Научная статья на тему 'Особенности проектирования системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольников'

Особенности проектирования системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА / МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭТАПЫ / УСЛОВИЯ / CONCEPT / SYSTEM / MODEL / SOCIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS / STAGES / CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева В.В.

В представленной статье отражены основные подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога в работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассмотрено с позиции системности, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design features of system of formation of social-and-ecological readiness of future teacher of preschool educational institution for work with a family on health promotion of preschool children

Main approaches to the design of process of formation of social-and-ecological readiness of future teacher in work with a family on health promotion of preschool children are stated in the article. Formation of social-and-ecological readiness of future teacher is considered the point of systemacity, pedagogical activity, process and a component of professional and pedagogical preparation.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению дошкольников»

YAK 378.147 ББК 74.489.81

B.B. ТОЛМАЧЕВА

V.V. TOLMACHEVA

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ДОО К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

DESIGN FEATURES OF SYSTEM OF FORMATION OF SOCIAL-AND-ECOLOGICAL READINESS OF FUTURE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION FOR WORK WITH A FAMILY ON HEALTH PROMOTION OF PRESCHOOL CHILDREN

В представленной статье отражены основные подходы к проектированию процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога в работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассмотрено с позиции системности, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

Main approaches to the design of process of formation of social-and-ecological readiness of future teacher in work with a family on health promotion of preschool children are stated in the article. Formation of social-and-ecological readiness of future teacher is considered the point of systemacity, pedagogical activity, process and a component of professional and pedagogical preparation.

Ключевые слова: концепция, система, модель, социально-экологическая готовность, этапы, условия.

Key words: concept, system, model, social-and-ecological readiness, stages, conditions.

Стремительно изменяющиеся в настоящее время социально-экономические условия, ориентация на модернизацию и достижение целей, созвучных требованиям времени, не могли не сказаться на образовательной политике и всей системе образования России. За достаточно короткий промежуток времени были предприняты шаги, изменившие как структуру системы образования РФ (дошкольное образование становится первой ступенью системы образования), так и ее нормативное обеспечение (появление ФГОС для каждой ступени образования). Все эти перемены не могли не сказаться на подготовке будущих педагогов для каждой ступени образования.

Однако, несмотря на достаточно динамичный процесс модернизации системы образования РФ и целей, обозначенных перед высшей школой, неизменной остается задача подготовки педагога, способного решать вопросы здоровьесбережения и оздоровления детей в условиях образовательной организации. Если проанализировать нормативные документы, определяющие всю образовательную деятельность на каждой степени образования, то можно отметить следующие аспекты. Так, закон № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» в качестве ключевых принципов образования отмечает гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека (ст. 3, пункт 1) [11].

Анализируя ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриат) от 4 декабря 2015 года, можно отметить, что одним из ключевых аспектов педагогической деятельности будущего педагога является «...обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» [10].

Текст профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом № 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., также включает в рамках воспитательной и развивающей деятельности требование к педагогу, способному формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [4].

Результатом любого образования выступает готовность специалиста к выполнению той или иной регламентированной деятельности. Обращение к словарной литературе позволило установить, что данное слово истолковывается как состояние готовности, подготовка к чему-либо, решение на что-либо, состояние, в котором все было сделано, подготовлено к чему-то. Следовательно, готовность понимается как состояние, результат или установка на что-либо. Слово «готовность», согласно трактовке Малого академического словаря (МАС), означает «приводить что-то в годное к употреблению или использованию состояние; трудиться над выполнением, осуществление чего-либо, разработать что-либо, замышлять, собираться сделать что-либо». Таким образом, готовность трактуется как законченность, окончательный результат, либо как состояние, либо как согласие, желание делать что-либо.

Термин «подготовка» означает либо действие, процесс (по значению глагола «готовить»), либо определенный запас каких-либо знаний, полученных в результате обучения.

«Подготовленность» означает степень выучки, готовности к чему-либо. В данном случае большую нагрузку здесь несет слово «степень», т. к. оно предполагает не только систему определенных состояний, но и некий механизм для их измерения.

Опираясь на перечисленные трактовки данных понятий, имеет смысл рассматривать подготовку как собственно процесс, подготовленность - как степень выучки, а готовность либо как результат подготовки, либо как осознанную необходимость, желание к выполнению педагогической деятельности.

