Научная статья на тему 'Некоторые подходы к проблеме формирования социально-экологической готовности педагогов'

Некоторые подходы к проблеме формирования социально-экологической готовности педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ПЕДАГОГ / TEACHER / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / RECOVERY / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

В представленной статье отражены некоторые подходы к рассмотрению сущности процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается с позиций системы, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толмачева Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to the problem of developing socio-ecological readiness of teachers

The article describes some of the approaches to consideration of essence of process of formation of socio-ekologicheskoy readiness of the future teachers of the. The formation of socio-ecological readiness of future teacher is considered from positions of the system of pedagogical activity, process and a component of professional-pedagogical training.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к проблеме формирования социально-экологической готовности педагогов»

4. Актуальные проблемы современного дошкольного образования [Электронный ресурс] // ПроШколу.ру : шк. портал. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/.

5. Модернизация российского образования: документы и материалы [Текст] / ред. сост. Э.Д. Днепров. - М., 2002. - 96 с.

6. Пономарева, Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования [Текст] : коллект. моногр. / Л.И. Пономарева, М.А. Забоева ; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. - Челябинск : ЧГПУ, 2014. - С. 154-183.

7. Проблемы современного дошкольного образования [Электронный ресурс] // Детские сады: отзывы родителей : информ. портал о гос. и част. дет. садах. - Режим доступа: http://www.deti-club.ru/.

8. Управление качеством воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М. : Первое сентября, 2003-2016. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/.

9. Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина. - М. : Академия, 2011. - 400 с.

УДК 373.2

В.В. Толмачева, г. Сургут

Некоторые подходы к проблеме формирования социально-экологической готовности педагогов

В представленной статье отражены некоторые подходы к рассмотрению сущности процесса формирования социально-экологической готовности будущих педагогов. Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается с позиций системы, педагогической деятельности, процесса и компонента профессионально-педагогической подготовки.

Готовность, педагог, оздоровление, процесс.

V.V. Tolmacheva, Surgut

Some approaches to the problem of developing socio-ecological readiness of teachers

The article describes some of the approaches to consideration of essence of process of formation of socio-ekologicheskoy readiness of the future teachers of the. The formation of socio-ecological readiness of future teacher is considered from positions of the system of pedagogical activity, process and a component of professional-pedagogical training.

Keywords: Readiness, the teacher, the recovery, process.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения не теряет своей актуальности во все времена. На сегодняшний день идеями здоровьясбережения и оздоровления детей пропитаны практически все документы, ориентированные на систему образования нашей страны. Так в законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в статье 3 указано, что одним из ключевых принципов в области государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обозначен принцип приоритета жизни и здоровья человека. Первой из задач ФГОС ДОО от 17 октября 2013 г. обозначена - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В процессе оздоровления детей дошкольного возраста одним из ключевых субъектов выступает педагог дошкольной образовательной организации. Все это

позволяет говорить о необходимости подготовки будущего педагога системы дошкольного образования, который в процессе своей практической деятельности смог бы реализовывать на практике принципы эколого-валеологии, ориентированной первую очередь, на сохранение и укрепление здоровья человека.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога может быть рассмотрено с разных позиций, как система, педагогическая деятельность, процесс и как компонент профессионально-педагогической подготовки. Рассмотрим данные позиции более подробно.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как система.

Понятие «система» достаточно тщательно было изучено в педагогической науке и нашло отражение в трудах Л. фон Берталанфи, А.А. Богданова, М.И. Сетрова, А.И. Уемова и др.

Анализ научной и справочной литературы позволяет нам констатировать, что система может истолкована как совокупность некоторых элементов, чье взаимодействие вызывает появление новых качеств, не свойственных отдельно взятым элементам. Следовательно, термин «система» связан с такими понятиями, как структура, организация, связи, отношения, элементы, управление.

Мы разделяем точку зрения П. Буаста, который утверждал, что система должна строиться как пирамида. Причем если эта пирамида создается человеком, обществом, то это искусственная пирамида, поскольку естественные пирамиды подвластны только природе.

