DOI: 10.17805Лг^у.2023А8 ПЕДАГОГИКА
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
В.А. Казначеева Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассматриваются сущностные характеристики и обосновывается определение понятия «адаптация студентов-первокурсников к образовательной среде вуза»; выявляются основные аспекты исследования этого процесса.
Ключевые слова: адаптация; образовательная среда; процесс; результат
SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
V.A. Kaznacheeva Moscow University for the Humanities
Abstract: The article examines the essential characteristics and substantiates the definition of the concept of«adaptation of first-year students to the educational environment of the university»; identifies the main aspects of the study of this process.
Keywords: adaptation; educational environment; process; result
«Термин «среда», как справедливо отмечают В.З. Юсупов и Т.В. Корнилова, широко используется в различных областях научного знания и практики, отражая многообразие смыслов этого феномена» (Юсупов, 2019: 353).
Проблема адаптации личности к условиям окружающей среды является одной из актуальных в физиологии, философии, психологии, педагогики и других науках. В зарубежной литературе проблемы адаптации преимущественно исследуются с позиций социологического подхода, когда предметом изучения является поведение рациональное и иррациональное индивида. На рациональном уровне индивид стремится к достижению адаптации, на иррациональном уровне он может стараться избежать адаптации. Поэтому адаптация может проходить в сотрудничестве с обществом, или вызывать противоречивость в отношениях с окружающими людьми. Поэтому понятия «адаптация» рассматривается во взаимоотношениях с терминами «нормативность», «равновесие», «индивидуальность» и др.
Социолог Л.А. Гордон рассматривает адаптацию именно как социальный процесс, так как человек живёт в обществе, этот факт не вызывает сомнений. Человек является полностью социализированным существом, социальны все психические функции, включая мышление, память, сознание. Навыки и умения формируются в обществе, при совместных усилиях всех его членов. Поэтому человек социален как с точки зрения своего окружения, так и с точки зрения его внутреннего мира (Гордон, 1994: 15).
Л.В. Корель делает вывод о том, что термин «адаптация» подразумевает адаптацию субъекта к среде, являющейся для него новой, при этом у субъекта имеется цель, к которой он стремится. Адаптация означает, что субъект в процессе своей деятельности достигает таких результатов, которые соотносятся с его целью. Адаптация связывается с таким понятием, как равновесие, оно должно установиться между субъектом и окружающей его средой (Корель, 1997: 65).
Несколько иначе понимает адаптацию социолог Э. Дюркгейм. Прежде всего, учёный говорит о существовании в обществе ряда норм, к которым субъект хочет или должен приспособиться. Процесс адаптации учёным рассматривается с двух сторон: со стороны индивида, и со стороны общества. На уровне индивида адаптация заключается в осознании им своего долга по отношению к общественным нормам, этот долг состоит как раз в принятии существующих нравственных норм. На уровне общества адаптация заключается в наличии этих норм (Дюркгейм, 1995: 11).
Похожим образом понимает процесс адаптации Р. Мертон: согласно мнению учёного, под адаптацией необходимо понимать принятие индивидом правил, которые существуют в обществе, и следование этим правилам (Мертон, 2006: 7).
Итак, учёными адаптация понимается как осознанное приспособление личности к общественным нормам, причём ценность этих норм не вызывает сомнений. Кажется, что для проблемы обучения в вузе подобной проблемы нет, студенты должны понимать, что там они встретятся с новыми правилами, и должны будут к ним приспособиться.
Сложность в том, что даже при осознании необходимости приспособиться к нормам, это не всегда просто сделать, кроме этого, при поступлении в вуз на первокурсника обрушивается сразу ряд новых правил и требований. Уже на первом курсе студент оказывается в ситуации, когда он вынужден приспосабливаться к новому социальному окружению, новой и непривычной для него форме обучения, и новому содержанию обучения. Цели обучения в школе и в вузе также несколько различаются: школа - часть образовательного процесса, а после окончания вуза выпускник должен приступить к профессиональной деятельности, что также оказывает на него давление. Поэтому в педагогике высшей школы рассматриваемая проблема рассматривается как сложный процесс изменения социального окружения, режима обучения, приобретение нового статуса, поиска референтной группы, увеличение объема самостоятельной работы и т.д.
Адаптация студентов к обучению в вузе осложняется тем, что на первокурсника оказывают воздействие ряд внутренних, психологических факторов. Например, необходимо найти своё место в новой группе, найти общий язык с сокурсниками. В целом, выявление психологических факторов адаптации в вузе требует отдельного исследования. Возможно, необходимы более действенные методики обучения, которые будут обеспечивать быструю и позитивную адаптацию студентов к обучению в вузе.
