Научная статья на тему 'Социальная активность подростка: мотивация и кросс-культурные особенности'

Социальная активность подростка: мотивация и кросс-культурные особенности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1262
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социологическое исследование / подростковый возраст / социальная активность / мотивация / кросскультурное сопоставление. / sociological research / adolescence / social activity / motivation / cross-cultural comparison

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адамчук Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются особенности участия школьников из Москвы и Риги в деятельности различных общественных организаций. Специальное внимание уделено анализу мотивации проявления подростками социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Адамчук Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS: MOTIVATION AND CROSS-CULTURAL FEATURES

The article analyzes the peculiarities of participation of school students from Moscow and Riga in the activities of various civic association and communities. Special attention is paid to the analysis of motivation for social activity in adolescence.

Текст научной работы на тему «Социальная активность подростка: мотивация и кросс-культурные особенности»

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Адамчук Дмитрий Владимирович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, adamchuck@gmail.com

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКА: МОТИВАЦИЯ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности участия школьников из Москвы и Риги в деятельности различных общественных организаций. Специальное внимание уделено анализу мотивации проявления подростками социальной активности.

Ключевые слова:

социологическое исследование; подростковый возраст; социальная активность; мотивация; кросскультурное сопоставление.

Настоящая работа основана на данных социологического опроса, проведенного коллективом Института социологии образования Российской академии образования в 2010-2011 учебном году совместно с Рижской академией педагогики и управления образованием среди учащихся основной и старшей школ Москвы и Риги. В ходе исследования было опрошено 993 учащихся девятых и одиннадцатых классов московских общеобразовательных школ, 964 русскоязычных учащихся девятых и двенадцатых классов русских школ в Риге и 975 учащихся девятых и двенадцатых классов латышских школ.

Социальная активность подростка, под которой в данном исследовании мы будем понимать участие школьников в деятельности добровольных ассоциаций (общественных организаций), - тема, на наш взгляд, весьма актуальная. Это связано с тем, что сегодня российское образование не имеет единой стратегии формирования социальной активности и гражданской позиции подростка, которая, например, существовала в советском образовании еще двадцать лет назад. Однако попытки сформировать эту «зону социализации» и оформить ее в соответствии с общими представлениями о векторах развития гражданского общества в последнее время предпринимаются все чаще. При этом на развитие социальной активности подростка и ее институционализацию в определенных форматах направлен целый ряд программных документов.

37

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Так, например, Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 годы» подчеркивает необходимость «обеспечения равных возможностей для всестороннего развития и самореализации каждого ребенка». Идеологически линию поддержки и развития социальной активности подростков развивает и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей», основными целями которой являются обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества. В русле развития представлений о гражданском воспитании подрастающего поколения принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [6], а также издан Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников» [4]. Таким образом, тематика, касающаяся социальной активности подростков, сегодня обладает особой актуальностью.

1. Включенность подростков в деятельность общественных организаций. На наш взгляд, социальная активность подростка не ограничивается школьными формами или его участием в деятельности официально зарегистрированных организаций и движений. В основе социальной активности могут лежать как личные интересы, увлечения и убеждения подростка, так и особенности родительской семьи (традиции, ценности и т.п.). Поэтому в нашем исследовании мы максимально расширили диапазон общественных организаций и добровольных ассоциаций, включив в их число творческие объединения, ассоциации людей, объединенных различными интересами, и др. При этом особый интерес представляет изучение социальной активности учащихся старших классов, поскольку этот этап подростничества характеризуется расширением социального пространства, выстраиванием социальных связей и отношений, поиском социальной и профессиональной идентичности.

В ходе опроса мы предлагали школьникам ответить на вопрос о том, участвуют ли они в деятельности каких-либо общественных организаций. Полученные данные показали, что среди московских школьников в деятельности общественных организаций участвует более трети опрошенных - 39,1%. Соответственно, 60,9% подростков не проявляют социальной активности, связанной с участием в деятельности общественных организаций, но следует отметить, что среднее число организаций в расчете на одного «активного» подростка составляет 1,6. Это дает основания полагать, что опыт социальной активности в одной сфере приводит к расширению «поля социальной активности» подростка.

38

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

При этом уровень социальной активности у девочек и мальчиков оказался одинаковым и, более того, не претерпел особых изменений от 9-го к 11-му классу. Это позволяет сделать вывод о том, что основы социальной активности школьников складываются в период их обучения в основной школе (5-9-й классы).

Если обратиться к содержательной стороне участия подростков в общественных организациях, то наиболее популярными среди них оказываются спортивные общества и организации, творческие объединения и организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (см. таблицу 1).

