Научная статья на тему 'Социальная активность детей с разными уровнями мышления'

Социальная активность детей с разными уровнями мышления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1181
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / МЫШЛЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / A SOCIAL ACTIVITY / A COGITATIVE ACTIVITY / INTELLIGENCE / SOCIALIZATION / A SOCIOMETRICAL STATUS / THINKING / A DIALOGUE / INTERPERSONAL INTERACTION / INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комкова Елена Ивановна

В статье обсуждается проблема умственного развития в процессе социальной активности. Анализируются результаты связи и соотношения успешности мыслительной деятельности, показателя общего интеллекта, статусного положения и характеристик общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Показана связь когнитивных показателей и системы межличностного взаимодействия в группе сверстников, которые у мальчиков и девочек имеют существенные различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комкова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Social Activity of Children with Different Levels of Thinking

The contemporary experimental results of studying thinking development in social activities are analyzed. The data obtained in the research of thinking capacities in social interaction in early childhood are exposed. The analysis of the cognitive development of preschool and primary school children is to be distinguished as a communication capacity and a sociometrical status in a peer’s group. The test medial index showed that a high level of intelligence is not the main production condition of interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «Социальная активность детей с разными уровнями мышления»

УДК 159.9

Е. И. Комкова

Социальная активность детей с разными уровнями мышления

В статье обсуждается проблема умственного развития в процессе социальной активности. Анализируются результаты связи и соотношения успешности мыслительной деятельности, показателя общего интеллекта, статусного положения и характеристик общения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Показана связь когнитивных показателей и системы межличностного взаимодействия в группе сверстников, которые у мальчиков и девочек имеют существенные различия.

Ключевые слова: социальная активность, мыслительная деятельность, интеллект, социализация, социометрический статус, мышление, общение, межличностное взаимодействие, умственное развитие.

Е. I. Komkova

А Social Activity of Children with Different Levels of Thinking

The contemporary experimental results of studying thinking development in social activities are analyzed. The data obtained in the research of thinking capacities in social interaction in early childhood are exposed. The analysis of the cognitive development of preschool and primary school children is to be distinguished as a communication capacity and a sociometrical status in a peer's group. The test medial index showed that a high level of intelligence is not the main production condition of interpersonal communication.

Key words: a social activity, a cogitative activity, intelligence, socialization, a sociometrical status, thinking, a dialogue, interpersonal interaction, intellectual development.

Формирование социальной активности в детском возрасте обусловлено в широком плане сложившимися в обществе механизмами социализации. Общество формирует систему требований, которые реализуются через агентов социализации и непосредственное общение. Формирование инициативы и исполнительности ребенка зависит от положительного или отрицательного отношения окружающих людей к проявлению его активности.

Генезис социальной активности нельзя привязать к какому-либо конкретному возрастному периоду, поскольку у одних дошкольников она возникает раньше, у других - позже, есть и такие дети, которые поступают в школу с преобладанием социально реактивных форм поведения. Активность развивается у отдельного ребенка неравномерно, в одних сферах быстрее, в других - медленнее; одни формы активности детей-дошкольников начинают доминировать раньше, другие - отходят на задний план. Социальная активность проходит 3 этапа: исполнительность, инициативу и их интеграцию, выражая в последнем случае элементарную социальную позицию ребенка.

Под социальной активностью В. Г. Маралов и В. А. Ситаров понимают способность ребенка включаться в специфическую для такого возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых для других и для себя в плане становления социально значимых черт личности. Единицы социальной активности - исполнительность, инициативность, ответственность и самостоятельность. Типы социальной активности: 1) исполнительно-инициативный, 3) инициативный, 3) исполнительный, 4) реактивный [1, с. 5153].

Исследование, целью которого являлось изучение проявления социальной активности детей с разными уровнями мыслительной деятельности, проводилось в 2000 г. в рамках государственной научно-исследовательской темы «Образовательная модель «Первый шаг». В ней принимали участие дети 5,5-6,5 лет (98 мальчиков и 90 девочек). Все дети являлись воспитанниками различных детских садов.

Практически во всех изучаемых видах деятельности (в игре, труде, на занятиях и в общении) дети показали исполнительно-инициа-

© Комкова Е. И., 2011

тивный и инициативный типы социальной активности, поскольку большая часть детей из обследуемой выборки (от 30 до 50 %) проявили себя как исполнительно-инициативные и инициативные дети. Девочек с исполнительно-инициативным типом больше, чем мальчиков практически на 20 %. Особенно это касается общения.

