II Международная научно-практическая конференция УДК 378.02
Нежельская Галина Николаевна Nezhelskaya Galina Nickolaevna
Старший преподаватель Senior lecturer
ФГОАУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
North-Caucasus federal university
ВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT (SETTING) AS AN OBJECT OF STUDENTS' SOCIAL ADAPTATION (INTEGRATION)
Аннотация: В статье рассматривается социальная адаптация студентов к вузовской образовательной среде как часть непрерывного процесса приспособления личности в социуме. Автор дает определения понятия «образовательная среда» и функции и компоненты вузовской образовательной среды.
Abstract: The article deals with students' social adaptation to (integration into) university educational environment (setting) as a part of the continuous process of a person's integration into the society. The author also defines the notion "educational environment (setting)" and describes functions and components of university educational environment (setting).
Ключевые слова: социальная адаптация, образовательная среда, вузовская образовательная среда.
Key words: social adaptation (integration), educational environment (setting), university educational environment (setting).
Проблему адаптации личности в социуме изучали с биологической, физиологической, медицинской (П.К. Анохин, В.Г. Асеев, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, В.П. Казначеев, И.П. Павлов, Г. Селье, М.И. Сеченов и др.), с философской (Ж.П. Сартр, Г.И. Царегородцев, К.Т. Ясперс и др.), социологической (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсон, Г. Спенсер, У. Томас и др.), с психологической (Б.Г. Ананьев, Ф.Б. Березин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, В.А.
Научные междисциплинарные исследования Петровский, М.В. Ромм, С.Л. Рубинштейн, Э. Эриксон и др.) и, конечно же, с
педагогической (М.В. Ажиев, Л.Н. Боронина, Т.П. Браун, А.В. Бучкин, Н.И.
Сперанская, И.Н. Пихенько, М.Р. Табилова, В.Ц. Цыренов и др.) точек зрения.
Интерес к данной проблеме со стороны педагогов объясняется тем фактом, что
социальная адаптация к образовательной среде рассматривается как
неотъемлемое условие успешного приспособления личности в социуме.
Общеизвестно, что вхождение личности в новую среду всегда влечет за
собой необходимость взаимодействия с данной средой и приспособления к
ней [1, с.21]. Начало обучения в высшем учебном заведении является
периодом кардинальных изменений в жизни вчерашних школьников,
вызванных, в то числе, отсутствием преемственности между средней и высшей
школой, что проявляется в ряде различий в формах организации и содержании
образовательного процесса, формах контроля и оценки учебной деятельности,
характере взаимоотношений преподавателя и обучающихся. В связи с этим
логично, что многие ученые (М.В. Ажиев, Е.П. Албитова, Т.П. Браун, И.А.
Варламова, И.А. Карпович, Д.А. Маргиева, Ю.В. Осеева, С.Г. Рудкова, Ю.В.
Стафеева, Р.Р. Хусаинова и др.) обращаются к проблеме адаптации студентов
к вузовской образовательной среде.
Социальная адаптация определяется как процесс и результат активного
приспособления студентов к условиям образовательной среды вуза [2].
Задачей студентов ставится приспособление к новым условиям деятельности
и общения (М.В. Ажиев) и успешное функционирование в данной среде (М.Р.
Битянова). Для того, что справиться с этой задачей, студентам необходимо
понимать сущность среды, к которой предстоит адаптироваться.
Образовательная среда современными исследователями признается
разновидностью социальной среды (Е.П. Албитова и др.) и частью
социокультурной среды (Е.А. Александрова, В.С. Библер, А.П. Валицкая, И.Д.
Демакова, Н.Б. Крылова, К.И. Маслов, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, И.Д.
Фрумин и др.).
II Международная научно-практическая конференция
Анализ психолого-педагогической литературы выявил многообразие
формулировок понятия «образовательная среда» и его характеристик.
Так, по мнению Т.В. Менг образовательная среда является пространством социальных коммуникаций, посредством которых субъект образования осваивает, потребляет, обменивается и распространяет культурные ценности [3].
В исследовании К.И.Маслова образовательная среда представлена как пространство для взаимодействия образовательных систем, элементов этих систем, образовательного материала и субъектов образовательных процессов
[4, ^75].
Некоторые ученые детерминируют образовательную среду как совокупность условий [5, с. 240-241], которые обеспечивают:
- образование человека (Н.Б. Крылова);
- оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном и ресурсном аспектах (Т.П. Браун).
В совокупности условий вузовской образовательной среды разворачивается образовательный процесс, с ними взаимодействуют субъекты образовательного процесса (М.Р. Катунова).
