Е.А. Ярошинская
проректор по научной работе, профессор кафедры общей педагогики,
педагогики высшей школы и управления, Уманский государственный педагогический университет
имени Павла Тычины Е.А. Yaroshynskaya
vice-rector for research, professor of the department of general pedagogy,
pedagogy of higher school and management.
Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university
(olenayar@mail. ru)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье обобщены результаты теоретического анализа проблемы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и представлены результаты внедрения разработанной методики проектирования.
Annotation. The article summarizes the results of a theoretical analysis of the problem of designing the educational environment of professional training of the future primary school teachers and presents the results of the developed design techniques.
Ключевые слова: образовательная среда профессиональной подготовки, проектирование, будущие учителя начальной школы.
Key words: educational environment of professional training, design, future primary school teachers.
Социально-политические процессы, развитие науки, техники и технологий обусловили усиление интенсивности процессов информационного обмена, взаимовлияния образовательных структур разных регионов, стран, городов и отдельных учебных заведений. Этот факт подтверждает Болонская декларация, целью которой является формирование единого образовательного пространства, сближение образовательных систем стран Европы, предоставление им большей прозрачности и компланарности, а также создания разнообразной поливариантной образовательной среды профессиональной подготовки будущих специалистов.
Как следствие наблюдается повышение интереса педагогического сообщества до таких явлений как «образовательное пространство» и «образовательная среда». Но объем теоретико-методологических знаний о феномене существующей образовательной среды и усовершенствования его параметров не удовлетворяет практическую потребность. Особенно это касается сферы высшего педагогического образования. Опыт целеустремленного формирования образовательной среды с заранее заданными характеристиками незначителен, а связанная с ним реализация средового подхода в процессе подготовки будущих учителей начальной школы практически отсутствует. И это усиливается нерешенностью проблемы формирования готовности будущих учителей к работе в начальных классах в условиях реализации нового Государственного стандарта начального общего образования и постоянно изменяющихся требований к организации
среды начальной школы на принципах компетентностного подхода. Таким образом, возникла необходимость интенсивного поиска путей и форм повышения качества подготовки учителей начальной школы, которые владеют фундаментальными предметными знаниями и методическими умениями, коммуникационными технологиями и методами проектирования педагогических систем.
Понимание проблемы подготовки будущего учителя начальной школы в условиях высшего учебного заведения определило для нас выбор основных векторов исследования - образовательная среда и педагогическое проектирование.
Обоснование сущности понятия «образовательная среда» разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особенной сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.
Теоретико-методологическим основам решения проблемы взаимодействия человека и среды, его значимости для развития личности, формирования образовательной среды учебных заведений посвящены исследования А. Артюхиной, Дж. Гибсона, Н. Гонтаровской, А. Гуржия, В. Ивановой, Г. Ковалева, Я. Корча-ка, Н. Крыловой, Е. Линник, Ю. Мануйлова, Т. Менг, О. Мондонен, В. Слобод-чикова, Д. Стоколса, М. Хейдметса, М. Черноушека, Г. Щедровицкого, В. Ясви-на и др.
Анализ научной литературы дает основания утверждать, что в диссертационных исследованиях сегодня достаточно широко представлены разные подходы к выделению понятия «образовательная среда» в контексте учебного взаимодействия в системе высшего образования. Широко употребляемыми являются термины «образовательная среда высшего начального заведения», «образовательная среда факультета», «образовательная среда профессиональной подготовки», их разновидности в соответствии с сущностными характеристиками: гуманитарная, рефлексивная, инновационная, практико-ориентированная, креативная и т.д.
Обобщение разнообразных подходов в исследовании данного феномена позволило А. Каташову определить образовательную среду современного учебного заведения как совокупность духовно-материальных условий функционирования заведения, которые обеспечивают саморазвитие свободной и активной личности, реализацию ее творческого потенциала[2, с.7]. По мнению автора, образовательная среда выступает в качестве объединения субъектов образования, между которыми устанавливаются взаимосвязи, и может рассматриваться как модель социокультурного пространства, в котором происходит становление личности.
