СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОТ АНОМИИ ДО
ДЕВИАЦИИ
Е.Р. Речкунова, студент И.А. Михеева, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-5-21-23
Аннотация. В статье поднимается вопрос проявления девиантного поведения студентами первых курсов в процессе социальной адаптации в ВУЗе. Определены адаптационные механизмы высших учебных заведений и рассмотрены формы проявления девиантного поведения в противовес адаптационным практикам. Проанализированы теории Э. Дюркгейма и Р. Мертона, сделан вывод, что в процессе социальной адаптации у студентов может возникнуть состояние аномии, которое может привести впоследствии к проявлению девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, социальная адаптация, адаптационные механизмы, аномия, дисфункция адаптационной системы.
Социальная адаптация - это процесс приспособления индивида к новой среде. Данный процесс может быть сложным для многих первокурсников из-за изменений социальной среды. Самостоятельное проживание, учебные нагрузки, новые социальные связи - всё это часто вызывает психологический дискомфорт у студентов [1]. Вчерашний школьник, приходя в вуз, сталкивается с совершенно новой для него системой образования. Эта система отличается от школьного обучения организационно, методически и содержательно по своим основным целям и направлениям.
Трудность первых месяцев обучения в ВУЗе - переход от урочной системы (45 минут) к лекционной (1,5 часа). Этот переход требует определенных навыков (фокусированное внимание на протяжении долгого времени, быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации), без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. Неумение организовать себя в
условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ВУЗе является для первокурсников серьезной проблемой.
Адаптация первокурсников является одной из важных задач воспитательной политики высших учебных заведений. Каждый ВУЗ определяет свой перечень адаптационных мероприятий: привлечение наставников и кураторов, тимбилдинг, выездные мероприятия, встречи с ректором и т.д. Студенты в праве обратиться за психологической помощью в случае неблагоприятного социального самочувствия.
Трудности в общении с сокурсниками и преподавателями, увеличение количества академических часов, недостаток внимания со стороны кураторов и деканата приводят к проявлению отклоняющегося от нормы поведения. Несмотря на применяемые адаптационные механизмы, случаи проявления девиантного поведения со стороны первокурсников с каждым годом
встречаются всё чаще. Рассмотрим таблицу.
Таблица. Разновидность девиантного поведения
Адаптационный механизм Проявление девиантного поведения
Увеличение количества мероприятий для первокурсников. Помимо классических мероприятий по типу посвящения и дебюта первокурсника появляется множество выездных форумов. Пропуск занятий, нарушение устава университета в части посещаемости
Выделение на группу куратора и наставника из числа студентов старших курсов и молодых преподавателей Попытки разговора на равных, неуважение к куратору и наставнику
Увеличение стипендии, предоставление возможности на получение материальной помощи не только социально незащищенной категории студентов, но и рядовому студенту Работа с первого курса, нарушение устава университета в части посещаемости учебных занятий. Стипендия слишком мала, чтобы покрывать базовые потребности студентов. Студентам (особенно иногородним) приходится работать, чтобы обеспечить себя, в результате чего они пропускают пары
Предоставление психологической помощи безвозмездно на регулярной основе буллинг, хейтспич, суициды, разобщенность в группе
Более лояльное отношение к студентам со стороны преподавателей и административного персонала Неуважительное отношение к преподавателям, опоздание на пары и пропуск занятий без уважительной причины
Студентам дали свободу, нет такого контроля, как в школе. Например, студенты, будучи взрослыми людьми, могут курить, но в строго отведенных для этого местах за стенами университета Курение вейпов в аудитории, курение сигарет в туалете
Девиантное поведение проявляется в разных формах и бывает целенаправленным (неуважение к преподавателям или кураторам) и нецеленаправленным (участие в общественных мероприятиях ВУЗа, представление университета на каком-либо конкурсе в ущерб учебным занятиям). В процессе социальной адаптации у студентов может возникнуть состояние аномии, которое приведет впоследствии к проявлению девиантного поведения [4].
Впервые в социологии об аномии заговорил Э. Дюркгейм. Под аномией он понимал состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились [2].
Впоследствии вопросом аномии и де-виантного поведения занимался американский социолог Р. Мертон. Под аномией он понимал состояние сознания личности, которое характеризуется разложением системы ценностей и идеалов [4]. Девиант-ное поведение социолог определял, как любое отклонение от признанных норм и ценностей. Базовой причиной девиантного поведения Мертон считал разрыв между социально одобряемыми целями и воз-
можностями их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств.
Функциональный анализ Р. Мертона подразумевает наличие в адаптационной системе функциональной и дисфункциональной составляющей:
- функции - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы;
- дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы.
Рассматривая социальную адаптацию как систему, можно выделить две основные функции:
- мобилизирующая. Эта функция адаптации состоит в психологическом и общественном приспособлении к изменяющейся структуре социальных отношений, а также в возможности переориентироваться на другие социальные правила;
- стимулирующая. Эта функция помогает ориентироваться в любой реальной ситуации, выстраивать образ общественного поведения, разумно пользоваться ресурсами для удовлетворения своих потребностей.
В случае проявления девиантного поведения первокурсниками на фоне реализации адаптационных механизмов мобили-
зирующая функция приобретает дисфунк- отклоняющееся от требуемого универси-циональный характер, проявляется тем са- тетской средой поведение. Оно характери-мым дисфункциональность адаптационной зуется несоблюдением этических норм, системы. правил поведения в стенах ВУЗа и нару-
Таким образом, можно сказать, что де- шением устава университета в части обра-виантное поведение первокурсника - это зовательного процесса.
Библиографический список
1. Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - № 2. - С. 125-131.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Пер. с фр. сокр. А.Н. Ильинского; под ред. В.А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 400 с.
3. Корель Л.В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. - Новосибирск: Наука, 2005. - 417 с.
4. Мертон Р. Социальная структура и аномия / Социология преступности (Современные буржуазные теории) // Перевод с французского Е.А. Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий. - М.: Изд-во «Прогресс», 1966. - C. 299-313.
SOCIAL ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS: FROM ANOMIE
TO DEVIATION
E.R. Rechkunova, Student I.A. Mikheeva, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article raises the issue of the manifestation of deviant behavior by first-year students in the process of social adaptation at the university. The adaptive mechanisms of higher educational institutions are determined and the forms of manifestation of deviant behavior as opposed to adaptive practices are considered. The theories of E. Durkheim and R. Merton are analyzed, and it is concluded that in the process of social adaptation, students may experience a state of anomie, which may subsequently lead to the manifestation of deviant behavior.
Keywords: deviant behavior, social adaptation, adaptive mechanisms, anomie, dysfunction of the adaptive system.