Интенсификация научных поисков в решении проблемы готовности приходится на 40-е годы XX в. По данным К.М. Дурай-Новаковой [1], в числе наиболее активных исследователей были Д. Ален, Дж. Брунер, И.Д. Браун, Дж. Габриель, Р. Гусден, П. Делон, Дж. Купер, К. Ласец, С. Нименг, И. Ри-порт, Р.Н. Тайлор, В.Г. Хатрман, Х. Хофман, В. Хепер, Х. Шредер, Э. Шуе, Дж. Эсен и др. Например, Дж. Брунер, И.Д. Браун, Дж. Габриель сводили цели подготовки будущих учителей к формированию «готового» профессионала. Отметим также, что Р.Н. Тайлор, В.Г. Хартман, Х. Шредер рассматривали готовность как подготовку к выбору педагогической профессии и как предварительное определение пригодности к учебе и исполнению ролей учителя.

Наряду с общими проблемами готовности исследуются и более частные, но не менее значимые. Так, в работах К.М. Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко, О.А. Конопкина, Ю.Н. Кулюткина, П.Л. Рейнвальда отмечается, что в зависимости от условий выполнения действий ведущей может стать одна из сторон готовности к деятельности. При этом действия рассматриваются в сочетании с деятельностью, которая предусматривает активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью.

Анализ названных и других работ позволяет утверждать, что их авторы определяют готовность как установку личности на реализацию жизненных целей, а состояние готовности рассматривается как «настрой», актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в определенной обстановке. На этом фоне особо выделяются работы М.И. Дьяченко, В.А. Крутецкого, А.Г. Ковалева, А.И. Щербакова и др., в которых готовность рассматривается в непосредственной связи с формированием и развитием свойств личности, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Анализируя все вышесказанное, мы пришли к заключению, что готовность будущих педагогов правомерно рассматривать в единстве и во взаимосвязи с подготовкой к предстоящей деятельности.

Применив метод проецирования при формировании понятий, для выявления сущности понятия «социально-экологической готовность будущих педагогов» мы используем проекции «социальный» и «экологический» на парадигме термина «готовность».

Известно, что понятие «социальный» раскрывается как «общественный», связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. «Социальный» обозначает название всего человеческого, т. е. всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения. Это совокупность свойств и особенностей отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности индивидами или группами индивидов в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни. Это результат совместной деятельности различных индивидов. Социальное как явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого индивида или групп индивидов независимо от физического присутствия этого индивида или группы.

В целом можно сказать, что социальная готовность - это готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты; готовность человека действовать определенным образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентаци-ями общества.

Этимология понятия «экологический» предполагает «дом», «родину». Установлено также, что этот термин обозначал науку о связи живых организмов со средой обитания. В настоящее время слово получает все более широкую интерпретацию, распространяясь и на область социальной жизни (В.И. Кормилицын, М.С. Цыцкишвили, Ю.И. Яламов, А.Г. Карташев и др.). Сегодня «экологический» отождествляется с понятиями «окружающий», «окружение», «местообитание», а словосочетание «социально-экологический» рассматривается как взаимосвязь общества со средой.

В своем исследовании Т.В. Старикова, изучая процесс формирования экологической готовности студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды, под экологической готовностью педагога понимает профессиональную мотивированность желаний, потребностей формировать в общеобразовательной школе экологизированную образовательную систему, разрабатываемую и реализуемую на основе экологически обеспеченной образовательной среды и экологически состоятельного образовательного процесса, которые нацелены на обеспечение природосообразности, здоровьесбережения и здоровьесозидания образования как интегратора процессов обучения,воспитания и целенаправленного развития [7].

По мнению А.М. Галеевой, социально-экологическое образование представляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [1, с. 336].

Обобщая вышесказанное, под социально-экологической готовностью будущих педагогов мы будем понимать профессиональную мотивированность желания выполнять свой долг педагога, проявляющийся в осознании единства системы «человек-общество-природа», а также в стремлении реализовывать социально-экологическое образование на каждом конкретном его уровне.

В рамках нашего исследования мы предприняли попытку спроектировать педагогическую концепцию формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста. Следует отметить, что предлагаемую нами педа-

гогическую концепцию не следует считать единственно верной и неизменной. Она не исключает требование частичной открытости для дальнейших изысканий в данном направлении. В то же время следует подчеркнуть, что не следует данное обстоятельство рассматривать как признак неточности или недостоверности системы знаний, положенных в основу концепции.

