Научная статья на тему 'Социальная безопасность, или основной приоритет национального развития России'

Социальная безопасность, или основной приоритет национального развития России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ханин Ф. Г.

Law environment, political and economic instruments in the system of social security of the country are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social security, a priority in the national development of Russia

Law environment, political and economic instruments in the system of social security of the country are considered

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность, или основной приоритет национального развития России»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6,2005, вып. 2

Ф.Г. Ханин

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, или ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Одним из наиболее ярких достижений эпохи великих французских просветителей можно считать понимание того факта, что человека невозможно воспринимать отдельно от его окружения. Появление в общественном сознании понятия «homo socious» привело к настоящей революции в бесконечном процессе постижения сущности человеческой жизни. Последовавшие за этим невиданные ранее по своей беспощадности и количеству жертв социальные потрясения, катастрофы и социальные эксперименты в масштабах всей планеты являются неоспоримыми доказательствами важности для человечества решения «социального вопроса».

Россия всем своим новейшим историческим опытом демонстрирует глубину и трагичность судьбы государства, которое не в состоянии по тем или иным причинам приблизиться к разрешению дилеммы гармоничного сосуществования свободного человека и свободного общества. Социальный контракт, отвергнутый когда-то Европой, а потом воспринятый ею же как единственная желаемая модель социального развития, остается для России и по сей день недосягаемой мечтой. Тем не менее не пытаться достичь ее, значит, обречь себя на прозябание и постепенное вырождение нации, сломленной грузом собственных проблем.

Современный этап развития России, уже ознаменовавшийся существенной сменой стиля правления, а также изменением устоявшихся акцентов во внешней и внутренней политике, возвращает нас к мучительному и столь же бесконечному процессу определения приоритетов национального развития. Так уж сложилось в общественно-политической традиции нашей страны, что для выдвижения каких-либо ориентиров общественного развития необходимо либо найти врагов народа внутри государства либо за его пределами, или, на худой конец, объяснить всем, что все, что было до сих пор, неправильно, преступно и губительно. Ни о какой преемственности или хотя бы о внутренней логической связи говорить не приходиться. Сначала мы дружно рушим то, что десятилетиями, ценой нечеловеческих усилий, строили, потом такой же ценой восстанавливаем, чтобы сразу же, с не меньшим энтузиазмом, приняться разрушать все то, что удалось построить.

Политике нынешней президентской администрации, при всей лаконичной правильности декларируемых целей, уготована участь очередного социального эксперимента, если правящим политическим элитам не удастся сделать главного - создать условия для самостоятельной социальной регенерации современного российского общества. Под понятием «социальная регенерация» понимается эволюционный процесс, охватывающий собой все слои и группы общества и направленный на естественное выдвижение социально активной, талантливой части общества для стимулирования и направления процессов социального строительства. Основным условием этого является обеспечение в обществе социальной безопасности. Только при ее обеспечении становится возможной

© Ф.Г. Ханин, 2005

так необходимая нам консолидация общества, только в этом случае возможно преодолеть наше отставание в социальной, экономической, политической и других сферах.

В последнее время понятие социальной безопасности, да и безопасности вообще, стало комплексным и универсальным. В этом кроются его явные достоинства и не менее явные недостатки. Частое употребление данного понятия в научном, политическом, публицистическом и даже в бытовом лексиконе можно объяснить достаточно ощутимым соблазном спекуляции и злоупотребления данными категориями для достижения сиюминутной, конъюнктурной выгоды. Во избежание данного соблазна попробуем разобраться в этом понятии.

Наиболее точным определением понятия «безопасность» представляется определение, данное В.К. Сенчаговым: «Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов»'. Именно это определение является наиболее лаконичным и системообразующим для всех дальнейших исследований в этом направлении.

Понятие «социальная безопасность», в свою очередь, является рекордсменом по числу различных трактовок и интерпретаций. Под социальной безопасностью понимают любой процесс, противопоставляемый социальным угрозам, коих в наше время бесчисленное множество, начиная от профилактики венерических заболеваний и заканчивая борьбой с рецидивами язычества в российской глубинке.

В проекте Федерального Закона «О социальной безопасности и социальном развитии», рассмотренном Депутатами Государственной Думы РФ, была произведена первая более или менее серьезная попытка определить на государственном уровне правовые, экономические и социальные основы деятельности по обеспечению социальной безопасности в нашей стране. В этом проекте было предложено следующее определение понятия «социальная безопасность»: «Состояние общества, в том числе всех основных сфер •производства, социальной сферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности, культуры, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ - материальных, временных, санитарно-эпидемиологических, экологических, психологических и иных, определяющих качество жизни человека и общества в целом, и гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психического здоровья людей».

