Научная статья на тему 'Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования РАО в 2006 году (по материалам доклада на ученом Совете института)'

Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования РАО в 2006 году (по материалам доклада на ученом Совете института) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Г. В., Читалин Н. А.

The main results of research work of Pedagogics and Psychology Institute of vocational training of Russian Academy of Education in 2006 (according to the reports declared at the Academic Council of the institute).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Г. В., Читалин Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные результаты научно-исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования РАО в 2006 году (по материалам доклада на ученом Совете института)»

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ИНСТИТУТА ПЕДГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАО В 2006 году

(по материалам доклада на Ученом совете института)

Г.В.Мухаметзянова, академик РАО Н.А.Читалин, к.п.н., зам. директора ИПП ПО РАО

В 2006 году исследования проводились по 15 темам, входящим в подпрограмму «Подготовка специалистов среднего звена в соответствии с запросами личности и потребностями рынка труда в условиях модернизации образования», из них 5 завершающихся.

В рамках темы «Полипарадигмаль-ность как методологическое основание развития инновационных процессов в системе профессионального образования», которая разрабатывалась 1 год (научный руководитель - академик РАО Г.В.Мухаметзянова), определены функции научного обеспечения инновационных образовательных процессов: обеспечения и опережения; осуществления индивидуальной работы с педагогом на конкретном рабочем месте; эксперти-рования и консультирования; распространения педагогического опыта; управления педагогическими инициативами; обеспечения наукоемкости; повышения профессионально - культурного уровня педагогов; оценивания результатов образования; обеспечения терминологической ясности.

Установлено, что наряду со стандартными задачами методического обеспечения в стандартах повышенного уровня необходимо решать задачи, связанные с влиянием среды обучения на обучаемого с позиций передачи знаний, обмена информацией, определения информационной нагрузки, взаимосвязи между системными компонентами в процессе обучения с учетом модели и технологии обучения. Разработка конкретного ГОС повышенного уровня должна исходить из понимания профессиональной деятельности специалиста, описывать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечивают профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он готовится.

Выявлены организационно - педагогические условия включения учреждений профессионального образования в процесс развития инфраструктуры малого города: удовлетворенность потребностей региона в кадрах необходимого уровня профессионализма, реализуемая с помощью многоуровневой системы их подготовки, которая учитывает как об-

щие задачи развития региона и особенности его производства, так и образовательные интересы и потребности каждого жителя региона.

Разработана методика оценки качества профессионального образования, проведенная в рамках изучения основных тенденций развития профессионального образования и обучения в странах Евросоюза, которая учитывает предстоящий переход в соответствии с требованиями Евросоюза к обучению, основанному на компетенциях.

По теме «Научное и методическое обеспечение системы управления качеством образовательного процесса в профессиональной школе» (зав.лаб., к.п.н. А.Н.Полосин) выявлены организационно - педагогические условия обеспечения качества учебного процесса в образовательных системах профессиональной школы:

- адекватный перенос основных теоретических результатов по обеспечению качества продукции на качество образовательных услуг с учетом стандарта ИСО 9000:2000;

- адаптация международных критериев и методологии по обеспечению качества образования;

- разработка ГОС нового поколения на основе моделей деятельностного и ком-петентностного подхода с учетом интеграции России в международное образовательное пространство;

- дальнейшая разработка и адекватная реализация методологических подходов, предложенных коллективом лаборатории в прошлом году: (системного, дея-тельностного, личностного, многомерного, синергетического, сценарного, ком-петентностного, социально - управленческого, ситуационного, квалитологиче-ского, маркетингового) и принципов 4

(объективности; системности; целенаправленности; оптимальности; демократичности; практичности; открытости; дуальности организации и управления; отражения качества процесса в качестве результатов; единства качества и количества; квалиметрического обеспечения качества образования; сквозного управления качеством образования).

Разработаны алгоритм и модель методического обеспечения систем управления образовательным процессом в профессиональной школе, включающая: анализ методов управления качеством образовательного процесса; выбор методов управления качеством образовательного процесса; разработку процедур управления качеством образовательного процесса; экспериментальную проверку эффективности методов и способов управления качеством образовательного процесса; уточнение методов управления качеством образовательного процесса.