Таблица 1

Участие школьников в деятельности общественных организаций (%)

Организация спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественно значимых мероприятий (соревнования, % от числа ответивших на данный вопрос

благотворительные марафоны, турниры и т.п.) 12,7

творческие объединения (литературное, театральное, художественное общество, кружок) 11,8

организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, нумизматы, собаководы и т.п.) 8,7

патриотические организации (исторические общества, скауты, и т.п.) 6,4

волонтерские организации, участие в общественно-полезной деятельности на добровольных началах (помощь больным, добровольное участие в социальных программах и проектах и т.п.) 4,4

правозащитные организации (занимающиеся защитой прав граждан в целом, каких-либо социальных меньшинств и т.п.) 4,3

благотворительные организации (помощь людям с ограниченными возможностями, ветеранам, вынужденным переселенцам и т.п.) 3,7

организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды 3,4

организации национально-культурной направленности (землячества, общества сохранения национальных традиций и культурного наследия и т.п.) 2,6

организации, занимающиеся вопросами местного самоуправления (вопросы обустройства территории по месту жительства, архитектурного оформления и т.п.) 2,0

организации, деятельность которых связана с взаимопомощью и поддержкой определенных социальных групп (группы взаимопомощи, сексуальные меньшинства и др.) 2,0

общественно-политические объединения, организации, партии 2,0

религиозные организации 1,5

я не участвую в деятельности таких организаций 66,0

39

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Сравнительно часто в связи со своей социальной активностью подростки отмечают также патриотические, волонтерские и правозащитные организации. Наиболее же редко школьники указывают на свое участие в деятельности религиозных организаций.

Обращаясь к рассмотрению возрастной динамики и гендерной специфики в ответах подростков, заметим, что с возрастом значимо увеличивается лишь доля тех, кто принимает участие в деятельности спортивных обществ и организаций, занимающихся проведением общественно значимых мероприятий, - с 25,3% в 9-м классе до 36,1% в 11-м (р = .02). В то же время гендерная специфика в ответах подростков проявляется более явно (см. рисунок 1).

■ мальчики ■ девочки

спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественнозначимых мероприятий

патриотические организации (исторические общества и т.п.)

творческие объединения (литературное,театральное, художественное общество, кружок)

правозащитные организации

организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, собаководы и т.п.)

общественно-пол итические объединения, организации, партии

волонтерские организации, участие в общественно-полезной деятельности на добровольных началах (помощь... благотворительные организации (помощь людям с ограниченными возможностями, ветеранам и т.п.)

организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды

организации, деятельность которых связана с взаимопомощью и поддержкой определенных социальных групп

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Рисунок 1. Гендерная специфика ответов московских школьников об их участии в деятельности различных общественных организаций (% от числа участвующих в деятельности общественных организаций)

40

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Представленные на рисунке данные показывают, что мальчики значительно чаще, чем девочки, участвуют в деятельности спортивных, патриотических, правозащитных и общественно-политических организаций и движений. Девочки же отдают предпочтение организациям иного характера -в первую очередь творческим объединениям и организациям, объединяющим людей с определенными хобби и интересами. Вместе с тем девочки чаще участвуют в деятельности организаций, целью которых является благотворительность и поддержка отдельных социальных групп (благотворительные, волонтерские организации и т.п.). В этой связи необходимо отметить, что социальная активность школьников оказывается не только гендерно специфичной, но и соответствует традиционным представлениям о гендерных ролях: мальчики чаще выбирают деятельность, связанную с достижениями или защитой, а для девочек более характерна активность, направленная на заботу и опеку.

Обращаясь к анализу социально-стратификационных факторов, следует отметить, что образовательный статус родительской семьи не влияет на характер предпочтений школьников, тогда как уровень материальной обеспеченности семьи существенно дифференцирует характер их социальной активности (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Участие подростков из семей с разным уровнем материальной обеспеченности в деятельности общественных организаций (% от числа участвующих в деятельности общественных организаций)

Из приведенных на рисунке данных видно, что подростки из низкообеспеченных семей проявляют заметно большую активность в том, что касается участия в деятельности патриотических и общественно-политических организаций. Следует отметить, что школьники из высокообеспеченных семей гораздо реже участвуют в деятельности волонтерских организации, чем учащиеся из низко- и среднеобеспеченных семей.

41

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Поскольку вопросы, предлагаемые подросткам, были сформулированы в общем виде и не подразумевали указания респондентом конкретной организации, то мы не можем высказывать обоснованные предположения о характере деятельности патриотических организаций. Тем не менее столь выраженные различия, связанные именно с уровнем материальной обеспеченности, наводят на мысль о том, что патриотические организации рекрутируют в свои ряды определенный контингент подростков, а если учесть, что под «патриотическим соусом» зачастую подаются совсем отличные от патриотизма «блюда», то сложившаяся ситуация вызывает некоторое беспокойство.

Наши предыдущие исследования [1-3; 5] показывают, что на

социальную активность школьников влияет их статус в классе. Так, например, хорошо успевающие учащиеся (отличники) или лидеры существенно чаще участвуют в процессах соуправления школой, чем их одноклассники, которые в коллективе чувствуют себя одиноко или являются троечниками. В этой связи мы сопоставили ответы об участии в деятельности общественных организаций тех, кто, отвечая на вопрос о своем статусе в классе, отнес себя к лидерам, и тех, кто указал, что чувствует себя в классе одиноко (см. рисунок 3).

