Научная статья на тему 'Роль социально-политического образования в формировании мировоззрения студента'

Роль социально-политического образования в формировании мировоззрения студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
730
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIO-POLITICAL EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / UPBRINGING / POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Маргарита Михайловна, Левченкова Татьяна Анатольевна

В статье рассматривается роль социально-политического образования в формировании мировоззрения студента, важность влияния высшей школы на процесс формирования политической социализации студенческой молодежи. Рассматривается идеология работы по формированию ценностных ориентиров молодого поколения, деятельность вузов по формированию мировоззрения и социальной активности студенчества. В статье акцентируется внимание на ценностный аспект образовательной практики, обращения к системе ценностей, влияющих на формирование политической культуры, идеалов, принципов и убеждений студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Маргарита Михайловна, Левченкова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Social and Political Education in the Formation of the Student Outlook

The article deals with the role of social and political education in the formation of the student’s outlook, the importance of high school influence on the process of political socialization of students. The article also considers the ideology of work on the formation of values of the young generation, the activity of higher education institutions in the formation of attitudes and social activity of students. The article focuses on the value aspect of educational practice, referring to the system of values that influence the formation of political culture, ideals, principles, and beliefs of a student

Текст научной работы на тему «Роль социально-политического образования в формировании мировоззрения студента»

1УДК 378 ББК 74.58

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТА

М. М. Симонова, Т. А. Левченкова

Аннотация. В статье рассматривается роль социально-политического образования в формировании мировоззрения студента, важность влияния высшей школы на процесс формирования политической социализации студенческой молодежи. Рассматривается идеология работы по формированию ценностных ориентиров молодого поколения, деятельность вузов по формированию мировоззрения и социальной активности студенчества. В статье акцентируется внимание на ценностный аспект образовательной практики, обращения к системе ценностей, влияющих на формирование политической культуры, идеалов, принципов и убеждений студента.

Ключевые слова: социально-политическое образование, образовательная деятельность, воспитание, политическая социализация, политическая культура.

THE ROLE OF SOCIAL AND POLITICAL EDUCATION IN THE FORMATION OF THE STUDENT OUTLOOK

M. M. Simonova, T. A. Levchenkova

Abstract. The article deals with the role of social and political education in the formation of the student's outlook, the importance of high school influence on the process of political socialization of students. The article also considers the ideology of work on the formation of values of the young generation, the activity of higher education institutions in the formation of attitudes and social activity of students. The article focuses on the value aspect of educational practice, referring to the system of values that influence the formation of political culture, ideals, principles, and beliefs of a student

Keywords: socio-political education, educational activity, upbringing, political socialization, political culture.

Согласно закономерностям эффективной коммуникации, социум должен быть принят во внимание не только в качестве вполне определенного заказчика образования, но и как неизменно присутствующий фон, обуславливающий экономически, политически, идеологически развитие подрастающей личности, проходящей различные этапы и уровни образования и воспитания. Как писал известный российский социолог М. Н. Рутке-вич, «школа всегда была и будет своеобразным "осколком" породившего его общества, стало быть, ее достоинства и недостатки имеют если не прямую, то опосредованную связь с уровнем развития материального производства и культуры народа, с общественным и государственным строем» [1, с. 104].

Официальный поток образовательной информации через содержание учебных предметов, а также воспитательная коммуникация вводят ученика, студента в круг общественных проблем, но как много этих проблем в слишком разнообразных трактовках прессы, телевидения, художественной литературы, межличностного общения обрушивается на неокрепший ум подростка и молодого человека. Плюрализм не всегда плюрализм, нередко он -хаос. К тому же исследователи проблем образования констатируют, что с точки зрения воздействия внешней среды все элементы образовательного пространства в настоящее время существуют в условиях неопределенности.

Но возрождение страны невозможно без адекватного знания о мире и о самих себе, о

нашем настоящем и прошлом, которое нуждается в демифологизации.

С одной стороны, нам необходим безжалостно честный по отношению к самим себе, принципиально новый тип социально-исторического и гуманитарного знания. С другой стороны, наше историческое знание при всей его объективности не должно быть уничижительным.

Система образования, особенно школьного, обречена быть идеологически определенной. Для школы всегда было важнее ясно представлять доктринальную позицию действующей власти, нежели весь разброс профессионального обществоведческого мышления. Можно спорить, правильно это или нет, но для школьной образовательной определенности нужен официальный критерий. Вузовское образование уже его в такой мере не требует -здесь важна лишь сама по себе информация об официальной доктрине, а более глубокое познание уже происходит по всем правилам глубокого и всестороннего изучения обществоведческих дисциплин.