По теме «Модернизация содержания и технологий гуманитарной подготовки педагогов нового поколения в системе непрерывного профессионального образования» (научный руководитель - к.п.н. Ф.М.Кадырова). Выработан алгоритм разработки кейсов в логике специфики гуманитарных дисциплин. При этом были учтены две ведущие тенденции: интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки, а также динамическая взаимосвязь федерального и национально - регионального компонентов стандарта гуманитарной подготовки. В качестве структурных компонентов кейса выделены теоретическая часть, включающая аннотированную учебно-тематическую программу с краткой характеристикой основных этапов усвоения предлагаемого содержания; методическая - с образцами разработки

отдельных модулей курса, поливариативных многоуровневых заданий, методические указания по подготовке и проведению занятий, инструкции по экспериментальной (под руководством преподавателя) и самостоятельной работе студентов, набор диагностических методик, списка литературы для самостоятельной подготовки.

Определены место и роль проектного метода в интеграции гуманитарной и профессиональной подготовок; систематизированы педагогические требования к его реализации; установлены организационно - структурные элементы конструирования; определены два уровня реализации: монопредметный и межпредметный; определена типология проектов: исследовательский, творческий, функционально - ролевой, информационный, практико - ориентированный.

Выявлены варианты существующих моделей профильного обучения: модель внутришкольной профилизации и модель сетевой организации профильного обучения. Для построения структуры профильной гуманитарной подготовки выделены три компонента в содержании гуманитарного образования: базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент; профильный (ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне); элективный компонент (ряд курсов, изучаемых по выбору).

В лаборатории есть общее согласованное понимание, что такое кейс - это дополнительное средство, входящее в состав учебно-методического обеспечения; проектный метод - выступает как метод обучении предмету, и как технология по отношению к процессу обучения в целом.

Каждый из сотрудников в рамках лабораторных задач раскрыл свой матери-

ал. Л.А.Волович предлагает модифицировать «чистую» философию, преподаваемую в педагогическом учебном заведении и выйти на «философию образования».

Л.П.Тихоновой подготовлено хорошее учебное пособие по истории. Н.Г.Гараева успешно написала учебник «Русского языка», который уже издан и рекомендован Министерством для использования.

По теме «Педагогические основы моделирования опережающей общепрофессиональной и естественно-математической подготовки в профессиональной школе» (научный руководитель - к.п.н. В.С.Щербаков). Разработано учебно - методическое обеспечение, которое содержит: новые дидактические подходы к проектированию учебного процесса; новые технологии образования, обеспечивающие новое качество образования (кейс-технологии, деловые и имитационные игры и др.); базы данных по актуальным методическим проблемам (компьютерные и бумажные версии); пособия, методические разработки и рекомендации; каталоги мировых и отечественных образовательных инноваций в области естественно - математической и общепрофессиональной подготовки; компьютерные библиотеки по различным базовым и специальным курсам; инновационные учебно - методические планы и программы; инновационные учебно-методические пособия и учебно-методические комплексы. Разработан учебно-методический комплекс экономической подготовки студентов высшей школы в условиях опережения, состоящий из комплекса: методических рекомендаций преподавателям; учебно-методических пособий по курсам «Маркетинг», «Поведение потребителей»,

«Организация выставочной деятельности», «Деловые игры в экономике»; системы проектных и самостоятельных работ с использованием элементов образовательных технологий международной программы экономической подготовки (МВА). Аналогично разработано методическое обеспечение профессионально-ориентированной модели математической подготовки в условиях опережающего обучения по гуманитарным специальностям. Выявлены и проанализированы две реально существующие модели профильной подготовки школьников: объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое играет роль «ресурсного центра»; кооперация общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов.

Отчет лаборатории принимали не только руководство института, но и руководство отделения профессионального образования РАО, а именно академик -секретарь отделения И.В.Роберт и заместитель директора ИИО РАО О.А.Козлов, которые отметили высокий методологический и научный уровень проведенных исследований и рекомендовали доклад В.С.Щербакова представить на методологический семинар отделения профессионального образования РАО.

И.В.Роберт обратила внимание на особенности формирования новой комплексной программы тематики исследований РАО. В связи с повышенным вниманием государства к науке нужно решать задачи с предполагаемым выходом

в виде предложений, прогнозов и рекомендаций на правительство и даже президента. Наша задача самим формулировать госзаказ. Мы должны опережать чиновников, т.к. работаем на передовых рубежах.

По теме «Воспитание социально ориентированной личности системе профессионального образования» (научный руководитель - д.п.н. В.Ш.Масленникова) разработана инвариантная модель-матрица, имеющая двухмерную пространственную ориентацию. По вертикали она отражает структурные элементы воспитательной деятельности (цель воспитательной деятельности, содержание, формы и операциональные стороны (методы, технологии, методика результативности). По горизонтали - основные направления (области) обеспечения ее эффективности (научное, социально-психологическое, методическое, организационное, нормативное).

