Научная статья на тему 'Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие формирования социально-экологической готовности будущего педагога'

Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие формирования социально-экологической готовности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL CONDITION / SOCIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

Представленная статья отражает основные подходы к определению сущности одного из ключевых педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В основу выделения сущности педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО положены ключевые характеристики педагогического процесса. При определении сущности процесса создания информационно-образовательной среды вуза особое внимание отводится рассмотрению базовых родовых понятий: условие, педагогическое условие, среда, образовательная среда, а также информационный компонент формирования образовательной среды. При определении специфики информационного компонента образовательной среды особая роль была отведена рассмотрению свойств информационной среды: комплементарности, конгруэнтности и устойчивости. Представлена характеристика направлений развития информационной среды в условиях педагогического процесса: организационное, деятельностно-практическое, управленческое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation of the Informative and Educational Environment of Higher Education Institution as the Basic Condition of Formation of Social-and-ecological Readiness of a Future Teacher

The presented article reflects the main approaches to the definition of the essence of one of key pedagogical conditions of formation of social-and-ecological readiness of future teacher of preschool educational establishment to the work with a family on invigoration of children of preschool age. Key characteristics of pedagogical process are the basis for allocation of pedagogical conditions of formation of social-and-ecological readiness of future teacher of preschool educational establishment. Special attention is paid to the consideration of basic generic terms at the specification of the essence of creation process of the informative and educational environment of higher education institution: condition, pedagogical condition, environment, educational environment and also informative component of the formation of the educational environment. The special role has been assigned to consideration of the properties of the information environment at the determination of specifics of information component of the educational environment: complementarities, congruency and stability. The characteristic of the directions of development of the informative environment in the conditions of pedagogical process is submitted: organizational, activity and practical, administrative.

Текст научной работы на тему «Создание информационно-образовательной среды вуза как базовое условие формирования социально-экологической готовности будущего педагога»

УДК 378.147:373.211.24 ББК Ч448.981

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Толмачева Вера Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Артема, 9, каб. 3-210; e-mail: [email protected].

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: среда, образовательная среда, информационно-образовательная среда, педагогическое условие, социально-экологическая готовность, педагог.

АННОТАЦИЯ. Представленная статья отражает основные подходы к определению сущности одного из ключевых педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В основу выделения сущности педагогических условий формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО положены ключевые характеристики педагогического процесса. При определении сущности процесса создания информационно-образовательной среды вуза особое внимание отводится рассмотрению базовых родовых понятий: условие, педагогическое условие, среда, образовательная среда, а также информационный компонент формирования образовательной среды.

При определении специфики информационного компонента образовательной среды особая роль была отведена рассмотрению свойств информационной среды: комплементарности, конгруэнтности и устойчивости. Представлена характеристика направлений развития информационной среды в условиях педагогического процесса: организационное, деятельностно-практическое, управленческое.

Tolmacheva Vera Vladimirovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, KhMAO-Yugra.

CREATION OF THE INFORMATIVE AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS THE BASIC CONDITION

OF FORMATION OF SOCIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS OF A FUTURE TEACHER

KEYWORDS: environment, educational environment, information and education environment, pedagogical condition, social-and-ecological readiness, teacher.

ABSTRACT. The presented article reflects the main approaches to the definition of the essence of one of key pedagogical conditions of formation of social-and-ecological readiness of future teacher of preschool educational establishment to the work with a family on invigoration of children of preschool age. Key characteristics of pedagogical process are the basis for allocation of pedagogical conditions of formation of social-and-ecological readiness of future teacher of preschool educational establishment. Special attention is paid to the consideration of basic generic terms at the specification of the essence of creation process of the informative and educational environment of higher education institution: condition, pedagogical condition, environment, educational environment and also informative component of the formation of the educational environment.

The special role has been assigned to consideration of the properties of the information environment at the determination of specifics of information component of the educational environment: complementarities, congruency and stability. The characteristic of the directions of development of the informative environment in the conditions of pedagogical process is submitted: organizational, activity and practical, administrative.

-роцесс реализации разработанной _н ами концепции формирования социально-экологической готовности будущих педагогов ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста представляет собой применение выявленных теоретических положений в реальной практической деятельности с вариативным применением соответствующих методов, методик и технологий.

