н. Корнилова, довольно светлое явление. Запомнилась вдохновенная вступительная речь директора о великой роли учителя в жизни народа. Шли разговоры о передаче народных школ в духовное
История образования и педагогической мысли
ведомство. Все это находило горячий отклик в сердцах учащихся, готовых отречься от материальных благ и идти в народ. Молодые люди обсуждали запрещенные произведения Михайловского, Левитова и Успенского, Бабеля и Маркса. Так родилась и закрепилась в душе Константина Николаевича Корнилова главная идея его жизни: служение в качестве «сеятеля знаний на ниву народную». С таким настроением Корнилов оканчивает в 1898 г. семинарию и направляется на службу в качестве народного учителя в отдаленные места Алтайского края.
В 1905 г. К.Н. Корнилов поступает на историко-филологический факультет МГУ, который успешно оканчивает через 5 лет. Молодого человека оставляют на факультете для подготовки к преподавательской и научной деятельности в области экспериментальной психологии. Происходит знакомство с Г.И. Челпановым, известным философом-идеали-стом и психологом, непосредственным организатором Психологического института при МГУ, первого в России. Создавая в 1912 г. указанный институт, профессор Челпанов ездил в первую в мире Психологическую лабораторию В. Вундта в Лейпциге. Именно с момента ее организации и принято считать возникновение психологии как самостоятельной науки. Там была закуплена и привезена в Москву вся экспериментальная аппаратура, осваивался метод психологического лабораторного эксперимента и основанные на нем методики исследования, главным образом психологические.
К этому времени К.Н. Корнилов достиг уже должности старшего ассистента и стал непосредственным помощником Челпанова, директора института. В 1916 г. К.Н. Корнилов уже магистр и приват-доцент по экспериментальной психологии. Он вынужден, вопреки своей направленности на педагогику и психологию личности, исследовать психические процессы непосредственного познания: ощущение и восприятие. Было много экспериментов по изучению времени реакции и точности ответов испытуемых на предъявляемые им элементарные раздражители. Следуя этому научному направлению, К.Н. Корнилов вырабатывает свою теорию реактологии, т.е. науки о реакциях. Ее он противопоставил в 1920-е гг. рефлексологии - в то время этим термином обозначалось научное направление, руководствовавшееся в своем объяснении психики исследованиями В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.
В понимании Корнилова рефлекс - это ответное действие организма, осуществляемое без участия сознания. Понятие «реакция» включает в себя рефлекс, но значительно шире его по содержанию. В явлении реакции участвует вся психика человека (интеллектуальные процессы, эмоциональные, моторные моменты реакции) как «единое законченное целое, из
которого путем лишь анализа и абстрагирования мы отвлекаем отдельные моменты, давая им специфическое название» [1, с. 13]. Таким образом, у К.Н. Корнилова с самого начала целостный, а не функциональный подход, делающий его труды непонятными для многих психологов-функцио-налистов. Можно сказать, что для Корнилова, говоря современным языком, характерен деятельностный подход. он прямо заявляет, что «реакция по самой своей природе есть нечто активное, деятельностное» [Там же]. Слово «реакция» наводит на мысль, что речь идет об ответных вынужденных действиях. Создатель реактологии утверждает, что реакции вызываются не только внешними, но и внутренними причинами: «Вот почему неподвижное состояние мыслителя, разрешающего сложную проблему, по существу является не чем иным, как реакцией, но такого рода, где сенсорный и двигательный моменты даны в скрытом виде» [1, с. 12].
Итак, в реакции человека участвует вся психика, но в каждом отдельном случае выделяется какая-либо одна составляющая: например, сенсорная реакция связана с преобладанием процессов чувственного познания, ассоциативная - с памятью, мускульная реакция - с моторной сферой. Корнилов исследует также изменение реакций человека в зависимости от психических состояний, особенностей темперамента и т.д. В понимании К.Н. Корнилова сущность человеческих реакций невозможно понять без всестороннего раскрытия его субъективного мира. В признании не только внешних, но и внутренних причин реакций отличие реактологии К.Н. Корнилова от классического американского бихевиоризма.
Свой экспериментально-теоретический труд Н.К. Корнилов сделал доступным для ученого мира через публикацию в 1921-1922 гг. своей книги «Учение о реакциях человека с психической точки зрения (реактология). Экспериментально-психологическое исследование из лаборатории психологического научно-исследовательского института при Московском университете». Свою работу он противопоставил исследованиям В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Так возникла известная дискуссия между рефлексологией и реактологией. Чем она была объективно вызвана?