На основе этой модели - матрицы разработаны производные (вариативные) эффективные методические модели по формированию гражданственности, толерантности, профессиональной ответственности и др. с соответствующим смысло-содержательным наполнением.

Выявлены критерии эффективности моделей: организационные результаты (качество организации воспитательной деятельности); практические результаты (реальные достижения учащихся в различных конкретных видах деятельности); собственно воспитательные результаты (положительная динамика проявления приоритетных личностных качеств социально-ориентированной личности учащегося).

Отчет лаборатории отличает согласованность сотрудников по решению лабо-

раторной задачи, каждый имеет свою модель (по формированию гражданственности, профессиональной ответственности, толерантности), разработанную по общей схеме, названной В.Ш.Масленниковой инвариантной моделью - матрицей.

По теме «Психологические основы формирования социальных представлений у студентов ССУЗ и вузов» (научный руководитель - д.пс.н. Б.С.Алишев).

Получены данные о выраженности и взаимосвязанности фундаментальных установок у студентов на: доминирование - зависимость; коллективизм - индивидуализм; альтруизм - эгоизм; ин-тернальность - экстернальность; о специфике представлений студентов о сущности свободы, справедливости, добра, ответственности; о зависимости этих представлений от типа фундаментальных установок.

Выявлена динамика реальных и идеальных представлений студентов ССУЗ о своем профессиональном и жизненном будущем по годам обучения. От курса к курсу различия между идеальным и реальным уменьшаются. Это происходит за счет снижения общего уровня идеальных представлений, нарастания социального пессимизма.

Стабилизация реальных представлений происходит на втором курсе обучения, а стабилизация идеальных представлений - на третьем.

Большинство студентов ссуз независимо от курса обучения знает о нормах учебной деятельности, но соблюдаются они менее, чем половиной студентов. Студенты указывают на дисциплинарные нарушения и редко упоминают нарушения технологий учения: неумение работать с учебником, неумение органи-

зовывать самостоятельную работу и др. В процессе обучения в ссуз не происходит развитие навыков учения и самостоятельной работы студентов, что отрицательно сказывается на его эффективности.

Все сотрудники работали в русле лабораторных задач. Было бы интересно: связать формирование социальных представлений с синзитивностью периодов, традициями; четче показать механизм устранения рассогласованности между реальными и идеальными представлениями.

В целом в лаборатории традиционно сильна теоретическая часть исследования, тщательно отработаны методики исследования и обработки результатов.

По теме «Модернизация технологий специальной и практической подготовки студентов в высшей и средней профессиональной школе в условиях социального партнерства» (научный руководитель - д.п.н. Е.А.Корчагин).

Разработана динамическая модель образовательной технологии в процессе специальной и практической подготовки, представляющая собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющих шаг за шагом (поэтапно) достичь требуемого конечного результата по профессиональной подготовке будущего специалиста. Она включает структурные элементы: совокупность требований к этапам и организации специальной и практической подготовки; совокупность целей и задач этапов специальной и практической подготовки; способы их достижения; содержание, методы и формы специальной и практической подготовки.

Разработана технология развития предпринимательской инициативы студентов в процессе специальной и прак-

тической подготовки. В качестве концептуальной основы технологии принят личностно-деятельностный подход, который отражает требования ГОС, требования общества, рынка труда, конкретного работодателя, студента к профессиональной подготовке и к личностным качествам будущего специалиста, на основании которых формулируются цели обучения, обосновываются дидактические подходы, принципы обучения.

Разработаны личностно ориентированные технологии обучения в процессе специальной и практической подготовки студентов в профессиональной школе, сущность которых заключается: 1) в формировании у студентов таких профессионально-значимых качеств личности, как профессиональная самостоятельность, ответственность, аккуратность, тщательность и др.; 2) в развитии интеллектуального потенциала студентов в процессе практической подготовки, важнейшими составляющими которого являются доминирующие умения, например, умение читать чертежи, умение выполнять необходимые расчеты и др.

По мнению Е.А.Корчагина динамическая модель образовательной технологии в процессе специальной и практической подготовки включает три вида технологий: профессионально - ориентированные, деятельностно-ориентированные и социально - ориентированные.

