Таблица 2
Дифференциация и взаимная интеграция химических и инженерно-экологических знаний
Основания Инженерно- Основания для Основания для вза-
для интеграции экологические дифференциации имной интеграции и
дисциплины дифференциации
s H и ев и о ® F g Химическая (ие): ОЭ а) уровень и сложность а) разработка
о (в и (в и - природа ПЭ решаемых инженерно- малоотходных и
>о о ft о загрязнителей; ИМЗА экологических проблем; безотходных
® 3 ч о й о ® - промышленность - ИМЗГ б) использование природного технологий;
s н IS s э источник загрязнений; ОТ или техногенного сырья; б)создание
® S о s ft д s и - методы контроля за и др. в) степень токсичности экологически
н ® & ® s состоянием ОС; загрязняющих веществ; чистых источников
В ® s - методы защиты ОС г) уровень и степень очистки; энергии;
s s и др. д) уровень технологичности химических процессов; е) глубина связи с химическими дисциплинами и др. и др.
ми средствами (учебными и учебно-методическими пособиями), которые выполняют, в том числе, и контрольные функции. Все они имеют экологическую направленность и дифференцированы в соответствии с видами контроля и самоконтроля. Учебные и учебно-методические пособия являются не только эффективным средством, но, одновременно, и условием успешного индивидуального усвоения интегративного химического содержания.
Таким образом, разработана концепция и методика реализации дифференцированного подхода к изучению профессионально направленного интегративного содержания общей и неорганической химии. Она представлена системой непрерывно протекающих процессов интегра-
ции и дифференциации химических и инженерно-экологических знаний. Определены роль и место дисциплины в системе подготовки инженеров-экологов в морском вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шемет О.В. Дидактические основы компетент-ностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - № 10.
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - В 2 т. - Т.1. - М., 1991.
3. Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского. - М., 1991.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ
THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING EDUCATIONAL AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON
М.А. Валеева
В статье проанализирована сущность понятия «среда»; представлены различные трактовки феномена «образовательная среда»; отражены различные точки зрения относительно ее структуры; показано соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство».
ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY
Valeeva M.A.
The article analyses the essential meaning of the concept of «environment», presents various treatments of the phenomenon of «educational environment», describes different points of view concerning its structure, and examines the correlation between the concepts of «educational environment» and «educational space».
Ключевые слова: образовательная среда, образователь- Keywords: educational environment, educational ное пространство, структура образовательной среды. space, structure of educational environment.
Изменения, происходящие в образовании, выдвигают новые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста, субъекта собственной деятельности, компетентного, конкурентоспособного, творческого, профессионально мобильного. В этой связи актуальна проблема исследования образовательной среды вуза, погружение в которую является важным фактором формирования образовательной и профессиональной направленности личности студента, его социальной позиции и нравственных ориентиров.
В современной науке понятие «среда» является широко употребляемым и не имеет точного и однозначного определения.
Философы трактуют данное понятие следующим образом. Среда социальная - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Социальная среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом: производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. Социальная среда в узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды в целом, включает непосредственное социальное окружение человека: семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы; оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время, под влиянием творческой активности, деятельности человека она изменяется, преобразуется, и в процессе этих преобразований изменяются сами люди.
В социологии среда рассматривается как совокупность условий и влияний, окружающих человека, социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
По мнению Г.М. Коджаспировой, среда является одним из значимых факторов образования и воспитания. Правильно организованная среда способствует индивидуальному и личностному развитию человека [1].
По мысли В.С. Кукушина, основой создания среды является взаимодействие, в связи с чем, с позиции личност-но ориентированного подхода, при рассмотрении явлений действительности, опираясь на гуманистические идеи, среда представляет собой добровольное свободное образование участников, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявлять творческую индивидуальность во взаимодействии [2].
М. Черноушек, проанализировав использование термина «среда» в различных исследовательских контекстах, выделил следующие подходы в трактовке данного понятия:
- среда не имеет четко определенных и твердо фиксированных границ (пределов) в пространстве и времени;
- среда воздействует интегративно на все органы чувств человека; информацию о среде мы получаем пу-
тем сочетания и согласования данных, получаемых от различных органов чувств;
- информация о среде неоднородна, в ней можно выделить как главную часть, так и периферийные составляющие;
- среда всегда содержит больше информации, чем мы способны сознательно воспринять;
- среда воспринимается человеком в тесной связи с его практической деятельностью;
- любая среда наряду с физическими, химическими, и другими особенностями обладает психологическими и символическими значениями;
- окружающая среда воздействует как единое целое [3].
Рассмотрение понятия «среда» довольно часто осуществляется вместе с понятиями: положение, поле, место, пространство, обстановка, условия, окружение, простор, общение, пласт, отражение, совокупность, факторы, сфера, атмосфера, воздействие, влияние. Сопоставление существующих словарных определений этих понятий приводит к выводу: во всех них содержится указание на то, что благодаря им могут происходить изменения в характеристиках субъекта деятельности. Вышеизложенное позволяет сделать заключение о том, что среда может рассматриваться как важное условие развертывания различных сфер человеческой жизнедеятельности, как фактор изменения и развития субъекта.
Близость между данными понятиями требует выявления их специфики и особенностей связей друг с другом.
Интересна позиция И.Г. Шендрика, считающего, что образование, как единство процесса и результата движения субъекта к про-образу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырех пространственных понятий, составляющих тетраду: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда, по мнению автора, представляет собой совокупность про-образов, необходимых культуре для ее существования и развития. Представление о положении связано с конкретным культурным окружением субъекта. Через представление о месте выявляется смысл, который обретает культурное окружение для субъекта. Совокупность смыслов создает пространство потенциальной жизнедеятельности субъекта [4].
