Научная статья на тему 'Формирование и специфика политической культуры молодежи в современном российском обществе'

Формирование и специфика политической культуры молодежи в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2410
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL ACTIVISM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Погосян Лилияна Альбертовна, Веселая Татьяна Викторовна

Исследуется феномен политической культуры молодежи как важнейший элемент политической жизни общества. Подробно рассмотрены содержание и сущность понятия политической культуры, развитие гражданско-патриотического образования молодежи в российском демократическом обществе, повышение уровня социальнополитической активизации молодежи. Повышение политической культуры молодежи предполагает обеспечение социально активного поведения. Политическая культура имеет место, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства политических знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения. Уровень политической культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизаций общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Погосян Лилияна Альбертовна, Веселая Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC OF FORMATION OF POLITICAL CULTURE OF YOUTH IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: POLITICAL AND LEGAL ASPECTS

The article explores the phenomenon of the political culture of young people as the most important element of the political life of a society. The content and the essence of the concept «political culture», the development of civil and patriotic education of youth in Russian democratic society, the increase of the level of socio-political activity of young people are considered in detail. Increased political culture of young people involves ensuring of socio-active behavior. The political culture can exist, when the systematic reproduction of the unity of political knowledge, beliefs, values and practices of its implementation in the norms of behavior are provided. The level of political culture of young people is one of the indicators of development and an important criterion for the modernization of society.

Текст научной работы на тему «Формирование и специфика политической культуры молодежи в современном российском обществе»

УДК 316.75 © 2015 г.

Л.А. Погосян, Т.В. Веселая

ФОРМИРОВАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Погосян Лилияна Альбертовна - кандидат социологических наук, доцент Ростовского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Ростов-на-Дону, e-mail: lilipog@yandex.ru

Веселая Татьяна Викторовна - кандидат философских наук, доцент Ростовского института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Ростов-на-Дону, e-mail: t.veselaya@mail.ru

Аннотация. Исследуется феномен политической культуры молодежи как важнейший элемент политической жизни общества. Подробно рассмотрены содержание и сущность понятия политической культуры, развитие гражданско-патриотического образования молодежи в российском демократическом обществе, повышение уровня социально-политической активизации молодежи. Повышение политической культуры молодежи предполагает обеспечение социально активного поведения. Политическая культура имеет место, когда обеспечивается систематическое воспроизведение единства политических знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения. Уровень политической культуры молодежи является одним из показателей ее развития и важным критерием модернизаций общества.

Ключевые слова: политическая культура, правовая социализация, молодежь, социальная активность, политическая социализация, молодежная политика, демократия, гражданско-правовое образование.

В современном российском обществе активно обсуждают политическую культуру власти, политическую культуру лидеров, политическую культуру общества, но мало кто затрагивает политическую культуру молодежи, ее особенности и значимость в демократическом

развитии государства. Диагностирование общества на предмет развитости гражданско-патриотического чувства можно определить по показателям политической активизации молодежи. Иными словами, количество молодежных общественно-политических организаций, формы представительства интересов молодого поколения во властных структурах определяют, насколько высока политическая активность

V Т/» с

молодежи в данной стране. К сожалению, в современном российском обществе эти показатели крайне низки.

Именно категория политической культуры, в том числе политической культуры молодежи, ближе всего подводит нас к постижению структуры политической жизни, ее специфики в отношении к политической системе государства. Следовательно, исследование проблем формирования современной политической культуры представляется весьма актуальной темой, так как именно такая категория, как «молодежь», выступает в качестве движущей силой развития общества и государства в целом. Недостаточный уровень освоения демократической политической культуры является одним из оснований отчуждения молодежи от общественно-политических процессов в Российском государстве. Общество не может быть гражданским, а государство -социальным и правовым, если одна из социальных групп этого государства исключена из системы политико-властных отношений. Именно усиление роли политической культуры молодежи является существенным фактором развития современного российского общества.

