ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИНСТИТУТА ПЕДГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО В 2006 году
(по материалам доклада на Ученом совете института)
Г.В.Мухаметзянова, академик РАО Н.А.Читалин, к.п.н., зам. директора ИПП ПО РАО
В 2006 году исследования проводились по 15 темам, входящим в подпрограмму «Подготовка специалистов среднего звена в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда в условиях модернизации образования», из них 5 завершающихся.
В рамках темы «Полипарадигмаль-ность как методологическое основание развития инновационных процессов в системе профессионального образования», которая разрабатывалась 1 год (научный руководитель - академик РАО Г.В.Мухаметзянова), определены функции научного обеспечения инновационных образовательных процессов: обеспечения и опережения; осуществления индивидуальной работы с педагогом на конкретном рабочем месте; эксперти-рования и консультирования; распространения педагогического опыта; управления педагогическими инициативами; обеспечения наукоемкости; повышения профессионально - культурного уровня педагогов; оценивания результатов образования; обеспечения терминологической ясности.
Установлено, что наряду со стандартными задачами методического обеспечения в стандартах повышенного уровня необходимо решать задачи, связанные с влиянием среды обучения на обучаемого с позиций передачи знаний, обмена информацией, определения информационной нагрузки, взаимосвязи между системными компонентами в процессе обучения с учетом модели и технологии обучения. Разработка конкретного ГОС повышенного уровня должна исходить из понимания профессиональной деятельности специалиста, описывать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечивают профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он готовится.
Выявлены организационно - педагогические условия включения учреждений профессионального образования в процесс развития инфраструктуры малого города: удовлетворенность потребностей региона в кадрах необходимого уровня профессионализма, реализуемая с помощью многоуровневой системы их подготовки, которая учитывает как об-
щие задачи развития региона и особенности его производства, так и образовательные интересы и потребности каждого жителя региона.
Разработана методика оценки качества профессионального образования, проведенная в рамках изучения основных тенденций развития профессионального образования и обучения в странах Евросоюза, которая учитывает предстоящий переход в соответствии с требованиями Евросоюза к обучению, основанному на компетенциях.
По теме «Научное и методическое обеспечение системы управления качеством образовательного процесса в профессиональной школе» (зав.лаб., к.п.н. А.Н.Полосин) выявлены организационно - педагогические условия обеспечения качества учебного процесса в образовательных системах профессиональной школы:
- адекватный перенос основных теоретических результатов по обеспечению качества продукции на качество образовательных услуг с учетом стандарта ИСО 9000:2000;
- адаптация международных критериев и методологии по обеспечению качества образования;
- разработка ГОС нового поколения на основе моделей деятельностного и ком-петентностного подхода с учетом интеграции России в международное образовательное пространство;
- дальнейшая разработка и адекватная реализация методологических подходов, предложенных коллективом лаборатории в прошлом году: (системного, дея-тельностного, личностного, многомерного, синергетического, сценарного, ком-петентностного, социально - управленческого, ситуационного, квалитологиче-ского, маркетингового) и принципов 4
(объективности; системности; целенаправленности; оптимальности; демократичности; практичности; открытости; дуальности организации и управления; отражения качества процесса в качестве результатов; единства качества и количества; квалиметрического обеспечения качества образования; сквозного управления качеством образования).
Разработаны алгоритм и модель методического обеспечения систем управления образовательным процессом в профессиональной школе, включающая: анализ методов управления качеством образовательного процесса; выбор методов управления качеством образовательного процесса; разработку процедур управления качеством образовательного процесса; экспериментальную проверку эффективности методов и способов управления качеством образовательного процесса; уточнение методов управления качеством образовательного процесса.
По теме «Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного профессионального образования» (научный руководитель - к.п.н. Ф.М.Кадырова). Выработан алгоритм разработки кейсов в логике специфики гуманитарных дисциплин. При этом были учтены две ведущие тенденции: интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки, а также динамическая взаимосвязь федерального и национально - регионального компонентов стандарта гуманитарной подготовки. В качестве структурных компонентов кейса выделены теоретическая часть, включающая аннотированную учебно-тематическую программу с краткой характеристикой основных этапов усвоения предлагаемого содержания; методическая - с образцами разработки
отдельных модулей курса, поливариативных многоуровневых заданий, методические указания по подготовке и проведению занятий, инструкции по экспериментальной (под руководством преподавателя) и самостоятельной работе студентов, набор диагностических методик, списка литературы для самостоятельной подготовки.
