Научная статья на тему 'К. Н. Корнилов основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог)'

К. Н. Корнилов основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог) Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
1387
370
Поделиться
Ключевые слова
РЕФЛЕКСОЛОГИЯ / РЕАКТОЛОГИЯ / В.М. БЕХТЕРЕВ / И.П. ПАВЛОВ / Г.И. ЧЕЛПАНОВ / К.Н. КОРНИЛОВ / ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ / КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК / V. BEKHTEREV / I. PAVLOV / G. CHELPANOV / K. KORNILOV

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Степанов Владимир Григорьевич

В статье характеризуется научная, организационная и общественная деятельность выдающегося отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова, дважды директора психологического института, в стенах которого при нем развернулись таланты Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурии, а также А.А. Смирнова, Б.И. Теплова и многих других. К.Н. Корнилов академик и вице-президент Академии педагогических наук, инициатор создания Московского педагогического института, главный редактор журнала «Семья и школа». Развернуто анализируется научная дискуссия 1920-х гг. между сторонниками рефлектологии (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и реактологии (К.Н. Корнилов). По мнению автора, благодаря трудам К.Н. Корнилова в нашей стране удалось сохранить связи психологической науки с классической, ей предшествовавшей, а также обогатить психологию научным аппаратом диалектики.

K. KORNILOV AS A FOUNDER OF OUR NATIVE MATERIALISTIC PSYCHOLOGY (SCIENTIST, ORGANIZER, TEACHER)

The article is focused on the scientific, organizational and social activity of a prominent Russian teacher and psychologist K. Kornilov, who was twice the director of the Institute of Psychology where in his lifetime a lot of talented people such as L. Vygotsky, A. Leontyev, A. Luria, A. Smirnov, B. Teplov and others worked. He is an academician, vice-president of the Academy of Pedagogy, initiator of the creation of Moscow Pedagogical Institute, and the chief editor of the magazine “Family and School”. The author analyzes scientific discussions of the 1920s between the supporters of reflexology (V. Bekhterev, I. Pavlov) and reactology (K. Kornolov) in detail. According to the author thanks to K. Kornilov’s works it was possible to maintain the connection of psychology with the classical predecessor science as well as enrich our native psychology with scientific dialectics notions.

Текст научной работы на тему «К. Н. Корнилов основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог)»

История образования и педагогической мысли

В.Г. Степанов

К.Н. Корнилов - основоположник отечественной материалистической психологии (ученый, организатор, педагог)

В статье характеризуется научная, организационная и общественная деятельность выдающегося отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова, дважды директора Психологического института, в стенах которого при нем развернулись таланты Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурии, а также А.А. Смирнова, Б.И. Теплова и многих других. К.Н. Корнилов - академик и вице-президент Академии педагогических наук, инициатор создания Московского педагогического института, главный редактор журнала «Семья и школа». Развернуто анализируется научная дискуссия 1920-х гг. между сторонниками рефлектологии (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов) и реактологии (К.Н. Корнилов). По мнению автора, благодаря трудам К.Н. Корнилова в нашей стране удалось сохранить связи психологической науки с классической, ей предшествовавшей, а также обогатить психологию научным аппаратом диалектики.

Ключевые слова: рефлексология, реактология, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, эмпирическая психология, психологический эксперимент, метод самонаблюдения, категории диалектики в психологии, Психологический институт, Академия педагогических наук.

Константин Николаевич Корнилов родился 24 февраля (8 марта) 1879 г. в семье бухгалтера казначейства. Окончив Тюменское городское училище, поступает в Омскую учительскую семинарию. Она тогда представляла, по воспоминаниям К.Н. Корнилова, довольно светлое явление. Запомнилась вдохновенная вступительная речь директора о великой роли учителя в жизни народа. Шли разговоры о передаче народных школ в духовное

История образования и педагогической мысли

ведомство. Все это находило горячий отклик в сердцах учащихся, готовых отречься от материальных благ и идти в народ. Молодые люди обсуждали запрещенные произведения Михайловского, Левитова и Успенского, Бабеля и Маркса. Так родилась и закрепилась в душе Константина Николаевича Корнилова главная идея его жизни: служение в качестве «сеятеля знаний на ниву народную». С таким настроением Корнилов оканчивает в 1898 г. семинарию и направляется на службу в качестве народного учителя в отдаленные места Алтайского края.

