Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / образовательная среда / процесс / результат / adaptation / educational environment / process / result

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казначеева Василисса Алексеевна

В статье рассматриваются сущностные характеристики и обосновывается определение понятия «адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде вуза»; выявляются основные аспекты исследования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article examines the essential characteristics and substantiates the definition of the concept of «adaptation of first-year students to the educational environment of the university»; identifies the main aspects of the study of this process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

DOI: 10.17805Лг^у.2023А8 ПЕДАГОГИКА

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В.А. Казначеева Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматриваются сущностные характеристики и обосновывается определение понятия «адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде вуза»; выявляются основные аспекты исследования этого процесса.

Ключевые слова: адаптация; образовательная среда; процесс; результат

SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

V.A. Kaznacheeva Moscow University for the Humanities

Abstract: The article examines the essential characteristics and substantiates the definition of the concept of«adaptation of first-year students to the educational environment of the university»; identifies the main aspects of the study of this process.

Keywords: adaptation; educational environment; process; result

«Термин «среда», как справедливо отмечают В.З. Юсупов и Т.В. Корнилова, широко используется в различных областях научного знания и практики, отражая многообразие смыслов этого феномена» (Юсупов, 2019: 353).

Проблема адаптации личности к условиям окружающей среды является одной из актуальных в физиологии, философии, психологии, педагогики и других науках. В зарубежной литературе проблемы адаптации преимущественно исследуются с позиций социологического подхода, когда предметом изучения является поведение рациональное и иррациональное индивида. На рациональном уровне индивид стремится к достижению адаптации, на иррациональном уровне он может стараться избежать адаптации. Поэтому адаптация может проходить в сотрудничестве с обществом, или вызывать противоречивость в отношениях с окружающими людьми. Поэтому понятия «адаптация» рассматривается во взаимоотношениях с терминами «нормативность», «равновесие», «индивидуальность» и др.

Социолог Л.А. Гордон рассматривает адаптацию именно как социальный процесс, так как человек живёт в обществе, этот факт не вызывает сомнений. Человек является полностью социализированным существом, социальны все психические функции, включая мышление, память, сознание. Навыки и умения формируются в обществе, при совместных усилиях всех его членов. Поэтому человек социален как с точки зрения своего окружения, так и с точки зрения его внутреннего мира (Гордон, 1994: 15).

Л.В. Корель делает вывод о том, что термин «адаптация» подразумевает адаптацию субъекта к среде, являющейся для него новой, при этом у субъекта имеется цель, к которой он стремится. Адаптация означает, что субъект в процессе своей деятельности достигает таких результатов, которые соотносятся с его целью. Адаптация связывается с таким понятием, как равновесие, оно должно установиться между субъектом и окружающей его средой (Корель, 1997: 65).

Несколько иначе понимает адаптацию социолог Э. Дюркгейм. Прежде всего, учёный говорит о существовании в обществе ряда норм, к которым субъект хочет или должен приспособиться. Процесс адаптации учёным рассматривается с двух сторон: со стороны индивида, и со стороны общества. На уровне индивида адаптация заключается в осознании им своего долга по отношению к общественным нормам, этот долг состоит как раз в принятии существующих нравственных норм. На уровне общества адаптация заключается в наличии этих норм (Дюркгейм, 1995: 11).

Похожим образом понимает процесс адаптации Р. Мертон: согласно мнению учёного, под адаптацией необходимо понимать принятие индивидом правил, которые существуют в обществе, и следование этим правилам (Мертон, 2006: 7).

Итак, учёными адаптация понимается как осознанное приспособление личности к общественным нормам, причём ценность этих норм не вызывает сомнений. Кажется, что для проблемы обучения в вузе подобной проблемы нет, студенты должны понимать, что там они встретятся с новыми правилами, и должны будут к ним приспособиться.

Сложность в том, что даже при осознании необходимости приспособиться к нормам, это не всегда просто сделать, кроме этого, при поступлении в вуз на первокурсника обрушивается сразу ряд новых правил и требований. Уже на первом курсе студент оказывается в ситуации, когда он вынужден приспосабливаться к новому социальному окружению, новой и непривычной для него форме обучения, и новому содержанию обучения. Цели обучения в школе и в вузе также несколько различаются: школа - часть образовательного процесса, а после окончания вуза выпускник должен приступить к профессиональной деятельности, что также оказывает на него давление. Поэтому в педагогике высшей школы рассматриваемая проблема рассматривается как сложный процесс изменения социального окружения, режима обучения, приобретение нового статуса, поиска референтной группы, увеличение объема самостоятельной работы и т.д.