Определены место и роль проектного метода в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовок; систематизированы педагогические требования к его реализации; установлены организационно - структурные элементы конструирования; определены два уровня реализации: монопредметный и межпредметный; определена типология проектов: исследовательский, творческий, функционально - ролевой, информационный, практико - ориентированный.
Выявлены варианты существующих моделей профильного обучения: модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации профильного обучения. Для построения структуры профильной гуманитарной подготовки выделены три компонента в содержании гуманитарного образования: базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент; профильный (ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне); элективный компонент (ряд курсов, изучаемых по выбору).
В лаборатории есть общее согласованное понимание, что такое кейс - это дополнительное средство, входящее в состав учебно-методического обеспечения; проектный метод - выступает как метод обучении предмету, и как технология по отношению к процессу обучения в целом.
Каждый из сотрудников в рамках лабораторных задач раскрыл свой матери-
ал. Л.А.Волович предлагает модифицировать «чистую» философию, преподаваемую в педагогическом учебном заведении и выйти на «философию образования».
Л.П.Тихоновой подготовлено хорошее учебное пособие по истории. Н.Г.Гараева успешно написала учебник «Русского языка», который уже издан и рекомендован Министерством для использования.
По теме «Педагогические основы моделирования опережающей общепрофессиональной и естественно-математической подготовки в профессиональной школе» (научный руководитель - к.п.н. В.С.Щербаков). Разработано учебно - методическое обеспечение, которое содержит: новые дидактические подходы к проектированию учебного процесса; новые технологии образования, обеспечивающие новое качество образования (кейс-технологии, деловые и имитационные игры и др.); базы данных по актуальным методическим проблемам (компьютерные и бумажные версии); пособия, методические разработки и рекомендации; каталоги мировых и отечественных образовательных инноваций в области естественно - математической и общепрофессиональной подготовки; компьютерные библиотеки по различным базовым и специальным курсам; инновационные учебно - методические планы и программы; инновационные учебно-методические пособия и учебно-методические комплексы. Разработан учебно-методический комплекс экономической подготовки студентов высшей школы в условиях опережения, состоящий из комплекса: методических рекомендаций преподавателям; учебно-методических пособий по курсам «Маркетинг», «Поведение потребителей»,
«Организация выставочной деятельности», «Деловые игры в экономике»; системы проектных и самостоятельных работ с использованием элементов образовательных технологий международной программы экономической подготовки (МВА). Аналогично разработано методическое обеспечение профессионально-ориентированной модели математической подготовки в условиях опережающего обучения по гуманитарным специальностям. Выявлены и проанализированы две реально существующие модели профильной подготовки школьников: объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое играет роль «ресурсного центра»; кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.
Отчет лаборатории принимали не только руководство института, но и руководство отделения профессионального образования РАО, а именно академик -секретарь отделения И.В.Роберт и заместитель директора ИИО РАО О.А.Козлов, которые отметили высокий методологический и научный уровень проведенных исследований и рекомендовали доклад В.С.Щербакова представить на методологический семинар отделения профессионального образования РАО.
И.В.Роберт обратила внимание на особенности формирования новой комплексной программы тематики исследований РАО. В связи с повышенным вниманием государства к науке нужно решать задачи с предполагаемым выходом
в виде предложений, прогнозов и рекомендаций на правительство и даже президента. Наша задача самим формулировать госзаказ. Мы должны опережать чиновников, т.к. работаем на передовых рубежах.
По теме «Воспитание социально ориентированной личности системе профессионального образования» (научный руководитель - д.п.н. В.Ш.Масленникова) разработана инвариантная модель-матрица, имеющая двухмерную пространственную ориентацию. По вертикали она отражает структурные элементы воспитательной деятельности (цель воспитательной деятельности, содержание, формы и операциональные стороны (методы, технологии, методика результативности). По горизонтали - основные направления (области) обеспечения ее эффективности (научное, социально-психологическое, методическое, организационное, нормативное).
На основе этой модели - матрицы разработаны производные (вариативные) эффективные методические модели по формированию гражданственности, толерантности, профессиональной ответственности и др. с соответствующим смысло-содержательным наполнением.