■ в классе я чувствую себя одиноко ■ я лидер в классе

творческие объединения (литературное,театральное, худож общество, кружок)

организации национально-культурной направленности (землячества, общества сохранения национальных традиций и культурного наследия и т.п.)

спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественнозначимых мероприятий (соревнования, благотворительные марафоны, турниры и т.п.)

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% 50%

Рисунок 3. Зависимость содержательных особенностей социальной активности подростка от его статуса в школьном коллективе (%)

Приведенные на рисунке данные позволяют отметить, что среди школьников, обладающих невысоким социальным статусом в классе, существенно выше доля тех, кто отдает предпочтение творческим объединениям и организациям национально-культурной направленности. Параллельно с этим лидерство оказывается непосредственно связано с участием в деятельности спортивных обществ и организаций.

42

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

2. Мотивация проявления социальной активности. Для характеристики особенностей социальной активности подростков необходимо обратиться к анализу мотивации участия школьников в деятельности общественных организаций. В этой связи в ходе опроса респондентам было предложено ответить на соответствующий вопрос (см. таблицу 2).

Таблица 2

Мотивация участия школьников в деятельности общественных организаций

(% ответивших на данный вопрос)

Мотивы Среднее значение (%) Мальчики (%) Девочки (%) Р =

Мне просто интересны направления деятельности этих организаций 41,1 34,1 48,8 .003

Мне интересна деятельность этих организаций, поскольку с этим связана моя будущая профессия 32,8 28,7 37,5 .05

Участие в деятельности этих организаций дает мне опыт общения и социального взаимодействия, который пригодится мне в будущем 20,2 11,6 29,4 .0001

Я участвую в деятельности этих организаций на основе моих принципов и убеждений 18,7 20,7 16,9

Участие в деятельности таких организаций приносит мне личную выгоду (получаю поддержку со стороны членов организации, организация обеспечивает защиту моих прав) 18,1 25,6 10,0 .0001

В деятельности этих организаций участвуют мои друзья, одноклассники 13,2 12,2 13,8

Я считаю, что каждый член общества должен вносить посильный вклад в деятельность различных общественных организаций 10,1 11,6 8,8

Участие в деятельности таких организаций, на мой взгляд, престижно и повышает мой социальный статус 9,2 11,6 6,9

В деятельности этих организаций участвуют мои родители 2,8 2,4 3,1

Затрудняюсь дать однозначный ответ 17,8 20,7 15,0 —

Из приведенных в таблице данных видно, что наиболее распространенным мотивом является интерес школьников к деятельности общественных организаций. В этом отношении можно говорить об увлеченности подростков самим содержанием деятельности, которая мотивирует их участие в общественных организациях. Вторым и третьим по значимости мотивами выступают соответственно профессиональные планы и получение опыта общения и социального взаимодействия. Эти два мотива связаны с социальным самоопределением в целом. Фактически каждый пятый из опрошенных подростков мотивирует свое участие в деятельности общественных организаций личными принципами и убеждениями. Такова же

43

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

и доля тех, кто указывает, что эта социальная активность приносит им личную выгоду. Интересно, что наименее популярны среди школьников мотивы, связанные со взглядами на социальную активность их родителей и повышением социального статуса.

Представленные в таблице 2 данные фиксируют в мотивации проявления социальной активности и гендерную специфику. Так, девочки в большей степени склонны проявлять интерес к содержанию деятельности общественных организаций и чаще мотивируют свое участие в них получением позитивного опыта для дальнейшей профессионализации. Мальчики же оказываются более прагматичными и значительно чаще указывают на то, что социальная активность, которую они проявляют, приносит им личную выгоду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возрастная динамика проявляется лишь в отношении одного мотива: с 9-го к 11-му классу в два раза (с 17,6% до 8,8%, р = .01) сокращается доля школьников, отмечающих, что они участвуют в деятельности общественных организаций, поскольку это делают их друзья, одноклассники.

Что касается влияния образовательного статуса семьи подростка, то оно обнаруживается в мотиве, касающемся престижности и повышения социального статуса. Среди школьников, родители которых имеют среднее или среднее специальное образование, доля таких ответов составляет 4,1%, а среди тех, чьи родители имеют высшее образование, на это указывают 11,6% (р = .04).

Параллельно прослеживается и влияние материального статуса семьи на мотивацию школьников. Так, низкообеспеченные подростки чаще отмечают, что их участие в деятельности общественных организаций обусловлено их принципами и убеждениями (40,0%), а среди подростков из высокообеспеченных семей на этот мотив указывают лишь 12,4% (р = .003). Добавим, что подростки из низкообеспеченных страт в большей степени склонны мотивировать свою социальную активность тем, что в деятельности общественных организаций участвуют их родители (13,3%); среди подростков из среднеобеспеченных семей доля таких ответов в десять раз меньше - 1,5% (р = .0003).

