Научная статья на тему 'Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности'

Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
639
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITIES / АНТИМОТИВАЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ / DOMINANT MOTIVATION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITY / ANTI-MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Татьяна Геннадьевна

В статье анализируются благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на участие подростков и молодежи в волонтерской деятельности. Представлены результаты исследований, посвященных доминирующей мотивации к участию в волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Dominating Motivation to Participate in the Volunteer Activity

The advantageous and adverse factors influencing participation of teenagers and the youth in volunteer activities are analyzed in this article. The results of the researches devoted to dominating motivation to participate in volunteer activities are provided in this work.

Текст научной работы на тему «Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности»

УДК 37.03

Т. Г. Киселёва

Исследование доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности

В статье анализируются благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на участие подростков и молодежи в волонтерской деятельности. Представлены результаты исследований, посвященных доминирующей мотивации к участию в волонтерской деятельности.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, антимотивация, доминирующая мотивация, подростки, молодежь, социальная активность.

Т. G. Kiseliova

Research of Dominating Motivation to Participate in the Volunteer Activity

The advantageous and adverse factors influencing participation of teenagers and the youth in volunteer activities are analyzed in this article. The results of the researches devoted to dominating motivation to participate in volunteer activities are provided in this work.

Keywords: volunteer activities, anti-motivation, dominant motivation, teenagers, the youth, social activity.

Политические, экономические и социальные изменения, происходящие в стране, привели к всплеску активности граждан. Это нашло отражение в расширении сферы деятельности некоммерческих общественных организаций, а также в возрастании активности подрастающего поколения. Спонтанная активность подростков и юношества может быть направлена как в социально одобряемое русло, так и может принимать асоциальные формы. Именно поэтому от грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения общественной активности подростков и молодежи зависит воспитательный и развивающий эффект данной деятельности.

Добровольческая деятельность, или, как её чаще сейчас называют, волонтерская деятельность, имеет очень долгую историю как в мире, так и в России, но на каждом историческом этапе мотивы, побуждающие людей заниматься добровольной бескорыстной, благотворительной деятельностью, были различными. Среди них можно найти как высоко духовные мотивы, связанные с патриотизмом и служением Родине, так и частно собственнические компенсаторные мотивы, когда человек начинает заниматься благотворительностью, будучи тяжело больным, находясь на грани жизни и смерти, как бы вымаливая себе прощение. Встречались в истории и благотворительные акции, побуждаемые случайными обстоятельствами и эмоционально окрашенными событиями. Например, известен случай, когда после встречи с государем Александром II купец Михаил Королев пожертвовал немалые деньги на стипендии в училища.

Сегодня для организатора и координатора волонтерской деятельность чрезвычайно важно понимать и осознавать, какие мотивы движут молодыми людьми, желающими бескорыстно помогать обществу.

Мотив - это внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено большое количество публикаций, среди которых работы В.Г. Асеева, В.К. Вилюна-са, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой и др.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). В основе мотивации лежат потребности человека. Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью (драйвом) (Ж. Ньютен, А. Маслоу), либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн), либо с предметом потребности. Потребностью называют осознанное отсутствие чего-либо (дефицит, недостаток), вызывающее побуждение к действию. Стремление к удовлетворению потребности рождает мотив, который в свою очередь выступает как осознанная потребность. В психологии существует немало теорий, объясняющих мотивацию человека, но ни в одной из них не говорится о бескорыстии, следовательно, с точки зрения психологии в любой добровольческой деятельности можно

© Киселёва Т. Г., 2013

найти мотивы, касающиеся удовлетворения каких-либо личных потребностей и интересов. Мы предположили, что определенная иерархия личных мотивов будет выступать условием (благоприятным фактором) для вовлечения подростка или юноши в общественно значимую волонтерскую деятельность.

Волонтерство как особый вид социальной практики имеет очень широкий круг задач, решаемых с помощью этой деятельности проблем. Это и вовлечение молодых людей в общественную жизнь, в социальную практику, предоставление им возможности проявить себя, реализовать свой потенциал. Если посмотреть более широко, раздвинуть рамки волонтерской деятельности, то это и способ интеграции в социуме молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и обучение трудовым навыкам, и обеспечение временной занятости молодежи. С позиции интересов общества и государства - это формирование кадрового резерва, а также профилактика асоциального поведения подростков и молодежи.