После 1917 г. власть стала осуществлять политику воинствующего атеизма. Это обусловило биологически-физиологический подход к человеку. С этих позиций «рефлексология» была весьма привлекательна, а психология вызывала подозрение уже по самому своему названию: понятие «душа» могло быть связано с верой в Бога. К.Н. Корнилов своей реактологией снимал эти опасения. Он писал: «То, что называем психикой и психическими явлениями, по существу есть не что иное, как процессы чисто энергетического порядка» [Там же, с. 8]. Это делало теорию Корнилова близкой к чисто физическим и физиологическим понятиям. И сам
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
термин «реакция» был близок к понятию «рефлекс». Более того, он включил его, обезоруживая оппонентов-физиологов.
Но одной реактологии было недостаточно для победы Корнилова в дискуссии с рефлексологами. Условный рефлекс - величайшее открытие в истории мировой науки. Оно подкупало своей ясностью, возможностью не только объяснить, но и формировать, тренировать поведение высших животных и человека. Но опыты над собаками не могли показать величие и достижимость идеалов коммунистического общества через классовую борьбу и мировую пролетарскую революцию, ничего не говорили об идейной устремленности и самоотверженности борцов за благо всех трудящихся, воспитании и всестороннем развитии нового человека процветающего общества.
К.Н. Корнилов верно оценил ситуацию. После выхода своей книги он начинает интенсивно изучать марксистко-ленинскую философию. Основное внимание он сосредотачивает не на историческом, а на диалектическом материализме, который был наиболее сильной в научном плане стороной марксизма, и объявляет марксизм методологической основой психологической науки. Это Корнилов делает впервые в январе 1923 г. в своем докладе «Психология и марксизм», зачитанном на I Всероссийском съезде психоневрологов. Он говорит о первичности материи и вторично-сти сознания, впервые в отечественной психологии в качестве основного постулата приводит формулировку Ф. Энгельса и В.И. Ленина о психике как свойстве высокоорганизованной материи, подчеркивает необходимость понимания и раскрытия ее общественного характера. Он привлекает внимание к словам К. Маркса о том, что надо не только объяснять мир, но и изменять его. Поэтому и психология не должна стоять в стороне от решения практических жизненных задач. Его доклад имел большой успех, особенно понравилась слушателям связь теории с практикой революционных преобразований в стране.
В ноябре 1923 г. Корнилов назначен директором Психологического института, сменив на этом посту Челпанова. В последние годы некие несведущие люди стали утверждать, что Корнилов предал своего учителя Г.И. Челпанова. Это не так. В своих воспоминаниях Г. Щедровицкий приводит рассказ известного отечественного психолога П.А. Шеварева, знавшего обоих ученых. В беседе с ним Г.И. Челпанов сказал, что он очень не любит предателей. Тогда Шеварев спросил его мнение о Корнилове. Челпанов сказал, что он не считает таковым Константина Николаевича. Просто у него такие принципиальные позиции. После ухода из Психологического института Челпанов регулярно встречался с Корниловым приватно один раз в месяц. Сегодня можно предположить, что здесь
была взаимная договоренность о передаче должности директора Психологического института Корнилову во имя спасения психологической науки в нашей стране.
В январе 1926 г. проходит II Всероссийский съезд по психоневрологии. В его работе Константин Николаевич выступает уже как признанный лидер новой отечественной психологии. Он делает доклад «Диалектический метод в психологии», где интерпретирует основные положения диамата в свете их применения в психологических исследованиях.
В 1926 г. К.Н. Корнилов издает учебник психологии, написанный с позиций реактологии. В нем он заявляет, что видит марксистскую психологию как «диалектический синтез» двух противоположных, борющихся друг с другом направлений: психологии эмпирической, субъективистской, с одной стороны, и «объективной психологии», к которой он относил русскую рефлексологию и американский бихевиоризм, - с другой. В эмпирической психологии отсутствует цельная человеческая личность, а есть лишь отдельные способности, душевные переживания, явления сознания. Ее антитезой он считал объективную психологию, изучающую взаимодействие человека с окружающей средой. Однако у последней нет анализа социальных корней поведения, а фактически изучается приспособление к условиям повседневной жизни. Происходит учет лишь биологических факторов. Выход дает диалектически трактуемая реактология. Для объяснения Корнилов прибегает к использованию закона единства и борьбы противоположностей. В духе гегелевской триады реактология призвана стать тем синтезирующим учением, которое объединит объективные и субъективные методы психологии. При этом важно показать большую значимость социальных раздражителей.