Выявлены критерии эффективности моделей: организационные результаты (качество организации воспитательной деятельности); практические результаты (реальные достижения учащихся в различных конкретных видах деятельности); собственно воспитательные результаты (положительная динамика проявления приоритетных личностных качеств социально-ориентированной личности учащегося).
Отчет лаборатории отличает согласованность сотрудников по решению лабо-
раторной задачи, каждый имеет свою модель (по формированию гражданственности, профессиональной ответственности, толерантности), разработанную по общей схеме, названной В.Ш.Масленниковой инвариантной моделью - матрицей.
По теме «Психологические основы формирования социальных представлений у студентов ССУЗ и вузов» (научный руководитель - д.пс.н. Б.С.Алишев).
Получены данные о выраженности и взаимосвязанности фундаментальных установок у студентов на: доминирование - зависимость; коллективизм - индивидуализм; альтруизм - эгоизм; ин-тернальность - экстернальность; о специфике представлений студентов о сущности свободы, справедливости, добра, ответственности; о зависимости этих представлений от типа фундаментальных установок.
Выявлена динамика реальных и идеальных представлений студентов ССУЗ о своем профессиональном и жизненном будущем по годам обучения. От курса к курсу различия между идеальным и реальным уменьшаются. Это происходит за счет снижения общего уровня идеальных представлений, нарастания социального пессимизма.
Стабилизация реальных представлений происходит на втором курсе обучения, а стабилизация идеальных представлений - на третьем.
Большинство студентов ссуз независимо от курса обучения знает о нормах учебной деятельности, но соблюдаются они менее, чем половиной студентов. Студенты указывают на дисциплинарные нарушения и редко упоминают нарушения технологий учения: неумение работать с учебником, неумение органи-
зовывать самостоятельную работу и др. В процессе обучения в ссуз не происходит развитие навыков учения и самостоятельной работы студентов, что отрицательно сказывается на его эффективности.
Все сотрудники работали в русле лабораторных задач. Было бы интересно: связать формирование социальных представлений с синзитивностью периодов, традициями; четче показать механизм устранения рассогласованности между реальными и идеальными представлениями.
В целом в лаборатории традиционно сильна теоретическая часть исследования, тщательно отработаны методики исследования и обработки результатов.
По теме «Модернизация технологий специальной и практической подготовки студентов в высшей и средней профессиональной школе в условиях социального партнерства» (научный руководитель - д.п.н. Е.А.Корчагин).
Разработана динамическая модель образовательной технологии в процессе специальной и практической подготовки, представляющая собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющих шаг за шагом (поэтапно) достичь требуемого конечного результата по профессиональной подготовке будущего специалиста. Она включает структурные элементы: совокупность требований к этапам и организации специальной и практической подготовки; совокупность целей и задач этапов специальной и практической подготовки; способы их достижения; содержание, методы и формы специальной и практической подготовки.
Разработана технология развития предпринимательской инициативы студентов в процессе специальной и прак-
тической подготовки. В качестве концептуальной основы технологии принят личностно-деятельностный подход, который отражает требования ГОС, требования общества, рынка труда, конкретного работодателя, студента к профессиональной подготовке и к личностным качествам будущего специалиста, на основании которых формулируются цели обучения, обосновываются дидактические подходы, принципы обучения.
Разработаны личностно ориентированные технологии обучения в процессе специальной и практической подготовки студентов в профессиональной школе, сущность которых заключается: 1) в формировании у студентов таких профессионально-значимых качеств личности, как профессиональная самостоятельность, ответственность, аккуратность, тщательность и др.; 2) в развитии интеллектуального потенциала студентов в процессе практической подготовки, важнейшими составляющими которого являются доминирующие умения, например, умение читать чертежи, умение выполнять необходимые расчеты и др.
По мнению Е.А.Корчагина динамическая модель образовательной технологии в процессе специальной и практической подготовки включает три вида технологий: профессионально - ориентированные, деятельностно-ориентированные и социально - ориентированные.
Р.С.Сафин в рамках исследования личностно ориентированных технологий показывает, что на 1 курсе - доминирует задачная технология, на 2-3 - диалоговая технология, на 4-5 - игровая. В отчете Е.Е.Ворониной обоснована необходимость и предложены новые виды практики, которые будут экспериментально внедряться в 2007 году. Е.Л.Матухин высказался о необходимости корпора-
тивных программ подготовки специалистов, предложил мультиагентную технологию - студент должен быть готовым выступать в нескольких ролях.
