Научная статья на тему 'Объективная необходи мость военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации'

Объективная необходи мость военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солодилов А. В.

Солодилов А.В. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕ ОБХОДИ МОСТЬ ВОЕН О-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИ Я МОЛОДЕ ЖИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ РАЦИИ. Статья посвящена объективной необходимости формирования в российском обществе такого важного социального института как патриотическое воспитание населения Российской Федерации и его составной части военно-патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solodilov A.V. The Objective Necesity of Youth Patriotic Education in the Rusian Federation. Clouse is devoted to objective necessity of formation for the country of new social institute patriotic education of the Russian Federation and especially to its component of military-patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Объективная необходи мость военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации»

объективная необходимость военно-патриотического воспитания молодежи российской федерации

А.В. СОЛОДИЛОВ, ст. преподаватель каф. философии МГУЛ, канд. ист. наук

Исторический опыт России свидетельствует, что без укрепления армии и флота, без воспитания у граждан чувства любви к Родине и всесторонней готовности к защите Отечества, невозможно ее существование как суверенного государства. Особую значимость в современных условиях приобретает военно-патриотическое воспитание молодежи нашей страны.

Ряд исследователей (И.Р. Антонова, А.В. Маклачков Ю.А. Юдахин) в этой области выделяют несколько групп факторов, определивших историческую необходимость военно-патриотической работы с подрастающим поколением как составной части патриотического воспитания. Среди них факторы:

- исторические, вытекающие из уроков прошлого, многовековой истории Российского государства. На протяжении столетий Россия испытывала мощное давление извне и практически постоянно находилась в состоянии вооруженных конфликтов. Это вызывало потребность готовить население к защите Отечества;

- военно-стратегические, обусловливавшиеся реалиями военной опасности и вытекавшие из первоочередных потребностей укрепления обороноспособности страны в рассматриваемый период;

- внутренней обстановки, связанные с началом и развитием кардинальных преобразований во всех сферах жизни страны, влияющие на формирование системы основных

128

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2006

мировоззренческих ценностей молодого поколения;

- многонационального состава населения страны и вооруженных сил, определявший необходимость воссоздания эффективной и адресной системы патриотического воспитания молодежи;

- духовно-нравственный и религиозный, оказывающие значительное влияние на эффективность военно-патриотического воспитания, проводимого среди населения страны;

- наличие антиармейских настроений в обществе и негативных явлений в вооруженных силах, появление серьезных проблем с качеством призывного контингента и престижем воинской службы.

В целом соглашаясь с подобной трактовкой причин, вызвавших потребность подготовки молодых патриотов к защите Отечества, следует, на мой взгляд, акцентировать внимание на социальной востребованности решения проблемы. Используя социологические подходы к данной категории, можно определить, что она выражает объективную необходимость поддержания и воспроизводства условий существования людей (отдельных личностей, различных социальных групп, народов), их развития. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в политической свободе, как побуждения к творческой деятельности и т.д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами деятельности и выступают как основа возникновения разнообразных интересов [1].

Другой категорией, непосредственно связанной с понятием потребностей, является категория ценностей, отражающая все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в том числе духовные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоотношений и т. д. [1]. В центре важнейших ценностей находятся свобода и независимость государства и общества, неприкосновенность их территории и рубежей.

Следовательно, ограждение от враждебных действий, различного рода угроз и опасностей для нашей страны направлено на

сохранение важнейших ценностей Российской Федерации как суверенной державы. Таковы социологические и аксиологические основы военно-патриотического воспитания - подготовки граждан к выполнению своего конституционного долга по защите Отечества.

Говоря о термине «военно-патриотическое воспитание», следует отметить, что его этимология в отечественной исторической науке разработана достаточно хорошо [2, 3]. Но это касается советского периода нашей истории. Со сменой социально-экономического строя и устранения единой для страны коммунистической идеологии, в условиях новой государственности это понятие также претерпело определенную трансформацию. Однако в различных документах, принятых высшими органами государственной власти РФ в рассматриваемый период, нет его однозначной формулировки, хотя под военно-патриотическим воспитанием в общем плане понимается подготовка граждан к защите Родины. Отсутствие методологической четкости не позволяет, на мой взгляд, очертить конкретный круг задач, выполняемых для достижения данной цели.

