Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: от теоретических основ до практической'

Проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: от теоретических основ до практической Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL TRAINING / DESIGN / FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошинская Е. А.

В статье обобщены результаты теоретического анализа проблемы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и представлены результаты внедрения разработанной методики проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярошинская Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the results of a theoretical analysis of the problem of designing the educational environment of professional training of the future primary school teachers and presents the results of the developed design techniques.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: от теоретических основ до практической»

Е.А. Ярошинская

проректор по научной работе, профессор кафедры общей педагогики,

педагогики высшей школы и управления, Уманский государственный педагогический университет

имени Павла Тычины Е.А. Yaroshynskaya

vice-rector for research, professor of the department of general pedagogy,

pedagogy of higher school and management.

Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university

(olenayar@mail. ru)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ДО ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье обобщены результаты теоретического анализа проблемы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и представлены результаты внедрения разработанной методики проектирования.

Annotation. The article summarizes the results of a theoretical analysis of the problem of designing the educational environment of professional training of the future primary school teachers and presents the results of the developed design techniques.

Ключевые слова: образовательная среда профессиональной подготовки, проектирование, будущие учителя начальной школы.

Key words: educational environment of professional training, design, future primary school teachers.

Социально-политические процессы, развитие науки, техники и технологий обусловили усиление интенсивности процессов информационного обмена, взаимовлияния образовательных структур разных регионов, стран, городов и отдельных учебных заведений. Этот факт подтверждает Болонская декларация, целью которой является формирование единого образовательного пространства, сближение образовательных систем стран Европы, предоставление им большей прозрачности и компланарности, а также создания разнообразной поливариантной образовательной среды профессиональной подготовки будущих специалистов.

Как следствие наблюдается повышение интереса педагогического сообщества до таких явлений как «образовательное пространство» и «образовательная среда». Но объем теоретико-методологических знаний о феномене существующей образовательной среды и усовершенствования его параметров не удовлетворяет практическую потребность. Особенно это касается сферы высшего педагогического образования. Опыт целеустремленного формирования образовательной среды с заранее заданными характеристиками незначителен, а связанная с ним реализация средового подхода в процессе подготовки будущих учителей начальной школы практически отсутствует. И это усиливается нерешенностью проблемы формирования готовности будущих учителей к работе в начальных классах в условиях реализации нового Государственного стандарта начального общего образования и постоянно изменяющихся требований к организации

среды начальной школы на принципах компетентностного подхода. Таким образом, возникла необходимость интенсивного поиска путей и форм повышения качества подготовки учителей начальной школы, которые владеют фундаментальными предметными знаниями и методическими умениями, коммуникационными технологиями и методами проектирования педагогических систем.

Понимание проблемы подготовки будущего учителя начальной школы в условиях высшего учебного заведения определило для нас выбор основных векторов исследования - образовательная среда и педагогическое проектирование.

Обоснование сущности понятия «образовательная среда» разрабатывается на протяжении последних десятилетий учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как особенной сферы социальной жизни, а среды как фактора образования.

Теоретико-методологическим основам решения проблемы взаимодействия человека и среды, его значимости для развития личности, формирования образовательной среды учебных заведений посвящены исследования А. Артюхиной, Дж. Гибсона, Н. Гонтаровской, А. Гуржия, В. Ивановой, Г. Ковалева, Я. Корча-ка, Н. Крыловой, Е. Линник, Ю. Мануйлова, Т. Менг, О. Мондонен, В. Слобод-чикова, Д. Стоколса, М. Хейдметса, М. Черноушека, Г. Щедровицкого, В. Ясви-на и др.

Анализ научной литературы дает основания утверждать, что в диссертационных исследованиях сегодня достаточно широко представлены разные подходы к выделению понятия «образовательная среда» в контексте учебного взаимодействия в системе высшего образования. Широко употребляемыми являются термины «образовательная среда высшего начального заведения», «образовательная среда факультета», «образовательная среда профессиональной подготовки», их разновидности в соответствии с сущностными характеристиками: гуманитарная, рефлексивная, инновационная, практико-ориентированная, креативная и т.д.

Обобщение разнообразных подходов в исследовании данного феномена позволило А. Каташову определить образовательную среду современного учебного заведения как совокупность духовно-материальных условий функционирования заведения, которые обеспечивают саморазвитие свободной и активной личности, реализацию ее творческого потенциала[2, с.7]. По мнению автора, образовательная среда выступает в качестве объединения субъектов образования, между которыми устанавливаются взаимосвязи, и может рассматриваться как модель социокультурного пространства, в котором происходит становление личности.