По теме «Региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (научный руководитель - д.п.н. П.Н.Осипов).
Разработаны организационно - педагогические условия структурно - содержательной модернизации региональной системы начального и среднего профессионального образования.
- ориентация на региональный рынок труда;
- мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;
- устранение диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рынке труда;
- доведение до населения информации о потребностях рынка труда и рейтинга учреждений профессионального образования.;
- развитие целевой контрактной подготовки;
- осуществление участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и ряд других условий.
С учетом потребностей РТ разработана модель ресурсного центра. При этом обращено внимание на разработку:
- нормативно-правовой базы РЦ (ресурсного центра)
- организацию финансирования
- сетевое взаимодействие РЦ и с учреждениями ПО
- оснащение новейшим учебным и производственным оборудованием
- взаимодействие с работодателями и рядом других вопросов.
По теме «Формирование академической мобильности студентов высших учебных заведений за рубежом в условиях единого Европейского образовательного пространства (на примере подготовки специалистов социальной сферы, технического и экономического профиля)» (научный руководитель - д.п.н. Т.М.Трегубова) выявлены, обоснованы общие константы и базисные характеристики, определяющие академическую мобильность как научное знание, как интегративную характеристику личности и как процесс, вычленив которые можно продолжить поиск собственных, аутентично российских моделей формирования академической мобильности субъектов образовательного процесса.
Академическая мобильность в данном исследовании трактуется как инте-гративное качество личности, характеризующее динамическое состояние индивида, способного адаптироваться к изменению содержания и условий образовательной и профессиональной деятельности, осознающего необходимость непрерывного самообразования и умеющего с его помощью развивать свой профессионально-творческий потенциал.
Проанализированы и уточнены научные представления о различных видах и типах мобильности субъектов образовательного процесса в высшей школе (академическая, социальная, горизонтальная, вертикальная, профессиональная, социально-профессиональная, нисходящая, восходящая, культурная, экономическая, политическая, организованная и спонтанная и др.).
Охарактеризован процесс формирования академической мобильности студентов высших учебных заведений за рубежом в едином Европейском образо-
вательном пространстве и выделены три его этапа: подготовительно - преобразующий, активно - обучающий и оценочно - рефлексивный.
В ходе поэтапной деятельности субъектов образовательного процесса происходит постепенный переход от режима функционирования внемобильности - к режиму развития академической мобильности, соразвития субъектов образовательного процесса и саморазвития, через формирование внутренних личностных предпосылок для построения новых альтернатив выбора индивидуальной траектории получения высшего образования.
Формирование академической мобильности осуществляется с учетом следующих принципов: преемственности и непрерывности образования: взаимосвязи общеобразовательной и общекультурной подготовки; системообразующей роли международной образовательной среды; взаимосвязи интернациональности, глобальности и региональности; сочетания инновационного и традиционного; принципа альтернативы выбора; толерантности в диалоге культур и др.
В отчетах сотрудников, в русле общелабораторного подхода, были представлены технологические материалы, программы и методики. Выявлены доминирующие идеи зарубежных систем образования: Франция - акцент на подготовку элиты; Америка - «учиться у бизнеса»; Германия - переход на двух уровне-вую подготовку. Отражено внимание на академическую мобильность как фактор международного сотрудничества между вузами. Выявлена и сформулирована новая компетенция современного специалиста «Анализ экономической ситуации». Определена роль рейтинговой систем и кредитных единиц в контексте
академической мобильности студентов.
По «мотивам» отчета возникли предложения по проработке возможности с привлечением лабораторных кадров по созданию центра «компетенции в области иностранного языка» в институте или АСО (КСЮИ).
По теме «Педагогическое проектирование содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в средней и высшей профессиональной школе» (научный руководитель - д.п.н. Г.И.Кирилова) выделены принципы инвариантного подхода к проектированию этого содержания, которые заключаются в сочетании фундаментальных и прикладных целей, в непрерывном изменении и завершённости отбираемого содержания, в статусной определённости и диагностичности результатов по каждому циклу обучения. Выявлены различия содержания информационно - компьтер-ной подготовки в соответствии со статусными категориями специалистов гуманитарного профиля (пользователь -применение стандартных технологий, профессионал - экспертное знание технологий, и специалист - постановщик задач) и специалистов технического профиля (оператор - эксплуатация, профессионал - сопровождение, специалист -проектировщик). Для обоих профилей высший статусный уровень предполагает функции системного анализа.