Освободив вышеприведенное определение от излишних деталей, можно прийти к выводу, что социальная безопасность - это не что иное, как состояние общества, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий. В подобном случае встает вопрос о том, что такое уровень номинальных (нормативных) социальных условий и является ли его достижение единственным необходимым (достаточным) условием социальной безопасности? Думается, что нет. Номинальные социальные условия - это некая усредненная «потребительская корзина», включающая в себя набор из материальных и социальных достижений, применимых к любому человеку.

Учитывая общеизвестный факт об ограниченности природных, биологических и любых других ресурсов, а также то, что каждый человек самостоятельно определяет сумму материальных и социальных благ, необходимых ему для удовлетворения собственной жизнью, данный подход представляется весьма утопичным. К тому же восприятие социальной безопасности как некоего норматива представляется неверным по причине невозможности его определения и хоть сколько-нибудь продолжительного фиксирования. Восприятие социальной безопасности как органичной системы общественных связей,

постоянно изменяющейся и находящейся во взаимодействии не только с внутрисистемными процессами, но также с явлениями и процессами, происходящими за пределами системы, представляется более эффективным.

Также необходимо понять, что является объектом, а что субъектом реально действующей системы социальной безопасности. В качестве объекта логичнее всего говорить о человеке или индивидууме, а в качестве субъекта воспринимать ту среду, в которой этот человек обитает, другими словами - его жизненное пространство, которое, в свою очередь, можно определить как территорию обитания человека в системе его связей и взаимозависимостей с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.

Таким образом, определение «социальная безопасность» должно звучать так: социальная безопасность - это система общественных связей, при которой гарантируется защита жизненного пространства индивида со стороны всех участников процесса социальной коммуникации.

Тем не менее при всем различии подходов необходимо отметить, что сам по себе факт внесения и обсуждения такого закона в Государственной Думе является признанием со стороны государства необходимости создания правовых условий для обеспечения социальной безопасности. Но создание даже самой совершенной законодательной базы хоть и служит обязательным условием для начала обеспечения общества принципами социальной безопасности, не является единственным. Создание реально действующей системы социальной безопасности возможно только при консолидации усилий всех общественных сил, естественно, при непосредственной поддержке государства и соответствующей правовой проработке.

В современном состоянии общественного устройства России отсутствие у людей гарантий социальной безопасности - одна из основных угроз национального развития страны. Поэтому от того, насколько успешны будут наши усилия по созданию реально действующей, эффективной системы социальной безопасности, зависит, сможем ли мы без страха отпускать своих детей в школу, заниматься бизнесом, участвовать в общественной жизни, да и просто уважать себя. Говоря о сложности и комплексной зависимости всех сфер и сторон жизни в современной системе социальной безопасности, нужно отдавать себе отчет об основных составляющих этой системы, без которых ее работа невозможна. Рассмотрим наиболее важные.

Социальная безопасность: права и свободы личности. Это верно, что носителем социальной безопасности может быть только все общество. Ни один человек, вне зависимости от его благосостояния, социального статуса или других качеств, не в состоянии обеспечить даже свою личную безопасность, если обществом, в котором он живет, не разделяются принципы социальной безопасности. Не правда ли, странно, что президента нашей страны охраняет несколько тысяч человек, а премьер-министр Дании может себе позволить добираться на работу на велосипеде.

Так как система социальной безопасности - это определенная система общественных связей, где каждый человек, каждая социальная группа действует согласно общепризнанным правилам и законам поведения, то и достижение этой системы без личности, без гарантированных свобод и прав этой личности невозможно. Человек может быть свободен только в обществе свободных людей, в котором его личная, индивидуальная свобода не ограничивается ничем, кроме свободы другого человека. «Беспредел» и социальный хаос невозможны, если человек четко понимает, что его свобода и его личные

права неприкосновенны, являются высшей целью общественного развития и ограничиваются только свободой и правами другого человека.