Под образовательной средой вуза И. Палашева понимает диалектическое единство внутренних и внешних ресурсов, имеющихся в вузе, что обеспечивают подготовку конкурентоспособного специалиста, соответствующего потребностям общества и устойчивого регионального развития [80, с.34].
В научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых обоснована сущность образовательной среды высшего учебного заведения как пространственно-временной субстанции, представлена ее структура и функции.
Под образовательной средой учебного заведения Е. Зеер, И. Мешкова понимают систему влияний и условий формирования личности, а также возможно-
стей для ее развития, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении в рамках организовываемого образовательного процесса, которые наиболее активно влияют в период профессиональной подготовки [1, с.208].
Анализ размышлений ученых привел нас к определению понятия «образовательная среда высшего учебного заведения». Следовательно, под образовательной средой высшего учебного заведения будем понимать совокупность условий, которые влияют на функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности, отрабатываются и синтезируются современные методы и методики инновационного образовательного процесса.
Особенного внимания в контексте нашего исследования заслуживает обоснование сущности образовательной среды, направленной на профессиональное развитие специалиста.
Д. Пикулевой дана авторская интерпретация понятия «профессионально-ориентированная образовательная среда», под которым автор понимает совокупность условий, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении и усиливают профессиональную направленность образования, которая обеспечивает становление будущего педагога и возможности его профессионального развития [5, с.7]. По мнению исследовательницы, профессионально ориентирована образовательная среда как педагогическое явление представляет собой целостность, которая постоянно развивается и наделена направленностью, синергией, динамикой, открытостью и выполняет интегрирующую, развивающую, ценностно-образовывающую и интерактивную функции.
Нам импонирует определение Е. Линник, которая считает, что образовательно-профессиональная среда вуза - многоуровневая педагогически организованная система условий и возможностей вуза, которые обеспечивают взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на создание культурно-ценностного контекста становления субъекта профессиональной деятельности [3]. В данной трактовке подчеркнуто смещение целевых акцентов с образовательной траектории на профессиональную, отмечается высшая степень субъектности в профессиональной среде.
Множественность подходов к обоснованию исследуемого феномена стало определяющим в существовании значительного количества подходов в описании «образовательной среды» как категории профессионального образования. Выделим основные аспекты исследования образовательной среды, целью создания которого является профессиональное становление и развитие специалиста: образовательная среда как социокультурная система; образовательная среда как совокупность условий; образовательная среда как совокупность образовательных ресурсов и т.д.
Как социокультурное явление образовательная среда высшего учебного заведения включает у себя всю совокупность условий, в которых происходит становление, развитие и формирование специалиста. Как социально-педагогическое явление она представляет собой совокупность специально создаваемых государством, обществом условий, необходимых для формирования человека в процессе ее профессионального становления. Образовательная среда как педагогическое явление это совокупность условий, в которых разворачива-
ется образовательный процесс и с которым вступают во взаимодействие субъекты этого процесса с целью личностного и профессионального роста и самосовершенствования.
Следовательно, под образовательной средой профессиональной подготовки будущих учителей будем понимать целостную педагогически организованную систему условий, которые обеспечивают активное взаимодействие субъектов образовательного процесса между собой в образовательном пространстве заведения с целью личностного и профессионального развития будущего специалиста и формирования его готовности к профессиональной деятельности.
Образовательная среда профессиональной подготовки будущего учителя формируется - открытая система, которая аккумулирует в себе целеустремленное создание в образовательном пространстве учебного заведения взаимодействия между всеми его субъектами. В то же время важно отметить, что образовательные возможности среды профессиональной подготовки обеспечиваются не только развитием образовательного пространства вуза, но и благодаря активной, творческой деятельности и развитию субъектов взаимодействия - педагогов и будущих специалистов.
Единство цели профессионального образования, условий его реализации, характеристик образовательного пространства высшего учебного заведения позволяют говорить о существовании целостности, которой присущая внутренняя организация, структура и синергия.