В 1905 г. К.Н. Корнилов поступает на историко-филологический факультет МГУ, который успешно оканчивает через 5 лет. Молодого человека оставляют на факультете для подготовки к преподавательской и научной деятельности в области экспериментальной психологии. Происходит знакомство с Г.И. Челпановым, известным философом-идеали-стом и психологом, непосредственным организатором Психологического института при МГУ, первого в России. Создавая в 1912 г. указанный институт, профессор Челпанов ездил в первую в мире Психологическую лабораторию В. Вундта в Лейпциге. Именно с момента ее организации и принято считать возникновение психологии как самостоятельной науки. Там была закуплена и привезена в Москву вся экспериментальная аппаратура, осваивался метод психологического лабораторного эксперимента и основанные на нем методики исследования, главным образом психологические.

К этому времени К.Н. Корнилов достиг уже должности старшего ассистента и стал непосредственным помощником Челпанова, директора института. В 1916 г. К.Н. Корнилов уже магистр и приват-доцент по экспериментальной психологии. Он вынужден, вопреки своей направленности на педагогику и психологию личности, исследовать психические процессы непосредственного познания: ощущение и восприятие. Было много экспериментов по изучению времени реакции и точности ответов испытуемых на предъявляемые им элементарные раздражители. Следуя этому научному направлению, К.Н. Корнилов вырабатывает свою теорию реактологии, т.е. науки о реакциях. Ее он противопоставил в 1920-е гг. рефлексологии - в то время этим термином обозначалось научное направление, руководствовавшееся в своем объяснении психики исследованиями В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

В понимании Корнилова рефлекс - это ответное действие организма, осуществляемое без участия сознания. Понятие «реакция» включает в себя рефлекс, но значительно шире его по содержанию. В явлении реакции участвует вся психика человека (интеллектуальные процессы, эмоциональные, моторные моменты реакции) как «единое законченное целое, из

которого путем лишь анализа и абстрагирования мы отвлекаем отдельные моменты, давая им специфическое название» [1, с. 13]. Таким образом, у К.Н. Корнилова с самого начала целостный, а не функциональный подход, делающий его труды непонятными для многих психологов-функцио-налистов. Можно сказать, что для Корнилова, говоря современным языком, характерен деятельностный подход. он прямо заявляет, что «реакция по самой своей природе есть нечто активное, деятельностное» [Там же]. Слово «реакция» наводит на мысль, что речь идет об ответных вынужденных действиях. Создатель реактологии утверждает, что реакции вызываются не только внешними, но и внутренними причинами: «Вот почему неподвижное состояние мыслителя, разрешающего сложную проблему, по существу является не чем иным, как реакцией, но такого рода, где сенсорный и двигательный моменты даны в скрытом виде» [1, с. 12].

Итак, в реакции человека участвует вся психика, но в каждом отдельном случае выделяется какая-либо одна составляющая: например, сенсорная реакция связана с преобладанием процессов чувственного познания, ассоциативная - с памятью, мускульная реакция - с моторной сферой. Корнилов исследует также изменение реакций человека в зависимости от психических состояний, особенностей темперамента и т.д. В понимании К.Н. Корнилова сущность человеческих реакций невозможно понять без всестороннего раскрытия его субъективного мира. В признании не только внешних, но и внутренних причин реакций отличие реактологии К.Н. Корнилова от классического американского бихевиоризма.

Свой экспериментально-теоретический труд Н.К. Корнилов сделал доступным для ученого мира через публикацию в 1921-1922 гг. своей книги «Учение о реакциях человека с психической точки зрения (реактология). Экспериментально-психологическое исследование из лаборатории психологического научно-исследовательского института при Московском университете». Свою работу он противопоставил исследованиям В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Так возникла известная дискуссия между рефлексологией и реактологией. Чем она была объективно вызвана?

После 1917 г. власть стала осуществлять политику воинствующего атеизма. Это обусловило биологически-физиологический подход к человеку. С этих позиций «рефлексология» была весьма привлекательна, а психология вызывала подозрение уже по самому своему названию: понятие «душа» могло быть связано с верой в Бога. К.Н. Корнилов своей реактологией снимал эти опасения. Он писал: «То, что называем психикой и психическими явлениями, по существу есть не что иное, как процессы чисто энергетического порядка» [Там же, с. 8]. Это делало теорию Корнилова близкой к чисто физическим и физиологическим понятиям. И сам

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

термин «реакция» был близок к понятию «рефлекс». Более того, он включил его, обезоруживая оппонентов-физиологов.