Рассмотрим это подробнее. Как известно, значительным событием в деле военно-патриотического воспитания молодежи стало принятие Государственной Думой 6 марта 1998 г. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В статье 14 «Военно-патриотическое воспитание граждан» подчеркивается: «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления совместно с Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, и должностными лицами организаций обязаны систематически проводить работу по военно-патриотическому воспитанию граждан» [4]. Однако сам термин здесь не раскрывается.

Весомый вклад в дальнейшее улучшение патриотического воспитания населения и подготовку его к защите Родины сделан с принятием новой военной доктрины Российской Федерации. Среди основных задач по ук-

реплению обороноспособности государства в мирное время важное место занимает «организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны» [5]. Другой не менее важной задачей в этом документе определена «реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы, подготовке к ней граждан Российской Федерации». Вместе с тем определения военно-патриотического воспитания граждан здесь также нет.

Очень важное место среди принятых руководящих документов по военно-патриотическому воспитанию населения занимает Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. В ней впервые подчеркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы патриотического воспитания граждан страны. Кроме того, программа дает ориентацию на направления военно-патриотического воспитания. «Системой государственных мер предусматривается, - написано в документе, - формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы». Сегодня принята новая программа, рассчитанная на 2006-2010 гг. [6]. Воспитание гражданина-патриота, способного встать на защиту Родины, программа выдвигает в число наиболее приоритетных задач внутренней политики государства. Сам же термин «военно-патриотическое воспитание» не раскрывается.

Вместе с тем содержание упомянутых документов позволяет выдвинуть собственную концепцию военно-патриотического воспитания граждан РФ в следующей формулировке: военно-патриотическое воспитание населения Российской Федерации представляет собой активный процесс систематическо-

го и комплексного воздействия государственных органов и общественных организаций на сознание граждан страны в целях формирования у них готовности к защите Отечества и выработки качеств личности, необходимых для выполнения этих задач.

Данное определение не может претендовать на завершенность в силу чрезвычайной сложности и динамичности самого процесса военно-патриотического воспитания населения РФ в период коренных изменений во всех сферах жизни современного российского общества, но в нем учтены субъект и объект воздействия, поставленные цели и задачи в конкретных исторических условиях.

Другой не менее серьезной проблемой исторической науки и других общественных дисциплин - философии, социологии, политологии, геополитики - является уточнение понятия защиты Отечества в современных условиях. Если в период существования СССР как мощной сверхдержавы речь шла главным образом об обеспечении военной безопасности страны, то с ее разрушением и изменением реалий международной обстановки рамки этого понятия значительно расширились. Теперь речь идет о национальной безопасности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» указывается на необходимость использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии, а также нейтрализовать военную опасность государства, исходящую из внутренних военных угроз, обеспечить независимость и территориальную целостность государства [7].

В последние годы появился ряд трудов, в которых проблемы национальной безопасности рассматриваются комплексно, в тесной связи с вызовами и угрозами нашего времени [8].

Новые подходы позволяют дать четкую формулировку рассматриваемого нами понятия. Национальная безопасность - это состояние, при котором надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические и другие интересы страны (нации), до минимального уровня снижена опасность реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций и обеспечиваются воз-

можности для прогрессивного развития личности, общества и государства [8].

В данной формулировке предельно емко и глубоко, на мой взгляд, выражены сущностные признаки и причинно-следственные связи феномена национальной безопасности, определяющие ее многоаспектность и многогранность, структуру, включающую политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную, духовную и другие виды безопасности. Все они самым тесным образом связаны между собой, и каждый вид безопасности характеризуется необходимостью адекватного ответа на опасности и угрозы в той или иной сфере жизнедеятельности государства и общества. Для того чтобы правильно определить цели, задачи и направления военно-патриотического воспитания молодежи в современной России, следует хотя бы кратко остановиться на главных опасностях и угрозах Отечеству.