Закономерной основой любой искусственной системы является системный подход. Но как утверждает З.И. Тюмасева в своей монографии «Экология, образовательная среда и модернизация образования» системный подход к изучению сложных явлений не может заменить специальных методов исследования, т.к. он не является дедуктивным по своей сущности, выполняя эвристическую функцию, основное назначение которой заключается в поиске соответствующей ориентации конкретных исследований.

Идея «системы», «системности» стала ведущей в XX веке, что нашло отражение не только в науке, но других областях жизни общества: культура, отношения с окружающей действительностью и др. Однако если обратиться к системе образования, то его системологические основы, как утверждает З.И. Тюмасева, только закладываются.

Создание искусственных педагогических систем составляет сущность педагогической инженерии. С точки зрения З.И. Тюмасевой педагогическая инженерия научно обеспечивает создание комплексной технологии модернизации образования как системы.

Специфика инженерной деятельности проявляется в определенных аспектах:

- мир объектов инженерной деятельности чрезвычайно разнообразен - от транспорта, медицины, искусства и образования;

- характер инженерной деятельности проявляется в проектировании, конструировании, изобретательстве;

- инженерная деятельность заключается в создании систем, преобразующих материалы, энергию и информацию в более полезные формы.

Все из представленных выше элементов вполне могут быть применимы и в области образования, где под устройствами могут пониматься самые различные составляющие образовательного процесса и он сам, соответственно.

Основой зарождения педагогической (дидактической) инженерии выступила значительно более широкая область - социальная инженерия. В своих многочисленных трудах Карл Поппер под социальной инженерией склонен понимать деятельность по

проектированию новых, а также по перестройке и управлению уже существующими социальными институтами путем их изменения.

Развитие такой области знаний как социальная инженерия во многом обусловлено достижениями таких наук, как психология, прикладная антропология, науки управленческого цикла, а также набирающая в последнее время все большую популярность синергетика и ее отрасль социальная синергетика.

Как отмечает З.И. Тюмасева, педагогическая инженерия представляет собой не просто явление заимствования термина. Это более глубокое по своей сути явление, предусматривающее перенос на область педагогики методологических подходов из инженерной сферы. Ученый утверждает, что именно педагогическая инженерия непосредственно ориентирована на решение насущных проблем практики образования в процессе его развития и реформирования. Образовательные системы будучи по своей природе искусственными должны развиваться на основе объективных законов гносеологики педагогических систем и технологизации самого процесса реформирования образовательных систем.

З.И. Тюмасева отмечает, что предметная область педагогической инженерии может характеризоваться ориентацией на изучение и изменение искусственных систем; установкой на применение комплексных методов, средств разработки, конструирования, обеспечения и обслуживания педагогических систем, а также их внутренней дифференциацией в соответствии с типом.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как педагогическая деятельность

Деятельность представляет собой специфическую форму отношения человека к окружающему миру, что нашло отражение в его изменении и преобразовании. В качестве компонентов деятельности выступают цель, средства, результат и сам процесс.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как педагогическая деятельность, охарактеризовать которую можно следующими аспектами:

1) наличием субъект-субъектных и субъект-объектных отношений в процессе обучения;

2) открытостью и универсальностью данной деятельности как системы;

3) актуальностью решаемых педагогических задач и сопряженностью с учебной деятельностью обучающихся.

Проведенный нами выше анализ структуры педагогической деятельности позволяет определить цель, мотивы, действия и результат формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.

Целью формирования социально-экологической готовности будущего педагога является достижение определенного уровня профессиональной мотивированности желаний будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма дошкольников, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.

Под мотивом понимаются внутренние побуждения, исходящие от самого субъекта деятельности. Мотивом формирования социально-экологической готовности педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников является стремление будущего педагога целенаправленно и эффективно развивать благополучного,

здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОО и семье и в целом в ближайшем окружении.

Действия по формированию исследуемого качества мы подразделяем на действия, способствующие реализации социально-экологического образования в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, а также развитию благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОО и семье и в целом в ближайшем окружении.