В психологической и педагогической литературе существует множество определений понятий и аспектов изучения рассматриваемой проблемы. Для целей конкретного научного исследования необходим их анализ, конструирование своего или обоснованный выбор ключевого понятия в контексте осуществляемой научной работы. В исследовании автора статьи - это контекст адаптации как вхождения студентов в новую для него образовательную среду вуза. Цель исследования заключается в обосновании понятия адаптации как процесса и результата вхождения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза и выявления аспектов исследования этой проблемы
В ходе научной работы использовались теоретические методы исследования. Методы теоретического анализа, которые позволяют понятие адаптация представить, как процесс и результат вхождения студентов-первокурсников в образовательную среду вуза и выявить проблемы исследования. В числе методов теоретического анализа в исследовании использовались:
- метод структурного анализа (выявление совокупности сущностных характеристик понятий «адаптация», составляющих структуру аспектов исследования проблемы);
- метод содержательного анализа (определение совокупности сущностных характеристик исследования адаптации студентов к обучению в образовательной среде вуза и содержательные описание каждого из них).
- метод сравнительного анализа (сопоставление одинаковых аспектов исследования разными авторами понятий «адаптация» с целью выявления черт их сходства и черт различия в результатах исследования этих аспектов).
- метод систематизации, применяемый для представления собираемой информации о понятии «адаптация» студентов в систематизированном виде.
- метод обобщения, позволяющий обобщать результаты теоретического анализа, обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.
Для исследования проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении наиболее существенное значение имеют понятия «адаптация», «социальная адаптация». Для выявления особенностей адаптации студентов первого курса необходимо уточнить понимание термина «адаптация» в психолого-педагогической науке. В соответствующей научной литературе достаточно различное толкование данных терминов. Например, с точки зрения Г.П. Шолоховой и И.В. Чиковой, адаптация определяется как «многогранный процесс активизации социально-биологических резервов молодежи, находящихся на этапе развития и становления, и в связи с этим требующий повышенного внимания педагога к первокурсникам, необходимость их психолого-педагогической поддержки в условиях высшего образования» (Шолохова, Чикова, 2014: 104).
Адаптация, считают авторы, - это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружа-
ющим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при котором происходит социальное взаимодействие индивида, социальной группы и социальной среды (Там же: 106).
П.И. Александрович рассматривает адаптацию студентов как их интеграцию в образовательную среду высшего учебного заведения, что неразрывно связана с осознанием и принятием ими нового социального статуса, включением их в новые социальные связи и отношения с четко определенными целями, задачами, требованиями и обязанностями. Поэтому у студентов возникает острая необходимость адаптации к условиям жизни и деятельности в соответствии с новыми социальными функциями и особенностями организации обучения в высшем учебном заведении. Этот процесс осложняется тем, что в процессе адаптации первокурсникам необходимо преодолеть ряд субъективных трудностей, которые обусловлены индивидуальными особенностями анатомического, физиологического, психического и социального развития, а также объективными трудностями, обусловленными окружением, обстоятельствами, особенностями деятельности учебного заведения (Александрович, 2015: 82).
Сложность адаптации в том, что, как отмечают многие исследователи, это одновременно процесс и результат. Так, например, М.А. Шабанова определяет социальную адаптацию именно так - как процесс и результат взаимодействия личности (или группы) и социальной среды. В начале взаимодействия требования и ожидания с разных сторон не совпадают, в результате адаптации они постепенно сближаются, до тех пор, пока не совпадут (Шабанова, 1995: 81).
Примечательно, что многие учёные не уточняют, что именно составляет социальное окружение первокурсника, ограничиваясь общим понятием «среды». Так, Е.Б Манузина считает, что период адаптации предполагает вхождение студентов вузов в новую социальную среду, усвоение и воспроизведение социальных норм и ценностей, характерных для этой среды, овладение соответствующими ролями и функциями, выработку новой модели поведения и деятельности (Манузина, 2011: 113).
Изучая проблемы адаптации студентов младших курсов к образовательной среде вуза, Т.П. Браун обращает внимание на то, что «это сложный многоаспектный процесс, успешность которого обусловлена сочетанием влияний внешнего объективно-нормативного и внутреннего субъектно-личностного характера на результаты этого процесса» (Браун, 2007: 4). В.И. Токтарова и С.Н. Федорова, уточняя это определение, отмечают, что речь идёт о влиянии «внешнего (средо-вого) и внутреннего (субъектного) характера на его результаты» (Токтарова, Федорова, 2019: 386). Мы считаем возможным взять за основу определения «адаптации» Т.П. Браун, В.И. Токтаровой, и применять эти определения при изучении адаптации первокурсников к обучению в образовательной среде вуза, имея в виду, что именно эта среда является психолого-педагогической реальностью. В идеале, эта среда положительно воздействует на профессиональное самоопределение первокурсника, помогает его подготовке к профессиональной деятельности.