Для того чтобы выявить характерные особенности мотивации участия школьников в общественных организациях различного типа, мы провели специальный факторный анализ. При этом, учитывая уже отмеченную нами выше гендерную специфику проявления социальной активности школьников, анализ мотивации проводился среди мальчиков и девочек отдельно.

Рассмотрим результаты факторного анализа мотивации социальной активности у мальчиков. Для проведения анализа была сформирована матрица исходных данных размерностью 10*13, столбцы которой фиксировали названия общественных организаций, а строки - мотивы участия подростков в их деятельности. Ячейка матрицы (пересечение строки и столбца) фиксировала процент выбора определенного мотива, обусловливающего участие подростков в деятельности соответствующей общественной организации. Например, процент тех, кто участвует в деятельности религиозных организаций и фиксирует мотив «я участвую в

44

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

деятельности этих организаций на основе моих принципов и убеждений». Матрица исходных данных была подвергнута процедуре факторного анализа методом главных компонент с последующим вращением по критерию Varimax с нормализацией Кайзера. В результате факторизации было выделено три фактора, описывающих 73,3% общей суммарной дисперсии.

Первый фактор (F1), «профессионализация, престиж», описывает 32,8% общей суммарной дисперсии, является униполярным и имеет следующую структуру:

F1 («профессионализация, престиж»)

Мотивы Вес

Участие в деятельности этих организаций дает мне опыт общения и социального взаимодействия, который пригодится мне в будущем .93

Мне интересна деятельность этих организаций, поскольку с этим связана моя дальнейшая профессия .72

Участие в деятельности таких организаций, на мой взгляд, престижно и повышает мой социальный статус .71

Я считаю, что каждый член общества должен вносить посильный вклад в деятельность различных общественных организаций .68

Данный фактор несет довольно большую содержательную нагрузку и характеризует разные аспекты стремления подростков участвовать в деятельности общественных организаций. Наибольший «вес» в его структуре принадлежит мотивам, обусловливающим начальную ступень профессионализации, а также социальную престижность участия в деятельности общественных организаций.

Выраженные значения по оси данного фактора имеют следующие организации:

F1+

Организации, занимающиеся вопросами местного самоуправления (обустройство территории по месту жительства, архитектурное оформление и т.п.)

Общественно-политические объединения, организации, партии Организации, деятельность которых связана со взаимопомощью и поддержкой определенных социальных групп (группы взаимопомощи, сексуальные меньшинства и др.)

Благотворительные организации (помощь людям с ограниченными возможностями, ветеранам, вынужденным переселенцам и т.п.)

Нагрузка

1,9

1,3

0,9

0,8

Таким образом, участие в деятельности именно этих организаций, по мнению подростков, дает им навыки коммуникации и профессионализации, которые пригодятся им в будущем, а также напрямую связано с престижем и является социально значимым.

Второй фактор (F2), «социальная поддержка (выгода) - принципы, убеждения», является биполярным и описывает 22,6% общей суммарной дисперсии. По своей структуре данный фактор довольно прост:

45

Управление образованием: теория и практика 2015 №4 (20)

F2 («социальная поддержка (выгода) - принципы, убеждения»)

Мотивы Вес

Участие в деятельности таких организаций приносит мне личную выгоду (получаю поддержку со стороны членов организации, организация обеспечивает защиту моих прав) .78

В деятельности этих организаций участвуют мои родители .71

Я участвую в деятельности этих организаций на основе моих принципов и убеждений -.88

Положительный полюс фактора объединил мотивацию, касающуюся получения социальной поддержки и личной выгоды от участия в деятельности общественных организаций, а также мотивацию, связанную с социализирующей ролью семьи и трансляцией родительских ценностей, - «в деятельности этих организаций участвуют мои родители». В этом отношении показателен противоположный (отрицательный) полюс данного фактора, который характеризуется лишь одним мотивом - «я участвую в деятельности этих организаций на основе моих принципов и убеждений». Таким образом, данный фактор не только задает семантическую оппозицию «выгода -принципы, убеждения», но и противопоставляет социализирующую роль семьи («участвуют мои родители») личным, самостоятельно сформированным убеждениям и принципам подростка.

Анализ размещения различных общественных организаций по оси данного фактора показывает, что ярко выраженные акцентуации соответствующей мотивации характерны для следующих организаций:

Организации, деятельность которых связана со взаимопомощью и поддержкой определенных социальных групп (группы взаимопомощи, Р2+ сексуальные меньшинства и др.)

Правозащитные организации (защита прав граждан в целом или каких-либо социальных меньшинств и т.п.)

_____Общественно-политические объединения, организации, партии_____

Благотворительные организации (помощь людям с ограниченными возможностями, ветеранам, вынужденным переселенцам и т.п.) Организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды

F2- Организации, занимающиеся вопросами местного самоуправления (обустройство территории по месту жительства, архитектурное оформление и т.п.)

Организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, нумизматы, собаководы и т.п.)

