Научная статья на тему 'Социальная активность как фактор формирования политической культуры студентов'

Социальная активность как фактор формирования политической культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
524
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / НОРМЫ / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / SOCIAL ACTIVITY / SOCIAL-POLITICAL ACTIVITY / CULTURE / POLITICAL CULTURE / PERSONALITY / VALUES / NORMS / FACTORS / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Швачко Елена Викторовна, Дуранов Михаил Евгеньевич

Рассматриваются проблемы формирования политической культуры на основе развития социальной активности личности, ее перевода в социально-политическую, выступающую фактором становления политической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY AS A FACTOR OF FORMING POLITICAL CULTURE OF STUDENTS

The article considers the issues of forming political culture on the basis of personality social activity, its transmission into social-political one, being represented as a factor of generation of political culture of students.

Текст научной работы на тему «Социальная активность как фактор формирования политической культуры студентов»

УДК 378

Е. В. Швачко, М. Е. Дуранов

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются проблемы формирования политической культуры на основе развития социальной активности личности, ее перевода в социально-политическую, выступающую фактором становления политической культуры студентов.

Ключевые слова: общественная активность, социальная активность, социально-политическая активность, культура, политическая культура, личность, ценности, нормы, факторы, условия

The article considers the issues of forming political culture on the basis of personality social activity, its transmission into social-political one, being represented as a factor of generation ofpolitical culture of students.

Keywords: social activity, social activity, social-political activity, culture, political culture, personality, values, norms, factors, conditions

В условиях становления гражданского общества особое значение приобретает формирование у студентов политической культуры отношений. Дело в том, что студенчество, впрочем, как и молодежь в целом, живо, эмоционально реагирует на проявление несправедливости в любых формах - это во-первых; во-вторых, молодые люди еще не приобрели опыта политических, да и культуры социальных отношений вообще; в-третьих, проявляют максимализм, нетерпение в решение любых вопросов, связанных с социальной сферой деятельности; в-четвертых, не имея необходимого опыта в сфере политической деятельности, они нередко являются жертвами демагогии политических карьеристов.

Проблема особенно остра в кризисные моменты развития российского общества, его становления как гражданского общества. Сама политическая активность (как элемент социальной активности) обусловлена системой противоречий.

Во-первых, всевозрастающей пропастью между бедностью основной массы населения и богатством небольшой кучки, приватизировавшей материальные ценности, принадлежавшие всему народу, что ведет к росту социального напряжения.

Во-вторых, фактическим отчуждением населения от власти, от участия в формирова-

нии органов управления на различных уровнях государственного устройства. Отсутствует выборность власти в известных сферах общественной жизни, ее бесконтрольность, а следовательно, и безответственность.

В-третьих, отсутствием прозрачности в деятельности органов власти всех уровней, ее несменяемостью, бесконтрольностью, отчуждением чиновников от общества, что фактически привело к формированию коррумпированной системы государственного управления.

В-четвертых, государство больше проявляет заботу о чиновниках, силовиках, но не о народе, его образовании, культурном развитии, сохранении здоровья, материальном обеспечении.

В этих условиях необходимо оказать серьезную помощь студенческой молодежи в формировании политической культуры:

- подготовить студенчество к грамотному участию в политических акциях, не выходя за правовое поле, сориентировать на устранение социальной несправедливости в сфере физического выживания человека;

- сформировать установку на непримиримую борьбу с коррупцией, нарушением законности во всех сферах общественной жизни;

- сформировать потребность в активном участии в общественно-политической жизни общества.

159

Чтобы решить приведенные проблемы, студенты должны четко уяснить себе, что представляет собой политическая культура, в чем состоит ее ценность.

Первое что следует отметить, она является составной частью социальной культуры отношений. Во-вторых, политическая культура находится в органической связи с нравственной культурой. Политик, попирающий нравственные нормы культуры отношений, теряет всякое доверие общества. В-третьих, политическая культура связана с правовой. Выход за правовое поле ставит ведет политика к столкновению с законом, органами правопорядка.

В «Политологии» выделяют базовые и основные ценности политической культуры, а также ее компоненты как ценности. К базовым ценностям относят: власть и отношение к ней, политико-идеологические ценности и нормы (свобода, демократия). К основным -традиции, обычаи, чувства, нормы, стереотипы поведения и отношений. К составным компонентам политической культуры как ценностям относят когнитивно-эмоциональный, нормативно-ценностный, деятельностный компоненты.