Опасность имеет субъективно-объективную природу. Как нечто объективное она имманентно присуща природе и обществу, существует как бы в потенции (опасности войн, террористических актов, социальных конфликтов и т.д.). Но по мере актуализации опасности она может выступать в форме угрозы, становится все более субъективированным феноменом, хотя и не утрачивает своих потенциально-объективных свойств.

Каким образом проявляется это состояние высокой опасности в различных сферах общественной жизнедеятельности?

Главные источники и причины состояния высокой опасности коренятся в экономической сфере, которая во многом определяет характер и особенности функционирования всех других сфер общественной жизнедеятельности. Это состояние, применительно к России, характеризуется следующими признаками: трудности преодоления экономического кризиса в результате достижения «критической массы» таких факторов, как интенсивный рост коррупции, экономическая преступность, парализующие экономику государства и цивилизованное предпринимательство; критическое сужение ресурсного пространства (то есть возможностей удовлетворения потребностей государства

в сырьевых ресурсах) и утрата возможностей адаптации экономической системы к сокращению сырьевых и энергетических ресурсов; качественная деградация и структурный кризис индустриальной системы вследствие падения промышленного, технологического и научно-технического потенциалов государства; нарастание инфляционного процесса, стагнация банковской и финансовой систем государства; экспансия зарубежного финансового капитала в Россию.

В социальной сфере к состояниям высокой опасности для прогрессивного развития личности, общества и государства относятся: потеря способности к воспроизводству качественного и рационального количественного уровня жизни населения; ухудшение его физического, психического и генетического здоровья; снижение уровня нравственности и социальной защищенности личности и общества; деградация культурного, образовательного и профессионального уровня населения; интенсивная социальная динамика общества и утрата социальных перспектив для значительной части граждан; рост социальной напряженности и конфликтности в обществе и др.

В военной сфере наибольшую опасность представляет потеря способности государства обеспечивать адекватное противодействие военным угрозам и динамично наращивать свой оборонный потенциал пропорционально интенсивности и уровню изменения этих угроз при развитии военных кризисов. Задача поддержания этой способности приобретает особую остроту в условиях сокращения ВНП, экономического, технологического и научно-технического потенциалов государства, что характерно для современного кризисного состояния страны.

В информационной сфере главную опасность представляет потеря способности государства обеспечивать эффективное противодействие использованию средств массовой информации для преднамеренной дестабилизации социально-политической системы, дезинформации, целенаправленного негативного воздействия на общественное сознание, а также для добывания информации, составляющей государственную и военную тайну с целью подрыва национальной безопасности.

В сфере экологии. Проблемы экологической безопасности ныне приобретают глобальные масштабы и в наибольшей степени обостряются при кризисных явлениях в экономической системе государства, поскольку в этих условиях сокращаются финансово-экономические и другие возможности для широкого комплекса мер по охране окружающей среды, внедрения в производства экологически чистых технологий.

Понятие «угроза» также имеет несколько отличительных признаков. Во-первых, угроза - это высказанное намерение одних субъектов причинить ущерб другим. Во-вторых, она есть наивысшая степень превращения опасности из возможности в действительность. В-третьих, это готовность причинить насилие для причинения ущерба. В-четвертых, - это динамизированная опасность. Следовательно, угроза есть актуализированная форма опасности в процессе превращения ее из возможности в действительность с достаточно высокой степенью готовности одних людей причинить ущерб другим [11].

Рассмотрим наиболее существенные угрозы российскому государству и обществу, которые вызывают острую необходимость военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

Серьезной угрозой для суверенитета России конца ХХ - начала XXI века стал международный терроризм. События последних лет: взрывы и вылазки террористов в Москве, Беслане, в других городах и населенных пунктах России, террористические акции в США 11 сентября 2001 г., взрывы, повлекшие человеческие жертвы в Европе и других регионах мира, показывают, что за ними стоят мощные и глубоко законспирированные международные организации. Налицо стремление неких сил к установлению глобального контроля над планетой и судьбами человечества и унификации (стандартизации) идеологии и образа жизни последнего. Это стремление к подчинению всех народов одной стандартизированной схеме, определяемой хозяевами новой жизни.