Разработана модель динамически обновляемого содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в профессиональной школе. Её целевой компонент определяется современным уровнем развития научных знаний, содержательный компонент заказом производства, а компонент реализации содержания детерми-
нируется уровнем современных образовательных технологий. В модели учтена специфика осуществления их профессиональной деятельности в условиях педагогической информационно - компьютерной среды образовательного учреждения, заключающаяся в перманентном информационно - коммуникационном взаимодействии её субъектов и объектов. Например, для экономических специальностей эта модель раскрыта с позиции подготовки к профессионально -ориентированной прогнозно - аналитической деятельности. Содержательные компоненты такой подготовки включают: а) изучение математических дисциплин (статистических методов, а также методов математической логики, математического моделирования и системного анализа); б) изучение информационно - компьютерных дисциплин (количественный и качественный состав информации, свойства и функции, правовые системы, поиск в Интернет, компонентный анализ Excel, Access, в) специальные средства экономической ориентации, связанные с макро и микроэкономическим анализом, например, при использовании средств Project.
Сотрудники лаборатории придерживаются двух инвариантов проектирования содержания ИКП для гуманитарного и технического профиля. Предложены методы отбора содержания: кибернетики; теории информации; науковедческий метод. Предложены критерии развития учебного заведения: обеспеченность компьютерами учащихся и преподавателей, уровень информационно - компь-терной техники, доступ к компьютерной технике во внеучебное время. В контексте исследования обозначено системно-образующее качество личности специалиста в экономической области - «про-
гнозно-аналитическая деятельность». Это качество формируется в информационно-компьютерной подготовке.
Раскрыт механизм взаимодействия аудиторной и внеаудиторной работы, включающий: освоение приемов и способов самостоятельной деятельности, формы и методы применения информационных технологий, усиление обучения на примерах, достаточное число повторений, выполнение проектов и т.д.
По теме «Развитие личности будущего специалиста в условиях включения высшей школы в Болонский процесс» (научный руководитель - д.п.н. И.А.Ивлиева).
Выявлены возможности влияния реализации Болонского процесса на развитие личности:
- развитие творческого потенциала, общей культуры через раскрытие культу-росозидающего потенциала европейского образовательного пространства;
- сохранение культурных традиций, развитие социального партнерства, сохранение ценностей европейского гуманизма, через консолидацию усилий научно-педагогической общественности;
- повышение методологической культуры участников образовательного процесса и т.д.
Всего выявлено 7 позиций. Названы условия сохранения преимуществ российского образования при включении его в Болонский процесс:
- предоставление свободы выбора схем подготовки специалистов (бакалавр, дипломированный специалист, магистр);
- сохранение в системе вузовской подготовки традиционно сложившихся профессий;
- подготовка по интегрированным профессиям;
- фундаментализация образования;
- сохранение структуры научной подготовки кадров и др.
Принципами обеспечения разностороннего развития личности в условиях интеграции профессиональной школы являются: полное и научно обоснованное определение целей воспитания личности как субъекта культуры; совокупности знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и социально - психологических качеств человека и гражданина, которые необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов; обеспечение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняющего характера процесса формирования культуры личности во всех сферах жизнедеятельности - в познании, труде, общественной жизни, досуге; целенаправленное сочетание различных средств и методов вовлечения будущих специалистов в процесс социально-культурного творчества; всемерное стимулирование процессов самовоспитания и саморазвития личности.
По теме «Модернизация учебного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов» (научный руководитель - к.п.н. В.А.Челнокова) показано, что теоретически концепция модернизации учебного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов представляет собой совокупность идей, стратегических направлений и принципов деятельности учреждений дополнительного образования российской профессиональной школы в исследуемой сфере, определяющих цель, содержание, позиции (ориентация на образование как важнейший социальный ресурс развития гражданского общества; целостность и открытость образовательного простран-
ства; согласованность государственных и общественных субъектов образовательной системы по целям, задачам, исходным предпосылкам; появление инновационной учебной среды, основанной на технологиях, новых видах образовательного обслуживания), способы интеграции российской образовательной системы в международную образовательную среду, учитывающую индивидуальные потребности субъектов образовательной деятельности, выбирающих собственную образовательную траекторию в повышении квалификации.