Р.С.Сафин в рамках исследования личностно ориентированных технологий показывает, что на 1 курсе - доминирует задачная технология, на 2-3 - диалоговая технология, на 4-5 - игровая. В отчете Е.Е.Ворониной обоснована необходимость и предложены новые виды практики, которые будут экспериментально внедряться в 2007 году. Е.Л.Матухин высказался о необходимости корпора-

тивных программ подготовки специалистов, предложил мультиагентную технологию - студент должен быть готовым выступать в нескольких ролях.

По теме «Региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (научный руководитель - д.п.н. П.Н.Осипов).

Разработаны организационно - педагогические условия структурно - содержательной модернизации региональной системы начального и среднего профессионального образования.

- ориентация на региональный рынок труда;

- мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;

- устранение диспропорции между структурой подготовки кадров и структурой спроса на рынке труда;

- доведение до населения информации о потребностях рынка труда и рейтинга учреждений профессионального образования.;

- развитие целевой контрактной подготовки;

- осуществление участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и ряд других условий.

С учетом потребностей РТ разработана модель ресурсного центра. При этом обращено внимание на разработку:

- нормативно-правовой базы РЦ (ресурсного центра)

- организацию финансирования

- сетевое взаимодействие РЦ и с учреждениями ПО

- оснащение новейшим учебным и производственным оборудованием

- взаимодействие с работодателями и рядом других вопросов.

По теме «Формирование академической мобильности студентов высших учебных заведений за рубежом в условиях единого Европейского образовательного пространства (на примере подготовки специалистов социальной сферы, технического и экономического профиля)» (научный руководитель - д.п.н. Т.М.Трегубова) выявлены, обоснованы общие константы и базисные характеристики, определяющие академическую мобильность как научное знание, как интегративную характеристику личности и как процесс, вычленив которые можно продолжить поиск собственных, аутентично российских моделей формирования академической мобильности субъектов образовательного процесса.

Академическая мобильность в данном исследовании трактуется как инте-гративное качество личности, характеризующее динамическое состояние индивида, способного адаптироваться к изменению содержания и условий образовательной и профессиональной деятельности, осознающего необходимость непрерывного самообразования и умеющего с его помощью развивать свой профессионально-творческий потенциал.

Проанализированы и уточнены научные представления о различных видах и типах мобильности субъектов образовательного процесса в высшей школе (академическая, социальная, горизонтальная, вертикальная, профессиональная, социально-профессиональная, нисходящая, восходящая, культурная, экономическая, политическая, организованная и спонтанная и др.).

Охарактеризован процесс формирования академической мобильности студентов высших учебных заведений за рубежом в едином Европейском образо-

вательном пространстве и выделены три его этапа: подготовительно - преобразующий, активно - обучающий и оценочно - рефлексивный.

В ходе поэтапной деятельности субъектов образовательного процесса происходит постепенный переход от режима функционирования внемобильности - к режиму развития академической мобильности, соразвития субъектов образовательного процесса и саморазвития, через формирование внутренних личностных предпосылок для построения новых альтернатив выбора индивидуальной траектории получения высшего образования.

Формирование академической мобильности осуществляется с учетом следующих принципов: преемственности и непрерывности образования: взаимосвязи общеобразовательной и общекультурной подготовки; системообразующей роли международной образовательной среды; взаимосвязи интернациональности, глобальности и региональности; сочетания инновационного и традиционного; принципа альтернативы выбора; толерантности в диалоге культур и др.

В отчетах сотрудников, в русле общелабораторного подхода, были представлены технологические материалы, программы и методики. Выявлены доминирующие идеи зарубежных систем образования: Франция - акцент на подготовку элиты; Америка - «учиться у бизнеса»; Германия - переход на двух уровне-вую подготовку. Отражено внимание на академическую мобильность как фактор международного сотрудничества между вузами. Выявлена и сформулирована новая компетенция современного специалиста «Анализ экономической ситуации». Определена роль рейтинговой систем и кредитных единиц в контексте

академической мобильности студентов.

По «мотивам» отчета возникли предложения по проработке возможности с привлечением лабораторных кадров по созданию центра «компетенции в области иностранного языка» в институте или АСО (КСЮИ).

По теме «Педагогическое проектирование содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в средней и высшей профессиональной школе» (научный руководитель - д.п.н. Г.И.Кирилова) выделены принципы инвариантного подхода к проектированию этого содержания, которые заключаются в сочетании фундаментальных и прикладных целей, в непрерывном изменении и завершённости отбираемого содержания, в статусной определённости и диагностичности результатов по каждому циклу обучения. Выявлены различия содержания информационно - компьтер-ной подготовки в соответствии со статусными категориями специалистов гуманитарного профиля (пользователь -применение стандартных технологий, профессионал - экспертное знание технологий, и специалист - постановщик задач) и специалистов технического профиля (оператор - эксплуатация, профессионал - сопровождение, специалист -проектировщик). Для обоих профилей высший статусный уровень предполагает функции системного анализа.