Как новое глобальное явление он возник в эпоху глобализации и оказывает серьезное влияние на мировую политику, экономику, систему международной безопасности. То

есть под влиянием этого нового явления идет перекройка геополитической карты мира, перераспределяются планетарные ресурсы, разрушается суверенитет и демонтируются границы государств, изменяется система международно-правовых принципов, сложившаяся в сообществе государств после второй мировой войны.

Анализ целей, задач и сущности глоба-лизационных процессов, а также политических и военных доктрин некоторых государств, интересов транснациональных корпораций и международной финансовой олигархии убеждает, что терроризм вольно или невольно способствует реализации целей, задач и интересов вышеперечисленных субъектов. А значит, он не самостоятельный субъект мировой политики, а всего лишь инструмент, средство для нового монополярного миропорядка с единым центром глобального управления, стиранием национально-государственных границ и установлением господства новой мировой элиты. Следовательно, именно она выступает главным субъектом международного террора и его идеологом [10].

Понятие «международный терроризм» сегодня размыто. К международным террористам причисляют и участников криминальных разборок, и сторонников национально-освободительной борьбы, и сепаратистов различного толка [12]. По мнению ряда специалистов, нынешний международный терроризм есть явление, состоящее в применении террора государственными и негосударственными политическими структурами как способа достижения политических целей путем запугивания, нагнетания социально-психологической дестабилизации населения или отдельных социальных групп, подавления воли органов государственной власти и создания условий для манипулирования политикой государства, поведением его граждан.

Введение в мировую политику феномена «международный терроризм» в качестве виртуального геополитического субъекта решает для транснациональной мировой олигархии и элиты США следующие задачи [10]:

- сокрытие истинных целей деятельности сил, ведущих борьбу за мировое господство и глобальный контроль;

- вовлечение больших масс населения в борьбу с неясными целями, с невидимым противником. Манипулирование общественным сознанием и дезинформация, нагнетание всеобщего страха, психологической дестабилизации;

- разрушение фундаментальных международно-правовых норм, искажение смысловых понятий агрессии, государственного террора, диктата, национально-освободительного движения и т. д. - лишение народов права на вооруженное сопротивление агрессии и оккупации, на противодействие подрывной деятельности иностранных спецслужб, геноциду;

- отказ от приоритета защиты геополитических интересов страны, изменение целевых установок в строительстве вооруженных сил в пользу борьбы с терроризмом (военно-полицейских функций), нарушение логики в формировании военных союзов в ущерб совместной обороне и в пользу так называемой антитеррористической коалиции;

- разрешение экономических проблем путем военно-силового принуждения, актов агрессии под предлогом борьбы с терроризмом;

- воспрещение образования альтернативного геополитического центра силы.

Таким образом, международный терроризм - это инструмент войны иного, нетрадиционного типа. Одновременно в союзе со СМИ он выступает как своеобразная система управления глобальными процессами. Не поняв сути этой новой войны, мы не поймем и сущности одного из инструментов - терроризма [10].

В отношении России намерения сил, реализующих свои глобальные претензии, следующие. Концепция глобальной (американской) империи предусматривает встраивание России в эту империю в лучшем случае на правах автономии, но не самостоятельного субъекта мировой политики. За нашей страной не оставляют право на сохранение целостного государственного образования. Потому идеолог этой концепции З. Бжезинский не устает твердить о расчленении РФ на ряд более мелких образований [13].

Большую угрозу нашему государству несет бездуховность, падение нравственных устоев среди некоторой части российских граждан. Международный терроризм спро-

воцировал усиление роли духовной сферы в жизнедеятельности общества. В условиях, когда борьба за независимость, суверенитет, территориальную целостность военными средствами становится малоэффективной или бесперспективной, акцент в борьбе переходит в духовную сферу и может перерасти в битву за веру, за право быть русским и китайцем, православным и мусульманином и т. д. Отсюда роль патриотического и военно-патриотического воспитания населения РФ, и особенно молодежи, в современных условиях значительно возрастает.

На этой основе безопасность сознания, мировоззрения и духовных качеств молодежи приобретает характер практической и теоретической проблемы лишь при ее соотнесении с внешними и внутренними угрозами, существующими сегодня. Отсюда вытекает необходимость в самом общем плане рассмотреть характер данных угроз [14].