Но одной реактологии было недостаточно для победы Корнилова в дискуссии с рефлексологами. Условный рефлекс - величайшее открытие в истории мировой науки. Оно подкупало своей ясностью, возможностью не только объяснить, но и формировать, тренировать поведение высших животных и человека. Но опыты над собаками не могли показать величие и достижимость идеалов коммунистического общества через классовую борьбу и мировую пролетарскую революцию, ничего не говорили об идейной устремленности и самоотверженности борцов за благо всех трудящихся, воспитании и всестороннем развитии нового человека процветающего общества.

К.Н. Корнилов верно оценил ситуацию. После выхода своей книги он начинает интенсивно изучать марксистко-ленинскую философию. Основное внимание он сосредотачивает не на историческом, а на диалектическом материализме, который был наиболее сильной в научном плане стороной марксизма, и объявляет марксизм методологической основой психологической науки. Это Корнилов делает впервые в январе 1923 г. в своем докладе «Психология и марксизм», зачитанном на I Всероссийском съезде психоневрологов. Он говорит о первичности материи и вторично-сти сознания, впервые в отечественной психологии в качестве основного постулата приводит формулировку Ф. Энгельса и В.И. Ленина о психике как свойстве высокоорганизованной материи, подчеркивает необходимость понимания и раскрытия ее общественного характера. Он привлекает внимание к словам К. Маркса о том, что надо не только объяснять мир, но и изменять его. Поэтому и психология не должна стоять в стороне от решения практических жизненных задач. Его доклад имел большой успех, особенно понравилась слушателям связь теории с практикой революционных преобразований в стране.

В ноябре 1923 г. Корнилов назначен директором Психологического института, сменив на этом посту Челпанова. В последние годы некие несведущие люди стали утверждать, что Корнилов предал своего учителя Г.И. Челпанова. Это не так. В своих воспоминаниях Г. Щедровицкий приводит рассказ известного отечественного психолога П.А. Шеварева, знавшего обоих ученых. В беседе с ним Г.И. Челпанов сказал, что он очень не любит предателей. Тогда Шеварев спросил его мнение о Корнилове. Челпанов сказал, что он не считает таковым Константина Николаевича. Просто у него такие принципиальные позиции. После ухода из Психологического института Челпанов регулярно встречался с Корниловым приватно один раз в месяц. Сегодня можно предположить, что здесь

была взаимная договоренность о передаче должности директора Психологического института Корнилову во имя спасения психологической науки в нашей стране.

В январе 1926 г. проходит II Всероссийский съезд по психоневрологии. В его работе Константин Николаевич выступает уже как признанный лидер новой отечественной психологии. Он делает доклад «Диалектический метод в психологии», где интерпретирует основные положения диамата в свете их применения в психологических исследованиях.

В 1926 г. К.Н. Корнилов издает учебник психологии, написанный с позиций реактологии. В нем он заявляет, что видит марксистскую психологию как «диалектический синтез» двух противоположных, борющихся друг с другом направлений: психологии эмпирической, субъективистской, с одной стороны, и «объективной психологии», к которой он относил русскую рефлексологию и американский бихевиоризм, - с другой. В эмпирической психологии отсутствует цельная человеческая личность, а есть лишь отдельные способности, душевные переживания, явления сознания. Ее антитезой он считал объективную психологию, изучающую взаимодействие человека с окружающей средой. Однако у последней нет анализа социальных корней поведения, а фактически изучается приспособление к условиям повседневной жизни. Происходит учет лишь биологических факторов. Выход дает диалектически трактуемая реактология. Для объяснения Корнилов прибегает к использованию закона единства и борьбы противоположностей. В духе гегелевской триады реактология призвана стать тем синтезирующим учением, которое объединит объективные и субъективные методы психологии. При этом важно показать большую значимость социальных раздражителей.

Эти рассуждения Корнилова вызвали до сих пор продолжающееся удивление и недоумение у специалистов по истории психологии. Они расценили их как явную теоретическую ошибку, наивность крупного ученого. Уже после смерти Корнилова Б.М. Теплов писал: «Но как объяснить, что учебник 1926 года явился шагом назад по сравнению с ранее написанными статьями»?