Адаптация студентов к обучению в вузе осложняется тем, что на первокурсника оказывают воздействие ряд внутренних, психологических факторов. Например, необходимо найти своё место в новой группе, найти общий язык с сокурсниками. В целом, выявление психологических факторов адаптации в вузе требует отдельного исследования. Возможно, необходимы более действенные методики обучения, которые будут обеспечивать быструю и позитивную адаптацию студентов к обучению в вузе.

В психологической и педагогической литературе существует множество определений понятий и аспектов изучения рассматриваемой проблемы. Для целей конкретного научного исследования необходим их анализ, конструирование своего или обоснованный выбор ключевого понятия в контексте осуществляемой научной работы. В исследовании автора статьи - это контекст адаптации как вхождения студентов в новую для него образовательную среду вуза. Цель исследования заключается в обосновании понятия адаптации как процесса и результата вхождения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза и выявления аспектов исследования этой проблемы

В ходе научной работы использовались теоретические методы исследования. Методы теоретического анализа, которые позволяют понятие адаптация представить, как процесс и результат вхождения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза и выявить проблемы исследования. В числе методов теоретического анализа в исследовании использовались:

- метод структурного анализа (выявление совокупности сущностных характеристик понятий «адаптация», составляющих структуру аспектов исследования проблемы);

- метод содержательного анализа (определение совокупности сущностных характеристик исследования адаптации студентов к обучению в образовательной среде вуза и содержательные описание каждого из них).

- метод сравнительного анализа (сопоставление одинаковых аспектов исследования разными авторами понятий «адаптация» с целью выявления черт их сходства и черт различия в результатах исследования этих аспектов).

- метод систематизации, применяемый для представления собираемой информации о понятии «адаптация» студентов в систематизированном виде.

- метод обобщения, позволяющий обобщать результаты теоретического анализа, обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.

Для исследования проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении наиболее существенное значение имеют понятия «адаптация», «социальная адаптация». Для выявления особенностей адаптации студентов первого курса необходимо уточнить понимание термина «адаптация» в психолого-педагогической науке. В соответствующей научной литературе достаточно различное толкование данных терминов. Например, с точки зрения Г.П. Шолоховой и И.В. Чиковой, адаптация определяется как «многогранный процесс активизации социально-биологических резервов молодежи, находящихся на этапе развития и становления, и в связи с этим требующий повышенного внимания педагога к первокурсникам, необходимость их психолого-педагогической поддержки в условиях высшего образования» (Шолохова, Чикова, 2014: 104).

Адаптация, считают авторы, - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружа-

ющим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при котором происходит социальное взаимодействие индивида, социальной группы и социальной среды (Там же: 106).

П.И. Александрович рассматривает адаптацию студентов как их интеграцию в образовательную среду высшего учебного заведения, что неразрывно связана с осознанием и принятием ими нового социального статуса, включением их в новые социальные связи и отношения с четко определенными целями, задачами, требованиями и обязанностями. Поэтому у студентов возникает острая необходимость адаптации к условиям жизни и деятельности в соответствии с новыми социальными функциями и особенностями организации обучения в высшем учебном заведении. Этот процесс осложняется тем, что в процессе адаптации первокурсникам необходимо преодолеть ряд субъективных трудностей, которые обусловлены индивидуальными особенностями анатомического, физиологического, психического и социального развития, а также объективными трудностями, обусловленными окружением, обстоятельствами, особенностями деятельности учебного заведения (Александрович, 2015: 82).

Сложность адаптации в том, что, как отмечают многие исследователи, это одновременно процесс и результат. Так, например, М.А. Шабанова определяет социальную адаптацию именно так - как процесс и результат взаимодействия личности (или группы) и социальной среды. В начале взаимодействия требования и ожидания с разных сторон не совпадают, в результате адаптации они постепенно сближаются, до тех пор, пока не совпадут (Шабанова, 1995: 81).

Примечательно, что многие учёные не уточняют, что именно составляет социальное окружение первокурсника, ограничиваясь общим понятием «среды». Так, Е.Б Манузина считает, что период адаптации предполагает вхождение студентов вузов в новую социальную среду, усвоение и воспроизведение социальных норм и ценностей, характерных для этой среды, овладение соответствующими ролями и функциями, выработку новой модели поведения и деятельности (Манузина, 2011: 113).