Во-первых, в качестве реальной внешней угрозы духовности российского общества можно рассматривать информационную и духовно-идеологическую экспансию ряда зарубежных стран. Через средства массовой информации духовно-культурное поле России интенсивно насыщается чуждыми ценностями. Изо дня в дань ведется пропаганда насилия, жестокости, аморализма, разжигается алчность, воспитывается конформизм, формируется потребительская ориентация. Целью широкомасштабной духовной «агрессии» является смена духовного менталитета нации, деформация национального сознания, разрушение первооснов отечественной культуры.

Во-вторых, стремительными темпами происходит разрушение русского языка как носителя отечественной культуры. Англицизмами и словами, заимствованными из лексикона американского рынка, насыщена речь теле- и радиокомментаторов, ведущих программ, репортеров газет. Языковая экспансия нацелена на разрушение первооснов русской духовной культуры, на формирование у большинства россиян чувства ущербности, неполноценности русской культурной традиции.

В-третьих, в качестве интегральной угрозы духовности российских граждан сле-

дует рассматривать деятельность различных религиозных сект, нового язычества и оккультизма, например «Белого братства», «Муна» и других, зачастую преступающих черту нравственных и правовых норм. Многие из них применяют специфические, авторитарные и психологические методы, воздействуют тотально и негативно на сознание человека, стремятся коренным образом изменить психику и поведение людей, их ценностные ориентации, превратить их в средство манипуляции во имя своих скрытых корыстных целей.

В-четвертых, опасной является сложившаяся и устойчиво проявляющаяся недооценка государством и обществом результатов достижений науки, образования, искусства, их роли и места в духовной сфере. Сегодня во многом оказался деформированным сам механизм производства, распространения и потребления духовных ценностей. Решение задач всестороннего и гармоничного развития личности, сохранения и развития традиций отечественной культуры, поддержания высокого уровня духовности граждан, который положительно оценивался многими зарубежными представителями и организациями, сегодня утрачен. В России за последнее время значительно возросла степень отчужденности представителей практически всех социальных групп от культурных традиций и ценностей. Все глубже и масштабнее становится процесс декультуризации.

В-пятых, изучение состояния развития современного российского общества показывает, что угрозы духовной безопасности ее членов существуют практически во всех сферах общественной жизни. Неопределенность тенденций социального развития, неуверенность в будущем становится для многих наших соотечественников постоянной доминантой их внутреннего духовного мира.

Поэтому внутренняя политика государства должна быть направлена на восстановление духовности, нравственности и национальных традиций. Необходимо глубоко осмыслить слова великого историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда разрушатся наши нравственные основы, когда погаснут лампады над гробни-

цей Сергия Преподобного и закроются врата его лавры» [15].

Не менее серьезной угрозой для национальной безопасности РФ являются бедность и нищета значительной части населения, а также вызванный этими причинами демографический кризис. Так, в России, согласно докладу академика РАН Г.В. Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе 30 сентября 2003 г., расходы государственного бюджета на душу населения в 34 раза меньше, чем в США и в 43 раза меньше, чем в Финляндии. На одного россиянина приходится 61 долл. налично-денежной массы, на одного финна - 583 долл., на одного американца - 2200 долл. При этом страна должна была иностранным кредиторам свыше 170 млрд. долларов. Правда, в августе 2006 г. Россия досрочно рассчиталась с Парижским клубом кредиторов. А досрочное погашение в минувшем году долга Международному валютному фонду принесло 250 млн долл. экономии. Тем не менее, несмотря на мировой рост цен на энергоносители, доходы на душу населения в нашей стране остаются по-прежнему низкие. Из-за низкого уровня жизни сложилось критическое положение в демографической сфере. Это катастрофический рост смертности населения - свыше 900 тыс. в год, в том числе и прежде всего - среди трудоспособного населения. Сократилась по сравнению с 1990 г. продолжительность жизни. У мужчин она на 15, а у женщин на 7 лет меньше, чем в странах Западной Европы и США [16]. Не случайно, что решению данной проблемы в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. уделено значительное внимание. По сути речь идет о реализации в нашей стране еще одного национального проекта.