Политическую культуры личности, ее ориентации на ценности этой культуры, рассматривают в науке с разных позиций. Прежде всего, с позиции социализации личности, во-вторых, ее адаптации к социально-политическим условиям развития социума; в-третьих, инкультурации, индивидуального вхождения личности в культуру социально-политических отношений; с позиции включения личности в политическую жизнь общества, что связано с развитием общественно-политической активности. Нередко политическая культура анализируется с позиции ее ценности, что имеет прямой выход на социализацию личности.

В «Новейшем политическом словаре» политическая культура рассматривается как «система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического

опыта и регулирования политического поведения» [3, с. 128-129]. Этой же позиции придерживается А. С. Кармин: «Политическая

культура, - утверждает он, - это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни», которая выражается в поведение людей [2, с. 555]. Следовательно, политическая культура представляет собой совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни общества.

Для формирования политической культуры студенческой молодежи важно определить ее содержание. Исходя из исследований

А. С. Кармина, Д. Е. Погорелого, В. Ю. Фе-сенко, К. В. Филиппова и др. к политической культуре следует отнести:

а) знание о политике властных и других общественных структур, социальных общностей, политических партий;

б) оценочный подход к политической деятельности властных структур, определение принципов и критериев их деятельности; политические ориентации, установки личности, характер эмоционального отношения к ним;

в) наличие и признание эталонов политического поведения и отношений, доминирующих в данной социальной общности или общества в целом [3, с. 129].

Политическая культура носит публичный характер. По своей природе она должна выходить на широкие массы. Проявляется в процессе взаимодействия соответствующих политических сил с социумом. В их отношениях и поведении проявляется политическая культура. Следовательно, чтобы повлиять на формирование политической культуры студенческой молодежи необходимо включить ее в деятельность, имеющую политическую направленность, в культуру отношений на основе развития, в первую очередь, социальной, общественной активности.

В науке идут споры об отношении понятий общественная и социальная активность. Нам представляется, что общественная активность - более широкое, родовое понятие, охватывает все сферы общественной жизни

160

человека. В то время как социальная активность - понятие, связанное, прежде всего, с культурой социальных отношений отдельных социальных общностей. Для нас важно, что общественная активность выступает средством включения студентов в социальнокультурную деятельность, которая является одним из факторов формирования политической культуры студентов.

Что представляет собой социальная активность вообще и студенческой молодежи в частности. В философии активность рассматривается как свойство материального мира, как энергичная деятельность человека, его воздействие и взаимодействие со средой, прежде всего социальной. Нас интересует социальная активность человека, условия ее формирования. Ю. В. Волков отмечает, что когда речь заходит о социальной или политической активности, то активность рассматривается в узком смысле. По его мнению, активность социальная проявляется в укреплении единства, сплоченности социальной общности (класса, нации, коллектива и т. д.), взаимопомощи, солидарности между ее членами, защите общих интересов, усилении ее позиции в обществе, борьбе с различными явлениями в общественной жизни, отрицательно влияющих на положение членов данной социальной общности [4, с. 11].

Социальная активность по отношению к политической выступает как родовое понятие. Исходя из анализа исследований (А. Маслоу, Б. Д. Парыгина, В. Л. Соснина, Г. М. Андреевой, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,

В. Л. Хайкина и др.) и педагогической практики, к социальной активности следует отнести:

- защиту гуманистических принципов культуры социальных отношений - как в общественной, так и производственной деятельности;

- солидарность личности с членами социальной общности, связанную с включением студентов в культуру социальных отношений, имеющую общественную ценность;

- защиту личностью общих интересов, культурных ценностей, социальной общности, имеющих общественную значимость;

- взаимопомощь, осуществляемую в социальной общности, укрепляющую единство и сплоченность, формирующуюся на основе общих идеалов культуры политических отношений;

- участие в политических акциях, связанных с утверждением принципов культуры отношений, отстаиванием и защитой прав и свобод личности;

- активную борьбу с различными проявлениями, нарушающими культуру социальных отношений, как на межличностном, так и на уровне отношений социальных общностей.

Социальная активность выступает средством развития политической активности личности студента. Сама политическая активность в студенческом возрасте весьма ограниченна, поэтому приходится вести речь о развитии социальной, точнее, социально-политической активности и создании условий для формирования политической культуры отношений. Поэтому социально-политическая активность выступает фактором формирования политической активности и политической культуры студентов.