Формирование политической культуры становится все более необходимым в условиях, когда социальные трансформации, произошедшие в общественно-политической жизни современного российского общества, приводят к снижению активности молодежи к политической деятельности, нежеланию и невозможности участвовать в ней значительной части населения. В этих условиях становится все более актуальной проблема вовлеченности молодого поколения в политическую жизнедеятельность общества. Ювенологические подходы изучения политической культуры требуют своего специального научного исследования и всестороннего анализа состояния и проблем политической социализации.

В современной России преобладающая часть молодежи является политически пассивной группой. Значительная часть молодежи не состоит в профсоюзах, общественно-политических организациях и объединениях. Политические партии не имеют четко сформулированной молодежной политики. В последние годы в большинстве исследований наблюдаются снижение уровня социально-политической активности и участия российской молодежи, концентрация на личных проблемах,

отказ от активной роли в делах общества, невысокий уровень доверия молодых людей практически ко всем институтам политико-правовой системы российского общества.

Следует отметить, что именно политическая культура молодежи активно влияет на динамику политической системы, воплощаемую в политическом процессе, во многом определяет его направленность, ролевые установки участников, воздействует на ценностно-смысловую характеристику путей и способы их достижения, уровень стабильности и развития социально-экономического общества. Являясь существенным инструментом политических преобразований, политическая культура молодежи несет в себе эталоны политического поведения и модели действий, что во многом определяет стабильность и целостность общества. Выявление механизмов и тенденций воздействия политической культуры молодежи на политический процесс открывает потенциалы для эффективного прогнозирования в политической сфере.

Подчеркнем, что политическая культура представляет собой динамичное, развивающееся явление, чутко реагирующее на изменения окружающего мира. Однако политическая культура меняется медленнее, чем общественно-политическое устройство, часто не успевая адаптироваться к новым условиям социума. Но только «такое проживание новых демократических отношений создает устойчивую внутреннюю и социальную основу для современного политического общества» [8, с. 89]. Каждому этапу существования общества присущ определенный уровень политической культуры, к сожалению, большинство исследователей соглашается с тем, что на данный момент уровень политической культуры молодежи ничтожно низок.

Понятие «политическая культура молодежи» является одной из наиболее популярных категорий в политико-правовой науке. Значимость формирования политической культуры молодежи становится необходимой в условиях, когда модификации, произошедшие в социально-экономических основах российского общества, привели к аполитичности молодого поколения, нежеланию и невозможности участвовать в политической деятельности. В этих условиях становится все более насущной проблема вовлеченности молодого поколения в политическую жизнь общества. Неурегулированность этого предмета внимания является непредсказуемой как в отношении молодого поколения к любым политическим инициативам, так и в перспективе политической стабильности в стране в целом.

Политическая культура молодежи одновременно относится и к системе политических отношений, и к системе культуры. Как состав-

ляющая политической системы общества, она отображает уровень политической зрелости и активности молодежи политических отношений. Как часть культуры общества, политическая культура есть накопленный потенциал, опыт того или иного социума, который раскрывает процесс формирования и материализации сущностных сил человека в процессе его политической деятельности [7, с. 36].

Следовательно, политическая культура молодежи может быть воспринята через трактовку качественных характеристик политической деятельности, проявляющихся в уровне компетентности, политической активности, сознательности участвующих в ней людей.

Соответственно, низкий уровень политической культуры молодежи может отражаться в отсутствии общего и политического образования и воспитания, опыта политической деятельности, в неспособности реализовывать через политическую систему свои и общезначимые цели, в нарушении законов, в безответственности перед обществом, коррумпированности, в пренебрежении традициями и правами своих политических партнеров, в разжигании национальной и социальной розни и ненависти.