Поскольку в высшем педагогическом учебном заведении осуществляется подготовка будущих учителей за разными направлениями и специальностями, то это дает право утверждать, что в условиях образовательного пространства заведения переплетаются среды подготовки будущих специалистов разных специальностей, в частности учителя начальной школы, учителя биологии, химии, языка и литературы, технологий и других специальностей в зависимости от процедур лицензирования и аккредитации вуза. При этом среда профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы выступает в качестве локальной по отношению к будущему специалисту, а среда вуза более общим функциональным и пространственным объединением субъектов образования.
Важно отметить, что образовательная среда профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы или другого педагога не является структурным компонентом образовательной среды вуза, а взаимовключенная и взаимопроникающая у него на основе целей профессиональной подготовки будущего учителя. Образовательные среды профессиональной подготовки не только используют ресурсы и возможности среды вуза, а также наоборот взаимообогащают и расширяют ее.
Основная цель создания образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы - качественная профессиональная подготовка будущего педагога, формирование его готовности к профессиональной деятельности в начальной школе.
Ведущая идея нашего исследования заключается в необходимости изменения традиционных подходов к функционированию образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы на основе ее проектирования.
Мы считаем, что педагогическое проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы это специ-
фический вид педагогической деятельности по созданию моделей изменения образовательной среды, обогащения его ресурсов и возможностей для усовершенствования условий профессионального и личностного развития будущего педагога.
На основе анализа литературы по проблеме педагогического проектирования мы выделили его структурные компоненты: прогнозирование, моделирование, конструирование и компонент реализации. Прогнозирование как компонент проектировочного процесса предполагает обоснование идеи о целесообразности и ходе изменения объекта проектирования и выделении возможных путей его совершенствования. Моделирование - разработка общей стратегии изменения образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы на основе созданной модели проекта. Конструирование -дальнейшая детализация обоснованной модели и создание реального объекта и приближение его к использованию в системе профессионального образования. Компонент реализации предусматривает экспериментальное внедрение разработанной модели и обобщения результатов проектирования.
На рис. 1 представлено схематическое изображение механизма проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.
г
г > Постоянное усовершенствование системы профессионального образования педагога
Инновационный проект образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей
Сувдеотугощаж мод©^ образовательной
I „
о
Моделирование
Реализация
Конструирование
Рис. 1. Механизм проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.
В нашем исследовании представлен алгоритм проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и дана характеристика взаимосвязанных этапов жизнедеятельности объекта проектирования - образовательной среды (I этап - предпроектный; II этап -организационно-прогностический; III этап - концептуализации; IV этапе - преобразовательный; V этап - конкретизации; VI этап - реализации проектного замысла; VII этап - рефлексии).
Педагогическое проектирование, соответствующее современным образовательным требованиям общества и личности, должно быть комплексным, причем необходимо признать возможность множества правильных концептуальных моделей и вариаций. Инвариантным ядром педагогического проектирования в профессиональной подготовке является социальный заказ подготовки специалиста, который определен в государственных документах и стандартах. Вариативные элементы, обеспечивающие мобильность педагогических программ, соответствуют содержанию личностно-индивидуального блока социального заказа и запросов будущего специалиста [6, с.460].
На основе обобщения теоретических основ исследования и результатов пилотажного и констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о необходимости подготовки научно-педагогических работников, которые являются субъектами образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, к проектированию. В исследовании обосновано
мнение о необходимости признания преподавателями высшей школы своей новой роли - дизайнера образовательной среды, которая ориентирует их на субъектную позицию в образовательном взаимодействии и побуждает к инновационной деятельности, цель которой - создание нового проекта образовательной среды профессиональной подготовки.
На основе обобщения теоретических основ исследования и результатов пилотажного и констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о необходимости подготовки научно-педагогических работников, которые являются субъектами образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, к проектированию. В исследовании обосновано мнение о необходимости признания преподавателями высшей школы своей новой роли - дизайнера образовательной среды, которая ориентирует их на субъектную позицию в образовательном взаимодействии и побуждает к инновационной деятельности, цель которой - создание нового проекта образовательной среды профессиональной подготовки.