Нагрузка

2,6

0,9

0,5

-1,3

-0,9

-0,8

-0,5

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что участие подростков в местном самоуправлении, а также в экологических и благотворительных организациях обуславливается не личной выгодой или ценностями, транслируемыми родителями, а связаны с личной инициативой, основанной на принципах и убеждениях.

46

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Третий фактор (F3), «социальное следование - интерес к содержанию», описывает 17,9% дисперсии и также является биполярным:

F3 («социальное следование — интерес к содержанию»)

Мотивы Вес

В деятельности этих организаций участвуют мои друзья, одноклассники .76

Мне просто интересны направления деятельности этих организаций -.81

Положительный полюс этого фактора характеризуется мотивацией следования группе и поддержания социальных связей, когда социальная активность подростка обусловлена участием «за компанию». На

отрицательном полюсе фактора находится мотив «мне просто интересны направления деятельности этих организаций». Семантически он представляет собой личную заинтересованность подростка в деятельности тех общественных организаций, членом которых он является. Их размещение по оси данного фактора выглядит следующим образом:

Нагрузка

F3+ Организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды Правозащитные организации (защита прав граждан в целом или каких-либо социальных меньшинств и т.п.) Общественно-политические объединения, организации, партии 2,4 1,0 0,9

Волонтерские организации, участие в общественно-полезной деятельности на добровольных началах (помощь больным, добровольное участие в социальных программах и проектах и т.п.) -1,5

F3- F3- Спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественно значимых мероприятий (соревнования, благотворительные марафоны, турниры и т.п.) -0,8

Религиозные организации -0,7

Организации национально-культурной направленности (землячества, общества сохранения национальных традиций и культурного наследия и т.п.) -0,6

Организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, нумизматы, собаководы и т.п.) -0,6

Как можно видеть из представленных данных, участие подростков в деятельности экологических, правозащитных и политических организаций характеризуется мотивацией социального следования и коллективизма, т.е. обусловлено участием в деятельности этих организаций их друзей и одноклассников. При этом на отрицательном полюсе («интерес») разместились религиозные и волонтерские организации, а такжеорганизации, участие в деятельности которых связано с увлечениями подростка (спорт, хобби, национально-культурные общества).

Для того чтобы уточнить особенности мотивации участия подростков в деятельности общественных организаций, рассмотрим размещение различных общественных организаций в пространстве биполярных факторов F2 и F3 (см. рисунок 4).

47

Рисунок 4. Размещение общественных организаций в пространстве факторов F2 («личная выгода - принципы, убеждения») и F3 («конформизм (коллективизм) - интерес к содержанию деятельности»)

Выделенные в результате анализа факторы задают семантическое пространство мотивации социальной активности. Так, в квадранте I, который характеризуется мотивацией социальной поддержки (выгоды) и социального следования, разместились правозащитные и общественно-политические организации, а также организации взаимопомощи и поддержки отдельных социальных групп.

Квадрант II дифференцирует фактически лишь организации, деятельность которых связана с защитой окружающей среды. Пространство данного квадранта задается мотивами, связанными со стремлением следовать групповым ценностям («участвуют одноклассники, друзья») и личными «принципами, убеждениями» подростков.

В третьем квадранте расположились организации, участие в которых обусловлено интересом к содержанию их деятельности или личными принципами. При этом из приведенного рисунка видно, что «принципами и убеждениями» в большей степени обусловливается участие в деятельности благотворительных организаций и организаций местного самоуправления, а мотивация «интереса» доминирует в спортивных обществах, религиозных организациях, объединениях людей с определенным хобби.

Интерес к деятельности общественной организации выступает для подростков основным мотивом и при их вступлении в волонтерские и национально-культурные организации (см. квадрант IV). Следует отметить, что здесь прослеживается и влияние мотивации социальной поддержки (выгоды), но в этом случае она оказывается выраженной не столь ярко.

48

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Результаты факторного анализа мотивации у девочек выглядят несколько иначе. В ходе факторизации матрицы исходных данных, которая была сформирована по тому же принципу, что и матрица у мальчиков, было выделено 4 фактора, описывающих 78,4% общей суммарной дисперсии (см. таблицу 3).

Таблица 3

Структура мотивации участия девочек в деятельности общественных организаций_____________

F1 («престиж, участие родителей — принципы, убеждения») (24,7% общей дисперсии)

Мотивы Вес

Участие в деятельности таких организаций, на мой взгляд, престижно и повышает мой социальный статус .95

В деятельности этих организаций участвуют мои родители .93

Я участвую в деятельности этих организаций на основе моих принципов и убеждений - .65

F2 («выгода, личная позиция (долг)») (21,1% общей дисперсии)

Мотивы Вес

Я считаю, что каждый член общества должен вносить посильный вклад в деятельность различных общественных организаций .90

Участие в деятельности таких организаций приносит мне личную выгоду (получаю поддержку со стороны членов организации, организация обеспечивает защиту моих прав) .74

F3 («общение, интерес») (18,8% общей дисперсии)

Мотивы Вес

Участие в деятельности этих организаций дает мне опыт общения и социального взаимодействия, который пригодится мне в будущем .92