Результатом формирования социально-экологической готовности будущего педагога является достижение определенного уровня профессиональной мотивированности желаний будущего педагога выполнять свой педагогический долг, проявляющийся в стремлении реализовывать социально-экологическое образование в ДОО на основе сущностного разнообразия видов, форм, типов работы с семьей, определяющегося ее структурой, типологическими характеристиками и особенностями с целью восстановления, расширения адаптационных возможностей организма дошкольников, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов окружающей среды.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как процесс

В самом общем виде процесс определяется как последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; как совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (Советский энциклопедический словарь). Педагогический процесс характеризуется такими параметрами как непрерывность, обусловленность социальным заказом, культурными и историческими условиями, а также требованиями к уровню подготовки обучающихся и другими факторами.

Как известно, процесс включает в себя обязательное наличие таких структурных элементов, как этапы, стадии, последовательные состояния. Мы выделяем следующие этапы процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога:

I. Мотивационно-ценностный

II. Содержательно-операционный

III. Оценочно-корректировочный.

Рассмотрим выделенные нами этапы формирования социально-экологической готовности будущего педагога более подробно.

I. Мотивационно-ценностный этап.

На данном этапе создаются мотивы к предстоящей разноплановой работе с семьей дошкольника, стремление будущего педагога реализовывать социально-экологическое образование в ДОО, в процессе которого целенаправленно и эффективно развивать благополучного, здорового ребенка средствами адекватно развивающейся среды в ДОО и семье и в целом в ближайшем окружении. Все это способствует формированию потребностно-мотивационного компонента социально-экологической готовности педагога.

Создание мотивов формирования социально-экологической готовности будущего педагога связано в дальнейшем с осознанием необходимости усвоения социально-экологических, валеологических и эколого-валеологических знаний, практик с оздоровительной составляющей, а также возможная вариативность по интересам студентов содержания и технологического обеспечения базовых и вузовских учебных курсов, а также факультативных курсов и дисциплин по выбору.

Ценностный аспект реализуется на данном этапе в сфере формирования социально-экологических и валеологических ценностей (природа, другой человек, социальные группы, сам человек, а также осознание здоровья как общечеловеческой ценности, потребность в его сохранении и укреплении).

Этап считается завершенным, когда будущие педагоги осознают необходимость и основную цель формирования социально-экологической готовности, проявляют интерес к предстоящей социально-экологической и валеологический деятельности, понимают смысл основных ценностей эколого-валеологии.

II. Содержательно-операционный этап.

Целью данного этапа выступает формирование когнитивно-ориентровочный и практико-деятельностной составляющих социально-экологической готовности у будущих педагогов о сущности:

- взаимообусловленности и взаимозависимости состояния окружающей среды и здоровья человека;

- процессов здоровьесбережения и оздоровления с позиций социальной экологии и эколого-валеологии;

- специфических воспитательных особенностей и оздоровительных возможностей в зависимости от типа семьи ребенка дошкольного возраста;

- эколого-валеологического воспитания дошкольника в семье;

- инновационных педагогических технологий и методик оздоровления ребенка дошкольного возраста в ДОО и в условиях семьи;

- нетрадиционных методов оздоровления ребенка дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи.

Важным аспектом этапа является овладение студентами технологиями, методиками и методами работы с семьей по оздоровлению дошкольника.

Этап считается завершенным, если будущие педагоги ДОО владеют ключевыми идеями, терминами, особенностями работы с семьями дошкольников в зависимости от их типологических особенностей, а также владеют технологиями, методиками и методами оздоровительной работы в условиях ДОО и семьи.

III. Оценочно-корректировочный этап.

Данный этап предполагает проведение мониторинговой деятельности преподавателя по определению уровня сформированности социально-экологической готовности будущего педагога ДОО по работе с семьей по оздоровлению дошкольников. Разделяя позицию А.С. Белкина, мы выделили несколько уровней мониторинга:

1. Накопление информации о специфике деятельности по формированию социально-экологической готовности будущего педагога, определение ведущих мотивов будущих педагогов к осуществлению предстоящей деятельности.