В диссертационном исследовании О.Ю. Мондонен указываются три компонента образовательной среды педагогического колледжа [6, с.23].
Первым компонентом образовательной среды, удовлетворяющим профессиональные и познавательные потребности студентов, по мнению автора, является информационный компонент, включающий в себя профессиональные компетенции, знания и умения, а также содержание будущей профессиональной деятельности студентов.
Вторым компонентом образовательной среды называется социальный компонент, отвечающим за взаимодействие студентов, преподавателей, представителей учебной части, сотрудников научной библиотеки и других подразделений образовательной организации. Автор отмечает значимость
Научные междисциплинарные исследования профессиональных и личностных качеств субъектов образовательного
процесса и характер их взаимоотношений, общения в ходе взаимодействия.
Студенты взаимодействуют с информационным компонентом и другими субъектами образовательного процесса с помощью последнего, технологического компонента, который охватывает различные способы приобретения профессиональных знаний, навыков социальных отношений, а также деятельность студентов и преподавателей в образовательной среде.
Т.П. Браун определены следующие компоненты образовательной среды высшего образовательного учреждения:
- социальный статус самой образовательной организации;
- содержание и качество образовательного процесса;
- взаимосвязь учебной и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов;
- реализация традиционных и современных педагогических технологий в образовательном процессе;
- материально-техническая и учебная база образовательной организации.
При этом автор отмечает, что социальный статус вуза детерминируется целями, стратегией образовательной деятельности, базовой образовательной концепцией вуза, а содержание образования детерминируется федеральными государственными образовательными стандартами [7].
В функции вузовской образовательной среды, как разновидности социальной среды, прежде всего, входит формирование и удовлетворение общественно и личностно значимых духовных потребностей в соответствии с социальными и культурными нормами, а также создание условий для самореализации личности и воспроизводства культурного потенциала [1, с.48].
Среди других важных функций образовательной среды образовательных организаций высшего образования следует упомянуть подготовку специалистов, развитие психофизиологических, нравственных,
II Международная научно-практическая конференция социокультурных, творческих, профессиональных ресурсов студентов,
обеспечение научной и научно-методической деятельности, самоопределение
и самоосуществление траектории развития организации [4, с.88].
Удовлетворение потребностей всех субъектов образовательного процесса образовательной организации высшего образования посредством реализации своих основных функций служит показателем качества вузовской образовательной среды.
Таким образом, знание особенностей, функций, компонентов вузовской образовательной среды вуза можно рассматривать как основу для решения проблемы социальной адаптации студентов.
Библиографический список:
1. Албитова, Е.П. Социальная адаптация студентов вуза на основе педагогической поддержки: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Албитова Екатерина Петровна. - Улан-Удэ, 2015. - 258с. ил.
2. Карпович, И.А. Интернет-проект как средство педагогической поддержки первокурсников в период адаптации к системе профессионального образования в вузе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Карпович Ирина Александровна. - Санкт-Петербург, 2013. - 266 с. ил.
3. Менг, Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Менг Тамара Вячеславовна. -Санкт-Петербург, 1999. - 170 с.
4. Маслов, К.И. Образовательная среда вуза как фактор развития гражданской позиции студента: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Маслов Кирилл Иванович. - Краснодар, 2008. - 253с.
5. Нежельская, Г.Н. Совершенствование образовательной среды вуза как педагогическое условие адаптации студентов к изучению иностранного языка / Г.Н. Нежельская. - Научное наследие Т.И. Шамовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования: сборник статей Третьих Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы
Научные междисциплинарные исследования Управления образованием (25 января 2011г.) в 2т. Т2. - М., 2011. - 448с. - С.
239-242.
6. Мондонен, О.Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов: дисс. ... кандидата пед. наук: 13.00.01 / Мондонен Оксана Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 330 с. ил.
7. Браун, Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Браун Татьяна Петровна. - Санкт-Петербург, 2007. - 179с.
УДК 373.291
Салдаева Ксения Витальевна Saldaeva Ksenia Vitalievna
Студент Student
Новосибирский государственный педагогический университет
Novosibirsk State Pedagogical University
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
EMOTIONAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN FOR SCHOOL
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли эмоционального развития в дошкольном возрасте. Кратко рассмотрено понятие эмоций, их характеристика и особенности эмоций дошкольников. Описана взаимосвязь эмоциональной среды в предшкольном образовании с последующим процессом школьного обучения.
Abstract: the article discusses the role of emotional development in preschool age. The concept of emotions, their characteristics and features of preschool children's emotions are briefly considered. The article describes the relationship between the emotional environment in pre-school education and the subsequent process of school education.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, предшкольное образование, старший дошкольный возраст.