Между тем, Корнилов имел право на чисто теоретическую постановку рассматриваемой проблемы. Но он не учел, что к тому времени уже закрепились положения ленинской теории отражения, которая в объяснении формирования и развития психики человека не нуждалась в гегелевских и марксовых трактовках закона единства и борьбы противоположностей. Указанные соображения делают понятным, почему после учебника 1926 г. лидерские позиции Корнилова становятся шаткими. В 1930 г. проходит научная дискуссия по проблеме реактологии, привед-

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

шая к ее осуждению и снятию Корнилова с поста директора Психологического института. Вторично Константин Николаевич занимает эту должность в 1936-40 гг., но уже не как автор реактологии, от которой он вынужден был отказаться.

Как сегодня можно оценить реактологию с чисто научно-исторических позиций, вне социально-идеологического контекста прошедших лет советской власти?

Вполне определенно следует сказать о большой важности реактологии Корнилова в истории науки.

1. Победа реактологии Корнилова в дискуссии с рефлексологией привела к сохранению психологии как науки в условиях тоталитарного государства. Он придал ей приемлемый легитимный вид для разработчиков государственной идеологии Советского Союза. Без этого не было бы или надолго задержались многие эпохальные достижения отечественных психологов и педагогов в области образования, дефектологии, клинической медицины, нейропсихологии, авиакосмической и инженерной психологии, технической эстетики, принесших всемирное признание нашим ученым.

2. Реактология не отрицала, а внедряла метод психологического лабораторного эксперимента В. Вундта, принесший ей признание в качестве самостоятельной науки наряду с физикой, химией, биологией и другими отраслями точных знаний. Но они пользовались методом естественнонаучного эксперимента, который был недостаточен для понимания душевного и духовного мира человека. В то же время психологический эксперимент опирался на метод интроспекции, т.е. сохранял принцип субъектно-личностного подхода. Без него психология утратила бы свой предмет исследования.

Опираясь на психологический эксперимент, К.Н. Корнилов больше ориентируется на классическую европейскую психологию с ее вниманием к внутреннему миру человека, а не на американский бихевиоризм с опорой на антропологию и статистические методики планирования и обработки исследований.

3. Корнилов не только применяет психологический эксперимент, но творчески его развивает и усовершенствует. Он пишет в книге «Учение о реакциях человека»: «В смысле методики экспериментально-психологического исследования я считаю себя последователем школ Вундта и Тит-ченера, с их ограничением данных самонаблюдения при помощи объективной стороны эксперимента» [1, с. 8].

Это признание было в те годы достаточно опасным. Ведь В.И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» критикует В. Вундта как махрового идеалиста и реакционера в науке. Правда, Корнилов тогда

ограждает себя заявлением о необходимости разрабатывать психологию с отделением ее от философии. Но все же в советское время метод интроспекции яростно критиковался в научной психологии до самого последнего времени. Но К.Н. Корнилов в своих учебниках от метода самонаблюдения никогда не отказывается. Он опирается на его толкования Вундтом и Титченером, а не Ахом, ратовавшим за менее контролируемую методику опроса испытуемых. Но никто из этих ученых не считал самонаблюдение надежным методом самим по себе, без дополнения и проверки его данных экспериментом. Вот почему Корнилов берется за усовершенствование методик психологического эксперимента, повышающих его объективность. Он увеличивает количество регистрируемых параметров изучаемых реакций, улучшает аппаратуру исследования, изобретает собственные приборы, в частности знаменитый динамоскоп.

4. К.Н. Корнилов не только талантливый последователь школ В. Вундта и Г.И. Челпанова, рационализатор и изобретатель экспериментальной аппаратуры, но и самобытный теоретик-экспериментатор, впервые открывающий в психологии типы быстро и медленно реагирующих испытуемых, соответственно, моторно и сенсорно ориентированных. В настоящее время это отражается в понятиях «симультанность» и «сукцессивность». Они являются существенными отличительными признаками право- и левополушарных людей. Эти типы людей изучаются в рамках теории функциональной асимметрии мозга. А сегодня признано, что именно результаты исследований в этой области знаний были основными достижениями наук о мозге во второй половине XX и начале XXI вв.