Современные исследования показывают, что в условиях демократического транзита тяжесть проблем переходного периода в значительной степени ощущает на себе молодое поколение. Лишь только незначительную часть молодежи интересует политика. Число же тех, кто расположен участвовать и реально участвует в деятельности общественно-политических организаций, еще меньше. Ни одно государство не может благополучно развиваться без четкой и хорошо продуманной системы политического воспитания и подготовки молодого поколения к будущей политической жизни. Судьба демократической России зависит от того, с какими политическими ориентациями и духовно-нравственными ценностями придет молодое поколение на смену сегодняшним активным политическим силам страны. Поэтому в этих условиях вопрос о характере политической культуры молодежи и развитии гражданского образования стоит сегодня в России весьма остро.

Многие политические лидеры стремятся сделать молодежь своим союзником, поскольку представители этой социально-демографической группы часто выступают как наиболее активизированные и радикально настроенные члены общества. Снижение духовно-нравственного потенциала среди молодого поколения отражает одну из острейших социально-политических проблем общества. Его повышение и стабилизация возможны через привитие политической культуры и формирование гражданско-патриотического воспитания.

В общественно-политической ситуации современной России молодое поколение в своем большинстве лишено надежных социальных ориентиров. Распад укоренившихся форм социализации, сформированной на социальной предназначенности жизненного пути, с одной стороны, повысил личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой - привел к нежеланию значительной части из них включиться в новые общественно-политические отношения. Следовательно, необходимость духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса социального становления современной молодежи [4, с. 71].

Исходя из этого, молодежь с высоким уровнем политической культуры будет иметь высокий уровень политического образования, стабильный интерес к внутренней и международной жизни; активно, с ясно осознаваемыми и публично выражаемыми целями, результативно участвовать в политической деятельности через общественно-политические организации, эффективно реализуя не только личные, но и общественно значимые цели; действовать в рамках законности, не ущемляя прав и свобод других субъектов политики; избегать угроз и шантажа, использовать переговоры, убеждение, согласованные с другими социальными субъектами политические средства; уважать интересы и традиции своих партнеров.

Становление политической культуры в современном российском обществе устанавливает перед молодежью такие задачи, которые призывают к активизации в социально-политических отношениях, во взаимодействии с людьми и социальными институтами в политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в социально-политической жизнедеятельности общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к формированию лидерства, добровольчества и других форм социальной активности.

По мнению российских социологов, гражданин обязан обладать высоким уровнем политической компетентности, включающей в себя «совокупность имеющихся у личности знаний относительно своих неотъемлемых прав и налагаемых на нее обязанностей, умение оперировать которыми раскрывает перед человеком возможность материализации своих потребностей и устремлений» [9, с. 29].

Для привлечения молодежи в политическую жизнедеятельность, формирования гражданско-патриотической позиции необходимо усовершенствовать программы государственной молодежной политики.

Государственная молодежная политика отражает стратегическое направление государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Российской Федерации, на формирование у молодых людей патриотизма и гражданственности, а также почитания отечественной истории и культуры народностей России и государств, на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Реализация государственной молодежной политики должна быть направлена на создание правовых, политических и социально-экономических гарантий для самореализации личности, на развитие и поддержку молодежных общественных объединений и организаций.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить: в настоящее время молодое поколение в современном российском обществе не является активным участником политического процесса, а иногда и совсем отчуждается от него. Формирование механизмов воздействия на современную молодежь в целях повышения ее активизации в политической жизнедеятельности общества, протекающих в Российской Федерации, обусловлено:

- во-первых, снижением уровня политической активизации молодого поколения по сравнению с другими возрастными группами во всех формах политического участия: электоральном поведении, организационной и протестной деятельности;

- во-вторых, участием молодежи в роли наблюдателей за политическими процессами, а не в роли активных и заинтересованных участников, причиной чего, возможно, является недостаточно эффективная государственная молодежная политика, проводимая органами государственной власти в государстве и ее субъектах.