Обращаясь к такому педагогическому феномену, как формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО, можно говорить о возможности рассмотрения его с позиций системности, педагогической деятельности, процессуальности и компонента профессионально-педагогической подготовки [5].

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как система

Прежде чем определить сущностные черты системности формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО, следует отметить, что трактовка термина «система» весьма многогранна. Так, анализ справочной литературы показал, что под системой следует понимать множество определенных компонентов, взаимодействие которых способствует появлению новых характеристик и качеств, не присущих отдельно взятым компонентам. Исходя из этого, можно говорить о том, что система не может быть рассмотрена изолированно от таких понятий, как структура, организация, связи, отношения, элементы, управление.

Такое явление, как «система», получило также достаточно широкое распространение в педагогике и нашло отражение в трудах Л. фон Берталан-фи, А.А. Богданова, М.И. Сетрова, А.И. Уемова и др.

Для нас близка позиция П. Буаста, утверждавшего, что система подобна пирамиде. Причем он различал естественные и искусственные пирамиды. В качестве естественных выступали пирамиды, созданные и подвластные только природе, тогда как искусственные пирамиды может создавать человек.

Если рассматривать формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как систему (причем искусственную), то вполне логичной ее основой выступит системный подход.

Мы разделяем позицию З.И. Тюмасевой о том, что при изучении сложных явлений системный подход не может всецело заменить специальных методов исследования, поскольку не является дедуктивным по своей сути, реализуя эвристическую функцию, назначение которой в поиске ориентации конкретных исследований [9].

Нельзя не сказать и о том, что кажущаяся нам традиционной идея системности получила свое воплощение в XX веке и проникла во все сферы жизни общества. Но в то же время, обращаясь к системе образования, можно говорить лишь о его закладывающихся системологических основах. Стремление к созданию искусственных систем в сфере образования дало толчок к развитию такой области знания, как педагогическая инженерия.

Как отмечает в своих исследованиях З.И. Тюмасева [9], выделение педагогической инженерии как области знания представляет собой не просто некоторое заимствование термина. Это гораздо более глубокое явление, предполагающее применение методологических подходов инженерной сферы в области педагогики. Искусственные образовательные системы должны подчиняться и развиваться в соответствии с объективными законами гносеологии педагогических систем и технологизацией процесса реформирования педагогических систем.

З.И. Тюмасева отмечает, что предметная область педагогической инженерии может характеризоваться ориентацией на изучение и изменение искусственных систем; установкой на применение комплексных методов, средств разработки, конструирования, обеспечения и обслуживания педагогических систем, а также их внутренней дифференциацией в соответствии с типом [9].

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как педагогическая деятельность

Рассматривая формирование социально-экологической готовности будущего педагога ДОО как педагогическую деятельность, мы опирались прежде всего на такие составные компоненты, как цель, процесс, средства, результат [5].

Целью формирования социально-экологической готовности будущего педагога будет выступать определенный уровень профессиональной подготовки будущего педагога, проявляющийся в наличии мотивированного желания реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.

В качестве мотивов выступит стремление будущего педагога ДОО вести целенаправленную работу по формированию благоприятной обстановки для становления благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.

В качестве действий по формированию исследуемого качества мы выделили действия, способствующие реализации социально-экологического образования в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, а также действия, ориентированные на становление благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи.

Результатом всей деятельности станет достижение определенного уровня профессиональной готовности будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма детей дошкольного возраста, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как процесс

Первоначально следует отметить, что в обобщенном виде процесс может быть определен как некоторая смена состояний, явлений в развитии чего-либо. Среди структурных компонентов любого процесса следует выделить стадии, этапы и последовательные состояния.

Говоря о процессе формирования социально-экологической готовности будущего педагога ДОО к работе с семьей, мы выделили следующие взаимосвязанные этапы:

I. Мотивационно-ценностный.

II. Содержательно-операционный.

III. Оценочно-корректировочный.

Целью мотивационно-ценностного этапа выступает формирование у будущего педагога ДОО мотивов вести разноплановую работу с семьей ребенка дошкольного возраста, стремление реализовывать содержание и принципы социально-экологического образования, в процессе чего осуществлять целенаправленную деятельность по развитию благополучного, здорового ребенка в условиях ДОО и семьи. Реализация данного этапа будет способствовать формированию потребностно-мотивационного компонента социально-экологической готовности педагога.