Мне просто интересны направления деятельности этих организаций .88

F4 («профессионализация, конформизм (коллективизм)») (13,8% общей дисперсии)

Мотивы Вес

Мне интересна деятельность этих организаций, поскольку с этим связана моя дальнейшая профессия .90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В деятельности этих организаций участвуют мои друзья, одноклассники .69

Из представленной таблицы видно, что у девочек, как и у мальчиков (F2-), мотивация, касающаяся принципов и убеждений, задает отдельный, отрицательный, полюс фактора F1. Характерно, что, как и у мальчиков, в оппозиции к этому мотиву находится мотив, связанный с социализирующей ролью семьи («в деятельности этих организаций участвуют мои родители»). На наш взгляд, эта устойчивая оппозиция (семья - личные убеждения) дает основание к выводу о том, что специфика социальной активности в подростковом возрасте, по-видимому, позволяет подростку сформировать элементы собственной социальной идентичности, демаркирующие его личную социальную позицию от традиционно сложившихся в его семье ценностей.

В таблице 4 приведено размещение различных общественных организаций по осям выделенных факторов, определяющих мотивацию социальной активности девочек (акцентуации выделены серым).

49

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Таблица 4

Размещение общественных организаций в пространстве выделенных факторов

Общественные организации F1 («престиж, участие родителей -принципы, убеждения») F2 («выгода, личная позиция (долг)») F3 («общение, интерес») F4 («профес- сионализация, конформизм (коллективизм)»)

Правозащитные организации (защита прав граждан в целом или каких-либо социальных меньшинств и т.п.) -0,7 0,5 -1,7 -1,7

Патриотические организации (исторические общества, скауты и т.п.) 0,4 0,7 -1,4 0,8

Организации национальнокультурной направленности (землячества, общества сохранения национальных традиций и культурного

наследия и т.п.) 1,0 -0,5 -1,3 1,4

Творческие объединения (литературное, театральное, художественное общества, кружки) -0,2 -0,7 0,8 -0,3

Организации, занимающиеся вопросами местного самоуправления (обустройство территории по месту жительства, архитектурное оформление и т.п.) 1,2 -1,4 0,5 -1,5

Организации, деятельность которых связана со взаимопомощью и поддержкой определенных социальных групп (группы взаимопомощи, сексуальные меньшинства и др.) -0,7 0,8 0,0 0,3

Религиозные организации 2,3 1,0 0,6 0,2

Общественно-политические объединения, организации,

партии -0,8 -2,2 -0,3 1,4

Организации, объединяющие людей с определенным хобби или интересами (фан-клубы, филателисты, нумизматы, собаководы и т.п.) -0,6 -0,3 1,6 0,0

50

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Общественные организации F1 («престиж, участие родителей -принципы, убеждения») F2 («выгода, личная позиция (долг)») F3 («общение, интерес») F4 («профес- сионализация, конформизм (коллективизм)»)

Спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественно значимых мероприятий (соревнования, благотворительные марафоны, турниры и т.п.) 0,2 0,2 0,3 -0,3

Организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды -0,4 -0,2 -0,6 -1,3

Благотворительные организации (помощь людям с ограниченными возможностями, ветеранам, вынужденным переселенцам и т.п.) -0,4 1,0 1,0 0,3

Волонтерские организации, участие в общественнополезной деятельности на добровольных началах (помощь больным, добровольное участие в социальных программах

и проектах и т.п.) -1,2 1,1 0,4 0,7

Из представленных в таблице данных видно, что мотивация участия девочек в деятельности спортивных организаций и экологических движений не выражена ни по одному из выделенных факторов. Участие же в деятельности религиозных организаций, наоборот, оказывается полимотивированным и обусловлено широким спектром мотивов: престиж, участие родителей, социальная поддержка (выгода), общение и интерес. Также полимотивированным является участие девочек в работе волонтерских организаций, но в данном случае основными факторами являются личные принципы и убеждения, а общение и интерес уступают место мотивации, связанной с дальнейшей профессионализацией. Характерно, что мотивация участия в творческих объединениях, которая у мальчиков была слабо выражена, у девочек четко обусловлена фактором F3 («общение, интерес»). Представленные данные дают основание к выводу о том, что мотивация участия подростков в общественных организациях является гендерно специфичной.

51

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

3. Социальная активность подростка: опыт кросскультурного сопоставления

Рассмотренные выше данные репрезентируют отношения к проявлению социальной активности лишь московских школьников. Вместе с тем особый интерес, на наш взгляд, представляет и кросскультурное сопоставление особенностей ее проявления среди российских школьников, учащихся русскоязычных и национальных школ Риги. Подобный анализ не только позволяет соотнести социальные ситуации развития российского и латышского подростков, но и оценить значимость социальной активности, а также выявить ее основные функции для русскоязычных подростков в ситуации, где они являются национальным меньшинством.