Реализация концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО и ее эффективность напрямую зависят от ряда факторов:

- собственной компетентности педаго-

га, предполагающей знание ключевых теоретических положений концепции, ее методологической основы, базовых компонентов, а также возможных путей ее реализации на практике;

- совокупности педагогических условий, обеспечивающих реализацию концепции формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО;

- тщательного отбора и компоновки содержания процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста;

- исходного уровня подготовленности

© Толмачева В. В., 2016

будущих педагогов к осуществлению эколо-го-валеологической деятельности в условиях ДОО и потенциальных возможностей совершенствования этого уровня;

- уровня разработанности инструментария для мониторинга уровней сформиро-ванности социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, педагогические условия представляют собой ту совокупность положений, обеспечивающих эффективность и результативность процесса формирования социально-экологической готовности педагога ДОО.

Анализ справочной литературы позволяет констатировать, что под условиями принято понимать некую философскую категорию, выражающую отношение изучаемого предмета к окружающим явлениям и процессам, вне которых он существовать не может. Более того, подобные условия как раз и составляют ту своеобразную среду, в которой изучаемые явления возникают, существуют и проходят этапы своего развития. Ряд исследований позволяет говорить об условии как необходимости, делающей возможным существование состояния или процесса, то есть условие является порождающим фактором чего-либо.

Говоря о сущности такой категории, как «педагогические условия» следует принимать во внимание определенные характеристики педагогического процесса:

- подчиненность закономерностям, наличие четких целей, управляемость на каждом этапе, поступательность;

- обусловленность социальным заказом общества и его реализация субъектом данного процесса;

- подчинение культурным и историческим факторам, требованиям к профессионально-педагогической подготовке;

- значительная устойчивость закономерных связей, компонентов структуры, а также специфических черт его функционирования.

Следовательно, специально созданные педагогические условия обладают значительной способностью регулировать педагогический процесс, соотносить его компоненты друг с другом.

Под педагогическими условиями формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста мы понимаем совокупность мер педагогического характера, которые обеспечивают достижение будущими педагогами ДОО необходимого уровня сформиро-ванности исследуемого вида готовности.

Определение педагогических условий процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО обусловлено наличием социального заказа высококвалифицированных специалистов в вузах, способных решать насущные проблемы современности и быть готовым отвечать на вызовы времени; анализом современной психолого-педагогической литературы в рамках исследуемой проблемы, определение специфичности исследуемой тематики, а также особенностей реализации разработанных теоретических положений в рамках нашей концепции. Помимо этого, определение педагогических условий напрямую зависит от особенностей исследуемого педагогического процесса: его направленности, целевыми ориентирами и совокупностью ключевых компонентов.

В качестве одного из ключевых педагогических условий, обусловливающих эффективность процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, мы определили создание соответствующей информационно-образовательной среды в условиях современного педагогического вуза. Рассмотрим выявленное педагогическое условие более детально.

Сущность термина «среда» в толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий». Применительно к современным исследованиям можно говорить о целой совокупности различных видов сред: окружающей, культурно-исторической, социальной и пр., если говорить о педагогических исследованиях, то здесь наиболее употребим термин «образовательная среда». Нам представляется целесообразным рассмотрение данного понятия как базового для определения сущности информационной среды процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Анализ справочной литературы позволяет говорить об образовательной среде как некой совокупности образовательных факторов, непосредственно или опосредованно воздействующих на личность обучающегося. Следует отметить, что образовательная среда объединяет в себе свойства природной, культурной и духовных сред.

Традиционно, в качестве компонентов любой среды можно выделить социально-контактный, информационный, соматический и предметный. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет информационный компонент об-

разовательной среды вуза. Особенность данного компонента состоит в его интегрирующем начале, поскольку он, с одной стороны, определяет наполнение образовательной среды, а с другой - способствует объединению всех компонентов среды. В связи с этим информационный компонент определяет содержание любого процесса, в том числе и педагогического.

Опираясь на исследования З. И. Тюма-севой, С. Л. Суворовой, были определены ведущие свойства информационной среды как компонента образовательной среды:

1. Комплементарность - представляет собой способность информационной среды выступать элементом подсистемы более крупной образовательной среды и вступать во взаимодействие с другими, входящими в структуру, подсистемами.

2. Конгруэнтность - отражает свойство информационной среды как взаимодополняемого другими подсистемами элемента, а также взаимосвязь информационной среды с иными компонентами подсистемами.

3. Устойчивость - подразумевает способность информационной среды к таким процессам, как саморегуляция, самоорганизация и саморазвитие.

В рамках педагогического процесса информационная среда возникает и получает свое развитие в нескольких направлениях:

- организационном - педагог осуществляет планирование и организацию своей деятельности исходя из специфики информационной среды;

- деятельностно-практическом - в рамках педагогического процесса информационная среда ориентирована на достижение практических целей;

- управленческом - информационная среда задает определение границ педагогического процесса и позволяет проводить мониторинговые исследования.