Задача социальной безопасности в этом случае — обеспечить четкость и прозрачность правил социальной коммуникации, где каждый человек может определить границы собственной свободы и готов уважать свободу другого человека. Именно ощущение человеком границ собственной свободы помогает ему понять и научиться нести ответственность за нее, избавляет его от страха и чувства уязвимости, делает полноценным членом общества. А избавление от страха, от опасений за собственную жизнь и жизнь своих близких чрезвычайно важно для всего общества. Именно на страхе, на душевном закрепощении зиждется любая диктатура, любой авторитарный режим. Его отсутствие - свидетельство социального здоровья нации, благоприятных перспектив ее развития.

Социальная безопасность как основа преуспевающей экономики. Невозможно себе представить современные экономические отношения без различного рода гарантий безопасности их участникам и их экономическим интересам. Мы часто произносим слова «инвестиционный климат», «инфляционные ожидания», «настроения рынков» и т.д., но задумываемся ли мы о том, что в действительности для каждого из нас означает социальная безопасность в сфере экономических отношений? А означает это - возможность жить и работать, когда выражение «моя новая крыша» — это не что иное, как новая кровля на доме, когда не ждут постоянного обмана и подвоха со стороны своих партнеров и клиентов, нормальные финансовые показатели, отсутствие страха перед рейдами налоговой полиции и ужаса перед бесконечными финансовыми кризисами.

Внедрение в нашу экономику принципов социального доверия, которого невозможно добиться без высокого уровня социальной безопасности, является непременным условием выхода страны из того глубокого структурного кризиса, в котором она оказалась в последние годы. Причем возврат доверия необходим на всех уровнях, со стороны 'всех членов общества. Эффективное распределение материальных благ и природных ресурсов невозможно до тех пор, пока 90% населения .страны не обеспечены прожиточным минимумом на завтрашний день. Как человек может думать о качественном улучшении своей жизни, если он не знает, получит ли он свою зарплату и сможет ли применить имеющиеся у него знания и навыки?

Другим, не менее важным фактором является реально действующий, защищенный со стороны государства и уважаемый всеми, институт частной собственности. Без понимания того, что защита института частной собственности служит гарантом последовательного и поэтапного развития государства и происходит в интересах самих граждан этого государства, невозможно его дальнейшее экономическое реформирование.

Социальная безопасность как культура и нравственное здоровье нации. Общеизвестно, что человека невозможно заставить быть социально позитивным, но его можно заставить не совершать социально агрессивных поступков. Основная функция государственной системы в настоящий момент и заключается в упразднении негативных социальных явлений и наказании тех, кто совершил их. Что касается профилактики преступности и предотвращения расширения групп социального риска, то до этого у государства чаще всего не доходят руки по причине его бедности и наличия огромного числа других проблем. Между тем более неотложной проблемы, чем нравственное здоровье нации, у государства нет. Ибо общество, которое мучится от глубоких нравственных недугов, местами перешедших в хронические заболевания, теряет самое главное - способность к здоровой репродуктивной функции. Для коренного перелома сложившейся ситуации не-

обходима продуманная и жесткая политика по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Сегодня невозможно перевоспитать или изменить уже сложившегося преступника. Современная российская система исполнения наказаний либо окончательно ломает людей, либо еще больше утверждает в них веру в силу криминальных законов жизни. Самый активный криминальный возраст в нашей стране - от 16 до 28 лет. Именно это поколение сегодня совершает большинство преступлений на наших улицах. Помочь им сегодня вряд ли можно, а защитить себя, не помогая им, невозможно. Одним из решений проблемы является воспитание поколения, которое сегодня или через несколько лет войдет в указанный возраст. Это предотвратит вовлечение все новых и новых людей в криминальный мир России.

Единственный источник социальных альтернатив для подрастающего поколения -внимание общества к проблеме его нравственного воспитания. Причем воспитание это должно происходить без принуждения личности и при наличии всего спектра нравственного и духовного выбора. Не важно, в лоне какой религии или культурно-национальной школы ребенок поймет, что дар жизни бесценен, и будет ценить его превыше всего. Главное, чтобы человек смог получить нравственный базис, который убережет его, а потом и

otva утащат" лт ох/лло ттг плпг* vittwpoTpo п пг^тгглггт ттлй олатгЛ''Ь'^тТЛгтттг\л»гт* t 1г>ттг»»1 ттоплтпотт vi \j J-K^ l v/ri \j i uMvpcuiuiivi w AuiimCv l LSu ri i j \jkl j. wiuliv^n uv/vawjuv/jiviuiwV' i ri. i ipri vivi iipubt i uvix-

ное воспитание молодежи нельзя путать с патриотизмом. Да, любить свою Родину - прекрасно, но любить своего ближнего значительно важней. Необходимо помнить, что нравственный закон в обществе должен действовать всегда, приобщать к его требованиям нужно ребенка с малолетнего возраста.