Разработана модель динамически обновляемого содержания профессионально ориентированной информационно-компьютерной подготовки в профессиональной школе. Её целевой компонент определяется современным уровнем развития научных знаний, содержательный компонент заказом производства, а компонент реализации содержания детерми-

нируется уровнем современных образовательных технологий. В модели учтена специфика осуществления их профессиональной деятельности в условиях педагогической информационно - компьютерной среды образовательного учреждения, заключающаяся в перманентном информационно - коммуникационном взаимодействии её субъектов и объектов. Например, для экономических специальностей эта модель раскрыта с позиции подготовки к профессионально -ориентированной прогнозно - аналитической деятельности. Содержательные компоненты такой подготовки включают: а) изучение математических дисциплин (статистических методов, а также методов математической логики, математического моделирования и системного анализа); б) изучение информационно - компьютерных дисциплин (количественный и качественный состав информации, свойства и функции, правовые системы, поиск в Интернет, компонентный анализ Excel, Access, в) специальные средства экономической ориентации, связанные с макро и микроэкономическим анализом, например, при использовании средств Project.

Сотрудники лаборатории придерживаются двух инвариантов проектирования содержания ИКП для гуманитарного и технического профиля. Предложены методы отбора содержания: кибернетики; теории информации; науковедческий метод. Предложены критерии развития учебного заведения: обеспеченность компьютерами учащихся и преподавателей, уровень информационно - компь-терной техники, доступ к компьютерной технике во внеучебное время. В контексте исследования обозначено системно-образующее качество личности специалиста в экономической области - «про-

гнозно-аналитическая деятельность». Это качество формируется в информационно-компьютерной подготовке.

Раскрыт механизм взаимодействия аудиторной и внеаудиторной работы, включающий: освоение приемов и способов самостоятельной деятельности, формы и методы применения информационных технологий, усиление обучения на примерах, достаточное число повторений, выполнение проектов и т.д.

По теме «Развитие личности будущего специалиста в условиях включения высшей школы в Болонский процесс» (научный руководитель - д.п.н. И.А.Ивлиева).

Выявлены возможности влияния реализации Болонского процесса на развитие личности:

- развитие творческого потенциала, общей культуры через раскрытие культу-росозидающего потенциала европейского образовательного пространства;

- сохранение культурных традиций, развитие социального партнерства, сохранение ценностей европейского гуманизма, через консолидацию усилий научно-педагогической общественности;

- повышение методологической культуры участников образовательного процесса и т.д.

Всего выявлено 7 позиций. Названы условия сохранения преимуществ российского образования при включении его в Болонский процесс:

- предоставление свободы выбора схем подготовки специалистов (бакалавр, дипломированный специалист, магистр);

- сохранение в системе вузовской подготовки традиционно сложившихся профессий;

- подготовка по интегрированным профессиям;

- фундаментализация образования;

- сохранение структуры научной подготовки кадров и др.

Принципами обеспечения разностороннего развития личности в условиях интеграции профессиональной школы являются: полное и научно обоснованное определение целей воспитания личности как субъекта культуры; совокупности знаний, умений и навыков, нравственно-эстетических и социально - психологических качеств человека и гражданина, которые необходимо формировать в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов; обеспечение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняющего характера процесса формирования культуры личности во всех сферах жизнедеятельности - в познании, труде, общественной жизни, досуге; целенаправленное сочетание различных средств и методов вовлечения будущих специалистов в процесс социально-культурного творчества; всемерное стимулирование процессов самовоспитания и саморазвития личности.

По теме «Модернизация учебного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов» (научный руководитель - к.п.н. В.А.Челнокова) показано, что теоретически концепция модернизации учебного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов представляет собой совокупность идей, стратегических направлений и принципов деятельности учреждений дополнительного образования российской профессиональной школы в исследуемой сфере, определяющих цель, содержание, позиции (ориентация на образование как важнейший социальный ресурс развития гражданского общества; целостность и открытость образовательного простран-

ства; согласованность государственных и общественных субъектов образовательной системы по целям, задачам, исходным предпосылкам; появление инновационной учебной среды, основанной на технологиях, новых видах образовательного обслуживания), способы интеграции российской образовательной системы в международную образовательную среду, учитывающую индивидуальные потребности субъектов образовательной деятельности, выбирающих собственную образовательную траекторию в повышении квалификации.