2. Определение исходного диагностического уровня эффективности процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.

3. Исследование факторов, оказывающих влияние на формирование социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, определение их устойчивости, периодичности.

4. Интерпретация полученной информации, проверка ее полноты и достоверности, уточнение предварительных заключений.

5. Прогнозирование дальнейших направлений развития процесса формирования социально-экологической готовности будущего педагога к работе с семьей по оздоровлению дошкольника с учетом реальных возможностей образовательного процесса.

6. Осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности по реализации системы формирования социально-экологической готовности будущих педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников.

Завершенным этап будет считаться только в том случае, если будут определены критерии, уровни сформированности социально-экологической готовности будущих

педагогов к работе с семьей по оздоровлению дошкольников, дана адекватная оценка и намечены пути корректировки процесса ее формирования, определены пути повышения эффективности данного процесса.

Формирование социально-экологической готовности будущего педагога как компонент профессионально-педагогической подготовки

Проблема профессионально-педагогической подготовки будущих педагогов занимала умы таких ученых, как С.Г. Борисовой, И.Ф. Исаева, И.Б. Котовой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, А.И. Щербакова и др. анализ трудов данных ученых показал, что одним из важнейших требований к его профессионально-педагогической подготовки будет выступать четкость его социальной и профессиональной позиции. Под позицией педагога В.А. Сластенин понимает целую системы отношений к миру и педагогической действительности, среди которых можно отметить следующие: интеллектуальные, волевые и эмоционально-оценочные.

Ключевым понятием напрямую связанным с профессионально-педагогической подготовкой учителя является профессиональная готовность к педагогической деятельности. В своих трудах В.А. Сластенин под профессиональной готовностью понимает определенную совокупность требований к педагогу, которая с одной стороны предусматривает его психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, с одной стороны, и научно-теоретическую и практическую компетентность.

Как подчеркивают в своих исследованиях Исаев И.Ф., Колмогорова Л.С., Крылова Н.Б., Сластенин В.А. и др., современная действительность характеризуется все углубляющимся противоречием между ожиданиям общества относительно личности педагога и реальным уровнем готовности выпускника педагогического вуза. Одним из ключевых аспектов является и то, что происходит определенная штамповая подготовка педагогов, что вступает в разрез с наличием и поощрением индивидуально-творческой деятельности педагога. В связи с этим, с нашей точки зрения, основными ориентирами в изменении профессионально-педагогической подготовки современного педагога должны стать: обновление целеполагания, структуры, содержания, организационных форм и методов образования, внедрение многоуровневого педагогического образования, расширение возможностей образовательных учреждений в удовлетворении запросов личности и общества и др.

В структуре профессионально-педагогической подготовки как системы выделяются различные компоненты. Наибольший интерес с позиций нашего исследования представляет экологический компонент профессионально-педагогической подготовки, представленный нами в двух сферах: социально-экологическая и валеологическая. Реализация данного компонента предполагает формирование у будущих педагогов основных групп социально-экологических и валеологических знаний, умений и навыков.

Таким образом, формирование социально-экологической готовности будущего педагога рассматривается нами как компонент профессионально-педагогической подготовки, детерминирующий ее практико-ориентированный характер, обеспечивающий становление функциональной образованности будущего педагога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамовских, Н.В. Содержательные аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов [Текст] / Н.А. Абрамовских // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №5. - С. 169-171.

2. Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Зырянова С. М. [и др.]. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. - 2006. - 184 с.

3. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования [Текст] : дис. ... докт. пед. наук :

13.00.02 / Л.И. Пономарева. - Екатеринбург, 2009. - 464 с.

4. Тюмасева, З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования [Текст] : монография / З.И. Тюмасева. - Челябинск : ЧГПУ, 2006. - 322 с.

5. Шанц, Е.А. Развитие социально-значимых качеств личности в процессе профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Щанц // Концепт. - 2013. - Спецвып. № 02. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2013/13523.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.