Под образовательной средой вуза И. Палашева понимает диалектическое единство внутренних и внешних ресурсов, имеющихся в вузе, что обеспечивают подготовку конкурентоспособного специалиста, соответствующего потребностям общества и устойчивого регионального развития [80, с.34].

В научной литературе представлено значительное количество исследований, в которых обоснована сущность образовательной среды высшего учебного заведения как пространственно-временной субстанции, представлена ее структура и функции.

Под образовательной средой учебного заведения Е. Зеер, И. Мешкова понимают систему влияний и условий формирования личности, а также возможно-

стей для ее развития, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении в рамках организовываемого образовательного процесса, которые наиболее активно влияют в период профессиональной подготовки [1, с.208].

Анализ размышлений ученых привел нас к определению понятия «образовательная среда высшего учебного заведения». Следовательно, под образовательной средой высшего учебного заведения будем понимать совокупность условий, которые влияют на функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи и реализуются их личностные и профессиональные потребности, интересы и способности, отрабатываются и синтезируются современные методы и методики инновационного образовательного процесса.

Особенного внимания в контексте нашего исследования заслуживает обоснование сущности образовательной среды, направленной на профессиональное развитие специалиста.

Д. Пикулевой дана авторская интерпретация понятия «профессионально-ориентированная образовательная среда», под которым автор понимает совокупность условий, которые содержатся в социальном и пространственно-предметном окружении и усиливают профессиональную направленность образования, которая обеспечивает становление будущего педагога и возможности его профессионального развития [5, с.7]. По мнению исследовательницы, профессионально ориентирована образовательная среда как педагогическое явление представляет собой целостность, которая постоянно развивается и наделена направленностью, синергией, динамикой, открытостью и выполняет интегрирующую, развивающую, ценностно-образовывающую и интерактивную функции.

Нам импонирует определение Е. Линник, которая считает, что образовательно-профессиональная среда вуза - многоуровневая педагогически организованная система условий и возможностей вуза, которые обеспечивают взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на создание культурно-ценностного контекста становления субъекта профессиональной деятельности [3]. В данной трактовке подчеркнуто смещение целевых акцентов с образовательной траектории на профессиональную, отмечается высшая степень субъектности в профессиональной среде.

Множественность подходов к обоснованию исследуемого феномена стало определяющим в существовании значительного количества подходов в описании «образовательной среды» как категории профессионального образования. Выделим основные аспекты исследования образовательной среды, целью создания которого является профессиональное становление и развитие специалиста: образовательная среда как социокультурная система; образовательная среда как совокупность условий; образовательная среда как совокупность образовательных ресурсов и т.д.

Как социокультурное явление образовательная среда высшего учебного заведения включает у себя всю совокупность условий, в которых происходит становление, развитие и формирование специалиста. Как социально-педагогическое явление она представляет собой совокупность специально создаваемых государством, обществом условий, необходимых для формирования человека в процессе ее профессионального становления. Образовательная среда как педагогическое явление это совокупность условий, в которых разворачива-

ется образовательный процесс и с которым вступают во взаимодействие субъекты этого процесса с целью личностного и профессионального роста и самосовершенствования.

Следовательно, под образовательной средой профессиональной подготовки будущих учителей будем понимать целостную педагогически организованную систему условий, которые обеспечивают активное взаимодействие субъектов образовательного процесса между собой в образовательном пространстве заведения с целью личностного и профессионального развития будущего специалиста и формирования его готовности к профессиональной деятельности.

Образовательная среда профессиональной подготовки будущего учителя формируется - открытая система, которая аккумулирует в себе целеустремленное создание в образовательном пространстве учебного заведения взаимодействия между всеми его субъектами. В то же время важно отметить, что образовательные возможности среды профессиональной подготовки обеспечиваются не только развитием образовательного пространства вуза, но и благодаря активной, творческой деятельности и развитию субъектов взаимодействия - педагогов и будущих специалистов.

Единство цели профессионального образования, условий его реализации, характеристик образовательного пространства высшего учебного заведения позволяют говорить о существовании целостности, которой присущая внутренняя организация, структура и синергия.