Имеет место сомнение относительно того, часто ли дети проявляют какой-либо тип соци-

В общем количестве 30,8 % детей показали постоянную активность инициативного типа (34,4 % девочек и 27,6 % мальчиков). Можно считать, что треть детей характеризуется исполнительностью, инициативностью, ответственностью и самостоятельностью как чертами личности. Исполнительно-инициативный тип социальной активности во всех видах деятельности проявили 26,7 % девочек и 8,1 % мальчиков. Эти данные подтверждают вывод о более ранней по сравнению с мальчиками социальной зрелости девочек. Мальчики с устойчивым реактивным типом социальной активности, при котором у детей часто возникают конфликты, не проявляют настойчивости. Как только встречаются с трудностями, то прерывают деятельность, а навыки находятся на достаточно низком уровне (на 5,8 % больше, чем у девочек).

В исследовании также ставилась задача изучить способность ребенка включаться в специфическую для этого возраста деятельность в зависимости от его общего умственного развития.

Результаты изучения социальной активности и функционального развития по тесту Керна-Йерасека, а также по методике соотнесения свойств с заданным эталоном и наглядно-образного мышления по методике Л. А. Венгер, описанные В. Г. Мараловым, свидетельствуют, что чаще высокий уровень инициативы и ис-

альной активности или их способ-ность включаться в специфическую для такого возраста деятельность по решению общественных задач. Это проявляется по-разному в зависимости от вида деятельности, в которой они участвуют, для чего было подсчитано количество детей, которые во всех видах деятельности проявили исполнительность, инициативность, ответственность и самостоятельность (таблица 1).

Таблица 1

полнительности демонстрируют дети относительно функционально развитые. Но наличие высокого уровня функционального развития прямо не детерминирует проявление социальной активности. Почти во всех случаях социально активные дети демонстрировали высокий и средний уровни развития восприятия, мышления, воображения, тогда как у социально реактивных он может быть различным [1, с. 76-78].

Относительно высокий уровень умственного развития является необходимым условием социальной активности. Важную роль играют наглядно-образное, логическое мышление и воображение, а меньшую - восприятие.

Возраст детей 6-7 лет является наиболее благоприятным для формирования основ социальной активности, перевода психической активности из русла социальной реактивности на ее более высокий уровень - ответственной инициативы и ответственности исполнения.

Социальная активность проходит 3 этапа: исполнительность, инициатива и их интеграция, выражая в последнем случае элементарную социальную позицию ребенка.

В нашем исследовании мыслительная деятельность изучалась по методике У. В. Ульен-ковой [3]. За 100 % было взято количество детей в уровнях мышления (высоком, среднем и низком) отдельно (таблица 2).

Количество детей 6-7 лет с устойчивым типом социальной активности, %

Тип активности Исполнительно-инициативный Инициативный Исполнительный Реактивный Неустойчивый

всего 17 30,8 14,4 7,5 30,3

девочки 26,7 34,4 8,9 4,4 25,6

мальчики 8,1 27,6 19,4 10,2 34,7

Таблица 2

Распределение детей разных типов социальной активности по уровням мыслительной деятельности

у старших дошкольников, %

Уровень мышления Типы активности Высокий Средний Низкий

Мальч. Дев. Мальч. Дев. Мальч. Дев.