Перспектива развития демократического гражданского общества в современной России в значительной степени связана с формированием политической культуры молодежи. Политическая культура молодежи имеет место только тогда, когда выражается систематическое воспроизведение единства политико-правовых знаний, убеждений, ценностей и практической деятельности по их материализации в норме поведения. Уровень политической культуры молодежи является одним из показателей ее развития и значимым критерием политической стабилизации общества.

Таким образом, основными критериями функционирования и повышения политической культуры молодежи являются целенаправленные действия государственных и негосударственных структур по приобщению молодого поколения к политико-правовым нормам, ценно-

стям и установкам, повышению уровня социально-политической активизации молодежи.

Отсюда одной из основных задач построения демократического общества является поиск путей повышения уровня политической культуры молодежи, их интереса к политическим явлениям. А также следует создавать условия для активного вовлечения подрастающего поколения в социально-политические процессы формирования в России гражданского общества с социально-правовой гражданственностью. Молодое, инновационное по своей природе, поколение во многом определяет будущее любого государства. Именно формирование политической культуры российской молодежи является важнейшим фактором становления и развития гражданского общества и правового государства в современных условиях.

Литература

1. Гаврилюк В.В., Меленков В.В. Граж-

1.

References

Gavrilyuk V.V., Melenkov V.V.

данственность, патриотизм и воспитание Grazhdanstvennost', patriotizm i vospitanie

молодежи // Социс. 2007. № 4. С. 37-44. 2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Моло-

molodezhi // Sotsis. 2007. № 4. S. 37-44. 2. Gorshkov, M.K., Sheregi, F.E.

дежь России: социологический потрет. М., Molodezh' Rossii: sotsiologicheskiy potret.

2010. 592 с.

3. Гуляихин В.Н., Галкин А.П. Полити-

M., 2010. 592 s.

3. Gulyaikhin V.N.,

Galkin A.P.

ческие и правовые ценности граждан в РоШсИевЫе 1 ргауоууе 18еппо811 §га2Ьёап V трансформирующемся российском обще- йашГогшгиушкскетвуа го881увкош

стве: опыт регионального исследования // оЬвЬсЬев^е: ору! ге§юпаГпо§о issledovaniya

Политика и общество. 2010. № 12. С. 21-27.

4. Погосян Л.А. Влияние процессов социализации, адаптации и идентификации на формирование политической культуры молодежи // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 69-75.

5. Политический потенциал и политическая активность молодежи. URL: http://bd. fom.ru/report/map/ (дата обращения: 14.04.2014).

6.Ромашов Р.А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура. 2006. № 1. С. 14-27.

7. Рыбаков А.В. Политическая культура современного российского общества: состояние и перспективы ее демократизации // Поиск. 2012. № 1. С. 31-38.

8. Фомин О.Н. Политическая культура как фактор политического процесса // Власть. 2012. № 3. С. 86-89.

9. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 23-31.

// Politika i obshchestvo. 2010. № 12. S. 21- 27.

4. Pogosyan L.A. Vliyanie protsessov sotsializatsii, adaptatsii i identifikatsii na formirovanie politicheskoy kul'tury molodezhi // Gumanitariy Yuga Rossii. 2013. № 3. S. 69-75.

5. Politicheskiy potentsial i politicheskaya aktivnost' molodezhi. URL: http://bd.fom.ru/ report/map/ (data obrashcheniya: 14.04.2014).

6. Romashov R.A., Tishchenko A.G. Pravovaya kul'tura: tsennostnyy aspekt // Pravovaya kul'tura. 2006. № 1. S. 14-27.

7. Rybakov A.V. Politicheskaya kul'tura sovremennogo rossiyskogo obshchestva: sostoyanie i perspektivy ee demokratizatsii // Poisk. 2012. № 1. S. 31-38.

8. Fomin O.N. Politicheskaya kul'tura kak faktor politicheskogo protsessa // Vlast'. 2012. № 3. S. 86-89.

9. Shcheglov I.A. Politicheskaya sotsializatsiya lichnosti i sovremennyy istoricheskiy protsess // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2000. № 4. S. 23-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.