Эти рассуждения Корнилова вызвали до сих пор продолжающееся удивление и недоумение у специалистов по истории психологии. Они расценили их как явную теоретическую ошибку, наивность крупного ученого. Уже после смерти Корнилова Б.М. Теплов писал: «Но как объяснить, что учебник 1926 года явился шагом назад по сравнению с ранее написанными статьями»?
Между тем, Корнилов имел право на чисто теоретическую постановку рассматриваемой проблемы. Но он не учел, что к тому времени уже закрепились положения ленинской теории отражения, которая в объяснении формирования и развития психики человека не нуждалась в гегелевских и марксовых трактовках закона единства и борьбы противоположностей. Указанные соображения делают понятным, почему после учебника 1926 г. лидерские позиции Корнилова становятся шаткими. В 1930 г. проходит научная дискуссия по проблеме реактологии, привед-
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
шая к ее осуждению и снятию Корнилова с поста директора Психологического института. Вторично Константин Николаевич занимает эту должность в 1936-40 гг., но уже не как автор реактологии, от которой он вынужден был отказаться.
Как сегодня можно оценить реактологию с чисто научно-исторических позиций, вне социально-идеологического контекста прошедших лет советской власти?
Вполне определенно следует сказать о большой важности реактологии Корнилова в истории науки.
1. Победа реактологии Корнилова в дискуссии с рефлексологией привела к сохранению психологии как науки в условиях тоталитарного государства. Он придал ей приемлемый легитимный вид для разработчиков государственной идеологии Советского Союза. Без этого не было бы или надолго задержались многие эпохальные достижения отечественных психологов и педагогов в области образования, дефектологии, клинической медицины, нейропсихологии, авиакосмической и инженерной психологии, технической эстетики, принесших всемирное признание нашим ученым.
2. Реактология не отрицала, а внедряла метод психологического лабораторного эксперимента В. Вундта, принесший ей признание в качестве самостоятельной науки наряду с физикой, химией, биологией и другими отраслями точных знаний. Но они пользовались методом естественнонаучного эксперимента, который был недостаточен для понимания душевного и духовного мира человека. В то же время психологический эксперимент опирался на метод интроспекции, т.е. сохранял принцип субъектно-личностного подхода. Без него психология утратила бы свой предмет исследования.
Опираясь на психологический эксперимент, К.Н. Корнилов больше ориентируется на классическую европейскую психологию с ее вниманием к внутреннему миру человека, а не на американский бихевиоризм с опорой на антропологию и статистические методики планирования и обработки исследований.
3. Корнилов не только применяет психологический эксперимент, но творчески его развивает и усовершенствует. Он пишет в книге «Учение о реакциях человека»: «В смысле методики экспериментально-психологического исследования я считаю себя последователем школ Вундта и Тит-ченера, с их ограничением данных самонаблюдения при помощи объективной стороны эксперимента» [1, с. 8].
Это признание было в те годы достаточно опасным. Ведь В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» критикует В. Вундта как махрового идеалиста и реакционера в науке. Правда, Корнилов тогда
ограждает себя заявлением о необходимости разрабатывать психологию с отделением ее от философии. Но все же в советское время метод интроспекции яростно критиковался в научной психологии до самого последнего времени. Но К.Н. Корнилов в своих учебниках от метода самонаблюдения никогда не отказывается. Он опирается на его толкования Вундтом и Титченером, а не Ахом, ратовавшим за менее контролируемую методику опроса испытуемых. Но никто из этих ученых не считал самонаблюдение надежным методом самим по себе, без дополнения и проверки его данных экспериментом. Вот почему Корнилов берется за усовершенствование методик психологического эксперимента, повышающих его объективность. Он увеличивает количество регистрируемых параметров изучаемых реакций, улучшает аппаратуру исследования, изобретает собственные приборы, в частности знаменитый динамоскоп.
4. К.Н. Корнилов не только талантливый последователь школ В. Вундта и Г.И. Челпанова, рационализатор и изобретатель экспериментальной аппаратуры, но и самобытный теоретик-экспериментатор, впервые открывающий в психологии типы быстро и медленно реагирующих испытуемых, соответственно, моторно и сенсорно ориентированных. В настоящее время это отражается в понятиях «симультанность» и «сукцессивность». Они являются существенными отличительными признаками право- и левополушарных людей. Эти типы людей изучаются в рамках теории функциональной асимметрии мозга. А сегодня признано, что именно результаты исследований в этой области знаний были основными достижениями наук о мозге во второй половине XX и начале XXI вв.