В игре Исполнительно-инициативный 40 % 30,8 % 42,9 % 66,7 % 17,1 % 2,5 %

Инициативный 20 % 30,4 % 68 % 69,6 % 12 % 0 %

Исполнительный 31,8 % 13,3 % 63,6 % 73,3 % 4,6 % 13,3 %

Реактивный 25 % 25 % 43,8 % 58,3 % 31,2 % 16,7 %

В труде Исполнительно-инициативный 22,7 % 30,1 % 68,2 % 61,8 % 9,1 % 7,1 %

Инициативный 20 % 20 % 64 % 80 % 16 % 0 %

Исполнительный 38,2 % 20 % 47,1 % 72 % 14,7 % 8 %

Реактивный 41,2 % 37,5 % 35,3 % 50 % 23,5 % 12,5 %

В учении Исполнительно-инициативный 30,3 % 31,8 % 60,6 % 65,9 % 9,1 % 2,3 %

Инициативный 29,2 % 16,6 % 54,2 % 79,2 % 16,6 % 4,2 %

Исполнительный 30,5 % 30,8 % 47,8 % 53,8 % 8,7 % 15,4 %

Реактивный 33,3 % 22,2 % 50 % 55,6 % 16,7 % 22,2 %

В общении Исполнительно-инициативный 32,3 % 30,4 % 51,6 % 60,9 % 16,1 % 6,5 %

Инициативный 37 % 15 % 55,6 % 85 % 7,4 % 0 %

Исполнительный 27,6 % 30 % 58,6 % 65 % 13,8 % 5 %

Реактивный 18,1 % 25 % 45,5 % 50 % 36,4 % 25 %

Связь социальной активности и мышления в большей степени прослеживается у девочек, чем у мальчиков. Так, от 58,3 до 50 % девочек с высоким уровнем мышления показали самый высокий, исполнительно-инициативный тип социальной активности во всех изучаемых видах деятельности. Среди девочек со средним уровнем мышления такой процент несколько ниже - от 48,3 до 43,3 %. Результаты типов социальной активности девочек с низким уровнем вряд ли можно считать объективными, поскольку их оказалось всего 5. Однако из 39 девочек с исполнительно-инициативным типом социальной активности 12 имеют высокий уровень мышления, 26 средний и только 1 девочка имеет низкий, что в процентном соотношении составляет 30,8; 66,7 и 2,5 %.

При изучении соотношения типов социальной активности и уровня мыслительной деятельности

за 100 % было взято количество детей в каждом типе социальной активности отдельно. Дети всех типов социальной активности во всех видах деятельности распределяются согласно степени выраженности уровня мышления не пропорционально. Более половины детей всех типов социальной активности имеют средний уровень мышления. Однако тот факт, что при реактивном и исполнительном типах фактически мало кто из детей имеют высокий уровень мышления (исключение составляют мальчики с реактивным типом социальной активности в трудовой деятельности) свидетельствует о влиянии мыслительной деятельности на проявление самостоятельности и исполнительности в протекании видов деятельности.

Отсутствие связи 2-х изучаемых показателей подтверждают результаты корреляционного анализа (таблица 3).

Таблица 3

Коэффициент корреляции г (по Спирмену) и уровень значимости мышления и типов социальной активности у детей 6-7 лет

Тип социальной активности

В игре В труде В учении В общении

и Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.

и г 0,25 0,15 0,09 0,007 0,21 0,12 0,14 0,16

Р 0,02 0,05

Статистически значимые результаты связи мыслительной деятельности и социальной активности были получены только у девочек в игре и общении. Это еще раз подтверждает факт о более раннем социальном созревании девочек в дошкольном возрасте по сравнению с мальчиками. Более того можно сказать, что мыслительные операции у девочек быстрее по сравнению с мальчиками приобретают форму произвольности и осознанности. Следовательно, становление высших психических функций (по словам Л. С. Выготского) у девочек происходит быстрее, они проявляются и помогают более успешному протеканию двух видов деятельности - игры и учения. Именно в игровой деятельности и во время занятий девочки активно используют свои мыслительные операции для проявления активности. Поскольку коэффициенты корреляции в обоих случаях положительные, то это означает, что высокая степень сформированности мыслительных операций связана с высоким уровнем социальной активности у девочек.

Для изучения функционирования социальной активности в межличностном взаимодействии, нами были сопоставлены данные социальной активности с результатами количества выборов, полученных каждым ребенком в социометрическом эксперименте.

В. Г. Маралов и В. А. Ситаров приводят факты наиболее существенных различий, обнаруженных в сфере умения общаться со взрослыми и сверстниками. Абсолютное большинство социально активных детей способны строить общение и с товарищами, и со сверстниками на высоком уровне. Общение выступает в роли одного из важнейших дифференцирующих факторов. Инициативные и исполнительные дети контактируют с пассивными лучше в свободной ситуации, чем в регламентированных видах деятельности. В то же время и инициатива, и исполнение в значительно большей мере проявляются социально активными детьми, пассивные же де-

ти находятся в подчиненном положении. Социально активные дети могут находить контакт со всеми другими типами дошкольников. Дети с преобладанием инициативы могут взаимодействовать друг с другом только в том случае, если исполнение носит непрерывный инициативный характер, где необходимо придумывать новое, «передавая» друг другу инициативу. С «исполнительными детьми» взаимодействие строится по типу дополнения: инициативная часть принадлежит одному, исполнительская - другому. С «импульсивными», как правило, не получается взаимодействия, так как одна инициатива сталкивается с противоположной, и дети не могут согласовать свои действия. Дети с преобладанием исполнительности могут взаимодействовать друг с другом, но им часто не хватает инициативного импульса. Социально импульсивные дети, как правило, не способны плодотворно взаимодействовать друг с другом. Такое взаимодействие возможно в тех случаях, когда дети включаются в очень активные, сильно мотивированные виды деятельности: подвижные игры, соревновательные ситуации. С «пассивными» детьми контактов наладить они не могут, а их совместная деятельность не дает качественных результатов [1, с. 82-95].