Проведенный нами анализ показывает, что в целом подростки из Латвии оказываются заметно более включенными в деятельность различных общественных организаций. Так, если среди московских школьников не принимают участия в деятельности общественных организации более половины подростков - 60,9%, то среди Латышских школьников доля таких ответов составляет 47,8%, а среди русскоязычных подростков из Риги - 46,8% (р<.05).

Заметные различия прослеживаются и в ответах подростках о направленности организаций, в деятельности которых они принимают участие (см. рисунок 5).

Представленные на рисунке данные свидетельствуют о том, что московские школьники и школьники национальных латышских школ (т.е. представители национальные большинства) совпадают в своих

предпочтениях по выбору общественных организаций различной

направленности. Различия между ними проявляются лишь в отношении «творческих объединений», «волонтерских организаций», организаций «национально-культурной» и «религиозной» направленности, где латышские подростки проявляют большую активность. На их фоне выделяются учащиеся русскоязычных школ Латвии, которые заметно чаще указывают на свое участие в деятельности «спортивных организаций», «благотворительных организаций» и «организаций, деятельность которых связана с взаимопомощью и поддержкой отдельных социальных групп».

Для того чтобы проследить кросскультурные различия и попытаться выявить возрастную динамику развития социальной активности подростка мы провели специальный факторный анализ. Для этого была сформирована матрица исходных данных общей размерностью 14*6, в который строки фиксировали тип общественной организации, а столбцы характеризовали подвыборку респондентов с учетом возраста. Например, «московские учащиеся 9-х классов, участвующие в деятельности спортивных организаций». Ячейка матрицы (пересечение строки и столбца) фиксировала процент выбора соответствующего типа организации в определенной подгруппе. Сформированная таким образом матрица была факторизована методом Главных компонент с последующим вращением осей по критерию Варимакс. В результате анализа было выделено 4 фактора, описывающих 97,2% общей дисперсии.

52

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Рисунок 5. Различия в содержании социальной активности у московских школьников, учащихся русскоязычных школ Риги и латышских школьников (%)

Фактор F1 (28,9%) «защита интересов социальных меньшинств -

охрана национально-культурных ценностей, волонтерство» имеет

следующую структуру:

правозащитные организации (занимающиеся защитой прав граждан в целом, каких-либо социальных меньшинств и т.п.) 0,88

организации, деятельность которых связана с взаимопомощью и поддержкой

определенных социальных групп (группы взаимопомощи и др.)______________0,71

организации национально-культурной направленности (землячества, общества сохранения национальных традиций и культурного наследия и т.п.) -0,97

волонтерские организации, участие в общественно-полезной деятельности на добровольных началах (помощь больным, добровольное участие в социальных программах и проектах и т.п.) -0,97

53

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Данный фактор дифференцирует школьников национальных школ Риги от всех остальных подгрупп подростков (учащихся русскоязычных школ Риги и московских школьников). Так, латышские подростки объединились на отрицательном полюсе данного фактора. Причем возрастная динамика свидетельствует об усилении с возрастом значимости для них «защиты национально-культурных ценностей». Русскоязычные подростки из Риги, наоборот, объединились на его положительном полюсе. Московские подростки также находятся на положительном полюсе этого фактора, однако его влияние для этой группы оказывается слабо выраженным. Таким образом, в целом данный фактор фиксирует собой такую функцию социальной активности, как «защита». С одной стороны, это «защита интересов социальной группы» (национального меньшинства русскоязычных подростков), а с другой -охранительная установка латышских школьников (национального большинства) на сохранение национально-культурных ценностей.

Фактор F2 (26,4%) «благотворительность, личностное развитие -патриотизм, социальная пассивность» представлен оппозицией следующих типов организаций:

благотворительные организации (помощь людям с ограниченными

возможностями, ветеранам, вынужденным переселенцам и т.п.) 0,84

спортивные общества и организации, занимающиеся проведением общественнозначимых мероприятий (соревнования, благотворительные марафоны, турниры и т.п.) 0,77

творческие объединения (литературное, театральное,

художественное общество, кружок)____________________________________________0,59

я не принимаю участия в деятельности подобных организаций -0,86

патриотические организации (исторические общества, скауты, и т.п.) -0,85

Данный фактор довольно прост по своей структуре: здесь на положительном полюсе объединились преимущественно, организации, деятельность которых направлена на личностное развитие и развитие способностей (творческие организации, спортивные организации), а отрицательный полюс фиксирует социальную пассивность, которая объединилась с участием подростков в деятельности патриотических организаций. Позиции учащихся национальных школ Риги слабо выражены фактора F2. То есть данный фактор в большей степени дифференцирует позиции русскоязычных школьников Риги (положительный полюс) и московских подростков (отрицательный полюс). Объединение патриотических организации с социальной пассивностью может быть связано с участием в обязательных мероприятиях, приуроченных, к примеру, к общенациональным праздникам. В тоже время не понятно оппозиция московских школьников деятельности творческих объединений, спортивных обществ и организаций, поскольку именно эти направления традиционно входят в состав дополнительного образования, которым, если верить официальным данным Департамента образования г. Москвы охвачено подавляющее большинство московских учащихся.