Кроме того, вузовская среда играет определённую роль в подготовке студента к выполнению многих полезных социальных ролей.
В исследовании проблем адаптации студентов к обучению в вузе важное значение имеет анализ факторов, влияющих на этот процесс. С точки зрения Е.Б. Манузиной, наиболее важным среди них является психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться в трёх видах - индивидуальном, групповом, социальном. Индивидуальное сопровождение при этом предполагает личностную адаптацию первокурсника в образовательной среде вуза, при помощи приобретения опыта новых эмоционально-ценностных отношений. Данный процесс предполагает выявление сложностей и проблем первокурсников, их анализ, выявление внутриличностных противоречий, мешающих адаптации (Ману-зина, 2011: 115).
Н.Ф Маслова считает, что существенными факторами адаптации студентов первого курса к новой них образовательной среде являются: величина учебной и внеклассной нагрузки; успеваемость в течение учебного дня и недели; состояние здоровья; проявление различных признаков усталости во время учебы; образовательная эффективность; мотивация к учебе; отношения с сокурсниками и преподавателями социальная фрустрация (Маслова, 2014: 57).
Проблема адаптации студентов относится к числу актуальных для психолого-педагогической науки и образовательной практики. Вслед за Т.П. Браун,
B.И. Токтаровой и С.Н. Федоровой вполне обосновано и целесообразно рассматривать адаптацию студентов к образовательной среде вуза как сложный многоаспектный процесс, успешность которого обусловлена сочетанием влияний внешнего объективно-нормативного и внутреннего субъектно-личностного характера на результаты этого процесса (Браун, 2007: 7; Токтарова, 2019: 386).
Среди самых значимых аспектов исследования проблемы адаптации студентов следует назвать: одновременное влияние на студентов внешних объективных и внутренних субъективных факторов; факторы успешной адаптации обучающихся к образовательной среде вуза; особенности этой среды, к числу которых относится, например, современная информационно-образовательная среда дистанционного образования в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрович П.И. (2015) Психологическая адаптация студентов к обучению в высшем учебном заведении // Труды БГТУ. Минск: БГТУ, № 5 (178).
C. 80-84.
Браун Т.П. (2007) Адаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой // Вестник Костром. гос. ун-та. Т. 13. № 3. С. 4-8.
Гордон Л.А. (1994) Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. № 8, 9. - С. 3-15.
Дюркгейм Э. (1995) Социология. Ее предмет, метод, предназначение, М.: Канон, 352 с.
Корель Л.В. (1997) Социология адаптаций: Этюды апологии, Новосибирск: ИЭОПП СО РАН.
Манузина Е.Б. (2011) Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования //Вестник ТГПУ. Выпуск 1. (103). С. 109-116.
Маслова Н.Ф. (2014) Рабочая книга социального педагога, Орел: Книга, 157 с.
Мертон Р. (2006) Социальная теория и социальная структура, М.: АСТ, 412 с.
Токтарова В.И., Федорова С.Н. (2019) Адаптация студентов к обучению в условиях информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. Т. 13. - № 3. - С. 383-390. DOI: 10.30914/2072-6783-201913-3-383-39.
Шабанова М. А. (1995) Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. № 9. - С 81-88.
Шолохова Г.П., Чикова И.В. (2014) Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник ОГУ. №3 (164). -С. 103-109.
Юсупов В.З., Корнилова Т.В. (2019) Сущностные характеристики образовательной среды образовательной организации //Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, Вып. 62. Ч. 1. С. 353-356.
Казначеева Василисса Алексеевна, обучающаяся 2-го курса магистратуры направления подготовки «Психолого-педагогическое образование в высшей школе» Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Юсупов В.З., доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 111395 Россия г. Москва, ул. Юности, д.5. Тел.: +7(499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]
Kaznacheeva VasilissaAlekseevna, a student of the 2nd year of the master's degree in the direction of training "Psychological and pedagogical education in higher school" of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor - Yusupov V.Z., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel.: +7(499) 374-74-59. Email: [email protected]
Для цитирования:
Казначеева В.А. Социальная адаптация студентов к обучению в образовательной среде вуза. 2023. № 4. С. 42-47. DOI: https://www.doi.org/10.17805/trudy2023A8