В начале формирующего эксперимента и в процессе его реализации нами был проведен блок семинаров-практикумов «Педагогический дизайн». Основная цель их проведения заключалась в формировании в научно-педагогических работников (преподавателей, кураторов, консультантов) профессиональных компетенций необходимых для оптимизации образовательного взаимодействия путем проектирования образовательной среды профессиональной подготовки как новой педагогической системы поддержки личностного и профессионального развития будущих учителей.
Экспериментальное исследование было реализовано в несколько взаимосвязанных этапов, отражающих общую логику поиска и основные этапы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: академический, фундаментальный, методический, учебно-профессиональный.
Логика исследования, которая имела поэтапный характер внедрения методики, определялась функциональными задачами в контексте проектирования образовательной среды на каждом из них и ресурсом подготовки, а также блоками внедрения инноваций в структурные компоненты образовательной среды. В нашем исследовании они получили названия: адаптация студентов в плоскости взаимодействия с образовательной средой профессиональной подготовки; привлечение студентов к сознательному профессионально-личностного развитию в условиях образовательной среды профессиональной подготовки; проектирование индивидуального образовательного маршрута и его реализация в образовательной среде профессиональной подготовки; проектирование научно-исследова-тельской работы; вхождение в квазипрофессиональную деятельность в условиях образовательной среды профессиональной подготовки; учитель начальной школы - дизайнер образовательной среды начальной школы. Такая блоковость реализации методики прослеживалась в процессе последовательного развертывания научного поиска от прогностического представление о профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы в проектируемом среде к созданию его нового инновационного проекта.
По окончанию экспериментальной роботы была проведена повторная оценка состояния готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности после реализации методики проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной
школы.
Результаты проведенного статистического анализа на этапе формирующего эксперимента доказали наличие определенной разницы между уровнями цен-ностно-мотивационного (ЦМ), гносеологически-творческого (ГТ), личностно-деятельностного (ЛД) компонентов готовности к профессиональной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп (проверка на достоверность с помощью критерия Пирсона).
Анализ данных показывает, что критерий Пирсона по ценностно-мотивационному компоненту составляет 44,9, гносеологически-творческому -105,63, личностно-деятельностному - 88,83. Полученные данные в университетах, которые были базой исследования, отличались значительными отклонениями в цифровых данных и превышали показатель 9,49. Итак, нулевая гипотеза отвергается, и принимается альтернативная гипотеза, что разница в цифровых данных обеспечивалась экспериментальными факторами.
В результате внедрения методики проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы 75,4% студентов экспериментальной группы по МЦ компоненту, 79,2% по ГТ компоненту и 77,0% по ЛД компоненту имеют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности в начальной школе, что доказывает ее эффективность.
Изложенные научные результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов сложной и многоплановой проблемы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы. Перспективными для дальнейших исследований, на наш взгляд, является вопрос исследования управленческого аспекту проектирования.
Список источников:
1. Зеер Э.Ф., Мешкова И.В.Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова // Мир психологи. - 2008. - №2. - С.205-211.
2. Каташов А.1. Педагопчш основи розвитку шновацшного освггнього середовища су-часного лщею: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «За-гальна педагопка та iсторiя педагопки» / А.1. Каташов. - Луганськ, 2001. - 20 с.
3. Лшшк О.О. Дефшщшний аналiз поняття «осв^ньо-професшне середовище ВНЗ» / О.О. Лшшк // Проблеми сучасно! педагопчно! освгги: педагопка i психолопя. - 2012. - №35. -Ч.1. - Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2012_35_1/Linnik.pdf.
4. Палашева И.И. Проектирование образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 /Ирина Ивановна Палашева.- Белгород. - 2004. - 212 с.
5. Пикулева Л.К. Профессионально ориентированная среда как средство повышения эффективности непрерывного педагогического образования в комплексе «педвуз — педкол-ледж»: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л.К. Пикулева. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.
6. Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности педагогического проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы / Е.А. Ярошинская, Е.Ю.Коростелева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. -№3(25). - С.457-461. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/51985299.pdf.