Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ'

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ДИСГАРМОНИЯ / ИНТЕРНАТ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кривчикова Т.А., Кривчикова Л.А.

В статье поднимается вопрос адаптации детей-сирот. Встречается множество причин, по которым ребенок попадает в детский дом, в результате чего он сталкивается с тяжелым периодом адаптации: новое место, люди, непонимание происходящего, потеря близких. Для помощи необходимо учитывать особенности ребёнка и следовать определенным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN

The article raises the issue of adaptation of orphaned children. There are many reasons why a child ends up in an orphanage, as a result of which he faces a difficult period of adaptation: a new place, people, misunderstanding of what is happening, loss of loved ones. To help, it is necessary to take into account the characteristics of the child and follow certain conditions

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 37

Кривчикова Т.А.

студентка 2 курса

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(г. Белгород, Россия)

Кривчикова Л.А.

воспитатель

ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка»

(г. Белгород, Россия)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: в статье поднимается вопрос адаптации детей-сирот. Встречается множество причин, по которым ребенок попадает в детский дом, в результате чего он сталкивается с тяжелым периодом адаптации: новое место, люди, непонимание происходящего, потеря близких. Для помощи необходимо учитывать особенности ребёнка и следовать определенным условиям.

Ключевые слова: адаптация, социальная адаптация, дисгармония, интернат, социальная среда.

Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

Социальная адаптация - это процесс, в результате которого один или более человек приспосабливаются к социальной среде.

На сегодняшний день дети-сироты, проживающие в учреждениях интернатного типа, часто сталкиваются с проблемами социальной адаптации. Это одна из основных причин дисгармонии личности. В раннем возрасте дети нуждаются в тесном эмоциональном контакте со значимыми взрослыми людьми. Нарушение механизмов этой связи приводит к различным болезням. Более 50%

264

детей-сирот имеют задержку психического развития, недоразвитие речи, трудности в построении коммуникации и новыми знакомствами.

Воспитание в детском доме само по себе может привести к получению ребенком серьезных заболеваний. Исследования ученых отмечают, что развитие детей в детских домах происходит особым способом, что оставляет свои следы на личности, его характере и поведении.

Как и в любой социальной среде адаптацию ребенка в детском доме можно разделить на следующие этапы:

1. Острый период, или период дезадаптации. На данном этапе прослеживается ярко выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микро - социальной среды. В это время наиболее выражены сдвиги в поведенческих параметрах -взаимоотношения со взрослыми, детьми, речевой активности, игре и т.д. Существует ряд признаков, характеризующих нарушения в соматическом состоянии (уменьшение массы тела, снижение сопротивляемости к инфекциям и

др.).

2. Подострый период, или собственно адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие формы оведения. Уменьшаются отклонения в различных системах, но происходит это не синхронно. Быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней), более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния. Медленнее всего приходят в норму игра и речевая активность (до 60 дней).

3. Период компенсации, или адаптированности к данным социальным условиям, когда жизнедеятельность организма нормализуется.

Ситуация, когда ребенка отдают на усыновление. И вдруг оказывается, славный малыш превратился в озлобленного зверька: ничего не хочет, не ест, не спит, капризничает. В конце концов, ребенок заболевает или выдаёт выраженные невротические реакции, у него развивается тяжелый адаптационный синдром. Этого можно избежать если:

1.Будущие родители должны в течение длительного времени (1 - 3 мес.) навещать ребенка в доме ребенка, наблюдать особенности его поведения в группе.

2. Завязать с ребенком личностные эмоциональные отношения, с тем чтобы ребёнок радовался их приходу. Надо больше общаться с ребенком, играть, гулять, брать на руки, чтобы появилось чувство защищенности в присутствии именно этого взрослого.

Как помочь ребенку в адаптации:

1. Поддержка ребенка.

Помогите ребенку справиться со страхом перед неизвестностью: проявляйте внимание к его чувствам, сообщайте ему о планах на будущее, обсуждайте их с ним, обсуждайте с ним семейные правила. Поддерживайте связи ребенка с его друзьями, воспитателями детского дома, родственниками и другими значимыми для него людьми.

2. Игра.

Настольные игры, жмурки, домашний, театр, снежки... Игра - это такое времяпрепровождение с ребенком любого возраста, в котором забываются тревоги, снимается напряжение, развиваются теплые доверительные отношения и контакт».

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в современных условиях является наиболее актуальной. Дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют особую группу, которая нуждается в помощи социальной адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://yandex.ru/search/?text=практикум+по+культуре+речевого+общения +самосенкова&1г=4&сШ=2413688-

71 &win=561 &suggest_reqid=791321304166437648410507160551301

2. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/10/09/osobennosti-adaptatsii-detey-v-dome-rebenka

3. https://studbooks.net/966669/pravo/osnovnye_problemy_detey_sirot_detey_ost avshihsya_popecheniya_roditeley

Krivchikova T.A.

2nd year student Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)

Krivchikova L.A.

educator

Prokhorovsky Child Development and Socialization Center

(Belgorod, Russia)

SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANED CHILDREN

Abstract: the article raises the issue of adaptation of orphaned children. There are many reasons why a child ends up in an orphanage, as a result of which he faces a difficult period of adaptation: a new place, people, misunderstanding of what is happening, loss of loved ones. To help, it is necessary to take into account the characteristics of the child and follow certain conditions.

Keywords: adaptation, social adaptation, disharmony, boarding school, social environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.