Например, целью исследования Т. В. Сенько [2] явилось изучение характера взаимосвязи между положением старших дошкольников в группе сверстников и успешностью индивидуальной познавательной деятельности. Показателем успешности познавательной деятельности старших дошкольников был уровень развития способности к обобщению, классификации, логичности суждений, речевой активности и словарному запасу.

В ходе экспериментов был выявлен ряд психологических особенностей в индивидуальной познавательной деятельности детей различных статусных групп. Так, у детей с благоприятным положением в группе сверстников («звезды»)

наблюдается высокая и средняя успешность индивидуальной познавательной деятельности, а у детей с неблагоприятным положением («изолированные») - средняя и низкая. Среди «звезд» встречаются дети с низкой успешностью (5 %), а среди «изолированных» - высокой (13 %). Высокая успешность деятельности вызывает и у «звезд», и у «изолированных» повышение активности, уверенности в своих силах, проявление положительного доминирования (желание помочь, одобрить, похвалить другого, менее успешного и т. д.). Низкая успешность деятельности сопровождается у многих «звезд» яркими вспышками агрессивного поведения, отрицательного доминирования (нападки, ругань и т. п.), желанием прекратить выполнение деятельности, добиться похвалы, положительной оценки даже при низких результатах. Низкая успешность деятельности у «изолированных» часто вызывает в поведении проявление отрицательного подчинения (обида, уход в себя, отрицательные эмоциональные состояния и даже слезы).

Т. В. Сенько объясняет наблюдаемые явления эффектом «ореола», когда «хорошие качества» приписываются «хорошим людям», имеющим благоприятное положение в группе, а «плохие качества» тем, кто находится в изоляции и популярностью не пользуется. Однако такое положение не может сохраняться долго. Для того чтобы приобрести высокое положение в группе сверстников, ребенок должен обладать достаточно высоким общим уровнем развития и иметь успехи в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной, бытовой). Это является следствием цикла «успешность - статус - успешность». Успехи в деятельности высоко положительно оцениваются взрослыми и сверстниками, что ведет к повышению статуса. Высокий статус, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития успешности в деятельности. Низкий статус ребенка вызывает пассивность, неуверенность в своих силах, а это приводит к понижению успешности деятельности.

В качестве второго механизма выступает нормирующее влияние группы. Очень высокая успешность одних детей и очень низкая других создают большой зазор по отношению к успешности основной массы детей. Его психологический смысл заключается в том, что очень высокая успешность выходит за пределы зоны ближайшего развития основной массы детей группы, то есть дети с такой успешностью оказываются

вне коллектива, ставятся группой в положение «изолированных». Это касается и детей, у которых очень низкая успешность. Они тоже выпадают из группы, потому что группа перестает для них быть зоной ближайшего развития. На фоне угрозы изоляции у таких детей развивается агрессивное поведение, что превращает их в «отрицательную звезду».

В нашем исследовании дети благоприятной статусной категории («звезды» и «предпочитаемые») имели исполнительно-инициативный и инициативный типы социальной активности. В большей степени это касается девочек. Однако дети третьей статусной категории («пренебре-гаемые») также имели высокую степень социальной активности, но которых гораздо меньше.

Социальная активность помогает старшим дошкольникам строить свои взаимоотношения в группе детского сада и тем самым способствует лучшему межличностному взаимодействию и благополучию взаимоотношений между сверстниками. Следовательно, инициативность и исполнительность в процессе проявления социальной активности в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной, предполагают достаточно хорошую сформированность и функционирование мыслительной деятельности у старших дошкольников. Однако реактивность и пассивность необязательно сопутствуют умственной незрелости. Причем связь умственного развития и социальной активности у девочек прослеживается в большей степени, чем у мальчиков.

Библиографический список:

1. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте: дошкольник-младший школьник [Текст] / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. - М. : Прометей, 1990. - 219 с.

2. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова, К. Л. Некрасова. - М. : Педагогика, 1990. - 180 с.

3. Сенько, Т. В. Взаимосвязь положения старших дошкольников в группе сверстников и успешности их познавательной деятельности [Текст] / Т. В. Сенько // Генетические проблемы социальной психологии : сб. ст. / под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. - Минск, 1985.- С. 123-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.