Автору этих строк посчастливилось подключиться к этим исследованиям уже после смерти Корнилова, под руководством его ученика профессора Е.И. Игнатьева. Была использована в опытах специальная оптико-электронная установка, разработанная В.А. Махониным, тогда аспирантом академика А.А. Харкевича. С ее помощью удалось открыть особенности психической деятельности людей, обусловленные функциональной асимметрией. Автор считал это собственными достижениями. Но, прочитав много позже «Учение о реакциях человека» К.Н. Корнилова, он понял, что великий учитель продолжал вести его в течение многих лет из ноосферы, описанной Вернадским.

Надо сказать, что и начало другой книги автора, «Психология трудных школьников», выдержавшей 7 изданий, было заложено К.Н. Корниловым. Мы с ним начинали научную работу по теме «Воспитание воли подростков-правонарушителей». Она велась в порядке подготовки кандидатской диссертации. А на деле это была не ученическая и временная деятельность, а фундаментальное исследование, потребовавшее всю

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

оставшуюся жизнь, как и исследования по функциональной асимметрии мозга. В этом сказалось влияние целеустремленного и страстного характера К.Н. Корнилова. Он сам брался за все всерьез и надолго, нацеливая на такой лад и своих учеников. Мне он говорил, что тему научных исследований надо выбирать, как жену, ответственно, по любви и надолго. Будучи раскритикованным, Корнилов в ином виде продолжал развивать открытия, сделанные им в период официального признания реактологии, в частности, теорию индивидуально-типологических особенностей.

5. К.Н. Корнилов первый ввел в методологию психологической науки категории диалектики. Она предстала в форме диалектического материализма, но сохранила в этом преобразованном виде основополагающие положения гегелевского учения. Именно благодаря внедрению идей диалектики получили всемирную известность и до сих пор пользуются вниманием труды Л.С. Выготского и его школы: А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других. То же следует сказать и о фундаментальных исследованиях С.Я. Рубинштейна и его учеников. Не хватит места, чтобы сказать обо всех, кто применил диалектику в своих работах. Таким образом, применение диалектики Корниловым привело не к снижению, а повышению уровня психологических исследований в нашей стране.

6. Реактология Корнилова была непосредственно ориентирована на изучение поведения человека, на практику жизни. Психологи включились в решение проблем обучения и воспитания школьников, на формирование и развитие психики подрастающего поколения.

7. Распространение идей реактологии способствовало в свое время разработке теорий темперамента, способностей, характера (Б.М. Теплов,

Н.Д. Левитов), а также психических состояний (Н.Д. Левитов, Ю. Сосно-викова). Внимание зарубежных психологов приобрели теории психической деятельности человека, разрабатываемые отечественными авторами.

8. В учебнике 1926 г. Корнилов выступил за целостность психологической науки. Он заявил, что реактология творчески синтезирует исследования эмпирической, субъективной, психологии и объективной, поведенческой. Находясь у самых истоков экспериментальной классической психологии, он понимал, что психология, как и всякая наука, не имеет государственных границ, не сводится к отдельным концепциям и школам. Она собирает факты психической деятельности, анализирует их, синтезирует, обобщает и в дискуссиях ищет формулирование закономерностей нашей внутренней жизни.

Теперь следует очень кратко сказать о организаторской деятельности К.Н. Корнилов. Став директором Психологического института, он

решительно и энергично занялся подбором кадров. Надо сказать, что имя К.Н. Корнилова связано с лучшими представителями отечественной психологии XX в. Так, А.Р. Лурия был вызван из Казани после письма Корнилову о своих занятиях экспериментами с применением динамоскопа. Скоро Лурия стал ученым секретарем Института и заведующим лабораторией аффективных реакций. Не надо доказывать связь изобретенного им полиграфа (детектора лжи) с тематикой предложенной ему лаборатории. Корнилов принимает в Психологический институт находившегося на периферии Л.С. Выготского, направляя его к Лурии. Помощником последнего работал в то время А.Н. Леонтьев. А.А. Смирнов и Б.М. Теплов пишут вместе с Корниловым, под его редакцией, один из лучших вузовских учебников по психологии. Корнилов дружил с С.Л. Рубинштейном. Во второй половине 1940-х гг. во время преследования Рубинштейна как так называемого космополита Корнилов помогает ему, берет его аспирантов к себе на кафедру в педагогический институт. Список можно долго продолжать. К.Н. Корнилов поддерживает психологов из других городов СССР: Ленинграда, Рязани, Ярославля и т.д.