54

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Фактор F3 (25,1%) «религия, защита окружающей среды - политика и самоуправление» включает следующие типы организаций:

религиозные организации 0,76

организации, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды_____0,95

организации, занимающиеся вопросами местного самоуправления (вопросы обустройства территории по месту жительства, архитектурного оформления и т.п.) -0,89

общественно-политические объединения, организации, партии -0,63

Размещение подростков по оси данного фактора позволяет говорить о том, что он описывает общую тенденцию в развитии социальной активности подростка, связанную с возрастной динамикой. Так, все девятиклассники (московские, из русскоязычных и национальных школ Риги) объединились на положительном полюсе (религия, зажита окружающей среды), а все учащиеся 11-х классов находятся уже на противоположном полюсе (политика и местное самоуправление), причем наиболее значимой эта ориентация оказывается для московских школьников и русскоязычных учащихся из Риги. Таким образом, этот фактор демонстрирует закономерное развитие социальной активности подростка, которая по мере взросления школьника перерастает в политическую или, возможно, профессиональную деятельность. В сознательную и зрелую гражданскую позицию.

Приведенные в статье данные не только описывают в первом приближении содержательные особенности социальной активности подростка, но и характеризуют мотивацию, определяющую ее проявления. При этом можно с уверенностью говорить о гендерной дифференциации социальной активности подростков, которая проявляется как при выборе общественных организаций, так и в самой структуре мотивации.

В то же время необходимо зафиксировать значимость социальной активности на этапе подросткового возраста. Заметим, что этап окончания основной и старшей школы традиционно связан с поиском подростком своей социальной, профессиональной, гражданской идентичности. В этом отношении принципиальное значение приобретает наличие у подростка возможности реализовать потребность в проявлении социальной активности, апробировать различные способы социальной коммуникации и интеракции. Фактически, если говорить о формировании активной гражданской позиции или социальной ответственности, эта задача является приоритетной на этапе окончания школы. Можно с уверенностью предположить, что отсутствие возможности «отрепетировать» в подростковом возрасте различные сценарии проявления своей социальной активности негативно сказывается на формировании социальной идентичности и отчасти предопределяет социальную и гражданскую пассивность, безучастность на последующих возрастных этапах.

Задача школы как социального института в первую очередь заключается в том, чтобы обеспечить старшекласснику комфортное

55

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

«проживание» этого возрастного этапа, сформировать у него позитивные установки в отношении социальной активности, развить его способности к эффективному функционированию в социальной среде. В этом отношении, повторимся, не столь важны формы организации социальной активности или ее содержание, сколько возможность реализовать поиск социальной идентичности в рамках общественной деятельности, что позволит подростку в дальнейшем проявлять инициативу в сфере самоорганизующихся институтов гражданского общества, а также осознавать и актуализировать свою социальную ответственность.

Анализ кросскультурных различий во включенности подростков в деятельность общественных организаций различной направленности со всей очевидностью демонстрирует, что социальная активность подростка во многом обусловлена социокультурной ситуацией. При этом есть все основания полагать, что особенности социокультурной ситуации будут оказывать влияние на проявления социальной активности не только в зависимости от национальных факторов, но и в ряде других случаев. Например, разработка и эффективное внедрение программ, направленных на поддержку социальной активности подростка должны учитывать своеобразие ее проявления и функций в крупном мегаполисе, малом городе, на селе; своеобразие проявлений социальной активности на разных возрастных этапах развития ребенка и другие нюансы.

Литература

1. Адамчук Д.В. Социальная активность подростка: участие в

деятельности добровольных ассоциаций // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 88-99.

2. Адамчук Д.В. Социальный портрет московского старшеклассника (по материалам социологического исследования). М.: Московский центр качества образования, 2009. 56 с.

3. Адамчук Д.В., Иванов И.Д. Социальный портрет московского старшеклассника. 2010-2011 гг. (по материалам социологического исследования). М.: Московский центр качества образования, 2011. 48 с.

4. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №536 // Российская газета. 2015. №6818.

5. Собкин В.С., Николашина Е.В. Демократизация образования: школьное самоуправление глазами подростка // Социокультурные трансформации подростковой субкультуры. Труды по социологии образования. Т. XI. Вып. XX. М.: Центр социологии образования РАО, 2006. С. 76-83.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р // Российская газета. 2015. №6693.

56

Управление образованием: теория и практика

2015 №4 (20)

Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,

The Federal State Budgetary Scientific Institution

«Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education»,

the Head of the Laboratory,

adamchuck@gmail.com

SOCIAL ACTIVITY OF TEENAGERS:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MOTIVATION AND CROSS-CULTURAL FEATURES

Annotation

The article analyzes the peculiarities of participation of school students from Moscow and Riga in the activities of various civic association and communities. Special attention is paid to the analysis of motivation for social activity in adolescence.

Keywords:

sociological research; adolescence; social activity; motivation; cross-cultural comparison.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.