Безусловно, что сильное расслоение по имущественному и финансовому признакам между гражданами нашей страны, отсутствие достаточно широкого слоя среднего класса не способствуют консолидации общества. Озлобленность значительной части населения своей бедностью не способствует патриотическому и военно-патриотическому воспитанию. Формирование чувства гражданственности должно сопровождаться установлением социальной

справедливости, уважительного отношения к труду, честности и порядочности в отношениях между людьми [17].

И все же, несмотря на серьезные социально-экономические проблемы, современный российский патриотизм осмысливается и осознается передовыми гражданами нашей страны как творческое, духовное самовыражение любви к Родине, как забота о ее процветании и защите. Природа патриотизма такова, что он может объединить людей, придерживающихся различных политических и социальных позиций. Именно он является мощной общественной основой, способствующей сближению межгрупповых и межэтнических интересов во имя великого будущего Отечества.

Недавно в Москве состоялось заседание рабочей группы Российского организационного комитета «Победа», на котором обсуждалась роль государственных средств массовой информации в военно-патриотическом воспитании молодежи. Выступивший на нем советник заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям А. Гагаркин подчеркнул, что деятельность Роспечати в координации военно-патриотической работы среди молодежи выражается в проведении такой программной политики государства, которая способствует усилению патриотической и социальной составляющей теле- и радиовещания, а также печатной продукции. Конкретно это выражается, в частности, в возможности агентства на конкурсной основе оказывать финансовую поддержку при производстве телевизионных и радиопередач, социально значимых фильмов и интернет-проектов патриотической тематики. За последние пять лет на эти цели, а точнее на поддержку более 800 проектов, было выделено 2 млрд руб. из федерального бюджета. В общей сложности профинансировано более 80 проектов военно-патриотической направленности. Государство должно широко использовать все имеющиеся средства для развития этой работы.

Таковы основные причины, обусловившие социальную востребованность и объективную необходимость военно-патриотического воспитания российской молодежи.

Библиографический список

1. Социология: учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова и др.; под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2000. - С. 396; С. 403.

2. Волков, А.П. Деятельность государственных органов и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите Родины (1961-1991 гг.): дис. ... докт. ист. наук / А.П. Волков. - М., 1994. - С. 26.

3. Патриотическое сознание: сущность и формирование / А.С. Миловидов, П.Е. Сапегин, А.Л. Си-манов и др. - Новосибирск: Наука, 1985. - С. 142.

4. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 6 марта 1998 г. Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 г. // Красная звезда. - 1998. - 4 апреля.

5. Военная доктрина Российской Федерации. Принята Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. // Независимое военное обозрение: Еженедельное приложение к «Независимой газете». - 2000. -№ 15. - 28 апреля - 11 мая.

6. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы": Постановление Правительства РФ № 122 от 16 февраля 2001 г. // Красная звезда. - 2001. - 2 марта.

7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимое военное обозрение. - 2001. - № 1.

8. Барабин, В.В. Экономическая безопасность / В.В. Барабин. - М.: Аванти, 2004.

9. Грачев, Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

10. Ивашов, Л.Г. Терроризм реальный и мнимый. Вызовы и угрозы эпохи глобализации / Л.Г. Ивашов // Военно-промышленный курьер. - 2004. - № 40.

- 20-26 октября.

11. Безопасность России и армия / В.А. Серебрянников, Ю.И. Дерюгин, Н.Н. Ефимов и др. - М., 1995.

- С. 11-12.

12. Кожушко, Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Е.П. Кожушко; под общ ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 2000. - С. 3-5.

13. Бжезинский, З. Великая шахматная доска / З. Бжезинский; пер. с англ. - М.: Международные отношения, 2001. - С. 5-15, 24-56.

14. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С. 14-32.

15. Ключевский, В.О. Статьи по русской культуре. Два воспитания. Сочинения в 9 т. / В.О. Ключевский. - Т. 9. - С. 8.

16. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке: Доклад на II социологическом конгрессе 30 сентября 2003 г. - М., 2003. - С. 32-34.

17. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала Армии и Флота: научно-теоретический труд / А.И. Дырин, Н.И. Звинчуков, Б.И. Каверин и др.

- М.: Военный университет, 1999. - С. 150-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.