Изучая проблемы адаптации студентов младших курсов к образовательной среде вуза, Т.П. Браун обращает внимание на то, что «это сложный многоаспектный процесс, успешность которого обусловлена сочетанием влияний внешнего объективно-нормативного и внутреннего субъектно-личностного характера на результаты этого процесса» (Браун, 2007: 4). В.И. Токтарова и С.Н. Федорова, уточняя это определение, отмечают, что речь идёт о влиянии «внешнего (средо-вого) и внутреннего (субъектного) характера на его результаты» (Токтарова, Федорова, 2019: 386). Мы считаем возможным взять за основу определения «адаптации» Т.П. Браун, В.И. Токтаровой, и применять эти определения при изучении адаптации первокурсников к обучению в образовательной среде вуза, имея в виду, что именно эта среда является психолого-педагогической реальностью. В идеале, эта среда положительно воздействует на профессиональное самоопределение первокурсника, помогает его подготовке к профессиональной деятельности.

Кроме того, вузовская среда играет определённую роль в подготовке студента к выполнению многих полезных социальных ролей.

В исследовании проблем адаптации студентов к обучению в вузе важное значение имеет анализ факторов, влияющих на этот процесс. С точки зрения Е.Б. Манузиной, наиболее важным среди них является психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться в трёх видах - индивидуальном, групповом, социальном. Индивидуальное сопровождение при этом предполагает личностную адаптацию первокурсника в образовательной среде вуза, при помощи приобретения опыта новых эмоционально-ценностных отношений. Данный процесс предполагает выявление сложностей и проблем первокурсников, их анализ, выявление внутриличностных противоречий, мешающих адаптации (Ману-зина, 2011: 115).

Н.Ф Маслова считает, что существенными факторами адаптации студентов первого курса к новой них образовательной среде являются: величина учебной и внеклассной нагрузки; успеваемость в течение учебного дня и недели; состояние здоровья; проявление различных признаков усталости во время учебы; образовательная эффективность; мотивация к учебе; отношения с сокурсниками и преподавателями социальная фрустрация (Маслова, 2014: 57).

Проблема адаптации студентов относится к числу актуальных для психолого-педагогической науки и образовательной практики. Вслед за Т.П. Браун,

B.И. Токтаровой и С.Н. Федоровой вполне обосновано и целесообразно рассматривать адаптацию студентов к образовательной среде вуза как сложный многоаспектный процесс, успешность которого обусловлена сочетанием влияний внешнего объективно-нормативного и внутреннего субъектно-личностного характера на результаты этого процесса (Браун, 2007: 7; Токтарова, 2019: 386).

Среди самых значимых аспектов исследования проблемы адаптации студентов следует назвать: одновременное влияние на студентов внешних объективных и внутренних субъективных факторов; факторы успешной адаптации обучающихся к образовательной среде вуза; особенности этой среды, к числу которых относится, например, современная информационно-образовательная среда дистанционного образования в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрович П.И. (2015) Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. Минск: БГТУ, № 5 (178).

C. 80-84.

Браун Т.П. (2007) Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник Костром. гос. ун-та. Т. 13. № 3. С. 4-8.

Гордон Л.А. (1994) Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. № 8, 9. - С. 3-15.

Дюркгейм Э. (1995) Социология. Ее предмет, метод, предназначение, М.: Канон, 352 с.

Корель Л.В. (1997) Социология адаптаций: Этюды апологии, Новосибирск: ИЭОПП СО РАН.

Манузина Е.Б. (2011) Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования //Вестник ТГПУ. Выпуск 1. (103). С. 109-116.

Маслова Н.Ф. (2014) Рабочая книга социального педагога, Орел: Книга, 157 с.

Мертон Р. (2006) Социальная теория и социальная структура, М.: АСТ, 412 с.

Токтарова В.И., Федорова С.Н. (2019) Адаптация студентов к обучению в условиях информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. Т. 13. - № 3. - С. 383-390. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-3-383-39.

Шабанова М. А. (1995) Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. № 9. - С 81-88.

Шолохова Г.П., Чикова И.В. (2014) Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ. №3 (164). -С. 103-109.

Юсупов В.З., Корнилова Т.В. (2019) Сущностные характеристики образовательной среды образовательной организации //Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, Вып. 62. Ч. 1. С. 353-356.

Казначеева Василисса Алексеевна, обучающаяся 2-го курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование в высшей школе» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Kaznacheeva VasilissaAlekseevna, a student of the 2nd year of the master's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education in higher school" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]

Для цитирования:

Казначеева В.А. Социальная адаптация студентов к обучению в образовательной среде вуза. 2023. № 4. С. 42-47. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy2023A8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.