Формирование мотивов определенной направленности подтолкнет будущего педагога к осознанию необходимости усвоения им социально-экологических, валеологических и эколого-валеологических знаний, прак-

тик с оздоровительной составляющей. Кроме того, это окажет влияние на возможность выбора студентами факультативных курсов и дисциплин по выбору конкретной направленности.

В рамках обозначенного этапа не менее важной является деятельность по формированию у будущих педагогов социально-экологических и валеоло-гических ценностей, среди которых в качестве ключевых выступают природа, сам человек, другой человек, социальные группы, а также осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении.

В рамках второго этапа ключевое внимание уделяется формированию когнитивно-ориентровочной и практико-деятельностной составляющих социально-экологической готовности будущих педагогов. Ключевыми направлениями познания будут выступать взаимообусловленность и взаимозависимость состояния окружающей среды и здоровья человека; процессы здоровьесбережения и оздоровления с позиций социальной экологии и эколого-валеологии; специфические воспитательные особенности и оздоровительные возможности семьи ребенка дошкольного возраста; особенности эколого-валеологического воспитания ребенка дошкольного возраста в семье; инновационные педагогические технологии и методики оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи; нетрадиционные методы оздоровления ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.

Оценочно-корректировочный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня сформирован-ности социально-экологической готовности будущего педагога ДОО по работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста.

В рамках данного этапа должны быть определены критерии, показатели и уровни сформированности социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению детей дошкольного возраста, дана адекватная оценка полученному результату, а также намечены пути корректировки процесса формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки

Проблема профессиональной подготовки будущих педагогов достаточно хорошо изучена с позиции психологии и педагогики. Среди наиболее значимых для нас работ следует отметить труды И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой,

A.К. Марковой, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др.

Анализ научной литературы показал, что одним из ключевых требований к уровню подготовки будущего педагога является четкость его социальной и профессиональной позиции. Причем под позицией педагога, согласно

B.А. Сластенину, следует понимать систему отношений к миру и педагогической действительности [5].

В своих исследованиях И.Ф. Исаев, Л.С. Колмогорова, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин и др. подчеркивают глубокое противоречие в современной действительности между ожиданиями общества от педагога и реально существующим уровнем готовности к профессиональной деятельности выпускника вуза. Как отмечают авторы, имеет место быть определенная шаблонность, заданная штамповка подготовки будущих педагогов, что вступает в противоречие с необходимой сегодня ориентацией на индивидуализацию, творческую направленность личности педагога.

В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, охарактеризованный нами в двух сферах:

социально-экологической и валеологической. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических компетенций.

Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как компонент профессионально-педагогической подготовки, детерминирующий ее практико-ориентирован-ный характер, обеспечивающий становление функциональной образованности будущего педагога.

Литература

1. Галеева, А.М. Методологические основы системы социоэкологического образования и воспитания [Текст] / А.М. Галеева // Вопросы социологии : материалы I Всесоюзной конф. «Проблемы социальной экологии» (Львов, 1-3 октября 1986 г.). - Львов : Вшьна Украша, 1987. - С. 335-344.

2. Дурай-Новакова, К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. - М., 1983.- 353 с.

3. Колчанова, Л.В. Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения: на материале изучения химии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.В. Колчанова. - Белгород, 2004. - 225 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/#ixzz44XnMSxUu (дата обращения: 11.02.2016).

5. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин [и др.]. - М. : Школа-Пресс, 1997. -512 с.

6. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Л.И. Пономарева. - Екатеринбург, 2009. - 464 с.

7. Старикова, Т.М. Формирование экологической готовности студентов педагогических вузов к созданию образовательной среды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т.М. Старикова. - Сургут, 2005. - 235 с.

8. Суворова, С.Л. Формирование коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. / С.Л. Суворова. -Челябинск, 2005. - 380 с.

9. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] : монография / З.И. Тюмасева. - Челябинск : ЧГПУ, 2006. - 322 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогической образование (уровень бакалавриат) от 4 декабря 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf. (дата обращения: 08.02.2016).

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 272-ФЗ (вступает в силу с 01.09.2013, за исключением отдельных положений) [Текст]. - М. : КНОРУС, 2013. - 176 с.

12. Шилова, В.С. Теоретические основы социально-экологического образования школьников [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В.С. Шилова. - Белгород, 1999. - 417 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.