Что следует отнести к политической культуре, какова база ее формирования. Сама политическая культура выступает как часть социальной культуры отношений. Политическая культура имеет дуальную базу: систему политических и систему культурных отношений. Л. Н. Коган к политической культуре относит систему исторически сложившихся политических ценностей, установок, принципов, регулирующих политические отношения. По его мнению, политическую культуру следует рассматривать как процесс развития политических сил социального субъекта, степень его готовности к активной политической деятельности в конкретных исторических условиях жизнедеятельности [1, с. 124].

Исходя из содержания социальной активности, встает законный вопрос: в чем проявляется специфические особенности формирования политической культуры студентов.

В утверждении политической культуры заинтересованы властные структуры, которые

161

зависят от характера взаимодействия власти и общества. Молодежная политика непосредственно влияет на формирование социальной активности, а на этой основе и политической культуры студенческой молодежи.

Ценности политической культуры непосредственно связаны с ценностями культуры нравственных отношений. Поэтому неслучайно о политике власти судят по тому, насколько она ответственна и обязательна во взаимодействии с обществом. Порядочность - категория не только нравственная, но и политическая. Она характеризует культуру отношений, которая проявляется прежде всего в социальной культуре студентов. Безнравственного политика и политической власти не должно быть при всех сложнейших условиях общественного развития.

По своей сущности политическая культура носит нормативно-договорный характер, регулирует отношения между властью и обществом. Идеально и демократично, когда нормы культуры политических отношений устанавливает общество, а не власть, как это бывает зачастую. Последний факт вызывает бурю возмущений в мире, в том числе и в России. Бесспорно, противоречия выступают фактором развития политической активности. Но при отсутствии политической культуры они зачастую несут разрушительный характер, отрицательную эмоциональную энергетику.

Политика властных структур должна живо реагировать на изменения, происходящие в обществе. Поэтому политическая культура должна иметь динамичный характер. Ее нормы отношений с обществом, как ценности культуры, должны соответствовать интересам общества и возможностям власти. Закостенелость политической культуры ведет к противоречиям между властью и обществом, негативной активности, что чревато социальным взрывом.

Политическая культура требует от властных структур открытости в своих целях и методах политической деятельности. Открытость, прозрачность принятия решений и действий, вызывает доверие со стороны общественных сил к власти. Кулуарное принятие политиче-

ских решений вызывает противоречия, нередко провоцирует социальные взрывы. Все это дезориентирует социальную активность студентов. Желаем мы того или нет, но студенчество наблюдает за деятельностью властных структур и дает свою оценку их действиям.

Формирование политической культуры основывается на традициях, обычаях, ритуалах, вытекающих из них норм культуры отношений, подкрепляемых эмоциональным отношением к ним. В этом плане социальная активность студентов имеет традиционный характер. Сама активность студентов, нормы политических отношений, приобретая традиционный характер культуры политических отношений, явно несут печать нравственных отношений.

Из приведенного следует, что социальная активность связана с формированием политической культуры студентов, более того она выступает одним из факторов ее становления, что следует из функций, выполняемых ею. К таким функциям социальной активности следует отнести:

- гностическую (познавательную) функцию, связанную с формированием политического сознания студентов (политические идеи, знания, идеалы, теории, концепции, принципы, доктрины, концепты, законы, ценности, убеждения, чувства, настроения; система понятий, таких как мир, демократия, политическое согласие, толерантность, легитимность, свобода слова, равенство перед законом, разумный компромисс; формирование установки на культуру политических отношений);

- коммуникативно-интеграционную функцию, связанную с установле-нием контактов, обеспечивающую формирование культуры политических отношений на основе существующих в обществе норм, традиций, ритуалов, обычаев, политического поведения личности, проявляющуюся в таких моральнополитических ценностях, как честность, правдивость, обязательность, единство слова и дела, принципиальность, солидарность, демократичность, что обеспечивает единство, целостность социальной общности;

162

- ценностно ориентировочную функцию, связанную с формированием направленности личности на ценности политической культуры, их актуализацией, превращением в принципы поведения и отношений;

- регулятивно-нормативную функцию, проявляющуюся в регулировании отношений студентов на различном уровне - на основе традиций, обычаев, ценностей, формирования навыков, стереотипов, норм поведения и отношений, регулирующих политические отношения студентов;

- трансляционно-информационную функцию, связанную с трансляцией политических знаний, идей, теорий и принципов, выступающих элементами политической культуры; обменом информацией, имеющей ценность для формирования политической культуры студентов; обменом опытом развития социальной активности, важным для формирования политической культуры.