Одной из важнейших задач социально-политического образования является формирование нравственной и политической культуры студенческой молодежи. Воспитание во все времена органически было вплетено в образовательный процесс. Сегодня же вузы чаще всего готовят специалистов-технократов, умеющих решать лишь узкопрофессиональные частные проблемы. Но специалист обязан понимать также результаты и последствия своей деятельности, их роль и значение для всего общества [2]. Он должен осознавать свою ответственность за будущее страны, что невозможно без формирования идейно-нравственной гражданской системы ценностей личности. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовки студента при практически полном отсутствии гражданского воспитания приводит к оттоку лучших молодых кадров на Запад, к так называемой «утечке мозгов». Мотивация деятельности представителей молодого поколения часто носит утилитарно-потребительский характер при отсутствии политической и нравственной составляющих. В результате у современного студента формируется маргинальное сознание, утратившее связи с традиционными духовными ценностями предшествующих поколений, нарушается исто-

рическая преемственность, а тем самым и распадается целостность общества. Нередко в студенческой аудитории, да и не только в ней, можно встретить непонимание, а значит и недооценку того, что без сплочения населения страны в единую общность, без осознания себя гражданами конкретного государства, обладающими определенными правами и обязанностями, страна просто не сможет нормально существовать и цивилизованно развиваться.

Одним из главных недостатков современного гуманитарного образования признается потеря объединяющей общенациональной (общегосударственной) идеи, снижение политической культуры выпускников вузов. Вопросы совершенствования гуманитарного образования, повышения его эффективности сегодня находятся в центре внимания научной общественности страны.

Уровень профессиональной компетентности студента сам по себе не является гарантом его будущих успехов в трудовой деятельности. Современному человеку для ощущения своей состоятельности как личности недостаточно одних профессиональных побед. Он живет и трудится в обществе, среди людей с различными политическими, идеологическими, религиозными взглядами и убеждениями. Поэтому важно быть готовым к сотрудничеству, толерантным, терпимым к чужому мнению, уметь находить компромиссы, вести диалог и при этом, уважая права и свободы других, уметь отстаивать собственную гражданскую позицию.

Важно продолжить уже начатые преобразования, призванные обеспечить переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной, социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитию образования, связанному с мировой и отечественной фундаментальной наукой, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности.

Современное образование не может сводиться лишь к обучению академическим знаниям, оно предполагает воспитание полноценного члена общества с развитым чувством долга, патриотизма, умеющим и желающим жить в развитом демократическом обществе, право-

вом государстве, осознающим себя полноправным гражданином своей страны.

Главную роль в создании мировоззренческих основ такой личности призваны играть предметы социально-гуманитарного цикла. Для реализации поставленной цели необходимо учитывать единство и взаимосвязь когнитивного (знания), аксиологического (ценности) и праксиологического (практика) компонентов образовательного процесса.

Система гражданского образования и воспитания предполагает мировоззренческую нравственную ориентацию полученных знаний. Представление о человеческой жизни как высшей ценности диктует настоятельную необходимость выработки у студентов соответствующих политических ориентиров. Сущность происходящих сегодня политических событий может быть раскрыта лишь на основе освоения исторического опыта предшествующих поколений, всего комплекса достижений общественных наук. Давно известно положение о том, что неграмотные люди в политике инертны, безучастны. В силу своей политической необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим подлинным интересам, в политические движения экстремистского толка. Политически неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом.

Любая личность объективно включена в общественный процесс, даже если не желает или, что чаще, не осознает этого. Степень же понимания механизма политического процесса, желания и умения в нем участвовать предопределяют место человека в сфере политики. Процесс гуманитарного образования в вузе предполагает формирование у студентов потребности четкого и ясного знания политики, умения научного объяснения происходящих в стране и мире политических процессов и грядущих в них перемен.

Необходимо развивать личностно-ориен-тированное образование. Преподаватель - это прежде всего не «источник знания», а помощник студента в процессе активной познавательной деятельности. Самостоятельность в приобретении и использовании знаний становится приоритетным направлением образова-

тельного процесса. Для этого необходимо использовать самые разнообразные методики обучения, делая акцент не на усвоение и воспроизведение готовых знаний, а на творческую деятельность, дискуссии, размышления.