Поскольку в высшем педагогическом учебном заведении осуществляется подготовка будущих учителей за разными направлениями и специальностями, то это дает право утверждать, что в условиях образовательного пространства заведения переплетаются среды подготовки будущих специалистов разных специальностей, в частности учителя начальной школы, учителя биологии, химии, языка и литературы, технологий и других специальностей в зависимости от процедур лицензирования и аккредитации вуза. При этом среда профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы выступает в качестве локальной по отношению к будущему специалисту, а среда вуза более общим функциональным и пространственным объединением субъектов образования.

Важно отметить, что образовательная среда профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы или другого педагога не является структурным компонентом образовательной среды вуза, а взаимовключенная и взаимопроникающая у него на основе целей профессиональной подготовки будущего учителя. Образовательные среды профессиональной подготовки не только используют ресурсы и возможности среды вуза, а также наоборот взаимообогащают и расширяют ее.

Основная цель создания образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы - качественная профессиональная подготовка будущего педагога, формирование его готовности к профессиональной деятельности в начальной школе.

Ведущая идея нашего исследования заключается в необходимости изменения традиционных подходов к функционированию образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы на основе ее проектирования.

Мы считаем, что педагогическое проектирование образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы это специ-

фический вид педагогической деятельности по созданию моделей изменения образовательной среды, обогащения его ресурсов и возможностей для усовершенствования условий профессионального и личностного развития будущего педагога.

На основе анализа литературы по проблеме педагогического проектирования мы выделили его структурные компоненты: прогнозирование, моделирование, конструирование и компонент реализации. Прогнозирование как компонент проектировочного процесса предполагает обоснование идеи о целесообразности и ходе изменения объекта проектирования и выделении возможных путей его совершенствования. Моделирование - разработка общей стратегии изменения образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы на основе созданной модели проекта. Конструирование -дальнейшая детализация обоснованной модели и создание реального объекта и приближение его к использованию в системе профессионального образования. Компонент реализации предусматривает экспериментальное внедрение разработанной модели и обобщения результатов проектирования.

На рис. 1 представлено схематическое изображение механизма проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.

г

г > Постоянное усовершенствование системы профессионального образования педагога

Инновационный проект образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей

Сувдеотугощаж мод©^ образовательной

I „

о

Моделирование

Реализация

Конструирование

Рис. 1. Механизм проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.

В нашем исследовании представлен алгоритм проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы и дана характеристика взаимосвязанных этапов жизнедеятельности объекта проектирования - образовательной среды (I этап - предпроектный; II этап -организационно-прогностический; III этап - концептуализации; IV этапе - преобразовательный; V этап - конкретизации; VI этап - реализации проектного замысла; VII этап - рефлексии).

Педагогическое проектирование, соответствующее современным образовательным требованиям общества и личности, должно быть комплексным, причем необходимо признать возможность множества правильных концептуальных моделей и вариаций. Инвариантным ядром педагогического проектирования в профессиональной подготовке является социальный заказ подготовки специалиста, который определен в государственных документах и стандартах. Вариативные элементы, обеспечивающие мобильность педагогических программ, соответствуют содержанию личностно-индивидуального блока социального заказа и запросов будущего специалиста [6, с.460].

На основе обобщения теоретических основ исследования и результатов пилотажного и констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о необходимости подготовки научно-педагогических работников, которые являются субъектами образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, к проектированию. В исследовании обосновано

мнение о необходимости признания преподавателями высшей школы своей новой роли - дизайнера образовательной среды, которая ориентирует их на субъектную позицию в образовательном взаимодействии и побуждает к инновационной деятельности, цель которой - создание нового проекта образовательной среды профессиональной подготовки.

На основе обобщения теоретических основ исследования и результатов пилотажного и констатирующего эксперимента мы пришли к выводу о необходимости подготовки научно-педагогических работников, которые являются субъектами образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы, к проектированию. В исследовании обосновано мнение о необходимости признания преподавателями высшей школы своей новой роли - дизайнера образовательной среды, которая ориентирует их на субъектную позицию в образовательном взаимодействии и побуждает к инновационной деятельности, цель которой - создание нового проекта образовательной среды профессиональной подготовки.