- адаптационно-социализирующую функцию, связанную с социализацией личности, приобретением опыта социальных отношений, ее адаптацией к особенностям социальнокультурной среды, вхождением ее в политическое пространство социума. При этом социализация и социальная адаптация выступают механизмом формирования ценностного отношения к политической культуре.

Важнейшей проблемой формирования политической культуры личности является создание условий перевода социальной активности в социально-политическую активность студентов. Социально-политическая активность выступает как качественная характеристика личности студента, в основе которой лежит степень социализации личности и ее направленность на ценности политической культуры, выраженной в готовности к политической деятельности.

Сами условия развития социально-политической активности личности имеют социальный, социально-педагогический и социально-психологический характер, их можно разделить на несколько групп:

- условия, носящие социальный, точнее социально-культурный характер, включая раз-

витие гражданского общества, доминанту культуры социальных отношений в обществе;

- социально-политические условия, связанные с формированием правового государства, легитимности власти, демократическим управлением обществом и государством, наличием свободы слова, реального равенства перед законом;

- педагогические условия, включающие цели формирования социально-политической активности, выбор политических ценностей, средств, ориентацию личности студента на ценности политической культуры;

- социально-педагогические условия, связанные с социализацией, включением личности в социально-культурную деятельность, ее социальную адаптацию, исходя из социальнокультурного уровня развития конкретной социально-политической среды;

- социально-психологические условия, включая вхождение личности в систему ценностей политической культуры (инкультура-цию), формирование установки на культуру политических отношений, ее готовность к активной политической деятельности на основе культуры социальных отношений.

По отношению к студентам, скорее, следует вести речь о формировании социально-политической активности, нежели о политической культуре, учитывая, что они еще не включены в активную политическую жизнь общества.

Ретроспективный взгляд на проблему формирования политической культуры студенческой молодежи показывает, что изучение гуманитарных дисциплин в вузе должно носить системный характер: во-первых, на младших курсах необходимо сосредоточить внимание на формировании общественной и гражданской активности; во-вторых, на последующих курсах, продолжая работу, сосредоточить усилия на развитии социальной и социально-политической активности. Этим самым создается база для формирования политической культуры студентов, выступающая в форме взаимосвязанных элементов (общественная активность - гражданская активность - социальная активность - социаль-

163

но-политическая активность - политическая культура).

В содержательном плане изучение гуманитарных дисциплин в вузе должно быть ориентировано на осмысление сущности политических ценностей, к которым в политологии относят: базовые ценности (власть и отношение к ней), ценности-нормы (свобода, демократия); основные ценности политической культуры гражданского общества (традиции, обычаи, чувства, нормы, стереотипы поведения и отношений).

В психолого-педагогическом плане формирование политической культуры студентов должно основываться:

- на компонентном подходе, включая когнитивно-эмоциональный, нормативно-ценностный, деятельностный компоненты;

- осмыслении сущности политических знаний, выступающих в форме ценностей политической культуры;

- формировании установки, убеждения на формирование политического сознания, ответственное поведение, участия в политических акциях.

В процессуально-методическом плане

формирование политической культуры должно основываться на ценностных ориентациях и этапно-уровневом подходе, где первый этап подчиняется ориентации студентов на общественные ценности, связанные с социализацией человека; второй связан с социализацией, адаптацией личности к системе ценностей политической культуры и инкультурацией; третий -с ориентацией на социально-политические ценности, формирование установки на активную общественно-политическую деятельность.

1. Введение в современную политологию / под ред. Л. И. Коган. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 222 с.

2. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. - СПб: Лань, 2001.- 830 с.

3. Новейший политический словарь / сост. Д. Е. Погорелый и др.- Ростов на/Д: Феникс, 2010. - 318 с.

4. Учебный социологический словарь / под ред. С. А. Кравченко - М.: Экзамен, 1999.

5. Хайкин, В. Л. Активность / В. Л. Хайкин. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 448 с.

Сдано 18.03.2013

164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.