В последнее время при обсуждении и изучении проблем образования широко используется понятие «образовательная среда», которое является многогранным и имеет различные толкования.
Интересна точка зрения К.Г. Кречетникова, утверждающего, что средоориентированный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность студента в область формирования «образовательной среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие. Автор считает, что чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем больше происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является
#
продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу, делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие [5].
По мнению А.Г. Асмолова, понятие образовательной среды является одним из ключевых психологических и педагогических понятий. Среда выступает как часть социокультурного пространства, как зона взаимодействия субъектов образовательного процесса. С одной стороны, образовательная среда «задана» и потому выступает как объективная предпосылка развития личности. С другой, она создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает собственное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. Поскольку всякое знание личностно, образовательная среда, в конечном счете, -особое личностное пространство познания и развития [6].
О.Ю. Мондонен рассматривает образовательную среду как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения [7].
А.В. Иванов выдвигает положение о том, что образовательная среда является сферой не только педагогического влияния, но и областью самостоятельного выбора способов и средств собственного развития [8].
Если образование является производной культуры и фактором ее развития, то образовательная среда определяется культурной средой и влияет на процесс развития новых культурных образований.
Мы придерживаемся мнения Т.В. Менга, что образовательная среда вуза является таким окружением или «осубъектированным пространством», в котором создаются условия для формирования личности, в частности, профессионального становления студента [9].
Образовательная среда должна содействовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей, развитию уже проявившихся способностей и личности обучающегося, всех сфер психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной) в соответствии с индивидуальными особенностями.
Уточним смысл понятия «образовательное пространство», являющегося близким по смыслу «образовательной среде».
Образовательное пространство (educational space) -существующее в социуме «место», где субъективно задаются множества отношений и связей, осуществляется специальная деятельность различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит на опыте каждого.
Исследователи отмечают, что распространение идеи образовательного пространства связано с отказом от бытовавшего в рамках прежней парадигмы представления об образовательном процессе как линии или заданной
траектории, по которой нормативно должен двигаться субъект образования.
Нам импонирует точка зрения Т.И. Ключенко относительно соотношения понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство». По мнению автора, самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения одновременно сосуществующих объектов. Рассматривая образовательное пространство, следует иметь в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека, при этом в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.
Исследователь указывает, что понятие «образовательная среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих формирование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду влияние условий образования на обучающегося (и обратное влияние), что задает гуманитарную направленность образовательной среды посредством включения значимых для человека знаний и использования комфортных технологий обучения. В гуманитарном образовательном пространстве в большей степени фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, сколько видение их со стороны преподавателей. Итак, автор приходит к выводу, что содержание понятия «образовательная среда» более богато [10].
Нам близка позиция С.А. Писаревой, исследующей содержательное наполнение подпространств образовательной среды применительно к школе. Автор указывает на необходимость дифференциации образовательного пространства, которое, наряду с традиционными кабинетами, где осуществляется учебная деятельность, должно включать места для самостоятельной работы (лаборатории, библиотеки, компьютерные классы), пространства внеучебной деятельности и т. д. Переходы между образовательными пространствами и видами деятельности обеспечивают обучающимся возможность пробы себя и своих возможностей в сфере нормотворчества и нормосоо-бразного поведения. Таким образом, образовательное пространство школы становится поляризованным [11].
О.Е. Лебедев отмечает, что в научной литературе образовательная среда рассматривается как часть социокультурной среды. Под образовательным пространством обычно понимают осваиваемую учащимся (для достижения им целей образования) окружающую среду. Образовательное пространство человека - это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности [12].
Мы считаем, что понятия «образовательная среда» и «образовательное пространство» иерархически взаимо-
связаны: образовательное пространство является особой сферой социокультурной практики, включающей образовательную среду как совокупность социальных и образовательных условий, оказывающих влияние на развитие личности студента и его профессиональную подготовку. Возможности успешного профессионального становления студента во многом определяются субъектной сферой индивида, которая задает характер, направленность, специфику взаимоотношений будущего специалиста с пространственно-предметной и социальной составляющими образовательной среды. Соотношение образовательного пространства, образовательной среды и субъектной сферы индивида мы рассматриваем как триединую целостность, элементы которой находятся во внутреннем взаимопроникновении, равновесной взаимообусловленности и взаимодействии. Эпицентром данного интегрального образования является субъектная сфера студента, объединяющая перечисленные компоненты в единое целое.
Теоретический анализ исследования образовательной среды вуза как социально-педагогического явления позволяет констатировать, что образовательная среда представляет собой социокультурное поле жизнедеятельности субъектов образования, обусловленное наличествующим внешним (социальные условия, организация внешнего пространства, совокупность непосредственных отношений и т. д.) и внутренним (сущностные силы студента) потенциалом возможностей для самоактуализации субъекта, предполагающей переход будущего специалиста из объекта, на которого влияют внешние обстоятельства, в субъект, управляющий ими в целях собственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации в постоянно изменяющемся социуме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
2. Кукушин В.С. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. eusi.ru/lib/kukushin_obsie_osnovy_pedagogiki/ index.shtml.
3. Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. - М., 1989.
4. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. - М.: АПК и ПРО, 2003.
5. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. - М.: Госкоорцентр, 2003.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
7. Мондонен О.Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб, 2006.
8. Иванов Д.И. Образовательная или развивающая среда // Б-ка журнала «Директор школы». -2007. - № 6.
9. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1999.
10. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kitaphane. ru/present/kti.shtml.
11. Писарева С А. Образовательная среда профильного обучения: Учеб.-методич. пособие для учителей. - СПб.: КАРО, 2006.
12. Лебедев О.Е. Расширение образовательного пространства // Петербургская школа: Образоват. программы. - СПб.: Специальная литература, 1999.