Преломляя данные положения применительно к тематике нашего исследования, мы считаем, что по отношению к процессу формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста информационно-образовательная среда педагогического вуза может существовать на макроуровне и микроуровне, что обусловливает наличие макро- и микросреды соответственно.

Как правило, в педагогических исследованиях макросреда представляет собой среду в широком смысле слова, предполагающую охват целой системы, в то время как микросреда представляет собой непосредственное объединение ряда компонентов внутри одной системы.

Применительно к теме нашего исследо-

вания макросреда выступает как информационный фон процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Данная среда относительно самостоятельна, может существовать вне зависимости от наличия или отсутствия процесса формирования исследуемого вида готовности и зачастую независима от педагога.

Микросреда, в свою очередь, определяет движение и наполнение информацией процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. В данном случае субъекты образовательного процесса способны оказывать влияние на содержательную часть информации, а не формировать собственно информационную среду.

Следует отметить, что микросреда во многом определяется рамками и условиями развертывания процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, под макросредой процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста мы будем понимать совокупность средств и условий использования информации на внешнем уровне исследуемого процесса, а под микросредой - совокупность средств и условий взаимообмена информацией внутри процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Таким образом, процесс создания информационно-образовательной среды процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста состоит из двух взаимосвязанных и взаимоопределяющих аспектов:

1) адаптация информационной макросреды к условиям процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста и

2) целенаправленное создание информационной микросреды исследуемого процесса. Рассмотрим данные процессы конкретнее.

I. Адаптация информационной макросреды процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО

Информационная макросреда процесса формирования социально-экологиче-

ской готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

• нормативно-правовую базу современного российского образования;

• источники информации о социально-экологической готовности педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста;

• методические разработки педагогов-практиков, занимающихся проблемами эколого-валеологического образования в ДОО, новаторские идеи современных исследователей, изучающих вопросы валеоло-гического образования на разных ступенях образования и пр.;

• субъектов исследуемого процесса.

В процессе адаптации информационной макросреды к условиям процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста педагогу следует учитывать: а) полноту и истинность педагогической информации о сущности эколо-го-валеологии и реализации эколого-валеологической деятельности в ДОО;

б) адекватность информации актуальной педагогической ситуации в рамках эколо-го-валеологической деятельности в ДОО;

в) объем составляющей среду информации; г) уровень обученности и обучаемости субъектов педагогического процесса в аспекте формирования исследуемого вида готовности.

Адаптация информационной макросреды предполагает также и ее дальнейшее развитие, которое может осуществляться в двух направлениях: в результате восполнения пробелов в информационном обеспечении исследуемого процесса на внешнем уровне с использованием современных методов диагностирования состояния информационной среды; в результате индивидуального самостоятельного создания педагогом или группой педагогов, реализующих процесс формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, информационной среды на основе их профессиональной компетентности.

II. Создание информационной микросреды процесса формирования социально-экологической готовности

будущего педагога ДОО к работе

с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста

Информационная микросреда процесса формирования социально-экологиче-

ской готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста представляет собой систему средств и условий обмена информации внутри него и включает в себя следующие компоненты:

• социокультурная информация, включающая в себя такие элементы, как экологическая, валеологическая, эколого-валеологическая информация;

• профессионально-педагогическая информация, в частности собственно педагогическая, психологическая и методическая.

На всех этапах создания информационной среды необходимо обращать внимание на следующие аспекты:

- современные требования к профессиональной подготовке будущих педагогов с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, а также профессионального стандарта педагога;

- актуальные и перспективные цели реализации образовательного процесса в вузе;

- конкретные задачи формирования у будущих педагогов исследуемого вида готовности;

- уровень сформированности у студентов ключевых компетенций в психолого-педагогической и методической сферах;

- специфику и содержательное наполнение реализуемых компонентов микросреды.

Выделение совокупности компонентов информационной микросреды процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста определяется следующими обстоятельствами:

- обусловленность информационной микросреды рамками исследуемого процесса;

- независимость микросреды от субъектов педагогического процесса;

- специфика обмена и применения информации в исследуемом процессе.

Развитие информационной микросреды процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста может осуществляться в результате развертывания данного процесса, его продвижения к поставленной цели. Субъекты процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста оказывают влияние на содержание информации, усваивая и модифицируя ее в зависимости от педагогической ситуации, ее целей и вариантов решения содержащихся в ней проблем.

Таким образом, информационно-образовательная микросреда процесса формиро-

вания социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста

является обязательным условием эффективного функционирования и развития исследуемого процесса на внутреннем уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дурай-Новакова К. М. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя // Формирование личности учителя в педагогическом институте. М. : МГПИД980.