Автору этих строк посчастливилось подключиться к этим исследованиям уже после смерти Корнилова, под руководством его ученика профессора Е.И. Игнатьева. Была использована в опытах специальная оптико-электронная установка, разработанная В.А. Махониным, тогда аспирантом академика А.А. Харкевича. С ее помощью удалось открыть особенности психической деятельности людей, обусловленные функциональной асимметрией. Автор считал это собственными достижениями. Но, прочитав много позже «Учение о реакциях человека» К.Н. Корнилова, он понял, что великий учитель продолжал вести его в течение многих лет из ноосферы, описанной Вернадским.
Надо сказать, что и начало другой книги автора, «Психология трудных школьников», выдержавшей 7 изданий, было заложено К.Н. Корниловым. Мы с ним начинали научную работу по теме «Воспитание воли подростков-правонарушителей». Она велась в порядке подготовки кандидатской диссертации. А на деле это была не ученическая и временная деятельность, а фундаментальное исследование, потребовавшее всю
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
оставшуюся жизнь, как и исследования по функциональной асимметрии мозга. В этом сказалось влияние целеустремленного и страстного характера К.Н. Корнилова. Он сам брался за все всерьез и надолго, нацеливая на такой лад и своих учеников. Мне он говорил, что тему научных исследований надо выбирать, как жену, ответственно, по любви и надолго. Будучи раскритикованным, Корнилов в ином виде продолжал развивать открытия, сделанные им в период официального признания реактологии, в частности, теорию индивидуально-типологических особенностей.
5. К.Н. Корнилов первый ввел в методологию психологической науки категории диалектики. Она предстала в форме диалектического материализма, но сохранила в этом преобразованном виде основополагающие положения гегелевского учения. Именно благодаря внедрению идей диалектики получили всемирную известность и до сих пор пользуются вниманием труды Л.С. Выготского и его школы: А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других. То же следует сказать и о фундаментальных исследованиях С.Я. Рубинштейна и его учеников. Не хватит места, чтобы сказать обо всех, кто применил диалектику в своих работах. Таким образом, применение диалектики Корниловым привело не к снижению, а повышению уровня психологических исследований в нашей стране.
6. Реактология Корнилова была непосредственно ориентирована на изучение поведения человека, на практику жизни. Психологи включились в решение проблем обучения и воспитания школьников, на формирование и развитие психики подрастающего поколения.
7. Распространение идей реактологии способствовало в свое время разработке теорий темперамента, способностей, характера (Б.М. Теплов,
Н.Д. Левитов), а также психических состояний (Н.Д. Левитов, Ю. Сосно-викова). Внимание зарубежных психологов приобрели теории психической деятельности человека, разрабатываемые отечественными авторами.
8. В учебнике 1926 г. Корнилов выступил за целостность психологической науки. Он заявил, что реактология творчески синтезирует исследования эмпирической, субъективной, психологии и объективной, поведенческой. Находясь у самых истоков экспериментальной классической психологии, он понимал, что психология, как и всякая наука, не имеет государственных границ, не сводится к отдельным концепциям и школам. Она собирает факты психической деятельности, анализирует их, синтезирует, обобщает и в дискуссиях ищет формулирование закономерностей нашей внутренней жизни.
Теперь следует очень кратко сказать о организаторской деятельности К.Н. Корнилов. Став директором Психологического института, он
решительно и энергично занялся подбором кадров. Надо сказать, что имя К.Н. Корнилова связано с лучшими представителями отечественной психологии XX в. Так, А.Р. Лурия был вызван из Казани после письма Корнилову о своих занятиях экспериментами с применением динамоскопа. Скоро Лурия стал ученым секретарем Института и заведующим лабораторией аффективных реакций. Не надо доказывать связь изобретенного им полиграфа (детектора лжи) с тематикой предложенной ему лаборатории. Корнилов принимает в Психологический институт находившегося на периферии Л.С. Выготского, направляя его к Лурии. Помощником последнего работал в то время А.Н. Леонтьев. А.А. Смирнов и Б.М. Теплов пишут вместе с Корниловым, под его редакцией, один из лучших вузовских учебников по психологии. Корнилов дружил с С.Л. Рубинштейном. Во второй половине 1940-х гг. во время преследования Рубинштейна как так называемого космополита Корнилов помогает ему, берет его аспирантов к себе на кафедру в педагогический институт. Список можно долго продолжать. К.Н. Корнилов поддерживает психологов из других городов СССР: Ленинграда, Рязани, Ярославля и т.д.