По теме «Модернизация содержания и технологии непрерывного педагогического образования» (научный руководитель - к.п.н. Н.А.Читалин).
Обоснованы методологические принципы сопряжения образовательных программ, регулирующие осуществление непрерывного педагогического образования:
- формирование и поддержание менталитета, ориентированного на знания;
- всеобщего доступа к образованию;
- опережающего характера образовательных программ;
- преемственности и многоуровневости образовательных программ;
- дополнительности базового последипломного педагогического образования;
- интеграции образовательных структур;
- инивидуализации образования;
- социального партнерства.
Разработана модель непрерывного педагогического образования. Она имеет комплексный характер и объединяет частные - компонентные модели: целевой блок-модель компетентности преподавателя; содержательный блок - модель содержания, выстроенного в логике многоуровневой фундаментализации; про-
цессуально-технологический блок, сочетающий баланс научно - ориентированных форм и методов, в зависимости от уровня образования; системно - организационный блок, фиксирующий возможные способы интеграции учреждений педагогического образования.
Модель компетентности учителя со средним и высшим образованием предусматривает наличие непротиворечивых и формальных качеств, необходимых для решения наиболее часто встречающихся проблем в профессионально - педагогической деятельности. В модели содержания непрерывного педагогического образования выделены компоненты фундаментального содержания разных уровней: научно-фундаментальный, техно-фундаментальный и профессионально-фундаментальный. Для определения фундаментального компонента содержания предложены две информационные методики выявления фундаментальных понятий в содержании учебных текстов: составления частного словаря учебного текста; выявления фундаментальных понятий в содержании учебного текста на базе теоретико-множественного подхода.
Определена система требований к проектированию содержания и структуры профильного педагогического образования старшеклассников, которая состоит из трех компонентов: инвариантного, профильного и психолого-педагогического. При отборе базовых учебных предметов в старшей школе в условиях введения профильного обучения целесообразно исходить из того принципа: состав этих учебных предметов должен быть минимальным, но функционально полным с точки зрения реализации задач общего среднего образования.
В отчетах сотрудников показаны и
предстоящие инновационные преобразования - создания педагогического кластера в РТ.
По теме «Технология экологической подготовки студентов высшей технической школы» (научные руководители - академик Г.В.Мухаметзянова, к.п.н. Е.В.Муравьева) предложено в качестве научных основ разработки методического обеспечения принять следующее: комплексно-целевую характеристику; оптимальность объема и содержания; универсальность применения; общие требования образовательных стандартов; учет требований к подготовке специалистов определенного профиля; учет особенностей интеллектуальной деятельности; учет зарубежного и отечественного передового опыта, разработок, дидактических материалов по конкретным курсам.
Разработаны «Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки дипломированного специалиста 280100 - безопасность жизнедеятельности высшего профессионального образования». В них, в соответствии с ГОСа-ми, содержатся рекомендации по проведению государственных экзаменов, примерные вопросы из дисциплин, вынесенных на государственный экзамен и порядок проведения самого экзамена. Особое внимание уделено подготовке к защите ВКР, рекомендовано начинать подготовку к ней с работы над курсовыми проектами с обязательным учётом междисциплинарности и системности.
По теме «Сочетание дистанционного и традиционного обучения в высшей профессиональной школе» (научный руководитель - к.т.н Ю.А.Баскаков) разработаны вариативные модели сочетания
дистанционных технологий с очной и заочной формами обучения. При проектировании моделей использованы принципы: непрерывности, преемственности, практической направленности, оптимального сочетания реального и виртуального. Модель «Очно-дистанционное» создает информационно - образовательную среду для углубления знаний, самостоятельной работы, специализации, освоения индивидуальных программ.
Модель «Заочно-дистанционное» организована по типу экстерната с применением средств телекоммуникаций для обеспечения процесса обучения, онлайн консультаций, тестирования и проведения сессий (экзаменов). Повышенная степень интерактивности компенсирует недостаточность технологий традиционного заочного образования. Основные особенности модели - реальное взаимодействие между преподавателем и обучаемым, которое может приближаться по форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении; быстрая доставка учебных материалов в электронном виде; оперативный доступ к базам знаний, тестирование знаний в дистанционном режиме; возможность реализации удаленного сетевого доступа к виртуальному лабораторному оборудованию.