По теме «Модернизация содержания и технологии непрерывного педагогического образования» (научный руководитель - к.п.н. Н.А.Читалин).

Обоснованы методологические принципы сопряжения образовательных программ, регулирующие осуществление непрерывного педагогического образования:

- формирование и поддержание менталитета, ориентированного на знания;

- всеобщего доступа к образованию;

- опережающего характера образовательных программ;

- преемственности и многоуровневости образовательных программ;

- дополнительности базового последипломного педагогического образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеграции образовательных структур;

- инивидуализации образования;

- социального партнерства.

Разработана модель непрерывного педагогического образования. Она имеет комплексный характер и объединяет частные - компонентные модели: целевой блок-модель компетентности преподавателя; содержательный блок - модель содержания, выстроенного в логике многоуровневой фундаментализации; про-

цессуально-технологический блок, сочетающий баланс научно - ориентированных форм и методов, в зависимости от уровня образования; системно - организационный блок, фиксирующий возможные способы интеграции учреждений педагогического образования.

Модель компетентности учителя со средним и высшим образованием предусматривает наличие непротиворечивых и формальных качеств, необходимых для решения наиболее часто встречающихся проблем в профессионально - педагогической деятельности. В модели содержания непрерывного педагогического образования выделены компоненты фундаментального содержания разных уровней: научно-фундаментальный, техно-фундаментальный и профессионально-фундаментальный. Для определения фундаментального компонента содержания предложены две информационные методики выявления фундаментальных понятий в содержании учебных текстов: составления частного словаря учебного текста; выявления фундаментальных понятий в содержании учебного текста на базе теоретико-множественного подхода.

Определена система требований к проектированию содержания и структуры профильного педагогического образования старшеклассников, которая состоит из трех компонентов: инвариантного, профильного и психолого-педагогического. При отборе базовых учебных предметов в старшей школе в условиях введения профильного обучения целесообразно исходить из того принципа: состав этих учебных предметов должен быть минимальным, но функционально полным с точки зрения реализации задач общего среднего образования.

В отчетах сотрудников показаны и

предстоящие инновационные преобразования - создания педагогического кластера в РТ.

По теме «Технология экологической подготовки студентов высшей технической школы» (научные руководители - академик Г.В.Мухаметзянова, к.п.н. Е.В.Муравьева) предложено в качестве научных основ разработки методического обеспечения принять следующее: комплексно-целевую характеристику; оптимальность объема и содержания; универсальность применения; общие требования образовательных стандартов; учет требований к подготовке специалистов определенного профиля; учет особенностей интеллектуальной деятельности; учет зарубежного и отечественного передового опыта, разработок, дидактических материалов по конкретным курсам.

Разработаны «Методические рекомендации по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлению подготовки дипломированного специалиста 280100 - безопасность жизнедеятельности высшего профессионального образования». В них, в соответствии с ГОСа-ми, содержатся рекомендации по проведению государственных экзаменов, примерные вопросы из дисциплин, вынесенных на государственный экзамен и порядок проведения самого экзамена. Особое внимание уделено подготовке к защите ВКР, рекомендовано начинать подготовку к ней с работы над курсовыми проектами с обязательным учётом междисциплинарности и системности.

По теме «Сочетание дистанционного и традиционного обучения в высшей профессиональной школе» (научный руководитель - к.т.н Ю.А.Баскаков) разработаны вариативные модели сочетания

дистанционных технологий с очной и заочной формами обучения. При проектировании моделей использованы принципы: непрерывности, преемственности, практической направленности, оптимального сочетания реального и виртуального. Модель «Очно-дистанционное» создает информационно - образовательную среду для углубления знаний, самостоятельной работы, специализации, освоения индивидуальных программ.

Модель «Заочно-дистанционное» организована по типу экстерната с применением средств телекоммуникаций для обеспечения процесса обучения, онлайн консультаций, тестирования и проведения сессий (экзаменов). Повышенная степень интерактивности компенсирует недостаточность технологий традиционного заочного образования. Основные особенности модели - реальное взаимодействие между преподавателем и обучаемым, которое может приближаться по форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении; быстрая доставка учебных материалов в электронном виде; оперативный доступ к базам знаний, тестирование знаний в дистанционном режиме; возможность реализации удаленного сетевого доступа к виртуальному лабораторному оборудованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.