К.Н. Корнилова можно назвать организатором отечественного образования. Выше уже сообщалось об увлеченности Константина Николаевича педагогической деятельностью, прошедшей красной строкой через всю его жизнь. Она начиналась в молодости с учительства в народных школах на Алтае и продолжалась в Москве. Занимаясь в предреволюционные годы экспериментами по реактологии, он преподает педагогику в женских гимназиях, читает курсы по дошкольному воспитанию в университете им. А.Л. Шанявского и на основе их издает книгу «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста». В 1916 г. Корнилов участвует в подготовке пособия для учителей по использованию демонстрационных приборов в учебном процессе. Предлагаемые методики можно и сегодня использовать для оценки психических познавательных процессов, чувств, воли, способностей, внимания, утомления. После революции Корнилов с энтузиазмом занимается написанием «Конституции республики учащихся» (опубликована в 1918 г.). Там в числе выдвигаемых идей имеются и очень созвучные с нашим временем: права человека и гражданина должны быть признаны не только за взрослыми, но и за учащимися школ. В их числе право на неприкосновенность личности, свободу слова, собраний и организаций. для реализации этих прав предлагалась система ученического самоуправления.
Педагогическая деятельность К.Н. Корнилова привлекла внимание Наркомпроса, предложившего ему организовать педагогический факуль-
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
тет при II МГУ. Этот университет создан в 1919 г. на базе Высших женских курсов. Корнилов был назначен деканом педагогического факультета и профессором кафедры психологии. Впоследствии на основе педагогического факультета был создан флагман педагогических вузов СССР Московский педагогический институт им. А.С. Бубнова, а затем -Московский государственный педагогический институт им. Ленина (ныне МПГУ). К.Н. Корнилов до последних лет своей жизни оставался там заведующим кафедрой психологии.
По инициативе преподавателей МГПИ им. Ленина в 1943 г. создается Академия педагогических наук РСФСР. К.Н. Корнилов становится ее действительным членом и вице-президентом (до 1950 г.).
Корнилов также участвует в издательской деятельности: в 1928 г. по его инициативе организуется журнал «Психология. Педология. Психотехника». С 1946 г. он первый главный редактор очень популярного в те годы журнала для учителей и родителей «Семья и школа». Константин Николаевич руководил этим журналом 10 лет.
К.Н. Корнилов был человеком высокой духовности, гуманистом и патриотом. Еще в 1912 г. он писал: «Я понял, что подброшенный счастливой волной наверх из народной учительской массы, я обязан отдать все свои силы на служение тем, кого в прошлом много карали, но никто не ласкал». В 1937 г. он, по свидетельству сотрудника его кафедры И. Рогинской, публично выступил против смертной казни. Его любили студенты и аспиранты. Его лекции были полны кипучей научной страсти, просты и понятны по форме, но полны глубокого содержания. Они были настолько увлекательны, что к нему приходили студенты-психологи из МГУ, иногда начало и окончание его лекций сопровождалось подношением корзин цветов.
К.Н. Корнилов не был интриганом, карьеристом или тайным врагом власти. Просто он, как и многие лидеры нашей психологии, считал, что ее в нашей стране надо сохранить в приемлемой форме для блага народа. Также поступали и служители Русской Православной церкви, идя на вынужденные изменения в своем уставе.
В настоящее время психологические и физиологические исследования человека существенно сблизились, взаимно дополняя друг друга. Мы согласны с недавним высказыванием В.П. Зинченко, что сегодня наука о психике знает больше и видит дальше, чем 100 лет назад. По нашему мнению, это происходит за счет того, что современная психология стоит на плечах четырех ученых: И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, с одной стороны, и Г.И. Челпанова и К.Н. Корнилова - с другой.
Библиографический список
1. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1922.
2. Петровский А.В. Корнилов в политической истории психологии // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 7-9.
3. Сластенин В.А. Слово об учителе // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 4-7.
4. Степанов В.Г. Научное творчество К.Н.Корнилова внутри и вне социального контекста // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 9-16.
Педагогика и психология