Социальная безопасность как гражданская позиция. О социальной безопасности можно также сказать, что это система взаимных уступок. Это - некая гражданская культура общества, позволяющая всем людям проявить свои индивидуальные различия и одновременно сосуществовать вместе, реализуя одни цели, решая одни задачи.

В данном случае социальная безопасность выступает как некая цементирующая основа, на которой и строится самосознание общества. Если мы хотим более или менее объективно оценить уровень развития самосознания общества, то, насколько оно контролируются гражданской позицией его членов, нам будет достаточно оценить через отношение общества к своим социально уязвимым слоям. И здесь, прежде всего, речь идет о детях, инвалидах и пенсионерах. Вследствие социальной уязвимости отношение к ним является своеобразным индикатором гражданской культуры общества.

Оценивая состояние наших гражданских институтов защиты этих общественных слоев, уровень пенсионных выплат и детских пособий, уровень здравоохранения и законодательства, а главное, общее отношение общества к своим старикам и инвалидам, можно сделать весьма неутешительный вывод. Отсутствие в нашей стране инвалидных колясок на улицах свидетельствует не о том, что у нас нет инвалидов, а о том, что у нас нет инфраструктуры социального абсорбирования уязвимых слоев общества, а главное, что общество это и не особенно беспокоит. Другим примером крайне низкой гражданской культуры современного российского общества может быть банальное дорожное движение. В стране, где главным правилом дорожного движения является преимущество более дорого (в денежном эквиваленте) транспортного средства, не может чувствовать себя в безопасности ни один человек.

Социальная безопасность: роль государства. От государственной системы в нашей стране всегда ждут решения всех проблем. Это - историческая традиция, и здесь вряд ли можно что-нибудь изменить. Но если говорить о необходимости установления в обществе гарантий социальной безопасности, то роль государства действительно крайне

важна. Главное, чего общество ждет от государства, - установление для всех граждан жестких правил и законов и невмешательства в личную жизнь людей. Именно создание прозрачного и сильного законодательства является необходимым условием возвращения людям веры в возможность обретения социальной справедливости. Причем законы должны иметь реальную силу и быть защищены умной и сильной судебной системой. Человек должен чувствовать, что у него есть возможность добиться правды законным путем, и другого суда, другой защиты ему искать не надо. Только в этом случае может прекратиться практика «бандитских разборок», только так человек может поверить в свои силы.

Другая задача государства состоит в создании системы социальной безопасности, которая лежит в области идеологии. Именно государство должно положить в основу своей идеологии идею социальной безопасности. Защита общественных свобод и демократии; независимые средства массовой информации и сильные общественно-политические движения; свобода совести и религиозно-культурные альтернативы - вот что должно стать основой идеологии развития, что может по праву стать государственной идеологией свободного общества.

Итак, рассмотрев составляющие социальной безопасности, перейдем к самому главному - к формулированию того, что необходимо человеку, чтобы сложилась система социальной безопасности. По нашему мнению, для этого должен существовать симбиоз из таких пяти компонентов, как:

1) личные свободы человека. Свобода слова, волеизъявления, свобода передвижения и манифестаций. Всего того, что дано было мировой демократии американским «Биллем о правах». Власть Должна провозгласить свободы личности главным конституционным приоритетом и сделать все для его защиты;

2) неприкасаемость института частной собственности, как гаранта социальных связей внутри общества. Уважение к нему со стороны всех членов общества;

3) универсальность и верховенство закона для всех участников социальных процессов. Независимость судебной власти, возможность эффективно осуществлять свои функции в обществе;

4) культурная идентичность нации. Возможность свободного сосуществования полярных субкультур и массовой культуры. Взаимопроникаемость всех элементов культуры;

5) возможность независимого перехода человека из одной национальной системы социальной безопасности в другую систему социальной безопасности, без обязательного присвоения ему статуса эмигранта и отчуждения от национальной культуры.

Только при обеспечении перечисленных условий представляется возможным создание реально действующей системы социальной безопасности в российском обществе. И можно будет защитить свое жизненное пространство, а главное, почувствовать себя защищенными. Без изнурительного процесса поиска внутренних и внешних угроз есть возможность определить основной приоритет своего национального развития.

1 Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. М., 1998. С. 12. Статья поступила в редакцию 26 января 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.