В начале формирующего эксперимента и в процессе его реализации нами был проведен блок семинаров-практикумов «Педагогический дизайн». Основная цель их проведения заключалась в формировании в научно-педагогических работников (преподавателей, кураторов, консультантов) профессиональных компетенций необходимых для оптимизации образовательного взаимодействия путем проектирования образовательной среды профессиональной подготовки как новой педагогической системы поддержки личностного и профессионального развития будущих учителей.

Экспериментальное исследование было реализовано в несколько взаимосвязанных этапов, отражающих общую логику поиска и основные этапы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы: академический, фундаментальный, методический, учебно-профессиональный.

Логика исследования, которая имела поэтапный характер внедрения методики, определялась функциональными задачами в контексте проектирования образовательной среды на каждом из них и ресурсом подготовки, а также блоками внедрения инноваций в структурные компоненты образовательной среды. В нашем исследовании они получили названия: адаптация студентов в плоскости взаимодействия с образовательной средой профессиональной подготовки; привлечение студентов к сознательному профессионально-личностного развитию в условиях образовательной среды профессиональной подготовки; проектирование индивидуального образовательного маршрута и его реализация в образовательной среде профессиональной подготовки; проектирование научно-исследова-тельской работы; вхождение в квазипрофессиональную деятельность в условиях образовательной среды профессиональной подготовки; учитель начальной школы - дизайнер образовательной среды начальной школы. Такая блоковость реализации методики прослеживалась в процессе последовательного развертывания научного поиска от прогностического представление о профессиональной подготовке будущих учителей начальной школы в проектируемом среде к созданию его нового инновационного проекта.

По окончанию экспериментальной роботы была проведена повторная оценка состояния готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности после реализации методики проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной

школы.

Результаты проведенного статистического анализа на этапе формирующего эксперимента доказали наличие определенной разницы между уровнями цен-ностно-мотивационного (ЦМ), гносеологически-творческого (ГТ), личностно-деятельностного (ЛД) компонентов готовности к профессиональной деятельности студентов экспериментальной и контрольной групп (проверка на достоверность с помощью критерия Пирсона).

Анализ данных показывает, что критерий Пирсона по ценностно-мотивационному компоненту составляет 44,9, гносеологически-творческому -105,63, личностно-деятельностному - 88,83. Полученные данные в университетах, которые были базой исследования, отличались значительными отклонениями в цифровых данных и превышали показатель 9,49. Итак, нулевая гипотеза отвергается, и принимается альтернативная гипотеза, что разница в цифровых данных обеспечивалась экспериментальными факторами.

В результате внедрения методики проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы 75,4% студентов экспериментальной группы по МЦ компоненту, 79,2% по ГТ компоненту и 77,0% по ЛД компоненту имеют высокий уровень готовности к профессиональной деятельности в начальной школе, что доказывает ее эффективность.

Изложенные научные результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов сложной и многоплановой проблемы проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы. Перспективными для дальнейших исследований, на наш взгляд, является вопрос исследования управленческого аспекту проектирования.

Список источников:

1. Зеер Э.Ф., Мешкова И.В.Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов / Э.Ф. Зеер, И.В. Мешкова // Мир психологи. - 2008. - №2. - С.205-211.

2. Каташов А.1. Педагопчш основи розвитку шновацшного освггнього середовища су-часного лщею: автореф. дис. на здобуття наукового ступеня канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «За-гальна педагопка та iсторiя педагопки» / А.1. Каташов. - Луганськ, 2001. - 20 с.

3. Лшшк О.О. Дефшщшний аналiз поняття «осв^ньо-професшне середовище ВНЗ» / О.О. Лшшк // Проблеми сучасно! педагопчно! освгги: педагопка i психолопя. - 2012. - №35. -Ч.1. - Режим доступу: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2012_35_1/Linnik.pdf.

4. Палашева И.И. Проектирование образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... канд. пед наук: 13.00.08 /Ирина Ивановна Палашева.- Белгород. - 2004. - 212 с.

5. Пикулева Л.К. Профессионально ориентированная среда как средство повышения эффективности непрерывного педагогического образования в комплексе «педвуз — педкол-ледж»: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Л.К. Пикулева. - Екатеринбург, 2004. - 23 с.

6. Ярошинская Е.А., Коростелева Е.Ю. Особенности педагогического проектирования образовательной среды профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы / Е.А. Ярошинская, Е.Ю.Коростелева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. -№3(25). - С.457-461. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/51985299.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.