2. Ерохина Н. А. Синергетика как методологическая основа исторического исследования (Историографический анализ) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00. Екатеринбург, 2004. 311 с.

3. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // Законы России. URL: http:// www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013 (дата обращения 03.04.2016).

4. Кулюткин Ю. Н. Моделирование педагогических систем. М. : Педагогика, 1981. 118 с.

5. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. СПб. : Издательское общество «Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон, 1907-1909.

6. Пономарева Л. И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования : дис. ... д-ра педагогических наук : 13.00.02 . Екатеринбург, 2009. 464 с.

7. Профессиональный стандарт педагога // Профстандартпедагога.рф. URL: http: // http: / / профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога (дата обращения 03.04.2016).

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенк А. И., Е. Н. Шиянов. Педагогика. М. : Школа-Пресс, 1997. 512 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Старикова Т. М. Формирование экологической готовности студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Сургут, 2005. 235 с.

10. Суворова С. Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Челябинск, 2005. 380 с.

11. Тюмасева З. И., Богданов Е. Н. Образовательные системы и системное образование. Калуга : КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003. 316 с.

12. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография. Челябинск : ЧГПУ, 2006. 322 с.

13. Тюмасева З. И. Стариков В. П. Эколого-валеологические тайны модернизации современного образования : словарь справочник. Сургут : СГУ, 2004. 312 с.

14. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (далее соответственно -программа бакалавриата, направление подготовки) / / Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http: / / http: //fgosvo.ru/news/2/1583 (дата обращения 03.04.2016).

15. Шилова В. С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Белгород, 1999.

LITERATURA

1. Duray-Novakova K. M. Professional'naya gotovnost' kak podstruktura lichnosti budushchego uchitelya // Formirovanie lichnosti uchitelya v pedagogicheskom institute. M. : MGPI,1980.

2. Erokhina N. A. Sinergetika kak metodologicheskaya osnova istoricheskogo issledovaniya (Istoriograficheskiy analiz) : dis. ... kand. ist. nauk : 07.00. Ekaterinburg, 2004. 311 c.

3. Zakon 273-FZ «Ob obrazovanii v RF» // Zakony Rossii. URL: http:// www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013 (data obrashcheniya 03.04.2016).

4. Kulyutkin Yu. N. Modelirovanie pedagogicheskikh sistem. M. : Pedagogika, 1981. 118 s.

5. Malyy entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Efrona / V sovremennoy orfografii. SPb. : Izdatel'skoe obshchestvo «F. A. Brokgauz - I. A. Efron», 1907-1909.

6. Ponomareva L. I. Metodologiya formirovaniya ekologo-valeologicheskoy gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh modernizatsii estestvennonauchnogo obrazovaniya : dis. ... d-ra pedagogicheskikh nauk : 13.00.02 . Ekaterinburg, 2009. 464 s.

7. Professional'nyy standart pedagoga // Profstandartpedagoga.rf. URL: http:// http://profstandartpedagoga.rf/profstandart-pedagoga (data obrashcheniya 03.04.2016).

8. Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenk A. I., E. N. Shiyanov. Pedagogika. M. : Shkola-Press, 1997. 512 s.

9. Starikova T. M. Formirovanie ekologicheskoy gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k sozdaniyu obrazovatel'noy sredy : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. Surgut, 2005. 235 c.

10. Suvorova S. L. Formirovanie kommunikativno-diskursivnoy kul'tury budushchikh uchiteley : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. Chelyabinsk, 2005. 380 s.

11. Tyumaseva Z. I., Bogdanov E. N. Obrazovatel'nye sistemy i sistemnoe obrazovanie. Kaluga : KGPU im. K. E. Tsiolkovskogo, 2003. 316 s.

12. Tyumaseva Z. I. Ekologiya, obrazovatel'naya sreda i modernizatsiya obrazovaniya : monografiya. Chelyabinsk : ChGPU, 2006. 322 s.

13. Tyumaseva Z. I. Starikov V. P. Ekologo-valeologicheskie tayny modernizatsii sovremennogo obrazovaniya : slovar' spravochnik. Surgut : SGU, 2004. 312 s.

14. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (dalee sootvetstvenno -programma bakalavriata, napravlenie podgotovki) // Portal federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya. URL: http:// http://fgosvo.ru/news/2/1583 (data obrashcheniya 03.04.2016).

15. Shilova V. S. Teoreticheskie osnovy sotsial'no-ekologicheskogo obrazovaniya shkol'nikov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. Belgorod, 1999.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.