К.Н. Корнилова можно назвать организатором отечественного образования. Выше уже сообщалось об увлеченности Константина Николаевича педагогической деятельностью, прошедшей красной строкой через всю его жизнь. Она начиналась в молодости с учительства в народных школах на Алтае и продолжалась в Москве. Занимаясь в предреволюционные годы экспериментами по реактологии, он преподает педагогику в женских гимназиях, читает курсы по дошкольному воспитанию в университете им. А.Л. Шанявского и на основе их издает книгу «Очерк психологии ребенка дошкольного возраста». В 1916 г. Корнилов участвует в подготовке пособия для учителей по использованию демонстрационных приборов в учебном процессе. Предлагаемые методики можно и сегодня использовать для оценки психических познавательных процессов, чувств, воли, способностей, внимания, утомления. После революции Корнилов с энтузиазмом занимается написанием «Конституции республики учащихся» (опубликована в 1918 г.). Там в числе выдвигаемых идей имеются и очень созвучные с нашим временем: права человека и гражданина должны быть признаны не только за взрослыми, но и за учащимися школ. В их числе право на неприкосновенность личности, свободу слова, собраний и организаций. для реализации этих прав предлагалась система ученического самоуправления.

Педагогическая деятельность К.Н. Корнилова привлекла внимание Наркомпроса, предложившего ему организовать педагогический факуль-

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

тет при II МГУ. Этот университет создан в 1919 г. на базе Высших женских курсов. Корнилов был назначен деканом педагогического факультета и профессором кафедры психологии. Впоследствии на основе педагогического факультета был создан флагман педагогических вузов СССР Московский педагогический институт им. А.С. Бубнова, а затем -Московский государственный педагогический институт им. Ленина (ныне МПГУ). К.Н. Корнилов до последних лет своей жизни оставался там заведующим кафедрой психологии.

По инициативе преподавателей МГПИ им. Ленина в 1943 г. создается Академия педагогических наук РСФСР. К.Н. Корнилов становится ее действительным членом и вице-президентом (до 1950 г.).

Корнилов также участвует в издательской деятельности: в 1928 г. по его инициативе организуется журнал «Психология. Педология. Психотехника». С 1946 г. он первый главный редактор очень популярного в те годы журнала для учителей и родителей «Семья и школа». Константин Николаевич руководил этим журналом 10 лет.

К.Н. Корнилов был человеком высокой духовности, гуманистом и патриотом. Еще в 1912 г. он писал: «Я понял, что подброшенный счастливой волной наверх из народной учительской массы, я обязан отдать все свои силы на служение тем, кого в прошлом много карали, но никто не ласкал». В 1937 г. он, по свидетельству сотрудника его кафедры И. Рогинской, публично выступил против смертной казни. Его любили студенты и аспиранты. Его лекции были полны кипучей научной страсти, просты и понятны по форме, но полны глубокого содержания. Они были настолько увлекательны, что к нему приходили студенты-психологи из МГУ, иногда начало и окончание его лекций сопровождалось подношением корзин цветов.

К.Н. Корнилов не был интриганом, карьеристом или тайным врагом власти. Просто он, как и многие лидеры нашей психологии, считал, что ее в нашей стране надо сохранить в приемлемой форме для блага народа. Также поступали и служители Русской Православной церкви, идя на вынужденные изменения в своем уставе.

В настоящее время психологические и физиологические исследования человека существенно сблизились, взаимно дополняя друг друга. Мы согласны с недавним высказыванием В.П. Зинченко, что сегодня наука о психике знает больше и видит дальше, чем 100 лет назад. По нашему мнению, это происходит за счет того, что современная психология стоит на плечах четырех ученых: И.П. Павлова и В.М. Бехтерева, с одной стороны, и Г.И. Челпанова и К.Н. Корнилова - с другой.

Библиографический список

1. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («реактология»). М., 1922.

2. Петровский А.В. Корнилов в политической истории психологии // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 7-9.

3. Сластенин В.А. Слово об учителе // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 4-7.

4. Степанов В.Г. Научное творчество К.Н.Корнилова внутри и вне социального контекста // Творческий путь видного отечественного педагога-психолога К.Н. Корнилова. М., 2005. С. 9-16.

Педагогика и психология