К сожалению, не всегда участие в волонтерской деятельности расценивается как привлекательное и престижное. Волонтерство может иметь под собой и антимотивирующие факторы. На основании проведенного нами пилотажного исследования, анкетирования участников различных волонтерских отрядов нами были выделены следующие антимотиваторы:

• непривлекательный имидж организации, которая нуждается в волонтерской помощи, поэтому выполнение работ в этой организации воспринимается подростками скорее как наказание, а не поощрение и доверие;

• противоречие между ожиданиями молодежи и предлагаемой деятельностью. Все-таки большинство современных подростков и молодежи, выполняя деятельность на добровольных началах, хочет, чтобы она была интересной, может быть, даже престижной, тогда как чаще всего субъекты помощи нуждаются в неквалифицированных услугах, не требующих специальной подготовки, предлагаются виды работ, которые можно назвать «черновой работой»;

• волонтерская работа не влечет реальных изменений, нет результата. Проводимые нами исследования позволяют утверждать, что участие в волонтерской деятельности способствует становлению самосознания, развитию рефлексивно-оценочного компонента, поэтому в ситуации, когда работа добровольцев не приносит существенной помощи, когда не видны значимые изме-

нения от добровольческих усилий, любой думающий человек скажет: «Не стоит этим заниматься вообще, не стоит тратить свои силы и время»;

• деятельность однообразна и неинтересна. Одним из мотивов, побуждающих молодых людей участвовать в волонтерском движении, выступает возможность получить те или иные профессиональные навыки, приобрести опыт профессиональной деятельности (не имея пока возможности официального трудоустройства). В связи с этим молодежь хочет приобретать как можно более широкий спектр навыков, тогда как зачастую предлагается очень однотипная, низкоквалифицированная, практически неинтересная работа;

• нет возможности для проявления инициативы, творческих способностей, нет возможности для личного роста, получения новых знаний. Данный антимотивирующий фактор является логическим продолжением предыдущего, поскольку любой человек, а молодой в особенности, стремится к самореализации, к самораскрытию, проявлению своих талантов и способностей. Если же организация не позволяет этого достичь, то такая деятельность становится антимотивированной;

• нет поддержки, одобрения со стороны других (возможны насмешки). Этот антимотиватор часто указывали подростки, занимающиеся волонтерской деятельностью. Это не случайно, поскольку влияние сверстников, зависимость от их оценки и одобрения выступают возрастной закономерностью подросткового возраста. «В скобках» хотелось бы отметить, что участие в добровольческих отрядах способствует существенным личностным изменениям, в частности по критерию «зависимость - независимость» (внешний или внутренний локус контроля) наблюдается значительное снижение, т.е. волонтерство является благоприятным фактором, способствующим формированию собственной позиции, собственной оценки происходящего, умению противостоять внешнему давлению;

• возникают напряженные отношения с персоналом принимающей организации. Это антимотиватор встречался довольно редко в ответах волонтерах, но все же был представлен, поэтому мы не можем обойти вниманием это обстоятельство. Указание на подобные проблемы мы нашли в анкетах волонтеров, осуществляющих преимущественно помощь в медицинских учреждениях (хосписах). Возможно, это связано с некоторым недоверием со стороны медицинского

персонала к волонтерам, даже если последние являются студентами медицинских колледжей или вузов.

При организации экспериментального исследования в качестве теоретической основы мы использовали теорию реверсивности человеческой активности М.Дж. Аптера, выделяющего

Эти два типа мотивации не являются взаимоисключающими, они могут трансформироваться один в другой. Волонтер, ориентированный на результат, воспринимает себя как направленного в своих действиях на некоторую определенную и важную цель. Чувство удовлетворения возникает у него только в том случае, когда поставленная цель достигнута. Её достижение запускает следующий виток планирования деятельности с выдвижением новой цели. Метацелевое состояние отражает ориентированность волонтера на процесс, на исполнительный аспект деятельности. В этом случае цель воспринимается человеком как нечто вторичное или случайное по отношению к процессу. Иными словами, происходит смещение значимости с цели на процесс исполнения деятельности.

Целевая мотивация связана с умеренной активацией (по мнению М.Д. Аптера), применительно к анализу волонтерской деятельности это означает сконцентрированность на настоящем, попытку тщательно планировать свои действия. Метацелевая мотивация, по оценкам М.Д. Аптера, обычно связана с высокой активацией; для волонтера характерны спонтанность и непринужденность в поведении, минимум пла-

мотивационный и метамотивационный уровни. Операционализируя различия между этими типами мотивации, можно говорить о мотивации, ориентированной на процесс, и мотивации, ориентированной на результат. Для краткости представим различия в типах мотивации в виде таблицы.

нирования. Эти типы мотивации определяются, главным образом, направленностью на цель или на процесс.

Ещё одно направление в нашем исследовании мотивации волонтерской деятельности касалось выявления иерархии мотивов. Для этого была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Результаты представлены в виде иерархического списка, в который мы вынесли первые 6 позиций, чаще упоминаемые в ответах испытуемых (волонтеров).

1. Потребность в общении, преодоление проблемы одиночества и скуки (поиск доступного места и людей, с которыми можно «убить время»). Как правило, на первое место у респондентов выходила возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками, а также поиск единомышленников, значимого круга общения, поддержка в дружеском взаимодействии, потребность быть вовлеченным в личностно значимые социальные отношения.