В целях формирования у студентов сознательного, активного отношения к знаниям целесообразно использовать активные формы проведения семинарских занятий, такие как «семинар-диспут», «семинар - пресс-конференция» и др. Цель таких занятий - добиться глубокого, всестороннего обсуждения темы в тесной связи с жизнью; активизировать творческое мышление и познавательную деятельность студентов; способствовать выработке у них умения кратко, убедительно и аргументированно излагать свои мысли, выделять главное, опровергать ошибочную точку зрения. Данные формы проведения семинаров прививают навыки вести аргументированную, корректную полемику, развивают у студентов самостоятельность в мышлении, ведут к развитию образности и яркости речи, повышают их политическую культуру.

Особую роль в формировании политической культуры играет процесс политической социализации, процесс усвоения человеком основных норм и ценностей современного государства, а также форм поведения, которые организуют политическую жизнь данного общества.

Политическая социализация - это сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида, передавая ему существующие в обществе политические ориентации, ценности, модели политического поведения.

С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность субъекта, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. И в этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в определенной мере зависит от внутреннего мира субъекта, особенностей его внутреннего «Я».

Важную роль в учебном процессе занимает деятельностный компонент. Необходимо опираться на личный политический опыт студентов,

анализировать конкретные ситуации их реальной жизни, моделировать события, требующие применения соответствующих знаний, поиска путей практического решения проблем. Политическое образование нацелено не только на объективный анализ политического процесса, но и на умение выработать свою собственную позицию по самым сложным, противоречивым, острым вопросам социально-экономического и политического развития нашей страны. Политическая теория должна быть трансформирована в программу осознанных социально-политических действий, служить позитивным инструментом изменения окружающего мира.

Социолог М. В. Лисаускене приводит высказывания студентов 4-го курса Иркутского государственного университета: «Мы - дети мира. Нам все равно, где жить и учиться. Наше поколение по-новому воспринимает мир. Оно мало ориентируется на прошлое страны, для него важнее будущее, в котором не обязательно присутствует Россия» [3, с. 111]. Так что равнодушие к судьбе России и даже желание иновластия существует, к сожалению, и в среде уже добившихся возможности считать себя частью западного общества, и в среде входящей в жизнь молодежи, нового подрастающего поколения.

В этой связи образованию предстоит выдержать непростую нагрузку: с одной стороны, не дать вытравить из сознания молодежи идею национального интереса, а с другой - подготовить ее к активному участию в российской жизни, чтобы добиться ее более культурного содержания, нежели то, которое сегодня шокирует Европу.

Образование обязано выпускать молодое поколение в жизнь с континуумом социальных знаний, чтобы качественно менять коммуникационное пространство социума, оптимизируя все связи между экономикой, политикой, идеологией, населением и властью.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Садовничий В. А. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: доклад на Всероссийском совещании работников образования 14-15 января 2000 г. - М., 2000.

2. Полевая М. В., Симонова М. М. Проблемы и перспективы развития страны и туристской индустрии в восприятии студентов МГИИТ // Научный вестник МГИИТ. - 2010. - Т. 3, № 1. - С. 20-26.

3. Лисаускене М. В. Поколение next - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 111-115.

REFERENCES

1. Sadovnichiy V. A. O natsionalnoy doktrine ob-razovaniya v Rossiyskoy Federatsii: doklad na Vserossiyskom soveshchanii rabotnikov obra-zovaniya 14-15 Jan 2000. Moscow, 2000.

2. Polevaya M. V., Simonova M. M. Problemy i perspektivy razvitiya strany i turistskoy indust-rii v vospriyatii studentov MGIIT. Nauchnyy vestnikMGIIT. 2010. Vol. 3, No. 1, pp. 20-26.

3. Lisauskene M. V. Pokolenie next - pragmatichnye perfektsionisty ili romantiki potrebleniya. Sotsio-logicheskie issledovaniya. 2006, No. 4, pp. 111-115.

Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и психология» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: MMSimonova@fa.ru

Simonova Margaritay M., PhD in Sociology, Associate Professor, Human Resource Management and Psychology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: MMSimonova@fa.ru

Левченкова Татьяна Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация», Юридический институт Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ) e-mail: tat-lev-65@yandex.ru

Levchenkova Tatiana A., PhD in Philosophy, Associate professor, Social sciences and professional communication Department, Law Institute, Emperor Nicholas II Moscow State University of Railway Engineering e-mail: tat-lev-65@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.