Мы отнесли к этой группе мотивов и ответы, касающиеся потребности в организации свободного времени, досуга, его структурировании. Этот мотив представляет определенную социальную значимость, поскольку является альтер-

Сравнение типов мотивации с ориентацией на процесс и с ориентацией на результат

Ориентация на процесс Ориентация на результат

• Цель деятельности - изменение состояния субъекта • Привлекательно участие в какой-либо группе • Требуется эмпатия, эмоциональная включенность, «настрой на волну» • Группа единомышленников • Нет жесткой регламентации действий, есть свобода выбора • «Вознаграждение» - новый чувственный опыт • Основана на расширении сознания • Продолжительна по времени • Ставится определенная цель - изменить объект • Требуются конкретные навыки • Вырабатывается шаблон поведения (далее - привычка) • Необходимость обосновывается ссылкой на авторитет • Подкрепление - обещание «награды» или предостережение от возможных неприятных последствий • Основана на социальном обмене (взаимовыгодность) • Краткосрочна

нативной деятельностью, выполняет функцию профилактики асоциального поведения.

2. Потребность в авторитете, примере для подражания (сильное эмоциональное воздействие, которое производит лидер организации). Для подростков было чрезвычайно важным подражание (копирование), следование за авторитетным человеком, убежденным в необходимости волонтерства и сумевшим убедить в этом подростков и молодежь, поэтому не последнюю роль в мотивации волонтерской деятельности играет пример взрослого-руководителя волонтерского отряда.

3. Потребность в новизне (новые люди, идеи и т.д.). Волонтерская деятельность создает условия для профессионального ориентирования, проб в различных видах профессиональной деятельности, позволяет сформировать реальное представление о предполагаемой профессии или направлении профессиональной подготовки, что выступает мощным мотивационным фактором, занимающим третье место в иерархии мотивов волонтерской деятельности. Добровольцы указывали на возможность приобретения опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия, возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Кроме того, волонтерская деятельность создает условия для приобретения социальных и практических навыков, напрямую не относящихся к профессиональному выбору человека, но важных для жизни, например, практических навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков и т.п., или социальных навыков: опыт межличностного взаимодействия, развитие коммуникативных способностей; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; делегирование полномочий; инициативность.

4. Потребность в принятии. Потребность быть принятым в группе является базовой потребностью человека, но особенно ярко она выражена в подростковом и юношеском возрасте, что ещё раз доказало наше исследование. Эта потребность как стимулирующая волонтерскую деятельность часто встречается у людей, которые не смогли найти общий язык в своем родном коллективе, поэтому волонтерство для них - это определенный шанс.

5. Потребность в духовных ценностях. Нас удивило то обстоятельство, что в целом ряде ответов у достаточно молодых людей фигурировали ответы, касающиеся выполнения обществен-

ного (или религиозного) долга, осознание религиозного, этического, морального долга, что свидетельствует о высоком личностном развитии волонтеров. К этой группе мотивов нами были отнесены потребность в самовыражении (как личности, как профессионала), реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, осознание собственного внутреннего потенциала, определение личной миссии, выбор жизненного пути, самовыражение и самоопределение, возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, потребность в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира.

6. Потребность в общественном признании, поощрении. Несмотря на то что волонтерская деятельность является бескорыстной и безвозмездной, для её мотивации и поддержания человек все равно нуждается в поощрении, «психологическом поглаживании», в качестве которого могут выступать общественное признание, чувство социальной значимости, положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утверждение в собственных глазах, ощущение своей причастности к общеполезному делу, потребность в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих, выбор целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Выявленные закономерности в области доминирующей мотивации к участию в добровольческой деятельности позволят системно и теоретически обоснованно выстроить модель психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтерских отрядов, помогут руководителю волонтерского отряда целенаправленно работать над формированием социально одобряемой мотивации, предвидеть негативное отношение к данной деятельности и заниматься профилактикой эмоционального выгорания волонтеров.

Библиографический список

1. Аптер, М. Кибернетика и развитие [Текст] / М. Аптер - М. : Прогресс, 1970. - 250 с.

2. Матюшкин, А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 517.

3. Рожков, М. И., Сапожникова, Т. Н. Педагогическое стимулирование волонтерской деятельности школьников [Текст] : методические рекомендации /

М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова. - Ярославль : Канцлер, 2009. - 64 с.

4. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals. L., N. Y.: Academic Press, 1982. 378 p.

M. I. Rozhkov, T. N. Sapozhnikova. - Yaroslavl' : Kan-cler, 2009. - 64 s.

4. Apter, M. J. The experience of motivation: The theory of psychological reversals. L., N. Y.: Academic Press, 1982. 378 p.

Bibliograficheskij spisok

1. Apter, M. Kibernetika i razvitiye [Tekst] / M. Apter M. : Progress, 1970. - 250 s.

2. Matyushkin, A. M. Psikhologicheskaya struktura, dinamika i razvitiye poznavatel'noj aktivnosti [Tekst] // Voprosy' psikhologii. - 1982. - № 4. - S. 5-17.

3. Rozhkov, M. I., Sapozhnikova, T. N. Pedagogiche-skoye stimulirovaniye volonterskoj deyatel'nosti shkol'nikov [Tekst] : metodicheskiye rekomendacii /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.